Развитие ребенка с особенными потребностями

Светлана Лебедева
Ребенок с особыми образовательными потребностями

Консультация для родителей

«Ребенок с особыми образовательными потребностями»

Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие.

Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего общества — оно поворачивается лицом ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию.

В настоящее время вытесняется понятие аномального ребенка, ребенка с нарушениями в развитии, ребенка с отклоняющимся развитием. Общество больше не делится на «нормальное» большинство и «ненормальное» меньшинство.

Границы между нормальным и аномальным ребенком призрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия.

Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными.

Итак, что же подразумевает термин «дети с особыми образовательными потребностями»?

Новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним.

Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины «аномальные дети», «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в развитии» и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека.

Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

Термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен потому, что он ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном ребёнке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социокультурными факторами.

Несмотря на то, что данный термин появляется в России позже, чем в США и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина «дети с особыми нуждами» («Children with Special Needs»). Содержание термина «дети с особыми образовательными потребностями» отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребёнка с нарушениями в развитии как ребёнка, нуждающегося в «обходных путях» достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования.

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии.

Дети с особенностямипсихофизического развития разделяются по следующим категориям:

— с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);

— с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);

— с нарушениями интеллекта (умственно отсталые, с задержкой психического развития);

— с речевыми нарушениями;

— с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

— со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые и др.);

— с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.

Логичным и обоснованным может быть принято определение, которое дает французский ученый Г.Лефранко: «Особые потребности – это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал».

Ярким событием для мирового педагогического сообщества является прошедшая под эгидой ЮНЕСКО в 1994 г. в Испании (г. Саламанка) Всемирная конференция по образованию лиц с особами потребностями. В итоге в педагогику введен термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования. Сегодня можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ООП в образовательном процессе обычных образовательных учреждений, но в большей мере перестройку системы массового образования и учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения образовательных потребностей всех категорий детей.

Если мы говорим об инклюзивном образовании, то имеем в виду, прежде всего, особые образовательные потребности у детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии.

Инклюзивное образование – это система образовательных услуг, которая базируется на принципе обеспечения основного права детей на образование и права обучаться по месту проживания, что предусматривает обучение в условиях общеобразовательного учебного заведения.

Сторонники этой образовательной системы считают, что таким образом дети будут наилучшим образом подготовлены к реальной жизни. А скептики опасаются, что на педагогов будет розложена слишком большая ответственность за детей с ООП в то время, как сами педагоги не будут иметь соответствующей подготовки и необходимых ресурсов. И это приведет к тому, что детям с особенностями развития будет уделяться гораздо больше внимания, чем обычным детям – а значит общий уровень образования снизится.

Современные научные представления позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития.

• Время начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. (Так, если нарушение слуха или зрения ребенка выявлено в конце первого месяца его жизни, то немедленно должно начинаться и специальное обучение. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии, все усилия взрослых направляются исключительно на попытку лечения ребенка, реабилитацию средствами медицины.)

• Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. (Например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально-бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно-отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.)

• Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка. (Например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т. п. ;

• В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

• В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.

• В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др., во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.

Особая организация обучения.

— К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения.

— Необходимо максимально расширить образовательное пространство за пределы специального образовательного учреждения, интегрировать ребенка в общество.

— Большая продолжительность процесса образования и выход его за пределы школьного возраста.

— Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.

Дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Появление термина «ребенок с особыми образовательными потребностями» подчеркивает важность такого подхода.

Источник

Е.Л. Гончарова «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

О.И. Кукушкина «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании) – это вновь возникший и еще не устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав.

В настоящее время он вытесняет из широкого употребления термины «аномальный ребенок», «ребенок с нарушениями в развитии», «ребенок с отклонениями в развитии» и конкретизирующие их специальные термины («дебил», «идиот», «даун», «спастик», «алалик», «дизартрик», и др.) как ярлыки, воспринимаемые как обозначение ненормальности, неполноценности человека.

Выражая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы к фиксации их потребностей в особых условиях и средствах образования. Он подчеркивает ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

Термин «ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании)» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен поскольку ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном ребенке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социо-культурными факторами.

Несмотря на то, что данный термин появляется в России позже, чем в Америке и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина «дети с особыми нуждами» («Children with Special Needs»).

Содержание термина “дети с особыми образовательными потребностями|” органично отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребенка с нарушениями в развитии как нуждающегося в «обходных путях» достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования.

Современные научные представлений позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития.

  • Время начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. (Так, если нарушение слуха или зрения ребенка выявлено в конце первого месяца его жизни, то немедленно должно начинаться и специальное обучение. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии, все усилия взрослых направляются исключительно на попытку лечения ребенка, реабилитацию средствами медицины.)
  • Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. (Например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально- бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно-отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.)
  • Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка. (Например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т.п.
  • В особой организации обучения — потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды (Так, например, дети с аутизмом нуждаются в особом структурировании образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать свое поведение).
  • В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения. В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.
  • В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др.), во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.

Понятие «ребенок с особыми образовательными потребностями» нуждается в дальнейшей разработке. Так, представляется необходимым дифференцированное описание, определение и осмысление

  • особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития;
  • общих образовательных потребностей разных категорий детей применительно к одним и тем же задачам и этапам развития;
  • вариантов особых образовательных потребностей конкретных детей по отношению к разным этапам развития и индивидуальным образовательным маршрутам и др.

Печать

Библиография

Будет напечатана текущая страница статьи

Распечатать фрагмент

Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики. 2002. Альманах №5 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami
(Дата обращения: 29.03.2020)

Источник

Дети с особыми потребностями. Дети, требующие к себе особого внимания. Дети… Они просто дети. Они, как и все дети, хотят любви и заботы о себе. И я люблю их. Люблю сильно, люблю тепло, люблю как мама.

Недавно мальчик Гриша, у которого ДЦП, сделал свои первые самостоятельные шаги. Когда видишь это, слезы наполняют глаза. Слезы радости, слезы счастья.
А Саша уже умеет показывать, как клюет курочка, как летают птички. Раньше он «не видел» и «не слышал» никого, а сейчас он уже посещает группу и делает свои первые успехи.
И таких детей у меня много. И каждый идет своим путем, своим маршрутом. И им очень нужно, чтобы рядом с ними были любящие родители, внимательные психологи, педагоги.

Помню себя еще студенткой-первокурсницей, которая писала свою первую курсовую по патопсихологии. Помню, как потом я взахлеб читала книги по детской психиатрии и специальной психологии, как хотела устроиться на работу в психоневрологическое отделение. Не получилось.
Зато совершенно случайно получилось попасть в Львовский Центр «Джерело», который работает с детьми с особыми потребностями. И там я поняла, что много могу дать этим детям.

Больше десяти лет я работаю детским психологом и только последние два года с детьми с особыми потребностями. За эти два года собрались некоторые наработки, советы, рекомендации. И я хочу ими поделиться с вами, родителями.
Мои статьи — это не поучения. Родителей не надо учить, они для нас сами — учителя. Они знают и чувствуют своих детей так, как не может их почувствовать никто другой.
Мои статьи — это своеобразная обратная связь. Мы вместе будем что-то вспоминать, понимать, переоценивать и узнавать. Родителям часто не хватает времени читать специальную литературу, осваивать новые методики. В своих статьях я буду объединять личный опыт и информацию, взятую из книг (автора и название буду указывать).

То, что нужно знать каждому
Советы на каждый день для родителей всех детей, независимо от того, какие у них особенности – задержка развития, синдром Дауна, ДЦП.

1. Создайте обстановку для игры.
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра. И все чему мы хотим научить, что хотим развить, надо делать играючи.
Для начала выберите время игрового занятия. Вы не должны никуда спешить и вас никто не должен отвлекать. А ваш малыш должен быть бодрым и энергичным, не уставшим и не голодным.

Начиная занятия с ребенком, выключите все источники постороннего шума – телевизор, радио, телефон. Это поможет малышу сконцентрироваться на том, что вы ему говорите, а шум на заднем плане в таких случаях очень мешает.
Во время занятий или разговора с ребенком, старайтесь всегда находиться с ним на одном уровне и лицом к нему, тогда малыш сможет без труда установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать, что вы делаете, и копировать ваши действия.
Обязательно определитесь, где вы будете проводить занятия – в какой комнате, на ковре или за столом. При выборе учитывайте главное условие – как можно меньше отвлекающих факторов (а ими могут быть не только игрушки и предметы окружения, но даже рисунок на обоях). Чаще рекомендуют проводить занятия за пустым столом. Вы по очереди даете ребенку те или иные игрушки, и после выполнения задания сразу убираете их из поля его зрения. Важно, чтобы все задания были вами заранее продуманы, а соответствующие игрушки лежали рядом с вами. Хождение и поиск игрушек по комнате сразу отвлечет ребенка, и эффективность занятия снизится.

Для того чтобы облегчить ребенку путь к успеху в овладении навыком, разбивайте задачу на маленькие шаги. Не пытайтесь обучить его новому виду деятельности за один прием. Ребенок должен знать, чему конкретно его учат, за что хвалят, и что должно у него получится. Например, когда приучаете ребенка к горшку, начните с главного – умения делать свои дела в горшок.

Радуйтесь этому и хвалите. Все другие операции – снимать штанишки, затем натягивать их — он будет осваивать постепенно. Будьте терпеливы, и ребенок начнет сам выполнять все, что от него требуется, сначала под вашим наблюдением, а затем и самостоятельно. Главное, начинайте с самого легкого задания и усложняйте его последовательно. Можно заниматься и «наоборот», меняя очередность действий.
Методом «обратной последовательности» хорошо учить ребенка складывать пазлы, различные вкладыши с геометрическими фигурами. Взрослый складывает все элементы картины, кроме последнего. Пусть ребенок положит его сам и обрадуется получившейся картинке. Не забывайте хвалить ребенка за то, что он сложил картинку. И не забывайте, чем больше вы облегчите ребенку задачу в начале обучения, тем охотнее он будет учиться дальше.

Родители часто замечают, что хорошие игрушки не вызывают у их малышей никакого интереса, в отличие кастрюлек, ложек, вилок и бельевых прищепок. Но в этом нет ничего страшного, для обучения подойдут любые средства. Можно отрабатывать навык сортировки сначала с большими и маленькими ложками, затем с красными и синими носками, с орехами и киви и т.д. Главное, чтобы малышу было интересно. Не забывайте хвалить и вознаграждать его за успехи и просто так.

Что такое вознаграждение? Им могут быть любимые лакомства, ласки и поцелуи, игры в любимую игру или занятия любимым делом. Но самое главное, «награды» должны быть небольшими, выдаваться сразу и оставаться под вашим контролем. Если, например, вы «награждаете» ребенка печеньем, спрячьте пакет с ним у себя за спиной и выдавайте малышу по одной штуке за каждое выполненное задание. Если после первого же успеха вы отдадите ребенку весь пакет, на этом ваше занятие и закончится. Маленькому ученику необходимо осознавать прямую связь между своими действиями и наградой.
Обещание типа «сделай то-то и то-то, и за это мы завтра покачаемся на качелях» дети понимают, только когда становятся старше. Важно помнить, что если вы не хотите всю жизнь подкупать ребенка конфетами, следует постепенно снижать значение «награды» и добиваться, чтобы ребенок получал удовольствие от своего успеха.

В статье использованы материалы из книги Сары Ньютен «Игры и занятия с особым ребенком», Москва, 2004 г.

Валерия Кукса, руководитель Центра ранней помощи для детей с задержкой психического развития, расстройствами речи, синдромом Дауна, аутистов

Центр ранней помощи для детей с задержкой психического развития, расстройствами речи, синдромом Дауна, аутистов

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции

Источник