Развитие ребенка с ограниченными возможностями в школе

Развитие ребенка с ограниченными возможностями в школе thumbnail

Закон «Об образовании в РФ» гарантирует равные условия для получения качественного образования всем детям, включая тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Это означает, что все школы по желанию родителей и направлению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) обязаны принять учеников с особыми образовательными потребностями и обеспечить для них специальные условия для получения образования. Для обозначения совместного обучения в законе употребляется термин «инклюзивное образование», который все активнее входит в нашу повседневную жизнь.

Как это было раньше?

Но так было не всегда. До того как Закон «Об образовании в РФ» вступил в силу, обучение детей с ОВЗ было «делом рук самих утопающих», то есть родителей таких детей. Все зависело от их силы воли и стремления достичь желаемой цели.

Еще недавно полагали, что дети с синдромом Дауна необучаемы, рождение такого ребенка считалось чуть ли не приговором. Однако благодаря усилиям заботливых и целеустремленных родителей такие дети способны добиться многого.

Об этом написал телеведущий и журналист Михаил Комлев в книге «Как общаться с солнечными детьми?».

Мы поговорили с родителями таких детей, чтобы представить себе ситуацию недавнего прошлого.

«Сейчас у людей столько возможностей для образования детей-инвалидов, а в наше время (в 1990-е годы) такого не было, — вспоминает Зинаида Вострикова, мама Андрея с синдромом Дауна. — О том, чтобы отдать сына в обычную школу, я даже не мечтала, поскольку с большим трудом мне удалось его устроить в коррекционную. И то не с первой попытки, поскольку во многих местах директора трясли передо мной приказами и постановлениями, согласно которым дети с синдромом Дауна необучаемые и в такие школы не принимаются. Но все-таки нашлись люди, которые отнеслись с пониманием и помогли нам поступить на обучение в коррекционную школу. Но я и сама очень старалась, много с ним занималась, учила его писать и читать».

По окончании школы Андрей выучился на кондитера, но по специальности работу с таким диагнозом не найти, по крайней мере в Воронеже, где он проживает.

Тем не менее жизнь Андрея складывается успешно: он чемпион специализированной Олимпиады по спортивной гимнастике. Сейчас ему 31 год.

овз1.jpg

Рамзия Зарипова, мама Лейсан, у которой тоже диагноз «синдром Дауна», в свое время была вынуждена преодолеть немало препятствий для того, чтобы дать образование дочери.

Условий в небольшом поселке в Республике Татарстан, где проживает их семья, для этого практически не было. Попытки организовать для Лейсан надомное обучение не увенчались особым успехом: учителя приходили редко, о том, как обращаться с таким ребенком, представления не имели. Тогда родителям Лейсан пришлось самим взяться за образование дочери, более того, немало усилий они потратили на то, чтобы привить ей интерес к спорту, и это им удалось в полной мере.

Сейчас Лейсан 22 года, она увлекается настольным теннисом, является тренером по танцевальной Zumba и с недавних пор начала заниматься силовой Zumba. На ее счету несколько побед во всероссийских и международных спортивных соревнованиях и конкурсах.

Рамзия Зарипова ведет страничку в Facebook, на которой делится успехами своей дочери и старается вселить оптимизм в других. Вот лишь некоторые цитаты:

«Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать».

«Мы сами придумываем себе проблемы, преграды, комплексы и рамки. Освободи себя – вдохни жизнь, и поймешь, что ты можешь все».

«И сегодняшний день прошел не зря. Идем домой после тренировок. Лейсан вся светится от счастья. Ее улыбка придает мне силы, вдохновляет, мотивирует. Вместе с Лейсанкой я и себя настраиваю на успех, шепчу про себя: «Только не ленись, только не переживай, все у тебя получится!» Нам ни в коем случае нельзя отрывать взгляд от своей цели. Если ты в себя не веришь, кто же поверит? Нужно постараться сделать жизнь вокруг себя красивой. Когда мы сильно этого хотим, вся Вселенная будет способствовать этому. Всем добра!»

Читайте также:

Инклюзивное образование в России: разрушая барьеры и создавая условия

Вот еще одна судьба человека с синдромом Дауна — Влада Ситдикова из Москвы (сегодня он чемпион по жиму штанги).

С образованием ему повезло чуть больше, чем Лейсан Зариповой и Андрею Вострикову, — может быть, благодаря тому, что он москвич.

«Влад весьма успешно учился в обычной школе до 7-го класса. Потом я сама, по собственной инициативе, перевела его в коррекционную школу, — рассказывает его мама Марина Ситдикова. — Мне хотелось, чтобы он овладел навыками самообслуживания, и хотя я его сама этому учила, но в школе, как мне тогда казалось, условий для этого больше. У них была специальная комната, оборудованная всей необходимой бытовой техникой: холодильником, стиральной машинкой, духовкой. Но, как потом выяснилось, детям эти приборы только показывали и объясняли, как этим пользоваться, а на практике не разрешали ни к чему прикасаться. Правда, в мастерских их обучали работать по дереву на станках.

А вот психологической помощи никакой ребятам не оказывалось, хотя психолог в школе работал, и был кабинет психологии, но там ребята только смотрели мультики.

В общем, я в коррекционной школе разочаровалась. При наличии ресурсов, хорошего оборудования должной работы с детьми не проводилось, и многое оказалось фикцией.

Боюсь, что инклюзивное образование тоже станет фикцией, если учителя не захотят заниматься с такими детьми, а родители здоровых учащихся будут сопротивляться совместному обучению».

«Можно иметь какие угодно ресурсы, но они не сработают, если у людей «разруха в головах», — делает вывод Марина Ситдикова.

День сегодняшний: программы, нормативы, ресурсные классы

В п. 3 ст. 79 закона об образовании подробно разъясняется, какие именно условия должны быть созданы для детей с ОВЗ: от использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания до организации доступа в здания школ и «другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». В п. 4 ст. 79 уточняется, что образование таких обучающихся может быть организовано как в отдельных учреждениях, так и в обычных школах – в отдельных классах, группах или совместно с другими детьми.

овз2.jpg

Адаптированные программы

В 2015 году был принят ФГОС для детей с ОВЗ, предусматривающий 4 типа адаптированных основных общеобразовательных программ.

1-й вариант: обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения;

Читайте также:  Развитие мышления ребенка раннего возраста

2-й вариант: обучающийся получает такое же образование, как дети без ограничений по здоровью, но в пролонгированные сроки обучения;

3-й вариант: обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью);

4-й вариант: обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития).

Подробнее об адаптированных основных общеобразовательных программах читайте здесь.

На основе каждого варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР) для детей с ОВЗ.

Кроме этого, разработаны СанПиНы, регламентирующие количество детей с ОВЗ в обычном классе.

Подробнее здесь: Инклюзивное образование в России: вопросы и ответы

Ресурсные классы

Вместе с понятием «инклюзивное образование» педагогический лексикон обогатился термином «ресурсный класс», который создается для детей с ОВЗ в стенах общеобразовательной школы. Предполагается, что такие классы обладают всеми необходимыми «ресурсами»: специалистами, методиками, оборудованием.

В настоящее время отрабатывается 3 модели инклюзивного образования:

  • Ребенок с ОВЗ находится в обычном классе, но в сопровождении тьюторов или других специалистов.
  • Ребенок с ОВЗ учится в ресурсном классе, где для него созданы особые условия, но есть предметы, которые он изучает вместе с обычными детьми (музыка, ИЗО, физкультура, технология, окружающий мир), а также участвует во внешкольных мероприятиях.
  • Ребенок с ОВЗ учится в автономном ресурсном классе, но в стенах обычной школы, с выходом на общие мероприятия, с большими возможностями для социализации в среде сверстников.

О том, как работает ресурсный класс на практике, рассказывает Наталья Лахина, учитель ресурсного класса школы № 9, г. Воронеж:

«1 сентября 2015 года в нашей школе был открыт ресурсный класс для подготовки к совместному обучению детей с РАС (расстройством аутистического спектра). Если диагноз РАС ничем не отягощен, ребенок может обучаться вместе со всеми, у него необходимо сформировать только навыки общения, и он может заниматься по обычной программе. Если сопутствующий диагноз «задержка психического развития», то он нуждается в пролонгированном обучении, по завершении которого может получить аттестат. Однако есть такие нарушения, при которых дети не смогут получить цензовое образование, и тогда для их обучения должны быть созданы условия обучения по адаптированной программе».

Нина Овчарова, тьютор ресурсного класса школы № 92, г. Воронеж:

«Есть несколько критериев, по которым мы видим, готов ли ребенок к переводу в общеобразовательный класс. При этом уровень инклюзии бывает разным: одни дети готовы к совместному обучению на 100%, другие на 60%, то есть они могут посещать занятия по некоторым предметам (например, физкультуру, технологию, ИЗО), остальные дисциплины изучаются индивидуально».

Смотрите также: Экскурсия по инклюзивной школе «Ковчег»

Уроки доброты

Педагоги отмечают, что введение инклюзивного образования требует специальной предварительной подготовки, в процессе которой происходит не только обучение педагогов и разработка методических, правовых документов, но также психологическая подготовка родителей и детей из обычного класса к принятию сверстников с различными нарушениями здоровья.

Это чрезвычайно важный, а может быть, и самый главный момент, без которого инклюзивное образование просто не состоится.

На вопрос о том, как преодолеть эти трудности, отвечают специалисты-практики.

Ирина Жидкова, заместитель директора по коррекционной работе Котовской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Тамбовская область:

— Самая большая проблема — научиться работать с такими детьми и принимать их особенности. Мы должны относиться к ним уважительно и учитывать их интересы. Если мы будем толерантны по отношению к таким детям, то многие трудности будут сняты.

Анна Кузнецова, дефектолог, учитель класса для детей со сложными и множественными дефектами красноярской общеобразовательной школы № 5:

— Сейчас многое делается для просвещения людей в этом плане: по телевидению идет социальная реклама под лозунгом «Люди так не делятся», документальные фильмы, такие как «О любви», «Антон тут рядом».

Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет. Общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему в будущей взрослой жизни.

Начиная с детского сада, надо проводить уроки доброты. Малыши нормально воспринимают своих сверстников с различными нарушениями, у них нет отторжения по отношению к ним. Если вся группа после детского сада переходит в первый класс вместе с больными ребятами, никаких проблем с инклюзией в школе уже не возникнет.

Для «обычных» детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности приведет к наиболее внимательному и заботливому отношению к окружающему миру.

В свою очередь, детям с особенностями развития постоянное общение со здоровыми сверстниками дает возможность выстраивать модель здоровой нормальной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала.

Нельзя не оценить тот момент, что инклюзивное воспитание и образование дает семье ребенка с ОВЗ возможность жить полноценной жизнью, дает возможность стремиться вместе с ребенком к успешности, к дальнейшему развитию личности, к достижению поставленных целей.

Это интересно: О правах ребенка

Роман Реуэль, директор школы «Ковчег», г. Москва:

— В школе надо создать такие условия, которые заинтересуют всех детей — и с ограниченными возможностями, и здоровых. Например, в кружок керамики у нас ходят самые разные дети, в ансамбле скрипачей наряду с обычными детьми играет слабослышащий мальчик.

Сейчас при школе действует ипподром, несколько музеев, в том числе Музей кочевой культуры, в котором размещены подлинные экспонаты из Монголии, Киргизии, Ямало-Ненецкого автономного округа. Музей предполагает интерактивные методы работы с учащимися. Мальчики здесь могут ощутить себя в роли табунщиков, оленеводов и охотников: их учат бросать аркан, правильно и метко стрелять из лука. Девочки стараются освоить роль хозяек – учатся делать нити из жил оленя, берестяную посуду, собирать юрту. Музей был создан 13 лет назад, чтобы в живой, интересной форме рассказывать детям о разных народах. Мы работаем с особыми детьми, не похожими на их сверстников. И мы учим детей хорошо относиться к людям, которые на них не похожи.

Музей и школа выполняют одинаковые задачи.

Михаил Комлев, телеведущий, журналист, автор книги «Как общаться с солнечными детьми?», дает рекомендации педагогам, как строить отношения с детьми, имеющими синдром Дауна:

Читайте также:  Детско родительские отношения как фактор развития ребенка

  • Главный совет – любить, понимать, принимать и не закрываться от них, быть толерантными ко всем. Когда родители, педагоги, дети будут на одной волне, то все будут услышаны и поняты.
  • Надо менять сознание и отношение людей к таким детям. Люди меняются в лучшую сторону, когда к ним приходят «солнечные» дети. Они должны заниматься в обычных школах, потому что они учат людей пониманию, состраданию.
  • Совет учителю: ребенок с синдромом Дауна — особенный и к нему требуется особый подход. Невозможно требовать от него того же самого, что и от обычных учеников. Такие ребята не смогут учиться по общей программе, хотя многие из них достигают успеха, если к ним правильно относиться.
  • Надо больше общаться с «солнечными» детьми внеурочно, ходить на различные мероприятия (спортивные, театральные) с участием таким детей, чтобы глубже их понять. И когда педагоги начнут их понимать, они к ним совсем по-другому будут относиться и других детей научат этому. Это большая ответственная работа.

Социализация детей с ОВЗ

Стандарты для детей с ОВЗ наряду с академическим компонентом предусматривают и социализацию ребенка, причем, чем глубже интеллектуальные нарушения в его развитии, тем больше времени потребуется на решение этой задачи. Как в связи с этим должна перестроиться урочная и внеурочная деятельность школы?

Отвечает Елена Дробышева, учитель-логопед школы № 29 Энгельсского муниципального района Саратовской области:

— Учитель должен знать и учитывать в своей работе с особенными детьми множество разнообразных нюансов, придерживаясь принципа «Не навреди!». Допустим, дети с интеллектуальными нарушениями не способны на слух воспринять материал, многие понятия они способны усвоить только благодаря зрительным ориентирам и тактильным ощущениям. Внеклассная работа тоже должна быть индивидуализирована и направлена на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка в тех областях, в которых он проявляет особые способности. Например, если ребенок с аутизмом не может петь и танцевать, но прекрасно рисует и лепит, предоставьте ему такую возможность. Важно у ребенка с каким-либо ограничением здоровья найти тот сохранный ресурс, благодаря которому можно с ним двигаться дальше. Способности каждого надо развивать, только тогда ребенок даст нам положительную динамику развития и достигнет успеха в той или иной области. И конечно, большое внимание надо уделять успешной социализации и дальнейшей профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социализация — это еще и экскурсии, на которых дети учатся себя правильно вести в общественных местах, и походы в магазин, где оттачивается умение общаться с продавцом и считать сдачу, и заказ платья в ателье. Это важно для умственно отсталых, для слепых, глухих детей. Самостоятельно они к этому не придут, это требует специального обучения.

Конечно, ответить в одной статье на все вопросы про инклюзивное образование невозможно. Тема эта новая и многогранная.

А пока ответим на главный вопрос: что такое инклюзивное образование?

Инклюзивное образование — это не только доступная среда, но и готовность педагогов и детей встречать таких ребят. Нужно быть готовыми постоянно меняться самим и менять уклад школы, расписание занятий. Школа должна подстраиваться под особенности каждого ребенка и работать с родителями.

Ольга ДАШКОВСКАЯ

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

Источник

МБОУ «Стародрожжановская начальная школа – детский сад»

Обучение детей с ОВЗ

 в едином образовательном пространстве

(из опыта работы)

Подготовила

 учитель начальных классов

Алимова Д.А

Август , 2018 год

Обучение детей с ОВЗ в едином образовательном пространстве.

          В современном мире происходит удивительно быстрый и динамичный процесс преобразований  в структурах здравоохранения и образования. За последние десять лет ряд законодательных реформ  изменил критерии оценки эффективности функционирования образовательной системы. Запросы современного социума диктуют укрупнение и слияние образовательных  структур. Вместо изолированности  системы специального образования с отдельными попытками частичных форм интеграции  в конкретных образовательных   учреждениях на смену приходит максимальное слияние и взаимопроникновение систем общего и специального образования. Государством РФ взят курс на всеобщую интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее будем называть ОВЗ) в среду нормально развивающихся сверстников. Это становится необходимостью, тем более, что с  начала 21 века в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. Кто же такие дети с ограниченными возможностями здоровья? Всем присутствующим здесь известно, что это лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность. Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

       Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывало и вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа?  Не будет ли мешать присутствие детей с ОВЗ остальным ученикам? Эти  и многие другие  вопросы остро возникли у нас три года назад, когда в нашем классе появилась ученица с ОВЗ. Началась  и  продолжается по сей день кропотливая работа по организации и реализации учебного процесса обычных детей и учащейся  с ОВЗ.  Чтобы организовать её образовательную деятельность, мне пришлось изучить особенности психологического развития детей с ДЦП и ЗПР через специальную литературу, дистанционные семинары, личные наблюдения, тесное сотрудничество с коллегами из спецшкол и с родителями. Всё это мне помогло понять, что патология таких детей в психической сфере проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Девочка быстро утомляется, имеет низкий уровень восприятия учебного материала. Обозначив для себя проблему, я стала искать пути её решения. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми стал, конечно, индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.  Напомню, что при обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Читайте также:  Этапы и стадии психического развития ребенка позволяет выделить

Мной, как педагогом используются следующие методические приемы:

  • Поэтапное разъяснение заданий;
  • Последовательное выполнение заданий;
  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
  • Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
  • Близость к учащимся во время объяснения задания.
  • Перемена видов деятельности:
  • Чередование занятий и физминуток;
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  • Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
  • Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
  • Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  • Оценка переделанных работ;

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности

В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, при устном счете — плохое и фрагментарное выполнение задания. В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно в первые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.

       Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.

       Трудности обучения русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.

        С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание я уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.

       Прочные знания — это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.

Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс.

Повторение — это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:

  1. индивидуальный подход;
  2. предотвращение наступления утомляемости;
  3. активизация познавательной деятельности;
  4. проведение подготовительных занятий;
  5. обогащение знаниями об окружающем мире;
  6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  7. проявление педагогического такта.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

  • выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  • создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
  • выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
  • осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
  • ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.

       Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Созданные условия позволили ученице адаптироваться к школьной жизни, стать полноправной участницей образовательного процесса.

И завершении хочу сказать, что «у каждого ребёнка свой путь развития способностей и наша задача как педагогов помочь найти этот путь»

Источник