Развитие ребенка с момента рождения до 5 лет
Воспитание – это совсем не простой процесс. Не всегда понимаешь ни своего ребенка, ни себя. Очень часто родители сталкиваются с тем, что не знают как правильно поступить или как себя вести в той или оной ситуации. Ведь дети очень непредсказуемы.
Но, к счастью, можно выделить некоторые особенности, кризисы и спираль развития крохи. Это поможет понять и найти подход к своему чаду в моменты капризов и обид.
Игорь Комар
Спортивный директор детского клуба Champion Kids и папа троих детей
Период младенчества (от рождения до 1 года)
Особенность этого возраста в том, что кроха абсолютно беспомощен как биологически, так и социально. Удовлетворение потребностей зависит только от взрослых людей. Поэтому самое главное это время – освоение взаимодействия с миром. В этом время очень помогают игрушки, они решают сразу несколько функций:
- развитие органов чувств (зрение, слуха и сенсорики);
- изучение мира (информация о цвете, размере, форме игрушек, их пространственном расположении);
- развитие моторики (крупной и мелкой).
Все они должны быть разными, контрастными, сделаны из разных материалов и форм – это приведет к усовершенствованию органов чувств малыша. Речь в младенческом возрасте имеет оттенок аутичности: только формат четкости произношения отдельных звуков и их сочетаний.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Это интересно: ученые выяснили, что помогает и мешает развитию ребенка
Период раннего детства ( от 1-3-х лет)
В это время кроха уже имеет некоторую самостоятельность. Может что-то сказать, ходить и бегать. Он все изучает и исследует. Наблюдает за взрослыми: как они себя ведут с предметами, между собой. Через подражание вырабатывается адаптация к обществу, предметам и действительности. Поэтому важно показывать малышу разные манипуляции с игрушками и предметами, а потом просить повторить. И еще полезно делать все вместе: рисовать, делать аппликации, строить из кубиков башни. А также трогать руками и изучать пуговицы, молнии, шнурки, разные ткани.
Для крохи до 3-х лет – это время открытий. Он уже не просто видит предмет, а еще изучает их свойства, назначение и технические особенности. А тот факт, что малыш тоже может взаимодействовать самостоятельно с объектом, как взрослый, рождается феномен «Я», «Я сам». Это приводит к формированию личности и понимания собственного я, самооценки и самосознания.
В речи появляются предложения, обдуманные и связные фразы, освоение грамматического состава и увеличение словарного запаса.
Младший дошкольный возраст (от 3-5 лет)
Ох, уж эти сладкие 3 года: кризис, истерики, желание все делать наоборот. Из-за развитой речи, самооценки, способности передвигаться появляется и ощущение соразмерности со взрослыми, у чада появляется желание все делать самостоятельно. И он хочет активно участвовать во взрослой деятельности.
Поэтому игры в это время должны идти в сюжетно-ролевом формате, чтобы ребенок понимал, моделировал и правильно функционировал в мире старших. Для малыша это не просто игра. В этот момент создает он мнимые ситуации, переносит свойства одного предмета на другой. Приобщает и отождествляет себя с миром.
Речь в этом возрасте активно развита. Появляются сложноподчиненные предложения, предлоги и сложные союзы. К 5-ти годам кроха может уже пересказывать сказки, сам сочинить рассказ, обосновывать ответы на вопросы, успешно группировать и классифицировать предметы, делать упражнения на развитие дикции, создавать театральные игры.
Родители, прислушивайтесь к своим детям, проводите с ними время, играйте, учитесь у них непосредственности и открытости. А они у вас — логике, структурированности и опыту!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Раннее развитие ребенка: 5 аргументов «за» и «против»
Ученые Гарварда: 6 секретов, как воспитать доброго ребенка
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.
Редактор: Оксана Бесага
Понравилась статья? Оцените:
Загрузка…
Источник
Любой родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего: хорошую школу, верных друзей, правильное воспитание. Но чтобы малыш всего этого добился, с ним нужно заниматься, причем не только физической культурой, но и развитием речи, мелкой моторики, эмоциональной сферы. Психологи утверждают, что возраст от 0 до 5 лет – самый главный отрезок в жизни человека, ведь в этот период в нем формируются все те качества, с которыми впоследствии он будет жить. Поговорим о развитии ребенка…
Развитие от 0 до 1 года
И вот вы остаетесь с малышом дома наедине. С питанием и графиком уже разобрались, но все, что касается развития малыша в первые годы жизни, – территория неизведанная.
Начнем с физического развития. Положив ребеночка на спинку, берем его за ножки и осторожно начинаем ими двигать, имитируя езду на велосипеде. Затем можно проделать то же самое и с ручками. При этом не забывайте проговаривать веселые потешки или стишки.
Когда купание становится для ребенка ритуалом, можно научить его выливать воду из ведерка и, например, сита. Пусть малыш экспериментирует как хочет, ведь такие занятия помогают развивать координацию движений.
Даже такая простая игра, как «Ку-ку», тренирует память и внимание. В этой игре вы просто набрасываете себе на лицо платок, потом снимаете и говорите
малышу: «Ку-ку!». Ребенок начнет смеяться, а потом и сам будет повторять движения за вами.
Стоит уделить внимание и развитию эмоциональной сферы малыша. В столь раннем возрасте для него подойдет не только спокойная музыка, но и ваш голос и забота. С ребеночком нужно постоянно общаться.
Развитие от 1 года до 3 лет
Это период, когда ребенок пытается говорить с нами на нашем языке. Правда, пока у него это выходит не очень хорошо, поэтому нужно помогать малышу развивать речь. Главное в этом деле – постоянное общение с ребенком. В годик малыш не всегда понимает смысл слов. Зато он отлично реагирует на интонацию вашего голоса. Это обязывает вас говорить с ребенком как можно спокойнее. К тому же в раннем возрасте малышу полезно слушать спокойную мелодичную музыку.
Тренировка мелкой моторики помогает не только развитию движений пальчиков и кистей рук, но и мозга, речи, а также сенсорным способностям малыша.
Развивать мелкую моторику нужно с самого раннего возраста. Так, грудному ребеночку можно делать массаж пальчиков. А годовалому малышу, который уже научился брать в ручки игрушки, стоит предоставлять предметы различных форм, размеров и текстуры.
Лепка – еще одно отличное занятие для развития не только мелкой моторики, но и воображения малыша. Лепить можно из чего угодно: пластилина, глины, соленого теста. Также можно предложить ребенку нанизывать колечки на веревочку. Такое незатейливое на первый взгляд упражнение позволит малышу развить внимание, координацию движений. Ведь не так уж и просто маленькому человечку продеть веревочку в отверстие кольца!
Память – один из самых важных процессов в нашей жизни. Ее мы тоже будем тренировать с помощью игр. Для годовалого ребеночка подойдет такое занятие: на его глазах игрушка прячется под одним из двух покрывал. Затем малыш должен открыть то одеяло, под которым лежит игрушка. В процессе этой игры вы заметите, какое сосредоточенно лицо становится у вашего малыша, когда он пытается вспомнить, куда же был положен предмет. Для детей постарше подходит игра «Что исчезло»: в течение некоторого времени малыш смотрит на 4 игрушки, затем отворачивается, а родитель убирает одну из игрушек. Повернувшись обратно, ребенок должен сказать, какой именно предмет исчез. С возрастом количество игрушек можно увеличивать.
Не забываем рисовать! Можно использовать все, что угодно: краски, карандаши, фломастеры, мелки, пальчиковые краски. Многие родители думают, что рисование ничего не дает ребенку. Однако именно оно помогает развитию фантазии, речи, мелкой моторики, навыкам восприятия формы и цвета и, конечно же, вниманию и памяти.
Развитие от 3 до 5 лет
Как утверждают психологи, 3-3,5 года – это тот возраст, когда ребенок нуждается в общении не только со своими родителями, но и с другими взрослыми и детьми. Это значит, что нужно постепенно вводить ребенка в социальную жизнь.
Именно в этом возрасте многие родители задумываются, стоит ли отдавать ребенка в детский сад.
Детский сад, безусловно, дает малышу возможность общения с другими людьми.
Считается, что ребенок, не посещавший детский садик, хуже адаптируется в коллективе. Однако это достаточно спорный вопрос, поскольку все зависит от самих родителей, точнее, от того, как они будут заниматься с ребенком. Если вы все же решили отказаться от посещения сада, то нужно обеспечить ребенку не только возможность для развития его умственных и физических способностей, но и максимально обогатить его социальное окружение: в нем должны быть и друзья-сверстники, и взрослые. Не забывайте о том, что ребенку постоянно нужно показывать, как правильно общаться с людьми. Если вы не можете обеспечить всего вышеперечисленного маленькому, лучше отдать его в детский сад. Но несмотря на то, что ребенок будет находиться там, с ним все равно нужно заниматься дополнительно.
Сеть магазинов развивающих игр «Семь пядей».
Сайт магазина: www.7pd.ru
Магазин игрушек «Центр раннего развития (ELC)».
Сайт магазина: www.elc-russia.ru
Телефон центрального офиса:
+7 (495) 797-86-96
Источник
Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.
Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.
Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.
Этапы развития ребенка.
Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.
Основные этапы развития ребенка.
Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год — это время так называемых основ — важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:
- реагирование на окружающую среду;
- поднимание головы и корпуса;
- захват;
- вращение;
- лепетание;
- ползание;
- самостоятельно сидите;
- вставать на ножки;
- реагировать на свое имя;
- первые шажки.
Этапы развития ребенка на первом году жизни.
Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.
1 месяц жизни ребенка.
В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.
2 месяц жизни ребенка.
На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.
3 месяц жизни ребенка.
На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему — первые беседы начинаются.
4-й месяц жизни ребенка.
Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.
5 месяц жизни ребенка.
На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги — мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».
6 месяц жизни ребенка.
Полгода — очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.
7 месяц жизни ребенка.
Первые попытки сесть — веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину — так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.
8 месяц жизни ребенка.
Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.
9 месяцев жизни ребенка.
В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается — он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.
10 месяц жизни ребенка.
Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .
11 месяцев жизни ребенка.
До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.
12 месяц жизни ребенка.
Первый день рождения ребенка — очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.
Небольшой шаг, большое дело!
Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.
Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.
Источник
Вашему ребёнку исполнилось 5 лет, и его можно поздравить с первой юбилейной датой. Это счастливое событие – прекрасный повод, чтобы устроить малышу настоящий праздник, пригласить на день рождения его друзей и заказать огромный торт с 5-ю свечками.
5 лет – это переходный рубеж от малыша к повзрослевшему ребёнку, в момент которого ваши сын или дочь чувствуют себя в обществе индивидуальностью, отличают себя от других, обращают внимание на половые различия, интеллектуально развиваются.
Физиологическое развитие ребёнка 5 лет
В 5 лет физиологическое развитие ребёнка уходит в рост и укрепление мышц и костей. В этом возрасте родителям стоит больше времени уделять рациону питания 5-летнего ребёнка. Здоровые дети каждый день тратят массу энергии, много двигаются и совсем не хотят сидеть на месте. Поэтому подрастающему организму требуется восполнять запас потраченной энергии, получать витамины, минералы и другие полезные вещества из пищи. Не исключено, что ваш малыш уже знает на вкус чипсы, сухарики и гамбургеры, но пусть, однажды попробовав вредную еду, ребёнок с вашей помощью поймёт, что часто это есть нельзя.
5 лет – благоприятное время для развития любых навыков. Двигательная активность ребёнка и окрепшее тело позволяют направить физические возможности в занятия спортом: можно научиться кататься на двухколёсном велосипеде, на роликах, коньках, скейтах, а также плавать в бассейне и т.д. Игры с мячом полезны для развития ловкости рук ребёнка.
Знания и навыки ребёнка 5 лет
Словарный запас 5-летнего человека вырос до 3000 слов, при этом его любознательность ничуть не угасает – ребёнок по-прежнему задает «сто тысяч почему» и запоминает новые слова. К слову, ребёнок обладает прекрасной памятью, легко вспоминает какие-то событие, которые могли произвести на него впечатление, и рассказать о них родителям. Речь ребёнка в 5 лет становится более правильной и связной, богатой сложными предложениями. Ему самому нравится что-то рассказывать близким, и он радуется, когда может выразить свои эмоции словами. Важно поддерживать интеллектуальное развитие ребёнка, читать ему больше книг, а заодно учить навыкам чтения его. В будущем ему будет легче учиться в школе, писать сочинения или пересказывать литературные произведения. В 5 лет многие дети умеют неплохо читать, писать буквы, решать простые примеры со сложением и вычитанием.
Большинству детей, речь которых еще формируется, трудно выговаривать некоторые звуки, например, «р» или «ш», «щ». Обратите внимание, выговаривает ли правильно ребёнок слова, не меняет ли буквы местами. Ошибка многих родителей – воспринимать неправильную речь ребёнка как потеху, часто мамы и папы начинают сами говорить этими же словами. Но потом ребёнка будет сложнее переучить на правильное произношение. В некоторых случаях вам может понадобиться помощь логопеда.
Наверняка годом или двумя раньше ваш малыш уже знал по именам родителей и ближайших родственников, кто кем ему приходится, а теперь пришло время узнать другую информацию о себе и своей семье. Повторяйте с ребёнком свой домашний адрес, его дату рождения, фамилию и отчество, название города, в котором вы живете, профессии родителей. В детском саду такие вопросы нередко задают детям воспитатели. Поэтому ребёнок не должен оказаться в тупике, если вдруг воспитатель назовёт его по фамилии.
Что касается коммуникативных навыков, то здесь всё может сложиться по-разному. Одни дети более замкнутые, другим – не составляет труда подойти к незнакомым сверстникам и начать игру. В любом случае вам следует заострить своё внимание на поведении ребёнка в компании других детей. Как мы говорили вначале, ребёнок 5 лет воспринимает себя как личность, и может неосознанно проявлять не самые лучшие черты своего характера. Он может быть жадным, не делиться игрушками, проявлять агрессию, ударить кого-то.
Конечно, если вы заметите подобное поведение, не нужно бросаться с криками на ребёнка, а лучше объяснить, что так поступать нельзя. Общаясь с детьми в группе, ваш малыш учится контактировать со сверстниками, подчиняться определенным правилам, уступать, лидировать.
Кстати, в словарном запасе вашего ребёнка должны быть «волшебные» слова типа «спасибо» и «пожалуйста». Он лучше усвоит уроки вежливости, если вы сами будете их повторять дома в бытовом общении.
Развивающие занятия в 5 лет
По-прежнему вашему ребёнку требуется немало времени на игры. Конечно, в 5 лет кубики и пирамидки отходят на второй план, и игры становятся более серьезными. Чаще они рассчитаны на внимательность, развитие памяти, мелкую моторику. Ребёнок чаще отдает предпочтение настольным играм. Ему нравится собирать пазлы, иногда он привлекает вас к этому сложному процессу. Также ребёнка может увлечь процесс работы с ножницами. Покажите ему, как аккуратно вырезать фигурки, цветочки или кружочки. Детали затем можно приклеивать на картон, разукрашивать их цветными карандашами.
Ребёнок должен уверенно держать в руках такие предметы, как ножницы, карандаши и ручки. Заведите тетрадь в клетку, где на чистом листе поставьте точки, чтобы из них получались геометрические фигуры, и пусть малыш их соединяет ручкой.
Развивать логическое мышление тоже можно в игровой форме. Самый легкий способ игра «Лишний предмет». Она часто встречается в детских книгах с загадками и ребусами, но вы можете организовать ее дома с помощью наглядных предметов. Например, разложить на столе кастрюлю, тарелку, ложку и мыло. Затем предложить ребёнку убрать лишнее из цепочки. Если ему будет трудно это сделать, помогите найти сходства, общие признаки у предметов.
В 5 лет ребёнок увлекается ролевыми играми. Он охотно играет в «больничку», «школу», «дочки-матери», а также с удовольствием поиграет в сценки. В детских магазинах имеется широкий выбор игрушек для кукольного театра. Вы можете купить кукол, которые надеваются на руку, или приобрести маски животных. Ребёнку будет очень весело поучаствовать в маленьком спектакле и сыграть роль персонажа из любимой сказки.
К 5 годам многие современные дети с легкостью обращаются с компьютером, играют с айпадом или мобильным телефоном. Поэтому родителям важно следить, чтобы ребёнок не пересиживал за монитором.
Совсем немного времени осталось до того момента, когда ваш ребёнок пойдёт в школу. Ему предстоит привыкать к новым условиям жизни, а также к тому, что ему придётся выполнять требования взрослых. И, если сейчас он может свободно распоряжаться своим временем, когда играть, а когда заниматься, то в школе ребёнку придется подчиниться системе. Словом, ребёнку и родителям стоит подготовиться к переходному периоду от детского сада к школе.
Детские слезы вызывают у взрослых серьезный стресс, и родители часто обращаются к пси…
Как разбудить ребенка в детский сад или школу, чтобы его утро было добрым? Как поднят…
Источник