Развитие ребенка с года жизни до семи лет

Альбина Котова
Возрастные особенности детей 7 лет
Возрастные особенности детей семи лет
Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие различных отделов ЦНС.
Характерной особенностью данного возраста является также развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, памяти мышления, воображения, речи.
К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает сознательно направлять и удерживать внимание на определенных предметах и объектах. Вместе с тем возможности детей управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него.
Происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления. Начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Старший дошкольный возраст — это наиболее значительная эпоха детского творчества, фантазии, игры. В этом возрасте ребенок воспринимает окружающий мир ярким, живым, захватывающе интересным. Почти таким же ярким, «рельефным» может быть мир воображения ребенка. В воображении возможно то, чего не бывает в действительности. В этом возрасте рисунки, поделки отличаются самобытностью, наличием собственного творческого замысла. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения.
Речевое развитие характеризуется активным накоплением словарного запаса, формированием бытового разговорного языка. Активный лексикон, накопленный к 6-7 годам, сохраняется без изменений и формирует повседневную речь в более старшем возрасте. Старший дошкольник научается правильно образовывать формы слов и согласовывать слова в предложении. К 7 годам аграмматизмы в собственной речи старшего дошкольника практически исчезают. Совершенствуется фонематический слух. При нормативном речевом развитии к 7 годам у ребенка формируется правильное произношение всех звуков и четкое различение фонем на слух.
Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Для гармоничного эмоционально-личностного развития в этом возрастном периоде очень важно отводить время для свободной игровой и творческой деятельности по собственной инициативе ребенка.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6-7 летнего возраста формируется более дифференцированная самооценка, он начинает оценивать свои отдельные качества и достижения. Ребенок уже не удовлетворяется общим чувством, что он просто хороший, для него важно признание других людей — детей и взрослых. Важно осознавать, в каких областях он более успешен и может добиться каких-то «общественно-значимых» результатов.
Детям 6-7 лет по-прежнему хочется играть. Дети играют в сюжетно-ролевые игры, игры с заранее продуманным сюжетом. Они способны в играх отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, праздник, свадьба. Дети активно сотрудничают в подготовке к игре. В отличие от детей более младшего возраста, старшие дошкольники не просто воспроизводят цепочки игровых действий, они принимают на себя определенные роли. Затем строят свое поведение, стараясь отразить не только действия, но и типичные позы, интонации. (пример: Игра «Больница» ребенок по настоящему переживает болезнь мишки).
В этом возрасте актуальны настольные игры с правилами, головоломки (как способ проверить свои способности и достижения, подвижные игры с правилами. Успешное включение ребенка в общение с другими детьми во многом зависит от его способности понимать правила игры и негласные правила поведения, которые складываются в группе детей.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте закладываются основы для развития социального интеллекта, умения вести себя в группе равных — сотрудничать, находить компромисс, выступать с собственной инициативой.
Ребенок постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать. Большую значимость приобретает общение детей между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба.
К концу возрастного периода совершается переход к более осознанной регуляции собственного поведения и эмоционального состояния, зарождается произвольность в управлении психическими процессами.
Произвольность — это способность ребенка действовать осознанно и целенаправленно, а также следовать правилам.
Старшие дошкольники обладают значительно меньшим «запасом» произвольного поведения, чем взрослые и подростки. После периода сосредоточенной, напряженной деятельности им необходим более длительный период отдыха и свободной игры. Произвольность можно тренировать (подвижные и настольные игры с правилами). Игра «Охотники» — сидеть в засаде. В дошкольном возрасте произвольность и саморегуляция только формируются и требуют от ребенка значительных усилий. Ресурсы же ребенка пока невелики, он быстро истощается от напряженной деятельности, требующей концентрации внимания или удержания статичной позы.
К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения собственного достоинства в отношении своей гендерной (половой) принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества. Они начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении, в играх. Дети определяют перспективы взросления в соответствии с полом.
Старший дошкольный возраст благоприятен для формирования таких качеств двигательной сферы ребенка, как ловкость, гибкость, грация. Именно в этом возрасте начинается набор в спортивные секции, танцы.
У детей старшего дошкольного возраста формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «Я». Для дошкольника переход из детского сада в школу не только меняет картину окружающего мира, но и определяет его место в этой действительности, что характеризуется неустойчивостью Я -образа. Возраст 6-7 лет — очередной критический период в жизни ребенка. Он знаменует собой переход на следующую стадию развития, формирование готовности к обучению в школе. Кризис 7 лет называют периодом рождения социального «Я» ребенка.
Что происходит с ребенком в этот период?
• Соподчинение мотивов (осознание мотива «Я-должен», «Я-смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «Я-хочу»)
• Самоутверждение в деятельности, которая подлежит общественной оценке
• Наблюдается рост познавательной активности
• Происходит изменение отношений со взрослыми
• Наблюдается переход от игровой деятельности к учебной
• Формируется «внутренняя позиция школьника»
• Исчезает непосредственность и импульсивность
• Поведение характеризуется изменчивостью (капризы, упрямство, острая реакция на критику)
Осознание своего «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное место в общественно-значимой деятельности, т. е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции- «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6-7 летнего возраста.
Материалы к семинару подготовила педагог-психолог Котова А. А.
Источник
Для родителей нет ничего приятнее, чем наблюдать как с каждым днем из маленького несмышленыша их ребенок превращается в самостоятельного и разумного человечка. Первая улыбка, первые слова, первые шаги – все это останется в памяти родителей навсегда. Все дети разные, поэтому и развиваются в психологическом и физическом плане все по разному, но усредненные показатели все же существуют.
Этапы развития ребенка до 1 года.
- До двух месяцев ребенок только умеет двигать ручками и ножками, а в два месяца он уже начинает поворачивать голову и держать ее прямо в течение минуты. Он уже может внимательно разглядывать движущиеся предметы и слушать музыку.
- В четыре месяца малыш начинает смеяться. Может узнавать маму и папу в лицо и радоваться их приходу. Начинает осваивать перекатывания со спинки на животик. Берет игрушки в руки и удерживает их.
- В шесть месяцев ребенок уже уверенно переворачивается со спинки на животик. Может перекладывать игрушки из одной руки в другую. Опирается на ручки и пытается сесть.
- В восемь месяцев малыш начинает активно изучать окружающий его мир. Он уже может сам садиться, ползает на животике и может вставать, опираясь на ручки. В этом возрасте он уже может произнести свои первые “ма” и “па”. Малыш с удовольствием играет со взрослыми, слушая музыку, качает головой и хлопает в ладоши.
- Десять месяцев. Ребенок уже хорошо стоит с поддержкой, а с помощью мамы пытаются сделать свой первый шаг. В этом возрасте, как правило, малыш уже произносит свое первое слово. Может собирать пирамидки, пусть и не всегда правильно, но и это уже большое достижение для него.
- К двенадцати месяцам ребенок уже, как правило, ходит. Может различать когда его называют хорошим и хвалят, а когда ругают. Понимает такие значения, как “хорошо”, “плохо”, “нельзя”, не трогай”. В этом возрасте он уже может подолгу сидеть и играть один, не требуя к себе внимания мамы или папы.
От 1 года до 2 лет.
- 1 год 1 месяц. Малыш уже прочно стоит на ногах. Если уже начал ходить, что его шаги становятся все более уверенными. Помимо произношения слов “мама” и “папа”, может использовать различные звуки и слога для обозначения предметов или звуков (“ба”, “ав-ав” и т.д.).
- 1год 2 месяца. Пытается все достать из ящиков и шкафов, изучает это, пробует на вкус.
- 1 год 3 месяца. В этом возрасте как правило у малыша замедляется набор веса и рост. За год он может прибавить всего от 3 до 5 кг, а вырасти на 1,5 – 2 см, что считается нормой. Но его фигура теперь будет претерпевать изменения: из пухлого карапуза с животиком он превратится в человечка, чье тело более приспособлено к ходьбе и ползанию. С помощью мамы уже может подняться по лестнице. Интересно будет играть в песочнице. Уже тянется к своим сверстникам. Должен понимать и выполнять простые просьбы, такие как “иди к папе”, “принеси мячик” и т.д.
- 1 год 4 месяца. Уже начинает капризничать по поводу еды. Выбирает любимые блюда и с удовольствием съедает их, не вкусные, по его мнению, активно отвергает. Подражает жестам и действиям взрослых.
- 1 год 5 месяцев. Уверенно ходит, все меньше падая, обходит препятствия. Может залезать и слезать с дивана или стула.
- 1 год 6 месяцев. Уже может складывать башенки из кубиков, пользоваться ложкой, пить из поилки. Пытается рисовать свои первые шедевры. Не любит делиться своими игрушками. Постоянно задает вопросы “Что это”. За день может запомнить до 2 – 3 новых слов.
- 1 год 7 месцяев. Может узнавать свое отражение в зеркале, называет свое имя. Все больше повторяет за взрослыми.
- 1 год 8 месяцев. Уже хорошо осознает, что ему нравится делать, а что нет. Уже можно попросить собрать все свои игрушки и убрать на место и он выполнит Вашу просьбу.
- 1 год 9 месяцев. Интересует все окружающее, будь то запахи, звуки или ощущения от прикосновений. Многие предметы пробуют на вкус. Некоторые начинаю активно кусаться.
- ! год 10 месяцев. Уже умеет стягивать с себя одежду, но одевать еще не умеет.
- 1 год 11 месяцев. Вместо того, чтоб ходить и бегать, начинает постоянно проситься, чтоб его взяли на руки. Уже могут играть со сверстниками в совместные игры, находить общие интересы. Начинают общаться двусложными предложениями, типа “дай сок” или “хочу пить”. Правильно называют и показывают части тела.
- 2 года. В этом возрасте ребенок уже бегает, прыгает, легко избегает препятствий на своем пути. Хорошо кушает ложкой, а под Вашим присмотром может пробовать есть и вилкой. Помогает Вам одеть себя. Мелкая моторика уже развита и поэтому ему будет интересно играть с конструкторами, пирамидками. Очень интересует рисование и лепка из пластилина. Он уже способен различать живые предметы от неживых. Различает такие понятия, как “сейчас” и “потом”, “больше” и “меньше” и т.д. Может раскладывать предметы по цвету или размеру.
Два года.
В этом возрасте ребенок уже умеет делать шаги назад, самостоятельно поднимается и спускается с лестницы. Может приседать и подпрыгивать. Очень интересуется играми, в которых нужно много двигаться. Может кидать и пинать мяч.
Вопросы “почему” и “зачем” становятся ключевыми. Таким образом он познает мир, и не надо злиться на ребенка, если он спрашивает об одном и том же уже не первый раз.
Говорит от 15 до 50 слов и составляет из них простые предложения, которыми доносит до взрослых свои желания. Говорит о себе в третьем лице.
Начинает понимать, что хочет в туалет и просится.
Может собирать простые картинки из кубиков или мозайки.
Три года.
К этому возрасту ребенок уже начинает кататься на трехколесном велосипеде, может качаться на качелях, активно играет со сверстниками. Бросает и ловит мяч.
Различает и называет цвета, отличает гладкое и пушистое, твердое и мягкое и т.д. Рисует уже не просто “каляки-маляки”, а круги, овалы, квадраты, треугольники, с удовольствием закрашивает. Очень хорошо развита фантазия.
В бытовом плане тоже осваивает все больше навыков. Ложку уже держит не в кулачке, а за конец ручки, ест аккуратно. Может самостоятельно одеться и раздеться, застегнуть и расстегнуть молнию и пуговички. Моет руки и вытирается полотенцем. Может самостоятельно убрать свои игрушки и расставить их по местам.
Про себя говорит уже не в третьем лице, а все чаще употребляет “Я”.
Четыре года.
В этом возрасте физическая активность ребенка немного уменьшается. Ребенок стает более покладистый и усидчивый. Но в то же время внешне фигура ребенка уже сильно изменяется, так как подкожные жировые отложения исчезают, а мышечная ткань развивается.
К 4,5 годам у ребенка уже должны вырасти все молочные зубы.
Четыре года – это самый подходящий возраст, чтоб записать ребенка в спортивную секцию и развивающую группу. Таким образом он будет развиваться всесторонне.
В быту уже самостоятельный и умеет делать все, чему Вы его научили.
Можно начинать изучать буквы и цифры, пробовать писать их, мастерить из различных материалов.
В связи с тем, что ребенок начинает больше играть со сверстниками, у него появляются свои маленькие секреты и собственный мир фантазий.
В четыре года ребенок уже должен произносить слова так, чтоб его понимали не только близкие, но и посторонние люди. Если большинство звуков произносится неправильно, то самое время обратиться к логопеду.
Пять лет.
Дети в возрасте пяти лет начинают вытягиваться вверх, при этом совсем не набирая в весе, так как все уходит на развитие скелета и мышечной ткани.
Можно постепенно заняться подготовкой к школе. Ребенок должен уметь занять себя самостоятельно, если взрослые заняты и не могут с ним поиграть или позаниматься. Знает буквы и цифры, может писать их. Некоторые дети могут читать и решать простейшие примеры.
Шесть лет.
Для ребенка шести лет очень важна физическая активность, лучше, если это будут подвижные игры на свежем воздухе или занятия в спортивной секции. У мальчиков в этом возрасте начинается активный рост, у девочек он начинается позже.
Стоит ли отдавать ребенка в школу в шесть лет, должно решаться индивидуально для каждого ребенка. Он может уже и считать и писать, но может быть не готов к школе психологически, поэтому испытает большой эмоциональный стресс.
В шесть лет можно начинать учить иностранному языку, так как в этом возрасте ребенок хорошо подражает и повторяет за Вами, а память хорошо усваивает новые слова.
Семь лет.
Ребенку все также необходимо активно двигаться и выплескивать свою энергию, поэтому в школе усидеть за партой в течение 40 минут ему будет сложно. Советуем Вам после уроков отпустить его погулять с друзьями, чтоб снять лишнее напряжение от уроков и потратить накопившуюся энергию. Следите за тем, чтоб ребенок ложился спать не позже девяти часов вечера. так как организм работает напряженно и нагрузки ему еще в новинку.
В этом возрасте нужно помочь ребенку полюбить школу, чтоб он ходил в нее с радостью, а не как на каторгу. Побольше интересуйтесь его школьными делами, помогайте ему учить уроки.
Вы ищете детского массажиста, который поможет вашему ребенку
вырасти здоровым и активным?
Массажисты нашего центра помогут при любом детском заболевании или отклонении. Наших специалистов отличает многолетний опыт работы, постоянная практика и любовь к своему делу.
Выезд детского массажиста на дом в Москве — 1700 руб! Звоните.
Опытные массажисты | В удобное время | Качественный массаж |
Все массажисты с медицинским образованием и опытом работы более 5 лет | Массаж проводится у вас дома, в согласованное, удобное для вас время | Массаж от 30 до 45 минут в зависимости от возраста ребенка, плюс необходимая ЛФК |
8 (499) 398-05-87
8 (925) 917-61-65
Ежедневно 9.00 – 21.00
нажав на фото вы можете посмотреть дипломы, сертификаты и отзывы массажиста
Источник
Семилетний возраст – один из самых важных периодов в жизни ребёнка. В возрасте 6–7 лет происходит очередной возрастной кризис, необходимый для становления личности ребёнка, его перехода на новый уровень сознания и ответственности. Именно «переход» может стать синонимом пугающего многих родителей слова «кризис», а потому бояться его не стоит. В чём проявляется кризис 7 лет, как с ним справиться и на что уже способны дети в этом возрасте?
Уже умеют: главные навыки семилетнего ребёнка
«Он уже такой взрослый!» – эту фразу чаще всего можно услышать от родителей семилетнего ребёнка. И действительно, в этом возрасте ребёнок впечатляет навыками самообслуживания. Этот маленький, но уже вполне взрослый человек умеет самостоятельно (и притом без труда) застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, откручивать крышки на бутылочках с водой и протирать пыль, вдевать нитку в иголку и пришивать пуговицы. Некоторые дети даже могут приготовить себе простейший завтрак – залить молоком смесь хлопьев или соорудить полезный бутерброд.
«Он уже столько всего знает!» – гордятся родители своим малышом (а ребёнок в 7 лет по сути ещё малыш). Семилетка знает свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, может назвать их профессии, свой домашний адрес и телефон. Будущий или новоиспечённый первоклассник знает, в какой стране и в каком городе он живёт. Для него не проблема назвать времена года, месяцы в году или дни недели. Он знаком со всеми распространёнными растениями, животными и насекомыми, отличает диких животных от домашних, перелётных птиц от зимующих.
В это время совершенствуются и навыки письма, необходимые для успешного обучения в школе. Большинство семилеток уже правильно держат ручку и карандаш в руке, проводят непрерывные прямые, волнистые и ломаные линии, обводят по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги; пишут графические диктанты, аккуратно закрашивают рисунок, не выходя за контуры, продолжают штриховку и копируют геометрические фигуры.
В возрасте семи лет многие дети неплохо читают и понимают прочитанное, отличают буквы от звуков, гласные от согласных. В формировании элементарных математических представлений у семилеток тоже прогресс: они умеют считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; сравнивать предметы.
Критерии развития ребёнка
Однако, как бы умён и сообразителен ни был семилетний ребёнок, интеллектуальное развитие не единственный критерий оценки его развития. В арсенале детских психологов есть ещё несколько.
Физическое развитие
В 6–7 лет дети интенсивно растут – «вытягиваются» на целых 10 см. При этом быстро растут кости скелета, а вот мышечная масса отстаёт и ещё недостаточно развита. Важные изменения происходят практически во всех системах организма – дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной. Вот лишь один факт: к 7 годам вес головного мозга увеличивается почти в три раза! Именно поэтому так важно обеспечить младшим школьникам правильное питание и давать посильные физические нагрузки. Речь не только о физических упражнениях: спортивные игры и активный отдых на природе тоже принесут немалую пользу. Благодаря регулярным занятиям у ребёнка будут укрепляться мышцы, в том числе и дыхательные, усиливаться кровообращение, все органы и ткани будут насыщаться кислородом и получать достаточно питательных веществ. Будет активно развиваться опорно-двигательный аппарат – занятия любым спортом способствуют формированию правильной осанки.
Логическое развитие
Основное мышление семилетки – наглядно-образное, то есть для изучения окружающих предметов ребёнку не требуется активно с ними взаимодействовать (наглядно-действенное мышление). Перед поступлением в школу ребёнок уже может мыслить, оперируя системой образов, то есть картинок с изображением предмета в действии ему вполне достаточно, чтобы что-то о нём понять. Этот тип мышления ярко проявляется в способности ребёнка к рисованию: изображая какой-то предмет, например дом, ребёнок опирается на собственные о нём представления, на те его характерные черты (крыша, дверь, труба), которые запечатлелись в памяти. Полученное изображение – лишь образ, сложившийся у малыша на данный момент времени.
Примерно в возрасте 5–7 лет, и особенно активно с поступлением в школу, у ребёнка начинают формироваться два новых для него вида мышления: словесно-логическое и абстрактное. Во время разговоров с родителями и школьных занятий ребёнок учится не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу. Например, из суждения о том, что промокли ноги, он может сделать вывод, что есть вероятность заболеть.
Для успешного обучения в школе рекомендуется развивать у ребёнка разные формы мышления, прибегая к играм и увлекательным заданиям.
Психическое развитие
С утратой детской непосредственности, которая происходит в период с 6 до 8 лет, ребёнок впервые начинает рефлексировать – мышление развивается настолько, что он наконец-то может увидеть себя со стороны. «В семь лет начинает формироваться собственное мировоззрение: ребёнок оценивает себя, сравнивает с окружающими, а главное – очень внимательно относится к мнению значимых взрослых, – рассказывает детский психолог Александра Николаевна Растопчина. – Социальные отношения приобретают уже более стойкий характер, ребёнок не готов играть с любым: формируются предпочтения, дружба».
Что такое кризис семи лет и как с ним справиться?
В 7 лет ребёнок может быть и дошкольником, и первоклассником. У последних возрастной кризис проявляется особенно ярко – это напрямую связано с началом обучения в школе. В это время ребёнок перестаёт ориентироваться только на нормы семьи. Суть семилетнего кризиса – в перестройке доминирующего авторитета, появлении авторитета учителя. В детском варианте это выглядит примерно так: «Про школу учительница знает всё лучше, поэтому и мама должна её слушаться».
У младших школьников меняется самооценка, они становятся более требовательными к себе и к окружающим. Некоторые психологи даже называют этот возрастной кризис «кризисом требовательности»: ребёнок впервые заявляет о своих правах и готов принять на себя обязательства, главным образом по учёбе.
«Кризис 7 лет проявляется в стремлении ребёнка привлечь к себе внимание взрослых: одни дети давят на жалость, другие «проверяют» компетенции учителя и «прочность» границ урока, третьи становятся чрезмерно эмоциональны, четвёртые упрямы в отношениях с родителями, отвергают их излишнюю заботу. Переживание кризиса необходимо для принятия ребёнком новой роли – ученика, со всеми её обязанностями, отношениями и правами», – объясняет школьный психолог Александра Растопчина.
Полезные советы родителям
Что делать родителям, чтобы помочь ребёнку преодолеть кризис? Вот несколько советов от нашего эксперта:
- Сохраняйте контакт с ребёнком, внимательно относитесь к его школьным проблемам. Дети, которыми не интересуются взрослые, хуже учатся и сложнее адаптируются в классе.
- Обеспечьте ребёнку чёткий распорядок дня, обязательно давайте время на отдых между занятиями. Лучше сделать наглядный список и повесить возле кровати или стола.
- Объясняйте ребёнку запреты, которые ставите, и меры воздействия, которые примените в случае их нарушения.
- Обговорите с ребёнком список его обязанностей, вплоть до складывания вещей в шкаф и выполнения домашней работы.
- Давайте ребёнку свободу. Например, поддержание чистоты в комнате – его обязанность, но вот как именно он будет делать уборку – его решение.
- Позвольте ребёнку видеть последствия своих поступков. Например, если ребёнок отчаянно не хочет выполнять школьные задания, пусть увидит «санкции» учителя в виде замечания или отсутствия похвалы.
- Играйте с ребёнком, резвитесь вместе во время выполнения домашних обязанностей или включайте игровые моменты, когда учите уроки.
- Поощряйте детскую дружбу – ребёнку будет легче преодолеть кризис, если он будет не один. Пусть приглашает друзей из класса поиграть у вас дома. Заодно и узнаете, с кем дружит ваш ребёнок.
Мария Березовская
Источник