Развитие ребенка с дцп таблица

Развитие ребенка с дцп таблица thumbnail

Детский церебральный паралич ДЦП — это заболевание центральной нервной системы, которое возникает в результате поражения одного или более отделов головного мозга. Это наиболее распространенная форма ограниченных возможностей у детей. На данный момент в мире насчитывается около 17 000 000 людей с различными формами ДЦП.

С точки зрения общей мотроики уровень тяжести заболевания детей может быть разным: от легкой до тяжелой формы

Рисунок моторика у детей в зависимости от формы ДЦП

Основные формы ДЦП

Форма ДЦП

Распространненость

Краткая характеристика, описание

Дискинетическая форма

около 10%

Также называется «гиперкинетическая форма». Характеризуется расстройствами движения: наличие непроизвольных, неконтролируемых движений. Повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. Чаще всего возникает из-за перенесённой гемолитической болезни новорождённых (повреждений базальных ядер).

Атаксическая форма

около 15%

Ранее называлась «атонически-астатическая форма». Характеризуется нарушением согласованности движений различных мышц и низким тонусом мышц. Возникает из-за повреждений мозжечка в следствии родовой травмы или врожденной аномалии развития. Возможны речевые растройства.

Гемиплегическая форма

около 30%

Характеризуется односторонним спастическим гемипарезом. Рука страдает больше, чем нога. Причиной у недоношенных детей является перивентрикулярный геморрагический инфаркт (односторонний), и врождённая церебральная аномалия (шизэнцефалия), ишемический инфаркт или внутримозговое кровоизлияние в одном из полушарий у доношенных детей. 

Спастическая диплегия

около 40%

Наиболее распространенная форма, ранее известная как «болезнь Литтла». Мышцы становятся твердыми и напряженными. Большая скованность и затрудненность движений. Возникает из-за повреждений моторной зоны коры головного мозга. В основном диагностируется у детей, родившихся недоношенными (последствия внутрижелудочковых кровоизлияний, перивентрикулярной лейкомаляции, других факторов). Задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия

Спастическая тетраплегия

около 2%

Также называют «двойная гемиплегия». Одна из самых тяжёлых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Для данной формы характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами.

Смешаные формы

около 3%

Сочетание повреждений разных двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой). Часто сочетание спастической и дискинетической форм, отмечается и наличие гемиплегии на фоне спастической диплегии.

Сравнение форм ДЦП таблица

Основания для различения

Формы ДЦП

Дискинетическая форма

Атаксическая форма

Гемипаретическая форма

Спастическая диплегия

Двойная гемиплегия

Парез

возможен

есть

Тетрапарез

есть

есть, тяжелая форма

Речевые нарушения в виде гиперкинетической дизартрии

есть

Низкий тонус мышц

есть

Олигофрения

есть

возможна

есть

Сохранность интеллекта

есть

Поражение в большей степени одной из верхних конечностей, замедление её роста

есть

Влияние на тело форм ДЦП

ТЕТРАПАРЕЗ Парализованные конечности. Обе руки и обе ноги парализованы. Мышцы торса, лица и рта часто тоже парализованы.

ГЕМИПАРЕЗ Парализованные конечности. Одна сторона туловища (одна рука и одна нога) парализована

ПАРАПАРЕЗ Парализованные конечности. Обе ноги парализованы.Руки могут быть парализованы в меньшей степени.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА 2/3 детей с ДЦП подвержены нарушениям мелкой моторики одной или обеих рук. Это влияет практически на все ежедневные занятия.

Схема влияние на тело различных форм ДЦП 

Дети с ДЦП также могут иметь соответствующие физические или когнитивные нарушения:

— 1 из 3  не может ходить

— 1 из 4  не может разговаривать

— 1 из 2  задержка в развитии

— 1 из 10  сильно нарушено зрение

— 3 из 4  испытывают болезненные ощущения

— 1 из 4  страдает эпилепсией

— 1 из 4  проблемы с контролем мочевого пузыря

— 1 из 5  нарушен сон

— 1 из 4  расстройство поведения

— 1 из 5  нарушен контроль слюно-отделения

Рисунок сопутствующие нарушения у детей с ДЦП 

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Источник

Детский церебральный паралич (ДЦП) серьезное заболевание, которое считается неизлечимым в полном объеме. Данное заболевание имеет сложную классификацию, так как поражение может произойти в различных областях головного мозга, вызвав ту или иную форму заболевания. В данной статье рассмотрим ДЦП и формы, на которые данный недуг подразделяется.

Особенности классификации ДЦП

Классификация ДЦП в России разработана неврологом Смирновой К.А, поэтому в современной литературе может встречаться такое понятие, как классификация по Смирновой. Формы ДЦП и их характеристики зависят от участка мозга, который пострадал во время вынашивания или родов.

Различают следующие его формы:

  • Спастическая форма.
  • Дискинетическая.
  • Атаксическая.
  • Смешанные формы.
  • Неуточненные форма.

Данная классификация применяется в международной классификации болезней МКБ-10.

Спастическая форма

Данная категория заболевания в себя включает такие виды недуга, как:

  • спастическая тетраплегия;
  • диплегия;
  • гемиплегия;
  • двойная гемиплегия.

Одна из наиболее тяжелых форм болезни, которая развивается в результате атаксии (недостатка кислорода головному мозгу во время беременности или родов). В результате кислородного голодания происходить гибель некоторых нейронов и разжижение структуры мозга. Дополнительно недуг может быть отягощен (более чем в 50% случаев) эпилепсией.

К общему проявлению относят наличие псевдобульбарного синдрома, который может развиться если поражено большое количество структур головного мозга.

Спастическая тетраплегия

Тетраплегия (тетрапарез) характеризуется поражением всех четырех конечностей. Поражение происходит в результате нарушений, которые затрагивают ствол или полушария головного мозга, а также шейный отдел позвоночника. Для данного недуга характерны следующие симптомы:

  • боли в мышцах и спазматические сокращения в них;
  • формирование необратимой деформации конечностей, в связи с утратой двигательной активности;
  • нарушения, связанные с мыслительной (интеллектуальной) деятельностью;
  • проблемы психологического характера;
  • недержание мочи или кала;
  • проблемы с дыхательной системой;
  • икота, одышка.
Ребенок в классической позе при тетраплегии

Спастическая диплегия

Данная форма одна из самых распространенных форм, известна еще как болезнь Литтла. Основная причина диплегического расстройства — мозговое кровоизлияние и разжижение мозгового вещества. Часто диагностируется у недоношенных детей.

Причины развития данного недуга могут быть следующими:

  • генетическая составляющая (наследственность);
  • атаксия (кислородное голодание);
  • инфекции;
  • облучение;
  • родовая травма.

Основная симптоматика, следующая:

  • поражение как верхних, так и нижних конечностей (в большей степени страдают ноги, тогда как руки сохраняют умеренную двигательную активность);
  • мышечный тонус;
  • дизартрия;
  • речевые нарушения;
  • отклонения в развитии (как правило, отклонения со временем исчезают, при проведении коррекции);
  • деформация позвоночника;
  • неконтролируемы мышечные сокращения.

Как правило, дети с диагнозом спастическая диплегия лучше восстанавливаются в плане умственного и речевого развития и хуже в плане опорно-двигательного аппарата. Процент страдающих от данного недуга от общего числа больных составляет 50%.

Гемиплегия

Более легкая форма болезни, чем предыдущий вид. Она развивается также после мозгового кровоизлияния либо вследствие перенесенного инфаркта.

Основные признаки данной формы:

  • поражение отмечается только с одной стороны тела (либо слева, либо справа);
  • для данного заболевания характерна специфическая походка (согнутая в локте рука, а пациент идет с опорой на выпрямленную ногу);
  • умственная отсталость;
  • психические задержки.

В редких случаях диагностируется сопутствующий эпилептический синдром.

Порядок передвижения при гемиплегии

Одной из разновидностей гемиплегии считается гемипарез (левосторонний или правосторонний гемипарез). Данный недуг считается еще более легкой формой болезни и характеризуется поражением плеча или кисти руки с одной из сторон (реже происходит распространение на нижней конечности).

Данное заболевание формируется в результате кровоизлияния в мозг, или геморрагическим инфарктом у детей, родившихся раньше срока.

Двойная гемиплегия

Разновидность обычной гемиплегии, который характеризуется более тяжелыми нарушениями. Как правило, возникает в результате сильной гипоксии плода и поражения большей части головного мозга. Тяжесть болезни обуславливается невозможностью проведения действенного лечения.

Основные признаки:

  • поражение затрагивает все конечности, причем руки страдают больше;
  • ребенок не в состоянии сидеть или ходить;
  • отсутствует произвольная моторика;
  • руки не развиваются;
  • тяжелая степень спастико-ригидной дизартрии (больной не в состоянии говорить в отдельных случаях может произносить отдельные звуки или слоги);
  • отсутствует возможность самообслуживания;
  • интеллектуальные отклонения;
  • судорожные расстройства;
  • нарушения слуховых функций;
  • атрофия зрительного нерва.

Дети с диагнозом двойная гемиплегия не поддаются обучению и не в состоянии пройти социальную адаптацию.

Дискинетическая форма

Дискинетическая (гиперкинетическая форма) разновидность ДЦП не является тяжелой, так как дети, страдающие этим недугом, обучаемы и их интеллектуальное и психическое развитие, не запаздывает. Особенность данного заболевания в его причинах. Так, дискинетическая форма ДЦП возникает у малышей, которые были подвержены гемолитической болезнью грудничков (конфликт групп крови малыша и мамы). Помимо этого, причинами, могут быть:

  • токсическое отравление;
  • атаксия (кислородное голодание);
  • родовые травмы;
  • неполноценное или несбалансированное питание на этапе вынашивания плода.

Признаки данного вида ДЦП являются:

  • спазмы;
  • гиперкинезы (напоминают медленные червеобразные движения);
  • речевые нарушения;
  • эмоциональная нестабильность;
  • вегетативные проблемы;
  • проблемы с суставами (могут формироваться подвывихи пальцев);
  • проблемы с координацией;
  • неспособность ориентироваться на местности.

Различают три стадии недуга:

  • Ранняя (проявляется в возрасте от трех до четырех месяцев).
  • Начальная (длится до четырех лет).
  • Поздняя (формируется после четырех лет).

Данные стадии характеризуются определенными проявлениями, в том числе: на ранней стадии у больного могут возникнуть судороги, участиться сердцебиение, на начальной стадии начинает проявляться гипертонус, а поздняя характеризуется некоторыми двигательными нарушениями.

Атактическая форма

Атактическая форма (в некоторой научной литературе можно встретить название — мозжечковая) образуется в результате поражения мозжечка. Это может произойти в результате гипоксии плода, ишемии или травмы во время рождения.

Различают три степени тяжести (степень зависит от тяжести поражения мозжечка):

  • Легкая (небольшие двигательные и речевые нарушения).
  • Средняя (передвижение возможно, только с помощью специальных приспособлений, пациент не может сам себя обслужить).
  • Тяжелая (невозможность самостоятельного передвижения).

Основные симптомы:

  • снижение мышечного тонуса;
  • тремор рук (в некоторых случаях и ног);
  • речевые дефекты;
  • дрожание головы;
  • проблемы с удержанием равновесия;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • задержка умственного и психического развития.

Смешанные формы

Наиболее опасным считается смешанный тип ДЦП, так как в данной ситуации происходит усугубление симптоматики и утяжеление последствий.

К таким видам относят:

  • атонически-астатическая форма;
  • спастико-атактический;
  • спастико-гиперкинетический.

Атонико-астатический вид характеризуется:

  • проблемы с удержанием равновесия;
  • дрожание рук, ног и головы;
  • эпилептические припадки;
  • отсутствие речи;
  • двигательные нарушения;
  • психические отклонения.

Второй и третий подвид характеризуется любым из перечисленных выше симптомов.

Неуточненная форма

Что касается патологии неуточненного типа их характеристика затруднена в силу индивидуальности. Как правило, ДЦП неуточненного типа имеют симптомы, нехарактерные для какой-то конкретной формы либо предполагаемая форма в результате проведенных анализов и тестов не подтверждается.

Источник: https://nervivporyadke.ru/

Источник

Прежде чем говорить о том, какие особенности характерны для детей с ДЦП, скажем несколько слов о самом заболевании, причинах его появления и главных симптомах.

Итак, ДЦП —

это детский церебральный особенности развития детей с дцппаралич. Он возникает на фоне поражения центральной нервной системы. Основными причинами появления недуга принято считать:

  • интоксикацию организма беременной женщины;
  • вредные привычки беременной;
  • неблагоприятную экологическую обстановку;
  • инфекции у беременнной и пр.

Инфекционные заболевания, поражающие будущую маму, по статистике являются наиболее очевидной и частой причиной последующего поражения нервной системы малыша. Энцефалитные вирусные заболевания приводят к аутоиммунному воспалению, на фоне чего развивается кислородное голодание головного мозга малыша и, как следствие, задержка в росте и развитии.

Признаки паралича у детей

Симптомы ДЦП у детей могут быть самыми разными, с отличными друг от друга вариантами нарушений расстройств в работе опорно-двигательного аппарата, а также с разной приспособленностью к восприятию информации, расстройствами речи малыша и т.д. Болезнь характеризуется тонусом мышц тела, имеющим связь с определенной позой. Во время физической активности мышцы также сильно напрягаются, повышается тонус.

Дети, страдающий синдромом ДЦП, могут нормально жить в современномособенности развития детей с дцп мире здоровых людей и, несмотря на частичную неполноценность, имеют возможность делать все то, что делают обычные люди:

  • писать;
  • читать;
  • одеваться и пр.

Главную сложность для них представляет передвижение. Лишь в отдельных случаях оно будет возможно без помощи. Чаще всего дети будут нуждаться в физической поддержке взрослых.

Свою роль в развитии заболевания играет активность стволовых клеток, постоянно увеличивающаяся на протяжении жизни. Если сравнивать активность клеток ребенка с ДЦП с активностью тех же стволовых клеток здорового малыша, то можно будет отметить, что во втором случае она уменьшается. Именно этим фактом и объясняется развитие патологии.

Дети с ДЦП: развитие личности и эмоционально-волевой сферы

У детей с диагнозом «детский церебральный паралич» отмечается повышенная тревожность.  У большей части также фиксируется задержка психического развития — так называемый психический инфантилизм. Речь идет о незрелой эмоционально-волевой сфере личности детей, что вызвано сбоями в процессе формирования лобных отделов головного мозга, отвечающих за этот вид деятельности.

Примечательно,особенности развития детей с дцп что на интеллекте, развитие которого отвечает возрасту детей, заболевание может не отразиться, а вот эмоциональная сфера так и останется незрелой.

Психический инфантилизм характеризуется следующими особенностями:

  • дети стараются делать только то, что им приносит удовольствие;
  • они проявляют повышенную эгоцентричность;
  • не умеют работать в команде;
  • неспособны соотносить собственные желания с интересами близких;
  • ведут себя «по-детски».

Все эти признаки могут сохраняться в течение жизни, в том числе и в старшем возрасте. Дети будут проявлять повышенный интерес к играм, обладать высокой степенью внушаемости и доверчивости, не смогут совершить волевое усилие над собой. Все эти качества могут сопровождаться чрезмерной утомляемостью, эмоциональной подвижностью и двигательной расторможенностью.

Детей с проявляющимся психическим инфантилизмом можно разделить на две категории:

  • демонстрирующих повышенную возбудимость;
  • пассивных.

В первом случае дети проявляют себя активными, суетливыми, раздражительными, склонными к беспричинной агрессии и беспокойству. Смены настроения для них являются нормальным явлением: малыши особенности развития детей с дцпмогут быть веселыми и счастливыми и через минуту уже демонстрировать гнев, усталость и раздражение.

Во втором случае дети, наоборот, излишне спокойны, не проявляют инициативу, стеснительны. Они медлительные и вялые, не могут самостоятельно найти выход даже из самой простой ситуации. Таким детям крайне сложно найти свое место в обществе, они плохо приспосабливаются к новым условиям, не доверяют незнакомым людям. Кроме того, им свойственны фобии, которые их преследуют на протяжении всей жизни.

Общие признаки детей с ДЦП в области развития эмоционально-волевой сферы

Для упомянутых выше двух типов развития детей с поражениями центральной нервной системы выделяют несколько общих качеств, которые проявляются у большинства из них. Так, например, практически все больные малыши имеют проблемы со сном: страдают бессонницей, мучаются от ночных кошмаров.

Характерным признаком малышей с ДЦП является повышенный уровень впечатлительности. Это связано с ограниченной особенности развития детей с дцпдвигательной активностью, в результате чего наблюдается резкий скачок в развитии органов чувств.

Проявляется это острой чувствительностью детей, способностью реагировать даже на незначительные перемены в настроении окружающих. Порой такая чувствительность имеет болезненный характер, то есть обычные ситуации или совершенно невинные выражения могут детей рассердить или довести до слез.

Еще одна особенность развития детей с ДЦП, которую можно наблюдать у подавляющего большинства – быстрая утомляемость. Малыши быстро устают, даже практически ничего не делая, проявляют повышенное беспокойство. Их речь становится ускоренной, неразборчивой, малыш становится агрессивным, может начать разбрасывать все, что попадается под руку.

Волевая активность детей с ДЦП, вернее, ее отсутствие — еще одна общая проблема. Практически любой вид деятельности, подразумевающей собой собранность, терпеливость, организованность и целенаправленность, для этих детей связан с определенными сложностями.

Основная причина — все тот же психический инфантилизм, который наложил свой отпечаток на поведение малыша. Например, детям крайне сложно доводить до конца дело, которое особенности развития детей с дцпне кажется им интересным. Сделать усилие и завершить начатое — это для них практически невыполнимая миссия.

Все вышеописанное приводит к тому, что малыш растет застенчивым, неуверенным в себе, несамостоятельным и без желания добиваться цели. С годами он привыкает к такому положению вещей, становится экоцентричной личностью, которая знает, как манипулировать людьми, и делает это намеренно.

Физическое развитие детей с ДЦП

Нюансы физического развития детей с ДЦП не связаны с их эмоциональным состоянием. Тем не менее, подбирая занятия для развития физической активности малыша, нужно учитывать его особенности.

Как правило,особенности развития детей с дцп ограниченная двигательная активность становится причиной развития у малышей неправильного положения. В результате они начинают воспринимать положение собственного тела некорректно. Специалисты, так же как и родители, должны приложить усилия к тому, чтобы исправить ситуацию, направляя действия на постепенное формирование основных двигательных функций малыша.

Самый приемлемый вариант для работы с ребенком, которому поставлен диагноз «ДЦП» — это массаж и лечебная гимнастика.  В каждом отдельном случае это должен быть индивидуальный комплекс упражнений, подобранный с учетом формы и степени тяжести заболевания.

Речевое развитие малыша

Задержка речевого развития — еще одна особенность, характерная для большей части детей с ДЦП. Уровень задержки будет связан с типом повреждения мозговых структур.

Малыши с ДЦП ограничены в общении, не могут себе особенности развития детей с дцппозволить так же активно познавать окружающий мир, как и здоровые дети. Именно это становится основной причиной скудного словарного запаса. Более того, сознание больного малыша препятствует адекватной оценке действий или предметов, показывая некорректные образы.

Решить эту проблему помогут специальные игры, с помощью которых можно будет помочь детям формировать представление обо всем, что они видят вокруг себя. Играть малыши должны с близкими и друзьями. В этом случае можно будет добиться позитивной динамики.

Особенности развития моторики у детей с ДЦП

У детей, больных ДЦП, обычно бывает поражена одна из рук, которой они не способны работать так же, как здоровой рукой. Координация движений у таких малышей сильно нарушена, во время ходьбы они неправильно ставят ноги, из-за чего походка становится особенности развития детей с дцпнеустойчивой. Малейшее препятствие или сильный испуг могут стать причиной внезапного падения.

Чаще всего малыши неспособны полноценно себя обслуживать самостоятельно из-за незрелости соответствующих навыков. Кроме того, этим детям сложно научиться писать, рисовать, предметно-практическая деятельность у них носит ограниченный характер.

В некоторых случаях у детей проявляется повышенный уровень слюноотделения. Они быстро утомляются и поэтому нуждаются в регулярных паузах для отдыха. Во время работы с карандашом или ручкой пальцы больных детей вялые либо же, наоборот, перенапряжены.

Особенно остро проявляются дефекты моторики рук во время формирования бытовых и трудовых навыков. Во время занятий трудом таким малышам сложно делать поделки из пластилина, который у них не получается поделить на части или правильно раскатать. Кроме того, у них наблюдаются незрелые функции дифференциации захвата, сложности с удерживанием предметов и соразмерением двигательных задач с мышечными усилиями.особенности развития детей с дцп

Во время подвижных игр дети с диагнозом ДЦП также имеют сложности. Они не могут правильно повторить упражнения за взрослыми, неспособны сохранять равновесие в статичной позе, соблюдать правильную амплитуду движений, ритм, согласовывать движения тела и конечностей.

У детей дошкольного возраста ДЦП — это не только сложности с захватом и использованием предметов, но и сбои дыхания, аритмия.

Лечение и реабилитация

Диагноз «ДЦП» — это определенные ограничения на всю жизнь. Тем не менее правильное лечение и реабилитация помогут малышу уменьшить последствия поражения нервной системы и обрести свое место в обществе.

Двигательные особенности в процессе развития заболевания в детском возрасте можно корректировать, устанавливая правильный мышечный стереотип, фиксируя позы и так далее.

Кроме того, особенности развития детей с дцпдля решения проблемы не только двигательной активности, но и умственного развития по отношению к таким детям применяется методика, позволяющая воздействовать на заболевание, которое стало основной причиной развития недуга.

К сожалению, сегодня нет универсальных, действующих на сто процентов методов лечения детского церебрального паралича. Правильным будет совмещать сразу несколько способов воздействия на организм, применяя по отношению к нему:

  • массаж;
  • ЛФК;
  • медицинские препараты для нормализации тонуса мышечной массы и пр.

Также используются такие приемы, как специальные нагрузочные костюмы, терапия Бобат, ходунки, велосипеды, вертикализаторы и пр. В случаях, когда корректировка всеми описанными выше способами невозможна, не исключают хирургическое вмешательство. Цель операций — пластика мышц и сухожилий для возвращения им стандартной структуры и формы. Кроме того, во время операций возможно удаление контрактуры.

Если помочь разрешить проблему хотя бы частично сможет вмешательство нейрохирурга, то и эти операции также будут целесообразными. Как правило, в ходе такого вмешательства работают над стимуляцией спинного мозга и удалением поврежденных участков.

Наряду со всеми перечисленными выше методами лечения ДЦП к больным детям применяется анималотерапия, когда в процессе воздействия на малыша принимают участие животные, например лошади, дельфины или собаки.

Источник