Развитие ребенка с чего начать
Когда уже пора?
На самом деле понятие «раннее развитие» очень условное. Ребенок развивается с самых первых дней жизни, причем за первый год он осваивает столько, сколько ни за один другой период времени — учится смотреть, слышать, произносит первое слово, начинает ползать, садится, встает на ножки и идет. Представляете, какая колоссальная работа и всего за какие-то 12 месяцев? По сути дела, самый главный способ развить малыша — это просто помочь ему проделать эту работу. Разговаривать с ним, петь песенки и читать стишки, улыбаться в ответ на его улыбки, показывать все, что может быть ему интересно, в общем, делать его жизнь полноценной даже в тот период, когда он не может еще осмыслить происходящего. Занятия могут подстраиваться по ритм жизни ребенка — ничего страшного от этого не случится, ведь родители интуитивно чувствуют, что нужно их малышу в тот или иной период времени. Но все-таки большинство мам и пап предпочитают придерживаться какой-либо развивающей методики. Во-первых, это проще, т.к. вам не нужно будет ломать голову над тем, чтобы придумать очередную «развивалку», а во-вторых, практика показывает, что современные методики развития дают отличный результат.
Выбираем методику
Научно доказано, что в первые годы жизни количество нейронных связей в мозге ребенка в два раза превышает количество связей у взрослого человека. Если в первые три года эти связи не задействуются, то они просто исчезают. Поэтому основа любой развивающей методики — активизация мозговой деятельности ребенка. Но тем не менее, у каждого метода развития есть свои нюансы. О них и поговорим.
Методика Монтессори
Главный принцип: «Помогите ребенку сделать это самостоятельно!»
С какого возраста применяют: с 8 месяцев при участии мамы и педагога, с 3 лет с педагогом и самостоятельно.
В чем суть? Дети учатся и познают мир в удобном им темпе и в индивидуальном порядке при помощи специальных материалов, разработанных автором методики. Единых программ нет, главное, чтобы ребенок гармонично развивался и ему было интересно двигаться вперед.
Метод Глена Домана
Главный принцип: интеллект определяет бытие
С какого возраста применяют: с 3 месяцев
В чем суть: все подчинено интеллектуальному развитию ребенка — от работы со специальными карточками до особых комплексов физических упражнений. Чем раньше ребенок начнет тренировать память и внимательность, тем легче ему будет учиться в будущем и тем больше он сможет освоить.
Методика профессора Лазарева
Главный принцип: ни дня без сюрприза
С какого возраста применяют: с рождения
В чем суть: современный метод, разработанный профессором Михаилом Лазаревым — доктором медицинских наук и музыкантом. Лазарев доказал, что если правильно сочетать обучение и музыку, то ребенок будет гораздо быстрее осваивать любую информацию. Для того чтобы занятия по методике Лазарева нравились не только мамам и папам, но и малышам, была разработана серия специальных развивающих наборов Bimbasket.
Развивающий набор Bimbasket – это коробка с симпатичными игрушками и обучающими материалами, а также специальными карточками, для того чтобы родители могли самостоятельно заниматься с малышом. Особое преимущество заключается в том, что все наборы составлены индивидуально, в зависимости от возраста ребенка. Любой родитель может заказать такой набор и развивать малыша самостоятельно, не тратя время и деньги на походы по центрам раннего развития. Продолжительность одного занятия – не более 30 минут в день, поэтому карапуз попросту не успеет заскучать или, тем более, устать. Когда один набор будет полностью освоен, можно заказать следующий.
Источник
Сегодня мы переживаем бум идей раннего развития детей. Вырастить нового «Моцарта» или «Ломоносова»? Конечно, хочется!
Но есть два важных вопроса:
- насколько это нужно самому ребенку,
- и как вообще понять, есть ли у двухлетнего малыша потенциал этого самого «Ломоносова»?
ЗА раннее развитие
Убеждение, что развитием малыша нужно начинать заниматься с самого рождения, возникло после выхода известной книги Масару Ибука «После трех уже поздно».
Его идея логична и проста: те навыки, которыми взрослые овладевают с трудом, для детей не представляют особой сложности. Маленький ребенок ничего не знает о том, что сложно, а что просто. Русский или китайский язык? Музыка Бетховена или детские песенки? Для него ново все! И он готов познать и освоить это.
Согласно современным исследованиям, к трем годам развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Соответственно, развитием нужно заниматься ДО ТРЕХ ЛЕТ, чтобы раскрыть потенциальные возможности ребенка.
Насколько же рано следует начинать заниматься развитием ребенка?
Новейшие исследования показали, что ребенок способен учиться (!!) еще до рождения. Стремительный рост в утробе матери – период наиболее стремительного развития!
Второй по интенсивности развития период – от рождения до трех месяцев. Как только малыш появляется на свет, он начинает активно познавать мир. Специалисты уверены: чтобы получить от этого важнейшего периода как можно больше, поддерживать развитие ребенка нужно с самого рождения.
ПРОТИВ раннего развития
Многие современные психологи и педагоги считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе малыша, и более естественно предоставить его самому себе.
Под влиянием таких идей многие родители сознательно следуют принципу «оставить в покое»… По крайней мере, до школы. Но как только ребенок идет в первый класс, ласковая мама превращается в грозного диктатора. Мол, школа – это уже серьезно, это время правил и требований.
Ко мне часто приводят таких детишек – первоклашек, которые искренне не понимают, что же изменилось в этом мире, откуда и зачем такое количество ограничений? Чего от них хотят?
Кто ошибается?
Ошибаться могут как сторонники, так и противники идеи раннего развития – когда начинают впадать в крайности.
Первым следует помнить, что задача родителей – вырастить не второго Леонардо да Винчи, а счастливого и успешного человека.
А вторым важно осознавать, что воспитание должно быть последовательным.
Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление в более позднем, может погубить юный талант и вызвать сопротивление, нежелание развивать свои природные данные.
Как детский психолог я – ЗА развитие.
Не раннее, не позднее, в своевременное!
За развитие, которое способствует бережному развитию интеллекта.
Ищем «золотую середину»
Случаи, когда у 3-5-летнего ребенка уже явно видны таланты, скорее редкость, чем правило. Руководствуйтесь в первую очередь желанием малыша. Главное, что он получит от нового занятия удовольствие и радость. Пусть не будет великих побед. Порой возможность попробовать себя в разных областях, понять, какое занятия по душе, – гораздо ценнее.
Не нужно перезагружать ребенка кружками и секциями!
Помните о двух «золотых» правилах по организации нагрузки:
- Для детей до 8 лет – не более 3-х секций в неделю.
- Рекомендуемое время для занятий – не более 2-3 часов в сутки.
Итак, формула успеха такова.
Отсутствие крайностей + талант + общий язык с ребенком
=
ГАРМОНИЧНАЯ И СЧАСТЛИВАЯ ЛИЧНОСТЬ.
В чем не стоит опаздывать?
Не стоит спешить «развивать» ребенка, а вот заботиться о его образовании следует заблаговременно. При постоянном росте цен на обучение в вузах и повышающейся ценности высшего образования – копить на него нужно начинать уже сейчас.
В первую очередь, я бы обратила внимание на программы, которые в настоящее время предлагают банки.
Например, с сентября 2018 года в Сбербанке появился новый продукт накопительного страхования жизни. Он называется «Билет в будущее»1. Подробнее об этом можно почитать здесь: https://ticket.sberbank-insurance.ru/.
Я же выделю основные моменты.
«Билет в будущее» – программа для тех, кто хочет накопить на обучение ребенка в вузе.
Схема вполне комфортная:
- сроки программы – от 5 до 17 лет;
- минимальный размер капитала, который можно накопить через страховую программу, составляет 250 000 рублей;
- ежемесячный взнос по полису начинается от 2000 руб. в месяц, при этом размер взноса можно выбрать самому – в зависимости от своих финансовых возможностей и ожиданий;
- периодичность взносов также можно подобрать индивидуально: единовременно или ежегодно, ежеквартально, ежемесячно.
Кстати, в рамках этой программы можно воспользоваться услугами персонального образовательного консультанта2, который поможет подобрать курсы, спортивные секции, информацию по вузу. К нему можно обращаться неограниченное количество раз.
И еще один важный момент. По «Билету в будущее» можно оформить социальный налоговый вычет3 в размере 13% от суммы оплаченных ежегодных взносов по договору (но не более 15 600 руб. в год). При оформлении вычета клиент может воспользоваться услугой «налогового консультанта», который поможет заполнить декларацию З-НДФЛ и расскажет какие документы потребуются, чтобы вернуть налог.
Дорогие родители, надеюсь, информация в данной статье оказалась полезной для вас.
Позаботьтесь о будущем ваших детей уже сейчас. И пусть ваши сыновья и дочери будут счастливыми и успешными!
Елена Хамитова
детский психолог
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ибука М. После трех уже поздно. – 6-е изд., испр., с предисловием Макото Ибуки. – М.: Альпина нон-фикшн. 2015. — С. 7-34.
2. Суркова Л. Всё о детях в одной книге. – М.: АСТ, 2016. – С.259-263.
3. Уорнер П. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет. – М.: Альпина нон-фикшн, 2014. – С. 11-17.
1 «Билет в будущее» программа накопительного страхования жизни. Страховую услугу оказывает ООО СК «Сбербанк страхование жизни», лицензия на осуществление страхования СЖ №3692 (вид деятельности — добровольное страхование жизни), выдана Банком России без ограничения срока действия. Адрес: 115162, ул.Шаболовская 31Г, сайт: www.sberbank-insurance.ru, тел.: +8 800 555 5595 (бесплатно для звонков по России).
2Персональный образовательный консультант — это образовательный консультант, который поможет найти необходимую информацию по детским мероприятиям: -предоставит информацию по детским учебным заведениям и условиям поступления: дошкольные учреждения, школы, высший учебные заведения.
Услугу оказывает АО «Ассист 24, группа Дельта Консалтинг» (адрес: 117415, Москва, ул. Лобачевского 42).
3По программам страхования жизни есть возможность ежегодно получать социальный налоговый вычет в размере 13% (но не более 15 600 руб. в год) от суммы оплаченных взносов (ст. 219 НК РФ).Воспользоваться правом на получение социального налогового вычета смогут страхователи, если договор заключен в пользу самого страхователя и (или) в пользу супруга страхователя (в том числе вдовы, вдовца), родителей страхователя (в том числе усыновителей), детей страхователя (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством).
* На правах рекламы
Источник
Многие считают, что у ребенка должно быть беззаботное, счастливое детство и не имеет значения, научится ли их чадо узнавать цвета, геометрические фигуры, буквы, сможет ли читать, считать, писать, рисовать и так далее до школы или за партой. Другие настолько увлечены процессом развития младенца, что ему не остается времени на куклы-машинки.
Когда ребенок с пеленок постоянно занят обучением, это отбивает у него охоту учиться дальше в таком же темпе. Нет единого мнения, что лучше: пустить лодку-ребенка по течению или все-таки направлять его в этом бескрайнем океане жизни. Мы не будем никого убеждать и склонять к какому-то определенному мнению, а просто поможем тем, кто все-таки решил развивать свое чадо.
Фото: Depositphotos
С чего и как начать?
Для начала нужно запомнить три золотых правила развития способностей ребенка:
1. Игра. Все дети любят играть, и именно в процессе игры лучше давать им знания об этом мире и его особенностях.
2. Честность. Развивайте ребенка, когда у вас есть желание это делать, от чистого сердца. Если ребенок не почувствует вашего искреннего желания заниматься с ним, то и усваивать информацию он будет невнимательно и без энтузиазма.
3. Фантазия. Представьте себя на некоторое время маленьким ребенком и воспринимайте обучение, развитие через призму детского мировоззрения и ощущения.
Первые несколько месяцев малыш почти все время спит, а в перерывах — ест, и свои начальные познания об этом мире он приобретает, слушая речь, голос своих родителей. Разговаривать с малышом нужно как можно чаще и обо всем, что вас и его окружает.
Играйте своим голосом: повышайте интонацию, если рассказываете о чем-то необычном, интересном; переходите на шёпот, если хотите сообщить ему о чем-то загадочном и таинственном. Комментируйте все свои действия, называйте вещи своими именами, говорите не только о том, что видите, но и о своих чувствах, настроении. Придумывайте ласковые имена, прозвища своему ребенку. Любому человеку, даже крохотному, нравится, когда его нежно зовут по имени. Эмоциональная сфера очень важна для развития ребенка в раннем возрасте.
Фото: Depositphotos
Главным источником информации для ребенка первых месяцев жизни являются зрение и слух. Позаботьтесь, чтобы вашему малышу во время бодрствования было на что посмотреть. Показывайте яркие игрушки, простые контрастные картинки, фотографии близких людей и даже отражение ребенка в зеркале. Оптимальное расстояние для демонстрации ребенку каких-либо предметов — 20−30 см.
Игра на развитие внимания: плавно поводите игрушкой в разные стороны перед лицом ребенка несколько раз, потом зафиксируйте игрушку в одном положении на несколько секунд, чтобы ребенок смог рассмотреть непонятный предмет лучше, затем спрячьте игрушку и снова покажите.
Первые два месяца жизни дети лучше реагируют на контрастные черно-белые изображения, пусть в вашем арсенале будет 5−6 таких картинок. Вывешивайте по 1−2 картинке возле кроватки или на стене, там, где чаще проходите с ребенком, когда он у вас на руках, и каждые 2−3 дня меняйте изображение. Обращая внимание ребенка на картинки, рассказывайте подробно, что на них нарисовано, свое мнение, ощущения, составляйте мини-рассказики. Кроме показа картинок, полезно брать малыша на руки и устраивать экскурсии по дому.
Фото: Depositphotos
Для развития слуха лучше использовать погремушки с разным звучанием, а можно сделать такие музыкальные игрушки самому: в баночки положите различные наполнители, чтобы звуки значительно отличались друг от друга. Скоро вы сами удивитесь, насколько избирателен ваш ребенок в выборе мелодии.
Хорошо развивает слух музыка. С рождения ставьте ребенку спокойную приятную музыку — сейчас очень много появилось в продаже дисков с классической музыкой для малышей, колыбельные песни, спокойные мелодии, звуки природы… Знакомьте малыша с разными ритмами. Слушайте быструю, громкую, мелодичную, медленную музыку.
Когда ребенок начинает осознано тянуться к предметам, сжимает кулачки, можно подвесить вертушку или мобиль возле его кроватки. Пусть пока малыш не может схватить крутящийся предмет, зато сколько прилагает усилий! Альтернативой мобильке может стать малышовый турничок или развивающий коврик.
Ребенку приятно осознавать, что он может сам двигать игрушки, вызывать какие-то звуки. Попробуйте пришить к носочкам небольшие колокольчики или звенящие шарики от погремушек, а можно сделать звонкие браслетики на ручки. При движении рукой или ногой малыш будет издавать звуки, так у него выработается ассоциативная связь — движение-звук.
Фото: Depositphotos
Очень полезно развивать также тактильные ощущения: давайте ребенку предметы, разные по форме и содержанию. Игра с мешочками, которые сшиты из разной ткани и наполнены различным материалом (крупа, бусинки, шуршащие пакеты, вата, опилки и т. д. — все, что можно сложить в небольшой мешочек и герметично закрыть), отлично подойдет для этой цели. Помимо такой игры с мешочками, можно давать ребенку трогать теплое, горячее, сыпучее, твердое, шершавое, гладкое — чем разнообразнее будут его ощущения, тем благотворнее это скажется на развитии малыша.
Для развития моторики купите ребенку прочное небольшое детское пианино, с крупными музыкальными кнопками — это будет любимая игрушка вашего крохи! Извлекать звуки, стучать по клавишам, разглядывать рисунки, слушать свое музыкальное произведение ребенок может бесконечно и каждый раз с неподдельным интересом. Для такой музыкальной игры его можно высаживать на подушки, а можно класть на животик. Развиваем сразу и моторику, и слух, и внимание, и тактильные ощущения!
Игры в воде не только полезны, но и интересны! Как только ребенок научится держать головку, лежа на животике, можно отправлять его в «свободное плавание»: запускать в ванну, заполненную на 10−15 см теплой водой. Если ребенок еще плохо держит головку вертикально, поддерживайте ее за подбородок. Пусть в ванне будет 2−3 ярких игрушки для игр в воде, до которых ребенок будет тянуться, весело хлопая по воде руками и ногами. А если набрать полную ванну воды, то можно смело пошагать по дну, такие упражнения укрепляют и развивают мышцы спины и ног. Со временем, когда ребенок начнет подниматься на четвереньки и сам ползать, купание может стать его любимым развлечением.
Фото: Depositphotos
Развивать ребенка нужно постоянно, с возрастом увеличивая объем даваемой информации. Если раньше вы называли вещи односложными примитивными именами, то теперь старайтесь уточнять детали, цвет, форму, размер, положение в пространстве и т. д. Помимо простых картинок на белом фоне, показывайте ребенку таблицы, карты, схемы, вывешенные на стенах вашего дома. А когда малыш научится сидеть, то бумажные картинки можно заменить детскими электронными презентациями, где слайды автоматически сменяют друг друга.
Объясняйте, часто повторяйте, покажите свою заинтересованность процессом, чтобы ребенок чувствовал, что с ним просто играют, а не серьезно обучают. Конечно, малыш не сразу поймет, о чем вы так увлеченно ему рассказываете, и не запомнит все те картинки, которые вы так часто ему показываете, зато он будет чувствовать постоянно ваше внимание к себе, слышать ваш ласковый голос, обращенный к нему. А главное — он будет открывать этот мир не в одиночку!
Источник