Развитие ребенка с аутическими признаками

Развитие ребенка с аутическими признаками thumbnail

Слово «аутизм» все чаще звучит с экранов телевизоров, о нем пишут и говорят, создаются специальные сообщества родителей, чьи дети страдают расстройствами аутистического спектра. Что же это за болезнь? По каким признакам ее можно диагностировать у ребенка и поддается ли она терапии?

Что такое аутизм, по каким причинам он возникает у маленьких детей?

Аутизм — патологический процесс, для которого характерны проблемы с социальной адаптацией, речью, умственным развитием. Если рассматривать аутизм с широкой точки зрения, то это комплекс патологий (расстройств аутистического спектра) с похожей симптоматикой.

До середины 20 века болезнь встречалась очень редко. В настоящее время наблюдается существенное увеличение количества маленьких пациентов с таким недугом, что вызывает серьезные опасения у медиков.

Точные причины развития патологии не установлены. Специалисты едины во мнении, что аутизм возникает при наличии одновременно нескольких факторов, таких как:

  • наследственная предрасположенность;
  • поражения центральной нервной системы (например, неправильное развитие и функционирование отделов мозга);
  • нарушения обменных процессов, гормональные сбои;
  • наличие в анамнезе инфекционных заболеваний вирусной и бактериальной природы;
  • отравление ртутью (об этом подробнее читайте в этой статье);
  • частый прием антибактериальных препаратов;
  • химическое воздействие на материнский организм во время вынашивания ребенка.

По каким признакам можно догадаться, что ребенок страдает аутизмом?

Для того чтобы своевременно обнаружить первые проявления аутизма, родители должны внимательно наблюдать за поведением ребенка и его реакциями на окружающий мир. Характерные для заболевания симптомы, как правило, в большей степени выражены в возрасте 1,5-2 лет. У ребенка могут наблюдаться лишь незначительные отклонения (нарушение речевой функции), в более тяжелых формах присутствует большинство признаков патологии.

Симптоматика аутизма:

  • Проблемы с речью. Практически все аутисты в детском возрасте не разговаривают или значительно отстают в речевом развитии от сверстников. Дети имеют небогатый словарный запас, однако могут повторять слова, услышанные где-то. Они не пользуются речью для общения, а если говорят о себе, то в 3-м лице.
  • Отсутствие эмоционального контакта с окружающими, в том числе родителями. Малыши отрицательно реагируют на проявления ласки, не любят сидеть на руках, редко отличают маму и папу от других людей.
  • Проблемы с социализацией. Аутисты не умеют общаться и испытывают дискомфорт, находясь в обществе детей. Если кто-то навязывает им свое общение, они могут убежать и спрятаться.
  • Агрессивность. Если у малыша что-то не получается, это может спровоцировать истерику и вызвать гнев. Он направит свои эмоции на себя самого или на окружающих.
  • Отсутствие интереса к игрушкам или приверженность только к одному предмету. Абстрактное мышление у таких детей развито слабо, поэтому они не способны изображать какие-либо действия и фантазировать.
  • Страх перед изменениями. Малыши-аутисты подчиняются определенным правилам и распорядку, выполняют одни и те же действия на протяжении долгого времени. Если происходят какие-либо перемены (даже незначительные), ребенок впадает в гнев и испытывает сильные переживания.

Физиологические признаки, которые часто наблюдаются у аутистов:

  • сниженный иммунитет;
  • судорожные состояния;
  • острое или притупленное сенсорное восприятие;
  • активный рост бактерий и дрожжевых грибков в желудочно-кишечном тракте;
  • нарушения функционирования поджелудочной железы;
  • синдром раздраженного кишечника.

Особенности лечения

Главные методы лечения заболевания — психотерапия и социальная адаптация. Терапия аутизма является длительным и сложным процессом, тяжелым как физически, так и морально. Родители должны приготовиться к тому, что лечение может не только способствовать снижению проявлений патологии, но и не принести положительного результата спустя годы.

Рекомендации для родителей:

  • Терапия должна проводиться не только в условиях стационара, но и дома, в детском саду, в общественных местах. Родители должны посещать психолога, как и ребенок.
  • Следует найти хорошего специалиста по психиатрии для долгосрочных занятий с малышом, поскольку смена врачей может способствовать ухудшению состояния маленького пациента.
  • Повторение — важнейшее условие эффективной терапии. Нужно систематически повторять ребенку определенные вещи, а когда он их запомнит, следует время от времени возвращаться к ним.
  • Мама и папа, уделяющие много времени и сил лечению ребенка, должны отдыхать. Нет ничего зазорного в том, чтобы ездить на море вдвоем раз в год для восполнения энергии и улучшения настроения.
  • Важно сформировать распорядок дня малыша.
  • Нелишним будет опыт общения родителей с мамами и папами аутистов. Так проблема будет восприниматься легче, а полученные знания помогут найти верное направление лечения.
  • Необходимо научиться овладевать вниманием ребенка, обращаясь к нему несколько раз по имени. Ни в коем случае нельзя допускать повышения голоса и появления агрессивных интонаций.
  • Запрещено менять обстановку, к которой привык малыш.

Помогут ли медикаменты?

Медикаментозные средства не способны вылечить аутизм, однако с их помощью можно устранить сопутствующие симптомы заболевания.

Цели использования аптечных препаратов:

  • Устранение боли. Если малыш с аутизмом не владеет речью, он не сможет пожаловаться родителям на болевые ощущения. Мама или папа, определившие, что ребенку больно из-за роста зубов и по другим причинам, могут дать ему обезболивающее средство после получения консультации врача.
  • Борьба с сопутствующими заболеваниями. Например, проблемы с желудочно-кишечным трактом у некоторых детей можно устранить только медикаментозно.
  • Коррекция нарушений поведения. Дети-аутисты часто импульсивны и агрессивны, поэтому врачи нередко назначают нейролептики. Идеально подобранный препарат не вызовет никаких побочных реакций.
  • Развитие ребенка. Иногда ноотропы благотворно влияют на способности малышей. Например, курс препаратов в небольших дозировках способен развить речевую функцию, усидчивость.
  • Избавление от проблем со сном. Маленькие аутисты очень плохо спят по ночам. Врачи назначают седативные препараты для настройки биоритмов ребенка. Однако снотворные средства детям с аутизмом не показаны.

Аутизм — заболевание, которое требует от родителей маленького пациента временных и моральных затрат. Прогноз зависит от индивидуальных особенностей ребенка и усилий, которые затрачивают мама и папа, чтобы он легче адаптировался к социуму. Терапия длится на протяжении всей жизни, при этом многие дети начинают идти на контакт с окружающими уже через несколько месяцев после начала лечения.

Также узнайте первые симптомы проблем с сердцем у малыша, будьте бдительны!

Источник

Эфендиева Галина Владимировна
Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка

Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка.

Термин Аутизм 1912г. в психиатрию ввел Блейлер для обозначения одного из самых типичных признаков шизофрении. Это психопатологическое состояние, при котором происходит погружение человека в личные внутренние переживания, которые вырабатываются по особым внутренним законам и не связаны с реальным миром.

Мозг аутиста иначе обрабатывает получаемую информацию, эта особенность нуждается не в лечении, а в «развитии возможностей в рамках отклоняющихся параметров психики». Аутизм является первазивным (всепроникающим) расстройством, которое проявляется в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи, мышления. Аутизм не проходит и не лечится.

Наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет и основными его проявлениями в этом возрасте является:

— то, что ребенок не фиксирует взгляд на лице другого человека и не выносит прямого зрительного контакта;

— первая улыбка появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно;

— своих близких узнает, но не проявляет эмоциональной реакции.

В своем поведении ребенок стремится к сохранению постоянства абсолютно во всем: в еде, в одежде, в обстановке, в привычках такая особенность получила название «феномен тождества». Характерным является и наличие ритуалов в поведении. Например аутичный ребенок каждый свой день начинает с включения и выключения всех электроприборов в доме, при этом соблюдая жесткую последовательность своих действий. Только после завершения этого ритуала он может переключиться на что-то другое. Стереотипность проявляется и в игре ребенка, он может часами бессмысленно перебирать одни и те же предметы, игрушки если и использует, то делает это не по назначению. Страхи у ребенка появляются достаточно рано и список их бесконечен, например: шум машин, лай собаки, любой громкий звук, страх подземных переходов, игрушек и т. д. Общей особенностью всех страхов аутичного ребенка является их сила, стойкость и труднопреодолимость. Движения аутичного ребенка угловаты и не соизмерены по силе и амплитуде. Среди особенностей речевого развития, чаще всего встречаются:

— мутизм (отсутствие речи)

— эхолалии (повторение слов, фраз произнесенных другим человеком) воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время

— отсутствие обращений в речи;

— нарушение семантики, грамматического строя речи

— большое количество слов-штампов, фраз-штампов так называемая попугайная речь, которая при хорошей памяти ребенка создаёт эффект развитой речи.

Искаженность развития аутичных детей проявляется в парадоксальном сочетании: Так несоответствующий возрасту, высокий уровень развития мыслительных операций ребёнка может сочетаться с невозможностью усвоения элементарных бытовых действий и навыков. Неоднократные исследования уровня интеллекта аутичных детей, свидетельствуют о том, что их коэффициент варьируется в диапазоне от 30 до 140. Однако есть исключения профессор ветеринарии Темпль Грандин (США, общественный деятель Ирис Юхансон (Швеция, писатель Донна Уильяме (Австралия).

Большую роль в возникновении аутизма играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Аутизм бывает классический (человек не склонен к общению) и атипичный (больной стремиться к общению, но испытывает трудности коммуникации, не может усвоить язык и жесты).

Классификация детского аутизма.

— Синдром РДА Каннера (дети спервых лет жизни отличаются не способностью общаться, расстройтво речи и ЗПР, IQ ниже 70).

— Синдром Аспергера (менее тяжелая форма РДА, при которой интеллект достаточно сохранный, дети могут учиться в обычной школе, хотя пребывают в школьном коллективе обособленно).

— Синдром Ретта (только у девочек. Возникает у детей с нормально протекавшими беременностью, родами и развитием в течение первых месяцев жизни (иногда до 18 мес.). Затем происходят остановка в развитии и катастрофический регресс всех форм психической деятельности с возникновением моторных стереотипий, аутизма и прогрессирующего моторного снижения, последующей инвалидностью и смертью (12-25 лет).

Источник

Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.

Давайте подробнее рассмотрим, на что стоит обратить внимание.

Развитие ребенка с аутическими признаками

Главным образом это триада  нарушений, то есть  в трех сферах:

Общение.


Как человек общается с детьми и взрослыми  (нарушения социального взаимодействия)

Коммуникации.


Как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации)

Поведение.


Как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности)

Перечисленные ниже симптомы указаны для ознакомления. Конечно же, не все они могут наблюдаться у ребенка с аутизмом одновременно, кроме того, часть симптомов встречается и у детей без аутизма. Но если некоторые из указанных симптомов наблюдаются у вашего ребенка, это повод обратиться к врачу.


Нарушения социального взаимодействия

Нарушения социального взаимодействия — самые важные симптомы аутизма. Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.

  • Ребенок может не замечать, дома родители или на работе, ушли куда-то или вернулись домой
  • Может расстраиваться, когда взрослый пытается включаться в его игры
  • Может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать, вместо того чтобы позвать маму
  • Может не проявлять интерес к играм других детей
  • Может не проявлять интереса к игре в прятки и к другим играм, основанным на взаимодействии с другими людьми
  • Часто бывает сложно привлечь его внимание к игрушкам или книгам
  • Не улыбается в ответ на улыбку
  • Не реагирует на свое имя
  • Может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям и не давать брать себя на руки ни родителям, ни другим людям


Развитие ребенка с аутическими признаками


Нарушения в сфере коммуникации

Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты.

Вместо этого, они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят повзаимодействовать или указывают на них рукой мамы.

Развитие ребенка с аутическими признаками

Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться.

Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.

Итак, самые яркие симптомы в сфере коммуникации, на которые стоит обратить внимание:

  • Избегают контакта «глаза-в-глаза»
  • Автоматически повторяют слова, не обращенные к другим (эхолалии)
  • Используют «управляемую руку» взрослого


Нарушения в поведении

Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.

Развитие ребенка с аутическими признаками

  • Разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров).У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться
  • Может не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем
  • Может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо у машинки)
  • Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси
  • Часто многократно взмахивает руками
  • Расстановка игрушек в ряд; создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается
  • Может вращать предметы, поднося их очень близко к лицу
  • Может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас, шторы
  • Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами
  • Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь
  • Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет


Нарушения моторики

Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза «аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой.

Развитие ребенка с аутическими признаками

  • Нарушение оценки расстояния до предмета также может приводить к моторной неловкости
  • Хождение на цыпочках
  • Плохая координация движений – научиться ходить по лестнице может оказаться очень трудной задачей для ребенка с аутизмом
  • Часто ребенок не может захватывать и удерживать руками мелкие предметы
  • Не может кататься на велосипеде или машинке-каталке с педалями
  • Поразительные способности к удержанию равновесия и одновременно заметная неуклюжесть
  • Может наблюдаться повышенное слюнотечение из-за проблем регуляции тонуса мышц рта и челюсти


Особенности восприятия – обостренная чувствительность

Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п., которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности.

Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов. По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.

Развитие ребенка с аутическими признаками

  • Может демонстрировать неприятие всего нового или редкого, например, свечей на именинном пироге или шариков
  • Ребенок может не переносить прикосновения к коже (сопротивляться раздеванию или мытью)
  • Может не переносить прикосновения к голове и волосам, которые неизбежны при стрижке и мытье волос
  • Может не переносить музыку
  • Может иногда казаться глухим, не вздрагивать и не оборачиваться на громкие звуки, но в другое время реагировать на обычные или слабые звуковые раздражители
  • Может не переносить обычные домашние запахи, особенно бытовой химии
  • Может отказываться переодеваться или вообще надевать любую одежду, кроме нескольких определенных вещей
  • Может отказываться от ремней безопасности в детском кресле машины


Причинение вреда самому себе

В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.

  • Может вырывать у себя волосы клочьями
  • Может сильно стучать головой о твердую поверхность (пол, стены)
  • Царапать и отдирать кожу и раневые поверхности (корочки)
  • Может кусать себя


Нарушение чувства опасности

Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности. В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности, может стремиться к опасности и нарушать правила безопасности в одной и той же ситуации снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт. Это поведение тоже встречается не очень часто, многие дети с аутизмом, наоборот, боязливы и тревожны. Если же у ребенка чувство опасности снижено, то за ним нужно очень внимательно наблюдать: такое поведение может приводить к серьезным травмам.

Развитие ребенка с аутическими признаками


Расстройства желудочно-кишечного тракта

У многих детей с аутизмом встречаются частые расстройства желудочно-кишечного тракта. Ребенок согласен есть чрезвычайно ограниченный набор продуктов, и/или у него имеется повышенная чувствительность к вкусу пищи. Другие симптомы: у ребенка часто бывает понос. В стуле имеется непереваренная пища. Ребенок часто страдает запорами


Нарушения сна

Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна. Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа. Болевая чувствительность у детей с аутизмом может быть снижена и даже отсутствовать, а может быть, наоборот, чрезмерно высокой. У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.


Интеллект

Развитие ребенка с аутическими признаками

У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники.

Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.

Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои возможности, справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки.


Лечение

Рано начатое обучение, индивидуальный подход к лечению, интенсивная терапия, участие всех членов семьи в обучении приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей с аутизмом.


Помощь детям с аутизмом

Лечение аутизма – процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от выраженности его симптомов, а также от наличия каких-либо сопутствующих аутизму нарушений и других расстройств. Некоторые дети с аутизмом нуждаются в очень интенсивной помощи,  чтобы приобрести основные навыки социального поведения, научиться говорить. Многие дети при этом могут самостоятельно обучаться сложным умениям и больше нуждаются в поддержке с учетом их особенностей восприятия и мышления в школе и дома, нежели в интенсивной терапии. Наиболее эффективным методом коррекции аутистических расстройств считается поведенческая терапия – процесс систематического и последовательного обучения с использованием подсказок и поощрения желаемого поведения. Программы развития детей с аутизмом, основанные на поведенческой терапии, особенно при условии рано поставленного диагноза и рано начатой помощи, помогают ребенку стать более самостоятельным, способным к социально приемлемому и соответствующему возрасту поведению, значительно улучшают прогноз его развития и социализации.

В помощи детям с аутизмом могут принимать участие специалисты, занимающиеся развитием речи, академических навыков, психологи, нейропсихологи и многие другие специалисты при условии достаточной подготовки и опыта работы в области аутизма.

Развитие ребенка с аутическими признаками

Аутизм у ребенка влияет на всю семью. Многие родители детей с аутизмом описывают сложные переживания, возникающие в связи с наличием у ребенка расстройств, могут испытывать сильные стрессы из-за проблемного поведения или необходимости постоянно контролировать малыша. В планировании помощи семье обязательно учитывается и состояние взрослых, находящихся с ребенком, и восприятие ситуации его братьями и сестрами. Нередко они также могут нуждаться в поддержке и консультациях специалистов, для того чтобы поддерживать хорошие отношения друг с другом, отдыхать и радоваться жизни.


Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.

Автор статьи: Наталья Морозова, клинический психолог высшей категории, ведущий специалист Нейрореабилитационного Центра «Импульс», г. Сочи.

Бесплатная онлайн-консультация Натальи Морозовой:

Задать вопрос на форуме

Источник