Развитие ребенка с 2 лет план развития
15.04.2015
За год малыш научился многому: садиться, ползать, даже ходить, но следующий год для малыша должен стать не менее насыщенным и интересным. Ребенок научился ходить, а значит, наступил этап активного познания окружающего мира, это надо использовать во благо и в целях развития нашего малыша.
Обучение крохи будет более эффективным, если оно будет направлено и организовано взрослым. А для того, чтобы родителям понимать, в какую сторону двигаться в части совместных занятий с ребенком, предлагаем вам план. План охватывает все сферы жизнедеятельности малыша, и направлен на развитие его когнитивных процессов.
Упражнения для развития логики ребенка в период с 1 года до 2 лет
1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные — по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки — домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.
Упражнения для развития внимания детей в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Игра в «Найди пару» — с носочками, варежками, карточками (лото), игра «Угодай-ка»
2. Игра «Что в этой комнате?» — по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» — мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» — игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» — разновидность игры «найди пару» — найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).
Изучение свойств предметов
В процессе игр с ребенком, общения, чтения книг, уделяйте внимание следующим понятиям:
1. Большой-маленький.
2. Название цветов, можно использовать игру «Цветик-семицветик» (как базовых – синий, красный, желтый, зеленый, а позже познакомить со всеми цветами радуги и нетипичными цветами, например, салатовый).
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один-много.
5. Горячий-холодный.
6. Высокий-низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Предлоги.
9. Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.
Лексические темы
С ребенком важно постоянно общаться и рассказывать ему о том, что происходит вокруг, давать понятийное обозначение предметов, с которыми сталкивается ребенок. Таким образом, мы работаем над развитием словарного запаса и понятийного аппарата ребенка. Ощупывание предметов, игры с ними, будут способствовать быстрейшему усвоению новых знаний.
Итак, в возрасте от 1 года до 2 лет, для развития речи ребенка, вводим следующие понятия:
1. Посуда.
2. Рыба.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты, для этих целей, можно сделать наглядный материал: овощи и фрукты своими руками.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда, отлично подойдет игра «Одевалка».
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.
Творчество для детей в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудно – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
3. Рисование пальчиками.
4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет — внутри листа вырезается простой силуэт — например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально: все — таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
8. Лепка из пластилина, теста: учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку» и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто — получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).
Упражнения для развития речи и артикуляции ребенка в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Продолжать учиться звукоподражанию. Учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) — если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» — стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).
4. Читать книги, для малышей лучше предлагать мягкие книжки, которые можно сделать самим или из плотного картона.
5. Если ребенок говорит достаточное количество слов – совместно рассказывать стихи (мама начинает – «наша Таня громко…» ребенок продолжает– «плачет!») — обычно это возможно осуществить в среднем — к двум годам (у всех индивидуально).
6. По возможности, побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!», «скажи, что это», «скажи, как мяукает кошечка», и т.п.).
7. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания («давай покачаем куклу, спой ей «а-а», «побибикай машинкой — «би-би», «попроси у мишки чашку, скажи, «дай, мишка!» и т.п.).
Упражнения для развития музыкального слуха и чувства ритма у детей в возрасте от 1 года до 2 лет
1. Логоритмика — танцы под музыку (например, методика Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая — медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
5. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает — мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – «принеси куклу, дай мячик»).
Упражнения для развития сенсорики у детей в возрасте от 1 года до 2 лет
Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п. родители могут сами сделать сенсорные ладошки или сенсорные мешочки, для организации занятий с ребенком в домашних условиях.
1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
3. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.
Гимнастика и развитие координации ребенка от 1 до 2 лет
1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» — передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Учиться прыгать на месте (ближе к 2 годам, можно учиться прыгать на батуте).
7. Бить по мячу ногой.
8. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному — из стульев и т.п.).
9. Лазать: на детской площадке, с поддержкой взрослым (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван — с дивана, забираться на стул и т.п.
10. Учиться переносить различные предметы на подносе.
11. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти, значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния, если торопить события и «заставлять» ребенка ходить — это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
12. Ходить по наклонным поверхностям — в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
13. Толкать тележку, игрушечную коляску.
14. Тянуть за собой предметы на веревочке.
15. Играть с мамой в догонялки.
16. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
17. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
18. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
19. Учиться катать машинку через “тоннель”.
20. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
21. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.
Ролевые игры для детей от 1 до 2 лет
1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
2. Покорми, умой куклу.
3. Шофер — отвези игрушку на машинке-грузовичке.
4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).
Развивающие упражнения для детей в быту
(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).
1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» — т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» — концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы («помоги поставить тазик на место»).
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).
Социальные навыки малышей в возрасте от 1 года до 2 лет
Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.
1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться игрушками, вкусняшками и меняться с другими детками или мамой (Не настаивать и не заставлять, а просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка — настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
5. Показывать ребенку кукольный спектакль.
Источник
Все мамы и папы с замиранием сердца наблюдают, как крошка вновь и вновь осваивает новый навык. Первые шаги и первые простые слова уже позади, ваш малыш уже совсем большой и каждый день радует очередными шалостями, словами, умениями. Каковы же нормы развития ребенка в 2 года?
Особенности этого возраста
Наверняка каждые мама или папа уже заметили, что координация ребенка намного улучшилась, малыш уже очень редко падает «на ровном месте», а игры стали намного более осмысленны. Уже самое время познакомить кроху с игрушками — сортерами, крупным конструктором, пирамидкой. Для развития моторики у деток в 1-2 года прекрасно подойдут крупные магнитные паззлы, деревянные игры для изучения формы и цвета.
Особенностью развития ребенка 2 лет становится улучшение логического мышления. Малыш активно изучает мир, ему интересно самостоятельно находить решение различных задач, любимое развлечение – помогать родным в домашних делах. Важно поддержать кроху в этом начинании, позволять помогать пылесосить, мыть посуду, самому выбирать себе одежду по погоде. Пусть больше такая помощь напоминает баловство, зато в будущем не придется заставлять малыша собирать за собой игрушки и вещи.
Наверняка уже сломаны и разобраны первые игрушки – ребенок заинтересован вопросом «как это работает». Огромное любопытство вызывает техника, рекомендуется как можно больше рассказывать малышу, показывать упрощенные схемы, карточки.
Для физического развития прекрасно подходит футбол. Попинать с дочкой или сыном мячик во дворе – прекрасная тренировка чувства пространства, физической выносливости, меткости, координации. Пусть такое развитие ребенка всего в 2 годика кажется вам излишним или странным, однако исследования показывают, что уже в этом возрасте полезны именно разносторонние занятия. Сегодня пинаем мячик, завтра будет лепка, послезавтра учимся рисовать, на следующий день – клеить первые аппликации.
Совет:
Вот-вот ваш спокойный, старательный малыш станет забиякой и на все станет говорить «нет». Близится кризис трехлетки. Ежедневные разноплановые занятия помогут намного мягче пережить это непростое время как вам, так и вашему крошке.
Что должен уметь ребенок к двум годам?
Чаще всего, уровень развития ребенка 2 лет позволяет довольно быстро бегать, подниматься по ступенькам, легко преодолевать невысокие препятствия. Многие детки отличаются особой «скалолазностью» в этом периоде жизни, и их хлебом не корми, дай влезть куда-нибудь повыше.
Из игр отлично освоены сложные постройки из кубиков: башни, пирамиды, странные для взрослых сооружения, напоминающие крепости. Также должна быть хорошо изучена пирамидка. Ребенок должен без труда собирать ее от большего кольца к меньшему. Игры с мячом становятся более взрослыми: ребенок ловит его обеими руками, умеет пинать и кидать в нужном направлении.
Игры обретают сюжет, это особенно легко понять, если понаблюдать за ребенком в компании. Малыш готовит обеды в песочнице, кормит игрушки, может пытаться накормить и сверстников. Малыш уже обязательно должен уметь пить и кушать самостоятельно, без обильных потерь еды с ложки. Лучше для развития ребенка, к 1,5 или 2,5 в крайнем случае, усаживать обедать за маленький детский столик. Это прекрасное начало подготовки к детскому саду.
Что еще должен уметь ребенок:
- оказывать посильную для возраста помощь по дому;
- уметь пользоваться не только ложкой, но и вилкой;
- понимать и реагировать на просьбы, рассказы, вопросы, предложения;
- задавать вопросы, когда родители читают книги или показывают мультфильмы;
- знать большинство частей тела у себя, других, животных;
- знать от 100 слов, произносить их; допускается в этом возрасте немного плохое произношение;
- составлять короткие предложения;
- использовать горшок для нужды;
- уметь заниматься с карточками, книгами, проговаривать слова за взрослыми;
- знать звуки животных;
- пробовать рисовать, различать несколько цветов;
- знает, что такое «нельзя» и «опасно».
Совет:
Ваш ребенок активно двигается. Для профилактики плоскостопия, рекомендуется приобрести специальные массажные коврики и постелить их в месте, где малыш пробегает чаще всего за день. Например, в коридоре. Если душа лежит к рукоделию, такой коврик легко сделать самостоятельно: на плотную ткань нашиваются пуговицы, бисер, кусочки ткани различной плотности, колпачки от фломастеров. Такие коврики рекомендуется использовать от 1,5 лет.
Рост и вес в 2 года
Развитие и рост ребенка в 2-2,5 года можно смело охарактеризовать, как «не по дням, а по часам». Чаще всего, девочки в этом возрасте вырастают примерно до 90 см, а мальчики – до 93-94 см. Вес девочек не должен превышать 14,8 кг, а для мальчиков оптимальный вес – до 15,4 кг. Рекомендуем к просмотру видео, где доктор Комаровский рассказывает о росте, весе и развитии детей в этом возрасте.
Физическое развитие
Для физического правильного развития ребенка в 2 года существует сотни рекомендаций, споры о которых не утихнут никогда. Мы рекомендуем в этом вопросе, в первую очередь, внимательно следить за ребенком:
- Если малыш много бегает, скачет, любит подвижные игры, ваша задача лишь в том, чтобы предоставить для него условия для этого. Больше гулять, придумывать забавные игры, устраивать утреннюю зарядку по утрам.
- Если кроха относится к неспешным детям, которые предпочитают более спокойные игры, то можно выбирать игры, которые будут одновременно тренировать его и не отталкивать излишней активностью. На улице можно собирать шишки или цветы в корзинку, ходить вперед и назад по бордюру, поиграть в догонялки.
Совет:
В 100 случаев из 100 ребенка заражает жизненный режим родителей. Если вы предпочитаете лишний раз посидеть у компьютера или с телефоном в руке, будьте уверены – ребенок будет любить то же, что и вы. Если мама и папа делают зарядку, пробежку и не имеют вредных привычек, для крохи также это станет эталоном жизненного поведения. Плох тот родитель, который требует от ребенка того, чего не делает сам.
Упражнения-игры для физического развития в 2 года
Рекомендуем несколько игр для ребенка 2 лет для физического развития, тренировки ума и подвижности:
- Нарисуйте на карточках или распечатайте рисунки и разбросайте по полу яблоки, грибочки, ягодки и соберите их вместе с ребенком. Обязательно проговаривать названия всех предметов на картинках. Это упражнение не только заставит кроху поприседать и наклоняться, но и обогатит словарный запас.
- Повторяем за животными. Покажите малышу как ползает змейка, как бегает страус, как кошечка, как слоник. Простор здесь – огромен. Не стесняйтесь показывать на своем примере и простить ребенка повторить.
- На улице больше ходите по предметам: по брусьям на спортплощадке, по бордюрам. Современные детские площадки дают простор для детских игр и развития. Есть и турники, и лестницы, и стена для скалолазания, и туннели, и многое другое.
- Игры с фитболом – прекрасная тренировка не только для взрослых, но и для детей. На нем весело скакать, можно сделать аналогию батута, если взрослый прижмет его коленями к дивану или в угол стен, и, поддерживая ребенка, даст ему вдоволь напрыгаться.
Сенсорное развитие
Для развития сенсорики у детей 2-3 лет идеальны для использования сенсорные коробочки. Чтобы сделать такой тренажер, нужно выделить большой контейнер, который можно наполнить крашеными крупами, орбизами (это гидрогель, который стоит не дорого, а польза от него огромная), песком. В магазинах в изобилии предлагают различные наполнители для сенсорных коробочек: орбизы можно купить в цветочном магазине, заказать из Китая или поискать в детских магазинах. Можно купить кинетический песок или «умную» массу для лепки. Дайте ребенку такую коробочку, пару небольших формочек, лопаток и грабли, закопайте в наполнителе новые мелкие игрушки и ребенок будет занят добрых 20-40 минут.
Игры для развития сенсорики ребенка 2 лет – простор для воображения мам и пап. Обязательно давайте своему малышу участвовать в приготовлении еды. Показывайте картошечку в кожуре, давайте потрогать ему, затем очищайте и снова давайте ребенку. Затем разрезайте – опять давайте ощупать кусочки. Такое простое, обыденное дело, но эффективность его поражает.
Также прекрасным тренажером будет мешочек, куда можно сложить игрушки разных форм и размеров и просить ребенка вынуть сначала большое, потом среднее, шершавое, мягкое и так далее. Замечательным развивающим тактильные ощущения тренажером могут стать современные специальные книги для малышей. В таких книгах на страничке показан, например, тигр, и есть вкладыш с искусственной шерстью тигра. Ее можно потрогать, изучить. Такие книги вызывают у детей дикий восторг.
Мелкая моторика
Для развития мелкой моторики у детей 2 лет подойдут крупные пуговицы, цветные макароны, сенсорные коробочки, о которых мы уже говорили чуть выше. Дайте своему ребенку шнурок и горсть цветных макарон и покажите, как сделать модные бусы, если у вас девочка и связку патронов для пистолета, если мальчик.
Для развития пальчиков прекрасно подойдет массаж. По очереди мягко массируйте каждый пальчик, играйте в сороку-ворону. Старайтесь как можно скорее научить ребенка самостоятельно застегивать пуговицы. Логопеды советуют давать ребенку перебирать гречку, смешанную с рисом или горохом. Не обязательно, чтобы ребенок делал это по 20 минут. Достаточно 5-7 минут.
Игры, развивающие мелкую моторику:
- лепка пластилином, глиной, соленым тестом;
- полезно налеплять пластилин или массу на трафареты, рисунки;
- аппликации, работа с ножницами – прекрасный тренажер;
- игры с прищепками, зажимами;
- игры с крупами, бизибордами;
- собирание паззлов, перебирание магнитов разной формы на холодильнике;
- хорошо показал себя новый магнитный конструктор.
Совет: Как покрасить крупу или макароны? Пищевой краситель растворяем в 3-6 мл воды в контейнере. Всыпаем крупу или макароны. Аккуратно трясем и рассыпаем на столе, покрытом пищевой пленкой или пакетом для просушки на 10 часов.
Чем больше самостоятелен ребенок, тем меньше вероятность, что ребенок в 2 года будет отставать в развитии. Позволяйте ему делать все, что не опасно для его здоровья и самочувствия. Если кроха лезет на горку – лучше страховать, чем запрещать. Если хочет помогать убираться – выдайте веник или пылесос. Если тянет руки к шкафу с продуктами – отсыпьте в контейнер пару горстей крупы и расскажите, как готовить кашку. Для моторики пальцев важно все: каждое движение так или иначе тренирует пальчики, развивает мышцы, цепкость.
Музыкальное и творческое развитие
Простор для таких занятий многообразен настолько, что ограничивает их только фантазия мамы и папы. Для тренировки музыкального развития лучше, чтобы мама чаще пела песенки, колыбели. Можно включать ребенку музыкальные мультфильмы. Дети от 1 года обожают музыкальные книги, игрушки. Полезно танцевать вместе под быструю музыку, медленную. Хорошо влияет на память и развивает слух разучивание танца. Также можно найти и скачать в интернете звуки природы, распечатать картинки и рассказывать, как кричит медведь, как воет волк, как шумит море и так далее.
Для творческого развития ребенка 2 лет существует масса интересных занятий:
- Рисуйте пальчиковыми красками. Застелите пол газетами, в центр положите ватман. Лучше надеть на малыша домашнюю одежду и придаться совместному творчеству без опасений, что кроха испортит одежду.
- Наточите стружки из восковых мелков. Попросите малыша разложить стружки по листу бумаги так, как ему нравится. Положите сверху еще один лист, накройте тканью и прогладьте утюгом. Затем раскройте творение и украсьте им стену или холодильник.
- Заморозьте воду с красителями в формочках для льда, вставив в каждый кубик зубочистку или спичку. Рисование льдом – потрясающий, интересный досуг.
- Лепка, аппликации, поделки из листьев и цветов, соленое тесто – все это поможет творческому развитию детей в 2-3 года.
Совет: Чтобы сделать безопасные пальчиковые краски, смешайте растительное мало, муку или крахмал и воду так, чтобы получилась консистенция гуаши. Добавьте красители и разлейте по баночкам.
Речевое развитие ребенка
Речевое развитие ребенка в 2 года – чрезвычайно важный этап развития. Каждый день словарный запас должен неустанно пополняться, на помощь идут книги, картинки для развития речи двухлетки, мультфильмы, но главное – это общение с родными и близкими.
Логопедическая гимнастика, упражнения для развития речи у детей в 2 года:
- Бегемотик. Для этого простого упражнения для речевых мышц попросите ребенка открыть рот широко, как будто он – бегемотик. Досчитайте до пяти и закрывайте рот. Повтор 3-5 раз.
- Лягушка-квакушка. Улыбнуться изо всех сил, напрягая мышцы лица, затем расслабиться и повторить снова. 3-5 раз будет достаточно.
- Змейка. Улыбнуться и быстро показывать язык. Чем быстрее, тем лучше. Повторять 3-5 раз.
- Расческа для язычка. Это упражнение действует как массаж для языка. Высунуть язык, сомкнуть зубы и протащить язычок назад, будто «расчесывая» его. Повторять несколько раз в день по 3-5 раз.
- Часики. Улыбнуться открытым ртом, попеременно касаемся языком уголков рта. Достаточно по 5 раз на каждую сторону.
- Щечки-шарики. Поочередно надувать щеки, по 5 раз на каждую сторону.
Эти упражнения рекомендуют логопеды для предупреждения задержки речевого развития у детей от 2 лет. Выполняя их каждый день, придумывая свои упражнения, тренируя мышцы лица и шеи вы не столкнетесь с артикуляционными проблемами. Если ребенку нравится делать развивающие речь упражнения, если хочет играть еще, не стоит запрещать. Чем чаще и больше занятия, тем лучше.
Признаки того, что есть отставание в развитии речи у ребенка в 2 года:
- в обиходе малыша мало слов;
- предпочитает общаться жестами;
- нет подражания взрослой речи.
Если ребенок к этому возрасту все еще молчит, или, очень плохо и мало говорит, это повод немедленно посетить невролога и начать занятия с логопедом.
Примерный план занятий на неделю:
Наблюдая за тем, как растет и развивается ребенок, не стоит забывать, что каждый малыш – индивидуальность. Его таланты, особенности не всегда могут вам нравится. Дайте малышу простор для собственного мнения, для выражения самого себя и ваш ребенок ответит вам только любовью.
Источник