Развитие ребенка ранний возраст педагогика

Развитие ребенка ранний возраст педагогика thumbnail

Анастасия Гамолина
Психолого-педагогические основы воспитания ребенка раннего возраста

По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30% — 40%. Но ребенок не может сам повлиять на свое будущее, он целиком зависит от взрослых, окружающих его в семье и детском саду, от их мастерства, компетентности, умения пользоваться современными достижениями науки. Однако чтобы помочь ребенку в развитии, необходимо знать, в чем проблемы, где и как нужно оказать помощь.

Учеными выделяются две основные стороны в развитии ребенка раннего возраста: психическое и физическое. Однако педагоги и психологи избегают строгих определений того, что ребенок должен уметь в том или ином возрасте. Это происходит потому, что развитие одного ребенка может сильно отличаться от развития другого. Физически и психологически ребенок может или расти скачками, «отдыхая» в промежутках между ними, или развиваться постепенно. У каждого из них есть свой темп и свой стиль развития, которые также индивидуальны как внешность ребенка.

Из вышесказанного следует вывод, что в воспитании и развитии ребенка раннего возраста перед взрослыми ставятся две основные цели:

• удовлетворение всех физических потребностей ребенка;

• обеспечение эмоционально обогащенного развивающего общения.

Ранний возраст является наиболее важным периодом в жизни ребенка, когда закладываются основы здоровья, определяющие развитие всего организма в последующие периоды жизни. Задачи по укреплению здоровья детей включают целенаправленные оздоровительные воздействия, гигиенический уход, выполнение физиологически целесообразного режима дня и формирование основ здорового образа жизни.

Понятие здоровый образ жизни (ЗОЖ) – комплексное и многоаспектное, в нашем понимании – это образ жизни, способствующий формированию, сохранению и укреплению индивидуального здоровья. Индивидуальное здоровье человека многомерное, в его структуру входят соматические, психические, сенсорные, социальные, нравственные и другие компоненты. Ключевыми компонентами индивидуального здоровья детей раннего возраста являются физическое и психическое развитие.

Физическое развитие детей раннего возраста в деятельности педагогов считается особенно важным и необходимым условием для формирования индивидуального здоровья ребенка. Процессы физическое развития ребенка раннего возраста включают в себя, прежде всего, моторное развитие. Проявляется оно в динамике усложнения двигательных действий, развития двигательных качеств и формирования двигательных навыков.

Развитию моторики в раннем возрасте необходимо уделять особое внимание, так как его замедленное развитие может стать одной из объективных причин возникновения трудностей при обучении детей в школе. Формирование двигательной сферы ребенка является фундаментом для гармоничного развития личности, наивысшего проявления потенциалных возможностей человека, его способностей и талантов.

Традиционные физкультурные занятия, проводимые в дошкольных образовательных учреждениях, не в полном объеме обеспечивают эффективное физическое воспитание детей раннего возраста. Данную проблему, на наш взгляд, возможно решить через привлечение родителей. Еще П. Ф. Лесгафт отмечал, что «вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности».

Подобный подход объясняется главным образом тем, что именно эти два социальных института – семья и детский сад – имеют решающее значение в социализации детей раннего возраста. По существу, это единственные каналы, через которые общество направляет и реализует воспитание будущего гражданина.

Однако не все родители обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми для обеспечения ребенку нормального развития. Многие из них испытывают трудности,обусловленные разными причинами: незнанием возрастных особенностей детей и неумением учитывать их индивидуальные особенности; неправильно выбранным стилем общения с ребенком; недостаточным владением двигательными умениями; неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности и др. Именно поэтому педагоги дошкольного образовательного учреждения организовывают занятия физическими упражнениями вместе с родителями, и тем самым способствуют не только физическому развитию детей, но и способствуют повышению грамотности родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста.

Основным источником психического развития ребенка раннего возраста является общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая играет огромную роль в деятельности ребенка и в познании им окружающего мира. Для формирования таких личностных качеств как мышление, воображение, память, волевые регуляции действий и др., требуются определенные социальные условия жизни и воспитания. Основным средством формирования этих качеств является обучение, которое основывается на теоретическом положении Л. С. Выгодского о взаимосвязи обучения и развития – развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие.

Сенсорное развитие осуществляется непосредственно через систему анализаторов, в которой происходит восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих в окружающем мире. Различают внешние и внутренние анализаторы. К внешним, или экстероцептивным анализаторам относят зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, и другие. В случае недогрузки или перегрузки системы анализаторов могут наблюдаться расстройства основных органов чувств, что в последствии может привести к сенсорной депривации.

Поэтому в сенсорном развитии детей раннего возраста необходимо, прежде всего, учитывать специфику развития мышления – ребенок мыслит лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями. В данном случае очень важно преобразовать особым способом окружающую среду, наполнив ее различными рода стимуляторами, оказывающими положительное воздействие на органы зрения, слуха, обоняния и осязания.

Большое значение имеют рационально организованная совместная деятельность педагога с детьми и профилактические мероприятия, направленные на формирование, сохранение и укрепление чувственной сферы ребенка.

Таким образом, психолого-педагогическими основами воспитания ребенка раннего являются: обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного развития; формирование речи; организация предметной деятельности.

Источник

Марина Червякова
Особенности развития детей раннего возраста

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.

В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период — от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он — исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

Второй период — от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

Третий период — от 2 до 3 лет.

Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических,подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом,чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

развитие предметной деятельности;

развитие общения с взрослыми;

развитие речи;

развитие игры;

— приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов,стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом,отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.

Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник

особенности развития и воспитания и обучения ребёнка раннего возраста.

Раннее детство – особое время развития организма детей. Практически все механизмы в коре головного мозга не зависят от наследственности, а развиваются непосредственно в результате контакта организма с окружающей действительностью. Особенно заметно это происходит в первые три года жизни, поэтому важно вовремя закладывать предпосылки здорового развития ребенка.

Организм ребенка развивается в быстром темпе. Ни в каком ином временном отрезке детства не прослеживается такого быстрого обогащения массы и длины тела ребенка, становление всех функций мозга. Быстрый темп формирования детского организма имеет свои особенности. Непосредственно, прежде всего, это скачкообразность развития. Критические моменты в развитии человека – 1 год, 2 года, 3года в раннем детстве. Именно в эти временные отрезки происходит резкие изменения в формировании новейших качеств в детском развитии: 1 год – это время овладения ходьбой; 2 года — становление наглядно — действенного мышления, переломный момент в становлении речевых навыков; 3 года – период яркой связи поведения и развития малыша со второй сигнальной системой, становление личностного развития.

Скачкообразность отражает закономерный, обоснованный ход развития ребенка. Если скачки в развитии отсутствуют, то это является признаком дефектов в развитии малыша. Следовательно, очень важно во время обогащения ребенком опыта существования в обществе создавать эффективные условия для своевременного формирования нового качества в развитии различных функций. Очень важно понимать, что критические периоды несут преодоление огромных трудностей ребенком и могут идти параллельно со снижением работоспособности детей и другими расстройствами функций детского организма. Хороший уход, щадящий нервную систему ребенка, забота, внимание, помогают ему преодолеть все трудности на данный период.

В связи с быстрым темпом развития организма, для ребенка до 3 лет характерна большая ранимость, лабильность его внутреннего состояния. В данном возрасте малыш подвержен частым и внезапным заболеваниям, резко меняется его эмоциональное состояние, он легко утомляются, нервная система неустойчива.

Каждый здоровый ребенок в первые три года своего существования имеет высокую степень ориентировочных реакций на все его окружающее. Эта возрастная особенность активизирует непосредственно потребности в сенсомоторном развитии.

Особое место в раннем детстве отдается эмоциям ребенка, которые непосредственно возникают при проведении режимных моментов – кормлении, бодрствовании ребенка, формировании поведения. Эмоции обеспечивают всестороннее развитие личности ребенка. Положительные эмоции, возникающие при взаимодействии и общении со взрослыми и со сверстниками – залог становления полноценно развитой личности ребенка.

Ведущая роль в развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Его функцией является обеспечение всех условий, которые необходимы для становления положительного состояния здоровья ребенка. При общении с ребенком, взрослый дарит тепло, ласку, предоставляет тот объем и содержание информации, которая будет полезна для развития ума и внутреннего состояния души ребенка. Доброжелательное отношение, спокойное, понимание, сочувствие являются залогом уравновешенного состояния малыша.

В воспитании детей раннего возраста должно главенствовать единство воздействия всех участников воспитательного процесса: педагогов, родителей и других близких членов семьи. Это одно из условий, которое обеспечивает полноценное, всестороннее развитие ребенка, его хорошее самочувствие.

Когда воспитатель принимает ребенка впервые в детский сад, он должен знать, как можно больше информации о нем. Частые беседы с родителями, врачами, пополняют общее представление о ребенке, у воспитателя появляется возможность более корректно организовать взаимодействие с каждым из воспитанников, что положительно влияет на развитие каждого из них. Не следует резко корректировать привычки малыша, ведь все должно проходить гармонично, постепенно, воспитатель должен проявлять максимум терпения по отношению к каждому своему воспитаннику.

Пользоваться запретами при воспитании детей следует очень аккуратно и осмысленно. Ведь частые запреты, как и частое позволение делать все, что захочется, вредны в крайней степени. В одном случае дети всегда себя сдерживать, в другом – у них не формируются умения и навыки, необходимые ему для жизнедеятельности. Запреты должны быть обоснованы, требования должны предъявляться уравновешенным, доброжелательным, спокойным голосом. Требования должны быть посильными для выполнения ребенком.

Самостоятельность формируют у детей с раннего детства. Выполнение действий ребенком без помощи взрослого очень рано доставляют ему особое удовольствие.

Очень часто причиной неспокойного поведения детей являются нарушение его деятельности, вторжение в зону его комфортности. Ребенок в раннем возрасте не способен резко, произвольно закончить один вид деятельности и начать заниматься немедленно другим видом, требование немедленно прекратить деятельность и заняться чем-то другим ему непосильно, вызывает у него резкое негодование, протест против взрослого.

При воспитательном процессе необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

На поведение детей также влияет организация деятельности ребенка. Если эта деятельность организована неправильно, то зачастую это становится причиной неадекватного поведения ребенка.

С учетом особенностей периода раннего детства выделяют ряд задач и средств воспитания ребенка, как полноценной, всесторонне развитой личности.

Задачи в физическом воспитании: охрана и укрепление здоровья детей; полноценное физическое и психическое развитие; привитие и закрепление культурно-гигиенических навыков. Основные средства воспитания: активизация закаливающих мероприятий; широкое и частое пользование воздухом, солнцем и конечно же водой; рациональное питание с учетом режимных моментов, общий массаж, гимнастика; соблюдение режима дня малыша; обеспечение достаточного движения ребенка.

Задачи умственного воспитания: развитие действий с окружающими предметами; сенсомоторное развитие; развитие речи малыша; развитие игры и других видов деятельности; становление основных психических процессов (внимание, память, воображение и другое); развитие умственных способностей и закрепление навыков на практике; формирование потребностей в познавательной сфере. Основные средства воспитания: деловое и партнерское общение взрослого с ребенком во время его самостоятельной деятельности, игры; создание социальной ситуации развития, посредством различных видов деятельности; закрепление навыков в самостоятельной деятельности малыша в быту, в играх, в общении.

К задачам нравственного воспитания относятся следующие: формирование уважительного, доброжелательного отношения со взрослыми; воспитание положительных черт личности; воспитание положительного взаимодействия с товарищами; воспитание и закрепление привычек, носящих положительный характер; обучение начальным предпосылкам к труду. Средства нравственного воспитания: образцы поведения взрослых; одобрение хороших поступков, поощрение, похвала.

Источник