Развитие ребенка раннего возраста с нарушением слуха

Развитие ребенка раннего возраста с нарушением слуха thumbnail

Россомахина Валентина Павловна
Воспитание детей раннего возраста с нарушениями слуха в семье

Как правило, дети младенческого и раннего возраста до двух-трех лет воспитываются в семье, и родители могут сделать очень многое для развития малышей.

Проблемы организации и содержания работы с плохослышащими детьми младенческого и раннего возраста рассматриваются в работах Н. A. Pay (1947, Е. Ф. Pay (1950); Б. Д. Корсунской (1970, Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой (1991); Н. Д. Шматко и Т. В. Пелымской (1995) и др. В их исследованиях можно выделить ряд важных рекомендаций, знакомство родителей с которыми имеет принципиальное значение для организации работы с детьми младенческого или раннего возраста.

Специалисты акцентируют внимание на необходимости контроля за слухом малыша со стороны родителей в тех семьях, где есть факторы риска, связанные с возникновением нарушения слуха,например: наличие неслышащих детей или членов семьи; перенесение ребенком заболеваний, которые могут обусловить снижение слуха; использование ототоксических антибиотиков. Этот контроль предполагает внимательное отношение к реакциям ребенка на звуки уже в первые месяцы жизни, фиксацию внимания на речевых реакциях, гулении, характере лепета. В случаях подозрений на снижение слуха у малыша необходимо обращение к врачу-сурдологу.

Родителям детей с нарушениями слуха необходимо объяснять значимость раннего начала коррекционной работы. Важно подчеркнуть, что без ранней коррекции глухие и слабослышащие дети до двух-трех лет оказываются неговорящими. Их общее развитие значительно страдает в результате отсутствия общения с окружающими, нарушения возможностей воспринимать звуки окружающего мира. Целесообразно привести примеры, подтверждающие эффективность и результативность ранней работы с плохослышащим ребенком.

Родителей необходимо ознакомить с закономерностями общего и речевого развития детей младенческого и раннего возраста, подчеркнуть, что для развития и слышащего, и неслышащего ребенка первый-второй годы жизни имеют большое значение, так как в этот период складываются важные формы общения, стимулирующие познание предметного мира, понимание речи, формирование ее ритмико-интонационной и звуковой стороны. Формирование этих компонентов развития после трех лет происходит с большим трудом и в более длительные сроки.

Что же понимается под ранним началом работы? В отечественной сурдопедагогике сюда относится организация специальной помощи с момента установления врачами снижения слуха у ребенка. В некоторых случаях родители или врачи замечают снижение слуха на первом году жизни ребенка. Однако в большинстве случаев, как показывает практика, тяжелые нарушения слуха выявляются после года. Чем раньше начата общеразвивающая и коррекционная работа, тем лучше будут ее результаты.

Одним из главных условий развития ребенка с нарушенным слухом в раннем возрасте является слухопротезирование. Следует объяснить родителям преимущества использования правильно подобранных слуховых аппаратов: возможность воспринимать звуки окружающего мира очень необходима для познания свойств предметов и явлений; для регуляции поведения ребенка.

Особое значение раннее протезирование имеет для развития слухо-зрительного восприятия речи, эффективность которого значительно выше, чем просто зрительного; возможности развития слухового восприятия, контроля за своей речью.

Необходимо объяснить родителям не только важность правильного слухопротезирования,но и правила использования аппарата: наличие индивидуальных вкладышей, правильность подбора режима работы аппарата, правила ношения аппарата и ухода за ним. Надо подчеркнуть, что само по себе ношение аппарата не обеспечивает полноценного восприятия речи, а эффект может быть достигнут только в результате длительной работы по развитию слухового восприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение

дошкольников с нарушением слуха. — М., 2001.

2. Корсунская Б. Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. — М., 1970.

3. Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит…- М., 1995.

Источник

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Ключевые слова: ранний возраст, дети раннего возраста, нарушения слуха, игра, игровая деятельность.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности игровой деятельности у детей раннего возраста с нарушением слуха. Определены понятия «игра» и «игровая деятельность». Предложена поэтапная схема и необходимые условия развития игровой деятельности у детей раннего возраста с нарушением слуха.

Ранний возраст – это возраст активного познания и формирования целостной картины миры, основа дальнейшего развития в дошкольном, а затем и в школьном возрасте. Каждый ребенок испытывает естественную потребность в развитии. Ведь как воспитаешь ребенка с малых лет, какое развитие ребенку дашь, во многом определит успешность ребенка в будущем. Основная задачи — ввести в жизнь ребенка новый опыт, открывающий перед ними замечательные возможности.

Поскольку личность развивается только в процессе разнообразной деятельности, то формирование личности детей раннего возраста тесно связано с формированием различных видов деятельности — трудовой, изобразительной, игровой. В процессе данных видов деятельности происходит приобщение детей к навыкам общения, познание предметов и явлений окружающего мира, взаимоотношений между людьми, а также развитие речи.

Каждый ребенок испытывает естественную потребность в развитии. Ведь как воспитаешь ребенка с малых лет, какое развитие ребенку дашь, во многом определит успешность ребенка в будущем. Основная задачи — ввести в жизнь ребенка новый опыт, открывающий перед ними замечательные возможности.

Нарушения слуха в данный период жизни ребенка оказывают сильное влияние на последующее его развитие.

Как свидетельствует мировая и отечественная статистика, нарушение слуха имеет один ребенок из ста. Среди основных причин нарушения слуха выделяют:

— инфекционные заболевания детей и их осложнения;

— наследственные факторы;

— заболевания, поражающие наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв;

Читайте также:  Зависимость развития от содержания и структуры деятельности ребенка

— неблагоприятное протекание беременности, врожденные деформации слухового аппарата, родовые травмы;

— механические травмы и т.п. [1, с.67].

За последние годы в России значительно возросло количество детей с кохлеарными имплантами. Этот высокоэффективный метод абилитации глухих детей проводится во все более раннем возрасте, уже есть опыт имплантации у совсем маленьких детей, в возрасте до года.

Преимуществом кохлеарного импланта является обеспечение принципиально новых уровней слухового восприятия, возможность слышать те звуковые частоты, которые с помощью слухового аппарата услышаны быть не могут.

Чем раньше проводится кохлеарная имплантация, тем лучше. У детей до 2-3 летнего возраста за счет передаваемой имплантом звуковой стимуляции, происходит формирование межнейронных связей в слухоречевых и рече-двигательных отделах центральной нервной системы, что очень важно для последующего развития слуховых ощущений и навыков самостоятельной речи.

Сама по себе КИ не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем, главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом — научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Наиболее эффективно этого можно добиться через игру.

Игра – это один из тех видов деятельности, который взрослые используются для обучения детей дошкольного возраста, чтобы научить их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игровой деятельности дошкольник сформировывается как личность, у него разрабатываются те аспекты психики, от которых впоследствии будет зависеть успехи в школе и в работе.

С термином «игра» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность». По мнению Л. С. Выготского, как раз в игровой деятельности, которая характеризуется наличием свободы, новизны, интереса, дошкольники обучаются понимать мир, создавать представление о времени и месте, регулировать свои эмоции и впечатления [2].

Также тему игровой деятельности в своих работах поднимали и такие российские ученые, как А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, H. Д. Виноградов, В. П. Вахтеров, Е.Л. Покровский и такие зарубежные ученые, как В. Штерн, Ж. Пиаже, К. Гросс, С. Холл, К. Коффка, Г. Спенсер, З. Фрейд, А. Адлер.

В игре происходит становление основных психологических установок – усвоение мотивов деятельности, формирование произвольной регуляции, развитие действий с символами. Игра помогает детям ориентироваться в смыслах и мотивах деятельности взрослых, усвоить правила социального поведения, облегчает процесс приобщения к действующим в обществе нравственным нормам [1, с. 106].

Как подчеркивает Л.Н. Галигузова, ценность игры состоит в том, что она дает ребенку совершенно особый, уникальный способ освоения действительности – через действие в условных, придуманных обстоятельствах, т.е. является важным средством социализации детей [4].

Развитие игровой деятельности детей с нарушением слуха целесообразно осуществлять поэтапно в процессе специально организованных игр-занятий и руководства свободной игровой деятельностью детей (что позволяет развивать и при необходимости своевременно корректировать приобретенные игровые умения). Проведению всех видов игр-занятий должна предшествовать подготовительная работа по обогащению представлений об окружающем мире. Перевод ребенка на обучение по программе более высокого уровня необходимо осуществлять при достижении им определенных результатов, никаких фиксированных сроков не было определено.

В качестве первого этапа обучения можно выделить развитие игрового интереса. Он представляет собой серию игр-занятий, направленных на вызывание интереса к игрушкам и действиям с ними, в течение которых детям предоставляется возможность самостоятельно выбирать игрушки и действовать с ними. Такой подход способствует развитию и повышению интереса ребенка к разнообразным игрушкам, развитию умения извлекать новые впечатления из игрушки.

Следующий этап – формирование предметно-отобразительной игровой деятельности. Условно можно выделить три направления работы, которые на практике реализовывались в тесной взаимосвязи:

— обучение игровым действиям с игрушками (с постепенным переходом к обобщениям);

— формирование игровых действий с предметами-заместителями;

— формирование элементарного игрового взаимодействия.

В работах Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой прослеживается усложнение способов игрового взаимодействия детей раннего и дошкольного возраста [5]. Овладение детьми первым уровнем такого взаимодействия – предметным – способствует переходу к более сложному уровню – сюжетному взаимодействию, то есть обмену условными игровыми действиями.

Заключительным этапом выступает формирование сюжетно-отобразительной игры.

По мнению С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, игровые действия, сформированные на личном опыте ребенка, имеют для него эмоциональный, личностный смысл, который приобретает мотивирующее значение [Новоселова].

Психическое развитие детей раннего возраста с нарушением слуха проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Все это актуализирует необходимые разработки условий развития игровой деятельности: 

− обустройство игровых уголков в группах стеллажами с игрушками, а также наличие коврового покрытия, на котором размещена часть игрушек; соответствие возрасту детей и основным задачам развития игровой деятельности; 

− планирование работы специальным психологом, дефектологом, воспитателями ДОУ с учетом современных тенденций в области специальной психологии и педагогики; 

− ориентирование в развитии игровой деятельности на реальные возможности ребенка с недостатками слухового восприятия; 

− использование эффективных методов и приемов обучения в соответствии с дефектом и степенью его выраженности; 

− соответствие тематики и содержания сюжетно-ролевых игр разделам программы: ознакомление с окружающим, изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд, развитие речи и т.д.

В рамках игротерапии с детьми с нарушенным слухом, необходимо использовать обобщённый, адаптированный материал, который можно использовать материал в различных педагогических процессах: учебной деятельности, при проведении диагностического обследования, во время индивидуальных коррекционных занятий, при проведении режимных моментов и др.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка

В процессе игры необходимо использовать упражнения, помогающие в определении и нахождении источника звучания; различении силы звучания; различении длительности звучания; различении и опознавании звучания музыкальных инструментов; выработке условно-двигательной реакции и другие.

При планомерной совместной деятельности с детьми раннего возраста значительно повысится качество усвоения учебного материала: уровень речевого и неречевого слуха детей, облегчится выработка условной двигательной реакции на звучание различных музыкальных инструментов; повысится уровень познавательной активности детей и, как следствие, возникнет желание самостоятельного говорения, пробуждения речевой активности каждого ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие игровой деятельности детей раннего возраста с нарушениями слуха невозможно без соблюдения основных условий, обеспечивающих качественное своевременное овладение игровой деятельностью детьми с нарушением слуха с последующим переносом усвоенного опыта в реальную жизнь:

1) четкую преемственность занятий по ознакомлению с окружающим миром и обучению игре;

2) учет этапов формирования игровой деятельности;

3) организацию игрового взаимодействия детей;

4) стимулирование самостоятельных игр детей, создание условий для их организации.

Список литературы

  1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Т. Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 203 с.

  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – СПб.: Питер, 2001. 512 с

  3. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М. 1989.

  4. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста : учеб, пособие для студентов вузов /Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 300 с.

  5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М. 2001. – 96 с.

7

Источник

Ольга Шестакова (Тарасова)
Особенности детей с нарушением слуха

Ребенок родился и издает свой первый крик. Кричат все дети, когда чувствуют голод, жажду, боль, мокрые пеленки. Обратить внимание на интонационную окраску плача ребенка с нарушением слуха невозможно. Гуление с 2-4,5 месяцев, а также и лепет с 5-6 месяцев не предполагают наличия слуховой обратной связи, являясь наследственными программами голосового и моторного развития даже для детей глухих от рождения. Обратная слуховая связь только начинает системно участвовать в формировании предречевых вокализаций на этапе позднего лепета к 10 месяцам, когда происходит бессознательное подражание звукам слышимой ребенком речи. У детей с нарушением слуха наблюдается не увеличение разнообразия вокализации звуков, а происходит уменьшение вокальной активности. Их лепет более монотонный, бедный по звуковому составу. Известно, что дети со значительным нарушением слуха при отсутствии соответствующей реабилитационной поддержки замолкают к 1,5 годам. И если этого не удалось предотвратить, то достичь нормального качества звучания голоса и просодических характеристик речи впоследствии у них практически невозможно. Ясна картина, при которой родители уверены, что их малыш слышит, гулит, лепечет, и все-то у него хорошо. И насколько бывает неожиданной страшная правда, если у ребенка проблемы со слухом.

Нарушения слуха встречаются довольно часто как у взрослых, так и у детей разного возраста. Иногда нарушения слуха носят временный характер – при образовании серной пробки, воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, аденоидах 3-4 степени, остром воспалении среднего уха, экссудативном среднем отите. Такого рода нарушения называются кондуктивными. Как правило, эти нарушения можно устранить при ранней диагностике и проведении своевременного и рационального лечения.

Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением звуковоспринимающего аппарата – сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих нарушениях речь может идти о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции.

Сочетание кондуктивной и сенсоневральной тугоухости относят к смешанной форме нарушения слуха.

В зависимости от степени снижения слуха (по Л. В. Нейману) выделяют

3 степени снижения слуха и глухоту.

Степень потери слуха Средние пороги слуха, дБ Восприятие разговорной и громкой речи Восприятие шепотной речи

1 26-40 6 — 3м 2м – у уха

2 41-55 3м – у уха нет – у уха

3 56-70 Громкая речь у уха нет

4 71-90 Крик у уха нет

глухота более 90 0 нет

1-я степень – снижение слуха в речевом диапазоне до 40 Дб. Речевое общение вполне доступно. Возможно разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1м.

2-я степень – слух снижен в речевом диапазоне до55дБ. Речевое общение затруднено, разговорная речь воспринимается на расстоянии менее 1м.

3-я степень – снижение слуха до70 Дб. Речь разговорной громкости становится неразборчива даже у уха. Общение осуществляется с помощью громкого голоса на близком от уха расстоянии.

Снижение слуха на 15-25 дБ предлагается отнести к пограничной зоне между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой находится на уровне 90 дБ.

Если говорить о соматическом здоровье детей с нарушением слуха, то оно более ослаблено по отношению к другим детям заболеваниями лор органов – это воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, аллергические или вазомоторные риниты, искривления носовой перегородки, часты отиты, евстахеиты, аденоиды. Внешне у ребенка наблюдаются мешки под глазами, может быть затруднено носовое дыхание, во сне дети беспокойны, спят с открытым ртом. Эти дети, несмотря на то, что зачастую сами очень активны, быстроутомляемы в шумных играх.

Читайте также:  Седьмой год жизни в развитии речи ребенка

В плане физического отставания (по наблюдениям Н. А. Рау) у глухих и слабослышащих детей отмечается шаткая походка, шарканье ногами, некоторая неловкость движений. У некоторых детей расстройства вестибулярного аппарата нередко приводит к снижению устойчивости и потере равновесия.

Слуховое восприятие, развивающееся на остаточном слухе — а он есть даже у глухих, конечно, не всегда приближается к норме – все зависит от сложности дефекта, его наступления и начала реабилитации ребенка. Особенностью этих детей является дискомфорт к громким звукам, причем, чем больше нарушение слуха, тем явнее проявляется феномен ускоренного нарастания громкости. Если же говорить о неречевом слухе – музыкальном и шумовом, то у этих детей можно наблюдать хорошие музыкальные способности, ведь они не определяются аудиограммой, а являются врожденными индивидуальными задатками. Следует отметить, что у детей этой категории вибрационная чувствительность развита даже лучше, чем у остальных детей, поэтому они способны хорошо различать ритмический рисунок, играть на музыкальных инструментах и даже танцевать. Внешне заподозрить нарушение слуха можно наблюдая частые переспрашивания детей, отсутствие реакций на обращенную к ним речь, если ребенок не видит лица говорящего, просмотр телевизионных передач на достаточно громком звучании, прислушивание к речи говорящего с поворотом головы лучше слышащим ухом к говорящему, дети теряются с определением направления звука.

Эмоционально-волевая сфера детей с проблемами слуха отличается бедностью эмоций, слабостью волевых усилий, нежеланием доводить начатые дела до конца. Но при этом дети более активны, чем слышащие дети. Взрослым важно понимать, что с помощью действий они познают предметы вокруг себя, используя все сохранные виды восприятия.

Глухие и слабослышащие дети обладают рядом особенностей восприятия окружающего мира. Так наблюдается недоразвитие в плане зрительного восприятия, в частности низкая скорость восприятия и узнавания предметов, замедленное формирование подражания, а также затруднения при выборе по образцу.

Речь глухих или слабослышащих характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. У детей даже небольшие потери слуха приводят к задержке речевого развития, несформированности фонематического анализа, поскольку ребенок не воспринимает и не различает тихие звуки речи и части слов. Ребенок слышит только часть слова и поэтому плохо усваивает его значение. Большие потери слуха приводят к выраженным нарушениям речевого развития, а при отсутствии необходимой реабилитации – к немоте. В целом речь слабослышащих детей с нарушениями звукопроизношения, невнятна, неравномерна по громкости звучания, либо очень тихая, либо достаточно громкая, часто сопровождаемая жестами.

Отсутствие речи или более низкий уровень ее развития ведет к задержке развития познавательной деятельности, особенно страдает наглядно–образное и словесно-логическое, так называемое речевое мышление.

Потенциальные возможности детей с нарушениями слуха крайне велики. Современная медицина уже в силах вернуть таким детям слух посредством адекватного бинаурального слухопротезирования, а при больших потерях слуха и отсутствии эффекта от слуховых аппаратов – кохлеарной имплантации.

Если дети не имеют серьезных дополнительных отклонений в развитии, и адекватная и целенаправленная коррекционная работа проводилась уже в первые месяцы жизни, и сами они позже посещали дошкольное учреждение, то к 3- 7 годам можно максимально приблизить уровни, как общего, так и речевого их развития к возрастной норме, даже не смотря на тяжелую тугоухость. Такие дети владеют развернутой фразовой речью, свободно общаются как с детьми, так и со взрослыми, могут рассказать об увиденном, о каких-то случаях из жизни, хорошо воспринимают обращенную к ним речь, воспринимают ее слухозрительно, могут прочесть стихотворение и даже напевать песенки.

Звучание их собственной речи обычно очень мало отличается от речи слышащих детей, они без сложностей пользуются слуховыми аппаратами. Для них становится реальным дальнейшее обучение в массовой школе.

Эффект коррекционного воздействия на детей с нарушением слуха определяется:

1 — своевременной диагностикой нарушения слуха;

2 — адекватным медикоментозным лечением;

3 — проведением уже в раннем детстве коррекционной работы с пребыванием в среде говорящих детей;

4 — качественным слухопротезированием;

5 — длительностью коррекционного педагогического воздействия не менее 2 лет;

6 — активностью участия родителей в образовании и воспитании ребенка.

Библиография.

1 Программа Общение. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. Под редакцией Э. И. Леонгард. Москва, 1995г.

2 Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева и др. Настольная книга педагога-дефектолога. – Изд. 2-е – Ростов н. Д. Феникс, 2006г.

3 И. В. Королева. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб. КАРО, 2005г.

4 Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. Пособие для учителя-дефектолога. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.

5 Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. Методическое пособие. – М. Книголюб, 2006г.

6 Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.

7 О. В. Солодянкина. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М. АРКТИ, 2007г.

8 Н. Д. Шматко, Г. А. Товартхиладзе. Выявление детей с подозрением на снижение слуха – младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст. – М. – Полиграф сервис, 2002г.

Источник