Развитие ребенка раннего возраста с церебральным параличом

Развитие ребенка раннего возраста с церебральным параличом thumbnail

1.1 Характеристика нарушений развития у детей раннего возраста, страдающих церебральным параличом

Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные структуры мозга еще не созрели.

Мастюкова Е.М. дает следующее определение детского церебрального паралича: «Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц» [15].

В клинической и психологической литературе под данным термином «детские церебральные параличи» (ДЦП) понимают группу заболеваний, возникающих вследствие повреждений головного (реже спинного) мозга, во время внутриутробного развития плода, в момент родов или в раннем послеродовом периоде [22].

Так, по утверждениям Бадалян Л.О., примерно в 57% случаев заболевание является врожденным, в 40% — обусловлено патологическими родами и только у 3% детей связано с инфекционными заболеваниями, черепно-мозговой травмой или другими патологиями, развившимися уже после рождения [2].

Характерная черта детского церебрального паралича — нарушение психомоторных функций. Двигательные расстройства проявляются в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушений координации движений. Эти симптомы нередко сопровождаются задержкой психоречевого развития, судорожными припадками, нарушениями зрения, слуха, чувствительности и другими патологиями [17].

Детский церебральный паралич отличается большим разнообразием клинических проявлений, сопутствующих симптомов, тяжести двигательных и психических нарушений, степеней компенсации, причин, вызвавших заболевание.

В зависимости от тяжести и распространенности различают следующие формы детских церебральных параличей: спастическую диплегию, спастическую гемиплегию, двойную гемиплегию, параплегию, моноплегию, атонически-астатической синдром («вялая» форма детского церебрального паралича), гиперкинетическую форму. Рассмотрим их подробнее.

Спастическая диплегия (синдром Литтля) — наиболее частая форма детского церебрального паралича, характеризующаяся двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях; причем ноги страдают больше, чем руки. Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть различной — от выраженных парезов до легкой неловкости, которая выявляется при развитии у ребенка тонкой моторики. У 70 – 80% детей отмечаются нарушения речи в форме спастико – паретической дизартрии, задержки речевого развития, реже моторной алалии .

При спастической гемиплегии нарушения отмечаются преимущественно на одной стороне. В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге — разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнута и повернута внутрь. При ходьбе ребенок опирается на пальцы. Сухожильные рефлексы высокие с расширенной зоной на стороне пареза (иногда с двух сторон). Паретичные конечности отстают в росте от здоровых.

Двойная гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями во всех конечностях, однако обычно руки страдают больше, чем ноги. Мышечный тонус часто асимметричен. Тяжелое поражение рук, лицевой мускулатуры и мышц верхней части туловища влечет за собой выраженную задержку речевого и психического развития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать. У всех детей отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой спастико – ригидной дизартрии (речь полностью отсутствует, либо больной произносит, слоги и слова). Речь может отсутствовать и в связи с тем, что у большинства детей (90 %) отмечается выраженная умственная отсталость.

При атонически — астатической форме детского церебрального паралича имеет место поражение мозжечка, в некоторых случаях сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и при ходьбе, тремор, гиперметрия (несоразмерность и чрезмерность движений). У большинства детей отмечаются речевые нарушения в виде задержки речевого развития, атактической дизартрии: может иметь место алалия [18].

Гиперкинетическая форма характеризуется преимущественным поражением подкорковых образований при резус-конфликтной беременности.

По данным Л.О. Бадаляна, гиперкинезы представлены следующими формами:

1)         Хореический. Быстрые сокращения разных групп мышц. Они носят неритмичный, нескоординированный характер;

2)         Атетоз. Медленные, червеобразные, вычурные движения в мышцах;

3)         Торзионный спазм. Характеризуется возникающими при ходьбе штопорообразными движениями туловища;

4)         Лицевой гемиспазм. Периодически повторяющиеся сокращения мышц половины лица;

5)         Тремор. Дрожание вытянутых рук, туловища, головы;

6)         Тик. Насильственные однообразные движения отдельных групп лицевых мышц [2].

Речевые нарушения чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект в большинстве случаев развивается удовлетворительно.

Читайте также:  Программа для развития ребенка четырех лет

При всех формах детского церебрального паралича главной особенностью является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, диспропорциональность в формировании отдельных, главным образом высших корковых функций, ускоренное развитие одних, несформированностью, отставание других.

С особенностями патогенеза связана и особая структура интеллектуальной недостаточности — диссоциация между относительно удовлетворительным уровнем развития абстрактного мышления и недоразвитием функций пространственного анализа и синтеза, праксиса, счетных способностей и других высших корковых функций, имеющих значение для формирования интеллектуальной деятельности и развития школьных навыков [5].

Течение заболевания при всех его формах подразделяется на три стадии:

Ø   Раннюю;

Ø   Начальную резидуальную (восстановительную);

Ø   Позднюю резидуальную.

Ранняя стадия заболевания – первые 3-4 недели периода новорожденности. Уже в первые дни обнаруживается ряд симптомов, свидетельствующих о поражении головного мозга: повышенная температура, синюшность кожи лица, косоглазие дрожание конечностей, судороги, резкое повышение или, наоборот, понижение тонуса мышц.

Вторая стадия заболевания — начальная резидуальная, для которой характерны задержка и нарушение первых этапов развития двигательных навыков.

Третья стадия, поздняя резидуальная, характеризуется наличием типичных изменений в опорно-двигательном аппарате, контрактурами и деформациями (как обратимыми, так и необратимыми) и диагностируется обычно после 3-4 лет жизни ребенка.

При всей сложности клинических нарушений данного заболевания следует рассмотреть особенности психологического развития детей с церебральным параличом.

Так, Мамайчук И.И. выделила следующие особенности психического развития. Специфика внимания и памяти у подобных детей проявляется в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной. В тоже время в индивидуальных условиях и в обучающем эксперименте дети выявляют достаточную «зону» своего дальнейшего интеллектуального развития, проявляют своеобразное упорство, усидчивость, педантизм, что позволяет им в известной мере компенсировать нарушенную деятельность и более успешно усваивать новый материал [14].

Часто церебральные параличи сочетаются с такими отклонениями в развитии, как снижение слуха, речевые расстройства, представляющие собой различной выраженности нарушения произношения вследствие ограниченной подвижности артикуляционного аппарата (дизартрии). У детей нередко наблюдается также задержка формирования отдельных психических функций.

По мнению Мастюковой Е.М., большинство детей, страдающих указанным отклонением в развитии, пассивны, нерешительны, пугливы. Они боятся темноты, пустой комнаты, закрытой двери. У некоторых склонность к упрямству, быстрой смене впечатлений. Дети болезненно реагируют на повышение голоса, тона говорящего, на настроение окружающих. У большинства детей с ДЦП отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов, трудности в сосредоточении и переключении внимания, малый объем памяти [15].

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 65378
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

… при отрыве от матери, дезадаптация в новой обстановке создают неблагоприятные предпосылки для развития коммуникативных навыков. Глава II Организация исследования особенностей формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией   2.1 Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией: …

… физического развития и двигательной активности дошкольников с детским церебральным параличом   В первой и второй главах мы теоретически обосновали важность применения комплексной физической реабилитации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что …

… позволит предупредить невротические расстройства и справиться с ними, если они все же возникнут. 4. Психокоррекция и психотерапия детей с церебральными параличами и членов их семей Для первичной и вторичной профилактики нервно-психических расстройств у больных с церебральными параличами необходимо создание условий, при которых у детей будут формироваться адекватная самооценка, уверенность в …

… нами для осуществления контроля и управления разработкой адекватных средств и методов формирования, по возможности, нормальных возрастных взаимоотношений специалиста по гидрореабилитации и ребенка-инвалида с тяжелыми последствиями детского церебрального паралича. 2.1 Субъективная оценка температурного фактора водной среды И.М. Сеченов (1908), изучая сходство впечатлений человека от внешнего …

Источник

У детей с ДЦП с самого раннего возраста изменен весь ход моторного развития, что оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно-психических функций. Это связано с тем, что движение – одно из основных проявлений жизнедеятельности организма и все его важнейшие функции –дыхание, перемещение тела в пространстве, звукопроизносительная сторона речи – реализуются в конечном счете движением –сокращением мышечного аппарата.

Читайте также:  Игра как развитие ребенка консультация для родителей

Разнообразие мышечных нарушений у этих детей обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой заболевания:

· Ограничение или невозможность произвольных движений, что обычно сочетается со снижением мышечной силы: ребенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть вперед, в стороны, согнуть или разогнуть конечности.

· Нарушения мышечного тонуса. Мышечный тонус условно называют ответом мышц на самоощущение. Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. При ДЦП часто наблюдается повышение мышечного тонуса, напряжение /спастичность/, определяющее особую позу детей: ноги согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки прижаты к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы сжаты в кулаки.

· Наличие насильственных движений (гиперкинезов), что резко затрудняет выполнение любых произвольных движений, а порой делает их невозможными.

· Нарушения равновесия и координации движений, проявляющиеся в неустойчивости при сидении, стоянии, ходьбе

· Нарушения ощущений движений тела или его частей (кинестезии). Ощущение движений осуществляется с помощью специальных чувствительных клеток (проприорецепторов), расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в ЦНС информацию о положении туловища и конечностей в пространстве, о степени сокращения мышц.

Поражения двигательной сферы при церебральном параличе бывает выражено в разной степени и форме. Есть дети, у которых двигательные нарушения настолько тяжелые, что полностью лишают их возможности свободного передвижения и действий с предметами. При одних формах заболеваний больше страдают движения рук, при других — ног. Могут отмечаться нарушения движений во всех четырех конечностях, чаще больше на одной стороне тела.

У некоторых детей при достаточном объеме движений, при нормальном мышечном тонусе отмечаются нарушения, которые носят название апраксии – невозможность выполнять целенаправленные практические действия, движения. Такие дети с трудом осваивают навыки самообслуживания, одевания, раздевания, затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и т.д.

У многих детей с ДЦП имеется сочетание различных форм двигательных нарушений. Характерной особенностью двигательных расстройств при ДЦП является зависимость нарушений движений в конечностях от положения головы больного ребенка. Это связано с наличием у детей патологических тонических рефлексов, синкенезий (содружественных движений), среди непроизвольных поз, которые зависят от выраженности указанных рефлексов. Наиболее часто встречаются следующие патологические позы:

1. Первая поза. Голова опущена на грудь, ноги и руки согнуты. Эта поза может быть зафиксирована в положении сидя, стоя и сохраняться при ходьбе. Эта поза препятствует развитию произвольных движений ребенка.

2. Вторая поза. Голова повернута в правую сторону, правая рука и нога разогнуты, а левые – согнуты и, наоборот, голова повернута в левую сторону, левые нога и рука разогнуты, а правые конечности – согнуты. Эти неправильные позы приводят к тому, что ребенок не может согнуть руку, к которой обращено лицо, то есть не может рассмотреть взятый в руку предмет. Это препятствует развитию, как произвольных движений, навыков самообслуживания, так и познавательной деятельности.

3. Третья поза. Голова поднята вверх и откинута назад, руки и ноги напряжены и разогнуты. Такая поза затрудняет возможность сидения, прямостояния, произвольного захвата предметов и манипуляции с ними.

Наряду с этими формами нарушений, у детей могут отмечаться и другие — легкие, как бы стертые двигательные дефекты. Они проявляются в недостаточном объеме, точности и темпе движений в одной или нескольких конечностях, в нарушении равновесия, координации, в отдельных непроизвольных движениях, в недостаточности раздельных дифференцированных движений пальцев рук и т.д., они могут мешать ребенку в овладении предметно – практической деятельностью.

Независимо от степени двигательных дефектов у детей с детским церебральным параличом могут быть нарушения интеллектуальной и эмоционально–волевой сфер. Например, могут быть нарушены полностью движения рук и ног, а интеллект сохранен.

Эмоционально – волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других, напротив, — вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность.

Читайте также:  Никольская особенности развития аутичного ребенка

Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие – значительно отстают.

У детей с детским церебральным параличом нередко отмечаются нарушения речи: наиболее часто задерживается речевое развитие, и ребенок овладевает речью в более поздние сроки.

При церебральном параличе в силу недостаточности слухового восприятия и недоразвитие общей моторики отмечается недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. У детей может иметь место снижение слуха, что наиболее часто встречается при наличии гиперкинезов.

В дальнейшем у этих детей бывают трудности при обучении чтению и письму. Отмечается также недостаточность развития фонематического слуха: они не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию (коза – коса, дом – том).

Меняющийся непостоянный характер нарушений мышечного тонуса в речевой мускулатуре, его зависимость от внешних влияний, эмоционального состояния ребенка, положения тела и головы в пространстве влияют на особенности звукопроизношения.

Отсутствие стабильности артикуляционных нарушений приводит к непостоянству нарушений фонетической стороны речи. Если в спокойном состоянии в речевой мускулатуре отмечается дистония (переменный характер мышечного тонуса), то при попытке к речи наблюдается резкое повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре. У этих детей всегда наблюдаются своеобразные затруднения при устном ответе.

Проявления гиперкинезов в речевой мускулатуре грубо искажает речь, порой делает ее мало понятной, а иногда и невозможной.

Кроме того, у детей могут отмечаться гиперкинезы в мышцах диафрагмы, межреберных мышцах, что, в свою очередь, грубо нарушает дыхание, плавность речи, а в тяжелых случаях приводит к появлению выкриков и стонов.

Наиболее распространенной формой речевых нарушений является псевдобульбарная дизартрия (нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата, чаще всего вследствие псевдобульбарного паралича), которая характеризуется нарушением мышечного тонуса. Для этого нарушения характерно ограниченная подвижность артикуляционных мышц; особенно страдают наиболее тонкие изолированные движения, повышено слюноотделение, нарушено дыхание, голосообразование.

Поражение черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к иннервации артикуляционного аппарата, наиболее часто сочетается с нарушением функции глазодвигательных нервов. Это часто проявляется в косоглазии. Особенно характерны для этих детей нарушения зрительно – моторной координации, когда ребенок не может фиксировать взор и плавно прослеживать движения предметов.

У детей с нарушенной фиксацией взора, с недостаточным прослеживанием предметов и ограничением поля зрения наблюдаются нарушения внимания и неумения сосредоточиться на задании. Из–за этого же может задерживаться развитие начальных элементов ориентировки ребенка в окружающем пространстве, соответственно будут иметься и пространственные нарушения.

Для всех детей с детским церебральным параличом характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Они начинают суетиться, сильно жестикулировать и гримасничать.

Поведение детей с ДЦП бывает различно. Для большинства характерна пассивность, вялость, нерешительность, пугливость. Дети с трудом привыкают к новой обстановке, к новым людям. Они боятся темноты, высоты, одиночества, закрытых дверей, всяких неожиданных раздражителей.

У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямства. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся раздражительными, плаксивыми.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшие изменения в настроении матери, крайне болезненно реагируют на ее слезы. Некоторым свойственно излишнее беспокойство за свое здоровье и здоровье своих близких. Поэтому необходима спокойная домашняя обстановка. Все размышления о здоровье ребенка, ссоры, слезы в его присутствии недопустимы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

2. Какие речевые нарушения отмечаются у детей с детским церебральным параличом?

3. Какие особенности поведения характерны для детей с ДЦП?

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 4025 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.003 с)…Наверх

Источник