Развитие ребенка раннего возраста малыша

Развитие ребенка раннего возраста малыша thumbnail

Ребёнок делает первые в жизни шаги

Играющая девочка в возрасте двух лет

Ранний возраст — период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом.

Место раннего возраста в возрастных периодизациях[править | править код]

В советской психологии первая возрастная периодизация психического развития была разработана Л.С. Выготским[1] и в дальнейшем изучалась Д. Б. Элькониным[2]. Л. С. Выготский определил хронологические границы раннего возраста — от 1 года до 3 лет, а Д. Б. Эльконин отнёс его вместе с младенчеством к эпохе раннего детства. Ранний возраст начинается после кризиса первого года жизни и заканчивается кризисом трёх лет.

В западной психологии можно выделить следующие возрастные периодизации:

В концепции психосексуального развития З.Фрейда ранний возраст приходится на анальную фазу, когда ребёнка приучают к чистоплотности и пользованию туалетом.

В психосоциальной теории Э.Эриксона ранний возраст соответствует анальной фазе в концепции З.Фрейда, однако автор добавляет, что в этот период ребёнок преодолевает кризис либо в пользу выбора автономии, либо чувства стыда/сомнения.

Ж.Пиаже в теории когнитивного развития связывает ранний возраст с концом стадии сенсомоторного интеллекта и началом дооперациональной стадии.

Физическое развитие в раннем возрасте[править | править код]

Физическое развитие в раннем детстве характеризуется интенсивным ростом и увеличением массы тела. Растет грудная клетка, опускается диафрагма и её мышцы становятся крепче. Также развиваются дыхательная система (за счет увеличения легких и дыхательного объема частота дыхания уменьшается), иммунная (повышается сопротивляемость на неблагоприятные условия среды), кровеносная (растет сердце), пищеварительная (органы пищеварения уже могут переваривать разную пищу), нервная (развитие нервных клеток коры головного мозга).

Примерно с 1 года до 2 лет совершенствуются двигательные навыки ребенка. Он уже может подолгу ходить, менять положение, перешагивать через невысокие препятствия. Несмотря на активное развитие нервной системы, в этот период отмечается низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга, что приводит к быстрому утомлению ребёнка.

С 2 лет заметно повышается сопротивляемость организма инфекциям, то есть активно развивается иммунная система, также система терморегуляции. Значительно повышается работоспособность нервной системы, однако повышенная возбудимость подкорковых отделов приводит к тому, что все реакции ребенка сопровождаются сильными эмоциями.

На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память. Активно идет развитие второй сигнальной системы: у ребенка расширяется словарный запас, он лучше понимает речь взрослого. К концу года свободное владение речью достигает степени автоматизма. Также происходит развитие мелкой моторики, и оно оказывает влияние на развитие речевого центра и артикуляционного аппарата. К концу раннего возраста заканчивается прорезывание всех молочных зубов.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность[править | править код]

Социальная ситуация развития характеризуется распадом системы близких отношений со значимым взрослым и возникновением новой возможности для ребёнка непосредственно взаимодействовать с предметом, где образец способов действий с ним принадлежит взрослому. В сотрудничестве со взрослым происходит построение новой социальной ситуации развития, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов действий с предметами (то есть схема социальной ситуации развития «ребёнок — предмет — взрослый»). Помимо этого ребёнок начинает овладевать речью, так как прежние средства общения не позволяют овладевать новыми предметами. Определенный уровень автономности ребенка вместе с возникновением потребности в освоении предметного мира рождает новый тип ведущей деятельности — предметно-орудийной.
Были выделены следующие этапы овладения ребенком логикой орудия в раннем возрасте[3]:

  1. Неспецифическое использование орудия (например, овладевая ложкой, ребенок пробует использовать её в разных функциях, непригодных для еды (стучание, дотягивание ложкой до других предметов));
  2. Ребёнок уже выделяет функцию орудия (ложка нужна для того, чтобы есть), но ещё не выделяет способа действия (например, ребёнок может перевернуть ложку другим концом и пытаться им зачерпнуть еду);
  3. Ребёнок уже выделяет способ действия с ложкой, но согласованных движений руки пока ещё нет;
  4. Ребёнок овладевает адекватной системой движения руки и, таким образом, на последнем этапе происходит полное овладение логикой орудия.

Форма общения в раннем возрасте[править | править код]

Типичной формой общения в раннем возрасте является ситуативно-деловое общение со значимым взрослым. М. И. Лисина[4] выделила 4 признака, когда у ребенка проявляется потребность в сотрудничестве со взрослым:

  1. Ребёнок пытается привлечь внимание взрослого к своей деятельности;
  2. Ребёнок ждёт оценки взрослого в случае успеха;
  3. Ребёнок ждёт поддержки со стороны взрослого в случае неуспеха;
  4. Ребёнок уклоняется от «чистой» ласки, однако с удовольствием её принимает как поощрение успехов и достижений.

Развитие предметной игры[править | править код]

Вследствие того что предметно-орудийная деятельность в раннем возрасте приобретает характер ведущей деятельности, то с её появлением начинает развиваться и предметная игра.
Ф. И. Фрадкина выделила 3 этапа развития предметной игры:

  1. Игра заключается в узкоподражательном манипулировании с предметом по образцу взрослого (данный этап проявляется в начале второго года жизни);
  2. Способ предметных действий ребёнка расширяется, взрослый может создавать сложные цепочки действий для ребёнка, и они могут быть выполнены им (данные этап проявляется примерно с 1,6 года до 3 лет);
  3. Возникают элементы воображаемой ситуации (а именно, ребенок может заменить один предмет другим) и впервые появляется роль.

Развитие предметной игры в дальнейшем формирует предпосылки для развития ролевой игры.

Основные психологические новообразования[править | править код]

Развитие речи является центральной линией развития в раннем возрасте. Российские психологи выделяют 2 основных периода развития речи в раннем возрасте[3]:

  1. от 1 до 1,8 года — переходный период, который характеризуется следующими особенностями: пассивная речь развивается быстрее, чем активная; активная речь ребенка многозначна по семантике (под одним словом ребенок может понимать несколько предметов), своеобразна по звуковому составу (нарушение произношения фонем) и синтаксису (в этом период ребёнок говорит преимущественно однословными предложениями).
  2. от 1,8 года до 3 лет — практическое овладение речью. Объём активного словаря увеличивается, и ребёнок начинает задавать вопросы о названиях предметов («Кто это?», «Что это?»).

В области восприятия в раннем возрасте происходит формирование константности восприятия. По мере овладения речью восприятие становится произвольным (слово начинает координировать восприятие ребенка).
В области мышления ребёнок в раннем возрасте начинает обнаруживать скрытые сущностные связи между объектами, то есть формируется наглядно-действенное мышление. Л. С. Выготский выявил, что в раннем возрасте в зависимости от характера обобщения уровень развития мышления характеризуется синкретами и комплексами. Синкреты — обобщение по чисто субъективным связям — характерны для первой фазы раннего возраста (1 — 1,6 года), комплексы — обобщение по конкретно-фактической, но случайной связи — характеры для второй фазы раннего возраста (1,6 — 3 года).

Эмоционально-личностное развитие[править | править код]

В раннем возрасте происходит формирование типа привязанности к близкому взрослому. Дж. Боулби давал определение привязанности как модели поведения, которая обеспечивает сохранение контактов с близким взрослым и удовлетворяет потребность ребёнка в безопасности. Примерно к 2-3 годам формируется устойчивый тип привязанности, свидетельством этого является реакция ребёнка на разлуку с близким взрослым (реакция может быть разной в зависимости от сформированного типа привязанности; в случае надёжной привязанности ребёнок быстро успокаивается при разлуке с близким взрослым и радуется его возвращению).
Также в этот возрастной период возникают начальные формы социальных эмоций. К ним относят эстетические, моральные чувства (чувство стыда, вины, гордости), сочувствие и сопереживание другому человеку.

Примечания[править | править код]

  1. Л. С. Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. — Вопросы психологии. — Москва, 1972. — С. 114 — 123.
  2. Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.
  3. 1 2 О. А. Карабанова. Возрастная психология. — Москва: Айрис-Пресс, 2005.
  4. М. И. Лисина. Проблемы онтогенеза общения. — Москва, 1986.

См. также[править | править код]

  • Анальная стадия
  • Кризис трёх лет
  • Дошкольный возраст
  • Детство
  • Возрастная периодизация
  • Возраст
  • Психосоциальное развитие
  • Психосексуальное развитие

Источник

Марина Червякова
Особенности развития детей раннего возраста

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.

В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период — от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он — исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

Второй период — от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

Третий период — от 2 до 3 лет.

Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

развитие предметной деятельности;

развитие общения с взрослыми;

развитие речи;

развитие игры;

— приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.

Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник

Содержание:

  • Карта развития ребенка

Забота и внимание, которые ребенок получает в первые восемь лет жизни, и особенно в первые три года, имеют решающее значение для его роста и развития и оказывают влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Проявление заботы и любви к ребенку в первые годы жизни способствует его всестороннему развитию. Беря его на руки, обнимая, беседуя с ним, вы стимулируете его рост и эмоциональное развитие. Присутствие рядом матери, дающей ему грудь по первому требованию, также укрепляет в нем чувство безопасности. Грудное вскармливание необходимо ребенку как источник не только питания, но и психологического комфорта.

Физические, умственные, эмоциональные и социальные потребности у мальчиков и девочек в ранний период жизни одинаковы. И те, и другие обучаемы в равной мере. И тем, и другим одинаково необходимы ласка, внимание и поощрение.

Плачем малыш выражает свои потребности. Быстро откликаясь на плач, беря ребенка на руки и утешая его, вы даете ему ощущение безопасности и защищенности.

По сравнению со своими здоровыми сверстниками ослабленные, анемичные, недоедающие и часто болеющие дети менее игривы, общительны и более капризны и боязливы. Они нуждаются в особом внимании и стимулировании к приему пищи.

Детские эмоции неподдельны и сильны. Дети расстраиваются, если не могут что-то сделать или получить то, что им хочется. Они часто пугаются незнакомцев или темноты. Дети, над реакциями которых смеются, которых наказывают или игнорируют, могут вырасти излишне робкими и неспособными нормально выражать свои эмоции. Если лица, осуществляющие уход за детьми, проявляют терпение и понимание, когда ребенок выражает свои эмоции, вероятность того, что он вырастет счастливым, уверенным в себе и уравновешенным, становится выше.

Физическое наказание или демонстрация насилия могут повредить развитию ребенка. Дети, которых наказывают, скорее всего сами станут наказывать своих детей. Понятные объяснения, четкие запреты и похвала за хорошее поведение — наиболее эффективные способы формирования детей как полноценных социально активных членов семьи и общества.

Уход за детьми должны осуществлять оба родителя, а также другие члены семьи. Особенно в воспитании ребенка важна роль отца. Именно отец помогает создать вокруг ребенка такую обстановку, в которой он будет чувствовать себя в безопасности и защищенным от насилия.

Дети учатся с момента своего рождения. Они развиваются и познают мир быстрее, если чувствуют любовь, привязанность, внимание, одобрение и поощрение, одновременно получая полноценную пищу и хороший уход.

Материнские прикосновения и грудное вскармливание в течение первого часа после рождения помогают ребенку лучше развиваться, расти и устанавливают его контакт с матерью.

Осязание, слух, обоняние, зрение и вкус являются первыми инструментами познания ребенком окружающего мира.

Ребенок развивается быстрее, если с ним разговаривают, его касаются и обнимают, если он видит знакомые лица и слышит знакомые голоса. Он быстрее обучается, чувствуя любовь и безопасность с первого дня рождения, постоянно играя и общаясь с членами семьи. Дети, которые чувствуют себя в безопасности, обычно лучше успевают в школе и легче справляются с жизненными трудностями.

Исключительно грудное вскармливание по требованию ребенка в течение первых шести месяцев жизни, продолжение кормления грудным молоком до достижения ребенком возраста одного года и старше, своевременное введение безопасного, полноценного прикорма обеспечивают ребенку необходимое питание и укрепляют его здоровье, равно как любовь и связь между ним и тем, кто о нем заботится.

Общение с другими людьми является наиболее важным фактором развития ребенка и познания им мира. Чем чаще родители и лица, осуществляющие уход за ребенком, беседуют с ним и откликаются на его потребности, тем быстрее он обучается. Родители должны беседовать с младенцем и малолетним ребенком, читать ему, петь и слушать музыку вместе с ним. Даже если ребенок пока не понимает смысла слов, эти ранние «беседы» развивают его язык и способность к обучению.

Лица, осуществляющие уход за детьми, могут помочь детям в обучении и развитии, знакомя их с новыми предметами, которые те могут рассматривать, слушать их звучание, держать в руках и играть с ними.

Младенцев и малолетних детей не следует оставлять одних надолго. Детей необходимо поощрять и хвалить, когда они учатся делать и говорить что-то новое.

Если ребенок недостаточно хорошо развивается физически или умственно, родители должны обратиться за консультацией к врачу-педиатру.

Дети осваивают язык быстрее и легче, когда они играют. Особенно полезно изучение языка в форме песен, рассказов, историй из жизни семьи, стихов, занятий по ритмике, а также совместных игр.

Ребенок, получающий полноценное питание, привитый согласно календарю прививок, имеет хорошие показатели физического и нервно-психического развития, активен в общении и учебе, лучше защищен от инфекционных заболеваний. Он меньше болеет, а значит, реже пропускает школьные занятия. Кроме того, при этом снижаются расходы семьи на медицинскую помощь, а также потери семейного бюджета в связи с необходимостью ухода за больным ребенком.

Поощрение детей к играм и познанию мира помогает им в обучении, социальном, эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии.

Дети играют не только потому, что им это нравится, но и потому, что игра — это еще и форма обучения и развития. Игра расширяет знания, опыт и помогает детям развивать любознательность и укрепляет уверенность в себе. Дети учатся, сравнивая результаты, задавая вопросы и решая проблемы во время игры. Игра развивает способность говорить, мыслить, планировать, организовывать и принимать решения. Поощрение и игра имеют особое значение в случае ограниченных физических или умственных возможностей ребенка.

Члены семьи и другие лица, осуществляющие уход за ребенком, могут помогать ему в учебе, предлагать различные предметы для игры и новые занятия, не беря на себя при этом доминирующую роль. Необходимо наблюдать за ребенком и следовать за ходом его мыслей, учитывать его интересы.

Лица, осуществляющие уход за ребенком, должны проявлять терпение, когда совсем маленький ребенок настойчиво пытается сделать что-то самостоятельно. Дети учатся, предпринимая все новые попытки, пока не добиваются своей цели. Если ребенок защищен от возможной опасности, то его стремление сделать что-то новое, сложное — это положительный шаг в развитии.

Детям требуются разнообразные материалы для игры, соответствующие их стадии нервно-психического развития. Вода, песок, картонные коробки, деревянные кубики, кастрюли и крышки могут быть ничуть не хуже игрушек, купленных в магазине.

Дети постоянно меняются и обретают новые навыки. Лица, осуществляющие уход за ребенком, должны отслеживать эти изменения и помогать ему быстрее развиваться.

Дети учатся себя вести, подражая близким и родственникам.

Наблюдая за взрослыми и подражая им, маленькие дети учатся, как вести себя в обществе. Они узнают, какой стиль поведения приемлем, а какой нет.

Особенно воздействуют на формирование стиля поведения ребенка и его личности примеры, подаваемые взрослыми и старшими детьми. Дети обучаются тогда, когда самостоятельно повторяют действия окружающих, а не тогда, когда от них требуют что-то сделать. Если взрослые кричат и ведут себя несдержанно, то дети перенимают такой тип поведения. Если же взрослые относятся к другим с добротой, уважением и терпением, то и дети будут следовать их примеру.

Дети любят притворяться. Эту черту необходимо поощрять, поскольку она развивает воображение ребенка и помогает ему понимать и принимать поведение окружающих.

Родители и лица, осуществляющие уход за ребенком, должны знать показатели нормального развития ребенка раннего возраста и то, что следует предпринять, если у ребенка имеются отклонения в развитии.

Родители и лица, осуществляющие уход за ребенком, должны знать основные этапы нормального развития детей. Они также должны знать, при каких нарушениях в развитии следует обратиться за помощью к специалисту. Вокруг ребенка с выявленными ограниченными физическими или умственными возможностями необходимо создать атмосферу особой заботы и любви.

Если ребенок развивается медленно, то родители и лица, осуществляющие уход за ним, должны уделять ему больше времени для игр, общения и укрепляющего массажа.

Наблюдая за тем, как маленькие дети реагируют на прикосновение, звук и взгляд, родители могут выявить признаки возможного заболевания или отклонения в развитии и своевременно обратиться к врачу. Если ребенок не реагирует на поощрение и внимание к нему, то родители и лица, осуществляющие уход за ним, должны обратиться к специалистам за квалифицированной помощью. Своевременная квалифицированная медицинская помощь крайне важна для развития детей с ограниченными возможностями. Родители и осуществляющие уход за ребенком лица должны стремиться к максимально возможному развитию природных способностей ребенка.

Ребенок с ограниченными возможностями в большей степени нуждается в любви и защите. Как и все дети, такой ребенок должен быть зарегистрирован органами ЗАГС при рождении, получать грудное вскармливание, прививки, полноценную пищу и защиту от насилия и жестокости. Детей с ограниченными возможностями необходимо побуждать к играм и общению с другими детьми.

Поведение ребенка, находящегося в состоянии подавленности или испытывающего эмоциональный стресс, может отклоняться от нормы. При этом возможны следующие проявления: внезапная враждебность, грусть, леность, беспомощность, капризы, частый плач, жестокость по отношению к другим детям, отрешенность вместо игр, внезапная потеря аппетита, сна, интереса к повседневным делам, учебе в школе.

  • Родителям рекомендуется беседовать с детьми и выслушивать их. Если родители не могут разрешить какие-то проблемы, им следует обратиться за помощью к учителю, медицинскому работнику или психологу.
  • Если ребенок испытывает трудности интеллектуального или эмоционального характера или подвергся грубому обращению, то для того чтобы предотвратить возможные осложнения, необходимо проконсультироваться с психологом и провести медико-психологическую реабилитацию.

Карта развития ребенка дает родителям возможность следить за его развитием. Все дети растут и развиваются по-разному. Замедленный рост или развитие могут соответствовать норме или же являться следствием недостаточного питания, слабого здоровья, хронического заболевания или других, более серьезных причин. Родители всегда могут обсудить процесс развития своего ребенка с врачом, школьным учителем или психологом.

Карта развития ребенка

Через месяц после рождения
Ребенок может:
  • поворачивать голову в сторону руки, касающейся его щеки;
  • подносить обе руки ко рту; реагировать на голос и звук;
  • сосать грудь и трогать ее руками.
Рекомендации родителям и лицам, осуществляющим уход за ребенком:
  • в первый час после родов приложите ребенка к груди матери и обеспечьте кормление грудью;
  • поддерживайте голову ребенка, когда он находится в вертикальном положении;
  • чаще массируйте и прижимайте к себе ребенка;
  • держите ребенка на руках с осторожностью, особенно если вы устали или расстроены;
  • не реже чем каждые четыре часа кормите ребенка грудью;
  • как можно чаще беседуйте с ребенком, читайте ему и пойте, при этом используйте понятные и простые предложения, обращайтесь к нему по имени;
  • педиатр должен осмотреть ребенка в первый день после выписки из роддома и наблюдать его еженедельно в течение первого месяца жизни.
Тревожные симптомы:
  • вялое сосание груди или отказ от нее;
  • малая подвижность рук и ног;
  • слабая реакция (или ее отсутствие) на громкие звуки или яркий свет;
  • продолжительный плач без видимой причины;
  • рвота и диарея;
  • отсутствие прибавки в весе.
В возрасте 6 месяцев
Ребенок начинает:
  • поднимать голову и грудь, лежа на животе;
  • дотягиваться до висящих предметов;
  • захватывать и трясти предметы;
  • поворачиваться в обе стороны;
  • сидеть при поддержке;
  • исследовать предметы ртом и руками;
  • подражать звукам и мимике;
  • реагировать на свое имя и знакомые лица.
Рекомендации родителям и лицам, осуществляющим уход за ребенком:
  • кладите ребенка на чистую, плоскую и безопасную поверхность так, чтобы он мог свободно двигаться и дотягиваться до предметов;
  • удерживайте ребенка в таком положении, чтобы он мог видеть, что его окружает;
  • продолжайте грудное вскармливание по требованию днем и ночью и начинайте давать прикорм (один-два раза в день в возрасте 6-8 месяцев и три-четыре раза в день в 8-12 месяцев);
  • как можно чаще разговаривайте с ребенком, используя простые предложения, читайте ему или пойте;
  • с трехмесячного возраста обеспечьте ребенку прививки в соответствии с установленным национальным календарем, а также необходимый объем витаминов и микроэлементов.
Тревожные симптомы:
  • неподвижность или затрудненное движение конечностей;
  • постоянное движение головой (это может свидетельствовать об отите);
  • слабая реакция (или отсутствие ее) на звуки, яркий свет, знакомые лица или грудь;
  • отказ брать грудь или принимать другую пищу;
  • отсутствие прибавки роста и массы.
В возрасте 12 месяцев
Ребенок умеет:
  • сидеть без поддержки;
  • ползать на четвереньках и пытается встать;
  • шагать, держась за опору;
  • подражать словам и звукам и отвечать на простые вопросы, выговаривать от двух до восьми слов;
  • повторять звуки и жесты для привлечения внимания;
  • поднимать предметы двумя пальцами;
  • держать такие предметы, как ложка и чашка, и пытается есть самостоятельно.
Рекомендации родителям и лицам, осуществляющим уход за ребенком:
  • указывайте на предметы и называйте их, часто разговаривайте и играйте с ребенком;
  • используйте время кормления ребенка для его общения с другими членами семьи;
  • если ребенок развивается медленно или имеет ограниченные физические возможности, развивайте имеющиеся у него способности, стимулируйте его, больше общайтесь с ним;
  • не оставляйте ребенка без присмотра;
  • обеспечьте максимальную безопасность ребенку там, где он находится, во избежание несчастных случаев;
  • продолжайте кормить грудью и давайте достаточное количество разнообразной пищи домашнего приготовления;
  • помогайте ребенку, когда он пытается есть самостоятельно;
  • обеспечьте ребенку все необходимые прививки и рекомендуемые дозы витаминов и микроэлементов.
Тревожные симптомы:
  • ребенок не подает ответных звуков;
  • ребенок не смотрит на движущиеся предметы;
  • ребенок апатичен и не реагирует на мать/отца;
  • снижение аппетита или отказ от пищи;
  • отсутствие прибавки роста и массы.
В возрасте 2 лет
Ребенок может:
  • ходить, карабкаться, бегать, подниматься по лестнице;
  • указывать на называемые предметы или картинки;
  • произносить сочетание слов (начиная примерно с 15 месяцев);
  • выполнять простые указания;
  • выводить каракули карандашом или мелом; играть в кубики и мяч;
  • понимать простые рассказы, сюжетные картинки и
  • песенки;
  • подражать поведению других;
  • начинать есть самостоятельно.
Рекомендации родителям и лицам, осуществляющим уход за ребенком:
  • читайте, пойте ребенку, играйте с ним;
  • учите ребенка избегать опасных предметов;
  • разговаривайте с ребенком нормальным языком — не сюсюкая;
  • кормите ребенка разнообразной свежей пищей домашнего приготовления;
  • поощряйте, но не заставляйте ребенка есть;
  • используйте простые правила и не ставьте сверхзадач;
  • хвалите ребенка за его успехи;
  • научите ребенка ездить на трехколесном велосипеде;
  • научите целиться, кидая мяч в корзину;
  • научите ребенка соблюдать равновесие, ходить на цыпочках;
  • играйте с ребенком в простые развивающие игры;
  • обеспечьте ребенка прививками в соответствии с национальным календарем;
  • давайте ребенку необходимые витамины и микроэлементы по рекомендации врача

.

Тревожные симптомы:
  • отсутствие реакции на окружающих;
  • трудности с поддержанием равновесия при ходьбе (в этом случае необходимо обратиться к педиатру, невропатологу);
  • травмы и неожиданные перемены в поведении (особенно, если уход за ребенком осуществляли не родители);
  • отсутствие аппетита;
  • отставание в росте, весе, психическом и моторном развитии.
В возрасте 3 лет
Ребенок может:
  • ходить, бегать, лазать, пинать мяч, прыгать, ходить на цыпочках, открывать крышки, поворачивать ручки, разворачивать бумагу, ездить на трехколесном велосипеде, подниматься по лестнице, владеть карандашом;
  • узнавать обычные предметы и их изображения на картинках, указывая на них;
  • составлять предложения из нескольких слов;
  • называть свое имя и возраст;
  • называть цвета;
  • понимать числа;
  • использовать в игре воображаемые предметы;
  • есть самостоятельно;
  • выражать чувства любви и расположения.
Рекомендации родителям и лицам, осуществляющим уход за ребенком:
  • читайте, рассматривайте книги вместе с ребенком и обсуждайте с ним, что изображено на картинках;
  • рассказывайте ребенку истории и разучивайте с ним стихи и песни;
  • продолжайте побуждать ребенка есть самостоятельно, посвящая этому столько времени, сколько необходимо;
  • учите ребенка одеваться, мыть руки и пользоваться туалетом;
  • учите ребенка игре на пр?