Развитие ребенка работы в трудовых мастерских
Ольга (Норышева) Осоченко
Мастерская как форма работы с детьми
В своём докладе мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми, как мастерская.
Используя данное высказывание, мне хотелось бы подчеркнуть важность развития творческой деятельности у детей, как фактора общего личностного развития и роста.
Сущность современного личностно – ориентированного процесса дошкольного образования состоит в процессе накопления ребенком такого конкретного субъектного опыта, который содержит средства и способы взаимодействия с миром и благодаря этому расширяет возможности ребенка активно и творчески участвовать в этом взаимодействии и, к тому же, побуждает его к приобретению собственного опыта.
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта.
Результат творческой деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для науки, культуры или производства. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.
Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления.
Однако фантазия должна способствовать лучшему познанию мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.
Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых “распознается” детское творчество.
От чего зависит новизна творческих решений?
Новизне творческих решений способствует широкая ориентировка в материале до предъявления каких – либо задач, организованная взрослым как самостоятельное детское экспериментирование, приобретающее познавательный характер, и формирование обобщенных способов деятельности побуждает детей “встраивать” присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты. А это, в свою очередь, ведет к порождению как новых способов, так и новых образов и новых смыслов, основанных на познавательно – эмоциональном переживании.
Чему же способствует творческая деятельность детей?
Она способствует формированию универсальной способности к построению любой значимой для ребенка деятельности, будь то изобразительная, речевая, игровая и др., как созданию целостности (рисунка, текста, сюжета) из разных единиц, но одними и теми же приемами.
«Творческие мастерские» — одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей. Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. А где же еще может ребенок реализовать свои замыслы, как не в «мастерской»? Здесь есть все для того, чтобы творить. «Творческая мастерская» — это одна из новых форм непосредственно- образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей.
Творческие мастерскиемогут использоваться в различных направлениях деятельности детей: например, театральные мастерские, в которых дети могут сами создавать костюмы и атрибуты для представлений, могут применяться для развития коммуникативных, эстетических, художественных способностей детей. Мастерские по развитию коммуникативных способностей с использованием проблемных ситуаций и чтением художественной литературы могут применяться в деятельности по развитию речи. Художественные мастерские дают детям возможность самостоятельно выбрать материалы, направление и технику изготовления поделки или рисунка. Мастерские добрых дел помогут организовать работу по ремонту книг, игрушек, трудовому воспитанию, например, помощи младшему воспитателю. Краеведческая мастерская поможет ознакомить детей с достопримечательностями родного города, научить ценить свою малую родину и быть патриотом. Познавательные мастерские обладают возможностью создавать макеты и схемы, которые помогут усвоению детьми естественных знаний, таких, как основы математики, химии, узнать об окружающем мире, его строении и закономерностях. Таким образом, использование мастерской, как формы работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности, значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской, в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками.
Работа строится поэтапно, где каждый этап условно соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Внутри этапов работа ведется циклично: “Работа с бумагой”, “Работа с природным материалом”, “Работа с нитками и тканью”. Освоенное содержание одного цикла интегрируется в другие циклы.
При планировании материала соблюдается принцип концентричности, т. е. на каждом этапе содержание увеличивается и усложняется.
Например: если в среднем возрасте при работе с природным материалом (камни) дети лишь рассматривают и раскрашивают их в разные цвета, то в старшей группе они уже украшают камушки, а в подготовительной группе оживляют их с помощью деталей.
Занятия в «мастерской» помогают сформировать у детей основные навыки и умения,предусмотренные программой: умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и т. д. и способствует реализации задач, предусмотренных образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие».
Творчеству принадлежит особая роль, что важно на всех этапах деятельности мастерской. Большую роль играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации в мастерской используются для актуализации личного опыта участников, развивают работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской: это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при большом количестве участников.
Особенность «мастерской» в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Материалы для совместной деятельности в форме мастерскоймогут быть самыми разнообразными: краску, бумагу, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, разные виды бумаги, кисточки разного размера и назначения, салфетки, «бросовый»материал: фантики, нитки, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания
Творческий процесс — это настоящее чудо. Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
При составлении презентации были использованы разработки таких известных ученых, как Лисина Майя Ивановна, Асмолов Александр Григорьевич, Белкин Август Соломонович, а также материалы разработок современных педагогов, опубликованные ими на указанных сайтах.
Источник
https://www.w3.org/1999/xlinkhttps://www.w3.org/1999/xlink
Статус проекта: Победитель конкурса
«Трудовые мастерские, как эффективный инструмент социальной и трудовой реабилитации людей с инвалидностью»
- Конкурс
Первый конкурс 2019
- Грантовое направление
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан
- Рейтинг заявки
65,75
- Номер заявки
19-1-020552
- Дата подачи
15.03.2019
- Размер гранта
2 365 812,00 ₽ - Cофинансирование
426 870,00 ₽ - Перечислено Фондом на реализацию проекта
2 365 812,00₽
- Сроки реализации
01.07.2019 — 30.06.2020
- Организация
Вологодская городская организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ)
- ИНН
3525012322
- ОГРН
1023500001128
- Краткое описание
- Цели
- Задачи
- Обоснование социальной значимости
- Целевые группы
- География проекта
Краткое описание
Проект «Трудовые мастерские, как эффективный инструмент социальной и трудовой реабилитации людей с инвалидностью», является частью общего замысла Общества по активизации их образа жизни и несёт на себе три функции: социально-психологическую, реабилитационную и производственную. Общеизвестно представление о потенциале трудовых мастерских, для развития социально-психологической адаптации людей с инвалидностью, которое подтверждают эпизодические занятия с отдельными группами инвалидов по швейному делу, обработке древесины и др., проходившие в течение 2018 года на базе Вологодской городской организации Всероссийского общества инвалидов. Структуру столярной мастерской составят: 1. Кружок столярного дела для всех желающих. Там используются в основном ручные инструменты; 2. Столярная мастерская для тех, кто прошёл обучение в кружке и способен к трудовой деятельности с применением электроинструмента; 3. Заготовительный участок для тех, чей уровень подготовки может обеспечить соблюдение техники безопасности работы на деревообрабатывающем оборудовании. Для увеличения разнообразия деятельности для участников проекта предусмотрен дополнительный «Кружок инженерных решений и технического дизайна». Этот кружок повысит техническую эффективность работы мастерских и создаст основу для развития проекта, а также расширит возможность участия в общественно-значимом проекте группам инвалидов, не способным к физическому труду, но готовым проявлять интеллектуально-творческую активность. Швейная мастерская поможет обеспечить трудовые мастерские спецодеждой, необходимой для организации безопасности труда, а также подготовить упаковку для адаптированных настольных игр, которые будут изготовлены в столярной мастерской.
Таким образом, первоочередной производственной задачей проекта станет материально-техническое обеспечение культурно-массового проекта – «III ИнклюзивныйФестиваль настольных и настольных спортивных игр»,который состоится в декабре 2019 года, в рамках декады инвалидов проходящей в Вологодской области с 1 по 10 декабря. Входе реализации проекта мастерские будут оборудованы необходимым для безопасного и качественного выполнения работ оборудованием. Будет разработана воспитательная методика трудовой и социально-психологической реабилитации инвалидов через профориентацию участников и занятий по технике безопасности. А бригадно-групповая форма организации труда способствует реализации девиза организации «Вместе мы сможем больше!».
Цели
- Социальная и трудовая реабилитация людей с инвалидностью по средством трудовых мастерских с целью достижения людьми с инвалидностью определенного общественного статуса и утверждения личностной значимости.
Задачи
- Оборудование помещения мастерской и подготовка её к работе
- Разработать воспитательную методику трудовой социально-психологической реабилитации инвалидов
- Организация обучение работой с простыми инструментами
- Организация обучение работы с электроинструментом
- Организация обучение работы на станках
- Организация «Кружка инженерных решений и технического дизайна».
- Организация швейной мастерской
- Спроектировать и изготовить специализированное материально-техническое оснащение культурно-массовых мероприятий для инвалидов.
- Изготовить адаптированные настольные игры для незрячих людей
- Организационная работа среди инвалидов и информационно-рекламные мероприятия с использованием СМИ, ресурсов Интернет, иных каналов информирования общественности и партнеров
География проекта
Муниципальное образование «Город Вологда»
Целевые группы
- Люди с ограниченными возможностями здоровья
- Молодежь и студенты
- Лица с тяжелыми заболеваниями
- Многодетные семьи
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети и подростки
- Люди с инвалидностью
- Инвалиды с ментальными нарушениями
Источник
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько поглядеть вокруг.
А тот, кто дела не найдет,
Пусть скучает целый год.
(М. Ивенсен)
Социумом для ребенка является семья и детский сад, которые оказывают влияние на формирование гармоничной личности. В семье и в детском коллективе ребенок впервые познает себя и мир, который его окружает, формируется положительное отношение к трудовой деятельности.
Художественный труд – это прежде всего, преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства, приобщающиеся к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.
Большое влияние художественный труд оказывает на умственное развитие ребенка, развитие психических процессов. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного и бросового материала способствует развитию у детей внимания, формирует его произвольность. Поделки из различного материала удовлетворяют любознательность и любопытство детей. В таком труде присутствует новизна, творческий поиск, возможность достижения более совершенных результатов.
Результатом художественного труда выступают рукотворные игрушки и макеты, сувениры и подарки, различные предметы для обустройства игрового пространства. Но наиболее значимым результатом является опыт позволяющий человеку быть успешным в любой деятельности не зависимо от того какую, профессию он выберет в дальнейшем.
Это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребёнок осваивает инструменты (ножницы, степлер, игла и т.д.). Исследует свойства различных материалов: бумагу, ткань, поролон, листья, фольгу, перья и т.д., преобразует их в конкретный продукт.
Обучая детей, воспитатель должен опираться на выразительные особенности художественного материала, приобщать детей к разным видам изодеятельности, а значит, и способствовать развитию художественных способностей у детей. И.А.Ветлугина пишет: «Прекрасное доходит до ребёнка отнюдь не одним лишь путём созерцания. Значительно интенсивнее проходит процесс его освоения в условиях активных действий ребёнка — посильных, понятных, привлекательных. У ребёнка возникает желание действовать радостно, творчески».
Основные формы внедрения результатов проекта в практику работы:
• Теоретические — предполагают рассказ о значении ручного труда, его влиянии на развитие умственных способностей ребенка, об использовании упражнений по художественному конструированию в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
• Практические — обеспечивают обучение новым упражнениям, совершенствование умений изготавливать новые поделки из природного и бросового материала
• Самостоятельные — предусматривают самостоятельное выполнение заданий, проявление индивидуальности, реализацию своих возможностей и способностей.
• Индивидуальные — направлены на совершенствование умственных способностей детей, которые имеют слабую подготовку или, наоборот,
1. Применить в работе с дошкольниками наиболее современные формы, методы и приемы работы для развития творческих способностей детей.
2. Раскрыть способности детей средствами ручного труда и художественного конструирования.
3. Привлечь родителей и педагогов для развития творческой деятельности детей.
Природный материал — это кладовая для развития детского творчества. Формирование любви и интереса к труду — одна из основных задач воспитания детей. В различных видах детского труда содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора профессии в дальнейшем.
Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, и формирования первых трудовых навыков. Чтобы помочь детям не остаться гостем в природной мастерской, и чтобы они стали хозяевами, мы задумались над тем, чем станут их встречи с природой в этой мастерской-забавой, заполнением свободного времени или в это время ребенок захочет заняться интересной работой, приучающей его к систематическому труду.
Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала — труд кропотливый, интересный, необходимый и очень приятный. Природный материал сам по себе кладезь для фантазии и игры воображения. А если соединить его с ловкостью рук, то все можно оживить, дать вторую жизнь.
В группе оборудована творческая мастерская, где расположены разнообразный материал для творчества. Бросовый материал — пробки, пенопласт, проволока, крышка, киндер сюрпризы, фломастеры, мишура, пластмассовые бутылки, ткань, бумага разного качества.
В процессе творческой деятельности изготовлены поделки из поролона (вырезывание из тонкого поролона фигур, раскрашивание в определённый цвет и оклеивание их поетками, «Ёлочки», фигуры для оформления уголка в приёмной «Снеговик, лиса, ель, олень, облака, солнышко, цветы, трава, насекомые»)
Из цветного картона сделаны открытки с изображением птиц и деревьев украшенные крошкой из пенопласта, наклеенного на клей «Птицы на кормушке», «Деревья зимой».
Изготовление птицы из лоскутков ткани и листа бумаги скомканного в шар и перевязанного в местах отделения крыльев, хвоста, головы и клюва — поделка «Птица счастья».
Из листов цветных журналов нарезанных на полоски с заострением с одной стороны, закрутили в плотную трубочку и зафиксировали клеем, подсохшие трубочки — бусины нанизывали на нитку, получились замечательные бусы.
С помощью полосок шириной 3 см. из цветной бумаги и пластиковых глазок сделали замечательных ласточек и посадили их в гнездо, изготовленное из веточек, ниток и перьев – поделка «Гнездо ласточек».
При работе с природным материалом: пластилин, дощечки, семена, ракушки, изготовили панно — поделка «Рыбки в аквариуме».
Из листьев собранного гербария создали альбом «Осенние «чудо — листья»» с аппликациями из листьев: поделки — «Слон», «Змейка», «Девочка», «Бабочка», «Мышка», «Белка» и т.д.
Вместе с детьми изготовили очень красивые открытки техникой квиллинг (скручивание тонких полосок в кружочки и овалы, некоторые прищипывая с одной стороны образуя листик и формируя из этих деталей различные фигуры, наклеивая их на картонную заготовку.) — открытки «Подарок для папы», «Птицы на ветке».
Также в ходе работы с детьми было проведено много экскурсий и целевых прогулок, во время которых обращалось внимание детей на то, как можно использовать тот или иной материал в работе – в зимний парк, выставку в ДОД ДДЮТ: «Новогодние поделки из природного материала».
В группе коллективно выясняли, где его можно применить. Интересные и необычные находки рассматривали особенно внимательно, выясняли, на что это похоже? Также для развития воображения детей проводились игры «Дорисуй фигуру», «Несуществующее животное», «Что художник забыл дорисовать?».
Принимали участие совместно с родителями и детьми в городском конкурсе на лучшее изготовление поделок на тему — «Рождественская сказка».
Таким образом, реализация программы кружка художественного труда «Мастерская Самоделкина», способствовала развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, при решении какой-либо проблемы дети не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов, склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, формируют связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.
-участие в региональном конкурсе «Сохрани лес живым». Удостоверение 2013г.
Список литературы
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Подделки из природных материалов. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 256 с.
2. Браун С. Игры, поделки и обучающие развлекали для вашего малыша своими руками / Синтия Браун; художник- оформ. А. Киричек. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.
3. Румянцева Е. А. Делаем игрушки сами. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 192 с.
4.Маханёва М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера 2012.- 64с. (Модули Программы ДОУ).
5.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (образовательная область « Художественное творчество»): учебно – методическое пособие М.: ИД «Цветной мир»,2011. – 208 с., переизд. дораб. и доп.
6.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1990.-158 с.: ил.- ISBN 5-09-001140-0
Источник