Развитие ребенка процесс или результат
Развитие ребенка непременно сопровождается занятиями творчеством. Рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок из природных материалов, самодельные открытки. Как влияет детское творчество на развитие ребенка? Что важнее: процесс или результат?
Каждый родитель мечтает, чтобы именно у его ребенка получались самые оригинальные и красивые работы. Мы часто используем инструкции с пошаговыми действиями или даем ребенку возможность проявить собственную фантазию. Педагоги детского центра раннего развития «УмНяша» в Солнцево рассказали, что не все занятия творчеством похожи друг на друга.
Творчество ради результата
Такие занятия чаще всего выстраиваются по четкой схеме или по образцу. Малышу предлагается конечный результат (рисунок, поделка, аппликация, манекен) и предлагается пошаговая инструкция для достижения цели. В процессе такой работы дети часто задают вопросы: «правильно», «неправильно». Ждут от учителя исправления ошибок или похвалы.
В результате таких творческих занятий работа получается аккуратной, ее хочется выставить напоказ или подарить кому-то из родственников.
Нельзя сказать, что такой тип занятий не способствует детскому развитию. Ребенок может самостоятельно подобрать цвета или посоветоваться с учителем, сочетается не сочетается. В процессе работы дети не только тренируют мелкую моторику, которая способствует умственному развитию, но и стимулируют воображение, чувство вкуса, пространственного восприятия.
Творчество ради процесса
Такой вид детского творчества не имеет четких границ, образцов, инструкций или указаний. Занятие может иметь тематику и наличие материалов (карандаши, краски, глина, пластилин, бусины, природные материалы). У ребенка всегда есть возможность самовыражения и выбора. Педагог или родитель не исправляет ошибки, не дает четких указаний, он только может помочь описать идею, рассказать о способах ее воплощения, подсказать технику исполнения. В результате работы у группы детей получаются очень разные, индивидуальные и непохожие друг на друга.
В занятиях, которые четко ориентированы на процесс, качество конечной работы не важны. Акцент сдвигается на то, какие навыки ребенок получил в процессе работы.
Такой способ занятий развивает креативность, воображение, действует на ребенка расслабляюще, успокаивает, снимает тревожность. Чаще всего, представляя свою работу, малыш стремится рассказать идею, что безусловно, развивает речевые навыки. Самостоятельные эксперименты с различными материалами более глубоко развивают мелкую моторику, дают возможность самовыражения. Свободное творчество учит малыша воплощать идеи, планировать свою деятельность самостоятельно, не отступать перед трудностями.
Кажется очевидным, что свободное творчество дает больший вклад в развитие способностей малыша. Но с другой стороны, опытный педагог понимает, чтобы добиться результата, следует научить ребенка элементарным вещам: умению держать карандаш, кисточку; показать, как скатать шарик из пластилина; как владеть ножницами и пр. Без образца, инструкции – очень трудно воплотить собственные фантазии. В первую очередь следует научить малыша обращаться с различными материалами.
Как настроить ребенка на свободное творчество: полезные советы
Для продуктивной работы имеет значение не только идея, но и обстановка в которой проходят занятия. Важно приложить максимум усилий для комфортной деятельности.
Полезные советы:
- Подготовьте рабочее место и соответствующую одежду, чтобы не переживать за разлитую краску или рассыпавшиеся бусины.
- В процессе занятий выслушайте идеи малыша, подскажите техники, которые помогут добиться результата.
- Не ограничивайте ребенка во времени, если он устал, предложите ему вернуться к работе чуть позже или завтра, а пока посоветуйте поразмыслить над идеей, высказав вслух процесс исполнения.
- Для создания расслабляющей атмосферы можно включить легкую музыку.
- Замечайте, спрашивайте и комментируйте действия ребенка, но не ограничивайте, избегайте оценки.
- Старайтесь максимально помочь, но не забывайте, что у малыша не должно возникнуть чувство, что работа выполнена не им.
Детское творчество безусловно, способствует гармоничному развитию. Дошкольники большую часть времени проводят за рисованием, лепкой, экспериментами с различными материалами. По-настоящему творческие занятия проходят в свободной, доброжелательной обстановке. Приводите детей в центр раннего развития «УмНяша», где предлагают не только обширный спектр занятий творчеством, но и обучают математике и чтению по методике академика Н. Зайцева.
Источник
Невозможно представить развитие ребенка без занятий творчеством: рисунки, поделки из пластилина и глины, новогодние игрушки, аппликации, браслеты из бусин, открытки и множество других детских самоделок радуют глаз родителей и вызывают умиление у друзей и родственников. Нам всем хочется, чтобы именно у нашего малыша получались самые оригинальные и красивые работы, поэтому нередко используем интересные идеи с пошаговыми инструкциями из книг и интернета и предлагаем их своим детям. Можно ли считать такие занятия детским творчеством? Детский Монтессори клуб «Созвездие» спешит разобраться в разных способах проведения занятий по рисованию и лепке для дошкольников.
Не все занятия творчеством похожи друг на друга
Представьте себе, что вы пришли в детскую изостудию и видите две комнаты, где идут занятия. В одной комнате на доске висит образец работы, а учитель ходит по классу и поправляет работы учеников, в другой комнате на столе разложены разноцветные вырезки из журналов, а малыши делают мозаики, каждый со своим сюжетом, учитель же подходит к детям и скорее задаёт вопросы, чем вносит свои коррективы. Вы увидели два разных подхода к детскому творчеству: один ориентирован скорее на результат, а другой на процесс.
Давайте разберемся поподробнее, чем различаются творчество ради процесса и творчество ради результата.
Творчество ради результата
На таких занятиях у детей обычно есть чёткий образец (рисунок, аппликация, другая поделка), выполненный самим учителем, а также чёткое количество шагов для выполнения задания (взять, приклеить, провести линию и т.д.) Дети часто задают вопросы про «правильно» и «неправильно», сравнивают работы друг друга, а учитель исправляет ошибки и хвалит за успехи. В результате у всех получается очень аккуратная, милая работа, которую хочется повесить на стенку или подарить бабушке на Восьмое Марта.
Такие занятия выглядят очень правильно и безопасно: ни один ребенок не нарисует Халка вместо котёнка, у всех получится работа, которая растрогает родителей, все дети закончат в одно время. Нельзя сказать, что эта схема не способствует детскому развитию: малыши тренируют мелкую моторику, развивают пространственное восприятие, учат формы и цвета, тренируют произвольное внимание и учатся следить за учителем.
Обратите внимание на этих пингвинчиков с группового занятия для дошкольников:
Можно заметить, что дети работали с заготовками разных форм (обратите внимание, что размер деталей абсолютно одинаковый) и были четко проинструктированы, как и куда необходимо приклеить элементы. Урок явно был хорошо продуман и рассчитан по времени, а малыши справились с заданием и получили прекрасный опыт.
Теперь, перед тем, как мы перейдём к творчеству ради процесса, рассмотрите другой пример с пингвинчиками и поразмышляйте, какие различия в этих проектах бросились вам в глаза в первую очередь:
Творчество ради процесса
Творчество ради процесса никогда не имеет чётко выверенных инструкций и, тем более, образца для выполнения. У занятия может быть тематика (как в примере с пингвинчиками), могут быть даже заданы материалы (краски, мозайка, лепка), но у детей всегда есть возможность выбора и самовыражения. Учитель не исправляет ошибки и не оценивает работу ребенка, а помогает ему описать свою задумку и при необходимости даёт попробовать ту или иную технику. В итоге работы получаются очень разные, а родители, как правило, быстро узнают шедевр своего ребенка, так как у каждого было место для самовыражения. В занятиях, ориентированных на процесс, не важны качества конечной работы (насколько она красивая, милая, насколько её можно повесить на стенку), здесь акцент делается на том, чему научился ребенок в процессе её выполнения.
Такой способ организации творческих занятий способствует самовыражению ребенка, развивая его креативность и воображение, а сам процесс недирективного творчества действует расслабляюще, снижает тревожность и успокаивает малыша. Кроме того, дети часто стремятся рассказать задумку своей работы, что безусловно развивает их речь сильнее, чем короткие ответы в духе: «Это пингвин, у него 2 ноги, 2 глаза, 2 крыла». Более глубокое развитие получает и мелкая моторика, ведь самостоятельные эксперименты с различными материалами требует гораздо лучшего владение рукой, чем механическое выполнение последовательности действий. Каждый, кто хоть раз пытался срисовать что-то, а затем нарисовать это сам, сможет рассказать, насколько по-разному работает пространственное мышление в этих с виду похожих задачах. К тому же, свободное творчество учит ребенка переходить от задумки к воплощению, планируя свою деятельность и работая, не отвлекаясь на посторонние раздражители и не отступая перед трудностями.
Творчество ради процесса и творчество ради результата – это абсолютно разные для малыша занятия. Оба благотворно влияют на развитие ребенка, но лишь творчество ради результата позволяет малышу заниматься самовыражением и принимать самостоятельные решения на пути воплощения собственной задумки.
С одной стороны, кажется очевидным, что творчество ради процесса делает гораздо больший вклад в развитие ребенка, чем изготовление поделок из «100 идей для детского творчества». Но, с другой стороны, мы понимаем, что, как и в любой другой области, ребенку нужно показывать, как использовать краску и карандаш, как скатать шарик из пластилина, и без образца и инструкции это сделать не получится.
Безусловно, по-настоящему вовлеченный педагог всегда использует комбинации, выбирая лучшее из двух подходов. Малышам предлагается пробовать разные материалы, демонстрируются разные способы работы с ними, а, главное, диалог с ребенком на занятиях строится не для исправления ошибок и указания правильного пути, а для помощи ребенку в воплощении его идеи. Ведь, скорее всего, именно этого мы и ждём, записывая малыша на подобные занятия.
Посмотрите сюжет о свободном рисовании для маленьких детей:
Как организовать творчество ради процесса?
Подготавливая пространство для домашних занятий, помните, чем отличается творчество ради процесса от творчества ради результата: настройтесь на процесс, не пытайтесь вдохновляться готовыми аккуратными идеями в интернете, не держите в голове идеальный результат, не бойтесь появления нестандартных идей.
Задайте себе вопрос: «Зачем мы решили заниматься творчеством?», пусть вас ведет ответ на него. Позвольте ребенку самовыражение, не решайте за него, что станет результатом занятия, не оценивайте работы ребенка по критериям аккуратности и опрятности. Будьте открыты и естественны со своим малышом.
Для того, чтобы настроиться на свободное творчество, мы рекомендуем использовать наши заметки:
Подготовьте комнату и одежду для ребенка, чтобы не отвлекаться на мысли о последствиях разлитой краски или брызг от кисточки.
Во время занятия внимательно слушайте идеи малыша и не отвергайте их, не бойтесь использовать больше материала, сделать не одну работу за раз.
Не стоит жестко ограничивать ребенка во времени – заложите в распорядке дня еще 20-30 минут свободного времени на случай, если творчество увлечет малыша.
Позвольте ребенку оставить работу незаконченной и вернуться к ней позже, если ему это требуется.
Для создания необходимой атмосферы можно включать легкую негромкую музыку под настроение
Замечайте и комментируйте действия ребенка, но избегайте их оценки: «Посмотри какие ты нарисовал желтые пятна!»
Отвечайте на просьбы и вопросы малыша, старайтесь максимально помочь ему, но помните, что это его работа, а не ваша.
Идеи для вдохновения можно черпать не из конечных продуктов, а из необычных материалов для творчества:
Рисование гуашью и акварелью, карандашами и фломастерами, восковыми и сухими мелками,
Пальчиковые техники рисунка,
Лепка из пластилина и глины,
Рисование с помощью зубных щеток и кухонной утвари с необычной поверхностью (тёрка, давилка для картофеля, кисточки и венчики),
Изготовление печатей из губки для посуды,
Изготовление аппликаций из бумаги, журнальных вырезок, ткани, круп, песка,
Лепка из теста.
Очень важно отбросить свои представления о правильном и неправильном использовании материалов: бережное отношение к кисточкам не должно мешать проверки на возможность её использования в качестве штампа.
Совершенно не возбраняется совместное творчество: можно делать общую работу или параллельно с ребенком создавать свою, главное не забывать поддерживать атмосферу доверия без оценок и правильных ответов и сохранять собственную вовлеченность в творчество малыша.
Выводы
Детское творчество – непременное условие гармоничного развития ребенка. Большая часть дошкольной жизни малыша посвящена рисованию, лепке, аппликациям и другим экспериментам с разными материалами и задумками. Вовлеченность взрослого в процесс творчества может быть разной: от полного контроля над ситуацией и выдачей ребенку пошаговых инструкций до ограничения лишь эмоциональной вовлеченностью без указаний ребенку на материалы и способы работы с ними. Оба подхода положительно влияют на развитие малыша, но по-настоящему творческими занятия становятся именно в свободной среде, где нет места оценкам и образцам для копирования.
Заключение
Сеть детских Монтессори клубов «Созвездие» уделяет большое внимание детскому творчеству и самовыражению. Мы верим, что детская фантазия и тяга пробовать и узнавать новое является локомотивом всего детского развития. Именно поэтому в каждом детском клубе «Созвездия» есть место для творческих занятий: они ждут малышей в нашем мини детском саду полного дня, утренних и вечерних группах, а также на кружках по изобразительному искусству и регулярных творческих мастер-классах. Все педагоги наших детских центров имеют профильное образование и прекрасно разбираются в особенностях детской психологии и психического и физического развития детей, именно поэтому любое занятие построено так, чтобы приносить максимальную пользу его участникам. В детском Монтессори центре «Созвездие» ваш ребенок всегда будет окружен заботой и вниманием. Записывайтесь на бесплатное занятие, чтобы убедиться в этом сами! Мы ждём встречи с вами!
Источник
Развитие ребенка — вещь индивидуальная и обусловлена слишком сложной совокупностью факторов, чтобы по голым физическим и механическим результатам судить о его успешности.
Науке о воспитании не дано оперировать точными цифрами, безупречными доказательствами и результатами многочисленных экспериментов. Результаты развития личности смешно оценивать ранее 30-и лет. Не случайно возраст Христа — 33 года. Нельзя ничего навязывать ребенку, все должно происходить естественно и комфортно для ребенка и его родителей; и, наконец, самое важное, на мой взгляд, — процесс обучения или развития намного важнее голого результата (в 5 месяцев сел, в 8 пошел и т.д. и т. п.).
Каждый ребенок, как и вообще каждый человек, индивидуален и отнюдь не является чистым белым листом бумаги (tabula rasa). Каждый ребенок обладает своим путем, скоростью и особенностями развития, на которые нельзя оказать существенного влияния методиками и технологиями. Иначе получается лысенковщина полная: на необыкновенно сложную совокупность факторов генеза ребенка пытаются воздействовать общеприменимыми механическими инструментами.
Приведу пример из собственной жизни. Моя дочь родилась почти в один день с дочерями моих подруг по курсам мягкого рождения. У нас троих были разные сроки беременности, но мы прошли через одну школу, вместе делали упражнения, изучали премудрости маминого опыта и смутно предчувствовали, что дети встроились в один ритм и готовятся выйти одновременно. Нам никто не верил, но так и произошло — у меня схватки начались в 4 часа ночи, у одной из моих подруг в 9 часов вечера предыдущего дня, у другой — в 2 часа дня следующего дня. Я родила первой — 17 декабря 1998 года. Мои подруги, соответственно, 18 декабря в 2 часа ночи и в 3 часа дня. Двоих детей приняла одна и та же акушерка, и они были очень похожи — крепкие, спокойные, уверенные в себе, сразу же задышали и взяли грудь, третью девочку в результате долгих родов приняла другая акушерка. Пуповину перерезали через 1,5 часа, к груди приложили сразу, расправили косточки после родов, проплавали в большой ванне, приучили к нырянию, облили холодной водичкой, это и многое другое в наших семьях происходило по одним и тем же базовым правилам. Мы втроем ездили на динамическую гимнастику, ныряли с детьми, закаливали водой и воздухом, ходили на детские курсы и т.д.
И вот результаты, которые на первый взгляд, ошеломляют. Дочь подруги в год весила 16 кг, этакий крепыш, потому что папа ее развивался в детстве по тому же принципу, а весь набор веса происходил исключительно на грудном молоке. Моя дочь, несмотря на небольшой прикорм, и в свои 2,9 весит 13 кг. Третья девочка пошла в 9 месяцев, хотя с ней не занимались укрепляющей динамической гимнастикой, вторая — в 11 месяцев, моя девочка — в год и 2 дня, как впрочем, я сама. Моя дочь, будучи физически очень развитой (мы поддерживали рефлексы первых месяцев жизни, она обожала делать сальто, болтаться вниз головой и пр.), перевернулась со спины на живот в 9(!) месяцев. На мой вопрос — почему она не сделала этого раньше, — никто из врачей, ортопедов и хирургов не смог дать мне хоть сколько-нибудь внятного ответа. Когда моя дочь, несмотря на занятия в семейном детском клубе, походы по музеям, развивающие игры и многое другое начала по-настоящему говорить в 2,5 года, вторая девочка уже читала наизусть сказку Ершова «Конек-Горбунок», а третья девочка, начавшая говорить раньше других, заняла «второе» место по сложности речи.
Развитие ребенка — вещь индивидуальная и обусловлена слишком сложной совокупностью факторов, чтобы по голым физическим и механическим результатам судить о его успешности. Поэтому, на мой взгляд, нужно сначала хорошенько изучить собственного ребенка и подобрать для него наиболее приемлемую форму развития и обучения, как и всего остального процесса воспитания. Сам процесс увлекает детей и родителей необычайно, и это можно назвать «результатом» в хорошем смысле этого слова — как ребенок воспринимает ту или иную информацию об окружающем мире, как реагирует. А что, куда, во сколько, о чем — все эти метры-килограммы-биты суть вещи относительные и к процессу не имеют зачастую никакого отношения. Все происходит в свое, глубоко индивидуально отмеренное время, но было бы преступлением как замедлить, так и насильственно убыстрить ход течения времени, исходя из общих, не конкретизированных рекомендаций. Мы с удовольствием делаем с дочкой то, что ей нравится. В 1,5 года ездили в Питер, ходили по музеям, бываем в зоопарке, на представлениях, играем в буковки (по таблицам Зайцева), знаем, сколько нам лет и сколько исполнится Но я четко знаю, что есть вещи, которые ее не увлекают просто потому, что она еще не доросла — например, не доросла до сказки Винни Пух , до которой давно доросла дочь подруги, и ничего обидного для меня или для моей дочери в этом нет.
Родители должны учиться мудро относиться к себе, детям и природе нашей жизни, и тогда дети сами по себе будут успешным людьми, я подчеркиваю, людьми, а не детьми.
Мария Полянская
https://nanya.ru/
Также по теме
03.02.2001
Абсолютный слух помогает младенцам осваивать речь
Абсолютным слухом называется способность точно распознавать ноты. Все мы рождаемся с абсолютным слухом, который впоследствии утрачиваем.
17.04.2008
Герои русских народных сказок
Мир древнерусских сказок – особая мифическая реальность, где нашли свое отражение быт и нрав, обычаи и верования наши предков. Волшебные герои жили не только в сказках, они были для наших предков реальны, и символизировали собой важные исторические и нравственные понятия.
11.01.2005
Методика Никитиных: Дон Кихот семейной педагогики
«Ну что, достал?». «Побегать пришлось…». Муж гордо выкладывает на стол покупки: четыре коробки деревянных кубиков с картинками-головоломками на гранях, несколько тюбиков темперы, баночку бесцветного лака… Мы начинаем загадочную для непосвященных работу: новенькие кубики складываем в тазик с водой, отмачиваем картинки. Затем тщательно просушиваем кубики, шлифуем шкуркой, красим, сверяясь со схемой в изрядно затрепанной ксерокопии. Покрываем лаком. В разгар работы в комнату заглядывает бабушка: «Чем это вы занимаетесь?»
Обсудить любой вопрос, связананием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Источник