Развитие ребенка при работе с бумагой
Татьяна Костюнина
Проект «Работа с бумагой как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Проект «Работа с бумагой как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
(В. А. Сухомлинский)
Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей человека, поэтому в последние годы уделяется большое внимание изучению детского творчества в разных видах деятельности.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и работая с бумагой. В процессе работы с этим материалам дети познают свойства, возможности её преобразования и использование в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Актуальность:
Необходимость создания данного проекта бала продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящены вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и работа с бумагой, поскольку она направлена на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.
Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Работа с бумагой является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т. п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.
Методика работы ориентирована на то, чтобы в процессе деятельности у детейформировались особые качества: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность. Методы сотрудничества, сотворчества являются основными.
Реализуя образовательную программу, я пришла к выводу, что существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало ее использует. А также необходимо развивать и поддерживать интерес к работе с бумагой, используя возможности ДОУ и ближайшего социума.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот,если ребенок успешно овладевают техническими навыками: обрыванием, сминанием, скатыванием, скручиванием и складыванием бумаги, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности; усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к работе. Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Так как известно, что развитию речи способствует развитие мелкой моторики, я решила, что именно этому направлению в работе с детьми нужно уделять больше времени и внимания.
Я считаю, что большие возможности для развития творческих способностей детей таит в себе искусство оригами. В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
умение слушать воспитателя
принимать умственную задачу и находить способ ее решения
переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения
развитие самоконтроля и самооценки
осознание собственных познавательных процессов.
Цель проекта: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с использованием техники оригами.
Для реализации данной цели в своей работепредусматриваю решение следующих задач:
1. Анализ имеющегося опыта педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
2. Создание условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с использованием техники оригами.
3. Выявление уровня развития творческих способностей детей в работе с бумагой.
4. Обучение детей базовым формам оригами.
5. Закрепление знаний детей о растительном и животном мире.
6. Выявление эффективности форм, методов развития творческих способностей на основе анализа проделанной работы.
Методы и приёмы обучения:
1) наглядные (показ педагога, пример, помощь);
2) словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование сказок, скороговорок, пословиц и поговорок);
3) практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки);
4) диагностические;
5) информационные.
Необходимые условия:
1) место в группе для работы с бумагой;
2) материал для работы (цветная бумага, ножницы, клей);
3) схемы, пооперационные карты;
4) рамки для коллективных панно;
5) возможность демонстрации детских работ;
6) литература, иллюстрации.
Принципы построения педагогического процесса:
1. От простого к сложному
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Принцип индивидуального подхода.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Время реализации проекта – долгосрочный, июнь2011 г. — июнь 2013 г.
Ресурсное обеспечение:
Материально-техническое: методические пособия
Кадры: воспитатели, специалисты
Информационное: дидактический материал, демонстрационный материал, литература
периодическая печать, интернет
Финансовые: средства родителей
В процессе выполнения проектавозникли следующие проблемы:
— сбор коллекции бумаги
— финансовая сторона
— подборка специальной литературы
Финансовое обеспечение проекта: личные средства и средства родителей.
Новизна: Работа с бумагой в технике оригами положительно влияет на развитие творческих способностей дошкольников.
Реализация проекта:
1 этап — подготовительный
Мероприятия: Анкетирование родителей. Проведение мониторинга. Организация и обработка результатов исследования. Подборка дидактических, информационных и
методических пособий, а также разных видов бумаги.
2 этап – организационный
Мероприятия: Консультации по потребностям родителей. Экспериментирование с бумагой.
3 этап – практический
Мероприятия: Организация и проведение НОД и режимных моментов с детьми по плану.
4 этап – итоговый
Мероприятия: Проведение итоговой диагностики. Организация творческих выставок детских работ. Круглый стол с родителями.
Временные риски: недостаточное количество денежных средств, низкая активность родителей на начальном этапе проекта, недостаточное развитие мелкой моторики рук на начальном этапе проекта.
Промежуточные результаты в процессе реализации проекта:
В процессе реализации достигла таких результатов:
— создана развивающая среда – коллекция бумаги для самостоятельной деятельности, пооперационные карты, библиотека книг, стихов, рассказов о природе
— методические разработки – планы, карты, тематическое планирование, конспекты НОД
— диагностика: выявление уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.
Участие педагога: взаимопросмотры,районное методическое объединение: мастер-класс и обобщение опыта, районная площадка по экологическому воспитанию – НОД, мастер-классы для родителей, воспитателей.
Проект находится на этапе реализации,и перспективы я вижу в следующем:
1. Увеличение конструктивных, познавательных и творческих способностей.
2. Развитие мелкой моторики рук, таким образом, подготовится рука к письму.
3. Умение анализировать поделку.
4. Разовьется поисковая свои работы.
5. Формирование положительного отношения к труду.
6. Повышение уровня самообразования посредством изучения литературы и информационных ресурсов
7. Способствование более активному включению родителей в совместную творческую деятельность;
Эту работу я считаю эффективной, плодотворной и нужной. Так как занятия оригами благотворно сказываются на развитии детей, помогают в развитии мелкой моторики, развитии речи, к тому же очень интересны детям. Я предполагаю продолжить работу в этом направлении со следующей группой детей. Планирую использование различных техник, таких как квиллинг и модульное оригами.
Источник
Оксана Бартош
Рабочая программа «Волшебный мир бумаги. Использование нетрадиционных форм работы с бумагой в развитии дошкольников»
Пояснительная записка.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима
(легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа с бумагой —
складывание, вырезание, плетение — не только увлекательна, но и познавательна.
Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Из бумаги можно создать целый мир. Детям очень нравиться творить из бумаги. Существует множество разных направлений бумажного творчества: бумагокручение, квиллинг, торцевание, скручивание салфеток, аппликация и т. п
На занятиях дети знакомятся с искусством бумагопластики. Невозможно
перечислить всех достоинств бумагопластики и моделирования в развитии
ребенка. Бумага как материал, очень доступна, а простота ее обработки
привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами
действий с бумагой: сгибание, складывание, вырезание, надрезание, склеивание, скручивание, прогибание очень увлекает. Работа с бумагой развивает у детей способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Моделирование из бумаги имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Работа с бумагой и моделирование стимулирует развитие памяти, так как ребенок должен запомнить последовательность изготовления изделия. Работа с бумагой совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Программа «Волшебный мир бумаги» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Программа «Волшебный мир бумаги» полностью посвящена работе с бумагой. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т. д.). Любая работа с бумагой — складывание, вырезание, плетение — не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. На занятиях в процессе создания декоративных изделий обучающиеся используют и на практике применяют знания, полученные на школьных уроках по изобразительному искусству, технологии, математике.
Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
Задачи:
Обучающие:
— формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
— отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
— осваивать навыки организации и планирования работы;
Развивающие:
— развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;
— развивать художественный и эстетический вкус;
— развивать аналитическое мышление и самоанализ;
— развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности;
Воспитательные:
— формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество,личностные качества: память, внимательность, аккуратность;
— воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
— создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися;
— прививать культуру труда.
Принципы, лежащие в основе программы:
— доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
— наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
— демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
— научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
— систематичность и последовательность («от простого к сложному»).
Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, воспитание внутренней культуры, приобщение к миру искусства.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству.
Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
В процессе деятельности развивается:
— Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
— Сенсорное восприятие, глазомер;
— Логическое воображение;
— Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;
— Художественные способности и эстетический вкус;
— Способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;
— Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;
— способствует овладению навыками культуры труда, усидчивости и добросовестности, что особенно важно для обучения в школе.
Предлагаемая программа содержит 9 технологических направлений и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». При работе с бумагойобучающиеся знакомятся со следующими техниками:
Оригами — это искусство складывания фигурок из бумаги. Слово «оригами» в переводе с японского — «сложенная бумага«. Сначала оригами занимались только японцы, но сейчас оригами увлекаются и дети, и взрослые, живущие в разных странах.
Аппликация (от латинского слова applicatio — прикладывание) – рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на бумагу или др. материал (объёмная, мозаичная, обрывная).
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.
Плетение из газетных трубочек. Тема плетения – довольно распространена в истории прикладного искусства нашего народа (соломоплетение, лозоплетение, макраме, плетение на коклюшках). Сравнительно «молодым» видом плетения, получившим широкое распространение в последнее десятилетие, стало плетение из газет, которое предоставляет возможность изготовления широкого спектра изделий. Это сундучки, полочки, корзиночки, женские сумочки, а также – легкие изящные цветы, панно, хлебницы, вазочки.
Поделки из салфеток.Салфетки — это универсальный материал для детского творчества: удобный, дешевый, оригинальный. Для изготовления поделок салфетки можно скручивать, мять, загибать, надрывать, красить и так далее. Это позволяет использовать салфетки для реализации самых разнообразных идей и изготовления самых разных видов изделий.
Папье-маше. На фоне остальных видов рукоделия папье-маше выделяется своей универсальностью и оригинальностью. По одному способу изделия изготавливаются посредством послойного наклеивания маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. По второму способу изделия формируются из жидкой бумажной массы.
Поделки из мятой бумаги — это изготовления игрушек из мятой бумаги,
еще один путь самореализации в творческой деятельности, формирования
познавательной и коммуникативной активности.
Бумагопластика — художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги, картона и клея необычайные композиции с эффектом объемного изображения (обычно используется при изготовлении открыток, декоративных панно).
Тематика занятий подбирается с учетом интересов и возможностей обучающихся, возможностей. В ходе освоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Программапозволяет индивидуализировать подход к изготовлению изделий: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность осваивать программу каждому обучающемуся в соответствии с его индивидуальными особенностями, приобщить их к искусству прикладного творчества.
В программе уделено время на изготовление коллективных работ. Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают проблему формирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия. Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки.
Методы,применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
— Словесные (рассказ-объяснение, беседа);
— Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
— Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы,
приобретение навыков).
— При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, презентации.
В результате данной программы дети получают следующие основные
знания и умения:
— познакомятся с видами, свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
— познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
— овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
— научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
— познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, аппликация, объемное конструирование).
— научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах иплоскостных композициях.
— научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ;
Ожидаемые результаты.
Знания:
• Различные приемы работы с бумагой;
• Что такое оригами, квиллинг, аппликация, торцевание; плетение; папье-маше;
• Историю возникновения каждого вида искусства;
• Условные обозначения, принятые в оригами, квиллинге, торцевание;
• Основные базовые формы.
Умения и навыки:
• Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами; ПДД; ППБ.
• Правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш;
• Уметь применять различные приемы работы с бумагой
• Составлять аппликационные композиции из разных материалов;
• Создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
• Соединять детали из бумаги с помощью клея;
• Создать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
• Работать с технологическими и инструкционными картами;
Программа «Волшебный мир бумаги» рассчитана на 5 лет обучения для обучающихся в возрасте 3-7 лет. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу в свободное от образовательной деятельности время.
Источник