Развитие ребенка посредством предметной игровой деятельностью
Алёна Бахметова
Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности дошкольников
(1)Тема: «Развивающая предметно – пространственная среда как средство развития игровой деятельности дошкольников»
(2) «Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребенка…»
В. А. Сухомлинский
Государственном стандарте дошкольного образования – разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, являющейся неотъемлемым компонентом педагогического процесса.
(3) Существуют принципы организации развивающей предметно-пространственной среды:
• Безопасность – в помещении не должно быть опасных предметов: острых, бьющихся, тяжелых, углы должны быть закрыты.
• Доступность – используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным.
• Яркость, привлекательность.
(4) • Постоянство – оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку.
• Свобода выбора.
• Насыщенность – наличие материалов для продуктивных видов деятельности, игрушки, дидактический материал.
(5) Создавая развивающую предметно-пространственную среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
(6) 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
(7) Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить.
Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.
(8) Для большинства детей группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.
Сюжетно-ролевая игра – это та игра, которая помогает воспитывать эти качества у детей.
(9) Сюжетно-ролевая игра теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми.В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли.
Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки. Игра помогает ребенку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения.
(10) В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. При условии разумной организации игра — это школа жизни, школа труда и общения с людьми. Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
(11) Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.
(12) В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности, развивает творческое воображение, необходимое в других видах деятельности. Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.
(13) Не секрет, что развитием ребенка нужно заниматься. Причем не только физическим и интеллектуальным, но и социальным.
(14) Существуют различные сюжеты ролевых игр, которые в детском саду могут проводить с детьми воспитатели, либо в которые дети могут играть самостоятельно.
Игры могут носить чисто импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. Во втором случае руководство игрой осуществляет воспитатель, который раздаст роли, объяснит правила, покажет способы взаимодействия игроков друг с другом. Однако психологи утверждают, что это – далеко не лучший вариант для развития дошкольников.
Основная цель сюжетно – ролевой игры в детском саду — развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свой выбор. Когда дети в сюжетно – ролевой игре исполняют только указания воспитателя, игра превращается в тренировку, которая не способствует ни запоминанию информации, ни общению, ни развлечению ребенка, а значит, не представляют никакой пользы.
(15) «Семья, магазин, больница, аптека, парикмахерская, транспорт» – список игр для детей достаточно большой. Роль воспитателя в проведении сюжетно-ролевой игры должна ограничиваться тем, чтобы подталкивать детей к выбору игр, которые были бы интересны всем, не навязывать им каких бы, то, ни было сценариев и жестких рамок поведения. Важно контролировать, чтобы дети играли по правилам.
(16)Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:
• Организацию совместной деятельностии сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций,
• творческое создание обстановки для игры;
• организация совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых умений и нового содержания;
• создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей.
Для проведения сюжетно – ролевых игр, разработан алгоритм проведения игр.
(17)Этапы педагогической технологии:
1 этап:
Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, — наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).Например: беседы о профессиях, рассматривание иллюстраций, знакомство с художественными произведениями, внесение атрибутов, проведение экскурсий и т. д.
Изготовление атрибутов, декораций для игр, подбор орудий труда; обязательным условием сюжетно-ролевых игр – предметы заместители (коробка с такими предметами, дети выбирают предметы и используют их в игре. Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности детей, привлечение родителей для изготовления атрибутов к играм, костюмов и т. д. Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей.
(18)2 этап:
Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):
• определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
• создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
• совместная игровая деятельность воспитателя и детей.
(19)3 этап:
Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.
(20) Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивы. Если в младшей группе ведущая роль у воспитателя и воспитатель руководит игрой, то в средней группе воспитатель должен начать игру и постепенно предать ее в руки детей и контролировать игру со стороны, в нужный момент включаться в игру. В старшей и подготовительной группе детям можно предлагать игры по выбору с распределением ролей (предоставлять детям самостоятельность, но если у детей возникают затруднения в игре воспитатель не навязчиво предлагает продолжить игру немного изменив сюжет.
Дети играют более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимают в игру воспитателя, даже уступают главные роли, то с возрастом все главные роли они принимают на себя. Наша роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появляются лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются, но дети учатся улаживать их самостоятельно или с помощью воспитателя.
(21)ВЫВОД: Таким образом, развитие игры детей зависит от правильного создания предметно – пространственной среды. Совершенствование творческих навыков и умений, развитие творческого воображения и мышления считается важным достижением работы воспитателя.
Источник
Марина Аверьянова
Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности дошкольников
2 слайд.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, развивающая предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание развивающей предметно-пространственной среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций.
3 слайд.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Развивающая предметно – пространственная среда должна быть:
содержательно-насыщенной
трансформируемой
полифункциональной
доступной
безопасной
вариативной
4слайд.
Так как игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, игровое пространство является самым приоритетным и наиболее интегрированным во все остальные пространства.
При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, способствует формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника.
Все дети, как известно, разные, и каждый ребёнок имеет право на собственный путь развития. Поэтому организация предметно — пространственной среды в нашем детском саду строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов.
Предметно-игровая среда в группах детского сада должна быть организована так, что бы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
5 слайд.
Учитывая, что деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни, в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется подбору игрового оборудования, дидактических игрушек и развивающих пособий.
Я работаю с детьми средней группы.
Создавая предметно-игровую среду в нашей группе, мы учитывали,что: она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную и коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
6 слайд.
В нашей группе предметно-игровая среда организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре.
Специальное место выделено для игротеки, где расположены настольные, дидактические, развивающие и логические игры, направленные на развитие логического мышления. сравнения, классификацию, ориентировку по схеме («Так бывает?»,«Найди ошибку»,«Сравни», «Четвертый лишний»,«Найди отличия») и др.
7 слайд.
Также выделены зоны для сюжетно- ролевых игр – «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Строители», «Пожарники», «Шофёры», «Магазин» и др.
В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья, трудовые («Строители», «Шофёры», общественные (праздники, путешествия).
8 слайд.
Мы постарались сделать центр сюжетно-ролевых игр доступным, используя модульные передвижные ширмы. Они раскладываются при организации игры, а по завершению сворачиваются. Тем самым решается проблема ограниченного пространства группы.
Такие ширмы есть в каждой группе.
Эстетичность оформления, современность материалов вызывают у детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Мы старалась организовать среду так,чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Игровое пространство устроено так, что дети имеют возможность играть как поодиночке, так и в небольшой группе.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной игровой деятельности. Каждый ребенок выбирает игру по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием игрового оборудования, доступностью и удобством размещения материалов.
9 слайд.
Игра и игрушка не отделимы друг от друга. Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Главнейшие из этих требований относятся к возрастной адресованности и соответствию игрушек разным видам игр.В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные, технические, игрушки-орудия труда, игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные.
Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В нашей группе больше мальчиков, поэтому больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет им строить дома, мосты, гаражи не только на столе, но и на полу.
Кроме этого имеются куклы, игрушечная посуда, игрушечные продукты, игрушечные животные для игр и др. Также у нас имеются куклы в костюмах повара, врача, строителя и сопутствующие этим профессиям атрибуты для игр. Весь имеющийся материал активно используется.
С трёх лет дети становятся более требовательными к «похожести» игрушек на реальные вещи. Поэтому важен масштаб игрушек, их соответствие размерам руки ребенка (для таких игрушек, как ложка, тарелка, утюг, телефон и т. п., его росту (кукольная мебель, машины, коляски и т. п.).
Правильно организованная предметно-игровая среда помогает нам создать эмоционально положительную атмосферу в группе, приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
10 слайд.
В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Воспитатель, формируя предметно-игровую среду, руководит игрой, делая ее все более содержательной и организованной, знакомя детей с жизнью и деятельностью взрослых, помогая им организовать игры. Тем самым создается более благоприятная среда для всестороннего развития ребенка.
Важной задачей современного дошкольного образования становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества работы с детьми посредством правильной организации игровой среды, в которой ребенок сможет проявить собственную активность и полностью реализовать себя.
Важнейшей задачей педагогов является оптимизация и организация специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Источник
Гульназ Шайхлисламова
Предметно-развивающая среда как средство развития игровой деятельности дошкольников
Игра — это ведущий вид деятельности дошкольника и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру.
Модернизация современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему игры и организацию игровой деятельности детей дошкольного возраста. Концепция дошкольного воспитания определяет игру как самоценную деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу. В концепции дошкольного воспитания игра понимается как своеобразная деятельность детей, в которой они свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом. Но возможным это может быть только в случае сохранения за игрой позиции ведущей деятельности детей дошкольного возраста, ведь именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Сегодня личностно-ориентированная модель образования предполагает создание единого игрового пространства с целью познания ребенком ценностей культуры, воспитания эмоций и чувств, красоты, добра в процессе сопереживания и сопричастности к тому, что является объектом учения. Поэтому одним из важных механизмов развития дошкольных образовательных учреждений является создание условий для осуществления совместной игровой деятельности воспитанников и педагогов в рамках единого игрового пространства. Такой подход позволяет реализовать педагогические инновации в области проектирования и разработки игровой деятельности в условиях ДОУ.
Само понятие «развивающая предметная среда детства» было введено нами в лексикон педагога и дизайнера после 1988 года. Исследования в этой области были начаты значительно раньше — вскоре после создания в 1960 году НИИ дошкольного воспитания. К 1968 году здесь были созданы системы развивающих игрушек и дидактических пособий, направленных на формирование первоначальной культуры мышления детей раннего (С. Л. Новоселова) и дошкольного (Н. Н. Поддьяков) возрастов.
В методических рекомендациях С. Л. Новоселовой приводится следующая терминология.
Среда – предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
В исследованиях В. А. Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».
Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.
Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т. е. разностороннее развитие и воспитание.
Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей,посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков больше, чем девочек, — среда должна быть иной, чем там где девочек больше.
Развивающая предметная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы.
Оборудование детских помещений позволяет реализовать организацию воспитания ребенка раннего возраста на научной основе по следующим принципам:
1. Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития
Оборудование группы мебелью и пособиями должно отвечать задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.
2. Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества
Интерьер группы должен быть рассчитан на одновременное присутствие 10–15 детей младенческого, раннего возраста. При этом должны быть учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом.
3. Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания
Оборудование группы должно способствовать соблюдению условий жизни малышей, входящих в одну группу, но живущих по разным режимам соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Способствовать методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом.
4. Принцип надежности и безопасности
Интерьер группы должен включать предметы мебели и оборудования,конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т. п.
5. Принцип гигиенического соответствия
Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформироваться.
6. Принцип эргонометрического соответствия
Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения России для детей первых лет жизни. Современные, новые конструкции изделий, а также образцы зарубежного производства должны соответствовать эргонометрическим возрастным показателям, утвержденным в качестве государственного стандарта.
7. Принцип вариативности.
Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта. В их конструкции должен быть заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.
8. Принцип гарнитуры
Необходимо комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещения.
9. Принцип рациональности
Оборудование и мебель должны быть выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 10–15 детей раннего возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, должно быть рационально расположено для работающего взрослого.
10. Принцип складирования
Оборудование должно быть легким в использовании, с одной стороны – обладать устойчивостью, с другой –мобильностью: в случае перемещения должно иметь держатели или какие-либо устройства, которые позволяли бы стационарно фиксировать предмет к стене, к какой-либо поверхности и в случае необходимости легко открепляться и перемещаться.
Все части гарнитурного комплекта должны хорошо складироваться в случае переезда или перемещения из группы в группу.
11. Принцип «общего» и «единичного» в подборе и использовании
При разработке интерьера групп раннего возраста обслуживающий персонал может использовать иностранные образцы изделий или образцы фабрик местного производства, т. е. осуществлять как бы «частный» подбор оборудования. Допустимы творческие разработки практического характера, различные усовершенствования изделий, поиск их оригинального использования, т. е. то, что делает неповторимым интерьер отдельной группы или детского учреждения в целом.
12. Принцип возрастного и гендерного соответствия.
Подвижные игры дают большую возможность для благоприятного воздействия на здоровье и физическое развитие детей. Подвижные игры дают большую возможность для развития у детей ловкости, быстроты движений, находчивости, сообразительности и побуждают детей быть деятельными, действовать согласованно, дружно, подчиняясь понятным правилам. Свободная деятельность является для детей доступной, дает возможность каждому поступать сообразно своим возможностям.
Театрализованная деятельность помогает воспитать творческую и гармоничную личность, является одним из самых эффективных методов обучения и развития творческих способностей у детей.
Сюжетно-ролевые игры — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми.Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Литература:
1. С. Л. новоселова «развивающая предметная среда», методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах,москва – 2001г.
2. Предметно-развивающая среда: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Автор-составитель Л. А. Пасекова. – СПб.: Астерион, 2012. – 24 с.
Источник