Развитие ребенка после трех уже поздно
Масару Ибука не врач, не психолог и не педагог. Он прославился в другой отрасли. Это один из основателей корпорации Sony. Но это не мешало ему на протяжении многих лет изучать детскую психологию. И в результате он издал настольную книгу многих мам по всему миру — «После трех уже поздно».
Сегодня мы разберем основные принципы воспитания, о которых говорит автор.
Деток до 3-х лет можно научить практически всему.
Очень важно именно в этот период заложить фундамент для дальнейшего развития. В этом возрасте мозг можно сравнить с компьютером.
Исследования ученых зафиксировали, что к 3 годам развитие клеток головного мозга завершено на 80%.
Родители должны учить свое чадо не для того, чтобы он поступил в престижную школу или стал великим музыкантом. Важно раскрыть потенциал, чтобы он был счастлив.
И первое на что автор обращает внимание – это детская комната. Никаких белых стен и полной тишины. Обои подбираем цветные, одеяла яркие, на потолке можно приклеить солнце или звезды, в общем, больше «стимулирующих» атрибутов.
А теперь переходим к принципам:
1. Закладываем базу для будущих знаний – учим сравнивать, оценивать, мыслить и рассуждать.
2. От родителей требуется главное – регулярно заниматься. Хотя бы по часу в день. Это может быть и совместное чтение, и прослушивание классических произведений, и игры на мелкую моторику.
3. Не сюсюкаемся. Четко и внятно проговариваем все слова.
4. Цель данной методики – мы не растим вундеркинда, а воспитываем счастливую личность, которая в перспективе достигнет высот.
5. Не игнорируем отрицательные эмоции – наша задача понять, что расстроило кроху и устранить причину.
6. Доброжелательная атмосфера в семье. Гораздо больше пользы будет для всех, когда мама в хорошем настроении приступает к занятиям. И старайтесь при ребенке не ссориться с мужем. Дети не настолько глупы, как кажутся, они все понимают.
7. Немаловажный пункт – тесный контакт. Это не капризы, а потребность, особенно для деток первого года жизни. Объятия и посиделки на руках дают ощущение защищенности, а это поможет ему в будущем стать сильной и уверенной личностью.
8. Обязательное присутствие в жизни бабушек и дедушек – это и связь поколений, и их опыт, культура.
9. Малыши в таком возрасте не понимают, что для них есть непосильная задача. Поэтому дайте ему возможность попробовать что-либо сделать, не решайте это за него. Не навязывайте ему свои взгляды.
10. Не переживайте, что вы «перенасытите» юного ученика, это просто невозможно! Просто в тот момент, когда ребенку надоест, он перестанет воспринимать информацию.
11. Проявляйте ласку и заботу, но в то же время будьте строги. По мере взросления «отпускайте поводок», не игнорируйте желание, не подавляйте его выбор и волю – этим вы только подорвете веру в себя.
12. И не забывайте, что мы работаем не на результат, а на получение удовольствия от самого процесса. Обучая малыша, как правильно играть с игрушкой, мы убиваем в нем желание играть вообще.
А как вы относитесь к данной методике? Поделитесь с нами в комментариях.
Мы очень хотим быть лучше для Вас! Повлияйте на развитие канала — Пожалуйста, поставьте лайк или сделайте репост, если действительно понравилась статья. Так мы видим, в какую сторону двигаться.
Спасибо за то, что Вы с нами :)!
Источник
Фото из книги Ибука Масару «После трех уже поздно» издательства «Альпина нон-фикшн»
В настоящее время в обществе сложилось ошибочное мнение о раннем развитии, основанное на устаревших работах. В их числе популярная книга Ибука Масару «После трех уже поздно». Несмотря, на все большее количество публикаций о вреде раннего развития, родители торопятся вложить в ребенка как можно больше знаний до закрытия окна развития в трехлетнем возрасте.
- После трех не поздно. Ошибочные выводы 60-х годов;
- О вреде раннего чтения с научной точки зрения;
- Комментарии об эффективности методики Гленна Домана;
- Завершение.
После трех уже поздно — ошибочные выводы 60-х годов!
В 60-х годах ряд научных деятелей сделали ошибочные выводы о том, что у человеческого мозга после 4-6 лет закрываются определенные возможности в развитии. Согласно этой теории для максимального развития потенциала ребенка рекомендовалось с рождения до трех лет обеспечивать непрерывный поток разнообразной информации в больших объемах. В том числе рекомендовалась подача несвоевременной информации, которую ребенок не в силах осмыслить. По учениям 60-х эта информация тоже усваивалась и впоследствии могла быть использована. Именно об этой теории писал Ибука Масару в своей книге «После трех уже поздно».
Я предлагаю вам изучить мнение современной возрастной физиологии. Для знакомства с этим мнением я приведу выдержки из выступлений Марьяны Михайловны Безруких — профессора, академика, психолога, доктора биологических наук, главы Института возрастной физиологии Российской Академии Образования. Обратите внимание, она не рядовой специалист, который имеет свою личную точку зрения по вопросу развития. Её мнение совпадает с официальной точкой зрения науки Физиология.
Краткое разъяснение для мам о мифе «После 3-х уже поздно»:
Текст видеоролика для тех, кто не любит видеоформат: показать скрытый текст
Научное обоснование (выдержка из доклада «Современный дошкольник Мифы и реалии развития»):
Текст с выдержками из доклада в опровержение теории «После 3 уже поздно»: показать скрытый текст
После трех уже поздно? | Раннее чтение
Еще один миф который развенчивает М.М. Безруких — раннее чтение:
«Я хотела бы вам доказать, что формирование навыков письма и чтения в 3-4 года, когда мы сегодня начинаем от ребенка это требовать, и создаёт систему неадекватных требований…»
Вырезка о вреде несвоевременного чтения из доклада «Современный дошкольник Мифы и реалии развития Безруких М.М.»:
Текст видеоролика о вреде раннего чтения, для тех, кто не любит видеоформат: показать скрытый текст
По мнению Безруких только 20% детей в 4 года имеют зрительную дифференцировку для чтения. Обратите внимание, что специалисты всегда ведут речь о полном возрасте. Т.е. в данном случае имеются ввиду дети, котором уже исполнилось 4 года.
После трех уже поздно |методика Гленна Домана (комментарий М.М. Безруких об эффективности)
Ответ на вопрос о методике Гленна Домана:
Текст видеоролика для тех, кто не любит видеоформат: показать скрытый текст
О нецелесообразности методики Гленна Домана Вы можете изучить отдельную статью, мнение которой полностью совпадает с мнением Безруких М.М. В ней также приведены комментарии о неэффективности методики от других специалистов по развитию.
В завершение
Фото из книги Ибука Масару «После трех уже поздно» издательства «Альпина нон-фикшн»
Учитывая негативные комментарии к предыдущим статьям о вреде раннего развития, прошу воспринимать информацию буквально, не домысливать несуществующего и не бросаться из крайностей в крайность. Развивать детей обязательно надо, но важно грамотно походить к выбору методик развития и их элементов.
Безруких М.М. во многих своих докладах рекомендует книгу о развитии Водовозовой Е.Н. (1844-1923) «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста». Что примечательно, впервые эта книга издавалась еще в 1871 году! В ней описывается развитие принципов воспитания в России начиная с XVI в., рассматривается реализация в России западных идеалов воспитания, основные принципы нравственного воспитания и воспитания ума. Для нашего времени книга необычна и привлекательна своим стилем изложения. Предлагаю конспект наиболее важных моментов книги.
Видеоматериалы рассмотренные в этой статье сняты еще в 2012 году, но стремление мам научить читать с пеленок все еще продолжается. Это происходит с подачи рекламы производителей развивающих товаров. В свою очередь, ваши репосты в соцсетях помогут узнать другим мамам о вреде преждевременного развития и его неэффективности:
Если вам понравился материал, Вы можете подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группе ВКонтакте.
Ссылки по теме:
Источник
Книга Масару ИБУКА «После трех уже поздно» стала настоящей иконой для родителей, стремящихся развивать детей с пеленок. Книга формулирует основные постулаты раннего развития, призывая начать заботиться об интеллектуальном развитии детей с самого момента их рождения и даже раньше. Масару ИБУКА утверждает:
- ЛЮБОЙ ребенок, если дать ему то, что нужно и когда нужно, вырастет смышленым и будет иметь твердый характер.
- На развитие ребенка, его возможности и способности влияют люди и окружающая его среда.
- Невмешательство в развитие ребенка в раннем возрасте, неуважение его воли — большая ошибка!
- 3 года — возраст, когда мозг ребенка достигает 80% своего взрослого потенциала. И первые 3 года критичны для развития ребенка.
В книге автор сформулировал 25 самых важных принципов воспитания ребенка. А вы согласны с ним и готовы применять в своей ежедневной жизни?
- Чаще берите ребенка на руки. Тактильное общение играет большую роль в умственном развитии ребенка.
- Разрешайте ребенку спать в вашей постели. Совместный сон оказывает развивающее воздействие на ребенка.
- Не сюсюкайтесь. Разговаривайте с ребенком на взрослом языке с самого рождения.
- Занимайтесь с ребенком каждый день. Ведь даже 1 занятие в день приводит к удивительным результатам.
- Не ссорьтесь при ребенке. Ваш ребенок очень тонко чувствует негатив и тревогу.
- Поощряйте желание ребенка общаться с другими детьми. Это отлично стимулирует ум ребенка, соревновательность, стремление быть первым.
- Ребенку нужна не только мама, но и ПАПА. Не должно быть никаких ограничений в общении между папой и ребенком.
- Не запрещайте ребенку отстаивать свои интересы и даже ссориться. Ссоры развивают навык общения.
- Хвалите и наказывайте аккуратно. Хвалите за дело, особенно мальчиков, наказывайте редко.
- Не навязывайте ребенку свои ХОРОШО и ПЛОХО. Пусть ребенок сам наберется жизненного опыта с вашей помощью и со временем сам начнет это различать.
- Побуждайте и поддерживайте интерес ребенка к чему-либо. Создайте для этого необходимые условия.
- Повторяйте пройденный материал. Это формирует правильные схемы в мозгу ребенка.
- Не считайте детские фантазии глупыми. Способность мечтать и фантазировать формирует творческий потенциал ребенка.
- Заучивайте стихи. Это тренирует память.
- Окружите ребенка лучшими проявлениями человечества. Слушайте классическую музыку, показывайте произведения искусства, читайте художественную литературу.
- Не ограничивайте ребенка. Все, что делает ребенок руками, развивает его интеллект и творческие задатки.
- Стимулируйте проявление нестандартного мышления у ребенка. Стандарты воспитывают стандартного человека.
- Не покупайте ребенку все, что он просит. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка, в последствии ему будет сложно учиться.
- Развивайте тактильные ощущения. Предлагайте ребенку потрогать предметы из разных материалов — мягкие и твердые, тяжелые и легкие, гладкие и шершавые, и т.п.
- Предлагайте ребенку игрушки из деталей. Ребенок испытает огромную радость от того, что смог собрать ее сам. В эпоху готовых игрушек это большая редкость.
- Развивайте мелкую моторику ребенка — лепкой, аппликацией, вырезанием и складыванием фигур. Как известно, «ум ребенка — на кончиках его пальцев».
- Ходите с ребенком. Ходьба очень полезна, ведь во время ходьбы задействовано 400 мышц тела из 639.
- Не ждите от работы ребенка результата. Ведь для ребенка важен процесс, а не результат. Пусть трудится столько, сколь ему это интересно.
- Не насилуйте волю малыша. Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя.
- Не относитесь к ребенку как к своей собственности. Это не так. Кроме того, это может стать причиной неверия в свои силы.
Была ли эта информация полезной?
ДаНет
Источник
В настоящее время в обществе сложилось ошибочное мнение о раннем развитии, основанное на устаревших работах. В их числе популярная книга Ибука Масару «После трех уже поздно». Несмотря на все большее количество публикаций о вреде раннего развития, родители торопятся вложить в ребенка как можно больше знаний до закрытия окна развития в трехлетнем возрасте.
В 60-х годах ряд научных деятелей сделали ошибочные выводы о том, что у человеческого мозга после 4-6 лет закрываются определенные возможности в развитии. Согласно этой теории для максимального развития потенциала ребенка рекомендовалось с рождения до трех лет обеспечивать непрерывный поток разнообразной информации в больших объемах. В том числе рекомендовалась подача несвоевременной информации, которую ребенок не в силах осмыслить. По учениям 60-х эта информация тоже усваивалась и впоследствии могла быть использована. Именно об этой теории писал Ибука Масару в своей книге «После трех уже поздно».
Я предлагаю вам изучить мнение современной возрастной физиологии. Для знакомства с этим мнением я приведу выдержки из выступлений Марьяны Михайловны Безруких — профессора, академика, психолога, доктора биологических наук, главы Института возрастной физиологии Российской Академии Образования. Обратите внимание, она не рядовой специалист, который имеет свою личную точку зрения по вопросу развития. Её мнение совпадает с официальной точкой зрения науки Физиология.
Краткое разъяснение для мам о мифе «После 3-х уже поздно»:
«Окно развития после трех лет не закрывается. Для правильного развития необходима обогащенная среда. Ребенку необходимо активное общение со взрослым в системе адекватных требований. Требования должны быть соразмерны возрасту:
Например, от года до двух актуальные задачи это — развитие речи и движений. (Обратите внимание, что конструирование в 2 года еще рано. А это еще один популярный пунктик в раннем развитии). В три-четыре года это — движение, речь, коммуникация, эмоции (социализация).»
Научное обоснование (выдержка из доклада «Современный дошкольник Мифы и реалии развития»):
«Последние десятилетия мы очень активно ведем исследования функционального и когнитивного развития ребенка. Нам было очень важно понять какой ребенок приходит в первый класс. Нам важно было понять с чего начинаются факторы риска обучения и дезадаптации. Одни и те же трудности чтения и письма могут иметь различные причины. На данный момент завершается большое исследование детей 6-7 лет. Включено более 60 000 детей. Аналогов такого масштабного исследования нам не известно.»
Основные проблемы детей, собирающихся в первый класс:
- Сверхраннее образование. Мы еще не поняли насколько порочной может быть практика, когда трехлетнего ребенка заставляют читать и писать.
- Неадекватные требования взрослых. От ребенка требуют то, чего он не может — умения читать и писать. Данный фактор является тормозящими функциональное развитие мозга
- Ограниченные контакты со сверстниками. Ребенок общающийся только с мамой и бабушкой не может полноценно развиваться. Исчезла культура двора со спонтанным общением. Происходит замена общения со взрослыми техническими гаджетами. Только 10% родителей читают детям книги, остальные предпочитают включить аудиокнигу или мультфильм.
- Исчезновение игры, как ведущего типа деятельности.
«Есть мнение, что современные дошкольники больше знают, умнее своих сверстников 20-30-летней давности. Исследование, проводимое последние 20 лет, показывает, что это не так. То, что определяет произвольную регуляцию деятельность, то что является основой деятельности не сформировано у 60 % детей! Общий запас сведений и знаний, это то чему уделяется очень больше внимание, это то что мы сегодня «дрессируем» очень рано. В этом отношении проблем меньше, но при несформированной произвольности никакой запас сведений и знаний длительного эффекта не дает. Это те дети, которые приходят в школу читающими, считающими, пересказывающими энциклопедии наизусть, но, к сожалению, уже к концу первого полугодия у них большой комплекс проблем. Причем проблемы нарастают, как снежный ком. У 40-60% детей страдает организация внимания. Функция селективного внимания формируется до 8-9 лет, это то без чего эффективное чтение и письмо невозможно. Память, речь, это то что нас огорчает очень сильно. Несформированность речи до 60% детей.
Ограничение контактов, исчезновение игры, как ведущего типа деятельности, технические средства. Моторное развитие, зрительное восприятие, зрительная память — это те функции, которые должны обеспечить эффективное формирование базовых учебных навыков — письма и чтения. У нас значительная часть детей не может освоить эти навыки без трудностей. По сравнению с 2005 годом ситуации не улучшилась. На тот момент не было провалов памяти.
Существует миф о том, что окно развития мозга закрывается в 4-6 лет. Концепция «закрытого окна» 60-ых годов. С тех пор возрастная физиология сделала огромный шаг в понимании механизмов функционирования и механизмах, обеспечивающих когнитивные процессы».
Данный миф позволяет развенчать наглядные данные возрастных изменений нейронной организации коры головного мозга:
Сенсомоторная кора созревает очень рано. Срез сенсомоторной коры головного мозга в 3 года разительно отличается от 8 лет. В 3 года это практически единичные нейроны. Практически нет горизонтальных связей. А что такое организация деятельности без горизонтальных связей?
Но заканчивается ли развитие в 8 лет? Не заканчивается! Если мы посмотрим на изображения фронтальной ассоциативной коры (область, развивающаяся позже всего) в 6 и в 19 лет, то увидим, что в 6 лет слабое развитие. И даже в 19 лет не заканчиваются возможности создания связей.
«…Новые связи образуются в любом возрасте до глубокой старости. Нет ситуаций, когда не образуются новых связей! Но ситуация должна быть новой и нестандартной и поэтому в любом возрасте. Даже после инсульта больных поднимают уже на второй день больных, поднимают для формирования новых нейронных путей, и они формируются. 10 лет назад произвел фурор доклад на конгрессе нейрофизиологов о восстановлении деятельности за счет формирования принципиально новых нейронных путей. Тогда это было открытием. На данный момент мы это уже знаем и поэтому говорить о том, что окно развития ребенка закрывается в 4-6 лет закрывается и требовать от ребенка того, что он еще не может не имеет оснований».
Почему вредно читать «раньше, чем ходить»
Еще один миф который развенчивает М.М. Безруких — раннее чтение:
«Я хотела бы вам доказать, что формирование навыков письма и чтения в 3-4 года, когда мы сегодня начинаем от ребенка это требовать, и создаёт систему неадекватных требований…»
Вырезка о вреде несвоевременного чтения из доклада «Современный дошкольник Мифы и реалии развития Безруких М.М.»:
…Только в 6-7 лет возможна эффективная зрительная дифференцировка (умение различать зрительные образы букв). Строго говоря, мы должны были бы начинать обучение чтению не раньше этого возраста и в соответствии со всеми документами ребенка до школы не должны учить читать и писать. То, что происходит сегодня происходит при нашем попустительстве. Педагоги недостаточно учитывают данные психологии, нейрофизиологии, которые должны учитывать при составлении методик.»С помощью специального оборудования произведена запись движения глаз детей при чтении. Точки на графике — это фиксация на слове. Диаметр точки — время фиксации.
Это чтение хорошо читающего ребенка. И мы видим, что фиксируется внимание на слове. К 4-ому классу чтение становится экономным и эффективными. Но это далеко не у всех так.
Посмотрите на следующий пример. Мы попытались разобраться, что это за ребенок. Потому что у нас есть индивидуальные данные на всех изучаемых детей. Это ребенок которого учили читать с трех лет. Точно также читает ребенок в первом классе.
«Раннее и сверхраннее чтение формирует неадекватный механизм, при котором либо целостное восприятие нескольких букв в взгляд убегает, а затем возвращается. Даже появился термин — угадывающее чтение. Во втором варианте была затруднена зрительная дифференцировка. Вы видите фиксация на каждой букве, даже не на слоге. Вы видите какое количество возвратных движений, регрессов. Что очень затрудняет замедляет и делает процесс чтения бессмысленным. Понять смысл при таком чтении не возможно! Поэтому мы стараемся убедить воспитателей и педагогов. Мы считаем, что разработка сегодняшних методик подготовки ребенка к школе должна проходить существенную психологическую экспертизу».
По мнению Безруких только 20% детей в 4 года имеют зрительную дифференцировку для чтения. Обратите внимание, что специалисты всегда ведут речь о полном возрасте. Т.е. в данном случае имеются ввиду дети, котором уже исполнилось 4 года.
Что плохого в методике Глена Домана?
«Работы Домана — работы по интенсивной дрессировки ребенка. К сожалению, у Домана не прослежено дальнейшее развитие. Мы знаем ситуацию, что если показывать ребенку три картинки (Моне, Шишкин, Пикассо, Моне, Шишкин, Пикассо, Моне, Шишкин, Пикассо …), то произойдёт запоминание. Простите, но так даже обезьянка начнет нажимать на кнопку, чтобы получить банан.
На самом деле, Доман не настаивал на дрессировке карточками. Все, кто интересуется, почитайте его работы и узнаете, что он считал важным акцентом развития ребенка — движение и речь. Ребенку без разницы, что вы показываете лес или елочки. Он прочтет «лес». Это не чтение. Это квазичтение (ложное, мнимое чтение). Те психо-физиологические механизмы, которые либо обеспеч
чем больше мы смотрим, чем больше к ней обращаемся, тем лучше мы её знаем. При этом мы механически запоминаем. Наличие ассоциаций дает эмоции, от этого мы запоминаем лучше.
Но во всех популярных книгах Домана описывается ситуация с мамами, которые не имеют права на собственную жизнь, ни одного часа в течение суток. Они с утра до ночи заняты этим процессом. Это было в США в 60-ые годы прошлого века, когда брошюра «Сделайте своего ребенка гениальным» продавалась за 1 доллар. Это прошло в Америке, но пришло к нам. И сегодня у нас продают такие же карточки с рефреном «раньше читать, чем ходить».
Обо всем вышесказанном
Учитывая негативные комментарии к предыдущим статьям о вреде раннего развития, прошу воспринимать информацию буквально, не домысливать несуществующего и не бросаться из крайностей в крайность. Развивать детей обязательно надо, но важно грамотно походить к выбору методик развития и их элементов.
Видеоматериалы, рассмотренные в этой статье, сняты еще в 2012 году, но стремление мам научить читать с пеленок все еще продолжается. Это происходит с подачи рекламы производителей развивающих товаров.
Источник