Развитие ребенка после рождения интересы и склонности
Изучаем склонности, интересы и способности ребенка
Инструкция:
Для того чтобы предоставить Вам совет и конкретные рекомендации относительно развития способностей Вашего ребенка, нужно знать его склонности и интересы. Предлагаем Вам 36 вопросов. Подумайте и дайте ответ на каждое из них, стремясь не завышать и не занижать возможности ребенка.
На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственное имя и фамилию. Ответы помещайте в клеточках, номера которых соответствуют номерам вопросов.
Если то, о чем идет речь в вопросе, не свойственно вашему ребенку, необходимо поставить в соответствующей клетке «-», если свойственно, но не ярко выражено — «+»; если же качество выражено ярко, и этим ребенок заметно отличается от своих одногодков — «++».
Утверждения о ребенке:
1. Хорошо рассуждает, четко мыслит.
2. Новые знания усваивает очень быстро, и все схватывает на лету.
3. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.
4. Другие дети выбирают ребенка как партнера в играх и на занятиях.
5. Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за рисованием и лепкой.
6. Энергичный ребенок, нуждающийся в большом количестве физических движений.
7. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, а также между причиной и следствием.
8. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много время на повторение того, что нужно запомнить.
9. Очень восприимчивый, наблюдательный, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
10. Сохраняет уверенность в обществе посторонних людей.
11. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, чувственно реагирует на характер и настроение музыки.
12. Любит принимать участие в спортивных играх и соревнованиях.
13. Умеет хорошо выражать свои мысли, имеет богатый словарный запас.
14. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его однолетки не знают и не догадываются.
15. Пластичный, открытый всему новому, «не зацикливается» на старом. Любит применять новые способы решения жизненных заданий, не любит уже испытанные варианты, не боится делать новые попытки, всегда стремится проверить новую идею.
16. Часто руководит играми и занятиями других детей.
17. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится задумчивым и очень серьезным, когда рассматривает красивую картину, необычную скульптуру, искусно сделанную вещь, слушает музыку.
18. Физически развит лучше одногодок, имеет хорошую координацию движений.
19. Наблюдательный, любит анализировать события и явления.
20. Любит читать (или когда ему читают) книги, которые обычно читают старшие по возрасту дети.
21. Изобретательный в выборе и использовании разных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и тому подобное).
22. Легко общается с детьми и взрослыми.
23. Через пение и музыку выражает свое настроение и состояние.
24. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
25. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
26. Часто ставит вопрос о происхождении и функциях предметов, обнаруживает большую любознательность и исключительные способности к классификации
27. Способен «с головой» погрузиться в занятие, которое его интересует
28. Инициативен в общении с однолетками.
29. Рассказывая, выбирает такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и ощущения.
30. Предпочитает в свободное временя подвижные игры (хоккей, футбол и тому подобное).
31. Проявляет ярко выраженную разностороннюю любознательность.
32. Часто применяет математические навыки и понятия в занятиях, которые не касаются математики. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
33. Применяет разные подходы к решению одной и той же проблемы.
34. Склонен брать ответственность на себя, что не характерно для его возраста.
35. Легко входит в роль какого-либо персонажа.
36. Бегает быстрее всех в группе или классе.
Бланк для ответов
Фамилия, имя ребенка______________________________« »__________200_ г.
Фамилия и имя взрослого______________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
Подсчет результатов:
Вопросы составлены согласно делению способностей ребенка на шесть сфер:
Ø интеллект
Ø академические (учебные) достижения
Ø творческое мышление
Ø лидерство и общительность
Ø художественные способности
Ø двигательная активность
В бланке для ответов подсчитайте количество плюсов и минусов в каждой вертикальной колонке. Плюс и минус взаимно нейтрализуются. Количество плюсов (минусов) говорит о степени выраженности той или другой направленности.
Источник
Раиса Дудоладова
Детские интересы: как их развивать
Детские интересы, как их развивать.
Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если говорить, что у ребёнка нет никаких интересов, то это значит, пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит от взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребёнка на предметы и явления окружающего, которые бы захватили его ум и воображение.
Что такое интерес?
Интерес – это важнейший стимул к расширению кругозора ребёнка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребёнка – мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. То, что увлекает, заставляет размышлять, сосредоточиться, легче запоминается, вызывает чувства (удивление, удовольствия, страха, негодования, тревоги и т. д.)
Подчёркивая значение интереса в развитии ребёнка, замечательный врач и педагог Е. А.Аркин говорил: «Если личность воспитателя, благодаря подражательности и внушаемости ребёнка, следует признать одним из могущественных факторов воспитания, то одним из надёжнейших орудий в его руках является интерес».(1)
Как возникают у детей интересы?
Пока ребёнок мал, ещё нельзя говорить о том, что у него имеются какие – либо интересы. Чаще всего это не интерес как таковой, а лишь заинтересованность предметами и действия с ними. Например, яркая движущаяся игрушка издающая звук, которую можно потрогать, подержать, рассмотреть. Его увлекает простое манипулирование с предметом, и он может многократно и довольно долго повторять одни и те же действия, например катать паровоз, насыпать и высыпать песок, переливать воду и т. п. Ребёнка пока занимает лишь сам процесс действий. Копирование того, что он видит и слышит.В силу большой подражательности он переносит полученные впечатления в свою деятельность: увидел, понравилось – дай попробую!
По мере роста ребёнка меняется и характер его интересов: они становятся устойчивее, осмысленнее. У детей среднего и старшего возраста при правильном воспитании формируются произвольные, целенаправленные интересы, которые способствуют проявлению волевого усилия, преодолению трудностей в достижении цели.
Я «прививаю» интерес к вещам (наиболее близким и понятным – одежда, мебель, посуда, игрушки ит. д., их назначению, знакомлю с материалами и их свойствами, развиваю интерес к миру природы (живой и неживой) и её явлениям, к миру людей (детский сад, школа,улица: родной город, Родина и её лучшие люди, народы, населяющие нашу страну, к миру искусства (литература, живопись, архитектура ит. п.)
Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, я учу детей смотреть и видеть. Привлекая их внимание к окружающей жизни. Развивая у детей наблюдательность, я одновременно содействую и развитию детских интересов. И занятия, и экскурсии, и игры, и труд людей, и правильно организованная повседневная жизнь способствуют развитию детских интересов.
На прогулке видим полянку всю зелёную, а в следующий день она усыпана жёлтыми одуванчиками. Через несколько дней эта полянка словно снегом припудрена. Ребята рассматривают лёгкие, круглые, словно мыльные пузыри, головки одуванчиков. А через некоторое время чудесная полянка снова преподносит сюрприз…
— Куда же пропали одуванчики? – спрашивают ребята.
-А ну подумайте хорошенько, куда они исчезли? Догадаться не трудно, надо просто поразмыслить, — говорю им я.
И ребята самостоятельно приходят к выводу: ветер разнёс белый пушок.
Формируя интерес к миру природы, я одновременно воспитываю у них бережное отношение ко всему живому, к растениям, природным богатствам родного края. Я не только учу детей видеть красоту природы и наслаждаться ею, но и приучаю оберегать её. Ведь красота и богатство родной природы зависят от бережного обращения с ней.
Формирую интерес к явлениям общественной жизни, использую с этой целью детскую художественную литературу, прогулки и экскурсии, беседы о событиях современности, о людях труда и их отношениях, об исторических местах родного города и т. д.
Я стараюсь подводить детей к преодолению трудностей через интерес. Завершить начатое, добиться выполнение задуманного для ребёнка дошкольного возраста нелегко. Трудно потому, что это всегда связано с проявлением воли, которая у него ещё недостаточно развита. В таких случаях я поддерживаю ребёнка, оказав ему необходимую помощь и словом, и делом. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел трудность, довёл дело до конца.
Находясь в обществе сверстников, дети учатся добиваться, уступать, ждать, отказываться, следовать общим требованиям. Всё это связано с умением тормозить свои желания. Воля как раз и заключается не только в том, чтобы пожелать и выполнить, но и в умении отказаться от своего желания. А. С.Макаренко писал: «Если…ребёнок упражняется только в том, что он свои желания приводит в исполнение, и не упражняется в тормозе, у него не будет большой воли»(6)
При формировании интересов я осуществляю и индивидуальный подход к детям. Так, например, один тянется к книгам, и его можно чаще видеть в книжном уголке, другой – к строительным играм, третий любит рисовать, четвёртый (не дождется, когда будет музыкальное занятие, и т. д.
Володю всегда можно видеть за конструктором. Здесь его фантазия неисчерпаема.И чего он только не сооружает: самолёты, подъёмный кран, грузовики! Он знает марки машин, названия самолётов, но вот к книгам равнодушен. Я его ни разу не видела с книгой, хотя чтение он слушает внимательно. Чтобы создать у мальчика желание заглядывать в уголок книги, я решила поместить туда журналы с иллюстрациями машин, самолётов. После этого я стала чаще видеть Володю в уголке книги. Он увлекательно рассказывал своим товарищам о самолётах, машинах.
Серёжу я привлекаю что – то рассмотреть, понаблюдать, стараюсь лишний раз расспросить его о том, что видел, что подметил.
— Серёжа, ты не заметил, когда шёл в детский сад, прилетели ли птицы в нашу кормушку? Когда пойдём на прогулку, напомни мне, пожалуйста, чтобы мы не забыли взять корм для них.
У мальчика постепенно развивается наблюдательность, теперь он замечает то, чего раньше не способен бал увидеть. Это содействует пробуждению устойчивого интереса к природе.
Благодаря целенаправленному влиянию воспитателя у ребёнка постепенно формируется устойчивый интерес, который затем расширяется и направляет его деятельность и поведение.
Список литературы
1. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. М., 1948, с. 87
2. Буркова Л. Воспитываем почемучек. // Дошкольное воспитание. — 1993.-№1
3. Дусавицкий А. К. Воспитывая интерес. — М.: Знание, 1984.
4. Корчак Я. Как любить детей. М. ,1968.
5. Ладывир С. О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей // Дошкольное воспитание. — 2004.- №5
6. Макаренко А. С. Избр. Соч., т. 2,с101.
7. Сорокина А. И. Умственное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1975.
Источник
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.
Способности, склонности и задатки
Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.
Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название «склонности». Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.
На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности детей дошкольного возраста важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.
Задатки художника
Творческие способности детей проявляются раньше других. Будущие художники с 3-5 лет:
- подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией;
- передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
- не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы;
- замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
- мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).
Таких малышей важно приобщать к совместному творчеству, устраивать домашние выставки. Обязательно посетите музей изобразительных искусств, покажите ребенку репродукции знаменитых картин. Обращайте его внимание, как с помощью определенных красок или мазков художник добился нужного эффекта.
Музыкальный дар
Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:
- эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
- узнают песню по первым нотам;
- легко воспроизводят услышанную мелодию;
- сами сочиняют простые песенки;
- любят играть с музыкальными инструментами.
Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.
Артистические данные
Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку. Вашему малышу близка эта стезя, если он:
- любит выступать перед публикой;
- очень эмоционален;
- выразительно жестикулирует;
- подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос;
- рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.
Творческие способности детей дошкольного возраста проявляются ярко всего в 10-15% случаев. Возможно, ваш ребенок пробует себя в разных областях. Задача родителей заключается в заботе о гармоничном развитии малыша. Знакомство с классической музыкой, занятия лепкой и рисованием, постановка домашних спектаклей, посещение театра юного зрителя – все это должно присутствовать в комплексе.
Литературные способности
Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:
- любовь к книгам;
- умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
- большой словарный запас;
- интерес к сочинению собственных историй, стихов;
- богатая фантазия.
Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.
Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и социализация детей к жизни в обществе.
Спортивные задатки
Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:
- очень подвижен;
- отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
- не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
- любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
- способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.
Родителям рекомендуется познакомить ребенка с разными видами спорта. Сходите всей семьей в бассейн и на каток, встаньте на лыжи, найдите партнеров для игр в футбол, хоккей, баскетбол, бадминтон.
Технические склонности
Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:
- предпочитают играть с машинками и конструкторами;
- собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
- часто рисуют транспорт и технику;
- пытаются самостоятельно что-нибудь «починить»;
- любят помогать отцу с ремонтными работами;
- разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.
Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.
Математические таланты
Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на «гуманитариев» и «технарей». Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:
- интерес к вычислениям и измерениям;
- легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
- решение сложных для его возраста задач, примеров;
- умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
- любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
- способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.
Прививать ребенку интерес к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.
Интеллектуальные способности
Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:
- любознательность;
- отличная память;
- интерес к учебе;
- наблюдательность;
- способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
- попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
- любовь к чтению энциклопедий;
- увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.
Способности ребенка только начинают формироваться, поэтому важно направить их развитие по правильному пути. Будущему ученому требуются не только глубокие знания в определенной области, но и умения творчески работать с информацией, формулировать проблемные задачи, самостоятельно находить их решение.
Для развития умственной активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.
Задатки лидера
Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.
Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:
- самостоятелен;
- быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
- уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
- пользуется популярностью у сверстников;
- любит руководить другими;
- может увлечь друзей любимой игрой;
- умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
- интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.
Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.
Ищем таланты
Развитие способностей у детей дошкольного возраста – дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать.
На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы.
Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.
Источник