Развитие ребенка после рождения биология 8 класс
В ходе этого урока мы узнаем об этапах развития человека в утробе матери и после рождения.
Вступление
Оплодотворение – слияние гамет (сперматозоида и яйцеклетки) с образованием зиготы (см. Рис. 1). Происходит в маточной трубе. Оплодотворение может наступить только в течение 24 часов после овуляции.
Рис. 1. Оплодотворение
После оплодотворения яйцеклетка вырабатывает вещества, которые препятствуют попаданию других сперматозоидов внутрь.
Эмбриология – наука, изучающая внутриутробное развитие зародыша. Основоположник – Карл Бэр (см. Рис. 2).
Рис. 2
Эмбриональное развитие человека
Первые 2 дня после оплодотворения зародыш свободно пребывает в матке, после этого происходит его имплантация и начинается развитие (см. Рис. 3).
Рис. 3
К концу первого месяца жизни 1/3 всего тела зародыша составляет его голова (см. Рис. 4).
Рис. 4
На 7-й неделе можно различить пальцы на руках и ногах (см. Рис. 5). Зародыш окружен оболочкой с жидкостью. Снаружи оболочка имеет ворсинки и капилляры, через которые происходит питание зародыша.
Рис. 5
В 2 месяца (см. Рис. 6) зародыш похож на человека, размером 3 см, ворсинки оболочки, обращенные к стенке матки, разрастаются и образуют плаценту.
Рис. 6
К концу 12-й недели обмен газами и питательными веществами между организмами матери и ребенка полностью происходит посредством плаценты (см. Рис. 7). С этого момента зародыш называется плодом.
Рис. 7
К концу 3-го месяца формируются практически все ткани и органы (см. Рис. 8).
Рис. 8
В 4,5 месяца (см. Рис. 9) можно прослушать сердцебиение плода – около 150 уд/мин.
Рис. 9
Плод быстро растет, и к моменту рождения достигает веса 3 – 3,5 кг (см. Рис. 10).
Рис. 10
Беременность – состояние женщины, в матке которой развивается плод, продолжительностью 270-280 дней.
Признаки беременности:
- Усиление выделений гормонов
- Отсутствие менструаций
- Увеличение матки
- Увеличение молочных желез
- Изменение обмена веществ
Мать не должна употреблять спиртные напитки и курить. Дети матерей, которые в первые 3 месяца пили спиртное, страдают алкогольным синдромом. Они рождаются умственно и физически недоразвитыми. Это заболевание неизлечимо.
Если мать употребляет спиртное в последние 3 месяца беременности, у нее возникают осложнения при родах, ребенок может родиться с диатезом, пороками сердца и др.
Роды
По истечению срока беременности наступают роды, они сопровождаются родовыми схватками. Это сильные болезненные сокращения стенки матки, возникающие под действием гормона окситоцина.
Периоды родов
- Продвижение плода к низу матки
- Собственно рождение ребенка
- Отделение и выход плаценты
Постэмбриональное развитие
Наиболее интенсивный рост происходит в первый год жизни и в период полового созревания. Основные особенности развития – возникновение речи, мышления, двигательной активности, которая тесно связана с трудовой деятельностью.
Для развития этих функций очень важен период с 2 до 4 лет. Окончательно формирование двигательной активности происходит к 18 годам.
Зрелость – наиболее длительный период жизни человека. Все функции пребывают в оптимальном состоянии развития.
Старость – период угасания многих функций.
Аборт – искусственное прерывание беременности. Возможен до 28 недель существования зародыша.
Список литературы
- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология, 8. – М.: Дрофа.
- Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология, 8. – М.: Дрофа.
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология, 8. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
Домашнее задание
- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология, 8. – М.: Дрофа – с. 317, задания и вопросы 3, 4.
- Что такое эмбриология?
- Опишите этапы родов.
- * Подготовьте небольшое сообщение о становлении и развитии эмбриологии.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Веселый Жираф (Источник).
- Беременность, роды, ребенок (Источник).
- Контрольнае работы, решение задач по химии и биологии (Источник).
Источник
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация «Развитие ребенка после рождения» 8 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
астенический (слабое развитие жира, преобладание длины тела, стройность, легкость) нормостенический (усредненные параметры) гиперстенический (преобладание поперечных размеров, упитанность, не высокий рост)
4 слайд
Описание слайда:
Половое созревание — период, когда организм становится способным к половому размножению
5 слайд
Описание слайда:
Увеличение массы семенников Увеличение наружных половых органов Начинают созревать сперматозоиды Выработка мужских половых гормонов Появление волос на лобке, в подмышечных впадинах, на лице Быстрый рост скелета и мышц (плечи расширяются, таз узкий) Усиление секреции кожных желез (появление угрей) Увеличение и изменение хрящей гортани (голос «ломается»)
6 слайд
Описание слайда:
Уменьшается толщина подкожного жирового слоя Созревание сперматозоидов (появление поллюций) Дальнейшее увеличение наружных половых органов Дальнейшее развитие II половых признаков
7 слайд
Описание слайда:
Увеличение массы яичников Увеличение наружных половых органов Выработка женских половых гормонов Появление волос на лобке, в подмышечных впадинах Быстрый рост скелета и мышц (плечи узкие, таз широкий) Усиление секреции кожных желез (появление угрей) Появление молочных желез
8 слайд
Описание слайда:
Равномерно увеличивается подкожный жировой слой Созревание яйцеклеток (появление менструаций) Дальнейшее увеличение наружных половых органов Дальнейшее развитие II половых признаков
9 слайд
Описание слайда:
Типы темперамента: Меланхолики Холерики Сангвиники Флегматики По типу психической деятельности: художественный, мыслительный и смешанный. * https://aida.ucoz.ru * https://aida.ucoz.ru
10 слайд
Описание слайда:
Характер — совокупность устойчивых черт личности, которые складываются в процессе воспитания, деятельности, общения с людьми и обусловливают типичное для данного человека поведение.
11 слайд
Описание слайда:
Индивид и личность Индивид – человек со всеми его физическими и психическими особенностями. Личность – человек, как член общества, обладающий системой уникальных черт. * https://aida.ucoz.ru * https://aida.ucoz.ru
12 слайд
Описание слайда:
Задание: Вопрос 3 стр.324 под знаком! * https://aida.ucoz.ru * https://aida.ucoz.ru
13 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: Параграф 63 пересказ * https://aida.ucoz.ru * https://aida.ucoz.ru
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
К учебнику:
«Биология. Человек. 8 класс. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. 3-е изд. — М.: 2016. — 416с.»,
К уроку:
§ 63. Развитие ребёнка после рождения. Становление личности 397
Номер материала:
ДБ-015369
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Тема урока
«Метаморфозы» человеческого тела
(развитие ребенка после рождения)
Урок проводится в 8 классе в рамках темы «Индивидуальное развитие человека».
Цель урока:проследить этапы развития ребенка после рождения, выяснить причины, их определяющие.
Задачи урока:
образовательные: изучение этапов развития человека после рождения, их причин и закономерностей, закрепление полученных на уроке знаний;
развивающие: развитие логического мышления, умения формулировать выводы на основе имеющихся знаний;
воспитательные: формирование научного мировоззрения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения и методические приемы:рассказ с элементами беседы, демонстрация электронной презентации, распознавание и определение объектов, анализ смыслового содержания подсказок с целью определения темы урока.
Методы закрепления достижений учащихся:работа с дополнительной литературой, заполнение таблицы, взаимопроверка.
Средства обучения и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран,ростомер, учебники, дополнительная литература, рабочие тетради.
На урок приглашены дети в возрасте 3 лет, 6 лет, 13 лет и 16 лет.
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Целеполагание (2 мин).
- Изучение нового материала (20 мин).
- Закрепление (10 мин).
- Подведение итогов и домашнее задание (2 мин).
Ход урока
- Организационный момент
Организация класса, приветствие учащихся, выявление отсутствующих.
- Целеполагание
Сообщение цели и задач урока, основных его этапов.
- Изучение нового материала
Учитель: как и всякий урок, сегодняшний тоже имеет тему, но ее вам нужно будет сформулировать самостоятельно, пользуясь предложенными подсказками (слайд 1).
Учащимся предлагается 5 подсказок (оформляются в виде гиперссылок на соответствующие слайды):
- Латинская (слайд 2)
Эпиграф урока – слова Вергилия, поэта «золотого века римской литературы, жившего в I веке до нашей эры. Попробуйте, не зная латинского языка, догадаться, о чем идет здесь речь.
Quantummutatusabillo! – Как он изменился по сравнению с прежним!
Учащиеся должны увидеть слово mutatus, знакомое им по термину мутация, и объяснить, что мутация – изменение.
- Музыкальная (слайд 3)
В качестве музыкальной подсказки используется фрагмент пьесы М.Мусоргского«Балет невылупившихся птенцов»
Учащиеся могут не знать самого произведения, но его мелодический рисунок и фотография птенца должны помочь им выбрать главное слово – изменение.
- Поэтическая(слайд 4)
Четверостишие английского поэта С.Надсона и сопровождающие каждую строку фотографии разных времен года должны помочь детям указать на изменения в природе.
- Сказочная(слайд 5)
Фрагмент из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» также должен подсказать слово «изменения».
- Визуальная (слайд 6)
Визуальная подсказка – это видеофрагмента из фильма «Микромир», показывающая стадии развития бабочки.
Учащиеся должны подобрать слово, объединяющее смысл всех подсказок: метаморфозы, превращения, изменения.
Затем просматривается видеофрагмент из фильма «Тело человека», показывающей изменения, происходящие с человеческим телом в ходе индивидуального развития, формулируется тема урока (слайд 7).
Учителем приводится этимологическая справка, показывающая значение указанных терминов (слайд 8).
Вопрос учащимся: какие изменения происходят с организмом человека после рождения, которые видны сразу и наиболее явны?
Примерный ответ: изменения роста и пропорций.
Практическая работа(слайд 9)
Изменение пропорций тела человека с возрастом
Цель: выявить изменения пропорций тела человека по мере его роста.
Оборудование: ростомер.
Объектами исследования являются приглашенные дети разных возрастов.
Ход работы
1. Измерьте длину тела и длину головы у детей разных возрастов, приглашенных на урок.
2. Занесите полученные результаты в таблицу.
Соотношение длины головы к длине тела человека
для разных возрастов
Возраст | Длина тела Дт | Длина головы Дг | Отношение длины головы к длине тела Дг/Дт |
3 года | |||
6 лет | |||
13 лет | |||
16 лет |
3. Подсчитайте коэффициент отношения длины головы к длине тела.
4. Сделайте вывод.
Примерный вывод по практической работе: по мере роста тела человека происходит изменение его пропорций, то есть, длина головы уменьшается, а длина тела увеличивается.
Примечание: формулировка вывода сопровождается иллюстрацией, показывающей возрастные изменения пропорций тела (слайд 10).
Учитель: рост человека идет неравномерно. Каждая часть тела, каждый орган развивается по своей программе. Если сравнить рост и развитие каждого из них с бегунами на длинную дистанцию, то нетрудно обнаружить, что в период этого многолетнего «бега» лидер соревнования постоянно меняется. В первый месяц зародышевого развития лидирует голова, затем приоритет переходит к другим органам.
Полуростовой скачок. После его прохождения длина тела достигает половины окончательной длины.
Проводится «филиппинский тест» (определение изменений пропорций человеческого тела с возрастом). Объектами исследований также являются приглашенные на урок дети (слайд 11).
Ростовой скачок – подростковый возраст. К этому времени голова выросла в 2 раза, туловище и руки – в 3, длина ног увеличилась в 5 раз (демонстрируется слайд 12 с относительными пропорциями человеческого тела в разных возрастах).
С возрастом изменяются не только размер и пропорции тела человека, но и их внешний облик. Демонстрируется видеофрагмент из фильма «Тело человека» и возрастными изменениями, происходящими с носом и ушами.
Учитель называет этапы постэмбрионального развития человека (слайд 13).
Рассказ о каждом этапе заранее подготовлен учащимися и сопровождается демонстрацией фотографий из семейного архива. Учитель обращает внимание на необходимость внимательного прослушивания рассказов одноклассников, так как на следующем этапе урока эти знания понадобятся им для заполнения таблицы.
- Закрепление
Учащиеся заполняют таблицу (слайд 16), где указываются характеристики всех этапов индивидуального развития человека, используя полученные знания и дополнительную литературу, лежащую на столах.
После заполнения проводится взаимопроверка таблицы.
Вопрос учащимся: каковы причины происходящих изменений?
Учащиеся должны назвать: генетическая программа, влияние условий внешней среды, возрастные гормональные сдвиги (слайд 17).
- Подведение итогов и домашнее задание.
Учитель подводит итоги урока вместе с учащимися, выставляются оценки, дается домашнее задание.
Учитель:
Урок рождается непросто.
Порой с наивного вопроса,
Порой со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то.
Когда сомнений нету боле
Он вырывается на волю.
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!
Итог обыденной работы,
восторг волшебного полета –
все это дивное явленье.
Урок, рожденный вдохновеньем!
Демонстрируется финальный слайд с видеофрагментом из фильма «Тело человека», демонстрирующий разные этапы жизни человека.
Источник
Беременность — это состояние женщины, в организме которой развивается будущий ребёнок.
На время беременности прекращается созревание новых яйцеклеток и менструации. В организме женщины происходят гормональные перестройки, значительные изменения во всех процессах обмена веществ, вырабатываются вещества, необходимые для нормального развития зародыша.
В развитии человека выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.
Эмбриональный период (в среднем (280) суток) делится на начальный, зародышевый и плодный периоды.
Начальный период развития
Начальный период — (1)-я неделя развития. В этот период происходит формирование бластулы и её прикрепление к слизистой матки.
Оплодотворённая яйцеклетка (зигота), продвигаясь по маточной трубе, одновременно делится, превращаясь в многоклеточный зародыш, и через (4)–(5) дней попадает в полость матки (к этому моменту микроскопический зародыш состоит из (30)–(32) клеток). В течение одного-двух дней зародыш остаётся в матке в свободном состоянии, а затем погружается в её слизистую оболочку (эндометрий) и прикрепляется к ней (происходит имплантация). Начинается зародышевый период внутриутробного развития.
Зародышевый период. Зародышевые оболочки. Формирование плаценты
Зародышевый период — (2)-я — (8)-я недели.
Органы начинают закладываться к концу (3)-й недели.
На (5)-й неделе образуются зачатки конечностей.
На (6)–(8)-й неделях глаза смещаются к передней поверхности лица, черты которого начинают обозначаться.
К концу (8)-й недели закладка органов заканчивается, и начинается формирование органов и систем органов.
Из части клеток зародыша формируются оболочки:
- наружная оболочка имеет ворсинки с капиллярами (хорион — будущая плацента). Через ворсинки происходит питание и дыхание зародыша.
- Внутри ворсинчатой оболочки имеется ещё одна (тонкая и прозрачная — амнион), которая образует плодный пузырь. В жидкости пузыря плавает зародыш, что предохраняет его от механических повреждений.
К концу (2)-го месяца внутриутробного развития ворсинки сохраняются только на той стороне зародышевой оболочки, которая обращена к матке. Эти ворсинки разрастаются и разветвляются, погружаясь в слизистую матки, обильно снабжённую кровеносными сосудами — развивается плацента. Она имеет форму диска, прочно укреплённого в слизистой оболочке матки.
Через стенку кровеносных капилляров и ворсинок плаценты идёт обмен газами и питательными веществами между организмом матери и ребёнка.
Обрати внимание!
Кровь матери и плода никогда не смешивается.
Через (8) недель зародыш становится плодом, связанным с плацентой и организмом матери через пупочный канатик, или пуповину. С этого момента начинается плодный период внутриутробного развития.
Плодный период
Плодный период — с (9)-й недели до рождения.
Головка и туловище формируются к концу (2)-го месяца.
На (3)-м месяце формируются конечности.
На (5)-м месяце начинаются шевеления плода.
К концу (6)-го месяца заканчивается формирование внутренних органов.
На (7)–(8)-м месяцах плод уже жизнеспособен (вне организма матери).
На (40)-й неделе наступают роды.
Роды
Период внутриутробного развития заканчивается рождением ребёнка. К моменту родов плод в матке обычно располагается головой вниз. Для его рождения нужно, чтобы шейка матки достаточно раскрылась, пространство между костями, образующими таз женщины, увеличилось, плодная оболочка лопнула, а жидкость, которая находится в ней, вытекла наружу через влагалище.
Начало родов связано с выделением гормона гипофиза окситоцина, действующего на мышцы матки. Они начинают сильно сокращаться (родовые схватки), и плод проталкивается к шейке матки, а затем — во влагалище.
Женщина (роженица) на последнем этапе родов помогает схваткам, сокращая мышцы живота и диафрагмы (потуги). Процесс родов требует от матери огромных усилий и затрат энергии. В результате напряжённой работы мышц ребёнок проходит шейку матки, влагалище, и происходит его рождение.
Как только голова плода появляется снаружи, акушер (врач, помогающий женщине при родах) захватывает её и освобождает плечи и остальную часть тела ребёнка.
Сразу после родов нужно извлечь слизь изо рта и глотки ребёнка. Первый крик ребёнка — это признак начала лёгочного дыхания. Лёгкие ребёнка наполняются воздухом, и с этого момента он дышит самостоятельно (а не получает кислород из материнской крови через плаценту).
Затем перевязывают и перерезают пуповину (остаток пуповины засыхает и отпадает через несколько дней, оставляя лишь небольшой рубец — пупок).
Через (15)–(20) мин. после родов плацента отделяется от матки и вместе с остатками пуповины и оболочками плода выходит наружу.
К моменту рождения молочные железы матери начинают вырабатывать молоко, которое содержит абсолютно все вещества, необходимые для ребёнка. Кроме того, вещества, содержащиеся в молоке, предохраняют детский организм от многих инфекционных заболеваний.
Во время беременности возрастают нагрузки на все системы органов женщины: опорно-двигательную, кровеносную, выделительную и др. — поэтому женщина в этот период должна избегать повышенных нагрузок и стрессов.
Очень полезны при беременности прогулки на свежем воздухе. Пища должна быть легкоусвояемой и не вызывать сильного брожения в кишечнике.
Исключается употребление веществ (алкоголь, табак, наркотики, многие лекарственные препараты), которые, проникая через плаценту в зародыш, могут привести к нарушениям в его развитии, что может привести к появлению на свет ослабленного новорожденного, который в дальнейшем будет отставать в развитии от своих сверстников.
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.
https://prelestnyi.ru/beremennost/1trimestr/4nedel-beremennosti/
https://www.beremka.ru/advice-for-pregnant/gemini/
Источник