Развитие ребенка после рождения биология 8 класс

Развитие ребенка после рождения биология 8 класс thumbnail

В ходе этого урока мы узнаем об этапах развития человека в утробе матери и после рождения.  

Вступление

Оплодотворение – слияние гамет (сперматозоида и яйцеклетки) с образованием зиготы (см. Рис. 1). Происходит в маточной трубе. Оплодотворение может наступить только в течение 24 часов после овуляции.

Рис. 1. Оплодотворение

После оплодотворения яйцеклетка вырабатывает вещества, которые препятствуют попаданию других сперматозоидов внутрь.

Эмбриология – наука, изучающая внутриутробное развитие зародыша. Основоположник – Карл Бэр (см. Рис. 2).

Рис. 2

Эмбриональное развитие человека

Первые 2 дня после оплодотворения зародыш свободно пребывает в матке, после этого происходит его имплантация и начинается развитие (см. Рис. 3).

Рис. 3

К концу первого месяца жизни 1/3 всего тела зародыша составляет его голова (см. Рис. 4).

Рис. 4

На 7-й неделе можно различить пальцы на руках и ногах (см. Рис. 5). Зародыш окружен оболочкой с жидкостью. Снаружи оболочка имеет ворсинки и капилляры, через которые происходит питание зародыша.

Рис. 5

В 2 месяца (см. Рис. 6) зародыш похож на человека, размером 3 см, ворсинки оболочки, обращенные к стенке матки, разрастаются и образуют плаценту.

Рис. 6

К концу 12-й недели обмен газами и питательными веществами между организмами матери и ребенка полностью происходит посредством плаценты (см. Рис. 7). С этого момента зародыш называется плодом.

Рис. 7

К концу 3-го месяца формируются практически все ткани и органы (см. Рис. 8).

Рис. 8

В 4,5 месяца (см. Рис. 9) можно прослушать сердцебиение плода – около 150 уд/мин.

Рис. 9

Плод быстро растет, и к моменту рождения достигает веса 3 – 3,5 кг (см. Рис. 10).

Рис. 10

Беременность – состояние женщины, в матке которой развивается плод, продолжительностью 270-280 дней.

Признаки беременности:

  • Усиление выделений гормонов
  • Отсутствие менструаций
  • Увеличение матки
  • Увеличение молочных желез
  • Изменение обмена веществ

Мать не должна употреблять спиртные напитки и курить. Дети матерей, которые в первые 3 месяца пили спиртное, страдают алкогольным синдромом. Они рождаются умственно и физически недоразвитыми. Это заболевание неизлечимо.

Если мать употребляет спиртное в последние 3 месяца беременности, у нее возникают осложнения при родах, ребенок может родиться с диатезом, пороками сердца и др.

Роды

По истечению срока беременности наступают роды, они сопровождаются родовыми схватками. Это сильные болезненные сокращения стенки матки, возникающие под действием гормона окситоцина.

Периоды родов

  1. Продвижение плода к низу матки
  2. Собственно рождение ребенка
  3. Отделение и выход плаценты

Постэмбриональное развитие

Наиболее интенсивный рост происходит в первый год жизни и в период полового созревания. Основные особенности развития – возникновение речи, мышления, двигательной активности, которая тесно связана с трудовой деятельностью.

Для развития этих функций очень важен период с 2 до 4 лет. Окончательно формирование двигательной активности происходит к 18 годам.

Зрелость – наиболее длительный период жизни человека. Все функции пребывают в оптимальном состоянии развития.

Старость – период угасания многих функций.

Аборт – искусственное прерывание беременности. Возможен до 28 недель существования зародыша.

Список литературы

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология, 8. – М.: Дрофа.
  2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология, 8. – М.: Дрофа.
  3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология, 8. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.

Домашнее задание

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология, 8. – М.: Дрофа – с. 317, задания и вопросы 3, 4.
  2. Что такое эмбриология?
  3. Опишите этапы родов.
  4. * Подготовьте небольшое сообщение о становлении и развитии эмбриологии.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Веселый Жираф (Источник).
  2. Беременность, роды, ребенок (Источник).
  3. Контрольнае работы, решение задач по химии и биологии (Источник).

Источник

Инфоурок

Биология
›Презентации›Презентация «Развитие ребенка после рождения» 8 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Развитие ребенка после рождения биология 8 класс

2 слайд

Развитие ребенка после рождения биология 8 класс

3 слайд

астенический (слабое развитие жира, преобладание длины тела, стройность, легк

Описание слайда:

астенический (слабое развитие жира, преобладание длины тела, стройность, легкость) нормостенический (усредненные параметры) гиперстенический (преобладание поперечных размеров, упитанность, не высокий рост)

4 слайд

Половое созревание - период, когда организм становится способным к половому р

Описание слайда:

Половое созревание — период, когда организм становится способным к половому размножению

5 слайд

Увеличение массы семенников Увеличение наружных половых органов Начинают созр

Описание слайда:

Увеличение массы семенников Увеличение наружных половых органов Начинают созревать сперматозоиды Выработка мужских половых гормонов Появление волос на лобке, в подмышечных впадинах, на лице Быстрый рост скелета и мышц (плечи расширяются, таз узкий) Усиление секреции кожных желез (появление угрей) Увеличение и изменение хрящей гортани (голос «ломается»)

6 слайд

Уменьшается толщина подкожного жирового слоя Созревание сперматозоидов (появл

Описание слайда:

Уменьшается толщина подкожного жирового слоя Созревание сперматозоидов (появление поллюций) Дальнейшее увеличение наружных половых органов Дальнейшее развитие II половых признаков

7 слайд

Увеличение массы яичников Увеличение наружных половых органов Выработка женск

Описание слайда:

Увеличение массы яичников Увеличение наружных половых органов Выработка женских половых гормонов Появление волос на лобке, в подмышечных впадинах Быстрый рост скелета и мышц (плечи узкие, таз широкий) Усиление секреции кожных желез (появление угрей) Появление молочных желез

8 слайд

Равномерно увеличивается подкожный жировой слой Созревание яйцеклеток (появле

Описание слайда:

Равномерно увеличивается подкожный жировой слой Созревание яйцеклеток (появление менструаций) Дальнейшее увеличение наружных половых органов Дальнейшее развитие II половых признаков

9 слайд

Типы темперамента: Меланхолики Холерики Сангвиники Флегматики По типу психиче

Описание слайда:

Типы темперамента: Меланхолики Холерики Сангвиники Флегматики По типу психической деятельности: художественный, мыслительный и смешанный. * https://aida.ucoz.ru * https://aida.ucoz.ru

10 слайд

Характер - совокупность устойчивых черт личности, которые складываются в проц

Описание слайда:

Характер — совокупность устойчивых черт личности, которые складываются в процессе воспитания, деятельности, общения с людьми и обусловливают типичное для данного человека поведение.

11 слайд

Индивид и личность Индивид – человек со всеми его физическими и психическими

Описание слайда:

Индивид и личность Индивид – человек со всеми его физическими и психическими особенностями. Личность – человек, как член общества, обладающий системой уникальных черт. * https://aida.ucoz.ru * https://aida.ucoz.ru

12 слайд

Задание: Вопрос 3 стр.324 под знаком! * https://aida.ucoz.ru * https://aida.uco

Описание слайда:

Задание: Вопрос 3 стр.324 под знаком! * https://aida.ucoz.ru * https://aida.ucoz.ru

13 слайд

Домашнее задание: Параграф 63 пересказ * https://aida.ucoz.ru * https://aida.uc

Описание слайда:

Домашнее задание: Параграф 63 пересказ * https://aida.ucoz.ru * https://aida.ucoz.ru

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

К учебнику:
«Биология. Человек. 8 класс. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. 3-е изд. — М.: 2016. — 416с.»,

К уроку:
§ 63. Развитие ребёнка после рождения. Становление личности 397

Номер материала:

ДБ-015369

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Тема урока

«Метаморфозы» человеческого тела  

(развитие ребенка после рождения)

Урок проводится в 8 классе в рамках темы «Индивидуальное развитие человека».

Цель урока:проследить этапы развития ребенка после рождения, выяснить причины, их определяющие.

Задачи урока:

образовательные: изучение этапов развития человека после рождения, их причин и закономерностей, закрепление полученных на уроке знаний;

развивающие: развитие логического мышления, умения формулировать выводы на основе имеющихся знаний;

воспитательные: формирование научного мировоззрения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения и методические приемы:рассказ с элементами беседы, демонстрация электронной презентации, распознавание и определение объектов, анализ смыслового содержания подсказок с целью определения темы урока.

Методы закрепления достижений учащихся:работа с дополнительной литературой, заполнение таблицы, взаимопроверка.

Средства обучения и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран,ростомер, учебники, дополнительная литература, рабочие тетради.

На урок приглашены дети в возрасте 3 лет, 6 лет, 13 лет и 16 лет.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Целеполагание (2 мин).
  3. Изучение нового материала (20 мин).
  4. Закрепление (10 мин).
  5. Подведение итогов и домашнее задание (2 мин).

Ход урока

  1. Организационный момент

Организация класса, приветствие учащихся, выявление отсутствующих.

  1. Целеполагание

Сообщение цели и задач урока, основных его этапов.

  1. Изучение нового материала

Учитель: как и всякий урок, сегодняшний тоже имеет тему, но ее вам нужно будет сформулировать самостоятельно, пользуясь предложенными подсказками (слайд 1).

Учащимся предлагается 5 подсказок  (оформляются в виде гиперссылок на соответствующие слайды):

  • Латинская (слайд 2)

Эпиграф урока – слова Вергилия, поэта «золотого века римской литературы, жившего в I веке до нашей эры.  Попробуйте, не зная латинского языка, догадаться, о чем идет здесь речь.

Quantummutatusabillo! – Как он изменился по сравнению с прежним!

Учащиеся должны увидеть слово mutatus, знакомое им по термину мутация, и объяснить, что мутация – изменение.

  • Музыкальная (слайд 3)

В качестве музыкальной подсказки используется фрагмент пьесы М.Мусоргского«Балет невылупившихся птенцов»

Учащиеся могут не знать самого произведения, но его мелодический рисунок и фотография птенца должны помочь им выбрать главное слово – изменение.

  • Поэтическая(слайд 4)

        Четверостишие английского поэта С.Надсона и сопровождающие каждую строку фотографии разных времен года должны помочь детям указать на изменения в природе.

  • Сказочная(слайд 5)

        Фрагмент из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» также должен подсказать слово «изменения».

  • Визуальная (слайд 6)

        Визуальная подсказка – это видеофрагмента из фильма «Микромир», показывающая стадии развития бабочки.

        Учащиеся должны подобрать слово, объединяющее смысл всех подсказок: метаморфозы, превращения, изменения.

        Затем просматривается видеофрагмент из фильма «Тело человека», показывающей изменения, происходящие с человеческим телом в ходе индивидуального развития, формулируется тема урока (слайд 7).        

Учителем приводится этимологическая справка, показывающая значение указанных терминов (слайд 8).

        Вопрос учащимся: какие изменения происходят с организмом человека после рождения, которые видны сразу и наиболее явны?

        Примерный ответ: изменения роста и пропорций.

Практическая работа(слайд 9)

Изменение пропорций тела человека с возрастом

        Цель: выявить изменения пропорций тела человека по мере его роста.

        Оборудование: ростомер.

        Объектами исследования являются приглашенные дети разных возрастов.

Ход работы

1. Измерьте длину тела и длину головы у детей разных возрастов, приглашенных на урок.

2. Занесите полученные результаты в таблицу.

Соотношение длины головы к длине тела человека

для разных возрастов

Возраст

Длина тела

Дт

Длина головы

Дг

Отношение длины головы к длине тела

Дг/Дт

3 года

6 лет

13 лет

16 лет

3. Подсчитайте коэффициент отношения длины головы к длине тела.

4. Сделайте вывод.

Примерный вывод по практической работе: по мере роста тела человека происходит изменение его пропорций, то есть, длина головы уменьшается, а длина тела увеличивается.

Примечание: формулировка вывода сопровождается иллюстрацией, показывающей возрастные изменения пропорций тела (слайд 10).

Учитель: рост человека идет неравномерно. Каждая часть тела, каждый орган развивается по своей программе. Если сравнить рост и развитие каждого из них с бегунами на длинную дистанцию, то нетрудно обнаружить, что в период этого многолетнего «бега» лидер соревнования постоянно меняется. В первый месяц зародышевого развития лидирует голова, затем приоритет переходит к другим органам.

Полуростовой скачок. После его прохождения длина тела достигает половины окончательной длины.

Проводится «филиппинский тест» (определение изменений пропорций человеческого тела с возрастом). Объектами исследований также являются приглашенные на урок дети (слайд 11).

Ростовой скачок – подростковый возраст. К этому времени голова выросла в 2 раза, туловище и руки – в 3, длина ног увеличилась в 5 раз (демонстрируется слайд 12 с относительными пропорциями человеческого тела в разных возрастах).

С возрастом изменяются не только размер и пропорции тела человека, но и их внешний облик. Демонстрируется видеофрагмент из фильма «Тело человека» и возрастными изменениями, происходящими с носом и ушами.

Учитель называет этапы постэмбрионального развития человека (слайд 13).

Рассказ о каждом этапе заранее подготовлен учащимися и сопровождается демонстрацией фотографий из семейного архива. Учитель обращает внимание на необходимость внимательного прослушивания рассказов одноклассников, так как на следующем этапе урока эти знания понадобятся им для заполнения таблицы.

  1. Закрепление

Учащиеся заполняют таблицу (слайд 16), где указываются характеристики всех этапов индивидуального развития человека, используя полученные знания и дополнительную литературу, лежащую на столах.

После заполнения проводится взаимопроверка таблицы.

Вопрос учащимся: каковы причины происходящих изменений?

Учащиеся должны назвать: генетическая программа, влияние условий внешней среды, возрастные гормональные сдвиги (слайд 17).

  1. Подведение итогов и домашнее задание.

Учитель подводит итоги урока вместе с учащимися, выставляются оценки, дается домашнее задание.

Учитель:

Урок рождается непросто.

Порой с наивного вопроса,

Порой со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то.

Когда сомнений нету боле

Он вырывается на волю.

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось!

Итог обыденной работы,

восторг волшебного полета –

все это дивное явленье.

Урок, рожденный вдохновеньем!

Демонстрируется финальный слайд с видеофрагментом из фильма «Тело человека», демонстрирующий разные этапы жизни человека.

Источник

Беременность — это состояние женщины, в организме которой развивается будущий ребёнок.

На время беременности прекращается созревание новых яйцеклеток и менструации. В организме женщины происходят гормональные перестройки, значительные изменения во всех процессах обмена веществ, вырабатываются вещества, необходимые для нормального развития зародыша.

В развитии человека выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.
Эмбриональный период (в среднем (280) суток) делится на начальный, зародышевый и плодный периоды.

Начальный период развития

Начальный период — (1)-я неделя развития. В этот период происходит формирование бластулы и её прикрепление к слизистой матки.

Оплодотворённая яйцеклетка (зигота), продвигаясь по маточной трубе, одновременно делится, превращаясь в многоклеточный зародыш, и через (4)–(5) дней попадает в полость матки (к этому моменту микроскопический зародыш состоит из (30)–(32) клеток). В течение одного-двух дней зародыш остаётся в матке в свободном состоянии, а затем погружается в её слизистую оболочку (эндометрий) и прикрепляется к ней (происходит имплантация). Начинается зародышевый период внутриутробного развития.

Зародышевый период. Зародышевые оболочки. Формирование плаценты 

Зародышевый период — (2)-я — (8)-я недели.

Органы начинают закладываться к концу (3)-й недели.

На (5)-й неделе образуются зачатки конечностей.

На (6)–(8)-й неделях глаза смещаются к передней поверхности лица, черты которого начинают обозначаться.

К концу (8)-й недели закладка органов заканчивается, и начинается формирование органов и систем органов.

Из части клеток зародыша формируются оболочки:

  • наружная оболочка имеет ворсинки с капиллярами (хорион — будущая плацента). Через ворсинки происходит питание и дыхание зародыша.
  • Внутри ворсинчатой оболочки имеется ещё одна (тонкая и прозрачная — амнион), которая образует плодный пузырь. В жидкости пузыря плавает зародыш, что предохраняет его от механических повреждений.

К концу (2)-го месяца внутриутробного развития ворсинки сохраняются только на той стороне зародышевой оболочки, которая обращена к матке. Эти ворсинки разрастаются и разветвляются, погружаясь в слизистую матки, обильно снабжённую кровеносными сосудами — развивается плацента. Она имеет форму диска, прочно укреплённого в слизистой оболочке матки.

Через стенку кровеносных капилляров и ворсинок плаценты идёт обмен газами и питательными веществами между организмом матери и ребёнка.

Обрати внимание!

Кровь матери и плода никогда не смешивается.

Через (8) недель зародыш становится плодом, связанным с плацентой и организмом матери через пупочный канатик, или пуповину. С этого момента начинается плодный период внутриутробного развития.

Плодный период

Плодный период — с (9)-й недели до рождения.

Головка и туловище формируются к концу (2)-го месяца.

На (3)-м месяце формируются конечности.

На (5)-м месяце начинаются шевеления плода.

К концу (6)-го месяца заканчивается формирование внутренних органов.

На (7)–(8)-м месяцах плод уже жизнеспособен (вне организма матери).

На (40)-й неделе наступают роды.

Роды

Период внутриутробного развития заканчивается рождением ребёнка. К моменту родов плод в матке обычно располагается головой вниз. Для его рождения нужно, чтобы шейка матки достаточно раскрылась, пространство между костями, образующими таз женщины, увеличилось, плодная оболочка лопнула, а жидкость, которая находится в ней, вытекла наружу через влагалище.

Начало родов связано с выделением гормона гипофиза окситоцина, действующего на мышцы матки. Они начинают сильно сокращаться (родовые схватки), и плод проталкивается к шейке матки, а затем — во влагалище.

Женщина (роженица) на последнем этапе родов помогает схваткам, сокращая мышцы живота и диафрагмы (потуги). Процесс родов требует от матери огромных усилий и затрат энергии. В результате напряжённой работы мышц ребёнок проходит шейку матки, влагалище, и происходит его рождение.

Как только голова плода появляется снаружи, акушер (врач, помогающий женщине при родах) захватывает её и освобождает плечи и остальную часть тела ребёнка.

Сразу после родов нужно извлечь слизь изо рта и глотки ребёнка. Первый крик ребёнка — это признак начала лёгочного дыхания. Лёгкие ребёнка наполняются воздухом, и с этого момента он дышит самостоятельно (а не получает кислород из материнской крови через плаценту).

Затем перевязывают и перерезают пуповину (остаток пуповины засыхает и отпадает через несколько дней, оставляя лишь небольшой рубец — пупок).

Через (15)–(20) мин. после родов плацента отделяется от матки и вместе с остатками пуповины и оболочками плода выходит наружу.

К моменту рождения молочные железы матери начинают вырабатывать молоко, которое содержит абсолютно все вещества, необходимые для ребёнка. Кроме того, вещества, содержащиеся в молоке, предохраняют детский организм от многих инфекционных заболеваний.

Во время беременности возрастают нагрузки на все системы органов женщины: опорно-двигательную, кровеносную, выделительную и др. — поэтому женщина в этот период должна избегать повышенных нагрузок и стрессов.

Очень полезны при беременности прогулки на свежем воздухе. Пища должна быть легкоусвояемой и не вызывать сильного брожения в кишечнике.
Исключается употребление веществ (алкоголь, табак, наркотики, многие лекарственные препараты), которые, проникая через плаценту в зародыш, могут привести к нарушениям в его развитии, что может привести к появлению на свет ослабленного новорожденного, который в дальнейшем будет отставать в развитии от своих сверстников.

Источники:

Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.

Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.

https://prelestnyi.ru/beremennost/1trimestr/4nedel-beremennosti/

https://www.beremka.ru/advice-for-pregnant/gemini/

Положение ребенка в животе беременной

Источник