Развитие ребенка после рождения биология

Тема урока: Рост и развитие ребёнка после рождения.
Тип урока по ФГОС: Урок открытия нового знания
Вид урока: урок смешанного типа
Тип урока (по способу организации): урок-беседа
Тип урока (по дидактической цели): комбинированный
Цели урока: проследить этапы развития ребенка после рождения, выяснить причины, их определяющие.
Задачи урока:
образовательные: изучение этапов развития человека после рождения, их причин и закономерностей, закрепление полученных на уроке знаний;
развивающие: развитие логического мышления, умения формулировать выводы на основе имеющихся знаний;
воспитательные: формирование научного мировоззрения.
Планируемые результаты обучения
Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение вредного влияния алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на потомство.
Познавательные: Умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные носители
Коммуникативные: Использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества
Регулятивные: Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, медиапроектор, презентация, видеоурок «Рост и развитие ребенка после рождения».
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап
Подготовка к уроку
Проверка выполнения домашнего задания
1.Проверка наличия домашнего задания в рабочих тетрадях.
2.Актуализация знаний учащихся о естественных и искусственных биоценозах (фронтальная беседа с использованием таблиц и слайдов презентации предыдущего урока )
1.что такое беременность и каковы ее основные признаки?
Ответы в соответствии с записями в рабочей тетради
2.каковы основные условия нормального протекания беременности?
3.какова роль плаценты в период беременности?
4.охарактеризуйте особенности внутриутробного развития плода?
Подготовка к активной познавательной деятельности
Вам нужно сформулировать самостоятельно, пользуясь предложенными подсказками (слайды 1-5).
Учащиеся должны подобрать слово, объединяющее смысл всех подсказок: метаморфозы, превращения, изменения.
Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдет речь?
Давайте попробуем выделить основные задачи нашего урока. Что мы сегодня будем изучать?
Учащиеся определяют задачи урока.
Усвоение новых знаний
При изучении нового материала учитель использует словесные методы (рассказ, рассказ с элементами беседы), наглядные (демонстрация видеоурока, слайдов презентации), практические (работа в тетради, работа с учебником).
Примерное содержание.
а) изучение понятия «возрастные периоды »
Просмотрите фрагмент видеоурока. Ответьте на вопрос «какие возрастные периоды выделяют в развитии ребенка после рождения?». Составьте схему, используя текст с. 234 учебника
Просмотр фрагмента.
Работа с текстом учебника.
Записывают схему.
б) изучение особенностей развития ребенка в различные возрастные периоды
Работа с учебником — прочитайте стр. 234 — 237
1 вариант – период новорожденности
2 вариант – ясельный период
3 вариант – дошкольный период
4 вариант – школьный период
5 вариант – подростковый период
Заполните таблицу (слайд 8)
Работа в парах.
Заполнение таблицы.
(после заполнения ознакомиться с таблицей приложение 1)
Закрепление знаний
Обсуждение и проверка выполнения самостоятельной работы с уточнениями и дополнениями учителя (презентация)
Учитель (обобщение ответов учащихся). В течение месяца после рождения ребенок считается новорожденным. В это время происходит приспособление его к жизни вне организма матери. В этот период тело ребенка непропорционально: большая голова, короткие руки и ноги. Кости черепа несросшиеся (роднички); позвоночник без изгибов; тазовые кости несросшиеся. Проявление первых врожденных рефлексов: первый вдох, сосание. Через месяц после рождения и до года ребенок считается грудным. В первый год жизни значительно увеличиваются длина и масса тела, усложняются движения. Происходит образование изгибов позвоночника, в следствии различных движений (держит голову, садится, встает, ходит). Появляются первые молочные зубы. Ребенок овладевает основами общения. Произносит первые слова. Значительно повышается его устойчивость к неблагоприятным факторам. К году ребенок способен самостоятельно ходить.
Ясельный период (1-3 года) характеризуется: изменениями пропорций тела (уменьшение головы, удлинение конечностей); зарастанием родничков, развитием головного мозга; выраженными эмоциями; членораздельной речью и т.д.) Для дошкольного возраста (3-7 лет) характерно: смена молочных зубов на постоянные; развитие коры больших полушарий; согласованные движения; речь, связанная с мышлением; формирование условно-рефлекторных центров речи и письма. Младший школьный возраст для девочек – 6-12 лет, для мальчиков – 6-13 лет. В этот период завершается дифференцировка клеток головного мозга, срастание костей таза к 10 годам. Развитие абстрактного мышления.
Подростковый период (юноши – 13-17 лет, девушки – 12-16 лет) – это период, когда человек перестает быть ребенком, становится взрослым, — период расцвета. Этот период характеризуется половым созревание организма. Происходит максимальный рост, увеличение массы тела. Появляются вторичные половые признаки. Изменения деятельности коры больших полушарий и желез внутренней секреции вызывает психологические изменения (преобладание процессов возбуждения над торможением) и физиологические (у мальчиков – поллюция, у девочек – менструация).
В юношеский период (девушки – 16-20 лет, юноши – 17-21 год) развития завершается формирование организма.
Обобщение и систематизация знаний
Каковы причины происходящих изменений?
Учебник с. 237
Выполнение заданий «Вопросы», «Подумайте»
Фронтальная проверка.
генетическая программа, влияние условий внешней среды, возрастные гормональные сдвиги
работа в парах
Контроль и самоконтроль знаний
Выполнение тестовых заданий (приложение 2). Текст – на отдельных листах (раздаточный материал).
Самоконтроль – проверка по эталону (слайд презентации).
Фронтально: поднимите руку, кто получил «5», «4», «3»?
Учащиеся выполняют задание (индивидуально); осуществляют самопроверку по эталону, выставляют отметки простым карандашом; сдают работы учителю.
Домашнее задание
Изучить § 57, ответить на вопросы в конце параграфа, дополнить словарь, выполнить задание 1-5 в рабочей тетради
Подведение итогов, рефлексия
Какую тему изучали?
Какие задачи урока решали?
Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
Приложение 1.
Периоды
Возраст
Характеристика
Новорожденный
1-10 дней
Вскармливание ребенка молозивом
Грудной
возраст
10 дн. — 1 год
Вскармливание молоком. Рост увеличивается в 1,5 раза, масса — в 3 раза. В 6 месяцев прорезываются молочные зубы.
Раннее детство
1-3 года
В 2 года заканчивается прорезывание молочных зубов.
Первое детство
4-7 лет
В 6 лет появляются первые постоянные зубы.
Второе детство
М.: 8-12 лет
Д.: 8-11 лет
Появляются половые различия, рост увеличивается в длину, начинают развиваться вторичные половые признаки.
Подростковый возраст
М.: 13-16 лет
Д.: 12-15 лет
Половое созревание, вторичные половые признаки. Скачок роста — пубертатный скачок.
Юношеский возраст
М.: 17-21 год
Д.: 16-20 лет
Завершается процесс роста и формирование организма.
Приложение 2.
Тест по теме «Размножение и развитие человека»
1. Мужские половые железы:
1)яичники
3)семенники
2)сперматозоиды
4)яйцеклетки
2. Женские половые клетки:
1)яичники
3)семенники
2)сперматозоиды
4)яйцеклетки
3.В ядрах мужских половых клеток содержится:
1)46 хромосом
3)28 хромосом
2)36 хромосом
4)23 хромосомы
4.Половой гормон мужского организма:
1)адреналин
3)эстрадиол
2)тестостерон
4)тироксин
5.Развитие зародыша в организме матери происходит в:
1)яйцеводе
3)матке
2)семенниках
4)яичниках
6.Плод человека, находясь в организме матери, получает кислород через:
1)кожу
3)трахею и бронхи
2)легкие
4)плаценту и пуповину
7.Ускоренное физическое и половое развитие детей:
1)акселерация
3)адаптация
2)акклиматизация
4)овуляция
8.Этап развития человека, характеризующийся нравственной устойчивостью, умением контролировать собственное поведение в семье и обществе:
1)психологическая зрелость
3)половая зрелость
2)физическая зрелость
4)социальная зрелость
9.Этап развития человека, при котором сформирован сознательный полноценный член общества, с завершенным образованием, начавший трудовую деятельность, экономически состоятельный:
1)психологическая зрелость
3)половая зрелость
2)физическая зрелость
4)социальная зрелость
10.Установите соответствие между полом и характеризующим его признаком.
Признак пола
Пол
А.Половые хромосомы ХХ
1. Мужской
Б.Половой гормон — тестостерон
В.Таз широкий. Кости тонкие. Грудная клетка широкая и короткая.
Г.Половые клетки — сперматозоиды
2.Женский
Д.Половые железы — яичники
Е.Половые хромосомы XY
Приложение 3 .Список литературы.
1.Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс/Сост. Н.А. Богданов. – 3-е изд. – М., ВАКО, 2017. – 112 с.
2.Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология. 8 класс. Линия жизни (ФГОС) – М.: Просвещение, 2014.
3.Пасечник В.В. Рабочая тетрадь. Биология. Линия жизни. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014.
4.Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Уроки биологии. 8 класс. Пособие для учителя.
5. Рабочая программа ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Дрофа 2014 Автор: В.В. Пасечник Биология. 5–9 классы: программа. — М.: Дрофа, 2014
Интернет-ресурсы.
1. individualnoe_razvitie.doc
2.kopilkaurokov.ru›Биология›Уроки›…-urok-po-fgos
3.urok_metamorfozy_na_sayt.doc
Источник
Развитие ребенка после рождения. Становление личности
Гипермаркет знаний>>Биология>>Биология 8 класс>> Развитие ребенка после рождения. Становление личности
§ 63. Развитие ребенка после рождения. Становление личности
1. Как ухаживают за новорожденным и грудным
2. ребенком?
3. Что происходит при пубертате?
4. От чего зависит темперамент и характер?
5. Как человек вписывается в общество?
Новорожденный и грудной ребенок.
В течение месяца после рождения ребенок считается новорожденным. В это время происходит приспособление его к жизни вне организма матери. Через месяц после рождения и до года ребенок считается грудным. В первый год жизни значительно увеличиваются длина и масса тела, усложняются движения. Ребенок овладевает основами общения. Значительно повышается его устойчивость к неблагоприятным факторам. К году ребенок способен самостоятельно ходить.
Развитие движений необходимо как для физического, так и для психического развития. Пеленать ребенка надо так, чтобы он мог свободно двигать руками и ногами, но не развертываться. Во время бодрствования ребенка желательно класть на живот. При этом у малыша хорошо формируются естественные изгибы позвоночника, и он хорошо будет держать голову.
Молоко матери — лучший продукт для грудного младенца, но с возрастом потребности ребенка расширяются. С 1,5—2 месяцев ребенку дополнительно дают соки, а немного позже — тертое яблоко и овощи. Для предупреждения рахита детям необходимы препараты кальция и витамин И.
Новорожденные и грудные дети не имеют стойкого иммунитета к инфекционным заболеваниям. Поэтому детей надо оберегать от контактов с больными людьми.
Половое созревание (пубертат). С 9—11 лет у девочек и с 11—12 лет у мальчиков начинают изменяться пропорции тела и появляются вторичные половые признаки. Это типичное для мужского и женского тела оволосение, изменение голоса (значительно заметнее — у мальчиков). У юношей более интенсивно развивается плечевой пояс. У девушек развивается тазовый пояс и увеличиваются молочные железы. У мальчиков в ходе полового созревания молочные железы могут слегка увеличиваться и болеть. Но это явление временное и лечения не требует.
В 12—14 лет у девочек начинаются менструации. Это признак того, что в половых железах стали вырабатываться зрелые яйцеклетки. Первое время менструации нерегулярны, но затем менструальный цикл делается устойчивым и обретает свойственную данному организму продолжительность.
Объем выделений из матки при нормальной менструации за весь ее период примерно 50 см3. Это кровь, смешанная с секретом желез, расположенных в слизистой оболочке. Важно знать, что в норме менструальные выделения не свертываются и появление сгустков крови — повод для обращения к врачу.
Поллюции — признак полового созревания у юношей. Поллюции начинаются примерно с 15 лет и свидетельствуют о появлении зрелых сперматозоидов, способных оплодотворить яйцеклетку. Накапливаясь, они время от времени удаляются из организма в составе семенной жидкости. Это нормальное физиологическое явление.
Темперамент.
Еще древнегреческим врачом и философом Гиппократом (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) люди были разделены по темпераменту на четыре типа: меланхолики, холерики, сангвиники и флегматики. Темперамент — врожденная особенность человека.
Человек с меланхолическим темпераментом обладает слабой, легкоранимой высшей нервной деятельностью, способной выдерживать лишь небольшое напряжение. Тем не менее среди меланхоликов встречаются такие незаурядные личности, как французский философ Рене Декарт, англичанин Чарлз Дарвин, русский писатель Николай Васильевич Гоголь, польский композитор Фридерик Шопен. Они сумели преодолеть недостатки своего темперамента и использовать его преимущества: высокую чувствительность нервной системы, тонкую реакцию на малейшие оттенки чувств, глубокие и сильные эмоциональные переживания, отличающиеся большой устойчивостью.
Известно, что два основных процесса определяют поведение человека — возбуждение и торможение. У холериков преобладает один из этих процессов — возбуждение и слаб второй процесс — торможение. Люди этого темперамента обладают сильной нервной системой. Они способны преодолевать значительные трудности, но плохо сдерживают себя, легко «взрываются». Однако это, к примеру, не только не помешало Александру Васильевичу Суворову стать знаменитым полководцем, но и помогло.
Сангвиники и флегматики обладают сильной и уравновешенной нервной системой. У них сильны процессы и возбуждения, и торможения. Разница — в подвижности процессов: у сангвиника возбуждение легко сменяется торможением, у флегматика эта смена происходит труднее.
Сангвиник — человек уравновешенный в своих чувствах и действиях, живой, подвижный, легко приспосабливающийся к обстоятельствам. Однако чувства его не столь глубоки, как у меланхолика. Такой темперамент имели Александр Иванович Герцен, немецкий композитор Вольфганг Амадей Моцарт.
Флегматики — обычно спокойные люди, их трудно вывести из себя. У них невыразительная мимика, замедлено переключение с одного вида деятельности на другой. Настроение у них обычно ровное. Флегматическим темпераментом обладали полководец Михаил Иванович Кутузов и баснописец Иван Андреевич Крылов.
Наряду с делением людей по темпераменту полезно различать их по типу психической деятельности. Иван Петрович Павлов выделил три таких типа: художественный, мыслительный и смешанный.
Люди художественного типа воспринимают предметы в целом, они мыслят образно. Люди мыслительного типа склонны к анализу, словесному описанию, логическому сопоставлению. Однако у многих людей эти склонности выражены примерно одинаково — такие люди относятся к смешанному типу.
Характер — это совокупность устойчивых черт личности, которые складываются в процессе воспитания, деятельности, общения с людьми и обусловливают типичное для данного человека поведение. Зная характер человека, можно в какой-то степени предвидеть его поступки. Если темперамент является врожденным свойством человека, то его характер вырабатывается в процессе жизни путем усиления одних и ослабления других врожденных свойств.
По отношению к другим людям и окружающей обстановке одни люди как бы открыты, нацелены на общение, другие — замкнуты, погружены в себя. Первых называют экстравертами, вторых — интровертами.
В процессе общения человека с другими людьми у него складывается отношение к самому себе, в первую очередь — самооценка. Важно, чтобы между самооценкой и оценкой человека другими людьми, а также его объективными возможностями не было больших различий. В зависимости от достигнутого положения в коллективе и обществе, от удач и неудач в общении или в работе у человека могут развиваться такие черты характера, как скромность или самовлюбленность, самоуверенность или неуверенность в себе, высокомерие или снисходительность.
Важными для каждого человека являются волевые качества: способность довести задуманное до конца, умение противостоять трудностям. Сильная, но неразвитая воля может проявлять себя и отрицательно: человек настаивает на своем вопреки обстоятельствам, не учитывая мнения других людей или просто вопреки здравому смыслу. Это называется упрямством. К сожалению, такие детские черты могут встречаться в характере и некоторых взрослых, полноценных во всех других отношениях людей. Упрямство мешает жить и самому такому человеку, и окружающим.
Индивид и личность.
Словом «индивид» обозначают отдельного человека со всеми его физическими и психическими особенностями. Чем более ярким индивидом является человек, тем больше он выделяется из среды других людей своеобразием и неповторимостью.
Личность — это человек как член общества, обладающий системой уникальных черт, которые определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения, его отношение к окружающим. Личностью человек становится не сразу, а в ходе общения с другими людьми — разными по возрасту, общественному положению, профессии, индивидуальным качествам.
Человек вписывается в общественную группу так. Вначале он приспосабливается к ее порядку (адаптируется), потом пытается внести нечто свое в жизнь группы, проявляет свою индивидуальность. Если это получается, роль человека в группе возрастает и он становится ее постоянным членом, а то и лидером. Не всегда личность проходит все эти стадии, но порядок их прохождения обычно такой. В разных группах один и тот же человек может занимать разное положение.
Ребенок новорожденный и грудной, пубертат, индивид и личность, темперамент и характер, экстраверты и интроверты, самооценка.
1. Как изменяются потребности малыша с возрастом?
2. Какие изменения происходят с юношами и девушками в пубертате?
3. Какие типы темперамента вам известны?
4. Какие бывают характеры?
5. В чем разница понятий «индивид» и «личность»?
6. Какие этапы проходит человек, входя в какую-либо общность людей?
1. Перечислите основные этапы развития человека после рождения.
2. Назовите особенности новорожденного, которые необходимо учитывать при уходе за ним.
3. На рисунке 130 датским художником Херлуфом Бидструпом изображены сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик, реагирующие на одну и ту же ситуацию — смятую шляпу. Используя описания этих темпераментов в тексте § 63, определите, к какому типу темперамента относятся действия человека в 1, 2, 3 и 4-м случаях.
4. Попробуйте оценить какие-либо черты собственного характера.
Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта
Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 8 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 8 класса
Содержание урока
конспект уроку и опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы и интерактивные технологии
закрытые упражнения (только для использования учителями)
оценивание
Практика
задачи и упражнения,самопроверка
практикумы, лабораторные, кейсы
уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный
домашнее задание
Иллюстрации
иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа
рефераты
фишки для любознательных
шпаргалки
юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты
Дополнения
внешнее независимое тестирование (ВНТ)
учебники основные и дополнительные
тематические праздники, слоганы
статьи
национальные особенности
словарь терминов
прочие
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов —
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.
Разработка — Гипермаркет знаний 2008-
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:
Источник