Развитие ребенка по средствам изодеятельности

Лариса Гурок
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей дошкольного возраста

«Художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт произведение искусства».

В. Г. Злотников

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики, креативного и когнитивного мышления в восприятии окружающего мира. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном и ассоциативном развитии ребенка.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей.

Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.

Первые изобразительные занятия с ребенком начинаются с рисования цветными карандашами. Ребенку недостаточно просто дать чистый лист бумаги. Ему нужна ваша помощь в поисках замыслов и их развитию. Чтобы ребенок обращал внимание на красоту окружающей природы, на прогулках следует обращать внимание на красоту неба, деревьев, цветов в соответствии со временем года (презентация «На дворе гуляет осень»).

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации и оригами, конструированию способствует умственному, нравственному, художественно-эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

О значении рисования для умственного развития писал М. И.Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Так, ребенок увеличивает размеры командира, идущего впереди войска, чтобы показать его значительность; любимые предметы раскрашивает в яркие цвета и т. п. Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т. п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы.

В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, креативность, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей (приложение-презентация).

В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг другу. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности, креативно-ассоциативное восприятие мира.

Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке и т. п. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления — яркой картинки, книжки, игрушки, праздничного пейзажа. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.

Нередко толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой, конструированием, оригами. Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке, лепке, живописи производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы.

Читайте также:  Помощь ребенку с проблемами в развитии

И как указывает Б. В.Иогансон:

«Способности человека ждут только толчка, чтобы человек ясно почувствовал свое призвание».

Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога (Приложение 16. Работы педагога).

Организация и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому и креативно-ассоциативному воспитанию детей.

Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок,аккуратное расположение материалов: карандаши аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться. Подносы для красок или обрезков бумаги, стаканы с карандашами или кистями необходимо красиво оформить. Такая обстановка вызовет у дошкольников желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок (приложение-презентация).

Наглядные пособия выполняются на высоком художественном уровне. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статическим положением и определенной позой.

Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей, а также способствуют креативно –ассоциативному восприятию дошкольником окружающего мира по законам красоты

Источник

Анна Ягорь
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

Я работаю воспитателем в МКДОУ «Детский сад № 303 комбинированного вида» более 4-х лет. Педагогический стаж моей работы более 9 лет.

Работая в старшей группе, уделяла внимание развитию творческих способностей детей дошкольного возраста по средствам изобразительной деятельности. Это стало моим приоритетным направлением.

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же, рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.

Общей задачей которых является развитие творческих способностей посредством изобразительной деятельности. Познавая красоту окружающего мира (природа, люди, произведений искусства (как классического, так и народного, ребенок испытывает положительные эмоции,на основе которых возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Методика такова, что она побуждает детей выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка.

Цель моей работы:

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Для развития творчества и систематизации знаний детейя поставила перед собой следующие задачи:

развитие продуктивной деятельности детей (рисование);

-развитие детского творчества;

развивать мелкую моторику рук, восприятие, глазомер, координацию и силу движения, интеллектуальную и творческую активность;

— учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель и др.).

Каждый ребенок с упоением рисует. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая условия, побуждающие ребенка к рисованию, можно разбудить дремлющие до поры до времени творческие возможности. Рисуя то, что нравится и что его интересует, ребенок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он дорожит им и хочет снова и снова испытать его.

Важно еще в детстве научить ребенка художественному видению, которое дает ему возможность осмыслить образы действительности.

Анализируя результаты работы, могу сделать вывод, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и творчество.

Я спланировала свою работу с детьми по художественному творчеству так, чтобы она повысила интерес детей к изобразительной деятельности, научила использовать разные материалы и техники и расширила творческие возможности детей.

Влияние мелкой моторики руки и цвета на развитие ребенка.

Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, особенно в начальной стадии рисования, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно – мышление и речь.

В своей работе я использую различные упражнения и пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики рук: «Пальчики в лесу», «На работу», «Здравствуй!», «Ушки», «Мы делили апельсин», «Строим дом», «Цветок» и многие другие.На основе движений рук создано много известных игр: «Угадай наощупь», «Найди такой же», «Волшебный мешочек». Использую упражнения на развитие зрительного контроля над движениями руки, например, «Продолжи узор», «Обведи контур», «Соедини по точкам» и т. д.

Читайте также:  Как предотвратить развитие аллергии у ребенка

Учитывая особенности детей, которым иногда трудно сосредоточится на выполнении отдельных заданий, видя рассеянность их внимания или усталость,я предлагаю детям физкультминутки такие как: «Отдых наш – физкультминутка», «Мы устали засиделись…», «На лугу», «Дует ветер» и другие.

По- разному относятся дети и к передаче цвета в рисунке. Одни проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка. Дети не считают обязательным, чтобы цвет в рисунке соответствовал реальной окраске предмета. Цвет как бы определяется от вещей и явлений. Тем самым ребенок особо подчеркивает один его признак-красоту. Отношение к цвету с возрастом меняется.

В изобразительной деятельности на детей производят огромное впечатление цвета материалов, которыми они пользуются. Рисовать яркими красками и цветными карандашами, фломастерами, маркерами детям приносит большое удовольствие. В своей работе для развитияцветового восприятия использую дидактические игры: игра – эксперимент «Смешивание цветов», «Какого цвета снег?», «Теплые и холодные», «Заколдованные картинки» и другие.

Таким образом, на основании вышесказанного, можно сделать вывод, что на протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики руки и цвет играют немало важное значение для развития творчества детей. Техника рисования пальчиком, ладонью способствует расслаблению мышц рук. А цвет стимулирует желание детей взять в руки карандаш или кисть и начать рисовать; непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой помогают развивать фантазию, творчество и воображение.

В работе я использую следующие методы и приемы:

1. Эмоциональный настрой (использую музыку для представления воображаемой ситуации, сопровождения процесса рисования).

2. Художественное слово. Сколько точек соприкосновения можно найти между словом и изобразительным искусством. Эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, которые помогают детям осмыслить свои чувства, прежде чем взять кисти и краски.

3. Педагогическая драматургия. С детьми часто путешествуем в сказочный или воображаемый мир.

4. Для детей использую метод творческой визуальности. Дошкольники удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, и слушают спокойный голос воспитателя, который помогает представить воображаемую картину, которую потом дети воплотят в своих рисунках.

5. Игра-один из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка. В. А.Сухомлинский писал: «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Дети легко принимают условия игры-рисования.

Вначале мы мысленно отправляемся в сказочную ситуацию: в подводный мир, в гости к Золушке, к королеве…. Погуляв в «сказке», мы рисуем «увиденное», точнее представленное.В игре легко направлять внимание ребенка на важные нравственные понятия: «добро и зло», «хорошо и плохо». Использую игры «Найди лишнее», «Волшебные картинки», «Дорисуй» и т. д.

Принемала участие в город мастеров со своей темой: «Декаротивно -прикладное искусство, роспись разделочной доски».

Так же разработала перспективный план кружка «Акварелька» по изо деятельности с детьми старшей группы с использованием декоративно прикладного искусства, так как считаю что этому уделено мало внимания.

Эффективное обучение невозможно без опоры на познавательные интересы детей.В стимулировании и воспитании познавательных интересов особую роль играют:

1. Содержание материала с учетом индивидуальных особенностей детей.

2. Методы организации образовательной деятельности.

3. Уровень эмоциональности образовательной деятельности.

4. Привлекательность с эстетической точки зрения.

При планировании учитываю возрастные особенности, подготовленности детей. Самое главное-не навязывать ребенку свою помощь, дать ему возможность рисовать, так как ему нравится. Иначе мы рискуем внушить ребенку, что он «ничего не умеет делать, так как надо». А ведь перед нами творческая личность.

Обязателен просмотр и анализ детских работ-это важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учат его задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей и как оценивается.

В группе создана художественно-эстетическая развивающая среда:

-отведено место для творчества;

-есть необходимая наглядность;

-средства и материалы для рисования;

-использую художественное слово;

Развивая интерес к рисованию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. Работаю и индивидуально с каждым ребенком и по подгруппам. Я не прошу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, совершенствовать.

Свою работу строю на следующих принципах:

1. От простого к сложному.

Читайте также:  У ребенка были выявлены нарушения умственного развития

2. Принцип наглядности. Он выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается

на восприятие или представление.

3. Принцип индивидуализации -обеспечивает развитие каждого ребенка.

Художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Я учу детей рисовать с помощью мятой бумаги, жесткой кистью, методом тычка, ладонью, кончиком пальца и т. д. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же, при использовании различных материалов, можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности. Если принести с прогулки несколько листочков или травинок, уложить их на лист бумаги, сверху накрыть тонким слоем гуаши, а затем окрашенной стороной положить на подготовленный лист бумаги, то получится ОТПЕЧАТОК. Используя эту технику, можно делать открытки к празднику. В работе с детьми я использую метод, который не требует от детей профессионального изображения-это метод «ТЫЧКА». Здесь необходима густая гуашь и жесткая кисть.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка. Выставка — очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. Одной из форм выставки, на которой можно использовать все работы, являются украшение зала к праздникам и досугам. Такие выставки очень радуют детей и их родителей. Рисунки и поделки детей выставлялись для родителей и воспитателей, в приемной группы и так же в холе детского сада.

В результате наблюдения за детьми в совместной деятельности и самостоятельной во второй половине дня. Результаты показали, что в начале года был низкий уровень, в середине поменялся, в конце года преобладает высокий уровень.

Работа с родителями.

Большое влияние на развитие у детей творческих способностей играет взаимодействие с родителями. Работая с ребенком, постоянно сталкиваешься с родителями детей. Каждый успех ребенка в творчестве и личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу родителей, что для него очень важно. Я использую возможность общения с родителями, и это одна из моих задач-установить доверительное отношение с ними. Результаты детского творчества родители могут увидеть на выставках детских рисунков.

С родителями провожу следующую работу:

1. Учитывая разную исходную базу личностного развития ребенка, не сравнивать детей друг с другом;

2. Находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить от души детей;

3. Уметь устанавливать доверительные, доброжелательные отношения.

4. По возможности привлекать родителей к творческо-образовательному процессу.

Провожу с родителями консультации и беседы, мастер класс, устраиваю выставки рисунков детей, задаю домашнее задания для совместного творчества детей и родителей, изготавливаю папки- передвижки, например, «Нетрадиционные способы рисования», «Дети любят рисовать», «Почему ребенок должен рисовать» которые знакомят родителей с различными способами нетрадиционного рисования, со значением развития мелкой моторики рук. Выступала на родительских собраниях и провела собрание на тему «Художественно-творческое развитие детей в семье».

Заключение.

Таким образом,на основе проделанной работы можно говорить о результатах проделанной работы: у детей возрос интерес к рисованию и нетрадиционной технике рисования. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие «живых» впечатлений и возможность все необходимое делать своими руками – рисовать. В играх с красками у детей появился интерес к цвету. Они различают многие (не только основные) цвета и оттенки. В играх – экспериментах научились смешивать цвета для получения новых. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения. Рисунки живут, дышат, улыбаются. А дети обрели уверенность в себе. Робкие преодолели «боязнь чистого листа бумаги» и начинают чувствовать себя маленькими художниками. Если раньше некоторые дети испытывали трудности в общении, не могли сразу договариваться о совместной работе, то сейчас эти проблемы практически устранены. Возрос интерес и желание рисовать.

Творчествообогатило жизнь ребенка новыми переживаниями и чувствами: преодолев трудности, ребенок испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат – своим рисунком он доставляет удовольствие другим. Это вызвало у детей новое желание, новое стремление к более полному, творческому выражению чувств, мыслей и настроений, способствовало всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. Процесс рисования несет в себе психотерапевтические элементы. Присутствие рядом педагога, родителя делает процесс рисования успокаивающим, на лист бумаги выплескиваются переживания, и дети освобождаются от них. Рисование помогает снимать напряжение.

Источник