Развитие ребенка по системе смирновой

Развитие ребенка по системе смирновой thumbnail

Развитие ребенка по системе смирновой

Смирнова Е.О.

Смирнова Елена Олеговна (1947 г., Москва) — российский учёный, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития. Научный руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета.

Смирнова Е.О. является членом Российского психологического общества (РПО), членом Ассоциации детских психиатров и психологов (АПП), членом Международного общества исследователей развития поведения (International Society for Study Behavioral Development ISSBD). Она является членом двух специализированных диссертационных учёных советов, а также экспертом научно-технической сферы ФГБНУ НИИ «Научно-исследовательский институт — республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы».

Она участвует в деятельности редколлегий журналов «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы» и «Дошкольное воспитание», редакционного совета журнала «Психологическая наука и образование».

Смирнова Е.О. работает и в сфере практической психологии: как научный руководитель ДОУ №2030 г. Москвы и методист ГОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Малыш».

Смирнова Е.О. на видео

Книги (5)

Развитие ребенка по системе смирновойВоспитание малыша в семье от рождения до трех лет. Советы психолога

Соавтор: Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н.

Первые три года жизни — важный и ответственный этап в развитии ребенка.

В это время закладывается фундамент личности, основы будущих качеств и способностей. Однако родителям часто не хватает знаний о развитии психики и личности малыша. Данное пособие восполняет этот пробел. Его авторы — психологи, много лет изучавшие развитие ребенка.

В книге молодые родители найдут необходимую информацию о психическом и личностном развитии ребенка, множество полезных советов по его воспитанию.

Детская психология. Учебник для вузов

Учебник содержит системное изложение курса детской психологии, в котором представлены основные понятия и теории детского развития, раскрываются закономерности психического развития ребенка от рождения до окончания дошкольного детства.

Развитие ребенка рассматривается в контексте его общения со взрослым, особый акцент делается на роли взрослого в каждый возрастной период. Содержащаяся в книге информация поможет читателю в создании базового психологического знания, необходимого для понимания ребенка, педагогической работы и общения с детьми.

Развитие ребенка по системе смирновойДиагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет

Соавторы: Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю.

В настоящем методическом пособии для психологов предлагается новый подход к диагностике психического развития детей.

Предметом диагностики является общение со взрослым и ведущая деятельность. Выделяются четыре возрастных периода и дается их психологическая характеристика. Для каждого периода представлены методики, выявляющие уровень развития ребенка. Описание каждой методики содержит характеристику измеряемых параметров и показателей, включает диагностические ситуации, шкалы оценки параметров и показателей, протоколы регистрации данных, а также рекомендации по составлению заключений по результатам диагностики.

Развитие ребенка по системе смирновойМежличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекции

Соавтор: Холмогорова В.М.

Пособие посвящено психолого-педагогическим аспектам межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Представлены диагностические методы и методики, выявляющие особенности детских отношений. Особое внимание уделяется психологической характеристике проблемных форм отношения к сверстникам (агрессивности, застенчивости и пр.). Подробно описана оригинальная система игр, направленных на развитие межличностных отношений дошкольников.

Развитие ребенка по системе смирновойРодители и дети: Психология взаимоотношений

Соавтор: Савина Е.А.

В книге «Родители и дети: Психология взаимоотношений» раскрываются различные аспекты проблемы детско-родительских отношений, дается характеристика их структуры и генезиса.

Рассматривается влияние родительского отношения на психическое развитие ребенка. Книга представляет собой обобщение современных зарубежных и отечественных исследований, а также экспериментальных исследований авторов.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Добавить отзыв

Источник

Стр. 35

Проба 3 . В течение 1 минуты повторяется первая экспозиция, но взрослый время от времени (примерно 3 раза) встряхивает (или сжимает) игрушку, заставляя ее издавать звуки.

Проба 4. Игрушку приближают к ребенку так, чтобы он мог до нее дотронуться, взять в руки, поднести ко рту. Если ребенок не тянется к игрушке, взрослый вкладывает предмет в его руку и придерживает,пока ребенок активно не захватит его. Проба длится 1—2 минуты. Если младенец роняет игрушку и беспокоится, стараясь ее достать, взрослый снова вкладывает ее в ручку ребенка. Если же, выпустив игрушку, младенец не делает попыток ее достать, проба прекращается.

Проба 5. Игрушку прикладывают к губам ребенка в течение 1 минуты.

Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе. (Форма протокола приводится в прил. 1.)

Отмечаются компоненты комплекса оживления, наличие или отсутствие движений глаз, рта, руки. Проявление комплекса оживления регистрируется только в тех случаях, когда ребенок смотрит на предмет или переводит взгляд со взрослого на предмет. Если младенец адресуется только ко взрослому, комплекс оживления в протоколе не регистрируется, в примечании делается соответствующая пометка («адресуется ко взрослому»). В протоколе проставляется максимальное значение выраженности каждого параметра в конкретной пробе. После окончания диагностической процедуры определяется максимальный балл из зафиксированных во всех пробах.

Шкалы оценки параметров познавательной активности в первом полугодии жизни

Параметры познавательной активности Критерии оценки параметров Баллы
Интерес ребенка к предметам Отсутствует: ребенок не ищет внешних впечатлений, не смотрит на игрушку или скользит по игрушке безразличным взглядом. 0
Слабый: ребенок время от времени посматривает на игрушку и снова отвлекается. 1
Средний: ребенок фиксирует взглядом или рассматривает игрушку без выражения сосредоточенности и интереса. 2
Сильный: смотрит сосредоточенно, пристально всматривается, замирает, выражает интерес или удивление, не отвлекается 3
Положительные эмоциональные проявления Улыбка: Отсутствует. 0
Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойнй мимикой. 1
Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики. 2
Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех. 3
Двигательное оживление: Отсутствует. 0
Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками илиножками. 1
Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок. 2
Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса. 3
Вокализации: Отсутствуют. 0
Тихий однократный голосовой звук. 1
Эпизодические голосовые звуки. 2
Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные вскрики. 3
Познавательные действия Зрительные действия: Отсутствуют (ребенок не фиксирует взгляд на предмете). 0
Ребенок фиксирует взгляд на предмете. 1
Ребенок прослеживает взглядом движение предмета. 2
Ребенок рассматривает предмет с видимым передвижением взора по объекту, наблюдает за его перемещением. 3
Оральные действия: Отсутствуют. 0
Ребенок ощупывает предмет губами и языком, кусает, захватывает деснами, лижет языком. 1
Мануальные действия: Отсутствие мануальных действий. 0
Ребенок прикасается к приложенному к руке предмету ладонью, пальцами, рефлекторно схватывает. 1
Ребенок ощупывает, похлопывает, охватывает, царапает предмет, приложенный к руке. 2
Ребенок протягивает руку к предмету, схватывает предмет, манипулирует игрушкой. 3

Анализ результатов и составление заключения

Источник

Шкалы оценки выраженности компонентов комплекса оживления

Компоненты комплекса оживления

Критерии оценки компонентов

Баллы

Развитие ребенка по системе смирновой

Как минимум стоит попробовать, потому что:

  • Более 80 курсов для обучения
  • Всего 20 минут в день на занятия
  • Персональный преподаватель

Узнать детали

Сосредоточение

Отсутствует:рассеянный, блуждающий взгляд.

Слабое:кратковременное неполное замирание, взгляд на взрослого.

1

Среднее:неполное замирание со взглядом на лицо или глаза взрослого.

2

Сильное: полное замирание, длительный сосредоточенный взгляд в глаза взрослого.

3

Улыбка

Развитие ребенка по системе смирновой

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

Тема работы

Email для связи

Отсутствует.

Слабая:кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойной мимикой.

1

Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики.

2

Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех.

3

Двигательное оживление

Отсутствует.

Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками или ножками.

1

Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок.

2

Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса.

3

Вокализации

Отсутствуют.

Тихий однократный голосовой звук.

1

Эпизодические голосовые звуки.

2

Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные призывные вскрики.

3

Шкалы оценки параметров общения в первом полугодии жизни

Параметры общения

Критерии оценки параметров

Инициативность (определяется в ситуации «Пассивный взрослый»)

Отсутствует: ребенок не проявляет интереса ко взрослому или пассивно выжидает обращения.

Слабая: ребенок однократно проявляет комплекс оживления (КО), затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому.

1

Средняя: ребенок эпизодически проявляет КО, в промежутках отвлекается.

2

Высокая: младенец многократно или непрерывно проявляет КО, отвлечения отсутствуют.

3

Чувствительность к воздействиям взрослого (определяется в ситуациях «Чистое общение» и «Общение на руках у взрослого», а также при сопоставлении комплекса оживления во всех 3 ситуациях)

Отсутствует: ребенок ни в одной из ситуаций не проявляет КО в ответ на воздействия взрослого.

Слабая: ребенок однократно проявляет КО, затем отвлекается и теряет интерес ко взрослому.

1

Средняя: ребенок изредка проявляет КО в ответ на обращения взрослого, некоторые воздействия оставляет без внимания.

2

Высокая: ребенок проявляет КО в ответ на каждое воздействие взрослого; интенсивность КО у младенца выше при пассивности взрослого, чем в период воздействия взрослого (ребенок затихает при воздействиях взрослого и оживляется во время каждой паузы); состав КО у ребенка различен в разных ситуациях общения.

3

Средства общения (определяются по характеристикам компонентов КО во всех ситуациях)

Отсутствуют: ребенок ни в одной пробе не проявляет КО.

Обедненный репертуар коммуникативных средств: в составе КО у ребенка стабильно отсутствует 1 и более компонентов во всех 3 пробах.

1

Недостаточное владение средствами общения: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, по при этом максимальное значение выраженности 1 или более компонентов равно 1 баллу.

2

Достаточный уровень владения средствами общения: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компонента, но при этом каждый компонент достигает выраженности не менее 2 баллов.

3

Анализ результатов и составление заключения

На основании данных первичного протокола наблюдений и в соответствии с приведенными выше показателями производится оценка параметров общения, которая вносится в заключение об уровне развития общения у ребенка.

Заключениеоб уровне развития коммуникативной деятельности состоит из трех частей. В первой части дается качественное описание параметров общения. Во второй — соотносится оценка параметров развития общения с возрастом ребенка и делается общее заключение об уровне развития общения. До 1,5 месяцев отсутствие или низкий уровень показателей параметров общения считается нормой. От 1,5 до 2,5 месяцев нормальными являются низкие и средние показатели После 2,5 месяцев отсутствие или низкие показатели какого-либо параметра общения свидетельствуют о задержке либо отклонении в развитии общения. Начиная с 3-3,5 месяцев для здорового ребенка, воспитывающегося в нормальных условиях, характерен высокий уровень всех параметров общения. В третьей части заключения психолог должен проанализировать причину задержки в развитии общения и дать родителям и воспитателям соответствующие рекомендации. Прогнозируя при выработке рекомендаций ход дальнейшего развития ребенка, следует учитывать соотношение различных параметров общения.

Заключение психолог составляет с целью фиксации диагностических данных в процессе отслеживания развития ребенка. Такое заключение передается также специалистам, к которым в случае необходимости ребенок направляется.

Шкалы оценки параметров познавательной активности в первом полугодии жизни

Параметры познавательной активности

Критерии оценки параметров

Баллы

Интерес ребенка к предметам

Отсутствует: ребенок не ищет внешних впечатлений, не смотрит на игрушку или скользит по игрушке безразличным взглядом.

Слабый: ребенок время от времени посматривает на игрушку и снова отвлекается.

1

Средний: ребенок фиксирует взглядом или рассматривает игрушку без выражения сосредоточенности и интереса.

2

Сильный: смотрит сосредоточенно, пристально всматривается, замирает, выражает интерес или удивление, не отвлекается

3

Положительные эмоциональные проявления: улыбка

Двигательное оживление

Вокализации

Отсутствует.

Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойнй мимикой.

1

Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики.

2

Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех.

3

 Отсутствует.

Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками илиножками.

1

Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок.

2

Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса.

3

Отсутствуют.

Тихий однократный голосовой звук.

1

Эпизодические голосовые звуки.

2

Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные вскрики.

3

Познавательные действия

Оральные действия:

Мануальные действия:

Зрительные действия: Отсутствуют (ребенок не фиксирует взгляд на предмете).

Ребенок фиксирует взгляд на предмете.

1

Ребенок прослеживает взглядом движение предмета.

2

Ребенок рассматривает предмет с видимым передвижением взора по объекту, наблюдает за его перемещением.

3

Отсутствуют.

Ребенок ощупывает предмет губами и языком, кусает, захватывает деснами, лижет языком.

1

Отсутствие мануальных действий.

Ребенок прикасается к приложенному к руке предмету ладонью, пальцами, рефлекторно схватывает.

1

Ребенок ощупывает, похлопывает, охватывает, царапает предмет, приложенный к руке.

2

Ребенок протягивает руку к предмету, схватывает предмет, манипулирует игрушкой.

3

Анализ результатов и составление заключения

Заключение об уровне развития познавательной активности делается на основании обобщения показателей выраженности отдельных параметров.

Высокий уровень познавательной активности отмечается, если все показатели ее параметров имеют оценку 3 балла.

Средний уровень развития познавательной активности определяется, когда показатели параметров измеряются средними баллами или одни из них имеют высокие баллы, а другие — более низкие. Психолог должен проанализировать, по каким параметрам и показателям выявилось отставание, соотнести их с возрастом ребенка и сопоставить данные диагностики познавательной активности с данными диагностики развития общения.

Отсутствие и низкий уровень развития познавательной активности констатируются, если все или большинство ее параметров получили нулевую оценку, что свидетельствует о серьезной задержке в психическом развитии ребенка.

После анализа результатов диагностики психолог составляет заключение.

Источник