Развитие ребенка по месяцам первые фразы

Развитие ребенка по месяцам первые фразы thumbnail

Главная
Развивающие методики
Развитие речи у детей

Первые фразы. Развитие речи у детей. Структура фраз у детей. Особенности артикуляции, грамматические особенности речи у детей.

Рекомендуем родителям и специалистам:

   — Развитие речи у детей

Ребенок начал произносить первые фразы

Во второй половине второго года жизни ребенка происходит много важных событий. Одним из них является то, что малыш научается связывать два слова в фразу. «Мама, ди!» (иди) — сказала в 1 год 6 месяцев Ляля И.; «Мама, дай!» — совершенно четко произнесла в 1 год 6 месяцев Ира П.; первая фраза Игорька К. в 1 год 8 месяцев была: «Баба, катяй!» (качай).

Соединение двух слов в фразу — очень большое усложнение в деятельности мозга: на каждое слово («мама», «иди», «дай» и т. д.) была уже выработана система условных связей, а теперь происходит объединение таких систем в более сложные — это более высокий уровень деятельности мозга, которую физиологи называют синтезом.

У девочек соединение слов в фразы происходит несколько раньше, у мальчиков — на два-три месяца позже, но ход процесса совершенно одинаков. Как в усвоении первых слов, так и в их объединении в фразы очень большую роль играют потребности, желания ребенка. Он зовет мать, просит еду или какой-то привлекающий его предмет, т. е. формирование первых фраз имеет ярко выраженную эмоциональную основу.

Несколько позже, обычно в 2 года — в 2 года 3 месяца, появляются фразы с отрицательным значением. Мариша К. в 2 года сказала: «Ам-ам не!» — отстраняя при этом от себя тарелку с кашей. Сережа П. в 2 года 2 месяца отказывался пить рыбий жир: «Котю не! Котю не!» (не хочу). До двух лет отказ есть, принимать лекарство, что-то делать осуществляется только с помощью жестов, но после двух лет к отрицательным реакциям, выражаемым жестами, присоединяется и слово.

На третьем году жизни у ребенка появляются и фразы из трех слов, которые тоже носят по преимуществу характер просьб, требований, зова. «Таня дай ням!» — просит Танечка Т. 2 лет 3 месяцев. «Витя хотет гуя» (Витя хочет гулять), — заявил Витя О. в этом же возрасте.

Наряду с фразами, выражающими потребности, в это же время у ребенка появляются фразы, отражающие какие-то наблюдения, соображения. «А тюлётьки сасём мокие» (а чулочки совсем мокрые), — констатирует факт Мариша К. в 2 года 2 месяца. Сережа Б. в 2 года 3 месяца наблюдал, как двое малышей ходили по луже, и оценил их поведение: «Нехаёсие детки!» (нехорошие детки).

Раз начавшись, процесс объединения слов в фразы развивается далее очень бурно. Почти каждый день можно услышать от ребенка все новые и новые фразы. Однако родители и персонал детского учреждения должны помнить, что ребенок постоянно нуждается во внимании: если вы ответите ему, скажете несколько слов и т. д., то малыш будет охотно говорить. Если же он не получает ответа или ответы ваши односложные, неэмоциональные, то интерес к речевой деятельности теряется, и ребенок умолкает.

Еще одно важное событие в развитии речи детей происходит в этот же период: дети открывают, что все вокруг имеет свое название, имя — каждый, каждый предмет! Ребенок с жадностью спрашивает: «Что это?»- и узнает, что это — собака, это — троллейбус, это — водосточная труба и т. д. и т. д.

Наблюдая детей первых лет жизни, вы можете убедиться в том, какая у них жажда узнавать новые и новые названия для каждого предмета. Они так хотят знать больше названий -вы только скажите им! Именно это и обеспечивает развитие у маленьких детей все более и более высоких степеней обобщения при помощи слов.
Но и это скоро перестает удовлетворять малышей: вот бежит собака, а как ее зовут? А вон идут девочки — как их зовут? Иначе говоря, от общих понятий — собака, девочка, птица ребенок переходит к конкретизации, уточнению своих знаний. Еще И. М. Сеченов подчеркивал, что чем больше «отдельностей» представляет мир для ребенка, тем глубже и шире его знания.

На третьем году жизни наряду с вопросом: «Что это?» то и дело ребенок спрашивает: «Как его зовут?» Это относится к человеку, который прошел мимо, к воробью, который купается в луже, к коту, сидящему на чьем-то окне.

Мариша К. в 2 года 2 месяца ехала в трамвае с бабушкой и все время задавала вопрос: «Как зяют?» (как зовут?) — показывая то на кого-то из пассажиров, то на прохожих на улице. Увидев селедку, торчавшую из сумки стоявшей рядом женщины, Мариша и про нее спросила: «Как зяют сеёдку?»

Обратите внимание, что уже в этот период происходит связывание слов в определенном, стереотипном порядке — в том, какой подсказывается взрослыми в их речи. Уже эти первые двух-трехсловесные предложения маленьких детей есть обучение речевым шаблонам на практике.

Дети очень точно воспроизводят не только структуру фраз, которые они слышат от взрослых, но и особенности артикуляции, грамматические особенности речи.

Ирочка Р. с годовалого возраста находилась в основном на попечении няни, которая говорила очень неправильно. В 2 года 2 месяца от девочки можно было услышать: «Я хожу ножкам (вместо «ножками»), «Хочу к мамы» (вместо «к маме»), «На ручки к папы» и т. п. Толик Н. 3 лет на вопрос, чем его кормит мама, ответил: «Булкам, колбаскам», — мальчик тоже большую часть времени проводит с няней, которая говорит неправильно. Игорь К. в 2 года приехал на дачу, где дети хозяев называли родителей «папаня» и «маманя» — через некоторое время мальчик стал тоже называть так своих родителей.

В случаях, подобных таким, необходимо поправлять ребенка, стараться давать ему образцы правильной речи и вызывать его на повторение их. При этом не нужно смеяться над ребенком или упрекать его в том, что он говорит неправильно; надо спокойно поправить его и постараться добиться повторения (хорошо, если многократного) в ситуации игры. Например, предложить ребенку бежать от стола к маме, потом к папе, сидящим в стороне от стола, и при этом говорить: «А ну-ка, беги к маме! А теперь беги к папе! Куда ты бежишь?»- заставляя ребенка повторить: «К маме! К папе!»

После нескольких таких игр малыш обычно усваивает правильные грамматические формы и даже пытается поправлять тех, кто их искажает. Няня Игоря К. (3 года 6 месяцев) говорила: «калидор», «транвай», «мы попивши чаю» и т. п. Мальчик начал повторять вслед за няней такие слова и выражения, но родители каждый вечер играли с ним, выправляя их; через некоторое время Игорь не только стал говорить правильно сам, но и начал поправлять няню: «Не транвай, а трамммвай! Скажи — трамммвай!» и т. д.

Совершенно так же, как при усвоении отдельных слов, при связывании слов в фразы могут получиться неправильные «соединения», которые закрепляются. Рома X. часто слышал разговоры по телефону, и слова «алло, слушаю» соединились у него очень прочно. В возрасте около 3 лет мальчик стал часто употреблять эти слова в разговоре, например: «Аллослушай, мама, где мячик?», «Аллослушай, баба, что я тебе скажу!» Как-то мама обратилась к нему: «Ты слышишь, что я тебе говорю?» Рома ответил: «Конечно, аллослышу».

Несмотря на то что артикуляция многих звуков представляет еще для ребенка трудности, построение фраз у него становится все сложнее. Интересно, что дети не только быстрее усваивают слова и фразы, выражающие их потребности, желания, но и артикуляция, интонационный рисунок этих фраз совершенствуются гораздо быстрее, чем тех слов и фраз, которые индифферентны для них.

Венгерский психолог Ю. Кадар изучала развитие артикуляции, интонаций в фразах вопросительных, повелительных, повествовательных, просительных и т. д. у детей первых лет жизни; одновременно у них регистрировались двигательные реакции, дыхание. Оказалось, что те фразы, которые были, как говорит Ю. Кадар, «эмоционально насыщенными», сопровождались сильными изменениями дыхательных и двигательных реакций, формирование артикуляторных механизмов, интонаций шло гораздо быстрее. Какие же фразы являются «эмоционально насыщенными»? Те, которые содержат просьбу, требование! Фразы повествовательные появляются позже, и их артикуляция, интонационные характеристики долго остаются на более низком уровне развития. Эти факты показывают, насколько тесно развитие речи связано с развитием всей нервной деятельности ребенка, разных ее уровней.

Источник: книга М. Кольцовой «Ребенок учится говорить»

Уважаемые
родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании
сайта games-for-kids.ru,
то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас.
Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством
бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь
вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти
у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению,
поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания
разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников.
Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно
посмотрите специальный раздел сайта «Сюжетные
картинки для развития речи». Здесь вы сможете
скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления
рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки,
связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями.
Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

развитие речи у детейУпражнения для развития речисюжетные картинки для развития речи

Видео — Букварь на YouTube

Поделки ко дню космонавтики

Источник

На втором году жизни происходит бурное речевое развитие ребенка. Адекватные реакции на словесные сигналы возникают у малыша к 10-12 месяцам. В возрасте 9-18 месяцев он произносит первые слова. К 2 годам карапуз уже умеет составлять простые фразы из двух слов. Подобно взрослым, осваивающим иностранный язык, годовалые крохи гораздо больше понимают, чем могут словесно выразить. Мама и папа должны помогать своему чаду в освоении речи. Это важно и для общего развития малыша, и для налаживания взаимопонимания между ним и близкими людьми.

Развитие речи у детей: первые слова

Развитие речи у детей: первые слова

Если до года деятельность малыша сводилась к эмоциональному общению с мамой, то после года в его жизни наступает новый период: активное передвижение в пространстве, манипуляции с предметами, приобретение некоторой степени автономии. В предметной деятельности возникает смысловое обозначение вещей и действий. Интересно, что одни малыши предпочитают слова, обозначающие людей и предметы — существительные, другим больше нравятся глаголы — описание действий: дай, уйди, хочу.

В 1-2 года дети любят указывать пальчиком на какой-либо предмет со звуком «ы?». Считается, что это незавершенное хватательное движение: кроха протягивает ручку, стремясь схватить удаленный объект. Родители обычно интерпретируют этот жест, как вопрос «что это?» и принимаются объяснять, как предмет называется и для чего он нужен. И это правильное поведение. Видя указующий жест, нельзя одергивать малыша. Нужно воспринимать это как приглашение к разговору: чем чаще родитель будет рассказывать своему ребенку про всё, что он видит вокруг, тем быстрее пополниться его пока еще пассивный словарный запас.

Комментарии по поводу заинтересовавших ребенка предметов рекомендуется подкреплять тактильными ощущениями. Пусть ребенок прикоснется к дереву или цветку, с которыми его только что «познакомили». У него лучше отложиться в памяти название часиков, расчески или чашки, если он подержит их в руках. С ребенком нужно не стесняться все время разговаривать не только дома, но и на улице. Необходимо не просто называть предметы, а объединять их с прилагательными и глаголами: «красное вкусное яблоко», «папа пьет молоко», «возьми желтую шапочку», «у девочки красивое синее платье». Обсуждать можно как реальные вещи, так и их изображения на картинках — годовалый малыш уже в состоянии соотнести образ с предметом.

В начале второго года развития детям свойственно связывать слово с конкретным объектом: если говориться «кукла», то имеется в виду только эта кукла, а не какая-нибудь другая. Но к концу второго года жизни малыши постепенно приучаются обобщать, то есть обозначать одним словом группу схожих предметов: кукла — это уже не только эта кукла, но и любая другая. Способность к обобщению формируется быстрее, если ребенку не просто показывают предметы, а учат действовать этими предметами и одновременно проговаривают, какие действия выполняются: «Миша надевает шапку», «Дима гладит кошку», «Ирочка ест кашу». К ребенку нужно чаще обращаться с просьбами: «принеси книгу», «дай мне книгу», «найди картинку в книге», «положи машинку на стол», «возьми куклу» и т. д.

Речевое развитие ребенка: первые фразы и развитие мелкой моторики

Речевое развитие ребенка: первые фразы и развитие мелкой моторики

Первые полноценные фразы могут прозвучать уже в полтора года. Обычно это повелительные или вопросительные предложения: «мама, пить!», «папа, дай!», «киса где?», «мама, иди». К двум годам малыш начинает склонять существительные по падежам. После произнесения первых предложений речевое развитие ребенка протекает очень интенсивно: с каждым днем фраз становится все больше. Здесь важно показать ребенку, что его речь понятна. Если малыш плохо выговорил слова, их нужно сразу же «перевести»: повторить за ним, произнося правильно.

Усвоить множество новых слов помогают сюжетные игры. Игрушки могут выполнять разнообразные действия: ходить, гулять, прыгать, спать, есть. Руководя куклой (зверюшкой, машинкой) или наблюдая, как это делает ребенок, нужно обязательно комментировать: «зайка поел», «кукла Настя одевается», «машинка едет». Разыгрывая сценки с игрушками, можно петь песенки, читать стишки и потешки. Стишками-приговорками (потешками) рекомендуется сопровождать любой режимный процесс: умывание, одевание, купание и т. д. Например, когда ребенок кушает, можно приговаривать так:

  • Это — ложка,
  • Это — чашка.
  • В чашке — гречневая кашка.
  • Ложка в чашке побывала —
  • Кашки гречневой не стало!

Полноценному речевому развитию ребенка способствует выполнение упражнений, в которых отрабатываются мелкие движения рук. Давно замечено, что развитие мелкой моторики ускоряет освоение речевых навыков. Чтобы детские пальчики стали ловкими, можно использовать такие игры:

  • Взять несколько небольших пластиковых банок, внутрь положить игрушки и закрыть крышки. Ребенок должен отвинтить крышки и достать игрушки.
  • Научить малыша цеплять яркие прищепки на край банки или коробки, а потом забрасывать прищепки в эту же банку.
  • Прятать маленькие игрушки в емкостях с крупами или горохом, а затем разыскивать их там на ощупь.

Для развития мелкой моторики можно дать малышу листы бумаги, чтобы он их комкал и рвал. Подойдет и поверхность, усыпанная мукой, — на ней можно пальчиками рисовать узоры. Если снабдить ребенка множеством коробочек с крышками, он будет с удовольствием снимать крышки и прятать там свои кубики, прищепки, игрушки.

Почему малыш не говорит?

Почему малыш не говорит?

Дети могут поздно начать разговаривать по нескольким причинам: генетическая предрасположенность, плохое развитие двигательных способностей (мелкая моторика), дефицит вербального общения с родителями. Тормозят развитие речевых навыков родовые травмы, негативные воздействия во время внутриутробного периода, перенесенные серьезные болезни.

Если ребенок в возрасте от 1 года до 2 лет не заговорил, но при этом активно лепечет, жестикулирует, эмоционально реагирует на слова взрослых, то, вероятно, беспокоиться не стоит — кроха скоро заговорит. Хуже, если ребенок играет в однообразные игры, совершает стереотипные движения, не считывает эмоции родителей, не всегда реагирует на звук своего имени и обращенные к нему вопросы — все это является поводом обратиться к специалистам.

Источник