Развитие ребенка по месяцам от года до трех лет

Развитие ребенка по месяцам от года до трех лет thumbnail

Достигнув возраста в 1 год, ребенок переходит от материального удовлетворения своих потребностей к интеллектуальной пище: малыш активно развивается в психологическом и социальном плане. Еда и сон обеспечивают его физиологические потребности, но весь период бодрствования направляется на накопление и совершенствование умственных способностей. Конечно же, он продолжает расти и крепнуть телом. Большую роль играет и грамотное воспитание, которое дают малышу родители.

Показатели физического развития

Если первый год жизни ребенок рос и развивался нормально, то к 1 году его вес должен увеличиться в три раза по сравнению с тем, сколько он весил при рождении. Прибавляет малыш и в росте. По статистике, к первоначальному росту, с которым малыш родился, прибавляется примерно 25-29 сантиметров. Происходит развитие головного мозга: в год его объем должен составлять 60% от объема мозга взрослого человека.

Двигательные навыки

Арсенал двигательных навыков, с которым дети встречают свой первый год после рождения, позволяет говорить о возросшей самостоятельности маленького человечка. Многие детки к этому времени уже начинают ходить. Если же ваш малыш еще не пошел, не пропустите момент его первых шагов. Снимите на камеру событие, которое переводит жизнь ребенка на новую ступень.

В возрасте около года малыш переходит на принципиально новую ступень развития – он начинает осваивать самостоятельные шаги и становится менее зависимым от мамы и папы

Развивается мелкая моторика:

  • Ребенок берет еду ручками, учится держать ложку.
  • Помогает маме листать странички книжек, которые ему читают.

Одеваясь, подает ручки и ножки. Распознает назначение бытовых предметов, знает, для чего нужна расческа, веник или телефон. Пытается повторить манипуляции взрослых с этими предметами. Движения могут быть неловкими, но они явно осознанные. Еще далеко до того момента, когда ваше чадо полностью избавится от родительской опеки, но без вас ему и не прийти к самостоятельности.

Особенности развития

После того как ребенку исполнится год, частота посещений педиатра сокращается – как правило, профилактические осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца (см. также: каким в норме должен быть ребенок в 2 года и 2 месяца?). Связан такой регламент с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Часто психология выходит на первое место по отрицательному результату. Происходит это из-за неопытности молодой мамы, не сумевшей выработать у себя чувство терпимости к капризам малыша. Отклонения от установленных норм могут быть и у недоношенных детей. С 1 до 2 лет они немного отстают физически и интеллектуально, но, как правило, после 2 лет быстро догоняют своих сверстников во всех сферах.

Характер ребенка, вклад родителей в занятия с малышом, психологическая и социальная обстановка корректируют прогресс в ту или иную сторону. Если мама хочет, чтобы ее чадо развивалось быстрее остальных, она должна быть терпеливым воспитателем – вдумчивым, ответственным, рациональным.

Календарные периоды

Наблюдая за своим чадом, мамочке будет легче определить степень его развития, если разбить весь срок от года до двух лет на календарные периоды. Наш импровизированный календарь привязан к частоте посещений педиатра: это значит, что собираясь на прием к врачу, вы будете иметь представление о том, на какие нюансы в поведении малыша доктор обращает внимание. Кроме того, сможете самостоятельно оценить уровень развития вашего сокровища и правильность его воспитания. Каждый пункт календаря прописан по нарастающей – от простого действия или умения к сложному.

12-15 месяцев

Вот, что может карапуз:

  • начинать играть самостоятельно, без подсказки взрослых;
  • выполнять простые просьбы – например, обнять маму;
  • пользоваться вилкой и ложкой;
  • идти вверх по ступенькам лестницы;
  • замечать забавные вещи и смеяться над ними;
  • подражать речи и действиям родителей;
  • говорить на собственном языке;
  • жестами показывать то, что он хочет;
  • хлопать в ладоши;
  • помимо слов «мама», «папа», «деда», «баба», произносить еще одно слово;
  • быстро ползать;
  • ходить, опираясь на мебель;
  • без чьей-либо помощи снимать носки;
  • делать несколько шагов без поддержки;
  • понимать простые просьбы;
  • замечать реакцию родителей на его действия;
  • уверенно стоять;
  • ходить, держа маму или папу за руку;
  • качать головой, давая отрицательный ответ;
  • пить из кружки;
  • пробовать «рисовать» фломастерами и карандашами;

Ждать от ребенка художественных шедевров в таком возрасте не стоит: сейчас он только начинает чувствовать цвета и фактуры. Следует позволить малышу творить так, как он хочет, дав ему свободу самовыражения

  • помогать родителям одевать его, поддерживая ручки и ножки в удобном положении;
  • наклоняться за упавшим предметом;
  • узнавать себя в зеркале и радоваться своему отражению;
  • поднимать более тяжелые предметы;
  • играя в мячик, катать его вперед и назад;
  • подкреплять слова жестами, чтобы его поняли;
  • вытаскивать и закладывать игрушки в ящик или коробку;
  • показывать свои глазки, ручки, носик и другие части тела по просьбе взрослого;
  • бегать;
  • обозначать требование тишины жестом «тссс»;
  • «помогать» маме по дому.

15-18 месяцев

  • переворачивать книжные страницы при чтении сказки;
  • испытывать привязанность к животным и любимым игрушкам;
  • уверенно ходить;
  • петь и делать это с наслаждением;
  • истерить, если чем-то недоволен;
  • пятиться спиной;
  • забираться на разные поверхности, одновременно исследуя их;
  • говорить до 15 различных по смыслу слов;
  • самостоятельно снимать носки или штанишки;
  • спать один раз в день после обеда вместо двух;
  • быстро бегать;
  • сортировать вещи по размеру, форме, цвету (рекомендуем прочитать: как научить ребенка цветам?);
  • играя, «кормить» кукол или мягкие игрушки;
  • складывать из слов фразы;
  • самостоятельно «читать» книжку», рассматривая картинки;
  • уверенно справляться с ложкой, есть с помощью нее;
  • чистить зубки под присмотром родителей;
  • говорить понятнее для взрослых.

Малыш до полутора лет уже способен самостоятельно чистить зубы под присмотром взрослых. Необходимо внимательно наблюдать, чтобы кроха не глотал зубную пасту

18-21 месяцев

  • говорить около 50 слов;
  • понимать значение около 200 слов;
  • составлять из слов простые предложения;
  • самостоятельно снимать одежду;
  • ходить на горшок, контролируя акты дефекации и мочеиспускания;
  • умываться и чистить зубки под контролем мамы или папы;
  • знать и называть части своего тела (ручки, ножки, ушки, носик);
  • имитировать больше действий взрослых – например, выбрасывать мусор в ведро;
  • строить из кубиков башни;
  • давать описания несложным рисункам из книг;
  • открывать и закрывать в доме и шкафах двери.

21-24 месяца

  • проситься в туалет;
  • быстро учить новые слова или действия (10 слов за один день);
  • повторять все за другими людьми;
  • собирать несложные пазлы;
  • проводить прямую линию;
  • спускаться по ступенькам за ручку с мамой;
  • различать холодно – жарко, много – мало, большой – маленький;
  • надевать и снимать одежду самостоятельно;
  • различать людей по половому признаку (мальчик-девочка, дядя-тетя);
  • прыгать;
  • понимать хорошее и плохое (поведение, слово).

К двум годам ребенок обычно усваивает очень своевременное и полезное умение – проситься в туалет, сдерживая на время физиологические позывы (подробнее в статье: нормальное развитие ребенка в 2,5 года)

Как подавать информацию?

После года начинается период активного умственного взросления малыша. Все его действия – это жадный интерес к окружающему миру, к его внутреннему и внешнему устройству. Проще всего дать ему эти знания через игру. Составьте для себя план занятий с ребенком, введите в него развивающие игры. Ваша задача – обеспечить малышу грамотное социальное и эмоциональное развитие. Создавайте в процессе игры ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни (рекомендуем прочитать: как грамотно обеспечить раннее развитие ребенка?). Такой метод подачи информации оптимален для малыша 1-2 лет, он лучше запоминает все и проще координирует свое поведение.

Голосовое общение с ребенком необходимо подкреплять образами и наглядными примерами. Помните – словарный запас малыша невелик, ему легче понять то, что вы пытаетесь ему донести, через жесты и игровые ситуации. Читая книжку, обязательно объясняйте крохе, почему и зачем герои сказки совершают какие-то действия. Если хотите смоделировать какую-то определенную ситуацию, придумайте собственную сказку. Такие приемы служат частью воспитания ребенка. Почитайте подробнее о развитии речи ребенка с 1 года до 2-х лет.

Моменты, связанные с реальной жизнью, объясняйте тогда, когда ребенок может видеть их наглядное воплощение: о личной гигиене говорите, когда моете с малышом ручки, а об опасности на дороге – когда стоите с малышом возле мчащихся автомобилей. Информация, не подкрепленная яркими образами, плохо воспринимается и не закрепляется в сознании крохи. Помогите своему маленькому сокровищу развиваться правильно.

Отклонения в развитии

Прекрасно, если малыш вписывается в нормы поведения, прописанные для его возраста. Небольшие отклонения от стандарта могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка, и они, как правило, не вызывают тревоги у специалистов. Есть и критические моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Оценивая физические и интеллектуальные способности ребенка, проверьте, нет ли у него подобных проблем:

  • к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
  • не стремится имитировать действия взрослых;
  • достигнув возраста 18 месяцев, малыш так и не научился ходить;
  • в этом же возрасте говорит менее 15 слов;
  • в 2 года не умеет составлять слова в предложение (подробнее в статье: что должен знать или уметь ребенок в 2 года?).

Медики считают, что приведенные отклонения чаще всего связаны с недостаточным старанием родителей в обучении ребенка. Причиной проблемы может стать и нехватка общения. Только от родителей зависит, насколько правильно будет идти развитие маленького человека. Дайте ему столько тепла, знаний и навыков, сколько могут дать любящие и заботливые мама и папа.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник

1 год — 1год 3 месяца
Появляется большой познавательный интерес к окружающим предметам, вещам, игрушкам. Может самостоятельно, хотя и не очень аккуратно, есть ложкой нежидкую пищу. Во время игры воспроизводит действия, которым обучен, при этом лепечет, проявляет положительные эмоции отдельными возгласами и словами. Понимает и знает много слов, словарный запас увеличивается. Во время ходьбы часто меняет положение туловища — приседает, наклоняется, бежит, поворачивается, останавливается. Может влезть на лесенку высотой 1 м, слезть с нее приставным шагом, перелезть через бревно. Бросает двумя руками средних размеров мяч

1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев
Хорошо ходит, умеет перешагивать приставным шагом через препятствия, понимает много слов. С желанием рассматривает картинки, умеет закрывать двери, хорошо понимает приказания, выражает свое согласие или несогласие, предпочитает быть среди людей. Перешагивает через лежащую на полу палку, перелезает через бревно, бросает одной рукой мяч на расстояние 50 см. Бросает одной рукой маленькие мячи в крупную цель, расположенную на расстоянии до 40 см, поднимается, не держась руками, на высоту 10 см и опускается с нее. Может подолгу играть
 
1 год 6 месяца — 1 год 9 месяцев
Возрастает интерес к общению со взрослыми, просит дать ему различные предметы, отвечает на простые вопросы двухсловными предложениями. Во время игры копирует движения родителей, с удовольствием рассматривает картинки, слушает детские песенки и стишки. Различает понятия «большой», «маленький». Может подняться вверх и спуститься вниз по наклонной доске длиной 2 м, приподнятой одним концом на 20—25 см от пола, влезать на стремянку высотой 1,5 м и слезать с нее приставным шагом. Перепрыгивает через веревку, приподнятую над полом на 15—18 см от пола. Бросает маленькие мячи одной рукой в цель, находящуюся на уровне груди, на расстояние 50—70 см. Поднимается на высоту 15 см и спускается с нее

1 год 9 месяца — 2 год 0 месяцев
Понимает почти все, что говорят родители. К концу 2-го года жизни должен уметь произносить до 200—300 слов, разговаривать двух-трех-словными предложениями. Умеет задавать вопросы «что?», «где?», «куда?» Различает форму предмета, имеет представление о размере и расстоянии, окончательно знакомится с окружающими предметами, их назначением, а также с частями своего тела. При помощи взрослых может сам раздеться и одеться, появляются черты самостоятельности. В состоянии преодолеть на пути различные прелятствия (ямку, камень, палку) не приставным, а чередующимся шагом.

2 год 0 месяца — 2 год 6 месяцев
Употребляет предложения, состоящие не менее чем из 3 слов. Может подбирать фигуры разной геометрической формы, а также различать их по цвету (красный, синий, зеленый, желтый). Поднимается по наклонной доске, приподнятой одним концом на 30 см над полом, влезает на табурет высотой 20 см, перешагивает через палку, приподнятую на 20— 30 см над полом, взбирается на стремянку на высоту 1,5 м, бросает мяч одной рукой в цель диаметром 50—60 см на расстояние 80—100 см. Координация движений совершенствуется, ребенок становится более ловким и подвижным. Проявляет самостоятельность при кормлении, одевании — раздевании, в игре, на прогулке.

2 год 6 месяца — 3 год 0 месяцев
Моет руки перед едой, самостоятельно ест, одевается и раздевается. Умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки и пояс. Лепит и рисует, самостоятельно играет. Полностью осознает свое «я». Различает все цвета, узнает предметы по картинкам. Запас слов на 3-м году жизни возрастает до 500 —700. Поднимается и опускается по наклонной доске шириной 15 см, длиной 2 м, приподнятой одним концом на 30—35 см от пола, влезает на табурет высотой 25 см, перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на 30—35 см, бросает большой мяч на расстояние 70—100 см. Ходит по доске шириной 15 см, горизонтально расположенной на высоте 30—35 см от пола

Фото с сайта: www.comstock.com

Оценить статью

Статьи на эту тему

  • Ребенка с задержкой речи направили в СПЕЦ школу?

  • Особенности питания детей в возрасте от 1,6 до 2 лет

    К полутора годам у детей уже, как правило, не меньше 12 -13 зубов и многие мамы потихоньку начинают переводить малышей на взрослый стол. Супы становятся на мясных бульонах, в рацион включаются сосиски и жареная картошка, а у кого- то даже пельмени! Это связано с тем, что в таком возрасте ребенок уже не младенец и кормить пюре его вроде как уже не нужно, а тогда чем? Об особенностях питания ребенка от полутора до двух лет мы и расскажем.

  • Детские страхи в период от 1,6 до 3 лет

    После первого года жизни большинство детей начинают меньше беспокоиться по ночам, крепче спать, спокойнее реагировать на шум, чужих людей и любую перемену обстановки. В нормальной (эмоционально спокойной) семье в этом возрасте у ребенка уменьшаются все признаки невропатии, следствия трудностей течения беременности или родов. К сожалению, в семьях, где нередко вспыхивают, скандалы-дети воспринимают происходящее очень эмоционально и их психологическое состояние резко ухудшается…

  • Как карма проявляется через детей? Основы ведической культуры

    Как печально, что вокруг почти никто не понимает, что жизнь-это сложнейший экзамен. Все хотят наслаждаться, получать удовольствие, удовлетворение, пытаются использовать друг друга для этого и расстраиваются, когда кто-то мешает им наслаждаться или не дает наслаждение.
    Жена обижается на мужа, когда он её не развлекает, а развлекается отдельно от неё со своими друзьями или подругами. И это только начало вступления в действие семейной кармы, всю тяжесть которой мы ощущаем после рождения наших детей…

  • Развитие речи у ребенка от 1 года до 1,6 лет

    …Начитавшись подобного бреда, молодая мама продолжает спокойно ждать, когда же ее чадо заговорит и, как правило, проблема ЗРР выявляется слишком поздно. Малыш то заговорит в три года, но отставать в развитии он будет продолжать! Потому что ЗРР — это первый звоночек, что у ребенка минимальная мозговая дисфункция и ему надо немного помочь

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Источник

Первый год жизни ребенка является очень важным для его развития – физического и психического.

Индивидуальное развитие ребенка оценивается на основании навыков и умений, приобретенных им к конкретному возрасту.

Описание: развитие речи

Современный малыш уже в 2 месяца имеет свои достижения и должен уметь выполнять определенные действия, которые говорят о том, что его развитие соответствует принятым нормам:

  • к этому возрасту происходит закрытие заднего родничка;
  • исчезают новорожденные рефлексы;
  • укрепляются мышцы шеи, благодаря чему малыш способен короткое время удерживать голову;
  • меньше становится напряжение в конечностях;
  • ребенок может различить предметы, находящиеся на небольшом расстоянии от него;
  • тянет в рот различные предметы;
  • в его голосе появляется интонация, с помощью которой он выражает свое отношение к происходящему;
  • поворачивает голову в сторону источника звука;
  • начинает улыбаться;
  • знает голоса своих родителей.

В 4 месяца ребенок должен:

Описание: малыш речь 4 месяца

  • держать голову, сидя на руках у взрослого;
  • сидеть с поддержкой;
  • переворачиваться;
  • сосредотачивать взгляд;
  • держать погремушку и рассматривать ее;
  • громко смеяться;
  • проявлять оживление при виде бутылочки или маминой груди (в зависимости от вида вскармливания);
  • узнавать родителей по звуку голоса, а также по внешнему виду.

Нормами развития 6-месячного ребенка являются следующие характеристики:

Описание: речь у ребенка 6 месяцев

  • способен перекладывать предметы из руки в руку;
  • умеет опираться на руки;
  • в состоянии поднять игрушку, упавшую на поверхность;
  • переворачивается со спины на живот;
  • сидит с поддержкой;
  • у него прорезываются первые зубы;
  • к этому возрасту удвоил свой вес.

Описание: развитие речи у детей

Полугодовалый ребенок уже различает и недоверчиво относится к незнакомым людям, с помощью крика или плача может «позвать» маму или таким же образом «попросить» игрушку. В речевом плане он продолжительно гулит, старается подражать услышанным звукам.
В возрасте примерно 9 месяцев формируется эмоциональная и сенсорная чувствительность малыша. В этот период ребенок:

Описание: речи развитие у детей

  • начинает активно познавать окружающий мир;
  • самостоятельно сидит;
  • пытается стоять;
  • использует большой и указательный пальцы для взятия предмета;
  • трясет погремушку;
  • более активно лепечет;
  • крепко хватается за маму;
  • знает значение слова «нельзя»;
  • не любит одиночество;
  • на уход родителей реагирует плачем.

Особенности развития вашего малыша в 10-12 месяцев во многом влияют на то, как будет развиваться его речь в период от 1 года до 3 лет.

Описание: речь у ребенка в год

Когда ребенок начинает ходить, начинает активно развиваться его двигательная и интеллектуальная активность, тесно связанная с речью и мышлением.

В возрасте от 1 до 2 лет родителям необходимо как можно больше времени и внимания уделять развитию ребенка, поскольку в этот период закладывается основа его будущей личности.

Описание: развитие речи ребенок 18 месяцев

К тому времени, как вашему карапузу исполнился 1 год, он, как правило, уже:

  • втрое увеличил вес с момента рождения;
  • вырос наполовину;
  • сидит без поддержки;
  • ходит;
  • перелистывает страницы в книге;
  • следит за траекторией быстро передвигающихся объектов;
  • реагирует на свое имя.

Ребенок, достигший возраста 1,5 года:

Описание: речь у ребенка в год

  • произносит слова «мама», «папа», «баба»;
  • подражает звукам животных;
  • знает названия часто используемых предметов;
  • «помогает» взрослым одевать себя (просовывает руку, ногу);
  • имеет любимую игрушку;
  • ему нравиться играть с мячом.

К 2 годам малыш уже:

  • умеет шагать по ступенькам;
  • способен контролировать свои естественные потребности (приучается к горшку);
  • собирает пирамидку;
  • самостоятельно пользуется ложкой, кружкой;
  • с интересом рассматривает картинки в книжках;
  • скучает по отсутствующим родителям;
  • знает около 10 слов;
  • слушает рассказы;
  • знает, где у него глазки, носик, ручки и т.п.;
  • «отстаивает» свои игрушки.

В 2-2,5 года ребенок:

Описание: ребенок развитие речи

  • умеет поворачивать дверную ручку;
  • может отбить мяч и не упасть;
  • способен  поднимать с пола предметы, нагибаясь и при этом не падая;
  • приучен к горшку;
  • пытается самостоятельно одеваться;
  • считает до трех.

Кроме того, дети этого возраста уже задают взрослым много вопросов, а их активный словарный запас уже насчитывает 150-200 слов.

В период с 2,5 до 3 лет необходимо большое внимание уделить увлекательному знакомству ребенка с окружающим миром, а также развитию мелкой моторики.

Описание: малыши речь после 2х лет

3-летний малыш, как правило:

  • полностью приучен к горшку;
  • может делать прыжки на одной ноге;
  • поднимается по ступенькам, поочередно переставляя ноги;
  • делает постройки из большого числа кубиков;
  • может поместить мелкие предметы в емкость с узким горлышком;
  • самостоятельно крутит педали;
  • умеет одеваться без помощи (кроме шнурков);
  • пытается делиться своими игрушками;
  • способен испытывать чувство страха;
  • активно использует несколько сотен слов, может строить фразы из нескольких слов.

Источник