Развитие ребенка по месяцам как развивать

26 марта 20198132 тыс.

Содержание

  1. Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев 
  2. Развитие ребенка: первый месяц жизни 
  3. Развитие ребенка: второй месяц жизни 
  4. Развитие ребенка: третий месяц жизни 
  5. Развитие ребенка: четвертый месяц жизни 
  6. Развитие ребенка: пятый месяц жизни 
  7. Развитие ребенка: шестой месяц жизни
  8. Развитие ребенка: седьмой месяц жизни 
  9. Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
  10. Развитие ребенка: девятый месяц жизни
  11. Развитие ребенка: десятый месяц жизни
  12. Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни 
  13. Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни 
  14. Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
  15. Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев

Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.

Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.

Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев 

Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по месяцам.

Развитие ребенка: первый месяц жизни 

В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.
Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.
К концу первого месяца жизни новорожденный:

  • Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
  • Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
  • Узнает голос и запах мамы.
  • Выражает эмоции плачем.

Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:

  1. Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
  2. Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
  3. Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
  4. Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
  5. Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.

Развитие ребенка: второй месяц жизни 

На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.

  • Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
  • Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
  • Начинает активно гулить и агукать.
  • Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
  • Идет активное развитие органов зрения и слуха.
  • Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.

Развитие ребенка: третий месяц жизни 

На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.

  • Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
  • Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
  • Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
  • Может узнавать окружающих и радуется им.
  • Громко смеется и подражает мимике взрослых.

Развитие ребенка: четвертый месяц жизни 

К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.

  • К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
  • Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
  • Ребенок различает цвета и форму.
  • Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
  • Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
  • Отличается родителей от других людей.
  • Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
  • При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.

Развитие ребенка: пятый месяц жизни 

На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.

  • Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
  • Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
  • Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
  • Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
  • У малыша начинают прорезываться первые зубки.
  • Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.

Развитие ребенка: шестой месяц жизни

На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.

  • Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
  • На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
  • Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
  • Покачиваясь, встает на четвереньки — это первые предпосылки к ползанию.
  • Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
  • Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
  • Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.

Развитие ребенка: седьмой месяц жизни 

Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.

  • На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
  • Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
  • Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
  • Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
  • С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
  • При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
  • С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
  • Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».

Развитие ребенка: восьмой месяц жизни

На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.

  • За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
  • Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
  • По просьбе старших может что-то принести или показать.
  • Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
  • Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.

Развитие ребенка: девятый месяц жизни

На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.

  • На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
  • Пытается вскарабкаться на стул, диван.
  • Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
  • Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
  • Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
  • На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
  • Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
  • Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.

Развитие ребенка: десятый месяц жизни

На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.

  • Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
  • Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
  • Вставать и пытаться делать первые шаги.
  • Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
  • Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
  • Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.

Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни 

К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.

  • К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
  • Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
  • Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
  • Пытается пить из кружки и есть с ложки.
  • По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
  • Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
  • Прощается, махая ручкой.

УРА! Ребенку 1 годик!

Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни 

Приближаясь к двенадцати месяцам — своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.

  • За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
  • Самостоятельно встает и может чуть пройти.
  • Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
  • Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
  • Понимает предназначение некоторых предметов.
  • Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.

Какие отличия в развитии мальчиков и девочек

Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.

Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:

  • мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
  • говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
  • девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев

Источник

Если зернышко посадить в сухую неплодородную почву, не поливать и не удобрять, то растение, возможно, и вырастет, но будет хилым и неприглядным. Если же за зернышком ухаживать, поливать, удобрять, защищать от сорняков и холодов, то потом у вас вырастет прекрасное сильное растение, которое даст богатый урожай.

Решила собрать все найденные в интернете способы развития детей. Надеюсь ничего не забыла.

Основные принципы развития детей:

-» все что можно потрогать — надо потрогать. Все что можно увидеть — надо увидеть. Все что можно услышать- надо услышать.»

-использовать в играх как можно больше подручных материалов — палочки, тряпочки, перышки, проволока, коробочки, баночки, пуговицы, молнии, крупы, макароны. И как можно меньше готовых игрушек. Это касается наверное всех возрастные, а не только детей до года.

-не занимайтесь тем, чего опасаетесь. Например: динамической гимнастикой и грудничковым плаванием (нырянием). Ребенок будет чувствовать вашу неуверенность.

— по мнению педагогов и детских психологов, для малышей в возрасте от рождения до трех лет, для гармоничного развития и поддержания здоровья крайне необходим режим дня. Конечно, у каждого малыша он индивидуальный и устанавливается в течение первого года жизни, но впоследствии его желательно поддерживать.

-поставьте на первое место физическое развитие ребенка. Доказано, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько он развит физически.

Физическое развитие:

-большую часть времени держать ребенка голым

-высаживать с рождения (это конечно не совсем физическое развитие, но ближе всего к этой категории)

-обливать или протирать холодной водой

-устраивать солнечные ванны

-зарядка. Вот некоторые упражнения, которые мама может проделать с малышом.

1. Начните с легких поглаживаний ручек от кисти к плечику по наружной стороне, и от

подмышки к пальчикам по внутренней стороне.

2. Помассируйте животик.

3. Помассируйте стопы от пяточки к кончикам пальцев и уделите внимание каждому

пальчику. Затем поглаживайте ножки от стопы к тазобедренному суставу.

4. Поглаживайте грудь.

5. Ручками поиграйте в обнимашки.

6. Сгибайте к животику обе ножки вместе. Затем сбивайте и разгибайте ножки поочередно.

7. Перевернув кроху на животик поглаживайте спинку по направлению от попы к шеи (не

задевая позвоночник).

8. Затем слегка погладьте ножки от стопы к ягодицам.

Нельзя массировать суставы, пупок, паховые области, соски, внутреннюю поверхность бедра. ванна

-бассейн (грудничковое плавание)

-ношение на руках

-фитнес вместе с мамой он же совместная зарядка

-динамическая гимнастика

-выкладывание на живот (чтобы ребенок научился держать голову, необходимо выкладывать -его на ровную твердую поверхность. Любой матрас и даже одеяло для этой цели не подходят.)

-нахождение на полу

-танцы с ребенком на руках

-трэк Домана

-фитбол

-всегда поднимать ребенка, держа за руки, вложив свой большой палец в ладошку

-провоцировать ползанье держа игрушку в не зоне досягания руки ребенка, но не очень далеко

-прогулки при любой погоде

-давать по висеть на пальцах (палочке,кольцах)

-упражнения для спины (мама прижимает к себе за ножки и чуть наклоняет сыночка вперед).

-упражнения на ползание

Слух:

-пойте побольше — песенки, потешки, прибаутки. Даже если мама уверена что у нее нет голоса или слуха, для малыша это будет лучшей музыкой и лучшим музыкальным и эмоциональным развитием.

-включать классику, детские песни, потешки на русском и английском, звуки природы, танцевальные мелодии и т.д.

-звенеть колокольчиком, погремушкой, флакончиками с крупой и т.п. с разных сторон

-играть на музыкальных инструментах самой и рукой ребенка, называть звуки (высокий-низкий) и ноты.

-на высокий звук мелодии поднимать ребенка, а на низкий опускать.

-отбивать ритм ручками, ножками, ложками, маракасами или погремушкой

-пропевание складов по Зайцеву

Речь и энциклопедические знания:

-много разговаривать с ребенком: «что вижу, то и пою», но не быть радио. Если знаете второй язык, то иногда разговаривать и на нем. Говорить нужно правильно и четко: не коверкать слова; располагаясь так, чтобы малыш видел ваше лицо и мог проследить за движением губ и языка

-озвучивайте животных на картинках или фигурки, показывая, как рычит медведь или тигр или воет волк.

-читать книги, стихи — детские и классические. Ребенок конечно не поймет смысла стихов Пушкина или Лермонтова, но у каждого классика свой слог и свой ритм. Дети даже новорожденные слышат эту мелодию языка, улавливают ритмичность, вот ради этого и стоит их читать.

-презентации (в том числе «говорим с пеленок» и т.п.) и развивающие мультики (Baby Einstein)

-карточки (по Доману или Лупан) картинки, слова(чтение), кружочки(математика)

-плакаты и репродукции на стенах*

-кубики зайцева

-логопедические массаж

-пропевать слоговые цепочки

-повторять за ребенком его звуки

-записывать звуки ребенка на диктофон и включать ему

-показывать малышу, как щелкать языком, высовывать его, надувать и втягивать щеки, растягивать и собирать в трубочку губы.

-сопровождать жестами свои слова, это дает возможность малышам, которые еще не умеют говорить, как-то общаться с вами.

-артикуляционная гимнастика

-пальчиковые игры

-показывайте мини-спектакли с игрушкой:

Раз,два,три,четыре,пять (взять игрушку потрясти)

Вышел зайчик поскакать (вверх-вниз)

Огляделся (вертим головой)

Повертелся

Посмотрел наверх и вниз

Пробежался

Испугался (прячем за спину)

Где ты,зайка, отзовись! (показываем)

-развесить на предметах карточки с их названием

-тематические альбомы

Моторика и сенсорика:

-пальчиковая гимнастика и массаж.Уже всем известно, что речевые центры находятся рядом с отделом головного мозга отвечающими за мелкую и крупную моторику. Поэтому массаж пальчиков, перебирание мелких предметов, массажные мячики — все это очень полезно.

-мешочки из различных материалов и с разными наполнителями

-воздушные шарики с разными наполнителями

-шарики «Су-джок». Они продаются с парой пружинок внутри. Шарики можно катать между ладошек, как бы «катая колобок», катать по каждому пальчику отдельно. Пружинки мы прокатываем по каждому пальчику, надевая как колечко.

-различные тряпочки или шкаф с одеждой =)

-опускать ручки ребенка в крупу ( например во время готовки, насыпали в кастрюлю рис, замесили тесто, накрутили фарш — дали потрогать, руки потом сразу помыли)

-обмотать ребенку пальцы шерстяной ниткой, он будет ими шевелить, пытаясь выпутаться

-дать в руки толстую кисточку для макияжа, чтоб перебирал ворсинки

-с помощью кисточки, разукрасить ладонь ребенка краской или выдавить краски на тарелочку и обмакивать туда пальцы ребенка и ставить отпечатки

-рисовать карандашом, держа ручку ребенка

-давать потрогать кору деревьев, листики, мягкие игрушки, домашних животных, теплую-холодную воду, лед и снег, мячики и кубики, тяжелое и легкое, колючее и пушистое, шершавое и гладкое. Проговаривать свойства предметов: «Потрогай какая холодная твердая ложка, а мишка какой теплый и пушистый»

-выкладываем голого ребенка на различные поверхности

-различные бусы в том числе и самодельные: из пуговиц , макарон и т.п.

-тактильные книжки, пано, коврик

Вкус:

-давать ребенку попробовать по чуть-чуть различные продукты

Зрение:

-черно-белые картинки

-нарисованное на картонном круге или бумажной тарелке лицо

-фигуры 4х основных цветов (красный, желтый,синий,зеленый)

-петь потешки то приближаясь до удаляясь от ребенка

-провоцировать повороты головы и глаз вслед за игрушкой

-даем возможность смотреть на мир с различного местоположения

-показываем игрушку потом заводим ее за экран (например лист бумаги) и выводим с другой стороны. (развитие памяти)

-рассматривать картинки в книжках. Тут и говорить нечего, смотреть картинки можно с рождения. Для новорожденных и детей первого года жизни важно чтобы на странице был один большой узнаваемый предмет. Никуда не годятся книжки, где по 5 разных предметов на странице не объединенных сюжетом (так называемые «энциклопедии для малышей» или «мои первые слова«). И конечно, следите за качеством иллюстраций.

Обоняние:

-давать понюхать различные приправы, еду, цветы, арома масла и т.д.

Эмоциональное развитие:

-обнимашки

-щекотки

-ношение на руках

-эмоциональные игры («идет коза рогатая», «по кочкам,по кочкам», «ку-ку» и т.п.)

-вешаем в кроватку (ставим на пол или просто подносим на руках) зеркало

-летаем самолетиком по квартире (заодно все проговариваем, даем потрогать и понюхать-развитие всего чего можно получается)

-подходим к ребенку, как только он заплакал

-флиртуйте со своим малышом. Танцуйте держа за талию и за руку, щекотите шейку, стройте глазки.

-совместный сон

-раз в месяц ходите с ребенком в какое-нибудь интересное место (музей, зоопарк, лес). Новые впечатления лучший стимул к скачку в развитии.

-читать стихи, потешки книжки разными голосами и с разной интонацией. Сердито,весело, удивленно и т .д. Детям это очень нравится и даже обычный массаж можно превратить в веселую игру.

-целительные слова по методике доктора Драпкина.

Не со всеми пунктами вы можете согласиться, далеко не все использовать. В этой статье просто собраны все найденные мной методы, может и Вы найдете что-то полезное и будете использовать в общении с вашим Чудом.

*Что же может висеть на ваших стенах?

Яркие красивые картинки с понятными изображениями на простые темы, например:

— животные (домашние и дикие), обитающие в вашей полосе, птицы;

— при желании — самые простые, распространенные насекомые (пока лучше обойтись без

паукообразных, земноводных и пресмыкающихся — они довольно похожи друг на друга, и малыш

будет скучать);

— садовые цветы, дикорастущие растения, имеющие очень характерный внешний вид, не похожий

на другие; совсем не желательно в этом возрасте показывать грибы, так как они тоже довольно

однообразны;

— мебель;

— посуда, предметы домашнего обихода;

— портреты близких людей;

— изображение детей в действии;

— геометрические фигуры (желательно крупные, нарисованные толстым фломастером);

— на кухне уместными будут овощи, фрукты, различные блюда (можно вырезать из старых

поваренных книг и дамских журналов);

— виды транспорта (но не марки машин!);

— виды природы в разное время года;

— изображения городского и сельского ландшафта (комментарии к таким картинкам — лес, поле,

сад, улица, дом, дворик и пр.);

— другие простые и понятные с вашей точки зрения предметы и изображения.

Буду рада, если вы поможете мне дополнить этот список.

Источник