Развитие ребенка по месяцам двойня
Развитие двойни – это вопрос, который волнует очень многих. И, как ни странно, не только родителей близнецов. А вот реальной информации на этот счет действительно мало. И, пожалуй, только поняв на собственном опыте, и пообщавшись с другими родителями близнецов, можно выстроить какую-то свою стратегию. Мы тут поговорим не про беременность и роды, не про то, как должен выглядеть и что должен уметь ребенок близнец в том или ином месяце-году жизни. Ведь именно это подразумевается под «развитие двойняшек»?
Мы тут поговорим про особенности развития двойни, как это происходит, с чем столкнется мама близнецов. Знания эти получены опытным путем, и совпадают с практикой развития близнецов у других родителей.
Развитие двойни с чего начинается у детей
Многие утверждают, особенно с медицинской точки зрения, что развитие двойни происходит медленнее чем развитие 1 ребенка. Однако стоит отметить, что это не совсем так. На самом деле, развитие близнецов идет просто немного в другую сторону, чем развитие одиночных сверстников. Двойняшки, например, довольно быстро приспосабливаются к тому, что их двое, и составляют свой собственный коллектив, где четко распределяются роли. Одному ребенку – это просто не доступно. Он вынужден докучать родителям или замыкаться в себе.
А это значит, что в развитие двойняшек ролевые игры начинаются раньше, чем у одиночных сверстников. Близняшки будут постоянно находится в стадии соперничества. При этом, часто, никто не желает уступать друг другу. Зато они также гораздо сильнее, чем многие одиночные дети, обладают эмпатией – способностью сопереживать друг другу. И не только друг – другу.
Эмпа́тия — осознанное сопереживание и уважения текущего эмоционального состояния другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Кроме того, развитие двойни характеризуется еще тем, что очень скоро на первый план у них выходят не родители и другие близкие родственники, а именно брат (сестра) близнец. И больше всего они страдают от отсутствия друг друга рядом.
Развитие двойняшек первый год жизни
Развитие двойняшек на первом году жизни во многом перекликается и с развитием одного ребенка, но и тут есть некоторые поправки на то, что их сразу двое. И это вносит, как ни странно, огромные коррективы. Хотя на первых порах, в силу того, что близнецы часто рождаются недоношенными и слабыми, им приходится догонять одиночно рожденных детей.
Первый год, по сути, во многом является определяющим в том, как будет строиться вся дальнейшая жизнь детей. В первый год развитие двойни по месяцам примерно такой же, как у одиночных детей. Разница будет в ускоренном наборе физических показателей и навыков. Так уж заведено природой, что именно в данный период, все дети должны пройти долгий путь от крохотных беспомощных комочков, до шагающих малышей.
А поскольку путь огромный и времени на него отводится всего лишь 1 год, ну максимум полтора, то практически каждый месяц появляются новые умения.
При этом развитие двойняшек до года может даже пойти быстрее, чем развитие одного ребенка, так как им с самого начала так, или иначе, приходится привыкать к самостоятельности. Особенно, если мама растит их фактически одна.
Развитие двойни до 1 года и основные события
Не будем подробно останавливаться в развитии двойни на том, какое умение, в какой период времени должно произойти. Сроки здесь весьма условны: в полгода начало ползания, в 7 – 8 месяцев начинают сидеть и даже вставать с опорой, а в год — уже пошли. Все это может начаться чуть раньше, чуть позже, многое зависит от детей и их жизни. Но развитие двойняшек по месяцам будет стимулироваться тем, что пока мама занята одним ребенком, второй в это время, может самостоятельно освоить какое–либо новое умение.
Практический пример из развития близнецов первого года. У ребенка не получается ползти, а игрушка интересующая его лежит рядом. Мама подать не может, нужно переодеть брата (сестру), вот и стимул. И здесь остается либо обидно плакать, либо пытаться достать ее самостоятельно. А чаще происходит и то, и другое. При этом, как только цель достигнута, можно успокоиться. И мама, прибежав на плач, уже видит, что ребенок сам переместился, достал, что хотел и отлично себя чувствует.
И так происходит практически во всех делах. Кроме того, развитие двойни до 1 года стимулируется наличием рядом брата (сестры), а, значит, изначально – соперника. И хотя явная вражда, дележ игрушек и в тоже время начало крепкой дружбы, возникнет уже после года, дети начинают замечать присутствие друг друга гораздо раньше.
Развиваясь, уже в 7 – 8 месяцев, близнецы отлично чувствуют, что рядом есть кто-то. С этим «кем-то» приходится делить мамино внимание, «кто-то» пытается повторить те же движения, что и ты. Еще двойняшки довольно быстро понимают, что, смотря на «кого-то», можно освоить эти движения самому, причем намного быстрее, так как на ошибках товарища видны собственные промахи. А товарищ, в свою очередь учится у тебя. И все это пока что на подсознательном уровне.
Ближе к году в развитие двойни начинает играть роль словесное общение между собой. Буквально, по кажущимся пока что непонятным звукам, дети отлично понимают друг друга, и отвечают друг другу. В последствие такие звуки выльются в особый язык. Этот набор слов «языка близнецов» может сохраняться у них достаточно длительное время. Так происходит потому, что после 1 года, ближе к полутора, главным действующим лицом в жизни становится именно твой брат (сестра), а уже потом мама и все остальные.
Развитие двойняшек – и страх, что они отстают в умственном развитии !?
В умственном развитие двойняшек многих родителей волнует, что близнецы позже одиночных детей осваивают логические вещи: ладушки, пирамидки, сортеры. Да, в этом волнении есть свой резон. Однако так происходит не потому, что с близнецами что-то не так. Просто они изначально ориентированы на другой аспект деятельности: ролевые игры, и, чаще всего, подвижные.
Близняшки непременно освоят то, чем вы будете с ними заниматься, но это произойдет несколько позже, потому что сейчас интереснее всего ползать за братом (сестрой), играть в догонялки и отнимать у него игрушки. Такова природа и ее особенности.
После 1 года, то есть после того, как дети пошли, начинается иная жизнь. Физическое развитие двойняшек здесь идет ускоренными темпами. Начинается освоение детских площадок, где каждый норовит делать то, что ему нравится, а мама разрывается между двумя. При таком положении вещей довольно быстро осваиваются разнообразные гимнастические снаряды, и другие подвижные виды деятельности. Так происходит в силу того, что некогда смотреть за каждым ребенком, куда он там полез.
Хотя тут может быть подспорье: обычно одному нравится делать то, что и другому. А, значит, нужно просто направить энергию обоих детей в мирное русло (с точки зрения мамы) — найти закрытую площадку, где дети могут безопасно гоняться во все стороны.
Развитие двойни до 1 года и страшное слово — РЕЖИМ
Опять же развитие двойни во многом будет зависеть от организации времени и занятий, т.е. от РЕЖИМА. Про то, как все успевать с двумя детьми мы уже отдельно писали. А также писали мы и про разные этапы в режиме детей до года. Есть серия статей, в карте сайта там можно найти, если интересно.
В распорядке дня для близнецов, прежде всего – это чередование бурной и спокойной деятельности. Побегали, нужно успокоиться – поиграть в развивающие игры, которые, кстати, дети освоят очень быстро, опять же в силу коллектива. Потом еще они будут друг другу помогать, показывая, что и как нужно сделать.
Развитие двойни после 1 года — кратко и ёмко
Если говорить про развитие двойни после 1 года, то неминуемо перейдем ко времени так называемых «кризисов». Кризисы 2 – 3 лет — это долгий разговор. К счастью они очень часто проходят по очереди. Поэтому, как только успокоился (перерос) один, его сразу можно привлекать к диалогу с другим, у кого кризис начался, или уже в разгаре. Стоит отметить, что именно брат (сестра) близнец может в данном случае сыграть решающую роль и повлиять на своего собрата. Да еще и успокоит родителей. И не важно, что это пока что всего лишь 3-4 летний малыш. Психическое и умственное развитие двойни уже позволяет это сделать.
Также хочется отметить, что многие двойняшки рано становятся самостоятельными. Причины этого мы писали выше. После года они все чаще и чаще играют вместе, не докучая родителям. Однако оставлять их играть одних, пусть даже и в соседней комнате, реально после 4 лет. До этого времени, даже если они и играют сами, нужно быть все время начеку, так как картина меняется очень быстро, а от мирной игры, до бешеной драки меньше одного шага.
Развитие двойняшек — дело родителей !
В довершении всего сказанного хочется сказать — развитие двойняшек целиком и полностью в руках родителей. Самое важное – это направлять их энергию в мирное русло. Например, показать им какую-то игру, и оставить играть в нее на какое-то время. Это будет полезно и детям, в плане развития, и взрослым, в плане реализации своих дел. А после спокойной игры переключить на активную, но опять же с вашей подачей, а не то, что придумают дети. А что они что-то придумают, если их не завлечь чем-то интересным, в этом можно не сомневаться. И уже последствия вам придется разгребать по полной.
Если в дошкольном детстве вам удастся грамотно организовать детскую жизнь, где найдется место и обучению, и сбросу энергии, и просто интересным разговорам, ответам на бесконечные почему, то можете быть уверены, что развитие вашей двойни будет полным. Тогда к школьной адаптации двойняшки подойдут намного быстрее и легче, чем их одиночные сверстники.
Источник
Развитие от рождения до года
Развитие близнецов от рождения до 18 месяцев

Родителям новорожденных близнецов в возрасте до 2 мес. приходится делить свое внимание между двумя детьми. Если малыши родились недоношенными, приходится проводить с одним или с обоими сразу много времени в больнице. Для родителей это очень беспокойный период.
Если через 5-6 недель после рождения близнецов положить рядом, они демонстрируют недостижимое для одиночнорожденных детей того же возраста осознание присутствия друг друга. Но для многих родителей не важно, существует или нет взаимодействие между самими близнецами. Их гораздо больше беспокоит то, что дети не получают того внимания, которое необходимо для возникновения привязанности между взрослым и ребенком. Однако развитие привязанности не есть некое чудесное событие, которое, однажды случившись, позволяет родителю сказать: «Вот теперь я люблю своего малыша». Для формирования привязанности требуется время, а в случае с близнецами – гораздо больше времени, чем с одним малышом. Ведь перед нами сразу два ребенка, которых требуется узнать. Нужно время, чтобы изучить различные оттенки их криков, лепета, выражения лица. Поэтому родителям не следует пренебрегать общением с каждым ребенком по отдельности. Хоть это и бывает нелегко, есть некоторые вещи, которые можно сделать, чтобы доставить себе радость общения с каждым из близнецов один на один. К примеру, нянчить детей удобно вместе, но кормить их можно по очереди. При этом появляется возможность спокойно смотреть друг другу в глаза, что крайне важно для зарождения ваших взаимоотношений.
Вы имеете дело с двумя детьми, у каждого из которых свой темперамент и особое отношение к вам. Поэтому не вините себя в том, что кто-то из близнецов вызывает у вас чувство раздражения. Как же не беспокоиться, когда один из близнецов очень привередлив в еде, в то время как у другого отменный аппетит. Поймите, что вы делаете все, что можете, и, хотя вы и несовершенны, все будет просто замечательно. Многие родители, особенно молодые родители, отчаянно стремятся потворствовать всем желаниям ребенка. Это невозможно даже с одним ребенком, а с двумя детьми о таком не стоит даже мечтать. Дело в том, что если все пожелания младенца удовлетворяются, ему незачем выделять себя из уютного окружения. Некоторая доля фрустрации неизбежна и может оказаться полезной. Ведь именно разумный баланс любящей заботы и временной фрустрации заставляет вашего малыша капризничать и общаться с вами; тянуться и хватать игрушку; ползти через всю комнату и карабкаться на спину собаке. Но сильная или продолжительная фрустрация, несомненно, препятствует развитию.
Следующая фаза развития – симбиотическая (от 2 до 6 мес.). Можно сказать, что на это время мать и близнецы становятся одним целым. Если, к примеру, вы входите в комнату, наполненную кричащими детьми, и можете немедленно узнать крик вашего ребенка среди остальных, можно с уверенностью сказать, что этот период наступил. Это время особой ответственности, которое предъявляет высокие требования к физическому и эмоциональному со-стоянию родителей, особенно если темпераменты близнецов различаются. Вы можете обнаружить, что с большей готовностью откликаетесь на одного близнеца, чем на другого. Многие родители чувствуют из-за этого вину, хотя это совершенно естественно. Некоторые родители более крепко привязываются к тому близнецу, вес которого меньше, по причине обеспокоенности состоянием его здоровья. Другие родители с большим удовольствием общаются с более крепким ребенком. Вам может быть полезно узнать, что такие избирательные привязанности часто сдвигаются то в одну, то в другую сторону; кроме того, то время как вы больше общаетесь с одним из близнецов, ваш партнер может сильнее привязаться к другому. Не критикуйте себя за это, а дайте себе время лучше узнать своих близнецов. Это первый шаг к пониманию своих чувств и овладению ими. Также поймите, что различие в способах общения с каждым из близнецов означает, что вы относитесь к каждому из них как к уникальной личности. В этот период близнецы начинают проявлять все больше индивидуальных признаков. В возрасте около трех месяцев близнецы мирно спят рядышком, при этом большой палец одного может находиться во рту другого. Они еще не осознают, что отличаются друг от друга. К 5-6 месяцам, когда одиночнорожденные дети начинают устанавливать стабильные отношения с окружающими людьми, близнецы уже больше замечают друг друга. Они узнают сво-его со-близнеца и находятся под взаимным влиянием.
Около 6 месяцев у близнецов может развиться привязанность к переходному объекту. Переходный объект – это предмет, который ребенок использует для самоуспокоения, когда матери нет поблизости. Переходный объект помогает ребенку справляться с тревогой, которая возникает от осознания того, что он и мама – разные люди, отличные друг от друга. Близнецы могут в качестве переходных объектов использовать друг друга. Когда мамы и папы нет рядом, присутствие со-близнеца может их успокаивать, что порой проявляется и во взрослом возрасте.
С 6-8 месяцев близнецы вступают в фазу нарастающего осознания того, что каждый из них – уникальная личность, отдельная от вас. В возрасте около 7 месяцев близнецы ориенти-рованы на общение друг с другом. Можно видеть, как они улыбаются, сидя друг напротив друга; они часто играют, будто один из них – это зеркальное отражение другого, не представляя при этом, что они разные, различающиеся существа.
К 10 месяцам близнецы начинают как расстраивать, так и утешать друг друга. Когда одному плохо, другой пытается развлечь его, постукивая по какому-то предмету или издавая лепечущие звуки, выражающие заботу и симпатию.
По достижении 11 мес. их лепет становится средством общения. Они могут чередоваться: сначала «говорит» один, потом вступает другой. У одиночнорожденных детей такой обмен «репликами» наблюдается не раньше 18 мес.
Когда близнецам исполняется год, некоторые из них находят комфорт и утешение в общении друг с другом, в то время как другие вообще не замечают присутствия друг друга. Эти крайности могут иметь место и у одной пары близнецов. Нет ничего необычного, когда один из малышей в возрасте 12-24 мес. вперевалку топает через комнату, чтобы предложить игрушку своему плачущему со-близнецу, в то время как последний в аналогичной ситуации предпочитает держаться в стороне.
В возрасте 14-16 мес. близнецы очень хорошо осознают разлуку друг с другом, и воссоединение (даже спустя всего полчаса) может вызвать бурный восторг и ликование. Многие родители считают, что самое смешное начинается после 14 мес., когда близнецы начинают сознательно копировать действия друг друга. Когда они еще немного подрастают (около 15 мес.), у них очень хорошо получается провоцировать друг друга на игры, все больше и больше усложняющиеся с течением времени. Близнецы учатся брать и отдавать намного раньше, чем их одиночнорожденные сверстники. В то время как другие дети играют бок о бок без попыток взаимодействия, близнецы возятся друг с другом. Они привыкают к постоянному присутствию рядом другого человека, с которым приходится делиться всем – от мамы до любимой игрушки. В этот период близнецы могут стать настолько поглощенными друг другом, что не осознают присутствия в комнате другого человека – будь то мать или другой ребенок.
Между 1 и 2 годами одиночнорожденные дети учатся понимать свои имена и определять, что «ма-ма» и «па-па» относится к матери и отцу. Некоторые близнецы этого возраста умеют определять, когда к ним обращаются по имени, но многие откликаются сразу на оба имени или на комбинацию двух имен. Некоторые вообще не реагируют на свое имя. Эта ситуация обостряется, когда у близнецов похожие по звучанию имена.
Источник