Развитие ребенка первого года жизни контрольная
Кукла Полина Г
Психологические особенности детей первого года жизни
Рождение является для организма ребенка большим потрясением.
Внешнесредовые факторы начинают играть ведущую роль в психиче-ском развитии ребенка, обеспечивая контакты с внешним миром и удовлетворяя потребность в ощущениях, с которой новорожденный появляется на свет.
С первого дня жизни вступают в строй зрительные и слуховые анализаторы, но их работа крайне не совершенна. Зрительные реакции возникают только на яркий свет, находящийся вблизи, слуховые реакции – только резкие звуки. На протяжении первых недель и месяцев зрение и слух быстро совершенствуется.
Развитие зрения и слуха новорожденного происходит быстрее, чем развитие телесных движений. Развитие зрительных и слуховых анализаторов, совершенствование реакций на влияние раздражителей происходит на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга.
Ребенок с рождения способен различать вкус и запах, чувствует прикосновения, давление и боль.
Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который вносит безусловно – рефлекторный характер, впоследствии переходящий в плач. По характеру крика, выражению лица новорожденного и по его общему виду можно отметить наличие приятных или неприятных эмоциональных состояний, которые выделяют как чувственные эмоциональные состояния.
В первый месяц жизни для ребенка не существует ни кто-то, ни что-то, что он все раздражение и все окружающее переживает только как субъектив-ное состояние.
Ребенок еще не выделяет себя и свои переживание от восприятия объек-тивных вещей, не дифференцирует социальные и физические объекты.
В первоначальном восприятии новорожденного все внешние впечатление выступают в нераздельном единстве с окрашивающим их аффектом или чувственным тоном восприятия [ ].
У новорожденного нет специфических форм социального поведения. Как показывают исследования Ш. Бюлер и Г. Гетцер, первое общение ребенка с человеком лежит за пределами новорожденности. В этот период социальность ребенка характеризуется полной пассивностью.
Около 80% времени новорожденный проводит во сне, который недостаточно дифференцирован от состояния бодрствования, и поэтому чаще у ново-рожденных наблюдается среднее состояние между бодрствованием и сном.
Таким образом, можно отметить, что новорожденный обладает в самой примитивной степени начатками психической жизни и она носит совершенно своеобразный характер.
Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка раннего возраста. «Все в этом возрасте формируется впервые, всему ребенок должен научиться» (Н. М. Щелованов).
Для ребенка первого года жизни характерен очень быстрый темп развития, увеличивается работоспособность центральной нервной системы, в результате чего длительность активного бодрствования увеличивается от 20-30 минут в период новорожденности до 3-3,5 часов к концу года.
С первых месяцев жизни у ребенка развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные ответные эмоциональные реакции, движения, элементарные действия с предметами. К концу первого года жизни ребенок овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет его возможности в активном познании окружающего. Он начинает понимать речь, употреблять первые слова, выполнять простые действия с предметами. Развиваются память, внимание, мышление. Отмечаются первые проявления самостоятельности, ин-терес и избирательное отношение к окружающим его людям и вещам.
К первым признакам социального общения ребенка относится возникновение осмысленной улыбки, а немного позже – «комплекса оживления» — особая эмоци-ально-двигательная реакция, обращенная ко взрослому. Комплекс оживления состоит в том, что ребенок сосредотачивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножкам и, издает различные звуки.
Первая форма общения – эмоционально-непосредственная. Ребенок про-являет узнаваемость близких, радуется им, возникают первые привязанности. К концу первого полугодия проявляется настороженность и страх по отношению к посторонним, малознакомым людям.
Непосредственное общение, характерное для начала младенчества, скоро уступает место эмоциально-опосредованному (ситуативно-деловому) общению. Такое общение, опосредованное предметами, возникает на основе совместных действий со взрослым. Ребенка начинают интересовать и радовать различные предметы, игрушки, действия с ними. Ярко проявляется потребность в новых впечатлениях. Эмоциональное отношение взрослого к совместным действиям с малышом во многом определяет и эмоциональное развитие ребенка.
Быстрый темп и неравномерность развитие ребенка позволяют условно разделить первый год жизни ребенка на периоды, в каждом из которых выде-ляются умения, формирование которых оказывает существенное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Конец периода новорожденности до 2,5 – 3 месяцев.
Ведущим в развитии ребенка на этом этапе является формирование зри-тельных и слуховых ориентировочных реакций.
В конце 1-го – начале 2-го месяца жизни появляется первая ответная улыбка, на 3-м — «комплекс оживления». Постепенно «комплекс оживления» сменяется более дифференцированными и сложными эмоциональными реакциями.
В первые 3 месяца жизни у ребенка появляются ответные голосовые реакции — гуканье, гуление.
В возрасте от 3 до 5-6 месяцев продолжают совершенствоваться зрительные и слуховые ориентировочные реакции, сенсорное развитие, движения; формируется более сложное поведение.
К 3-4 месяцам ребенок может захватывать предметы ручками, ощупывает и рассматривает их. Далее к 5 месяцам у него развиваются целенаправленные движения рук. На этой основе развиваются игровые манипулятивные действия с предметами, которые помогают ребенку познавать окружающее, приобретать жизненный опыт.
На 4-м месяце совершенствуются умение слежения за предметом или лицом взрослого, другими ребенком. Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи, развивается локализация звука в про-странстве.
На 4-5 месяце ребенок начинает различать интонации, мелодии, голоса знакомых и незнакомых людей. Реагирует на новую обстановку и на незнакомых людей. К 6 месяцам по звучанию узнает свое имя.
На данном возрастном этапе у ребенка происходит развитие подготови-тельных этапов активной речи. Ребенок длительно гулит – к 4 месяцам, к 5 месяцам – певуче и с разной интонацией.
В этот период ребенок проявляет интерес к разным игрушкам, пытается при-близиться к привлекшему его внимание предмету.
В возрасте от 5-6 до 9-10 месяцев внимание ребенка возрастает к предметам, находящихся на разном расстоянии от него. Это связано с новыми воз-можностями в овладении пространством – в этом возрасте ребенок начинает ползать, самостоятельно садиться, а потом и вставать. Благодаря этому расширяется кругозор ребенка, становится богаче жизненный опыт. Ребенок начинает ориентироваться в окружающем.
От 6-7 до 9-10 месяцев ребенок впервые начинает понимать речь взрослого. К 7 месяцам находит взглядом предмет, находящийся на постоянном месте по просьбе взрослого, а в 8 уже может показывать несколько предметов, выполнять простые действия.
С 6-7 месяцев начинают развиваться действие с предметами, которые ре-бенок производит одинаково со всеми предметами, независимо от их свойств, а к 8-9 начинает использовать предметы с учетом их свойств. К 9 месяцам ребенок по подражанию сначала выполняет знакомые действия, а затем и новые.
Понимание речи развивается и ребенок уже может выполнять действия по речевой инструкции взрослого, воспроизводя то, чему его научили раньше.
В 9 месяцев ребенок подражает плясовым и игровым движением взрослого, постепенно связывая их с определенной мелодией и словами.
В данный возрастной период ребенок начинает лепетать. В 7 месяцев он повторяет отдельные слоги в различных сочетаниях, в 8 повторяет их за взрос-лым, а в 9-10 при повторении произносит уже новые слоги.
К 6 месяцам у ребенка можно выделить целую систему основных эмоций: он огорчается, радуется, по разному эмоционально реагирует на близких и не-знакомых людей.
От 9-10 до 12 месяцев бодрствование ребенка увеличивается от 2,5 до 3,5 часов.Он проявляет все больше самостоятельности при исследовании предметов и игрушек: резиновые сжимает и разжимает, металлическими стучит и т. д. Особый интерес ребенок проявляет, к сравнению величины предметов, практически овладевая умением заталкивать небольшие игрушки в подходящие емкости. К концу 9-10 месяцев из отрывочных впечатлений у ребенка складываются целостные впечатления о предметах наиболее часто встречающихся в быту и имеющих практическое значение.
С развитием действий с предметами обогащается личный опыт ребенка новыми впечатлениями, совершенствуются зрительное, слуховое, тактильное восприятие.
В 11-12 месяцев ребенок делает первые самостоятельные шаги.
Ребенок начинает многое понимать. К концу году некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обогащенные характер.
Понимание речи меняет не только поведение, но существенно влияет на все развитие ребенка. Формируется активная речь – овладевая навыком речевого подражания, ребенок начинает произносить за взрослым те слоги, которых ранее не было в его активном словаре. К году в активном словаре имеется около 10 простых слов, а в пассивном — в 5-6 раз больше.
Теперь ведущим видом деятельности является не эмоциональное общение со взрослым, а предметная деятельность.
В конце первого жизни общение со взрослым начинает носить «деловой» характер. Оно возникает в связи с манипуляциями с игрушками и предметами, в процессе которых ребенок знает и запоминает названия предметов. Появляются более сложные эмоциональные переживания – радость, обида и др. Ребенок эмоционально реагирует на музыку, пение.
Таким образом,основными новообразованиями данного возраста будут: 1) развитие зрительных и слуховых анализаторов, которое во втором полугодии жизни ребенка перестает удовлетворять его потребности в познании окружаю-щего мира, поэтому ребенок начинает предпринимать попытки встать на ноги. Благодаря тому, что ребенок встает на ноги, он получает возможность видеть окружающие его предметы и явления в иной плоскости, расширяя кругозор ребенка – это дает новый толчок к его физическому и психическому развитию; 2) развитие эмоций; 3) ребенок начинает понимать речь окружающих, совершенствуется его артикуляционный аппарат, он способен произносить несколько облегченных слов; 4) благодаря развитию зрительного и слухового восприятия, предпосылок формирования активной и понимаемой речи у ребенка появляется умение овладевания различными способами предметных действий и социальными способами общения с помощью эмоциально выразительных реакций и первых слов; 5) развитие тактильного восприятия.
Источник
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент: физического, психического и нравственного здоровья.
Младенческий возраст — этап индивидуального психического развития, который продолжается от рождения ребенка до достижения им годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа:
новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению с взрослыми;
первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение с взрослым;
второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность.
Завершение младенчества связано с «кризисом первого года», свидетельствующим о формировании личности ребенкаМать и дитя: В ожидании ребенка и первый год жизни: Энциклопедия. М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2002.С. 89. .
Новорожденность — возрастной период от рождения до достижения четырех-шести недельного возраста. В этот период происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру. У ребенка к моменту рождения оказываются достаточно развитыми обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая чувствительность. В первые же дни жизни фиксируются способности слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации. В этот период происходит настройка ребенка на общение с взрослыми. В конце первого месяца появляется «социальная» улыбка, возникающая в ответ на обращение взрослого.
Этап первого года — этап младенчества, который представляет собой период жизни ребенка между новорожденностью и достижением полугодовалого возраста. На этом этапе происходит овладение ребенком экспрессивно-мимическими средствами общения, которые проявляются как комплекс оживления. В это время складывается система аффективно-личностных связей с близкими взрослыми, которые необходимы для нормального дальнейшего развития.
Этап второго полугодия — этап младенчества, который представляет собой период жизни ребенка между достижением полугодовалого возраста и кризисом первого года. В это время ведущей является предметно — манипулятивная деятельность, преимущественно для нужд, которой осуществляется общение с взрослым, которое становится ситуативно-деловым. В рамках этого ситуативно-делового общения с взрослым ребенок овладевает культурно зафиксированными действиями с предметамиМладенец и ребенок: от рождения до 5 лет. Красноярск: Кн. Изд. — во, 2002.С. 21 — 22. .
Для того чтобы знать, как формируется полноценная личность, как воспитывать и развивать ребенка первого года жизни, необходимо ознакомиться с данным периодом жизни ребенка.
Объектом нашего исследования является ребенок первого года жизни.
Предмет исследования составляет воспитание и развитие детей первого года жизни.
Цель: изучить особенности воспитания и развития детей первого года жизни.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Охарактеризовать детей первого года жизни.
2. Рассмотреть организацию режима дня для ребенка первого года жизни.
3. Раскрыть особенности организации игр и занятий детей первого года жизни.
4. Представить конспекты занятий для детей первого года жизни.
Методом исследования был определён теоретический анализ и синтез источников литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость заключается в том, что результаты теоретического исследования можно использовать в качестве лекционного материала для студентов Южно-Сахалинского педагогического колледжа.
Структура контрольной работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, основные параметры исследования.
В основной части дана характеристика раннего возраста и рассмотрена организация режима дня детей первого года жизни. В ней также рассмотрена организация жизни детей первого года жизни в детском учреждении.
В заключении приведены основные выводы исследования.
Список литературы содержит 6 источников.
Источник
метки: Развитие, Ранний, Возраст, Воспитание, Жизнь, Условный, Период, Рефлекс
ГАОУ СПО НСО
«Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко»
Контрольная работа
по дисциплине: Педагогика
Тема: Развитие и воспитание детей раннего возраста
Владиной Юлии Сергеевны
Специальность 50 144
Дошкольное образование
Курс 4 группа 41
Форма обучения: заочная
Новосибирск 2013 г.
План
1. Особенности детей раннего возраста
2. Основные педагогические правила работы с детьми раннего возраста
1. Особенности детей раннего возраста
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. В активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200—300, а к трем — до 1500 слов.
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем ‘развитии детей. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.
3 стр., 1302 слов
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2−3 ГОДА)
… ребенка 3 лет. Увеличивается количество зубов. Дети раннего возраста слабые, беспомощные, ранимые, однако в этот период происходят самые высокие темпы роста и развития. В возрасте от 1 года … проблемы физического воспитания детей раннего возраста 1.1.Возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в …
В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния: казалось бы, по ничтожной причине часто плачут и долго не могут успокоиться; и наоборот, не успевают высохнуть слезы, как на смену им появляется улыбка. При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п.
Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни, — сосательный — на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.
Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.).
Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.
2. Основные педагогические правила работы с детьми раннего возраста
1.Единство оздоровительной и воспитательной работы.
Ребенок не может хорошо физически развиваться, если он мало двигается или часто находится в отрицательном состоянии, если отсутствуют условия для его активной деятельности. Доказано, что такие оздоровительные мероприятия, как обливание, гимнастика, окажут положительное воздействие на здоровье ребенка только в том случае, если ребенок охотно идет на водную процедуру, с удовольствием делает гимнастику. Аппетит ребенка также зависит не только от пищи, но главным образом от всей организации кормления и прежде всего тех воспитательных приемов, которые применяют родители или воспитатели. Отказы от еды, доходящие иногда до полной анорексии, чаще всего объясняются неправильными воспитательными приемами — отсутствием твердого режима, применением излишних уговоров, насильственным кормлением и др. На аппетит ребенка оказывает большое влияние также вся организация его деятельности. После хорошо организованной интересной игры или прогулки дети едят лучше. Во время водной процедуры необходимо проверять не только температуру воды, но и то, чтобы обливание было правильно организовано, дети не возбуждались при ожидании или не охлаждались. Прогулка не даст положительных результатов ни для здоровья, ни для развития, если отсутствуют условия для активной и интересной для них деятельности.
17 стр., 8342 слов
Концепции одарённости и её развития
… и личностном развитии одарённых детей. Развитие потребностей у одарённого ребёнка. Высокая избирательность познавательной мотивации и исследовательской активности детей и развитие их специальных … он вышел с сухими глазами к брату и сестре Симоне, сочувствавшим ему за дверью, и как … ножках ковылял вслед за старшей сестрой под присмотром няки, следившей за детьми из кухонного окна; отчетливо помнил …
Наблюдая за ходом нервно-психического развития детей, воспитательница должна внимательно следить за здоровьем ребенка, знать первые признаки наиболее частых детских заболеваний и причины их возникновения, чтобы своевременно сигнализировать врачу. В то же время врач или старшая медицинская сестра должна следить не только за физическим, но и нервно-психическим развитием детей. При выполнении той или иной медицинской процедуры надо стараться не травмировать психику ребенка, осторожным подходом, ласковыми словами уменьшить болезненные ощущения. Ребенок будет вести себя спокойно, если медицинская сестра, не обманывая его, осторожно предупредит о том, что ему будет немного больно, но зато он скоро поправится и пойдет со всеми ребятами гулять. Таким образом, и сестра должна быть не только медицинским работником, но и воспитателем.
Такие безобидные процедуры, как стрижка волос, осмотр зева, даже купание при неправильных воспитательных приемах могут вызывать у ребенка слезы. А с другой стороны, даже инъекции или другие болезненные манипуляции переносятся детьми спокойно, если медицинская сестра будет в то же время воспитателем, понимающим психические особенности ребенка.
4 стр., 1707 слов
Презентация на тему: Медицинская реабилитация в психиатрии
… сателлита»). С жильцами на постоянной основе работает полипрофессиональная бригада, включающая медицинскую сестру, психолога и социального работника. Часть проживающих трудоустроена в больнице. … жизнь. Первоначальная типология включает три вида реабилитации: медицинскую, профессиональную и психосоциальную. *Медицинская реабилитациявключает в себя фармакотерапию, лечебную физкультуру, диетическое …
Учитывая большую взаимозависимость физического и нервно-психического развития, правильно воспитывать детей раннего возраста можно лишь при условии объединения всех гигиенических, оздоровительных и воспитательных мероприятий в согласованную систему.
2. Постоянство и единство подходов.
Одним из основных педагогических правил является обеспечение постоянства приемов и единства подходов к ребенку со стороны всех лиц, имеющих отношение к его воспитанию. Любое умение, навык можно воспитать лишь тогда, когда при их формировании будут неоднократно применены одни и те же приемы. Например, приучить ребенка вытирать ноги, приходя в комнату, или засыпать спокойно без укачивания можно только тогда, когда каждый раз от ребенка требуют выполнения этого правила.
В семье ребенка обычно воспитывают несколько взрослых, а в яслях, кроме того, воспитательницы. Поэтому сложной задачей является достижение полной согласованности в методах воспитания отца и матери, а также единства подходов в семье и яслях. При единстве и постоянстве подходов дети быстро усваивают ряд устойчивых правил поведения (всегда мыть руки перед едой, не отнимать игрушек, выражать желание не криком, а словами и др.).
Маленькому ребенку очень трудно привыкнуть, если один раз ему что-то разрешают (например, бегать с куском хлеба в руке), а в другой — запрещают, если воспитательница настаивает на самостоятельной еде, а няня спешит накормить его сама и т. п. Выработка устойчивых привычек таким путем невозможна. Отсутствие единства является одной из основных причин повышенной раздражительности, частых вспышек возбуждения, «капризов» ребенка, а иногда ранней нервности Совершенно недопустимо, например, когда старшая медицинская сестра, придя в группу, начинает ласкать плачущего ребенка, предварительно не узнав, почему воспитательница сама не утешает его.
1 стр., 181 слов
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)
… . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
3. Развитие самостоятельности.
Период раннего детства является благоприятным для развития самостоятельности. При правильном подходе взрослых самостоятельные действия уже с первых лет доставляют детям удовольствие. Например, можно видеть выражение удовлетворения у 7—8-месячного ребенка, сумевшего после нескольких неудачных попыток самостоятельно встать около барьера. Очень доволен ребенок 1 года I месяцев — 1 года 3 месяцев, если ему дали возможность самому держать ложку. Но раннее проявление самостоятельности требует своего развития и закрепления. Для того чтобы и в дальнейшем ребенок в силу своих возможностей старался все, что может, делать самостоятельно и получал от этого удовольствие, нужны правильные воспитательные приемы. Очень рано следует придерживаться правила: не делать за ребенка то, что он может сделать сам.
Большое значение для развития самостоятельности маленьких детей имеет отношение к этому окружающих взрослых. Значительно усиливается желание сделать что-то самому, если это получает одобрение, похвалу старших. Поощрение является очень существенным методом воспитания самостоятельности. Воспитательница должна поощрять самостоятельные действия ребенка. Но хвалить ребенка следует только за то, что он действительно заслужил. Не следует сразу же, по первому требованию или при малейшем затруднении помогать ребенку. Надо побудить его постараться самому выйти из затруднительного положения и после удачи похвалить. Оказывать помощь нужно только тогда, когда взрослому ясно, что сам ребенок этого сделать не может, но и в таком случае надо постараться делать не за него, а вместе с ним. Наблюдая за тем, как ребенок реагирует на встретившееся ему затруднение, сначала надо предоставить ребенку возможность самому справиться с ним, побуждая его ободряющими словами. Только убедившись в невозможности преодолеть затруднение, не дожидаясь, пока у ребенка вследствие многократных попыток пропадает желание добиться положительного результата, надо помочь ему, одновременно привлекая и его самого. Привлечение детей с возрастом все к большему участию в кормлении, умывании, одевании, поощрение их самостоятельных попыток преодолевать затруднения во время игры способствуют развитию самостоятельности, умению преодолевать затруднения, самому добиваться желаемого, что является очень ценным качеством личности ребенка.
12 стр., 5872 слов
Мотивация трудовой деятельности в системе управления
… Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент» на тему «Мотивация трудовой деятельности в системе управления» Выполнил: Студентка 2 курса Группа 30 МН Алексеева Ксения … является собственно мотивирующим фактором для сотрудников высокой квалификации; в) мотив самостоятельности присущ работникам с «хозяйской» мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, а …
3. Предупреждение утомления.
В результате любой деятельности, продолжающейся определенное время, наступает состояние утомления.
Временным отдыхом для ребенка может быть также смена характера деятельности. развитие дети педагогический воспитательный
Понимая вред переутомления нервной системы, персонал детского учреждения (врач, педагог, медицинские сестры, воспитатели) должен знать его причины и признаки, внимательно следить за ребенком и своевременно обеспечивать отдых.
Основным условием, предохраняющим нервную систему ребенка от переутомления, является правильный ритм работы и отдыха, т. е. правильный режим, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям. Систематическое удлинение бодрствования выше физиологических возможностей ребенка неизбежно ведет к переутомлению и даже к истощению нервной системы. Вредно также укорочение бодрствования.
Очень большое значение имеет также достаточный по времени и полноценный глубокий сон. Уравновешенное поведение ребенка возможно лишь в том случае, если длительность его бодрствования не превышает предела работоспособности и своевременно сменяется достаточно длительным глубоким сном.
Для предохранения от переутомления нужна правильная смена деятельности, которую должны обеспечить взрослые. Переключение на другую деятельность является отдыхом для ребенка. Необходимо менять положение, ситуацию, виды деятельности. Самостоятельная деятельность ребенка должна сменяться занятием, организованным воспитательницей, подвижная игра — спокойной игрой за столом, игра в комнате — игрой на площадке и т. п. Если утром было рисование, то во вторую половину дня— музыкальное занятие и т. п. Надо следить, чтобы длительность занятия не превышала выносливости нервной системы детей и при первых признаках утомления прекращать занятия.
Недопустимо также изобилие часто сменяющихся и сильных впечатлений. Родители часто злоупотребляют желанием порадовать ребенка различными подарками. Частая смена новых игрушек, книжек вредна детям.
5 стр., 2498 слов
Общая схема строения нервной системы. Нервная ткань.
… юношеском возрасте. Ключевые понятия и термины: низшая и высшая нервная деятельность, нервная система (НС), центральная НС, периферическая НС, вегетативная НС, нейрон, глия … жизни ребенка. В неблагоприятных условиях процесс миелинизации может замедляться на несколько лет, что затрудняет управляющую и регулирующую деятельность нервной системы.   …
Участковая медицинская сестра, беседуя с родителями или посещая ребенка на дому, а также врач, педагог, старшая медицинская сестра и воспитатели группы должны следить за выполнением режима, правильной организацией деятельности детей и сохранением всех условий, обеспечивающих уравновешенное бодрое состояние детей и предохранение их нервной системы от переутомления.
Список литературы
1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего детства[Текст]/под ред. С.Г.Звягинцевой.- М.: изд. Медицина», 1969−255с.
2. Дошкольная педагогика[Текст]:учеб. пособие для учащихся пед. училищ/ под.ред. В.И.Ядешко, Ф.А.Сохина.-М.: Просвещение, 1978.-416с.
Размещено на
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Отправить запрос
Источник