Развитие ребенка отстающего в развитии до года
Большинство родителей знает, что в развитии детей должны существовать определенные нормы. Имеются в виду маленькие дети в возрасте до 1 года. Определить задержку в развитии раннего возраста, полагаясь на опыт, могут лишь многодетные родители, которым уже приходилось все это проходить ранее. Таким образом, проводится сравнение уровня развития одного ребенка со старшими детьми. К сожалению, не все родители имеют большой опыт со своими маленькими детьми, к тому же банального наблюдения за поведением чужих малышей на игровых площадках будет недостаточно. По этим причинам можно понять то беспокойство, которым обычно страдают родители по поводу роста своего ангелочка.
Многих мам интересует вопрос, правильно ли развивается их чадо, и нет ли у малыша задержки в развитии?
Психомоторное развитие ребенка – что это?
Если говорить простыми словами, то это улучшение интеллектуальных и двигательных навыков малыша. Они зависят от количества лет и генетических особенностей.
Полноценное и гармоническое формирование зависит от усовершенствования:
- органов зрения, обоняния и слуха в гармоничном порядке;
- мелкой и крупной моторики тела;
- всей мышечной группы (имеется в виду, тренировка);
- социальных контактов у ребенка;
- общего мышечного тонуса и сухожильных рефлексов.
Задержка в моторном развитии в большинстве случаев сопровождается с задержкой прогресса психической составляющей, ведь ребенку трудно будет воспринимать окружающую среду. Для адекватной и корректной оценки задержки в росте малыша нужно быть ознакомленным с главными этапами психомоторного развития.
Основные этапы
Характерными чертами психомоторного развития детей раннего возраста является сохранения позы «эмбриона», так называемой внутриутробной позы, а также повышенный мышечный тонус (подробнее в статье: как лечится повышенный тонус мышц у ребенка?). Новорожденный малыш использует изначальные рефлексы, такие как: глотательный, хватательный, дыхательный и поиск соска. Спустя 2-3 года на место безусловных рефлексов станут условные – так называемый, личный опыт малыша.
Первые 6 месяцев
Через месяц после рождения малыш еще мало что умеет, но при этом реагирует на посторонние шумы и маму
Во время первых тридцати дней должны наблюдаться следующие возможности:
- ребенок сможет на несколько секунд приподнять свою голову, лежа на животике;
- будет искать губами мамин сосок;
- резкие сторонние звуки будут сопровождаться его активной реакцией;
- происходит фиксация взгляда на определенных предметах;
- во сне малыш начинает сосать свою ручку;
- наличие эмоций в виде плача, мимики или крика;
- активизируется хватательный рефлекс;
- источники света привлекают ребенка, поэтому он поворачивает к ним голову.
Во время следующих тридцати дней малыш пытается научиться:
- удерживать голову на вису в положении лежа на животике;
- улыбаться;
- издавать радостные звуки при обращении к нему;
- узнавать родителей, чаще всего маму;
- держать вытянутые руки перед собой.
Трехмесячный малыш поднимает ручки к игрушкам
Спустя три месяца физиологический гипертонус пропадает, как и некоторые рефлексы. На этом этапе ребенок способен на:
- удерживание поднятой головы, опираясь предплечьями в кровать;
- держание в ручке игрушек или других небольших предметов;
- многие дети в этом возрасте постоянно тянут игрушки ко рту;
- поворот головы, реагируя на звуки;
- смех и радость без явной на то причины;
- общение с ребенком сопровождается его «оживлением».
Важно! Только после 3-й недели стартует формирование комплекса оживления, к которому относится улыбка, сосредоточенность и моторика движений. Иногда можно наблюдать учащенное дыхание у детеныша. В полноценном виде комплекс оживления проявится уже на восьмой неделе жизни.
Второй триместр
Рост интенсивности проявления способностей малыша продолжает расти до 4-го месяца. После этого на замену комплекса оживления приходит поведение в более сложной форме.
В 4-5 месяцев малышу так хочется достать игрушку, что перевернуться на животик и схватить ее уже не проблема
Для четвертого месяца характерными считаются следующие умения:
- ребенок начинает рассматривать окружающие его предметы, брать в руки и ставить игрушки;
- он может самостоятельно играть на протяжении длительного времени;
- переворот на сторону – это уже не проблема;
- приближаясь к какой-нибудь опоре, малыш выбрасывает перед собой руки;
- ребенок может вести визуальное слежение за знакомым человеком;
- он может смеяться.
Подходя к пятому месяцу, ребенок уже спокойно может отличить своих от чужих, также он начинает упорно сопротивляться при любых попытках отобрать его любимую игрушку. Различные ситуации вызывают у него массу разных эмоций.
Способности малыша постоянно увеличиваются, теперь он легко может:
- перевернуться на животик;
- ползать на животе к заинтересовавшему его предмету или человеку;
- начать поиски игрушки, которая только что выпала из его рук;
- находить различия между разными интонациями в голосах родителей;
- держась ручкой за край стола или за стул, стоять на ногах;
- детально рассматривать свои руки или игрушки на протяжении длительного времени;
- пытаться стоять на четвереньках.
В пять месяцев забавно наблюдать, как малыш пытается подняться на четвереньки и при этом смешно покачивается
Выросший до 6-месячной отметки, малыш может:
- садиться самостоятельно;
- перевернуться на правый или левый бок;
- уверенно стоять на четвереньках;
- ходить на короткие дистанции со сторонней поддержкой;
- стоять по несколько секунд, придерживаясь за опору.
Он может распознать свое имя, реагируя на него, выговаривать разные слоги, например «ба-ба» или «да-да». Практически пропадает необходимость в кормлении, поскольку ребенок уже самостоятельно пьет воду или молоко из кружки, а также сам кушает печенье.
Вторые 6 месяцев
Седьмой месяц – это возможность научиться следующему:
- придерживаясь за опору, стоять возле нее длительное время (рекомендуем прочитать: когда ребенок начинает самостоятельно стоять без опоры?);
- легко и без особых усилий ползать на четвереньках (рекомендуем прочитать: когда дети начинают сами ползать на четвереньках?);
- узнавать своих близких, протягивая к ним ручки;
- отзываться на имя;
- копировать услышанные слова или звуки, произнося при этом разные слоги с добавлением эмоций.
В семь месяцев ребенок радостно ползет к родителям, при этом осознанно проговаривая слова “мама” и “папа”
К характерным особенностям детей в этом возрасте стоит отнести возможность различать людей и боязнь незнакомцев, а еще они уже могут самостоятельно кушать из ложки. Малыш с легкостью узнает игрушки и некоторые предметы интерьера, обожает всеми известную игру под названием «прятки». Любит постучать предметами по игрушкам или об пол или прятать их (игрушки) в какую-нибудь коробку.
Восьмимесячный малыш проявляет большую активность в движениях, быстро ползает по полу, а также уверенно ходит с опорой. Поднимает небольшие предметы при помощи указательного и большого пальца.
Третий триместр
Достиг возрастной отметки в 9 месяцев, ребенок может:
- стоять без сторонней поддержки;
- придерживаясь одной ручкой, ходить вдоль опоры;
- ползать на относительно большой скорости (см. также: Е. Комаровский говорит о том, как научить ребенка ползать и тематическое видео);
- самостоятельно держать кружку и сидеть на ночном горшке;
- переворачиваться без чьей-либо поддержки;
- распознавать простые команды родителей, играться с игрушкой;
- демонстрировать разные предметы и части телка, которые ему запомнились;
- махать ручкой, имитируя прощальный жест.
В девять месяцев многие детки уверенно кушают ложкой
На данном этапе можно наблюдать звукоподражание – повторение ребенком услышанных ранее звуков и слов без понимания их значения. Исключением могут быть только слово «папа» или «мама». В некоторых случаях он может выговаривать и другие осознанные слова.
Период с десятого по двенадцатый месяц – это важный этап в жизни младенцев, ведь обычно они начинают ходить и стоять без опоры. Лестница или небольшой стульчик уже не становятся значительной проблемой для 12-месячных малышей.
К списку умений 12-месячного ребенка можно отнести следующее:
- бросание мячика;
- сборка игрушечной пирамиды;
- самостоятельный поиск интересующих предметов;
- активное демонстрирование своего восторга или несогласия;
- возможность играть в несложные игры (чаще всего – выдуманные или воображаемые);
- произношение некоторых простых слов;
- подбирание крошек или небольших игрушек с помощью двух пальцев.
Не нужно бить тревогу, если вы обнаружили некоторые несоответствия в развитии вашего малыша со стандартами. Каждый человек по-своему уникален.
К году малыш обладает множеством умений. У ребенка большой интерес к окружающему миру, он уже старается помогать маме со стиркой и другими делами
Задержка психомоторного развития
График развития физических способностей 12-месячного ребенка может иметь скачкообразную структуру, поэтому родителям нужно уделять должное внимание каждому этапу роста своего детеныша. Любые подозрения на отклонения в психомоторном развитии должны сопровождаться применением необходимых мер.
В качестве примера, которым должны руководствоваться родители при оценке темпа развития своего малыша, нужно брать умения и навыки, присвоенные ребенку с первого дня. Оказание внимания необходимым навыкам – это неплохой вариант, но при этом нельзя отказываться от периодических консультаций у врачей. При малейших подозрениях на замедление в психомоторном развитии ребенка нужно постараться сразу откинуть все причины, связанные с недостатками в воспитании.
Серьезная задержка психомоторного развития может быть обнаружена лишь внимательными родителями, когда реакция их ребенка на различные действия вокруг него кажется неадекватной. Провести оценку образовавшейся проблемы смогут лишь квалифицированные специалисты, проведя необходимые для этого наблюдения и тесты. Речь идет о таких врачах, как логопед, невролог и педиатр – лишь они смогут полностью разобраться и решить такую проблему, как отставание психомоторного развития детей раннего возраста.
График развития ребенка до года (подробнее в статье: календарь развития ребенка до года и скачки в процессе)
Как лечится задержка в развитии?
Помимо стандартного медикаментозного лечения существуют и другие методы, связанные с терапевтическим воздействием на организм. Они помогут вылечить симптомы задержки.
К самым эффективным методам можно отнести:
- нейропсихологическая коррекция;
- вербальная стимуляция;
- слуховая и зрительная стимуляция;
- ТМС головного мозга.
Комплекс лечения задержки психомоторного развития в каждом случае подбирается индивидуально с учетом проблем и возможностей каждого ребенка. К примеру, ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) применяется для активации моторных, сенсорных и речевых центров головного мозга. Активно используются разновидности коррекций, в том числе и логопедический массаж.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
В рамках совместного проекта с ЮНИСЕФ «Дети» Kaktus.media неоднократно рассказывала о том, как правильно развивать малыша и чем его кормить.
Как понять, что ребенок отстает в развитии? И что делать при этом? Об этом Kaktus.media рассказала детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова, а также специалисты ЮНИСЕФ: координатор программ по вопросам раннего развития Чинара Джумагулова, консультант по раннему вмешательству Гульмира Нажимидинова.
Мы решили разделить эту тему на три части. Сегодня расскажем о детях до года, в следующих двух материалах – о детях 2-3 лет и 3-7 лет.
Всемирный банк провел исследование и сделал вывод: вложенный в развитие ребенка доллар возвращается в семикратном размере. Чем раньше родители начинают работать со своим ребенком, тем больше результатов получат в будущем.
Понимая это, Детский фонд ООН поддерживает Министерства образования и здравоохранения в разработке стандартов развития детей. Ранее уже было создано руководство по развитию детей от трех до семи лет – тот период, когда дети готовятся к школе.
Однако было понимание, что стандарты развития ребенка от рождения до трех лет также необходимы. Ведь в этом возрасте ребенок находится дома, его видят зачастую лишь родители и медработник, в некоторых случаях педагоги детских садов и социальные работники.
При поддержке ЮНИСЕФ в Кыргызстане разработано «Руководство по развитию детей от рождения до трех лет» которое содержит индикаторы развития ребенка, рекомендации для специалистов (медработников, педагогов, воспитателей дошкольных образовательных организаций и социальных работников) и родителей, а также отражены тревожные признаки в развитии ребенка.
К примеру, руководство включают и оценку нервно-психического развития ребенка: вес и рост к определенному возрасту. Это важно, потому что если ребенок отстает в весе и в росте, то он, скорее всего, будет отставать и в нервно-психическом развитии. Руководство учитывает контекст страны, условия и особенности развития ребенка в Кыргызстане.
Тревожные признаки отставания в развитии детей родители могут найти и в «Дневнике развития детей от рождения до 7 лет». Дневник содержит также другие рекомендации по уходу за ребенком. Планируется пилотирование «Дневника развития ребенка» для родителей в новостройках Бишкека на базе ГСВ, обсуждение педагогами на августовских чтениях.
ЮНИСЕФ будет благодарен за ваши комментарии и отзывы на «Дневник развития детей от рождения до 7 лет, которые можно оставить в комментариях.
Как рассказала детский психиатр Республиканского центра психического здоровья Назгуль Мирзаматова, с самого рождения у ребенка должно быть медицинское сопровождение, поэтому очень важно, чтобы медики были оснащены стандартами развития ребенка. При посещении новорожденного врачи оценивают его развитие согласно данным нормативам.
Как только родители видят, что физиологическое развитие ребенка где-то нарушается, к примеру, ребенок вовремя не держит голову, вовремя не сел, вовремя не пошел, вовремя не заговорил, ребенок беспричинно беспокоен, хотя он сыт, сухой и ничего у него не болит, это повод обратиться к специалисту.
Для развития ребенка с задержкой развития, по словам Мирзаматовой, немаловажен еще один факт: в какой атмосфере живет ребенок, такое у него и отношение к жизни, поведение. Если окружающая среда у него асоциальная, агрессивная и жестокая, то у него клинически будут проявляться жестокость и агрессия. Если же ребенок растет в доброй любящей среде и он видит такое же отношение своих родных к окружающим, то и ребенок точно такой же.
Ребенок настолько копирует взрослых, что по нему сразу видно, в какой среде он живет. Взаимоотношения в очереди, с соседями, в магазине – дети будут дублировать поведение родителей.
Этот принцип действует и по-другому. Если соседи или окружающие видят ваше агрессивное отношение к ребенку, то дублируют его. Мол, «ой, да они сами его лупят».
Родители, которые понимают, что с ребенком что-то не то, и пытаются разобраться, что же происходит, как с этим жить и как работать, им значительно легче.
Бывает, что у ребенка задержка развития связана с органическими нарушениями. К примеру, выраженное внутричерепное давление или другие заболевания, которые мешают развиваться ребенку. При хорошей адекватной терапии дети «выстреливают» в развитии и догоняют сверстников, поэтому детские психиатры стараются не торопиться с выставлением диагноза. К примеру, в последнее время стало много псевдоаутизма, когда диагноз «аутизм» в дальнейшем не подтверждается, хотя признаки у ребенка были.
Важный совет! Если задержка в развитии серьезная, то очень важно привить детям навыки самообслуживания, гигиены (научите мыть руки, приучите к чистоте). Нужно, чтобы ребенок был независимым от других и имел достойный образ жизни. Ребенок должен уметь ходить в туалет, убирать за собой чашку и т.д. Если ребенок чистенький, от него не исходит неприятный запах, тогда он будет благоприятен для общения. Эти умения и навыки ему понадобятся больше, чем умение отличить букву А от Б.
Итак, какие признаки должны насторожить мам и пап?
При наличии любого из данных признаков обязательно обратитесь к специалисту (медицинскому работнику, социальному работнику, педагогу, детскому психологу).
От рождения до 6 месяцев
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ реагирует на громкие звуки и яркий свет.
- НЕ смотрит на яркие движущиеся предметы на расстоянии 30-50 см от глаз к 2 мес.
- Отсутствует одинаковое (симметричное) движение глаз при переводе взора в разные стороны к 4 мес.
- НЕ поднимает и не держит голову, лежа на животе, в течение минимум 30 сек. к 2 месяцам, 1 минуты — к 3 месяцам. Не держит голову устойчиво к 4 мес.
- НЕ может, лежа на животе, приподнять туловище, опираясь на предплечья, к 4 мес.
- НЕ может поворачиваться с живота на спину самостоятельно к концу 5-го месяца.
- НЕ тянет предметы в рот к 4 мес.
- Слабо или совсем НЕ двигает ножками или ручками.
- НЕ может дотянуться до игрушки, яркого предмета, расположенного в 30 см от вытянутой руки, к 6 мес.
- НЕ опирается на ноги, когда ноги находятся на твердой поверхности, к 4 мес.
- НЕ переворачивается к 6 мес.
- Слабо сосет или отказывается от груди.
СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ улыбается к 2 мес.
- НЕ смеется к 6 мес.
- НЕ проявляет привязанность к ухаживающему лицу к 6 мес.
- Одинаково реагирует на знакомого и незнакомого человека к 6-9 месяцам.
- Отказывается от общения и взаимодействия со взрослым к 6-9 месяцам.
УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ
- НЕ смотрит на движущиеся предметы и живые объекты к 6 месяцам.
- НЕ проявляет интереса к окружающим предметам, не пытается обследовать их.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ гулит, не издает гласные звуки («а», «и», «о» и др.) к 6 мес.
- НЕ реагирует на громкие звуки.
Ребенок 6-12 месяцев
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ смотрит на движущиеся предметы.
- НЕ проявляет интерес к действиям с предметами.
- При поддержке на весу не опускает ноги вниз к 9 мес.
- НЕ может стоять даже при поддержке к 12 мес.
- НЕ может ходить даже при поддержке за руку к 12 мес.
- НЕ может взять большим и указательным пальцами небольшие предметы к 12 мес.
- НЕ пытается сесть при поддержке за руку к концу 7-го месяца. Не сидит даже при поддержке к 9 мес.
- Не играет в подвижные игры с участием обратной связи (ловить и бросать назад) к 9 мес.
- Не перекладывает игрушку из одной руки в другую к 9 мес.
СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ узнает знакомых людей к 9 мес.
- НЕ показывает беспокойства или стеснения при виде незнакомых лиц после 9 мес.
- НЕ делает жесты (не машет ручкой или не покачивает головой) к 12 мес.
- НЕ реагирует на свое имя к 9 мес.
- Отказывается от общения и взаимодействия со взрослыми и детьми.
УМСТВЕННОЕ (когнитивное) РАЗВИТИЕ
- НЕ проявляет интерес к действиям с предметами к 6-9 месяцам.
- НЕ указывает на игрушки и предметы по просьбе взрослого к 12 мес.
- НЕ ищет игрушки, которые убрали из поля зрения.
- НЕ связывает звукоподражания с соответствующими объектами к 12 мес.
- НЕ подражает (не копирует) действиям близких людей к 12 мес.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- НЕ произносит звуки или не использует жесты к 12 месяцам.
- НЕ говорит или не лепечет короткие слова («апа», «ата», «мама», «папа» и т.п.) к 12 мес.
- НЕ реагирует на свое имя к 12 мес.
- НЕ смотрит на то, что вы указываете или показываете (не проявляет интерес).
- НЕ выполняет простые просьбы к 12 мес.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДО ГОДА
Дети до 3 месяцев
Эмоции:
- Здоровый ребенок может видеть, слышать и чувствовать запахи с рождения. Он узнает свою маму по голосу, запаху и лицу.
- Отец играет важную роль в развитии ребенка и должен быть вовлеченным в процесс воспитания.
- Ребенок и старшие брат/сестра могут учиться друг у друга, поэтому они должны играть вместе, а старшие помогать заботиться о младшем ребенке.
- Успокаивая ребенка, вы укрепляете его доверие к вам, и это поможет вам строить взаимоотношения.
- Время грудного кормления – хорошая возможность обнять, приласкать, проявить любовь и заботу, развить эмоциональную привязанность.
Общение:
- Смотрите ребенку в глаза и улыбайтесь (например, во время кормления). Разговаривайте, глядя в лицо ребенка, повторяйте его звуки и жесты, пойте песни. Так вы развиваете способность ребенка общаться.
- Ребенок отвечает на прикосновения мамы, ее взгляд, улыбку и звуки. Ребенок старается »рассказать» о своих нуждах посредством движений, звуков, гуления и плача.
Движения:
- Ребенок учится видеть свои руки и ноги и управлять ими. Если дать возможность ребенку свободно двигаться, это поможет мышцам окрепнуть.
- Ребенок начинает дотягиваться до предметов и тянуть их в рот. Это важно, поскольку он познает мир через осязание и вкус.
- Он старается приподнимать голову, чтобы осмотреться вокруг. Помогите ребенку, взяв его на руки; поддержите головку и спину ребенка, чтобы он мог изучить окружающий мир. Дайте ему возможность лежать и переворачиваться на безопасной поверхности, и вы поможете развитию мускулатуры.
От 4 до 7 месяцев
Эмоции:
Дети рады видеть людей и их лица, поэтому члены семьи должны брать на руки, улыбаться, смеяться и разговаривать с ребенком.
Он привязан к маме и может чувствовать дискомфорт в присутствии посторонних. Если оставляете ребенка, то только с близкими людьми, это поможет ему чувствовать себя в безопасности.
Общение:
- Ребенок любит визжать и смеяться. Он отвечает на голос собеседника разными звуками, подражает услышанным звукам, и тем самым учится общению с окружающими.
- Готовьте ребенка к речевой деятельности, повторяя его звуки и разговаривая с ним о том, что он видит и чувствует, что он хочет.
Движения:
- Начиная познавать мир, ему захочется прикоснуться к предметам, попробовать их на вкус, изучить их. Если давать ребенку чистые и безопасные предметы обихода, чтобы он мог прикоснуться, постучать, ударить, бросить или положить в рот, то это поможет ему быстрее учиться и развивать движения рук. Держите в недосягаемости мелкие предметы, которые он может положить в рот и проглотить.
- Помогая ребенку сидеть с опорой и переворачиваться на безопасной поверхности, этим вы содействуете развитию мышечного аппарата.
От 8 месяцев до 1 года
Эмоции:
- Он может не захотеть разлучиться с вами. Помогите справиться с разлукой, нежно объяснив, когда вам нужно уйти и что вы его оставляете с близкими людьми. Игра в прятки — хорошее подспорье, чтобы показать ребенку, что вы уходите на время, а не навсегда.
- Он чувствует гнев окружающих, и это может его расстроить. Постарайтесь оградить ребенка от негативных эмоций. Успокойте его, если это случилось.
- Любовь и время, которое вы дарите ребенку, ваш искренний интерес и содействие его любопытству помогут ребенку развить в себе чувство уверенности.
Общение:
- Отвечайте на звуки и желания ребенка. Разговаривайте с ним, пойте с ним, придавайте смысл его лепету, замечайте его и старайтесь отвечать, когда он к вам обращается. Рассказывайте сказки, читайте, называйте предметы и имена людей. Это поможет ему начать разговаривать и общаться.
Движения:
- Игра с чистыми и безопасными предметами обихода, такими как небьющиеся тарелки, чашки и ложки, кастрюли и сковородки, открывание и закрывание крышек, собирание и складывание предметов, самостоятельный прием пищи содействует развитию мелкой моторики.
© Эртэм ИО и другие. Университет Анкары, медицинский факультет, кафедра педиатрии, отделение педиатрии развития и поведенческой педиатрии
Источник