Развитие ребенка от рождения до поступления в школу

Развитие ребенка от рождения до поступления в школу thumbnail

План

1. Значение первых шести лет жизни ребенка для дальнейшего развития личности.

2. Общая характеристика первых шести лет жизни ребенка.

3. Развитие познавательной сферы ребенка к поступлению в школу.

4. Развитие речи. Особенности общения ребенка первых шести лет жизни с ровесниками и старшими.

5. развития моторики и деятельности ребенка к поступлению в школу.

6. Становление личности ребенка первых лет жизни.

Основные понятия

Пищевое, слуховое и зрительное сосредоточение, конвергенция глаз, комплекс оживления, акт хватания, предметные действия, лепет, манипулирование предметами, наглядно-действенное мышление, мотивирующие представления, речевое общение, эмоциональное общение, акт ориентации в предметах, кризис трех лет, ролевая игра, сенсорные эталоны, наглядно-образное мышление, подчиненные мотивы поведения и деятельности, внутренние этические инстанции.

Рекомендуемая литература

1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. — Иркутск, 1989. — С. 56-89.

2. Богданова Т. Диагностика познавательной сферы ребёнка. -К., 1996. — 68 с.

3. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. соч .: В 6 т. — М., 1984. -Т.4. — С. 244-269, 318-340.

4. Выготский Л.С. Кризис трёх лет / / Там же. — С. 367-376.

5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. — М., 1991. — С. 29-84.

6. Заброцький М.М. Возрастная психология — М., 1998. — С. 27-41.

7. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать проблемы. — М., 1991. — 221 с.

8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. -С. 75-103.

9. Манова-Тома В. Психологическая диагностика раннего возраста. -К., 1978. — 165 с.

10. Мухина В.С. Детская психология. — М., 1986. — С. 73-261.

11. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет). — М., 1960. — С. 93-293.

12. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978. — С. 151-168,

138-293.

1

Период от рождения до поступления в школу является важным потому, что от него зависит будущее развитие человека. Этот период характеризуется исключительно интенсивным развитием детского организма и особенно быстрым развитием мозга. Мозг новорожденного ребенка весит примерно 350 г, что в четыре раза меньше, чем мозг взрослого человека. Но до 7 месяцев вес мозга удваивается, а к 2-3 годам — утраивается. Во время усиленного роста формируется очень сложная и тонкая внутренняя конструкция мозга, его нервных центров, а также клеточных полей коры полушарий головного мозга и нервных путей. Это период усиленного созревания высших отделений нервной системы. Известно, что самое благоприятное время для влияния на формирование психики и для воспитания наступает именно тогда, когда соответствующие функции находятся в процессе созревания. Некоторые периоды развития особенно чувствительными к определенным воздействиям среды (сензитивными). Период от рождения до поступления в школу — это оптимальное время для развития процесса хождения, начального овладения процессом речи, начального эмоционального предпочтения. Именно в этот период закладываются основы всех психических свойств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

В это время доминирующая роль принадлежит восприятию. Через восприятие ребенок получает богатый и разнообразный материал для начальной умственной деятельности. Богатая информация, которую ребенок накапливает в этом возрасте, является прочной основой для дальнейшего развития. Различные детские ощущения, переживания очень важны и влияют на другие периоды жизни человека.

2

Возрастной период

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Основные новообразования

Противоречия возраста

Созревание нервной системы

1

2

3

4

5

6

0 — 2,5 месяца (фаза новорожденного)

Ребенок психологически слита с матерью. Единство: «Взрослый Ребенок»

Эмоциональное общение

Развивается акт восприятия, появляется подражания и акт узнавания, зрительные и слуховые сосредоточения, активный интерес к окружающему, комплекс

оживление (эмоциональная и двигательная реакция на лицо матери)

Ребенок психологически слита с матерью, но нет средств для общения со взрослыми

Нервные волокна покрываются миелиновою оболочкой

1

2

3

4

5

6

2,5мис. — 1 год (новорожденные)

Жизнь зависит от взрослого, но ребенок становится активным, связанной с предметным миром. «Взрослый -Ребенок» Отношение к предмету и человека еще не разведены, зависимость отношения к предмету от общего переживания ситуации с другим человеком.

Эмоциональное общение

Эмоционально окрашенное самоощущение, автономное речи, поведение по представлению, первичное осознание психологической общности, осознание «мы», развивается представление о собственном теле, физическая эмансипация

Потребность в

познании

предметного

мира и

отсутствие

средств

познания.

Эмоционального

общение

для этого

недостаточно

Легко формируется динамический стереотип, вес мозга увеличивается в два раза

1г. — 3р.

(раннее детство)

Ребенок психологически начинает осознавать себя. «Ребенок познает с помощью взрослого предмет», «Ребенок Ребенок»

Предметная игра

Наглядно-действенное мышление, речевое общение, появление самосознания, комплекс «Я сам» (негативизм, установка на самостоятельность, непокорность, упрямство)

Противоречия между интересом ребенка к предметам, которые побуждают к общению со взрослыми, и недостаточным количеством средств общения, между стремлением к самостоятельности и витсутнистю физических и психических возможностей быть самостоятельным

Вес мозга -1100 г

1

2

+1 1 марта

1 Апреля

5

6

3р. — 6р.

(дошкольник)

«Ребенок взрослому, как образец для подражания», «Ребенок -Ребенок»

Сюжетно-ролевая игра

Подчинения ность мотивов, децентрация мышления, появление самооценки, половая идентификация, осознание себя во времени, внутренние этические инстанции, возникает осознание и обобщение своих переживаний

Стремление к познанию и невозможность его удовлетворить с помощью игры

Вес мозга -1250-1300г

3

Младенцы. Относительно познавательного развития младенцев, то прежде всего следует рассмотреть особенности развития восприятия. Зрительные сосредоточения, которые появляются в фазе новорожденного, совершенствуются, и до 3 месяцев их продолжительность достигает 7-8 мин. На втором месяце жизни у ребенка появляется способность различать простые цвета, отделять людей от окружающих предметов, что приводит к появлению комплекса оживления. После 3-4 месяцев ребенок способен узнавать лица и голос матери в любое время. Ребенок реагирует на цвет, развивается восприятие формы и величины предметов, а также после 8 месяцев дети начинают бояться и избегать высоты, свидетельствует о развитии пространственного восприятия. Считают, что младенец в этот период имеет целостную картину мира. Сенсорные процессы, которые включены в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, приобретают характер ориентировочно-исследовательских перцептивных действий.

У однолетних младенцев выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развивается познавательная активность. Они выделяют предметы, начинается их активный поиск, формируется ассоциативная память. Первое полугодие ребенок способен узнавать предметы, а во втором полугодии она может воспроизводить образ предмета по памяти. В конце первого года жизни появляются признаки наличия мышления в форме сенсомоторного интеллекта. Возникает тесная связь между восприятием и действием.

Раннее детство. В период раннего детства среди всех психических процессов доминирует восприятие. Ребенок не может действовать без опоры на восприятие. С этим связано отсутствие у детей творческого воображения. Важной характеристикой восприятия является эмоциональная аффективность. Аффективное характер приводит к сен-сомоторнои единства. Ребенок видит предмет. Он ее привлекает и соответственно ребенок начинает действовать. От года до двух ребенок пользуется различными вариантами исполнения одной и той же действия.

Мышление в этот период называют наглядно-действенным. От полутора до двух лет у ребенка появляется способность решать задачи не только методом проб и ошибок, но и путем догадки. К концу раннего детства состоит способность к обобщению, переноса опыта в новые ситуации, умение устанавливать связи между предметами путем экспериментирования. Основную роль при этом играет восприятия. В течение раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образного мышления, действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Начало формирования наглядно-образного мышления совпадает со становлением элементарной самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Происходит развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.

Дошкольный период. В дошкольный период восприятия теряет свой аффективное характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Оно становится осмысленным, выделяются произвольные действия (наблюдение, поиск). Непроизвольное внимание и память преобладает на протяжении всего дошкольного детства. Но уже в этот период дошкольники впервые начинают управлять своим вниманием, а память начинает включаться в процесс становления личности. Именно 3-4 года жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механическое воспроизведение полученных данных. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение превращается в творческую. Воображение ребенка формируется в игре. Преобразование действительности возникает не только путем комбинирования, но и посредством предоставления предметам новых свойств.

Сюжетно-ролевая игра стимулирует развитие мышления. Основными линиями развития мышления в дошкольный период являются:

— Улучшение и совершенствование наглядно-образного мышления на основе воображения, произвольной и опосредованной памяти.

— Начало формирования словесно-логического мышления путем использования языка. Сначала ребенок усваивает значение слова, учится его использовать. В связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия, появляется тенденция к установлению связей. Затем ребенок познает систему понятий, которые отражают отношения между людьми.

В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяются воображение, мышление и речь. Внутренняя речь функционирует как средство мышления.

4

В течение первого года жизни у ребенка развивается фонематический сторону речи. Осуществляется переход от громких реакций в словосочетаний, а от них к словоутворень. В частности, наблюдается такая последовательность: 2-й месяц — ребенок слушает звуки, возникает спонтанная вокализация; 3-й месяц — ребенок узнает голос, использует звуки в «разговоре» с взрослым, появляется гуление; 7-8-й месяц — возникает реакция на слово, лепет, вокализация при манипуляциях, формируется интонационное и фонематическое поле мозга, понимание языковой ситуации, отдельных слов; 1012-й месяц — устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, появляются первые слоги.

В этот период развитие речи осуществляется через включение ребенка в общение со взрослым. Сначала возникает внимание к его речи, а потом ребенок подражает взрослому.

Второй год. Устанавливается связь фонетической (звуковой) и смысловой стороны речи. Наблюдается самостоятельность речи. Ребенок может говорить, произносить слова, не придавая им определенного содержания, или же повторять слова, которые сама не понимает.

Слова часто опережают мышления. Речь имеет сильный эмоциональный заряд. Здесь больше развивается пассивный словарь ребенка. Большинство детей говорит простыми предложениями.

Третий год. Формируется элементарная грамматика. Развитие речи обусловливается не только общением со взрослым, но и включением ребенка в практическую деятельность. Формируется регулирующая функция речи (ребенок подчиняется инструкции взрослого), умение слушать и понимать литературные произведения.

В дошкольный период речь становится средством общения, мышления ребенка и сознательного изучения. Развивается звуковой и грамматический сторону речи. В игре в процессе общения со сверстниками развивается диалогическая речь. Формируется интеллектуальная функция речи. Оно регулирует практические действия ребенка.

Растет активный словарь, позволяющий дошкольнику перейти от ситуативного к контекстному речи. Речь превращается в универсальное средство общения. Ребенок может рассказать сказку, передать свои впечатления. В этот период ребенок не только активно овладевает языком, а и самостоятельно создает новые слова.

Развитие общения ребенка первых семи лет жизни с взрослым

(М. Лисина)

Возраст

Период

Форма общения

Потребность ребенка, удовлетворяется в общении

1

2

3

4

До 6

месяцев

Младенцы

Ситуативно-личностное общение (общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств; функцию общения выполняет комплекс оживления)

Потребность в положительном отношении и внимании

6 мес. —

3 года

Раннее детство

Ситуативно-деловое общение (разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий; экспрессивно-мимические средства дополняются предметными)

Потребность в сотрудничестве

3-5

лет

Младший и средний дошкольный возраст

Внеситуативно-познавательное общение (совместная с взрослым познавательная деятельность, основной мотив общения — познавательный, сотрудничество носит теоретический характер, об-

Потребность в уважении взрослого

1

2

3

4

ковки со взрослым — путь к пониманию важных проблем)

4 — 6 лет

Средний и старший дошкольный возраст

Внеситуативно-личностное общение (взрослый -конкретные член общества, ребенок сосредоточена на свете людей, а не предметов, она усваивает моральные нормы, правила социального взаимодействия)

Потребность во взаимопонимании и сопереживании

Источник

Развитие ребенка от рождения до поступления в школу

Главная
Случайная страница

Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

Психическое развитие в младенческом и раннем возрасте. Период новорожденности. Анатомо-физиологическпе особенности новорожденного. Рефлексы и рефлекторные комплексы, необходимые для выживания. Комплекс оживления как основное новообразование периода новорожденности. Улыбка новорожденного как первый социальный жест (М.И.Лисина). Кризис новорожденноести.
Характеристика младенческого возраста. Физическое и моторное развитие. Созревание или динамическая система. Потребность в движениях. Сенсорное и перцептивное развитие. Формирование в младенчестве предпосылок усвоения речи. Психосоциальное развитие в младенче­стве. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятель­ность младенца. Основные этапы эмоционального развития ребенка в рамках ею первых отношений с окружающими. Госпитализм. Депривация и неблагополучные семьи. Основные новообразования младенческого возраста: ходьба как расширенно социальной ситуации развития, развития речи, ее автономность и эмоциональность.
Характеристика раннего возраста по периодизации Д.Б. Эльконина.
Предметно-манипулятивная деятельность — ведущая деятельность раннего возраста. Наглядно-действенное мышление как новообразование преддошкольника. Формирование в предметной деятельности предпосылок игровой деятельности. Появление продуктивных видов деятельности к кон­цу раннего возраста. Развитие речи в раннем детстве. Сензитивный период развития речи. Активная самостоятельная речь — новая форма общения. Предпосылки развития личности в раннем возрасте. Кризис трех лет как кризис социальных отношений.
Психическое развито и формирование личности дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Теории игровой деятельности (Г. Спенсер. К. Гросс. К. Бюллер. 3. Фрейд и др.). Виды игр. Стадии развития трудовой деятельности (Д.Б.Эльконин). Влияние сказки и изобразительной деятельности на психическое развитие детей. Зарождение учебной деятельности к концу дошкольного возраста. Предпосылки формирования учебной деятельности. Когнитивное развитие дошкольника. Развитие первого схематического контура детского мировоззрения как основное новообразование в дошкольном возрасте
Психосоциальное развитие дошкольника. Основные теоретические подходы к развитию ребенка: психодинамический, социального научения, когнитивный. Условия формирования и развития личности ребенка. Особенности самосознания и самооценки. Развитие Я-концепции в дошкольный период. Половая идентификация. Общение в дошкольном возрасте. Развитие волевых процессов в дошкольном возрасте. Формирование чувства долга и ответственности. Готовность ребенка к обучению в школе. Общая характеристика ребенка к концу дошкольного возраста. Понятие готовности к школе. Физическая готовность (морфологическое развитие, функциональная зрелость). «Волна ожидания». Предпосылки обучаемости. Основные компо­ненты психологической готовности ребенка к обучению в школе. Кризис 7 лет. Основные достижения и противоречия. «Обобщение переживания» или «интеллектуализация аффекта» — центральное новообразование детей 6-7 лет (Л.С. Выготский). Стремление к общественно значимой и общественно оце­ниваемой деятельности как основное новообразование дошкольника, харак­теризующее его готовность к школьному обучению
Интеллектуально-познавательная готовность к школе. Развитие внутреннего плана действий и семиотической функции (Н.Г. Салмина). Личностная готовность к обучению в школе. Социальная позиция школьника. Мотивационная готовность. Эмоционально-волевая готовность. Психологические основы подготовки детей к школе. Готовность детей к школе как основное условие адаптации детей к школе.

Психическое развитие ребенка на стадии среднего детства (младший школьный возраст)
Общая характеристика личности младшего школьника. Изменение объективных условий психического развития с приходом ребенка в школу. Анатомо-физиологическое развитие в младшем школьном возрасте. Перестройка жизни ребенка (Д.А Люблинская). Повышенная восприимчивость и впечатлительность. Адаптация детей к школе. Социально-психологические и гигиенические критерии адаптации детей к школе. Развитие мотивационно-потребностной сферы младшего школьника. Сохранение потребностей дошкольного детства. Теоретические подходы к психосоциальному развитию в среднем детстве. Развитие Я-концепции детей в период обучения в начальной школе. Рефлексия — новообразование младшего школьника. Влияние учителя и классно! о коллекции на формирование личности.
Характеристика деятельности младшего школьника. Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Готовность к познавательной деятельности. Внутренний план действий — новообразование младшего школьника. Проблема обучения и развития. Правильно opганизованная структура учебной деятельности как критерий умственного развития (В.В. Давыдов. Д. IS. Эльконин). Основные линии развития ребенка (Л.В. Занков). Мотивы учения младшего школьника. Знания, умения и навыки в свете требований учебных программ. Учитель как непререкаемый авторитет. Игровая и трудовая деятельность младшего школьника.
Особенности речевой деятельности младшего школьника. Переход языкового развития в умение читать и писать. Овладение письменной речью. Интериоризация чтения. Формы речевого поведения детей. Развитие комму­никативной функции речи. Особенности внимания младшего школьника. Произвольное внимание — необходимое условие успешной учебы.
Развитие познавательной сферы младшего школьника. Особенности ощущений и восприятия. Развитие памяти. Мнемические приемы запоминания. Развитие мышления в процессе обучения (П.П. Блонский). Возможности умственной деятельности младших школьников (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Развитие мыслительных операций. Познавательные способности младших школьников в связи с переходом от дооперационного мышления к мышлению на уровне конкретных операций (Ж. Пиаже).
Воображение младшего школьника. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника. Осознанность и сдержанность чувств. Формирование нравственных чувств. Воля — основа произвольности психических процессов. Волевые качества личности. Произвольность психических процессов — новообразование младшего школьника Формирование привычек младшею школьника.
Индивидуально-психологические особенности младших школьников. Особенности проявления характера и темперамента в младшем школьном возрасте. Учет индивидуальных различий в процессе обучения. Развитие общих и специальных способностей. Основные принципы изучения индивидуальных особенностей. Группы неуспевающих детей. Группы развития. Неспособность к учению. Половые различия и успехи в учении.

Психология подросткового возраста
Подростковый возраст — период перехода от детства к взрослости, характеризующийся становлением качественно новых образований и большой социальной активностью.
Подростковый возраст в свете разных концепций. Влияние исторического времени. Клиническое исследование «кризиса» подросткового возраста. (Ст. Холл.. Э. Шпрангер, Ш. Бюллер, Э. Штерн, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И. Божович). Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, умственного и социальною развития подростков. Половая идентичность и сексуальное поведение.
Проблема ведущего вида деятельности подростка (интимно-личностное общение со сверстниками, общественно-полезная деятельность). Формирование идентичности и ее источники. Референтная группа. Значимый другой (Эриксон). Стремление к взрослости как основное психическое новообразование подросткового возраста, его виды. Коллектив сверстников и социальная среда. Своеобразие структуры коллектива и отношений подростков в связи с половыми различиями. Дружба в подростковом возрас­те. Идеалы и ценностные ориентации, альтернативы образа жизни. Учебная деятельность подростков. Когнитивное развитие. Формирование познавательных и общественных интересов и мотивов поведения. Школьная депривация. Проблема формирования профессиональной направленности. Развитие творческой активности. Формирование личности в подростковом возрасте. Нравственное мировоззрение и его формирование. Развитие оценочного отношения к взрослым и их сверстникам. Негативные установки и их воз­никновение. Психологические особенности «трудных» подростков. Деликвентность. Акцентуация характера подростков.
Основные закономерности развития самосознания. Кризис «социальных отношений». Проблема оценки и самооценки. Уровень притязаний подростка. Развитие аффективно-потребностной сферы. Обострение потребности в общении, самоутверждении и признании. Развитие эмоционально-волевой сферы и стремление к самосовершенствованию. Формирование направленности личности подростков (коллективистическая, личная, престижная).! 1редпосылки перехода к юношескому возрасту.

Психология юношеского возраста.
Юность — период развития человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни.Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в отечественной и зарубежной психологии. Юность в культурно-историческом аспекте. Физическое развитие морфофункциональные изменения. Проблема акселерации. Проблема ведущей деятельности (учебно-профессиональная деятельность). Когнитивные изменения. Психологические основы выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Формирование идентичности. Эпигенетическая теория Э. Эриксома. Половые различия. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития. Психологический склад юноши и девушки, общие и отличительные черты. Сверстники, друзья и социальная среда. Социальное сравнение. Любовь в юношеском возрасте. Развитие самосознания и образа «Я». Я-концепция в юности. Ценности, идеалы, мировоззрение. Юношеская субкультура. Юношеские дневники. Мошны и ценностные ориентации. Особенности эмоциональной жизни. Стресс. депрессия и совладеющее поведение. Психопатии юношеского возраста. Формирование внутреннего мира и поиск смысла жизни. Формирование воли. Развитие творческой активности как выра­жение потребности самовыражения. Объективные (внешние) и субъективно-психологические (внутренние) факторы выбора профессии (про­фессионального самоопределения).
Особенности мышления и условия его воспитания. Пути развития научного мировоззрения.

Акмеологический период развития человека
Акмеология — психология развития взрослого человека в разные пе­риоды зрелости под влиянием различных факторов и условий жизни.
Предмет акмсо.югии — онтогенетическая эволюция конституцион­ных, нейродинамических, психофизиологических, интеллектуальных, личностных, возрастно-половых особенностей взрослою человека, проявляемых в условиях жизнедеятельности.

Разделы акмеологии:
Психология зрелости — период жизни взрослых людей, представляющий собой становление человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности.
Геронтология — психология старости.
Общие условия перехода к зрелости. Социальное значение периода зрелости. Стадии периода зрелости: 20-40 лет средняя зрелость, 40-60 лет средняя взрослость. 60 лет и дальше поздняя взрослость (возрастная периодизация жизненного пути в зарубежной психологии); 21-35 ранняя взрослость. 35-60 лет зрелость (возрастная периодизация в отечественной психологии). Биологический возраст как средняя вероятная продолжительность жизни. Социальный возраст как соответствие человека существующим в данной культуре нормам. Психологический возраст- адаптация к требованиям среды.
Общественно-полезный труд как ведущий вид деятельности зрелого возраста. Основные новообразования периода зрелости — материальная и социальная независимость, автономия, способность самостоятельно принимать решения.
Особенности познавательной деятельности в период зрелости. Особенности развития психических процессов. Возраст и обучаемость. Возрас-
тно-половая дифференциация психофизиологического развития. Критика понимания зрелости как «психической окаменелости».
Особенности социальной активности в период зрелости. Формирование личности как субъекта деятельности и его творческих возможностей. Я — как личность, Я — как родитель, Я — как работник. Индивидуальные и половые различия в характере физического, умственного и социального раз­вития.
Периодизация зрелого возраста. Теория психосоциальных стадий Эрика Эриксона. Концепция жизненного пути Ш. Бюлер. Возрастная периодизация на основе «узловых точек» жизни по Н.Л. Пэрна. Возрастная периодизация, построенная на основе антропологических исследований В.В. Бу-нак и В.В. Гинзбург. Возрастная периодизация на основе сравнительно-возрастных характеристик большого диапазона возрастов Д. Бромлей.
Проблема кризиса зрелого возраста. Защитные механизмы и их роль в достижении успеха — вытеснение, проекция, сублимация.

Геронтогенез
Период старения и старости. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Историческая изменчивость социальной оценки старения и старости. Эйджизм и стереотипы (Эйджизм — социальная установка, заключающаяся в неоправданно высокой оценке молодости и дискримина­ции старости). Периодизация старения. Предстарческий период 60-69 лет. Старческий период 70-79 лет. Позднестарческий период 80-89 лет. Дрях­лость 90-99 лет. Физические аспекты старения. Морфофункциональные из­менения в старости. Теория старения: стохастические теории старения (Шнейдер, 1992.). теория генетически запрограммированного старения. Ког­нитивные изменения в процессе старения. Познавательные способности пе­риода старости. Причины снижения познавательной деятельности. Деменция. Болезнь Альцгеймера.
Психосоциальное развитие периода старости. Смена статуса. Старение и личность. Задачи развития периода старости. Сохранение идентичности. 11роблема трудовой деятельности в старости, ее возможность и значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Значение общественных интересов в формировании деятельной старости. Семейные и личные отношения. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения. Критика теории инволюции. Компенсаторные механизмы в период старения. Проблемы долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.

Литература
Основная:
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка – М.: Смысл; Эксмо, 2004.
Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003.
Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Владос – Пресс, 2004.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Психология среднего возраста, старения, смерти: Учебник // Под ред. А.А. Реана. – СПб. – М.: Прайм-Еврознак: Олма-Пресс, 2003.
Психология человека от рождения до смерти: Полный курс психологии развития // Под общ. ред. А.А.Реана. – М.: Прайм-Еврознак: Нева Олма- Пресс, 2002.
Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Хрестоматия по детской психологии: от младенчества до подростка. Учебное пособие / ред. и сост. Г. В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Дополнительная:
Дебесс М. Подросток. – СПб.: Питер, 2004.
Диксон У. Двадцать великих открытий в детской психологии. – СПб.: Прайм- Евро Знак, 2004.
Кайл Р. Развитие ребенка. – СПб.: Прайм -Еврознак, 2006.
Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000.
Психология развития ребенка. – М.: Смысл, Эксмо, 2004.
Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2004.
Психология современного подростка /Под ред. проф. Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2005.
Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах учебное пособие. – М.: ТК ВЕлби, Издательство Проспект, 2004.
Шаповаленко Н.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) – М.: Гардарики, 2004.

Date: 2015-11-15; view: 1054; Нарушение авторских прав

Источник