Развитие ребенка от полутора до трех лет

Развитие ребенка от полутора до трех лет thumbnail

На чтение 8 мин.

Первые три года ребенка – особенно важные для воспитания. В первых двух лет ребенок слушает и запоминает, а начиная с трех лет, начинает повторять то, что показалось особенно интересным, значительным. Если упустить этот период и не выработать у ребенка правильные модели поведения, то в дальнейшем может быть очень сложно перевоспитать его.

Можно выделить два основных этапа в развитии малыша: от года до двух, и от двух до трех лет.

Возраст от 1 до 3-х лет – период формирования характера

Особенности воспитания ребенка в период от года до двух лет

На данном этапе развития поведение детей еще не устойчиво, требуется постоянный контроль со стороны родителей. Начиная с годовалого возраста следует стремиться сохранять у ребенка хорошее, позитивное настроение, играть с ним в веселые, познавательные игры, предназначенные для детей от года.

Развивающие игрушки для детей до 3-х лет должны обеспечить родители

Однако не только игры и беседы с ребенком являются элементами воспитания. Особое внимание следует также уделять:

  • Умыванию, гигиеническим процедурам;
  • Развитию культурных навыков;
  • Одеванию;
  • Внешнему виду;
  • Режиму питания;
  • Режиму сна;
  • Общению с родителями и посторонними людьми;
  • Общению со сверстниками;
  • Понимают требований взрослого человека;
  • Соблюдению порядка в доме.

Совет: Развитие и воспитание ребенка следует производить в разных направлениях, при этом стремясь использовать не поучительную, а игровую форму.

Годовалый и полуторагодовалый малыш лучше всего запомнить ваши требования, если они будут преподнесены необычно. Избегайте в общении с ребенком грубого тона, это может привести к обратному результату – ребенок не захочет выполнять требования.

Что нужно знать родителям о воспитании

Каждый ребенок берет пример со своих родителей и близкого окружения. Если родители употребляют нецензурные выражения, не следят за порядком и внешним видом, нет ничего удивительно в том, что ребенок примет такую же модель поведения. Просьбы убрать игрушки на место или надеть чистую  одежду будут сопровождаться истериками.

Лучшие книги по воспитанию

Чтобы этого избежать, необходимо преподнести ребенку правильную модель поведения:

  • Одевая ребенка, обращайте внимание на чистоту его одежды, и указывайте на пятна при их появлении. Следите за тем, чтобы и на вашей одежде не было пятен;
  • При кормлении ребенка подкладывайте салфетку, и хвалите малыша за стремление воспользоваться ею. В возрасте до трех лет малыш лучше поймет похвалу. Ругань его только обидит;
  • Следует приучить ребенка к тому, что после прочтения детской сказки и пожелания «Спокойной ночи» следует отдыхать. Родителям не обязательно, уложив ребенка, также отправляться спать, однако нужно заниматься спокойными делами и не шуметь;
  • Чувство времени у крохи поначалу отсутствует, его необходимо выработать. Это требует колоссальных усилий. Подъем, питание и прогулки, а также отход ко сну должны происходить примерно в одно время.

Совет: Поощряйте у детей желание подражать родителям. Покормив игрушки, ребенок может захотеть помыть посуду, пусть даже понарошку. Позвольте ему это сделать.

В 2-3 года дети копируют поведение старших

Развивающие игры – как элемент воспитания ребенка до двух лет

Двухлетний ребенок еще не понимает, что хорошо, а что плохо, и основная обязанность каждого родителя – объяснить ему это.

Простейшие игры с воспитательным элементом, в которые можно играть с ребенком от года до двух лет:

  1. Девочки любят играть с куклами с самого малого возраста. Помогайте дочке одевать куклу, кормить и купать. Важно: лучше всего купить крупную, тряпичную куклу, без мелких деталей.
  2. Прививать любовь к порядку у мальчиков можно, играя в «парковку». После игры все машинки должны заехать на парковку, роль которой может играть стол, или картонная коробка.
  3. Делая с ребенком зарядку, поощряйте правильность выполнения упражнений. Важно: упражнения должны быть очень простыми, например: «покачаться на ветру», или «вырасти и стать деревом».

Приучение к порядку надо начинать с 2-х лет

После игры всегда собирайте игрушки ребенка в специально отведенное для этого место, и просите малыша помочь вам.

Прививаем ребенку понимание и исполнение требований взрослого

Слово «нельзя» ребенок должен научиться понимать еще до года. Начиная с года и до двух лет важно приучить детей не только к пониманию слов «нельзя» и «можно», но и к послушанию. Малыш должен не только понять, что он сделал что – то плохое, но и не делать больше этого.

Совет: многие родители любят сюсюкать с ребенком. Это не совсем правильно. Общаться с малышом нужно, как со взрослым, при этом избегая сухости и грубости в голосе. Дарите малышу хорошее настроение.

Ребенок должен беспрекословно выполнять слово нельзя

Как только ребенок сделал что – то плохое, следует сделать голос более строгим, поругать малыша. Если родители всегда ласковы, то ребенок сразу заметит произошедшую перемену, и будет стараться в дальнейшем не вызывать такой реакции своими поступками.

Важно не терять терпение. Иногда приходится повторять одно и то же несколько раз, прежде чем малыш запомнит или примет к сведению доносимую до него информацию.

Читайте также:  Наследственная среда влияния на развития ребенка

Два года – это тот возраст, когда малыш только учится понимать мир.

Родители должны сохранять терпение

Особенности воспитания ребенка в период от двух до трех лет

К 2-3 летнему возрасту ребенок начинает пользоваться многими умениями, полученными в процессе развития, и становится личностью. Это время часто становится сложным для родителей.

Ребенок осознает свое «Я» и показывает его, но при этом еще не совсем понимает требований и опасности, не всегда может осуществить свои задумки.

Проявления кризиса 3-х лет и что делать родителям

На что следует обратить внимание при воспитании в данный период:

  • В момент кризиса не провоцируйте развитие конфликта, а напротив, стремитесь его погасить. Лучше даже уступить ребенку в непринципиальном случае, нежели отстаивать до конца свою точку зрения и тем самым лишь усугубить кризисную ситуацию;
  • Играйте  с ребенком. Зачастую, чтобы заставить малыша поесть, проще сказать простую фразу: «Я положила котлетку в тарелку, но ты ее ни в коем случае не трогай». После такой фразы малыш пожелает взять котлету сам;
  • Помните, что ребенок, совершая дурной поступок, не желает сделать зло. Он изучает мир, реакцию на свои действия;
  • Стремитесь не вешать распространенные ярлыки: «Ты хулиган», «ты неряха». Лучше попытаться исправить ситуацию в обратную сторону.

Симптомы кризиса 3-х лет

Ребенок – это счастье, помните об этом даже в трудные моменты. Только проявляя терпение и упорство можно вырастить достойного, уверенного в себе человека. Первые три года – самые важные для становления характера и поведения.

Сложности приучения к горшку

Когда ребенку исполняется два годика, следует активно начать приучение к горшку. Некоторые дети начинают садиться на горшок раньше, другие – позже. Здесь не существует определенной нормы. Если приложить терпение и усилия, то результат обязательно появится.

Приучение к горшку надо начинать в 1,5 года

Советы для родителей, приучающих детей к горшку:

  • Начинать приучение следует около года, максимум в полтора годика. Однако результата чаще всего добиваются к двум – двум с половиной годам. Приучая ребенка, избегайте нажима, будьте доброжелательны.
  • Горшок следует поставить в удобном, доступном для малыша месте.
  • Дома снимайте с ребенка памперсы. Первое время он будет делать лужицы по всему дому, но вскоре поймет, куда их нужно делать.
  • Сажайте ребенка на горшок тогда, когда явно заметно его желание сходить в туалет. Если же ребенок занят игрой, а вы отрываете его и силком сажаете на горшок, приучение может существенно затянутся.
  • В продаже появились горшки – трансформеры. Ребенок может сначала пользоваться им, как обычным горшком, а в последствии садиться на горшок, прикрепленный  к унитазу.

Горшок трансформер 3 в 1

Приучение малыша к самостоятельности

Приучение к самостоятельности – важный этап воспитания ребенка до трех лет. Ближе к трехлетнему возрасту, ребенок начинает идентифицировать себя, как личность. В этот момент очень важно дать ему понять, что самостоятельность – это хорошее качество.

Не стремитесь сами все сделать за ребенка. Одеваясь на прогулку, дождитесь, пока малыш сам натянет обувь, даже если он делает это очень долго.

Приучение к самостоятельности – важный элемент воспитания

В воспитании самостоятельности очень важно не переступить тонкую грань между терпеливостью и потаканию детским капризам. Будьте для ребенка не строгим наставником, а помощником.

Важно: У ребенка не получится сделать все правильно с первого раза. Будьте готовы к этому и проявите терпение. Очень важно вырастить уверенного в себе, не закомплексованного человека.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок пытается есть суп вилкой. Родители стремятся объяснить ребенку, что есть нужно ложкой и отбирают вилку. Однако это не совсем правильно. Чтобы ребенок стал самостоятельным, объясните ему один раз, что суп едят ложкой, но оставьте и вилку. Через несколько попыток ребенок сам поймет, что вилкой съесть жидкий суп невозможно.

Воспитание детей – трудная, но интересная обязанность каждого родителя. Следуя проверенным советам можно существенно облегчить процесс воспитания малыша и добиться больших успехов. Воспитать своих детей правильно должен каждый родитель.

Источник

Дорогие ю-жители, хочу предложить вашему вниманию познавательные, развивающие игры для детишек от 1,6 лет (можно пробовать некоторые задания и раньше этого возраста). Если за окном непогода и вы с ребенком вынуждены сидеть дома, проведите этот день плодотворно! К тому же, некоторыми занятиями ребенок может заниматься и самостоятельно, поэтому у вас будет время для себя любимой или для необходимых дел по дому.

С самого рождения я наблюдала за дочкой, набиралась опыта общения с ней, пыталась понять, в каком возрасте и что именно будет ей интересно, а главное необходимо для ее развития, и сегодня я хочу поделиться этим с вами, давайте же вместе попробуем играть и развивать наших детишек, надеюсь моя статья будет для вас полезной и интересной!

Читайте также:  Подготовьте материал для диагностики эмоционального развития ребенка и его нарушений

Мозаика

Потрясающе простое и интересное занятие для детишек от 1,6 лет, но если ребенок всё еще тянет мелкие предметы в рот, советую играть только под присмотром! У нас она самая простая, 60 деталей, основание в дырочку. Это игра прекрасно развивает у детишек мелкую моторику, во-первых потому что детали разные по размеру, во-вторых – не так то просто с первого раза попасть в дырочку, да и чтобы засунуть деталь, тоже требуется определенное усилие. Можно сидеть  с малышом, подсказывать, выкладывать цветочки, домики, а можно и просто наблюдать, как ребенок их выложит сам. С 2 лет я стала доверять дочери в этом занятии, поэтому выкладыванием мозаики она занимается самостоятельно, если мама поглощена другим делом.

Деревянные пазлы, вкладыши

Интерес к вкладышам наша дочь проявила еще с 1,6 лет. Это была большая деревянная доска с изображением животных, подаренная нашим папой на Новый год, причем для облегчения самой игры, эти животные были нарисованы и в отверстиях для вкладыша, и на самом вкладыше, что помогло ребенку ориентироваться, куда что нужно вложить. Первый раз мы сложили его всей семьей, с подсказкой мамы, минут за 10, второй-третий разы уже быстрее и почти без подсказки, в итоге на следующий день ребенок складывал их с такой скоростью, что я задумалась, а не просто ли это для нее?

Поэтому на следующий же день были куплены еще вкладыши, но сложность заключалась уже в том, что вкладыш нужно было подобрать по очертанию в деревянной основе, а не по изображению. Сначала мы все вечера сидели вместе и беспорядочно тыкали в каждое отверстие (авось подойдет ), потом постепенно ребенок начал отличать, куда какую картинку нужно вложить, вот с тех пор то и пошло, поехало! Вкладышей в нашем доме становилось всё больше и больше, а к двум с копейками годам дочь стала горой вываливать их на диван и сама складывать каждую деталь в нужную дощечку (мама, то есть я, при этом не присутствует, а занимается делами по дому, по окончанию процесса меня зовут посмотреть на завершенные «труды»).

Деревянные пазлы – это был следующий этап в нашей игре. Не так то просто сложить детали для завершения правильной картинки, особенно, если на эту картинку негде глянуть! Пазлами мы заинтересовались уже в возрасте 2,4 лет, естественно, поначалу тоже только с мамой, помоги, подскажи, тыканье в разные стороны и складывание непонятных изображений, но со временем стало получаться, и уже через месяц мы освоили и эту методику!

Совет мамам: не покупайте сразу что-то сложное, мы начали с большого пазла, всего в 4 кусочка, с простым изображением лица Маши (есть на фото). Занятие на самом деле интересное не только малышу, но и даже маме, особенно когда картинку собираешь вместе в первый раз!

Рыбалка

Первая деревянная рыбалка появилась у нас в возрасте 1,7 лет, я до сих пор жалею, что не приобрела ее раньше, потому как до этого момента мы ходили в гости к одному мальчику, и завидовали тихой завистью его игрухе–рыбалке. Рыбалка не совсем простая, она скорее как 2 в 1, нужно вроде как сначала сложить вкладыши – рыбки в основание, а потом уже поймать их удочкой –магнитиком.

Некоторое, совсем недолгое время она пользовалась у нас популярностью, но видно скоро наступил тот возраст, когда дочери она стала скучна, и вот в 1,11 года я купила ей магнитную рыбалку Дракоша. И, о чудо, она стала нашим хитом на протяжении двух (!!!) месяцев, каждый день с утра дочь бежала ловить рыбок, а потом в течении суток постоянно к ней возвращалась…

Суть игры в том, что картонная папочка вся магнитная, рыбки же сами – тоненькие, намагниченные изображения, как те магниты, что попадаются в растишке и т.п, прекрасно липнут к холодильнику и к этой папке! Очень важный момент в игре – это то, что к ней прилагается описание всех представленных морских обитателей, то есть поймал рыбку и можно ее назвать ребенку и прочитать про нее краткую характеристику.

Игра эта групповая, к ней идут 2 удочки, несмотря на то, что написано, будто она рассчитана на детей от 4 лет, ребенку в возрасте 2 лет она будет не менее интересна (нашей 4-летней подруге игра тоже пришлась по вкусу). Добавлю, что рыбок поймать не так то просто, магнитик на удочках не очень большой и сильный, поэтому маленькие  рыбки вытягиваются с первого-второго раза, а вот над большими пришлось попотеть даже мне, когда мы ее открыли. Если сильно дергать и тянуть, вроде уже пойманная рыбка срывается с «крючка» и падает обратно в море, кита, например удается поймать только за рот и тянуть ну очень плавно…

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка центили

Рыбок мы и ловим, и раскладываем, и разглядываем и даже кормим игрушечную кошку ими .

Развивающий куб, сортер, цепочка

Первый наш сортер-домик и черепаха, купленные мною в возрасте 1,5 лет, были благополучно заброшены подальше после первых попыток впихнуть квадрат в круглое отверстие. Дочка нервничала, что у нее ничего не выходит, то, что мама помогает, ей не нравилось, поэтому я на время отстала от ребенка с этой игрой. Вспомнили мы о них уже в возрасте 2 лет и вот тогда то наконец уже стало получаться, появился реальный интерес к деталям, да такой, что я отважилась приобрести куб с геометрическими деталями и деталями в виде животных, причем если у сортера–домика фигуры проталкивались во внутрь целиком, то тут задача состояла в том, чтобы объяснить ребенку, что проталкивать деталь дальше, чем нужно, не следует, иначе куб полетит по швам!

Ну с этой задачей мы быстро справились, вернее уяснили, но вот с геометрическими фигурами подружились только в возрасте уже 2,5 лет, да и то периодически бывают нервные концерты, что у меня вот не получается ее вставить и тогда детали летят в сторону – подальше от дивана.

Цепочка – с моей точки зрения, должна бы быть интересна для детишек, но вот именно с ней мы так и не нашли контакта, у дочки получается только на 1 штуку надевать все остальные, а вот цепочкой — ну никак, такое задание моего ребенка не заинтересовало и она была забыта до лучших времен.

Кубики

Наши кубики с изображением любимых детских сказок, и приобрела я их (о ужас!) в 7 ребенкиных месяцев . Конечно рано, не спорю, просто не удержалась, но зато как же интересно было их раскидывать в то время, когда мама пытается собрать и показать дитю картинку! Собирать из них высокую башню мы стали в возрасте 1,4 лет, а потом так же упоительно ломать ее и разбрасывать кубики, а потом искать их под стульями и т.д. А вот выкладывать картинки стали уже с 2,5 лет, причем как-то неожиданно, попросила достать их со шкафа и помочь ей собрать изображение Аленушки с братцем Иванушкой, сначала только его, а потом и остальные 5 сказок.

На коробке написано, что для детишек от 3 лет, наверное, тогда они уже смогут собирать сами картинки, а сейчас же весь фокус заключается в том, что дочка находит нужную сторону у кубика, от определенной картинки, а я сама выкладываю в правильном порядке (ну или подсказываю ей, какой кубик к какому приложить).

Игры с цветными мячами, кубиками, треугольниками, кольцами

Казалось бы обычная детская игра, когда ребенок и мама садятся друг напротив друга и катают мячики, ан нет, эти увлекательные задания подсказала мне мама, когда мы гостили у нее в деревне (дочке исполнилось 2 года).

Берутся мячи разного цвета (у нас они от сухого бассейна: желтый, красный, синий, зеленый), катите ребенку и называете по цветам, когда чувствуете, что ребенок запомнил цвета (а это происходит не за один, и даже порой не за 2 дня), просите его покатить вам именно желтый мячик и т.д, если ребенок умеет уже говорить, то просите еще и повторить название цвета того мячика, что он вам покатил.

Также играть можно не по цветам, а по размерам, мячик самый маленький, еще больше, еще больше. Просите ребенка: «дай мне самый маленький мячик, дай средний, дай самый большой…» Можно называть не по порядку. Когда поймете, что с цветами ребенок разобрался окончательно, усложняете задачу и добавляете разноцветные кубики, опять просите: «Дай маме красный кубик, дай синий мячик», через время можно еще усложнить, добавив кольца (можно взять из разноцветной пирамиды) и треугольники. Еще лучше если они будут не только разные по цвету, но и по размеру, то есть дай мне большой желтый кубик и маленький красный мячик…

Такая методика подойдет для деток начиная с 2 лет, постепенно усложняя этапы в игре. Хотя могу добавить, что каждый ребенок по своему уникален и индивидуален, и если у вас в этом возрасте еще ничего не получилось, не переживайте, отложите на месяц-два и попробуйте снова!

С мячами можно провести и еще одну игру на развитие ребенка, когда катите мяч, говорите –Один. Второй покатили, называете — Два и т.п, думаю, что для начала 3-5 мячей достаточно. Со временем, когда ребенок запомнил счет, да еще и научился называть количество предметов, можно просить самого считать, покатил мяч – говорит ОДИН, а также самой спрашивать: «У мамы сейчас сколько мячей, а у тебя сколько?» Если не интересно с мячами, можно заменить их машинками!

На этом пока всё, увлекательных, познавательных и развивающих игр вам вместе с детишками!

Источник