Развитие ребенка от года до восьми лет

Развитие ребенка от года до восьми лет thumbnail

Развитие ребенка от 8 до 9 лет

Содержание статьи:

  • Физиологические изменения
  • Рост и вес
  • Психологическое развитие
  • Отличие в развитии мальчиков и девочек
  • Половое развитие
  • Что должен знать и уметь ребенок в 8-9 лет
  • Занятия, игры, игрушки
  • Как воспитывать
  • Как развивать ребенка

Ребенку 8 лет. Период адаптации к школе пройден, а подростковый возраст еще далеко. Промежуток между 8 и 9 годами жизни можно назвать самым простым, но он имеет свои особенности, которые следует знать родителям. О физиологических, психологических и интеллектуальных особенностях детей 8-9 лет в нашей сегодняшней статье.

Физиологические изменения

В 8-9 лет тело ребенка продолжает активно расти. Организм мальчиков и девочек начинают активную подготовку к половому созреванию, происходит совершенствование внутренних систем, изменение пропорций тела.

К концу этого периода внешне сын или дочка будут уже казаться взрослыми, но это обманчивое впечатление. При внешней крепости и развитости все системы организма ребенка очень хрупкие, нужно следить за соблюдением режима дня, выполнением гигиенических процедур, соблюдением основ здорового образа жизни.

Основой для сохранения здоровья ребенка в 8-9 лет является достаточная физическая активность. Ежедневно нужно предлагать ребенку гулять на улице минимум 1,5 часа.

Некоторые родители заблуждаются, считая, что путь между школой, секцией и кружком можно считать полноценной прогулкой на улице. Это не так. Для получения максимальной пользы от занятий на свежем воздухе ребенок должен бегать, лазать, играть в подвижные игры.

Режим дня ребенка в 8-9 лет нужно подстраивать под школьный график. Время отхода ко сну рекомендуется установить в 22.00. Если к этому времени ребенок не выполнил уроки, то лучше предложить сделать их утром на свежую голову. Мальчики и девочки в 8-9 лет должны спать минимум 9 часов ночью, чтобы организм успевал отдохнуть.

Костный аппарат ребенка в этот период активно растет. Кости, мышцы увеличиваются в размерах. Для обеспечения гармоничного развития организму мальчиков и девочек нужен спорт. Хорошее решение для детей этого возраста — спортивная секция на выбор ребенка. Если нет такой возможности или же ребенку не по вкусу предложенные варианты, рекомендуется увеличивать количество прогулок, предлагать разминки и физические упражнения в домашних условиях.

Малоподвижные дети в 8-9 лет часто сталкиваются с проявлениями недостатка кислорода в крови: головными болями, ухудшением зрения, склонностью к болезням. В большинстве случаев достаточно отрегулировать умственную нагрузку и добавить физические упражнения для устранения нежелательных проявлений. В 8-9 лет оптимальной считается учебная нагрузка, включающая в себя школьные уроки, домашнее задание и не более 3-х кружков или секций. Разные виды умственной деятельности должны чередоваться с прогулкой, физическими упражнениями.

Кости ребенка в 8-9 лет становятся крепкими, но позвоночный столб еще очень податлив. Следует внимательно следить за осанкой ребенка во время выполнения домашних заданий, напоминать ему о важности сохранения правильного положения спины на уроках.

Медицинское обследование нужно проходить минимум 1 раз в год и во время болезни. Педиатр осмотрит ребенка, при необходимости направит к узким специалистам. Обязательно минимум раз в год нужно сдать общий анализ крови и мочи. У здорового ребенка в 8 — 9 лет нормой считается:

  • пульс — 84-90 ударов в минуту;
  • артериальное давление — 105/70;
  • гемоглобин — 110 — 145 г/л;
  • СОЭ — 4 -12 мм/ч.

Рост и вес

В среднем за 12 месяцев между 8 и 9 годом жизни ребенок набирает в весе около 2 -2,5 кг. Нормальным считается вес, находящийся в пределах:

  • 21 — 32 кг (в 8 лет);
  • 24 — 36 кг (в 9 лет).

Рост мальчиков и девочек в 8-9 лет изменяется в среднем на 4-5 см. Нормальным считается рост, находящийся в пределах:

  • 119 — 134 см (8 лет);
  • 125 — 140 см (9 лет).

Психологическое развитие

В 8-9 лет происходит формирование индивидуальности ребенка. В это время он учится самостоятельно принимать решение, критически относится к услышанному и увиденному. Стремление к самостоятельности достигает своего пика. Ребенок жаждет все делать без помощи взрослых, самостоятельно решать, чем ему заниматься в данный момент.

Несмотря на появившуюся независимость, девочки и мальчики все еще сильно нуждаются во внимании со стороны взрослых, особенно мамы. Если ребенку недостаточно общения с родителями он может пытаться искать его у сверстников или вести себя вразрез с принятыми в семье правилами. Рекомендуется прежде чем ругать за проступок, обсудить с сыном или дочкой причины плохого поведения.

Общение с ребенком 8-9 лет желательно вести на равных. Во время доверительных бесед не нужно смеяться с проблем, которые волнуют чадо. Не стоит и повышать тон, пытаться показать, как незначительны сложности ребенка, ведь для него они совсем непростые. В 8-9 лет дети очень впечатлительны, чувствительны к критике. В сознании ребенка происходит процесс рационализации знаний, мальчики и девочки начинают сравнивать полученные знания и информацию из разных источников (родители, друзья, учителя, Интернет) и критически относиться к позиции взрослых, формировать собственное мнение по многим вопросам.

Проявляются склонности и предпочтения к разным видам деятельности. Многие дети с увлечением посещают кружки, начинают коллекционировать разные предметы (марки, камни, модели техники). Некоторые мальчики и девочки могут выражать свое мнение о будущей профессии, начать целенаправленно готовиться к поступлению в ССУЗ или ВУЗ.

Ребенок в 8-9 лет хорошо понимает важность соблюдения социальных норм, пытается соответствовать стандартам поведения. При необходимости посетить новое общественное место, мальчики и девочки понимают, как нужно себя вести, что одеть, но напоминание не будет лишним.

Ребенок в 8 лет

В 8-9 лет происходит формирование индивидуальности ребенка

Отличие в развитии мальчиков и девочек

В 8-9 лет гендерные отличия между детьми усиливаются. Мальчики часто в этом возрасте начинают утрачивать интерес к книгам, чтению, отдают предпочтение творческой самореализации. Рекомендуется уделять процессу чтения больше времени, подбирая для мальчика литературу по интересующим его темам.

Девочки наоборот, все больше времени готовы проводить за чтением разных книг, журналов.

Мальчики сильнее погружены в свои фантазии, все время пытаются что-то изобрести, придумать. Для них не составляет труда использовать привычные предметы в качестве нового игрового материала: кастрюля становится шлемом, одеяло — ковром-самолетом. Опасность для будущих мужчин в этом возрасте представляют компьютерные игры. Часто дети увлекаются виртуальной реальностью слишком сильно. Рекомендуется ограничивать время, проведенное за играми в компьютере, контролировать количество времени, проведенного на улице.

Девочки более консервативны. В 8-9 лет они чаще предпочитают играть в хорошо знакомые игры, читать книги.

Мальчики чаще бывают непоседливы и меньше внимания уделяют своему внешнему виду. Их больше интересует цвет и форма одежды, чем наличие на ней пятен. Рекомендуется напоминать будущему мужчине о важности соблюдения чистоплотности.

Девочки, наоборот, очень критично относятся к своей одежде, переживают за ее сохранность, целостность. В некоторых случаях необходимо объяснять, что излишняя чистота, скрупулезное отношение к своему внешнему виду не всегда оправданы.

В 8-9 лет необходимо давать обоим детям возможность самостоятельно принимать решение о занятии, которым ребенок хочет заниматься в данный момент. Но стоит помнить, что мальчики чаще, чем девочки считают выполнение домашних заданий легким делом, быстрее отвлекаются и очень непоседливы. По статистике на выполнение одинаковых уроков у девочек уходит около 1,5 часов, у мальчиков — около 3.

Различия между полами заметны даже в манере общения. Лексикон мальчиков в 8-9 лет шире, чем у девочек. Будущие мужчины предпочитают использовать в речи глаголы-действия, обсуждать различные изобретения, научные открытия. Девочки чаще используют предметно-оценочные суждения, их интересуют отношения между людьми.

Отличия заметны и в выборе хобби. Мальчики предпочитают спорт, подвижные игры, а девочки — музыку, чтение.

Половое развитие

В 8-9 лет у мальчиков и девочек усиливается интерес к противоположному полу. Восприятие собственной гендерной принадлежности приводит к тому, что дети начинают копировать внешний вид, поведение, привычки людей своего пола. Девочки чаще всего пытаются повторять за мамой, учительницей, любимой певицей или актрисой, мальчики — за папой, любимым актером, героем фильма или игры.

В 8-9 лет многие мальчики и девочки начинают спрашивать родителей о любви, сексе, браке. Столь ранний интерес не должен вас смущать. Ребенок посещает коллектив и о многих вещах узнает от своих сверстников. Важно в этот период показать, что сын или дочка могут разговаривать с вами на все интересующие вопросы, а вы не будете смеяться над ним.

Часто первой реакцией на вопрос о сексе от ребенка 8-9 лет становится смущение. Чадо кажется еще очень маленьким для таких интересов. Но пропускать мимо ушей или отказываться идти на разговор с формулировкой “вырастешь — узнаешь” не рекомендуется. В таком случае ребенок найдет ответы на свои вопросы у друзей, знакомых постарше.

Желательно, чтобы вопросы взаимоотношений между людьми с ребенком обсуждал родитель его пола (мама с девочкой, папа с мальчиком). Во время разговора не нужно углубляться в тему. Важно в 8-9 лет донести до ребенка важность любви для взаимоотношений между мужчиной и женщиной, необходимость уважать и принимать решение другого человека.

Что должен знать и уметь ребенок в 8-9 лет

В 8-9 лет, кроме знаний полученных в школе, ребенок учится многим важным социальным навыкам. Важно оценить в это период, насколько сын или дочка научились:

  • Чувствовать себя свободно в коллективе, взаимодействовать со сверстниками;
  • Соблюдать правила поведения в общественных местах, дома;
  • Сохранять порядок в своей комнате, на рабочем месте, в шкафу с одеждой;
  • Помогать взрослым в повседневных делах;
  • Соблюдать правила гигиены, следить за своей чистоплотностью;
  • Ориентироваться во времени, пространстве;
  • Выстраивать и сохранять отношения со сверстниками;
  • Выражать собственное мнение;
  • Требовать справедливости;
  • Отличать ложь от правды;
  • Шутить, воспринимать юмор;
  • Проявлять заботу;
  • Ориентироваться в пространстве и времени;
  • Долго концентрировать свое внимание на предложенном задании;
  • Легко запоминать и воспроизводить стихи и рассказы;
  • Самостоятельно разобраться и понять, как работает устройство, предпринять попытку самостоятельно починить сломанную игрушку.

Занятия, игры, игрушки

В 8-9 лет ребенок обладает хорошо развитым логическим, критическим и познавательным мышлением. В этот период хорошо предлагать сыну или дочке выполнять сложные задания, позволяющие расширять уже имеющиеся знания, тренировать полученные знания. Предлагайте вашему ребенку:

  • сложные логические головоломки. Можно подписаться на журнал с такими задачами или купить сборник. Неплохо, если вы самостоятельно можете придумать задачу в бытовых условиях и предложить ребенку ее решить. Предложите выстроить алгоритм, решить математический ребус или выстроить последовательность предметов, вычислив закономерность;
  • настольные игры. “1000 городов мира”, “Сундучок знаний”, “Эрудит”, “Монополия”, “Колоретто”;
  • механические головоломки: кубик Рубика, змейка Рубика, “Пятнашки”, “Лабиринт”, “Вавилонская башня”.

От детских игрушек можно начинать избавляться. Обсудите с ребенком, как вы поступите со старыми, ненужными вещами. Самостоятельно выбрасывать или отдавать детские игрушки не рекомендуется, желательно обсудить этот вопрос заранее с сыном или дочкой.

В 8-9 лет рекомендуется предлагать ребенку посещать различные секции и кружки. Будьте готовы, что ребенок не сможет сразу определиться с желаемым видом занятий. Любознательность еще находится на пике и сыну или дочке сложно выбрать, что наиболее желательно. Чтобы малыш быстрее определился, можно поводить его на разные мастер-классы, познакомить с техниками обучения в разных кружках.

Как воспитывать

Воспитание ребенка в 8-9 лет рекомендуется концентрировать на выработке важных ценностных ориентиров. Приучайте сына или дочку уважать семью, старших, сверстников. Объясните, что с чужим мнением нужно считаться, принимать его, пытаться понять. Эти навыки приобретаются через пример взрослых.

В 8-9 лет друзья становятся важной частью жизни ребенка. Постепенно он начинает перенимать у них определенные черты, привычки. В этом возрасте нужно следить за кругом общения сына или дочери, при необходимости вносить коррективы в неправильное понимание. Обсуждая друзей ребенка, не стоит сильно критиковать их поведение, запрещать общаться. В доверительной форме обсудите с сыном или дочкой событие или манеру общения в его компании, на основе сильных аргументов покажите, почему вас смущает тот или иной факт.

В 8-9 лет у ребенка активно развивается критическое мышление. Многие дети в этот период начинают сомневаться в правильности действий и слов взрослых. Появление собственного мнения, несоответствие в словах и действиях родителей могут сильно влиять на общее доверие сына или дочки к маме и папе. Рекомендуется стараться соответствовать собственным словам. Если вы учите ребенка быть последовательным, рассудительным, то старайтесь сами придерживаться своих слов, контролируйте свое поведение.

Важно в 8-9 лет научить сына или дочку оценивать собственные поступки. Если ребенок совершает нежелательное действие, то не спешите его ругать. Спросите, почему он так поступил, чем руководствовался. Попытайтесь научить чадо вести внутренний разговор, рассуждать над необходимостью, правильностью действий. Для этого однократно постарайтесь порассуждать над поступком ребенка, поставив себя на его место. Расскажите, как в ваших глазах выглядят его мотивы, рассуждения. Вначале сын или дочка будут внимательно слушать, как они выглядят в глазах взрослого, после чего начнут активно участвовать в обсуждении поступка. Постепенно развивая возможность рассуждать, ребенок начнет пользоваться этим умением чаще до совершения действия.

Воспитание ребенка

Воспитание ребенка

Как развивать ребенка

В 8-9 лет происходит расцвет творческих поисков ребенка. Рекомендуется предлагать разнообразные интенсивные творческие занятия: рисование, лепка, аппликации и поделки в компании с мамой или папой хорошо влияют на общее психологическое состояние ребенка, расширяют его познания в области искусства.

До 9-ти лет дети рисуют преимущественно схематично, не стремясь добиться реалистичности изображения. После 9-ти лет появляется желание рисовать идеально, реалистично. В этот период хорошо знакомить ребенка с разными жанрами живописи, показывать, насколько многогранно и впечатляюще может выглядеть художественное полотно.

Предложите сходить на выставку импрессионистов, реалистов и т. д. Чем шире будет представление ребенка о возможностях художественного искусства, тем легче ему будет выражать свой собственный внутренний мир на бумаге.

Внимание нужно уделять и развитию понимания театрального и музыкального искусства. Всей семьей можно ходить на балет, оперу, в драматический и музыкальный театр. Чтобы первое посещение прошло успешно, создавайте дома соответствующую атмосферу, подбирайте нарядную одежду, обсуждайте приближающееся событие.

В 8-9 лет ребенок уже достаточно большой, многое понимает, способен позаботиться о себе. В этот период нужно уделять достаточно времени внутреннему миру сына или дочки, стараться сохранить доверительные отношения. Ребенку в 8-9 лет важно чувствовать себя нужным членом семьи, активно участвовать в решении важных вопросов. Позвольте ему принимать решения там, где он может это сделать без вреда для собственной жизни и вы увидите, как быстро развивается его умение рассуждать, находить ответы на сложные вопросы.

Источник

фото 1Возраст год и восемь месяцев — крайне интересный в плане психоэмоционального развития ребенка.

Чаще всего именно в этом возрасте у детей появляется ярко выраженная самостоятельность, самоосознание, острое чувство собственности.

Многие малыши начинают говорить целыми предложениями, некоторые — стремятся помогать родителям в повседневных делах и играть с ровесниками.

Какие параметры являются в этом возрасте нормой, а что требует коррекции педиатра?

Физические параметры в год и восемь месяцев

Ближе к двум годам у детей-ровесников может быть довольно большое расхождение как в весе, так и в росте. Но все же есть некие нормы, на которые стоит опираться, и если они сильно смещены в любую сторону — нужно обязательно посоветоваться с педиатром.

  • В 20 месяцев средний рост детей может колебаться от 78 до 86 см.
  • Вес мальчиков считается нормальным между 11 и 12,5 кг, девочек — между 10 и 12 кг.
  • Окружность головы у девочек 46,5-49 см, у мальчиков в норме — 48-50 см.
  • Зубов может быть как 12, так и 18 — все это является возрастной нормой.
  • Окружность груди у девочек 49.15 — 51.90, у мальчиков 49.15 — 52.90 см.

Вес малыш набирает уже не так стремительно, за месяц он может не измениться вовсе.

Что умеет делать малыш

фото 2В возрасте 20 месяцев дети могут сильно отличаться по уровню развития — одни малыши еще очень привязаны к маме и не готовы к самостоятельности.

Другие способны помогать на кухне, играть со сверстниками и повторять за мамой буквы.

Что точно должен уметь делать малыш в год и восемь месяцев?

Стараться подражать маме и папе, пытаясь быть взрослым и полезным помощником. В этом возрасте можно доверить карапузу полить цветочки, подмести пол метелочкой, перенести чашки со стола на кухню. Это крайне полезно для развития самостоятельности малыша.

  • Осознавать себя и свои желания в ярко выраженной форме — в том числе в виде бурного протеста.
  • Быть способным различать и называть цвета, формы.
  • Понимать, где в доме и других привычных местах находятся те или иные предметы, показывать их, при необходимости — приносить.
  • Стремиться к общению с детьми, как младшими, так и старшими.
  • Хорошо бегать, уметь пользоваться лестницей, прыгать на двух ножках, обегать препятствия, кидать мячик.

В этом возрасте, если малыш пока не посещает ясли, необходимо приучать его к первым навыкам самообслуживания — одеваться, вытирать носик, самостоятельно мыть руки с мылом, расчесываться, садиться на горшок, не дожидаясь команды взрослого. К двум годам все это ребенок должен уметь делать достаточно хорошо.

Особенности психоэмоциональной сферы

фото 3В возрасте 20 месяцев у ребенка появляется ярко выраженное самосознание.

У малыша появляется «упрямство», он может бурно отстаивать свои интересы, толкать других детей, не давая покуситься на свою собственность — игрушки и книжки.

Многие взрослые списывают такое поведение на плохое воспитание, но это возрастная особенность, бороться с которой крайне сложно.

Важно! Ни в коем случае нельзя наказывать физически малыша в этом возрасте. Это не только не даст никакого эффекта, но и способно глубоко ранить психику. Неврозы, возникшие в таком юном возрасте, лечить будет очень тяжело.

Если малыш капризничает — исключите возможность того, что он голоден или устал. Дети ближе к двум годам могут забывать о физических потребностях, увлекаясь игрой, и капризничать, не осознавая причину.

Речевые способности

Развитие речи после достижения малышом возраста полутора лет переходит на новый уровень. Ребенок в год и восемь месяцев уже в состоянии осознавать прямые связи между предметами и словами, которые их обозначают. Малыш ежедневно пополняет свой как пассивный, так и активный словарный запас.

Важно! В 20 месяцев дети должны уметь произносить простые слова — «мама», «дай», «му-му».

Многие же малыши в этом возрасте уже активно болтают, причем их речь может быть достаточно сложной. Чем больше ребенку читают книг, чем больше с ним разговаривают — тем богаче будет его словарный запас. В 20 месяцев ребенок может иметь в лексиконе как 15 слов, так и более ста.

Если же малыш еще не говорит, стоит не паниковать, а больше общаться с ним, чаще позволять играть с более старшими детьми.

Если ребенок так и не заговорил в 2-2,5 года — тогда стоит проконсультироваться с логопедом.

Рацион питания

фото 2Ближе к двум годам малыш должен уметь самостоятельно кушать жидкие блюда — супы и каши — ложкой, уметь зацепить вилочкой кусочек мяса или овощей.

Если ребенок не умеет этого — необходимо давать ему больше практиковаться, менять консистенцию блюд, подбадривать словами, не спешить докармливать.

Чтобы малыш рос и развивался нормально, в его рационе должны присутствовать практически те же продукты, что и у взрослого — мясо и молочные продукты, овощи, рыба, зелень, много сезонных фруктов.

В возрасте 20 месяцев малыша можно баловать любыми ягодами — главное, вводить их в рацион постепенно, следя за состоянием.

Примерное меню

Кормить ребенка в этом возрасте стоит 4 раза в день, причем завтрак должен составлять не менее 20 процентов дневного рациона, обед — около 40, ужин — 30, и 10 процентов легкий полдник.

На завтрак малышу можно приготовить любую молочную кашу с добавлением кусочка сливочного масла, омлет из одного яйца с нежирным сыром и овощами, кусочек хлеба с маслом, сыром или отварной куриной грудкой.

На обед — суп на основе овощного или куриного бульона. Дети в этом возрасте с радостью кушают куриный суп с с вермишелью, овощные щи, супчики с с фрикадельками. Борщ и щи можно заправить нежирной сметаной.

На второе и ужин — тушеные или запеченные овощи, котлетка из куриной грудки или телятины, рыбная котлета, тефтели с овощами и подливкой.

На полдник — любой кисломолочный продукт — ряженка, снежок,йогурт с булочкой или любимым печеньем.

Между приемами пищи можно предложить малышу фрукты — порезанные яблоки или груши, сезонные фрукты — дыню, черешню, арбуз, ягоды — малину, смородину, крыжовник, клубнику только со своего огорода или от проверенного фермера.

Рецепты блюд

«Ежики» с рисом и овощами

  • 200 гр. куриного фарша;
  • 0.5 стакана промытого риса;
  • два — три соцветия цветной капусты;
  • небольшая морковь.

Морковь и брокколи отварить, натереть на терке. Добавить овощную смесь к рису и фаршу. Сформировать небольшие шарики.

Неплотно уложить «Ежики» в кастрюлю, залить холодной водой чуть выше шариков, довести до кипения, уменьшить огонь до минимума, немного посолить.

Готовить около 40 минут, подавать со сметаной.

Особенности гигиены и ухода

фото 6В возрасте 1 год и 8 месяцев ребенка можно купать как ежедневно, так и через день.

Важно в этом возрасте приучать малыша самостоятельно пользоваться горшком.

От подгузников стоит постепенно отказываться, надевая их только на прогулку.

Необходимо приучить малыша самостоятельно мыть ручки с мылом перед едой, после прогулки и игры с домашними животными — к трем годам эта привычка должна стать естественной.

В 20 месяцев ребенок не в состоянии самостоятельно хорошо почистить зубы — нужно помогать ему, но непременно показывать, как это делать правильно.

Обратите внимание! У малыша должна быть своя детская зубная щетка и паста, соответствующая возрасту, без фтора и химических ароматизаторов.

Режим дня и сна

В 20 месяцев спать ребенок должен не менее 13 часов в день — 10-11 часов ночью и не менее 1 часа днем.

Дневной сон крайне полезен для детей этого возраста. Если малыш не желает спать днем — необходимо проконсультироваться с педиатром, а также подкорректировать режим — возможно, ребенок плохо засыпает сразу после прогулки или после плотного обеда.

Гулять необходимо не менее двух раз в день — утром после завтрака и днем, после сна или перед ним. Если есть возможность — желательно выводить малыша на прогулку и вечером, незадолго до ночного сна.

Доктор Комаровский считает, что детям в возрасте неполных двух лет режим дня не менее важен, чем младенцам. Старайтесь укладывать малыша спать в одно и то же время, кормить пусть и не по часам, но через примерно равные промежутки.

Занятия с малышом

Игры

С малышом в 20 месяцев необходимо играть в подвижные игры — это способствует развитию вестибулярного аппарата, укрепляет мышцы тела. Футбол на траве, перекидывание мячика друг другу, попытки бросить кольцо на палочку очень полезны в этом возрасте.

Для развития социальных навыков можно играть с ребенком в ролевые игры — дочки-матери, в профессии врача, пожарного, ветеринара). Малыши с радостью включаются в подобные игры, через некоторое время дети — ровесники смогут играть в них самостоятельно.

Игрушки

Для ролевых игр дети с радостью воспользуются готовыми наборами — например, доктора или парикмахера.

Ближе к двум годам малышей начинают интересовать куклы, в том числе перчаточные, с которыми можно ставить небольшие сценки из любимых сказок. С радостью малыши собирают конструкторы, небольшие, из четырех — восьми деталей, пазлы.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Полезное видео

Рекомендуем вам посмотреть видео о том, что умеет малыш в год и восемь месяцев:

Советы родителям

  • В 20 месяцев для малыша самое важное — общение и игры. Как можно больше разговаривайте с ребенком, читайте ему книги, ставьте аудиосказки, обеспечьте условия, при которых он сможет играть с другими детьми.
  • Давайте больше свободы, возможность принимать даже небольшие самостоятельные решения хорошо скажутся на дальнейшем развитии самостоятельности.
  • И наберитесь терпения, впереди сложный возраст — два года, а затем и три!

Источник