Развитие ребенка от года до 3 лет ильина

Развитие ребенка от года до 3 лет ильина thumbnail

Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно разделить на 3 возрастных периода, зная особенности которых можно выбрать правильную тактику по уходу и воспитанию вашего ребенка.

1 период. Начинается от года и заканчивается в полтора. Когда ребенок начинает ходить, он приобретает самостоятельность и становится исследователем, которого удержать становится все труднее: он всюду лезет и набивает свои первые шишки. Как раз в этом возрасте ребенок начинает говорить.

2 период. Начинается в полтора года и длится до 2 лет. Ребенок совершенствует приобретенные навыки, определяется со своим местом в окружающем пространстве и четко проявляет свой характер.

3 период. Его можно обозначить с 2 лет и до наступления 3, он носит завершающий характер для всего раннего детства, то есть для периода от 1 до 3 лет.

На каждом из этих этапов общение со взрослыми и изучение вместе окружающего мира играет ведущую роль в развитии ребенка.

Словарный запас

Первые слова ребенка можно услышать ближе к году или после того, как родители отметят первый день рождения своего чада. Фразу он пока сказать не может, да и сложные слова произносить правильно ему не всегда удается. Однако вы его понимаете. В этот период он накапливает слова, запоминает их. А если какое-то слово он не произносит долго, не думайте, что он забыл его, оно отложилось в его памяти навсегда.
Развитие речи у детей отлично стимулируется неустанным общением с ними – разговоры, комментарии всех ваших действий. Ребенок – это своего рода копилка, то есть то, что в нее будет вложено, то и сохранится. Развитие малыша будет при нем всегда, независимо от того, как сложится его жизнь, знания, умственные способности у него никто не сможет отобрать. А основу в его развитие можете заложить только вы. Так же, как и у любого человека, в голове малыша уже существует своеобразная модель окружающего мира, совершенство которой зависит от вас. Соответственно этой модели строится и поведение малыша, а в дальнейшем – и образ его жизни.

Не стоит паниковать, если ребенок не может проговаривать какие-то слова или фразы – в его возрасте это считается нормальным, несмотря на это, он все понимает.

Стоит ребенку проснуться, как он сразу выбирается из своей кровати. Лежать ему становится скучно, ведь столько всего интересного вокруг! Не старайтесь одергивать его и мешать, пусть познает мир. Если ему не разрешается с чем-то играть, например, со спичками или швейными принадлежностями, то сделайте так, чтобы эти предметы не попадали в его поле зрения, ведь все, что на виду, всегда хочется потрогать, пощупать.

Помогайте ему во всех начинаниях, участвуйте в них, однако и контролировать не забывайте. Вдруг он захотел забраться в шкаф, заберитесь туда и вы с ним, повытаскивайте вместе с ним оттуда вещи. Словом, ребенок, на правах члена вашей семьи, во что бы то ни стало хочет знать буквально все – где, что и как… Единица времени у него очень дорогая – взрослый не способен обрести столько нового за такой же отрезок времени.

Развитие мозга ребенка проходит очень стремительно, а ваша задача – «удобрять» почву для его познаний.

Ребенок меньше обычного спит, зато бодрствует больше. Так чем же занять его свободное время? Один из лучших вариантов – это развивающие игры или комплексные развивающие занятия. И ребенок быстрее приобретет навыки, играя с новыми предметами. Если вы читаете малышу, дайте ему эту книгу, научите аккуратно с ней обращаться. Ему понравится перелистывать ее странички. В общем, обдумывайте все, что касается новых практических навыков – то, чему вы еще могли бы научить своего малыша.

Ах, эти падения…

Кроме того, что ребенок постигает мир, он еще и обучается премудростям ходьбы. А это, в первую очередь, связано с бесконечными «паданиями». А вы каждый раз бросаетесь на помощь. Это в корне неправильно. Не надо переживать, что ребенок падает – он не ушибется сильно, ведь он еще такой легкий… Переломы малышу тоже не грозят – его косточки содержат большое количество органики, и потому очень гибкие. А вот когда малыш поднимается, он развивается и тренирует свои мышцы, совершенствует равновесие, учится ориентироваться в пространстве. В эти моменты физическое развитие ребенка идет полным ходом.

Упал? Ну и что? Пусть поднимается сам. В вашем неучастии тоже есть элемент воспитания. Малыш сам должен научиться справляться с трудностями, чтобы во взрослой жизни он не дожидался вашей помощи по любому поводу. Единственное, на что он должен рассчитывать, так это на вашу моральную поддержку, на ласковое слово.

Учимся кушать самостоятельно

Если развитие ребенка проходит нормально, то после года он должен самостоятельно управляться с ложкой. Если же малыш пока еще не научился это делать, активизируйте свои действия в данном направлении, ведь некоторые проявляют способности в этом еще до годовалого возраста.

Как научить ребенка кушать самостоятельно? А сложного в этом ничего и нет. Просто не делайте ложку запретным предметом. Если малыш хватает ее, не запрещайте играть с ней, ему же надо изучить ее… Он понимает, для чего нужен этот предмет и, пытаясь подражать вам, будет пробовать использовать его по назначению. Разумеется, первая попытка будет неудачной, однако, науку эту он освоит быстро. Наберитесь терпения, не ругайте его, когда он «вымазывается» кашей. Уже к 15 месяцам многие дети в полной мере осваиваются и владеют ложкой, может быть, не так виртуозно, но уверенно, во всяком случае, могут обходиться без помощи мамы.

Если вы замечаете, что ребенок не прочь позабавиться во время еды и отвлекается, попытайтесь пресекать это поведение – просто заберите еду и спрячьте его тарелку. В точности так же поступайте и в следующее кормление. Тогда он сообразит, что баловаться не стоит.

Повышенная подвижность

В период от 1,5 лет и до 2, когда малыш слишком подвижный, но не очень ловкий, будьте максимально терпеливыми. Окрики и ругань – не лучшие помощники в этом, они лишь будут вызывать постоянное ощущение вины, а это со временем разовьет в нем комплексы. Подвижность – это хороший признак. Тихий ребенок, который всего боится и не дает повода пригрозить ему пальчиком, – не очень нормальное явление.

Вашему малышу 2 годика

В этом возрасте его движения уже менее активны, зато он становится более общительным. С каждым днем пополняется словарный запас ребенка: он многое спрашивает и без умолку повторяет ваши слова, словно ваше эхо. С удовольствием контактирует с окружающими, говорит даже со своими игрушками. В вашу задачу входит как можно больше говорить с малышом, позаботиться о его обществе, ибо развитие ребенка будет нормальным только в общении.

От 2 до 2,5 лет ребенок уверенно бегает, а из-за этого повышается и опасность травм, поэтому родителям надо быть начеку. Развитие не стоит на месте и, как обычно, ребенок продолжает приобретать навыки. Используйте эти моменты во благо – дайте ему возможность поучаствовать в ваших домашних делах, пусть он станет вам помощником.

Малышу скоро 3, и начался период вопросов…

Вы, наверное, поняли, что настало время «почемучек». Данное испытание нужно пройти. Можете приготовиться к тому, что закончится это нескоро. Только терпение, достойное похвалы, даст свои плоды.

Не нужно отмахиваться от его вопросов – это будет непростительной ошибкой в воспитании развивающегося ребенка. Не забывайте, что раннее развитие характерно именно для ребенка, который получает ответы на все вопросы. В его возрасте словарный запас должен составлять не менее 300 слов. И только в ваших силах приумножить его. Когда ваш малыш станет взрослым, он будет благодарен вам за это.

Скоро наступит следующий этап в жизни вашего ребенка, когда он перешагнет порог своего трехлетнего юбилея… Но об этом поговорим чуть позже…

Татьяна Алексеевна Наталичева, логопед-дефектолог, специалист по раннему развитию в детском клубе «Пампа Грин»

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

Источник

Катерина Ильина
Консультация «Развитие ребенка от 2 до 3 лет. Гимнастика, игры, книги»

Займемся гимнастикой

Ребенок на третьем году жизни уже настолько смышлен, что сможет повторять за вами упражнения, получая удовольствие от этой игры. Гимнастика не обязательно должна быть утренней, но очень хорошо, если она будет регулярной.

Бег и прыжки. Пробеги, как лисичка! Проскачи, как зайчик!

Взмахи руками. Как птичка учится летать?

Бег с раскинутыми в стороны руками и небольшими наклонами из стороны в сторону. Полетай, как самолет!

«Самолет выбирает место для посадки». Встать, ноги врозь, руки в стороны. Наклониться вперед и покрутить головой. Выпрямиться. Повторить 3-5 раз. Иногда ребенок вместо того, чтобы наклониться, присаживается. Тогда попробуйте другой вариант. Присядьте у него за спиной. Одной рукой удерживайте ребенка под животом, другой – фиксируйте колени, не давая им согнуться. На пол у ног малыша положите игрушку. Он должен наклониться, взять игрушку и выпрямиться.

Приседания. Возьмите ребенка за руки и побуждайте его присесть на корточки, а затем подняться, приговаривая: «Маленький-маленький-маленький!» и «Большой-большой-большой!» или «Низко-низко-низко!» и «Высоко-высоко-высоко!». Упражнение укрепляет мышцы ног.

Повороты. Ребенок сидит на ковре, за его спиной рассыпаны игрушки. Удерживая ноги малыша, побуждайте его поворачиваться за игрушками в одну и в другую сторону. Затем попросите его поднять ручки с игрушкой как можно выше, опустить к коленям, снова поднять высоко-высоко и спрятать за спину. Это упражнение укрепляет косые мышцы живота.

«Выше ноги от земли». Ребенок лежит на спине. Держа у него над животом свою ладонь или игрушку, предложите ему самостоятельно дотянуться до нее ножками. Потом попросите прижать ножки к животу, обхватив руками. «Ножки длинные-длинные-длинные! А теперь короткие! А теперь поболтай ножками как жук!»

«Тачка». Ребенок лежит на ковре на животе. Придерживая малыша за ноги, попросите его приподняться на руках над полом и сделать несколько «шагов» навстречу к игрушке. Обычно дети очень веселятся, выполняя это упражнение.

«Догони мячик!» Прокатите под стулом мячик и предложите ребенку проползти вслед за ним.

Развивающие занятия

Самыми полезными занятиями в этом возрасте будут игры, развивающие творческие способности. Главное – ничего не требовать от ребенка: пусть рисует как бог на душу положит и лепит что душа пожелает. Здесь, как, впрочем, и во всех остальных ваших совместных занятиях, важен не результат, а процесс и эмоции, которые вы переживаете.

Рисование

Все родители с нетерпением ждут, когда ребенок начнет приносить им свои милые и наивные «шедевры». Но как быть, если будущий художник и видеть не хочет бумагу и краски? Как заинтересовать малыша рисованием? Детям нужны в первую очередь яркие впечатления. Поэтому потребуется яркая гуашь 3-4 цветов, большой лист и большое пространство, застеленное газетами. Художнику и его ассистенту лучше переодеться в одежду, которую не жалко будет выбросить. Выберите тему, которая связана с недавними переживаниями: салют, рыбки, цветы. Можно специально сходить с ребенком в зоомагазин или обратить его внимание на самую яркую клумбу. Предложите малышу намочить ладошку в краске, пошлепать по бумаге и полюбоваться отпечатками. Потом покажите, как рисовать линии пальцем. Можно дорисовать его кляксами хвостики или лепестки, но только если сам художник не возражает. Вариантов – великое множество. Главное – побольше выдумки и веселья. Но если ваш ребенок так и не проникся живописью, ничего страшного. Возможно, ему придутся по душе аппликация или лепка.

Аппликации

Самый простой и творческий способ – создавать коллажи из всего того, что есть под рукой: пуговицы, бумага, ткань, фольга, картинки из журналов. Попробуйте наклеить что – то неподходящее (например, чайник на дерево, и пусть ребенок вас остановит. Очень весело также приделывать на фотографии готовые стикеры из наборов. Добавьте, например, на семейную фотографию жирафа или крокодила. Дорисуйте крокодилу поводок и дайте его в руки ребенку. При желании можно придумать целую историю.

Лепка из теста

Малышу проще поначалу лепить не из пластилина, а из специального теста, которое легко приготовить дома. Дети с восторгом наблюдают, как сухая и сыпучая мука после добавления воды превращается в липкий комок, им нравится размешивать тесто.

Лепка из пластилина

Работать с пластилином сложнее, но это полезно для маленьких пальчиков. Попробуйте лепить вместе. Катайте колбаски, шарики, лепешки. Пластилин предоставляет богатейшие возможности для творчества. Можно смешивать цвета, получая разноцветные коврики и тортики. Используя кубик Монтессори, можно выдавить из пластилина геометрические фигуры, обмазать получившиеся штампы краской и «ставить печати» на бумагу.

! Рисование и лепка – это не только развивающие, но и расслабляющие занятия, помогающие успокоиться, пережить обиду.

Проблемы поведения

Развивается ребенок – развивается его личность. И иногда это оказывается для родителей неприятным сюрпризом. Ведь взгляды малыша и взрослых могут кардинально не совпадать.

Ребенок не хочет слушать книжки

Многие дети в этом возрасте с удовольствием слушают книги и просят маму «почитать еще», особенно перед сном. Но как быть родителям маленьких непосед, которые не могут сосредоточиться и дослушать до конца хотя бы одну сказку?

1. Выберите короткую (всего на 5-6 страниц) и интересную для ребенка историю с красивыми картинками на каждой странице. Желательно, чтобы она была, хотя бы отчасти, связана с жизнью вашего малыша. Если кормили в парке уточек – читайте рассказ К. Ушинского «Уточки», если на площадке играли в деревянном домике – сказку «Теремок», если пекли пирожки – «Колобок» или «Красную Шапочку».

2. Выделите на каждой странице 1-2 главных предложения, составляющих стержень сюжета. Возможно, поначалу вы успеете посмотреть всего пару картинок. Тогда в следующий раз начните с повторения: «Ты помнишь, что испекла бабушка? Покажи!» Иногда детям легче показывать, а не отвечать словами. Когда картинки и текст станут для малыша привычными, двигайтесь дальше. Чтобы заинтересовать малыша, можно принести игрушки и параллельно разыгрывать сказку.

3. Убедитесь, что ребенок вас понимает, с помощью простых вопросов: «Покажи, кто пришел в теремок?», «Покажи, кого встретил Колобок потом?».

4. Если малыша «зацепило», он обязательно захочет послушать сказку снова. Возможно, много раз. Возможно, настолько много, что вам будет плохо от одного вида книжки. И все – таки держитесь. Для ребенка слушать одну и ту же историю сто раз подряд – нормально. Ведь он слушает не ради информации, как взрослые, а чтобы еще раз пережить все те эмоции, которые она вызывает.

5. Читать ребенку можно в любое время, когда он достаточно спокоен и собран, чтобы слушать. Но будет очень хорошо, сели чтение сказок на ночь станет ритуалом. Заведите отдельную полочку, и пусть малыш сам приносит книжку, которую хочет услышать. Благодаря этому, у ребенка в дальнейшем будет интерес и привязанность к книгам и литературе.

Ребенок плохо ест

Вы все равно не сможете накормить его насильно. Хотя иногда насилие кажется единственным выходом, на самом деле – это тупик. Ребенок быстро почувствует, что, отказываясь от еды, он самоутверждается, и выберет девиз: «Не отступать и не сдаваться!» Почему у здорового активного малыша нет аппетита? Чаще всего потому, что у него имеются дела поинтересней.

1. Поставьте на стол поднос с кусочками сыра, фруктов или вареных овощей: ребенок начнет подкармливаться незаметно для самого себя. Минус: придется все время следить, чтобы малыш не лез в поднос грязными руками, не опрокинул поднос, не подавился.

2. Не пытайтесь отвлечь ребенка телевизором, это приведет к проблеме с желудком, так как, отвлекаясь, малыш не будет контролировать, сколько пищи он ест. Мало – плохо, но и переедание тоже плохо. Когда ребенок захочет, он скажет или покажет.

3. В вопросе еды родителям потребуется терпение Будды.

Ребенок плохо засыпает

К сожалению, не существует заклинания, которое заставляло бы маленьких непосед быстро залезть под одеяло, свернуться клубочком и моментально уснуть.

1. Постарайтесь избегать бурного веселья за 1-2 часа до того времени, когда вы будете укладываться спать.

2. Отправляйте ребенка в постель при первых признаках усталости.

3. Определите, наблюдая за ребенком, насколько для него важен режим. Некоторых детей пятиминутное отступление от ритуала (прочитали не сказку, а стишок; сначала выключили лампу, а потом поцеловали; мишка не ждал в кроватке, его принесли потом) может так расстроить, что они заснут только после скандала. Другие дети больше ориентируются на свое самочувствие, и если начнете их укладывать по часам, быстро решат, что это просто такая игра, к которой сон не имеет никакого отношения. Оба варианта поведения совершенно нормальны для малышей: они определяются особенностями формирования их нервной системы. И особенности эти следует непременно учитывать.

4. Выработайте с ребенком ритуал, который навевает на него сон. Обычно в него входят вечернее купание, сказка в кровати, колыбельная (в исполнении родителей или аудиозапись). Пусть малыш сам решит, брать с собой в постель мягкую игрушку, нужен ли в комнате ночник.

5. Врачи рекомендуют чистить ребенку зубы с момента их появления, используя мягкие щетки и пасты без фтора. Можно поискать книжки или мультфильмы, которые заинтересуют ребенка этим процессом. Но если малыш не позволяет вам чистить зубы, плачет и скандалит, то лучше пока отказаться от этой процедуры и попробовать позже. Во время подготовки ко сну худой мир однозначно лучше доброй ссоры.

6. Современные психологи разрешают детям время от времени забираться ночью в постель к родителям и спать с ними до утра. Во сне маленький мозг продолжает работать, и ребенок может почувствовать, что ему нужна поддержка. Вполне естественно, что, желая расслабиться и почувствовать себя в безопасности, малыш ищет защиты у родителей.

У ребенка истерики

Вы уже знаете, что сила эмоций у ребенка практически такая же, как у взрослых, а самообладание находится в зачаточном состоянии. В случае конфликта это может привести к истерике. Бывают дети, у которых почти не случается истерик. Но причина тут не в правильном воспитании, а в темпераменте: флегматиков трудно вывести из себя. Большинство детей в возрасте от 2 – 4 лет достаточно часто устраивают скандалы.

Источник

#MAKomania_литература

Подборка книг по детской психологии

«Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость», Шишова Т.Л.
Книга поможет детям преодолеть барьер отчужденности, избавиться от комплекса застенчивости и стать более общительными.
Выполняя вместе с родителями веселые увлекательные упражнения, они смогу одновременно и развивать свои творческие задатки. Рассчитана на детей в возрасте от 4 до 14 лет.

«Детская психология», Шаграева О.А.
В учебном пособии отражены наиболее важные проблемы детской психологии. Среди них — проблемы методологического плана: вопрос
о движущих силах психического развития ребенка, проблемы соотношения обучения и развития, возрастной периодизации.
Представлены основные направления зарубежной и отечественной психологии. Особого внимания заслуживают представленные в пособии формы проведения практических занятий.

«Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. Тесты и развивающие упражнения», Ильина М.Н.
Книга поможет родителям осознанно, грамотно и более уверенно развивать в ребенке его потенциальные возможности.
Рассмотрены шесть возрастных периодов (от рождения до шести лет). По каждому возрасту дается общее описание психологического развития ребенка, что поможет родителям получить представление о наиболее существенных моментах в психическом развитии ребенка на каждом возрастном этапе, а затем предлагаются упражнения и игры для развития различных психологических функций у детей.

Развитие ребенка», Хелен Би.
Данная книга представляет собой переосмысленную, дополненную
и обновленную версию учебника Хелен Би The Developing Child , выдержавшего к 2000 году восемь изданий в США и переведенного
на многие языки. Девятое издание сохранило лучшие черты предшествующих вариантов — широчайший охват информации, мощную исследовательскую и теоретическую базу и концептуальную взвешенность, единство повествовательной интонации и прекрасный литературный стиль.
Кроме того, в учебнике появился ряд совершенно новых глав, под-разделов и приложений, посвященных проблемам, которые лишь совсем недавно стали объектом изучения науки о развитии человека.

«Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка», Людмила Петрановская.
«Все мы родом из детства», — писал один, известный французский писатель и летчик. Однако, прежде чем достичь самостоятельности, мы едва ли можем обойтись без взрослых. В своей новой книге Людмила Петрановская, основываясь на научной теории привязанности, легко и доступно рассказывает о роли родителей на пути к взрослению: «Как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость, как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность?» Прочитав эту книгу, вы не только сможете увидеть, что на самом деле стоит за детскими «капризами», «избалованностью», «агрессией», «вредным характером», но и понять, чем помочь своему ребенку, чтобы он рос и развивался, не тратя силы на борьбу за вашу любовь.

«Если с ребенком трудно», Людмила Петрановская.
Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, адресована родителям детей
и подростков с особенностями поведения.
Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться
в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

«Что делать, если…», Людмила Петрановская.
Известный детский психолог в увлекательной форме расскажет вашему ребенку, как правильно поступать в сложных ситуациях, с которыми он сталкивается на каждом шагу, а красочные забавные картинки помогут ему преодолеть страх и избежать опасности.

«Сказки от слез», Мария Кутовая.
Авторские сказки помогут родителям избежать детских слез, капризов
и скандалов, ведь так важно объяснить маленькому человеку, почему одно можно, а другое нельзя. Познавая мир, ребенку не всегда удается сразу проникнуть в логику взрослого мира, и болезненность столкновения с непонятными требованиями часто порождает детский протест.
«Сказки от слез» учат малыша жить в мире взрослых и в мире со взрослыми, обосновывая нравственные ценности, закладывая представления о добре и зле.

«Как ты себя ведешь», Петрановская Л.В.
В книге раскрываются механизмы трудного поведения приемных детей и даются конкретные рекомендации по его изменению.
Второе издание книги дополнено новой главой, в которой разбираются типичные вопросы, возникающие у приемных родителей: что делать, если ребенок врет, если отказывается ходить в школу, как справиться
с детскими страхами и т. д.
Пособие предназначено прежде всего для приемных родителей, однако интересным оно будет и для всех родителей, сталкивающихся со слож-ностями в поведении своих детей, для психологов и специалистов по работе с детьми, а также для студентов педагогических и психолгических факультетов.

#полезная_литература

Источник