Развитие ребенка от 3до 4 месяцев
Календарь развития ребенка от 1 до 2 месяцев
Календарь развития ребенка от 2 до 3 месяцев
Трехмесячный возраст малыша – время радости и удивления родителей. Теперь малыш на уровне инстинктов жаждет активно познавать мир, для чего он нуждается в еще более интенсивном развитии. Практически каждый день что-то новое появляется в «арсенале умений».
Теперь кроха четко понимает, как заявить маме о своих потребностях, уверенно держит голову, чаще смеется и как бы «взрослее» управляет своими эмоциями. Что важно для родителей в этом особенном возрасте? Не забывать, что уверенность малыша, которую он буквально излучает каждой клеточкой своего тела, ложная. Голова и спинка (когда ребенок находится у взрослого на руках), еще могут «устать» и неожиданно рухнуть в любую сторону, перевозбуждение привести к плохому сну и снижению аппетита, положительные эмоции легко превратиться в поток негодования.
Речь идет об одном из переломных периодов. Именно сейчас нервная система получает больше информации и нагрузки, чем еще пару недель назад, потому реакция ее достаточно непредсказуема. Особенно, это касается детей, прошедших через непростые роды, или какие-либо нарушения адаптации в неонатальном возрасте. Перелом, именуемый 3-4 месяцами жизни нередко «показывает» завуалированные ранее неврологические расстройства. А тут еще кишечные колики, которые очевидно еще не закончились, и еще больше подстегивают измотанную ЦНС.
Родители начинают отмечать, как быстро негативные эмоции на глазах превращаются в истерику, тяжело поддающуюся «привычным мероприятиям» по успокоению малыша. Несомненно, есть детки, которые вполне легко проходят эти месяцы жизни, без особых трудностей. Тем не менее, правильным будет остановиться на специфике данного возраста, присущей большинству детей.
Что умеет малыш в возрасте трех месяцев?
Все дети совершенно разные, и уровень их достижений в развитии также не может быть одинаковым. Все же, существуют так называемые общепринятые показатели, по которым можно судить о гармоничности развития ребенка.
Трехмесячный ребенок: |
· уверенно держит голову; |
· начинает переворачиваться со спины на живот; |
· лежа на животе, на несколько секунд приподнимается, опираясь на предплечья; |
· тянет в рот игрушку, кулачок; |
· привыкает к режимным моментам. |
Рассмотрим подробнее наиболее важные особенности развития ребенка в возрасте трех месяцев.
Психомоторное развитие ребенка 3 месяцев |
Тело ребенка становится более «ровным», упругим, благодаря интенсивному развитию и равномерному распределению подкожно-жировой ткани. Лежа на спине, правая и левая сторона тела симметричны. Голова поочередно поворачивается то в одну, то в другую сторону. Производятся попытки переворота на живот. |
Ребенок начинает осознавать фактическое наличие и пользу своих ручек. Может подолгу рассматривать их, «перебирать» свои пальчики, крепко хватать игрушку, тянуть ее в рот. К трем месяцам ладонь практически полностью расслаблена, наблюдается легкое сгибание пальцев. |
В расслабленном состоянии, лежа на спине, ножки младенца слегка раздвинуты, коленки отведены кнаружи, в активном – поочередно бьют стопами по поверхности, или «крутят педали». Лежа на животе, поднимает голову на 40-45°, поворачивая ее то в одну, то в другую сторону. На несколько секунд опускает голову на поверхность для расслабления мышц шеи. Ненадолго приподнимается над поверхностью (голова и плечи), опираясь на предплечья. |
Совершает попытки воспроизведения ползающих движений, но в этом возрасте они безуспешны. При плавном подъеме (ребенка за ручки) из положения на спине в положение сидя, голова еще не удерживается, качаясь со стороны в сторону. Но если поднять тело примерно на 70° – малыш начинает ровно держать голову. В момент максимального напряжения, старается выпрямить ножки, но пока что, они слегка согнуты в коленных суставах. Не стоит такие процедуры повторять часто, особенно, задерживать младенца в положении сидя. |
Взяв ребенка за подмышки, он хорошо держит голову, на короткое время задерживается в положении стоя. Нижние конечности выпрямленные в коленях, но быстро сгибаются в тазобедренных суставах. Совершает движения, напоминающие прыжки («пружинит»), но стопы практически не отрываются от поверхности. |
Внимание и мелкая моторика ребенка 3 месяцев |
Трехмесячный ребенок увидев яркую игрушку проявляет очевидный интерес. Он не просто четко фокусирует взгляд, но и рассматривает детали. Плавно перемещающаяся в воздухе игрушка, на расстоянии 30 см от лица, сопровождается любопытным взглядом (в основном, голова синхронно поворачивается в сторону интересующего предмета). Если офтальмолог назначает гимнастику для глаз в этом возрасте, рекомендуется придерживать подбородок малыша, чтобы только глаза следили за объектом внимания. Глазные яблоки четко движутся по траектории вверх-вниз, и достаточно прерывисто, в случае круговых движений. |
Ребенок, подобно обезьянке, крепко хватает предмет одной рукой, трясет его, пытается попробовать «на зуб». Спустя несколько секунд, непроизвольно роняет игрушку, будто внимание резко переключилось на что-то другое. Мелкая моторика хорошо поддается развитию, потому, игрушки теперь используются не только в качестве развлечения. Не сложно отследить глубокое любопытство, радость, или даже некий азарт в глазах младенца, при виде нового, яркого объекта. В 3 месяца, когда кулачки превратились в расслабленные ладони, кроха тянет в рот только пальцы. |
Речь и социальный контакт ребенка 3 месяцев |
К ранее освоенным гласным, и одной согласной х, добавляются ф и с. Малыш активно лепечет, особенно когда обстановка для него привычная, комфортная. Наедине с мамой, он активно «разговаривает», проявляет эмоции радости или недовольства. |
Когда несколько людей говорят к нему – поворачивает голову в сторону «собеседника». Наверняка приходилось наблюдать, когда малыш расстраивается и плачет при виде определенного человека. Очевидно, громкая речь, или резкая интонация ассоциируется у младенца с агрессией. |
Оптимальные условия для развития трехмесячного ребенка
Детский организм способен развиваться в самых разных условиях, но хорошие результаты требуют оптимальных, благоприятных условий. Радует то, что большинство из них являются доступными для каждой семьи.
К оптимальным условиям для развития трехмесячного относятся: |
· температура в комнате 20-22°; |
· влажность в комнате – не ниже 50%; |
· частые проветривания; |
· ежедневные прогулки; |
· ежедневные купания; |
· неяркий свет в дневное время, приглушенный – в ночное; |
· отсутствие шума, громких звуков; |
· правильный режим кормления; |
· отлаженный режим сна и бодрствования; |
· профилактика инфекционных заболеваний; |
· развивающие игры. |
Развивающие занятия, игры для ребенка от 3 до 4 месяцев
В этом возрасте можно не напрягаться, обращая внимание малыша на что-либо: его любопытство льется через край. Ему интересно все окружающее, он готов поглощать информацию всеми органами чувств в каждый период своего бодрствования.
Звенящие игрушки, которые звучат по-разному, развивают слух малыша, позволяют ему учиться дифференцировать звуки. Подвешенные над колыбелью игрушки, к которым настойчиво тянется кроха вытянутой ручкой, по возможности, также должны быть музыкальными («реагирующими» на прикосновение). Очень скоро у младенца сформируется понимание причинно-следственных связей: потянуться→ прикоснуться→ услышать звук.
В три месяца ребенок дольше лежит на животе: развивающий коврик – отличный выбор для стимуляции развития крохи. Он может не спеша рассматривать яркие рисунки, дифференцировать некоторые цвета, трогать выпуклые цветочки, а когда вновь ляжет на спинку – трогать, изучать висящие над головой игрушки.
Мелкая моторика отлично стимулируется различной структурой поверхности игрушек: шероховатый коврик, мохнатый зайчик, пупырчатый шарик, гладкий морской камешек. Главное следить за тем, чтобы исследователь ничего не потащил в рот. Там ведь тоже чувствительная зона, и облизывание предметов – ни что иное, как еще один способ познать окружающий мир!
Гимнастика для глаз будет актуальной на протяжении многих месяцев: на расстоянии 30-ти см, перемещаем яркий предмет (игрушка яркого цвета, фонарик завернутый в ткань) вверх, вниз, вправо, влево, от и к лицу (озвучиваем вслух место, куда перемещается игрушка). Достаточно трех подходов каждого из движений: ребенок еще не умеет подолгу фокусировать внимание, он попросту утратит интерес к занятию или быстро устанет.
Легкий массаж очень полезен. Он способствует улучшению кровообращения, способствует расслаблению мышц. Ненавязчивые растирания, поглаживания, пощипывания верхних, нижних конечностей, живота и спинки могут производиться ежедневно. Растирание и разминание стоп, «велосипедные» движения ножками, сгибание и разгибание ручек – мягкая и безопасная стимуляция для ребенка в трехмесячном возрасте.
Папе и маме не стоит стесняться имитировать лепет малыша. Малыш понимает это как общение на одном языке. Естественно, параллельно стоит ставить ударение на правильных словах (для начала, они должны быть короткими, четкими: «Да», «Дай», «Вот» и др). Любое мероприятие, можно превратить в игру с подробным пояснением происходящего (даже если это измерение температуры, или смена подгузника). Так, малыш научится понимать, что и для чего происходит, но это произойдет немного позже. Пока что, это занимательная игра и нежность мамы и папы. К тому же, понимание последовательности движений дает ему ощущение безопасности.
Чувство безопасности – одна из базовых потребностей каждого человека. Дети любят слушать одну и ту же сказку, или песенку. Они запоминают последовательность движений во время одевания или процедуры купания. Именно знание того, что произойдет/прозвучит в следующую минуту, дает почувствовать себя в безопасности.
Важно помнить о страхах малыша. Каждому возрасту присущий свой страх. В первые полгода (±), этот страх базируется на сильнейшей взаимосвязи с мамой и страхом ее потери. Он, конечно же, неосознанно боится, но каждый раз, когда не находит глазами объект защиты, источник питания и комфорта, его охватывает паника, вызванная ощущением брошенности. Много раз мама должна вновь появиться из-за открытой двери, чтобы ребенок наконец понял: если мама уходит, то всегда возвращается.
Стабильность – одна из составляющих, на которой основывается чувство безопасности, доверие, комфорт. При чем стабильность во всем, будь то кормление, объятия, либо песенка перед сном. Именно поэтому так важно максимально посвящать всего себя в первые месяцы жизни малыша. Ведь с этим «багажом» ребенок пойдет дальше по жизни.
Какие ошибки часто допускают родители в возрасте ребенка 3 месяцев?
Рассмотрим наиболее распространенные ошибки родителей. Базируются они исключительно на ложном представлении о том, что ребенок стал намного увереннее в своих движениях и требованиях, а значит и значительно самостоятельнее.
К сожалению, это может навредить малышу. Во имя благих намерений, папа и мама могут «развивать кроху» не в соответствии с возрастом, и этого может быть достаточно.
Остановимся подробнее на следующих примерах:
Малыш очень естественно принимает на руках положение сидя. Но! Стоит запомнить раз и на всегда: пока не пришло время сидеть – сажать нельзя (на руках, приподнимать в кроватке во время кормления). Пока не пришло время стоять – не надо подталкивать его к этому, тренировать навык, несоответствующий возрасту раньше времени. |
Любовь к ходункам может обернуться серьезными проблемами в будущем. До тех пор, пока малыш не сидит самостоятельно, без поддержки, ни его позвоночник, ни мышечный аппарат, не созрел для таких колоссальных нагрузок. Незрелые мышцы истощаются избыточным напряжением, стопы – вместо того, чтобы становиться на всю поверхность, вытягиваются на носочек. Такие дети – потенциальные пациенты невролога, ортопеда-травматолога. |
Любимые игры с подпрыгиваниями малыша, поддерживая его за подмышки, также наносят серьезный вред позвоночнику. Даже если крохе нравится, он смеется, изо всех сил лепечет: «отпружинивание» напоминающее прыжки, происходит скорее рефлекторно. Ни в 3, ни в 5 месяцев ребенок не должен сидеть, стоять, имитировать эти положения тела. Всему свое время! |
Некоторым молодым папам и мамам, бабушки говорят о том, как уже в 3 месяца начинали вводить прикорм. Взывая к здравому смыслу: изменилось время, изменились дети, изменились подходы. Организм ребенка трех, четырех, а порой и пяти месяцев, не готов к приему «взрослой пищи»! Эта спешка может закончиться провокацией хирургической патологии (инвагинация, непроходимость кишечника), либо серьезными проблемами с пищеварением в будущем. |
Укачивание малыша производится во имя благих намерений. Однако, они не могут становиться системой, должны осуществляться правильно. Предплечье взрослого, находящееся под спинкой, должно полностью «покрывать» позвоночник малыша. Голова и шея – находятся на одной линии, в одной плоскости с позвоночником. |
Помним! Даже сильную боль можно «закачать», и это далеко не всегда хорошо. |
Даже если ребенок сильно кричит, нельзя держать его за подмышки и трясти (вверх-вниз, вперед-назад). Без лишнего преувеличения, такая агрессивная мера «помощи малышу» может закончиться массивным кровоизлиянием в головной мозг: инвалидизацией, летальным исходом. |
Родителям важно оставаться внимательными: в возрасте 3-4 месяцев, могут проявиться неврологические расстройства, проявиться нарушения слуха или зрения. Во многом, именно развивающие занятия помогают их выявить. Своевременная консультация узких специалистов помогут предотвратить усугубление проявлений, своевременно повлиять на какие-либо отклонения, что несомненно влияет на будущее ребенка.
Материал подготовила
Скавинская В.
Источник
На третьем месяце ваш малыш растет и развивается не менее интенсивно и стремительно, чем в предыдущие два.
Физическое развитие
На третьем месяце ваш малыш растет и развивается не менее интенсивно и стремительно, чем в предыдущие два. Бурное развитие всех органов и систем ребенка не снижает темпов. За третий месяц жизни карапуз наберет приблизительно 800 граммов массы, его рост увеличится приблизительно на три сантиметра.
О развитии дыхательной системы малыша можно судить по следующим показателям. Минутный объем дыхания у трехмесячного малыша в два раза больше, чем таковой у новорожденного.
Не отстает по своему анатомическому и функциональному прогрессу и пищеварительная система. Площадь поверхности слизистой оболочки желудка выросла к третьему месяцу в три раза.
Центральная нервная система поражает скоростью клеточного и тканевого развития на этом этапе, что находит прямое отражение в особенностях психического развития, о которых мы поговорим чуть позже. На то, как развиваются клетки различных аналитических и регулирующих центров мозга ребенка, стремительно генерирующие сейчас связи между собой, во многом влияет характер питания малютки.
Следует отметить огромное значение грудного вскармливания для благополучного развития нервных центров маленького человека. Ряд ингредиентов материнского молока (аминокислота таурин или длинноцепочечные жирные кислоты семейства омега) чрезвычайно важны для интенсивно формирующегося мозга грудного ребенка.
Показатели ребенка от 3 до 4 месяцев
Окружность головы
40-41 см
Обхват грудной клетки
38-39 см
Многие педиатры убеждены, что на третьем месяце жизни грудное молоко — это практически все, что необходимо малышу для полной обеспеченности необходимыми для продуктивного роста и развития химическими веществами. Другими словами, в овощных, фруктовых и других прикормах трехмесячный ребенок совершенно не нуждается. Единственное, что можно добавлять к грудному молоку, как отмечают педиатры, это витамин D, предупреждающий появление рахита у малыша. Поэтому часто дополнительное введение витамина D рекомендуется врачами в качестве ежедневной добавки в рацион крохи. Подытоживая сказанное, не спешите с изменением рациона — кормление грудным молоком сейчас оптимально.
На этом этапе карапуз начинает играть с собственными руками, движения его ручек становятся свободными и целесообразными — он подносит предметы к своему лицу (ко рту), тянется к игрушкам, гремит погремушкой, хлопает в ладошки и тянет их в рот. Лежа на животе, малыш может подниматься, опираясь на локти и предплечье, пробует сидеть, если его поддерживают за попку. Ребенок переворачивается со спины на бок, старается держать голову. На этапе третьего месяца хорошо подвесить над кроваткой малютки мобиль. Ребенок забавляется крутящимися предметами и слушает музыку. Таким образом, формируется взаимосвязь между зрением и слухом.
Сейчас рекомендуется формировать у крохи связь между взглядом вниз и присаживанием. Хотя сядет малыш только к шести месяцам, слегка подтягивать его за ручки нужно уже в три месяца.
Если малыш не научится смотреть на ноги, то в дальнейшем правильная координация движений в положении сидя будет формироваться дольше. Во время подтягивания голова карапуза должна быть подтянута к его груди, должно возникнуть напряжение в мышцах рук. Многие педиатры отмечают, что важным этапом психофизического развития на третьем месяце является формирование туловищных реакций и вертикальной оси тела.
Перечисленные навыки необходимы для «самосознания» маленького человека. Малыш, способный оторваться от поверхности, чувствует границу собственного тела, начинает понимать, что стол или кровать — это не его продолжение. Поэтому дети, которые плохо переворачиваются, испытывают трудности в формировании понятия «я». На этом этапе развития ребенка происходят первые попытки переоценки пространственных представлений. То, что было сзади, стало снизу; то, что было справа, стало слева.
Самой первой попыткой будем считать поворот головы в сторону. Вы можете наблюдать за противодействием мышц туловища. Голова повернута в одну сторону, а напряжение в мышцах туловища должно возникать с противоположной стороны. Сейчас еще ни ноги, ни руки не являются сознательно опорой, но их взаимодействие становится базой для переворота со спины на живот и обратно. Это знаковое событие происходит, как правило, в возрасте трех или четырех месяцев.
Малыш на этом этапе уже может бодрствовать полтора-два часа подряд.
Визиты к педиатру и другим специалистам-медикам в этом возрасте обязательны.
Во-первых, потому, что на этом жизненном этапе маленькому человеку предстоит серьезная вакцинация — комплекс прививок. Во-вторых, не исключена вероятность диатеза, рахита или коликов. Если малыш дает вам понять, что его беспокоит какой-либо недуг, обязательно обратитесь к специалисту.
Психическое развитие
Как понять, от чего малыш плачет? Какие действия предпринять родителям, чтобы кроха успокоился? В этом поможет разобраться характер и особенности самого плача. Надо только внимательно к нему прислушаться.
- Голодный плач обычно громче всех остальных. Зачастую начинается с небольших всхлипываний и резко набирает обороты, становясь пронзительным. Такой плач обозначает, что карапуз созрел для кормления.
- Сонливый плач, как правило, сопровождается потиранием ручками глаз, кручением головой. Родителям следует помочь маленькому заснуть, укачивая и соблюдая тишину.
- Болевой плач начинается внезапно, часто на очень высокой ноте. У детей в этом возрасте чаще всего болят живот или уши.
- Плач при повышенном внутричерепном давлении, как правило, начинается вечером в одно и то же время, на одной ноте.
Самый простой способ успокоить кричащего карапуза — это дать ему соску. Иногда можно распеленать кроху и дать пососать ему его собственный палец. У такого альтернативного способа есть свои плюсы — палец никогда не упадет на пол, его не надо кипятить, руку младенца можно отыскать даже в кромешной тьме.
Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!
Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.
Как развиваются органы зрения и слуха у малыша в этот период?
На третьем месяце ребенок может сосредоточить взгляд и следить за ярким объектом пять-шесть минут. Раньше кроха мог фиксировать взглядом объекты только лежа на спине, а теперь и в вертикальном положении на руках у взрослых. Теперь малыш четко улавливает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается. Кроха уже не ищет грудь, а сам открывает рот, когда она приближается. Сейчас чадо узнает маму, охотно улыбается родителям и знакомым людям. Маленький человек смеется, если доволен, и кричит, если в чем-то испытывает дискомфорт. Гуление ребенка усиливается, проявляется чаще. С каждой прожитой неделей вокальные проявления малыша становится все разнообразнее — произносимые как гласные, так и согласные звуки, нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа «а-а-а-ы-ы» или «г-у-у». Такие речевые проявления свидетельствуют о существенном прогрессе в развитии эмоциональной сферы ребенка. Ибо детки такого возраста гулят, когда прибывают в прекрасном настроении.
Карапуз с радостью слушает музыку. Сейчас лучше услаждать слух малютки спокойными мелодичными композициями. Оптимально — из классической академической музыки. Мимические движения крохи становятся более выразительными и информативными для мамы и папы. Так же, как и в предыдущие месяцы, чадо остро нуждается сейчас в постоянном внимательном отношении родителей и продолжительном ласковом общении. Малышу очень нравится, когда мама или папа берут его на руки, разговаривают и с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки или нахваливают кроху.
На третьем месяце, находясь в вертикальном положении на чьих-либо руках, малютка сосредоточивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, на разговор отвечает улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками. Такие проявления радости в диалоге, свойственные этому возрасту, называют «комплексом оживления». Ваше чадо — уже практически полноценный собеседник. У малыша актуализируется обонятельное восприятие — вместе с распознаванием лица и голоса мамы кроха чувствует родителей по запаху. Такое распознавание близкого человека может сопровождаться улыбкой, гулением (агуканьем), общим оживлением.
А к двенадцатой-тринадцатой неделе научится фиксировать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° — с одной стороны на другую, сможет обращать внимание на очень маленький предмет.
Описанные выше показатели и достижения этого возраста не следует воспринимать как абсолютные нормативы. Не паникуйте и не тревожьтесь, если ваше чадо в чем-то не соответствует этим описаниям. В редких случаях задержка может указывать на наличие проблемы, однако зачастую это ни о чем не говорит, и у вашего малыша все будет в порядке.
Всё достаточно индивидуально
Например, недоношенные дети обычно достигают основных показателей позже своих сверстников, ближе к своему биологическому возрасту, то есть возрасту, который они бы имели, если бы родились в срок. У мамы на этом этапе развития малыша хватает хлопот и проблем. Велика вероятность, что она не высыпается и сильно устает. Ни к чему неоправданная тревога или паника. Сохраняйте вокруг ребенка эмоционально положительный микроклимат. Всё идет своим чередом, и ваш малыш еще не раз удивит вас своими способностями.
Вас также может заинтересовать
Источник