Развитие ребенка от 1г 6мес
Ни минуты покоя!
« Я сам!» — девиз Вашего малыша! Он подвижен, он ищет все новых и новых впечатлений. Например, однажды забравшись на высоту – он наслаждается своими новыми возможностями – и будет делать это снова и снова, не вникая в Ваши увещевания. Вы удивляетесь, как в такие короткие сроки он столько всего успевает: стоит только отвернуться – он уже пошалил, залез куда-то, что-то достал, открыл, размазал.… И, действительно, он не теряет ни секунды – ведь еще так много непознанного вокруг! Сама матушка природа заложила ему активную позицию – для него важно освоение окружающего его мира – это залог его своевременного развития. Кроху переполняет радость новых открытий, непреодолимое желание все познать и обязательно — на собственном опыте.
Проявлялась активность к познанию – и раньше, но теперь – она проходит в более высокой степени самостоятельности крохи. Приобретя к 1 г. 9 мес. какой-то опыт, многому научившись, у него открывается – «второе дыхание» и он действует все более и более активно. Наберитесь терпения, мудрая мама!
Ребенку интересно все — что Вы говорите и показываете ему, небезразлично, чему и как его учите. Хотите обеспечить ему полноценное развитие? Организуйте ему посильную свободу, проявляйте любовь и поддержку, уделяйте как можно больше внимания – все это очень важно для «закладывания» крепкого фундамента его будущих способностей и возможностей.
Мы растем…
Когда малышу исполняется полтора года – его поведение начинает меняться, ведь у него появляются новые возможности выразить себя. Ученые-нейрофизиологи утверждают, что именно в период с 1г. 6мес. до 1г. 9 месяцев у детей наблюдается качественный «скачок» в развитии головного мозга ребенка, в особенности тех отделов, которые отвечают за речевое и познавательное развитие. Ребенок еще лучше стал ориентироваться в окружающем его мире, активно его изучает и познает.
Вот лишь несколько фактов, говорящих о своевременном и гармоничном развитии малыша в этом возрасте:
• Малыш активно (впрочем как и раньше) изучает окружающие его предметы и игрушки – но теперь он уже не столько обращает внимание на их внешние свойства (яркий цвет, звук, форма), сколько его интересует процесс использования этих вещей по назначению. Он с увлечением «исследует» их характерные свойства и особенности.
• К 1 г. 9мес. – ребенок тратит времени на игру – до 4 раз больше, чем раньше. Он уже меньше отвлекается во время игр и занятий.
• К 1 г. 9 мес. ребенок начинает сам выбирать – хочется ли ему играть в предлагаемую Вами игру. Вряд ли Вы его заинтересуете игрой, которая не несет в себе чего-то новенького, интересной и понятной ему информацией, эмоционально-сухая, и т.п.
• В оценке игровой ситуации малыш все чаще ориентируется по эмоциональному отношению взрослого (Например – вглядывается в Ваше лицо – если он чего-то не понимает, таким образом – ждет разъяснений, получения новой информации). Ребенок сопереживает новое для него явление вместе с Вами;
• При всей своей непреодолимой тяге к познанию — малыш начинает осторожничать, например: прикасаясь к неизвестному предмету, он прикладывает вначале пальчик, проверяя его «на безопасность», а потом только — и всю ладошку. Уходит тревожность, боязнь всего необычного – присущая детям начала 2-го года жизни. Особенно, если Вы рядом! «Мама спокойная, значит и мне тревожиться не стоит» — думает малыш.
Итак, все это говорит о том, что ребенок вышел на новый уровень своей осмысленной жизни: он не только называет предмет, игрушку, а еще и начинает понимать – для чего именно она нужна, и как ею пользоваться. Нужно помочь ему в этом.
Не проказник, а первооткрыватель, одержимый страстью исследования!
Не смотря на активное продвижение в его развитии, неправильно было бы ждать от малыша, что он станет разумным, организованным и «правильным». Вовсе нет, кроха, хоть и понимает слова «нельзя» и «можно» — он по-прежнему импульсивен и эмоционален. Но теперь он старается избегать прямых конфликтов с вами, и при Вас не будет делать то, что Вы ему строго-настрого запретили. Это — сказывается опыт взаимодействия со взрослыми! Но интерес к жизни – он у ребенка — сродни одержимости страстью, тяга к познанию одолевает малыша необычайно сильно, сильнее, чем раньше — и, стоит Вам только отвернуться, как «маленький негодник» возвращается к своим «коварным замыслам». Перебороть свое любопытство – это огромное испытание для малыша, и он практически не может с ним справиться.
Что же с этим делать?
Надо суметь понять и принять, что поведение малыша следует рассматривать с точки зрения особенностей его возраста, а не логики взрослого человека. Разделим два понятия: любопытство взрослого – мы принимаем за отрицательное качество, которое говорит о невоспитанности человека. Но любопытство ребенка – на данном этапе его развития — это природа детства. Нужно ли бороться с желанием малыша накапливать познания и новые впечатления? ….
Конечно, трудно смириться с тем, как, к примеру, ребенок настойчиво пытается высыпать муку на пол, достав ее из кухонного шкафа. Но, может быть, стоит заполнить его досуг чем-то таким же увлекательным, но не разрушительным? Направляйте его энергию в полезное русло: например, возьмите эту же муку – и с его участием — настряпайте куличиков.
Не присматривать, а быть партнером…
Взрослому — очень важно в этом возрасте крохи — не просто присматривать за ним, а быть партнером для него в совместных занятиях, принимать активное участие в игре. Почему? Ребенок в не может быть предоставлен сам себе, ведь он еще не способен организовать себе досуг. Только Вы можете обогатить жизнь малыша полезной информацией, поощрять и корректировать его активность и любопытство. Очень важно – играть с ним вместе, ведь ребенок еще не может сам выстраивать игровой сюжет самостоятельно, изображать кого-либо в игре, не умеет разрешать конфликтные ситуации – в совместной игре с другими детьми.
Продолжаем знакомить с окружающими ребенка предметами
Продолжаем знакомить ребенка с различными окружающими предметами: верхней одеждой и обувью (пальто, варежки, шарф, сапоги), а также с посудой (чайник, чашка с блюдцем, кастрюля). Желатеьно, при этом дать ребенку представление о том, что однородные предметы (например, шкаф), может быть разный по виду и назначению (шкаф для посуды, шкаф для одежды, шкаф для игрушек).
Полезно познакомить ребенка с домашними животными — кошкой, собакой. Показать аквариумных рыбок, отметить их особенности (тоже есть глазки, ротик, они могут жить в воде). А также малышу интересно будет наблюдать и за птичками (зимой можно сделать кормушку за окном, насыпать корм), обратите внимание ребенка на то, что птички могут летать. Научите ребенка «петь как птичка» («чик-чирик»).
Важно создать и поддерживать здоровую пространственную среду в доме и на улице, побуждающую ребенка к разнообразной двигательной активности и развивающей деятельности – играм и занятиям.
Для сенсорного развития – очень важно проводить с крохой предметные игры всех видов: строительные, дидактические, сюжетные, с предметами-орудиями (Например: игра «Рыбалка» — сачком вылавливать рыбок, «Верстачок» — молоточком забивать втулки в верстачок).
Дидактические игры (развитие сенсомоторного интеллекта в игре): Ребенку можно предложить усложненные варианты игр с дидактическими игрушками (матрешками, кубиками, пирамидками, кольцами и т.д.).
Например: Можно попросить малыша выполнить задания на ориентировку в двух свойствах предмета одновременно: например, в величине и цвете («найди зеленые кубики – большой и маленький»), в форме и цвете («найди красный шарик и красный кубик») или, или по форме и величине («найди все большие шарики») и т.п.
Сюжетные игры: Покажите, как нужно использовать различные предметы по их назначению — разыгрывайте перед крохой более развернутые игровые сюжеты с куклой (летает на самолете, катается на машине, плывет на корабле и пр.).
К 1 г. 9 мес. кроха уже понимает действия человека и животных в игре, связаные с выражением желаний (желания спать, есть, пить, и т.п.), физических ощущений (мокро , холодно, жарко, и пр.), а также проявлений эмоций (обрадовался, испугался, заплакал, застеснялся и т.п.). Самое время прививать и общечеловеческие качества: сочувствие и желание помочь ( «пожалей зайчика, он испугался» или «белочке хочется съесть орешек – угости ее» и т.п.). Покажите малышу – как к миру относитесь именно Вы: в показах с куклами и игрушками-животными, формируйте у малыша добрые чувств, доброжелательность, бережное отношение ко всему живому.
Подарите ребенку яркие впечатления, отражающие знакомые сюжеты с куклой (мишкой, зайкой и пр.). Покажите игровые сценки — из жизни самого ребенка (например, обед, купание, одевание, сборы на прогулку и пр.), вводите в игру большее количество аксессуаров.
Игры сопровождайте пояснениями, называйте новые для крохи предметы и действия с ними. При этом выстраивайте свои предложения — из 2-3 слов, а короткие рассказы из 2-3 простых предложений. Так ребенку будет проще не только понять вас, но и повторять за вами. Так он скорее возьмет Ваши слова на вооружение в свою активную речь.
Строительные игры: Научите малыша выполнять сначала – подражая Вам, а затем самостоятельно несложные сюжетные постройки ( в ход пойдут кубики и конструктор) – например, «скамеечка для куклы кати», «мостик для зайчика», «забор для овечек», «ворота для машины» и пр.
Более полную информацию об развивающих играх для ребенка от 1 года 6 мес. до 1 года 9 месяцев Вы можете прочитать в статье «Примерные развивающие игры для ребенка от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев»
Лучшие развивающие игры и игрушки для ребенка возраста от 1 до 3 лет
Так же, возможно, Вам будет интересны разделы «Лучшие развивающие игры для ребенка 1-3 лет» и «Лучшие развивающие игрушки для ребенка 1-3 лет».
В них нами написаны целые циклы статей, посвященные развивающей игре для ребенка возраста от 1 года до 3 лет, исходя из того, что игра — это неиссякаемый источник развития малыша, в соответсвии с его природой. Также эти материалы помогут Вам не запутаться в огромной индустрии ирушек и суметь выбрать только безопасные, только полезные, не псевдо- а действительно развивающие игрушки.
Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.
Виктор Мари Гюго
Если в предыдущий триместр второго года жизни ребенка главным направлением развития — было накопление сенсорного опыта (с помощью органов чувств), развитие понимания речи, а также двигательных навыков (совершенствование ходьбы и действий руки), то сейчас наступает следующая фаза: начало систематизации полученного ранее опыта и постепенный его перевод в активную речь.
Общение со взрослыми приводит ребенка — к уникальному феномену: становлению, так называемой, автономной детской речи. Это значит — ребенок говорит на «своем» языке, упрощенными словами («киска» — «мау-мяу»; «машинка»-«би-би» и т.п.). Особенностью такой речи малышей является то – что у каждого ребенка свой собственный «язык», который понять могут только родные и близкие. Например: «Ката паки «уу-а-а-а» (Катя плачет: «уу-а-а-а»). Слова состоят из начала слов или корней (молоко — «ма-ко», собачка «ав-ка» и т.п.), причем малыш может объединять исходя из ситуации. Как бы то ни было – ребенка можно только поздравить — это его самая настоящая активная речь. Он старательно произносит, придумывает слова, он заявляет о себе как равноправный Вам собеседник, радуется складывающемуся диалогу.
Появление автономной детской речи закономерно, поэтому не стоит удивляться, важно – правильно относиться к ней. «Переводите» высказывания сына или дочери, так Вы со временем научите ребенка произносить слова правильно, четко проговаривайте правильное произношение, но при этом — ни в коем случае не критикуйте речь малыша. Забудьте о фразе: «Нет, неправильно, надо не так, а так!». Малыш сам созреет «как надо», подражая Вам — поверьте!
Вы лишь можете ему в этом помочь:
• Освоение и познание ребенком окружающего мира – сопровождайте активным общением;
• Создавайте перед малышом ситуации, вызывающие его речевой контакт с Вами, ждите его вопросов, прежде чем начнете объяснять что-то сами;
• Воспитывая ребенка смотрите на его поступки даже не столько с позиции — «это нельзя, это можно», сколько с точки зрения оценки самого поступка — «так хорошо, а так — плохо» (отдельная статья у нас посвящена запретам);
Помогите ребенку обозначать словом все ситуации, что разворачиваются у него перед глазами, и при этом раскрывайте ход своих мыслей, поясняйте, почему произошло именно так, а не этак. Например, почему смеется мальчик? (потому, что с ним играет собачка), почему девочка плачет (потому, что потеряла мячик) и т.п.
Автономная детская речь — это один из первых этапов, который выводит ребенка на более высокий уровень социального взаимодействия с обществом, еще одна ступенька развития речи. К 2-4 годам она перейдет в более совершенную форму. Это прекрасно, но… вместе с нею уйдет и неповторимое раннее детство. Нужно помнить об этом и наслаждаться общением со своим ребенком, каждый час, каждую минуту этого прекрасного незабываемого времени, когда Вы так интересны и необходимы для него. Как точно выразился один мудрец: Мать — это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей.
Музыка и ребенок
Очень полезно знакомить ребенка с музыкальными произведениями:
• Фольклорная народная музыка (колыбельные, танцевальные песенки)
• Классическая музыка (для детей, как пример, очень хороши будут музыка «Эффект Моцарта» — ее Вы можете найти в разделе аудиоматериалы)
• Детская популярная музыка (песенки из мультфильмов и т.п.)
• Инструментальная красивая музыка со звуками природы для детей.
Ребенок и книга
Обогащайте эмоциональную жизнь малыша, знакомя с поэзией для маленьких. Внесите детскую литературу в каждые новый день ребенка; а, используя картинки, можно дополнительно расширять знания малыша об окружающем мире.
Воспитывайте умение и желание слушать чтение. Через художественные образы поэзии для детей — успешно формируются самые добрые чувства ко всему живому, любовь и доверие к людям, бережное отношение к окружающим ребенка предметам, игрушкам и животным.
Используйте потешки, песенки, стихи и сказки. (Народный фольклор: «Еду-еду к бабе, к деду», «Пошел котик на торжок», «Водичка-водичка» и др.; В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?»; Коротенькие стихи А. Барто; Н. Найденова «Кошечка»; В. Жуковский «Птичка»; Н. Комиссарова «Собачка»; и др.).
Занятия с картинками
Рассматривайте с ребенком карточки и картинки с простыми сюжетами (кошка играет с мышкой, кукла ест кашу, собачка спит на коврике и т.д.). Хорошо использовать «оживленные картины», в которых по ходу рассказа меняется расположение персонажей, например пособие «фланелеграф», которое можно сделать самим.
Можно также заниматься с парными картинками (по величине, цвету, форме). Например: мячики — большой и маленький; кубики — красный и зеленый; шарик и кубик красного цвета и т.д.
• Воспитывайте в ребенке самостоятельность и простейшее самообслуживание — прием пищи, пользование туалетом, одевание с помощью взрослого, мытье рук. Благосклонно реагируйте на стимул «я сам», ведь сейчас формируется его характер и первые привычки.
• Создавайте эмоционально – положительный, спокойный микроклимат внутрисемейных отношений. Пусть ребенок будет свидетелем положительных, достойных подражания, поступков взрослых по отношению друг к другу и к нему самому.
• Сделайте ребенка постоянным свидетелем положительных поступков взрослых по отношению друг к другу и к нему самому, поступков, достойных подражания.
• Старайтесь воспитывать в ребенке основополагающее доверие к окружающему миру. Например, на прогулке: объясняйте простым языком малышу все ситуации, которые го заинтересуют.
• Формируйте, рпежде всего — на своем примере — доброе отношение к людям и природе. Воспитывайте чувство любви ко всему живому (цветам – «Не будем срывать, просто понюхаем!», травке, деревцам, животным и птицам). Воспитывайте чувство красоты: «смотри, какое красивое небо на закате!».
• Учите общаться с окружающими людьми — ориентируясь на их пол и возраст (мальчик-девочка, тетя-дядя).
• Воспитывайте ребенка в лучших национальных традициях. Найдите возможность познакомить ребенка с лучшими образцами народного прикладного творчества: расписные ложки, деревянные игрушки, грохотушки и пр.
Совершенствуем самостоятельную ходьбу, ориентацию в пространстве, координацию движений и чувство равновесия.
• Учите малыша ходить по ограниченной поверхности: по узкой тропинке, по доске (ширина 15-20 см), по наклонной доске (один край поднят на 15-20 см), подниматься и спускаться со ступеней (с поддержкой), на прогулке можно ходить — по прямой и между кочек, перешагивать канавки, подниматься на бугорки, и пр.)
• Учите кроху также ходить в разных направлениях: например, «Иди, к дереву, к скамейке, к качелям, к папе, а теперь ко мне» — с переменой ориентиров.
• Учите перешагивать через препятствия – бруски, положенные на пол (землю) на расстоянии 25-30 см один от другого.
Развиваем глазомер, точность движений в пространстве.
• Тренируйте ребенка в метании шариков: вдаль (левой и правой руками), в горизонтальную цель (корзину, стоящую на полу).
Делаем гимнастику
Гимнастика для ребенка с 1 года до 3 лет — предложения в этой статье система гимнастических упражнений основана на методиках известных петербургских педиатров: К. Д. Губерта, М. Г. Рысса, А. Ф. Тура, которые давно и с большим успехом применяются в детских оздоровительных и лечебных учреждениях.
Выберите индивидуально для своего ребенка наиболее интересные и подходящие по его возможностям несколько из 50 упражнений и внедряйте их в игру!
Мы от чистого сердца желаем Вам и Вашему малышу успешного покорения новых горизонтов в его комплексном развитии!
Команда сайта «У Совёнка».
Источник
Анализируя физическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев, педиатры оценивают в первую очередь показатели роста, веса, окружности головы. У мальчиков и у девочек эти показатели отличаются. В таблице ниже приведены средние показатели, которые, по мнению педиатров, подтверждают, что ребенок в полтора года развивается нормально.
Показатели | Мальчики | Девочки |
Рост, см | 78,4 – 85,9 | 77,1 – 84,5 |
Вес, кг | 10,2 – 13,0 | 9,8 – 12,2 |
Окружность головы, см | 46,6 – 50,2 | 45,8 – 49,0 |
В полтора года у малышей уже достаточно зубов, поэтому их переводят на общий стол с детским меню (пищей, приготовленной таким образом, чтобы сохранилось большее количество полезных веществ). В среднем у ребенка в полтора года должно быть около 14 зубов. При этом нужно учитывать, что у каждого малыша свой график развития, поэтому допускаются некоторые отклонения от нормы (до 4 зубов).
Режим дня полуторагодовалого малыша
В 1 год и 6 месяцев большинству детей достаточно одноразового дневного сна продолжительностью от двух до трех с половиной часов. Тем не менее родители должны понаблюдать за крохой и обязательно учесть его личные потребности. Например, если малыш сильно устает и нуждается в двухразовом дневном отдыхе, нужно перестроить его режим дня в соответствии с этим.
Переходить на новый режим дня нужно постепенно, по мере готовности малыша к изменениям. Новые условия должны стать для него комфортными, способствующими активному развитию. Продолжительность дневного сна в этот период составляет 11 часов, общее время бодрствования удлиняется до 5,5 часов.
Питается ребенок в день с интервалом в 3-4 часа, то есть 4 раза, при этом завтракает не позднее чем через полтора часа после пробуждения, а ужинает не позднее чем за час до отхода ко сну.
Психологические особенности полуторагодовалого ребенка
В полтора года ребенок уравновешен и деловит. Он уже не так пугается резких звуков, незнакомых людей, многое понимает. Теперь ему ясно, что в звуке стиральной машины или пылесоса нет скрытой опасности, что незнакомые люди не причинят ему вреда, особенно если рядом родители.
Малыш особенно привязан к близким людям, доверяет им и с удовольствием проводит с ними время за играми и на прогулках, проявляет благосклонность по отношению к гостям. Несмотря на видимую уверенность, ребенок в этом возрасте по-прежнему нуждается в постоянном присутствии самого главного человека в его жизни — мамы. От нее он ждет поддержки, похвалы, с ней чувствует себя в полной безопасности.
В этом возрасте можно начинать вести работу по расширению кругозора крохи, записав его в школу раннего развития или детский кружок. На занятиях должно быть разрешено присутствие родителей, так как разлука с ними для малышей в этом возрасте может оказаться стрессом.
В полтора года дети стараются во всем подражать взрослым, начиная от речи и заканчивая проявлением эмоций в той или иной ситуации. Они по-прежнему нуждаются в обществе старших, но уже способны некоторое время увлекаться самостоятельной игрой. Так, если раньше малыш переносил на игрушки действия взрослых, копируя их манеру поведения, то теперь в игре он способен придумывать собственные сценарии. Воплощение в жизнь собственных идей вдохновляет малыша, особенно если все идет по плану.
В общении со сверстниками у детей в полтора года также наблюдается определенный прогресс. Они проявляют интерес к другим детям, но пока не рассматривают их в качестве единомышленников и друзей. Малыши по-прежнему уверены, что они — это центр вселенной, и не готовы терпеть нарушения границ. Дети не делятся своими игрушками, при этом обижаются, если не получают чужие по требованию. Это не жадность, а особенность поведения, свойственная возрасту, поэтому бороться с ней пока не имеет смысла.
В полтора года дети уже способны испытывать и проявлять первые негативные эмоции. В активном словаре у них пока не так много слов, но это не мешает им показывать недовольство другими доступными способами: дети могут устраивать истерики, драться, падать на пол, бить кулаками об землю, если что-то идет не так, как им хочется.
Родители должны понимать, что это не капризы, а единственно возможный на данный момент для ребенка способ объяснить, что он расстроен и нуждается в понимании. Ругань, а тем более рукоприкладство здесь неуместны. Помочь в решении проблемы смогут только ласка и терпение. Достаточно будет переключить внимание малыша на что-то другое, чтобы истерика быстро прекратилась.
Основные навыки ребенка в полтора года
Малыш в полтора года уже многое умеет и знает. В большинстве случаев здоровый ребенок способен:
- быстро и уверенно ходить, меняя направление, преодолевать препятствия, внимательно смотреть под ноги и даже бегать;
- подниматься по лестнице и спускаться, ступая поочередно каждой ногой, используя приставной шаг;
- играть с мячом;
- сидеть на корточках;
- открывать и закрывать двери и многое другое.
Особенный скачок можно отметить и в интеллектуальном развитии малыша в полтора года. Обычно дети способны на следующее:
- найти предмет по картинке;
- отличить предметы разной геометрической формы;
- подобрать подходящие предметам отверстия (игры-вкладыши);
- собирать и разбирать пирамидку с учетом размера или цвета деталей;
- рисовать красками и карандашами линии, штрихи, простые геометрические фигуры.
Некоторые изменения касаются и игры ребенка в 1,6 года. Обычно они заключаются в следующем:
- малыш пробует подражать взрослому (разговаривает по телефону, листает книгу или газету, стучит по клавиатуре компьютера и т.д.);
- кроха подражает действиям других детей;
- играет с игрушками-каталками, толкает их перед собой и катит за собой;
- пользуется предметами-заместителями, опять же копируя действия взрослых;
- использует вспомогательные предметы, чтобы добраться до цели.
Бытовые навыки чаще всего выражаются в следующем:
- кроха уверенно пьет из чашки и не проливает;
- пользуется столовыми приборами и салфетками;
- делает первые попытки контролировать мочевой пузырь, пробует пользоваться горшком;
- одевает и снимает с себя некоторые элементы одежды и пр.
Также многие малыши в этом возрасте перемещаются в отдельную комнату от родителей, учатся самостоятельно засыпать в собственной кровати.
Как развивается речь малыша
В полтора года у большинства детей получается достичь значительного прогресса в развитии речи. Они не только понимают большую часть того, о чем говорят взрослые, но и пробуют говорить с ними на равных, используя отдельные слова, словосочетания и простые предложения.
В полтора года дети показывают на себе, на игрушках, на взрослых практически все части тела, называя их, выполняют простые поручения, умеют выделать из группы разных предметов те, что имеют общий признак (форму, цвет, размер, назначение).
В активном словаре большинства детей уже несколько десятков слов, они знают, какие звуки издают животные, птицы, имитируют звуки машин, дождя, грома и пр. Все больше в речи малыша появляется правильных слов, которые постепенно вытесняют лепет. Подражая взрослым, дети стараются использовать наречия, местоимения, пополняют запас глаголов и прилагательных.
У девочек в этом возрасте фразовая речь развивается активнее, чем у мальчиков, которые продолжают использовать мимику и жесты, пытаясь так объясняться со взрослыми и сверстниками скорее по привычке, чем из нежелания говорить.
В полтора года для малыша особым достижением является способность обобщать предметы в речи, как в собственной, так и в обращенной к нему. Пока ему сложно, поэтому ошибки неизбежны. Тем не менее с этого возраста активный словарь начинает быстро пополняться.
Важно, чтобы родители продолжали много общаться с крохой, отвечая на все его вопросы, описывая собственные действия и происходящее вокруг. Такой подход является единственно правильным для стимуляции развития речи в этом возрасте.
Возраст «почемучки»
В полтора года у малышей начинается первый этап возраста «почемучки». Они уже умеют задавать вопросы и стараются узнать у взрослых обо всем, что их окружает, как можно больше. Сильное желание узнать о том, как называются окружающие их предметы, ускоряет пополнение словарного запаса крохи. В этом возрасте малыш каждый день осваивает по несколько новых слов, старается их запомнить и при случае обязательно применить.
Родителям нужно понимать, что дети в этом возрасте впитывают себя информацию как губка, поэтому песенки, стихи, сказки и прибаутки обязательно должны составлять часть их общения с крохой. Особенно хорошо малыши усваивают новые слова во время прогулки. Вместе с ребенком можно учить считалки, забавные куплеты, весело проводя время и помогая его развитию.
Как развивать ребенка играми?
Нужно понимать, что игра — это ведущая деятельность крохи в дошкольном возрасте, а в полтора года является основной. Именно поэтому учить и развивать ребенка нужно также с помощью игры.
Игра в одевание. Чтобы вызвать у малыша интерес к процессу одевания, можно поиграть с ним, одевая и раздевая пупса. Наденьте вместе с крохой пупсу носки, костюмчик, пальто, шапку и варежки (можно одолжить у самого ребенка). Обратите внимание крохи на то, с каким удовольствием одевается пупс и как он помогает руками и ногами маме. Предложите крохе одеть и раздеть пупса без вашей помощи.
Игра в магазин. В эту игру с удовольствием играют дети в любом дошкольном возрасте. Предложите ребенку сыграть роль сначала покупателя, а потом и продавца. Разложите на «прилавке» овощи и фрукты, разные предметы и предложите крохе сделать покупки, расплатившись вымышленными деньгами. Будет здорово, если получится использовать настоящие весы, счеты, калькулятор, как это делают в реальном магазине.
Игра «Кто в лесу живет?». Забавная игра для самых маленьких. Достаточно будет подобрать несколько картинок с изображением лесных обитателей. Малышу можно показывать картинки, спрашивая «Кто это?», предложить ему показать части тела животных и назвать их, проимитировать звуки, которые они издают.
Игры для развития моторики. Чтобы стимулировать развитие речи в 1,5 года, можно играть с малышом в игры, способные развивать мелкую моторику рук. Например, отличный вариант — это игры с кинетическим песком, из которого можно лепить башни, туннели, животных и т.д. Также можно увлечь малыша рисованием пальчиковыми красками, обязательно сохранив его первые художества.
Перебирание фасоли, пуговиц или крупных бусин (обязательно под присмотром взрослых) также поможет развить моторику пальцев малыша и позволит скоротать время с пользой и интересом.
Следите за физическим развитием малыша в полтора года, но не забывайте о психоэмоциональном развитии, которое будет проходить активнее при заинтересованности и постоянном участии взрослых в процессе.
Источник