Развитие ребенка от 1 года до 3 лет в детском саду
Анжелика Игнатенко
Условия для развития детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) в ДОУ
Условия для развития детей
раннего возраста (от 1 до 3 лет).
В группах имеется:
— игровой материал для познавательного развития (мозаика, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи, машинки, книжки с цветными картинками);
— игровой материал для сюжетных игр детей (куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы различных форм и цветов, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра,неоформленный материал: кубики, палочки, лоскутки ткани);
— игровой материал и оборудование для музыкального развития детей (игрушечные музыкальные инструменты,аудиовизуальные средства: проигрыватель с набором пластинок, магнитофон);
— материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги, альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, глина, столы для работы с различными материалами, доски для рисования, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.).
Все материалы пригодны для работы: карандаши отточены, фломастеры заправлены, кисти чистые, исправные.
Имеется дополнительный игровой материал:
— игрушки для игр во время прогулок (песочные наборы, спортивный инвентарь и пр.);
— игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; горки, тренажеры, скамейки).
Игровой материал в помещении и на игровых уличных верандах размещен мобильно, с учетом интересов и потребностей детей.
В групповых комнатах имеется место для совместных игр детей: столики, открытое пространство для подвешенных игрушек и др.
Все игрушки и материалы для развития доступны детям. Имеется оригинальный материал, изготовленный руками педагогов и родителей для сенсорного воспитания, развития тонкой моторики рук, сюжетных игр и прочее.
Создание развивающей среды
для детей от 3 до 7 лет.
1. Дидактические средства и оборудование для всестороннего развития детей:
— аудиовизуальные средства (диапроекторы с набором слайдов, проигрыватели с набором пластинок, магнитофоны с кассетами, телевизор и видеомагнитофон, эпидиаскопы и т. п.);
— альбомы, художественная литература и прочее для обогащения детей впечатлениями;
— дидактические игры (лото, домино, наборы картинок, сюжетные различные игровые наборы и развивающие игрушки для организации различных видов детской деятельности;
— игры для интеллектуального развития (шашки, шахматы);
— игрушки и оборудование для сенсорного развития;
— наглядный и иллюстративный материал.
Созданы условия для развития совместной и индивидуальной активности детей. В каждой группе имеются «уголки уединения» для снятия психического напряжения.
2. Условия для охраны и укрепления здоровья детей:
— медицинский кабинет оборудован с учетом всех требований СанПиНа, выделено помещение для проведения лечебных и профилактических мероприятий, фитотерапии;
— приобретено оборудование для озонирования воздуха, проведения коррекционного массажа;
— оборудованы изолятор и фитобар.
3. Условиядля коррекционной работы с детьми:
— кабинет учителя-логопеда;
— кабинет педагога-психолога;
— тренажерный мини-зал;
— спортивная площадка;
— беговые дорожки.
4. Условия для художественно-эстетического развития детей:
— в группах организованы уголки для изобразительной деятельности с наличием разнообразного изобразительного материала для лепки, аппликации, рисования, художественного конструирования;
— эстетически оформленные помещения способствуют художественному развитию детей (экспозиции картин, произведений народного творчества, мобильные выставки детских, авторских и совместных с взрослыми художественных работ);
— оборудован зал творчества детей: изо-студия, хореографический зал.
5. Условия для развития экологической культуры детей:
— имеются наглядные пособия, иллюстративный материал для развития экологической культуры (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры и пр.);
— в групповых комнатах организованы уголки озеленения, «живые уголки», где содержатся птицы, рыбки, черепашки и т. д. ;
— на участке созданы условия для выращивания и ухода за растениями
(огород, цветники, ягодник);
— на территории ДОУ имеются уголки луга и сада, экологическая тропа.
6. Условия для развитияпредставлений о человеке в истории и культуре:
— имеются подборки книг и открыток, комплекты репродукций, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, техническими достижениями человечества;
— в группах организованы уголки краеведения, кубанские уголки;
— в соответствии с возрастным цензом подобрана художественно — познавательная литература (сказки, легенды народов мира, исторические сюжеты и пр.);
— в рамках организации часов ОБЖ приобретены настольно-печатные и дидактические игры, журналы, иллюстрации и прочее по обучению дошкольников правилам дорожного движения, поведению в условиях чрезвычайной ситуации, по противопожарной безопасности.
7. Условия для физического развития детей:
— в учреждении имеются спортивный зал, зона для занятий на спортивных тренажерах, кабинет ЛФК, массажная комната;
— в каждой возрастной группе оборудован уголок двигательной активности с наличием соответствующего возрасту спортивного инвентаря;
— на участках организованы беговая дорожка, полоса препятствий, мини- стадион, футбольное поле, зоны двигательной активности со стационарным и переносным физкультурным оборудованием.
8. Условия для формирования у детейэлементарных математических представлений:
— в группах имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине, форме и др. ;
— имеются материал и оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканы и пр.)
— имеется подборка дидактического материала для формирования пространственных (схемы, графики и т д) и временных (календари, разновидности часов и др.) представлений.
— в старшей и подготовительной группах подобран разнообразный материал для развития логики ума (схемы, ребусы, кроссворды, пазлы и др).
9. Условия для развития у детейэлементарных естественно-научных представлений:
— имеются материалы и приборы для демонстрации и детского экспериментирования (глобусы, карты, макеты, наборы открыток и иллюстраций, настольно-печатные игры, магниты, очки, лупы и пр.)
— в старших группах организованы мини-уголки юных экспериментаторов с мобильным, постоянно обновляющимся оборудованием и вспомогательным материалом.
10. Условия для развития и коррекции речи у детей.
— организованы с учетом возрастных особенностей и индивидуальных интересов детские мини — библиотеки;
— в группах имеются журналы с иллюстрациями для составления рассказов, алфавитные кубики;
— настольно-печатные игры по развитию речи, раздаточный и иллюстративный материал для обучения детей азам грамоты;
— в системе проводятся часы чтения художественных произведений; игры на развитие детского словотворчества.
11. Условия для организации детской игровой деятельности.
— на участках и в групповых помещениях выделены мобильные и стационарные зоны для свободной игровой деятельности детей с необходимым игровым оборудованием для сюжетно- ролевых, творческих, подвижных, спортивных и дидактических игр;
— игровой инвентарь подобран в соответствии с возрастом и интересами детей;
— широко представлены предметы-заместители, конструктивный дополнительный материал, игрушки, сделанные руками детей, сотрудников и родителей.
12. Условия для развития детской театрализованной и музыкальной деятельности.
— для проведения развлекательных мероприятий в ДОУ имеется музыкальный зал с набором музыкальных инструментов;
— в каждой группе организованы театрализованные и музыкальные уголки;
— подобрана атрибутика, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций;
— создана подборка музыкальных произведений для сопровождения основных режимных моментов, использования на утренниках и развлечениях;
— имеется разнообразное оснащение для разыгрывания мини-сценок и сюжетных спектаклей силами детей, педагогов и родителей.
13. Условия для развития конструктивной деятельности детей.
Для организации в группах и на участках данного вида детской деятельности в соответствии с возрастом подобраны:
— мелкие и крупные строительные материалы – разнообразные (деревянные, металлические, пластмассовые, с различными способами соединения деталей;
— различные мозаики, танграммы, разрезные картинки;
— бросовый и природный материал для художественного конструирования и ручного труда.
Источник
В сутках 24 часа. Кучу времени я трачу на укладывание ребенка, его капризы, кормление, одевание, прогулку. Вычитаем сон, свободные игры — в любом случае остается 1-2 часа на организованные занятия. С учетом того, что у меня пока один ребенок, и я в декрете. Если у вас тоже возникает вопрос-чем занять ребенка хотя бы 30 минут в день, то ниже вы найдете примерное расписание занятий на неделю. Сыну 2,1. Но состав игр подходит деткам от года до трех.
Опущу часть про ранний период онтогенеза человека (у меня в целом канал про развитие малышей, основаный на научных данных) и остановлюсь только на том, что в раннем возрасте детям очень важна совместная деятельность со взрослыми. Именно с помощью мамы/папы/няни они познают окружающий мир. А самое главное-познание и развитие происходит при взаимодействии с предметами, то есть о сюжетно-ролевой игре речь пока не идет, она начнется после трех лет.
Это означает, что взрослые должны не только рассказывать обо всем, что происходит вокруг ребенка, но и показывать, как манипулировать предметами. А в целом, в период раннего детства (1-3 года) в ход идут и развивающие игрушки, и чтения/постановка сказок, и творческие игры, а также совместные физические нагрузки. Формула успешного развития=познавательная деятельность + творчество+физическая активность
Я не адепт расписаний, но заметила, что когда у меня нет перед глазами хотя бы примерного плана занятий, я ленюсь. И забываю предлагать малышу важные для его развития игры. Если с готовыми пособиями заниматься легко, то вот обсудить картины художников или провести музыкальное занятие я часто забываю.
Поэтому я повесила на холодильнике такой примерный перечень. Можно выписать игры в столбик, и не расписывать по дням, главное, не забывать хотя бы раз в неделю проводить то или иное занятие. Но, честно скажу — это план максимум, и не всегда удается его выполнить. Особенно когда у нас гости или длительные прогулки.
И, конечно, нужно учитывать настроение и мамы, и ребенка. Я за комфортное материнство, если для хорошего самочувствия мамы лучше посмотреть мультики и выпить чашку кофе, то я за такой план. Спокойная мама-это лучше, чем раздраженная мама, пристающая к ребенку с развивающими занятиями)
????Наш примерный план занятий на неделю????
????Понедельник:
✔️Книги (обязательно читаем Чуковского, так как у Вани пока не все хорошо с речью)
✔️Игры Никитиных (выписала отдельно от развивающих игр, так как они направлены на творческое развитие). У нас «Сложи квадрат» и «Сложи узор»
✔️Занятие по готовым пособиям (перечень наших пособий можно найти в статье)
✔️Занятие с готовыми развивающими игрушками ( настольные игры, у нас «день/ночь», пазлы Larsen, мозаики, конструкторы, развивающие карточки, мои самодельные игры на изучение цветов, форм и прочее)
✔️Подвижные игры (пальчиковые, образно-жестовые игры по типу «Мишка косолапый по лесу идет», зарядка, прыжки, кувырки, занятия на шведской стенке — 1-2 занятия из перечня на выбор)
????Вторник:
✔️Книги
✔️Логопедическое занятие (артикуляционная гимнастика из пособия «Логопедические тесты» Земцовой, дыхательные упражнения, чистоговорки, рассказы по картинкам)
✔️Лепка (лепим или в свободной форме — учимся катать колбаску и шар, или сюжетная игра с вылепленными из пластилина фигруками)
✔️Постановка/рассказ сказки. Я использую или набор деревянных фигурок «Томик», или пальчиковый театр, или образно-жестовый пересказ Репки, Колобка вместе с ребенком на память.
✔️Подвижные игры
✔️Путешествие в картину. Рассматриваем 1-2 репродукции (шедевры великих художников), обсуждаем все, что видим на картине. Подробная статья по этому пункту тут
????Среда:
✔️Рисование (или свободное, или по образцу вместе со мной. В этом возрасте важно научиться рисовать линии, формы. В 2,5 года ребенок может примерно изобразить лицо человека)
✔️Пособия
✔️Развивающие игрушки
✔️Подвижные игры
✔️Музыкальное занятие (прослушивание и обсуждение музыки, «Угадай, что звучит», пение, игра на детских музыкальных инструментах)
????Четверг:
✔️Книги
✔️Логопедическое занятие
✔️Игры Никитиных
✔️Подвижные игры
✔️Путешествие в картину
✔️Сюжетная игра с замещением. Показываю пример новой игры, чтобы затем ребёнок мог играть самостоятельно. Замещение нужно для развития креативности — например, деталь от Lego-пирожное для куклы или стул для зайки.
????Пятница:
✔️Лепка
✔️Рисование
✔️Развивающие игрушки
✔️Подвижные игры
✔️Сказка
????Суббота/воскресенье
✔️Книги, подвижные игры, пособия
Статьи по теме:
—11 занятий для развития интеллекта
—Артикуляционная гимнастика для малышей
—Как говорить с детьми об искусстве (как рассматривать картины, что читать и как ходить в музей)
Если хотите узнать больше о занятиях с малышом и играх — подписывайтесь, задавайте вопросы, о чем рассказать в следующей полезной подборке.
Источник
Представляю вашему вниманию продолжение нашего плана развивающих игр и занятий для детей. Сегодня на очереди возраст 1 год 3 месяца — 1,5 года. В этот период у малыша по-прежнему огромная тяга к изучению окружающих предметов и их свойств, ребенок с удовольствием щупает, складывает, перекладывает, проталкивает что-то, и в этом ему нельзя отказывать, а только наоборот предоставлять как можно больше разнообразных возможностей. Наряду с предметными играми не стоит забывать и про творческое развитие, сюжетно-ролевые игры, чтение книг и многое другое. И чтобы ничего не упустить, как раз и понадобится комплексная программа занятий или конспект, к которому можно быстро обратиться в нужный момент.
Аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:
ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ
В этой статье все игры собраны в виде списка, чтобы прочитать подробнее о каждом занятии — нажимайте на ссылку-название.
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
- Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;
- Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
- Отыскиваем одинаковые фасолинки, макарошки и т.п. и раскладываем их по ячейкам;
Сортируем предметы (по размеру, цвету, форме)
- Сортируем бусины по цветам в разные мисочки;
- Играем с водой;
- Просеиваем крупу через ситечко;
Собираем пазлы из 2 частей;
Пример простого пазла (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
- Режем овощи и фрукты;
Пример набора овощей (KoroBoom, My-shop, Лабиринт)
- Собираем пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко;
- Собираем матрешку, самостоятельно подбирая половинку;
- Играем в лото;
- Собираем грибы / ягоды;
- Одеваем кукол, накладывая одежду;
Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop, KoroBoom)
Уже знакомые игры:
- Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;
- Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);
Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);
Пример рамки-вкладыша (Ozon, My-shop, Read)
- Играем с колпачками (последовательно складываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);
Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
- Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;
- Рвем бумагу / вату;
- Играем с крупами, с песком, с водой (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
- Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);
- Играем со шнуровкой;
Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
- Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
- Возим каталку;
- Чистим вареное яичко;
- Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
- Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
- Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;
Развивающий коврик своими руками
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
- Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;
- Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;
Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)
- Строим башни из кубиков;
- Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);
- Играем с сенсорными коробками;
2. Лепка
- Развивающие игры с тестом;
- Лепка из пластилина.
3. Рисование
4. Аппликация
5.Развитие речи
- Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;
- Делаем первые ариткуляционные упражнения (учимся дуть);
- Игра «Кто в домике живет?»;
- Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
- Используем в речи простые звукоподражательные слова (вспоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))
6.Чтение книг
Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ — ЧИТАТЬ
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА — ЧИТАТЬ
7. Первые уроки
- Закрепляем понятия: большой-маленький, много-мало, одинаковый;
- Изучаем цвета;
- Изучаем противоположности на реальных предметах (холодный-горячий, пустой-полный, тяжелый-легкий, мягкий-твердый);
- Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки);
- Изучаем геометрические фигуры;
- Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша
8.Первые сюжетные игры
9.Прослушивание классической музыки
10.Двигательная активность
- Играем в «полосу препятствий»: наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику (Озон, My-shop); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики.
- Катаем/бросаем мяч.
11.Развитие навыков самообслуживания
- учимся пить из кружки,
- учимся мыть руки,
- учимся есть ложкой.
Итак, занимайтесь, играйте, надеюсь конспект окажется вам полезен. Планы занятий на другие периоды развития вы можете найти в этом разделе.
Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.
Искренне ваша, Яна Разначенко
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ И ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ЛЕТ
Источник