Развитие ребенка от 0 до1
26 марта 2019761,8 тыс.
Содержание
- Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
- Развитие ребенка: первый месяц жизни
- Развитие ребенка: второй месяц жизни
- Развитие ребенка: третий месяц жизни
- Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
- Развитие ребенка: пятый месяц жизни
- Развитие ребенка: шестой месяц жизни
- Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: девятый месяц жизни
- Развитие ребенка: десятый месяц жизни
- Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
- Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
- Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
- Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.
Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.
Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по месяцам.
Развитие ребенка: первый месяц жизни
В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.
Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.
К концу первого месяца жизни новорожденный:
- Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
- Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
- Узнает голос и запах мамы.
- Выражает эмоции плачем.
Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:
- Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
- Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
- Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
- Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
- Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.
Развитие ребенка: второй месяц жизни
На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.
- Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
- Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
- Начинает активно гулить и агукать.
- Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
- Идет активное развитие органов зрения и слуха.
- Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.
Развитие ребенка: третий месяц жизни
На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.
- Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
- Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
- Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
- Может узнавать окружающих и радуется им.
- Громко смеется и подражает мимике взрослых.
Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.
- К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
- Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
- Ребенок различает цвета и форму.
- Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
- Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
- Отличается родителей от других людей.
- Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
- При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.
Развитие ребенка: пятый месяц жизни
На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.
- Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
- Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
- Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
- Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
- У малыша начинают прорезываться первые зубки.
- Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.
Развитие ребенка: шестой месяц жизни
На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.
- Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
- На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
- Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
- Покачиваясь, встает на четвереньки — это первые предпосылки к ползанию.
- Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
- Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
- Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.
Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.
- На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
- Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
- Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
- Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
- С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
- При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
- С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
- Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».
Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.
- За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
- Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
- По просьбе старших может что-то принести или показать.
- Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
- Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.
Развитие ребенка: девятый месяц жизни
На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.
- На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
- Пытается вскарабкаться на стул, диван.
- Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
- Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
- Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
- На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
- Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
- Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.
Развитие ребенка: десятый месяц жизни
На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.
- Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
- Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
- Вставать и пытаться делать первые шаги.
- Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
- Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
- Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.
Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.
- К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
- Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
- Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
- Пытается пить из кружки и есть с ложки.
- По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
- Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
- Прощается, махая ручкой.
УРА! Ребенку 1 годик!
Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
Приближаясь к двенадцати месяцам — своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.
- За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
- Самостоятельно встает и может чуть пройти.
- Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
- Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
- Понимает предназначение некоторых предметов.
- Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.
Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.
Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:
- мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
- говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
- девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.
Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Источник
***
Посмотрите только, как этот беззащитный комочек в пеленках всего за год вырастает в личность с собственными привычками и желаниями, твердо стоящую на пухлых ножках! Мы опишем этапы развития малыша месяц за месяцем. Только помните: каждый ребенок развивается по-своему, волноваться и торопить его, сравнивая с другими детишками – просто бессмысленно
1-2 месяца
Итак, новорожденный ребенок. Движения пока непроизвольны, но со временем малыш научится управлять своими мышцами и это пройдет. Ну, а пока – несколько безусловных, врожденных рефлексов младенца:
• Прикоснитесь ко рту или щечке ребенка, и он раскроет ротик, даже не испытывая при этом голод. Это – рефлекс поиска груди.
• Постоянное движение. Предоставьте малышу возможность дрыгать ручками и ножками в свое удовольствие в часы бодрствования. Некоторые дети не могут уснуть или будят себя непроизвольными движениями – попробуйте не туго спеленать такого малыша перед сном (возможно, он будет спать спокойнее).
• Кулачки – вложите палец или продолговатый предмет в ручку крохи, и кулачки сожмутся. Это – хватательный рефлекс.
• Дрожь – многие младенцы временами начинают дрожать, особенно конечностями и подбородком.
• Шаги – если, удерживая ребенка вертикально, вы поставите его ступни на твердую поверхность, он рефлекторно переступит ножками, словно пытаясь сделать первые шаги.
Произвольные движения – свидетельство роста и развития мозга. Впервые появляются к концу первого месяца жизни.
• Малыш поворачивает голову из стороны в сторону; лежа на животике, пытается приподнять ее на несколько секунд.
• Меняйте позу новорожденного – на спинке, на боку, на животике (только в часы бодрствования). Каждая из этих поз стимулирует развитие определенных навыков.
Прикосновения: тесный контакт с мамой (или тем, кто ее подменяет) необходимы для обретения малышом чувства уверенности в мире вокруг и доверия к окружающим.
• Обнимайте и ласково дотрагивайтесь до своего крохи – как можно чаще.
• Смело берите его на руки всякий раз, когда малыш плачет. В первые месяцы жизни не существует ни капризов, ни чрезмерного баловства.
• Во время кормления раздевайте ребенка (особенно в теплую погоду), чтобы малыш мог ощущать тельцем прикосновение вашей кожи (маминых рук, груди, живота).
• Как можно больше времени проводите с ребенком и носите его на себе в «гнездышке», выполняя работу по дому.
Зрение: новорожденный способен видеть на расстоянии до 40 см уже в день появления на свет.
• Всякий раз, ухаживая и общаясь с малышом, вступайте с ним и в зрительный контакт – пусть видит мамино и папино лицо и учится узнавать родителей.
• В кроватке или коляске установите перед глазами ребенка яркие, контрастные картинки. На первых порах лучше всего воспринимаются черно-белые графические изображения.
• Подвесьте вертушку-мобайл перед личиком ребенка – он сможет фиксировать на игрушке взгляд (недолго, всего несколько мгновений).
• Покажите своему крохе разнообразие мира вокруг – помещайте его в манежик, на ковер, в автомобильную люльку-качалку, на прогулке вынимайте его из коляски, а лучше – носите его в специальной сумке-гнездышке на себе.
• Не перестарайтесь со зрительными раздражителями – избыточная стимуляция приводит к потере интереса.
Слух: ребенок слышит голоса еще в матке.
• Говорите с ним, желательно нежным голосом. Почаще называйте малыша по имени.
• Со второго месяца младенец учится общению, начинает реагировать на ваши слова, обращенные к нему. К концу первого месяца ждите первой улыбки. Поощряйте улыбки и звуки, которые издает ваша кроха – так закладываются основы человеческого общения.
• Давайте малышу слушать приятные, классические мелодии (существуют специально обработанные для младенцев диски и кассеты).
• Обратите внимание: ребенок пугается резкого или внезапного шума.
3-4 месяца
Ваш малыш узнает знакомые лица!
• Ребенок явно знает, кто его мама – и чаще всего встречает ее улыбкой. Он узнает и других близких членов семьи.
• Подносите его к зеркалу – малыш рад изображению и всегда с интересом его рассматривает.
• Ребенка интересуют новые люди, он с удовольствием рассматривает новые лица.
• Первый смех – иногда он звучит странно, тем не менее, это настоящий смех.
Движения и позы: в этом возрасте особенно полезно выкладывать малыша на животик – это стимулирует развитие шейных мышц, мышц плечевого пояса и спины. В положении на спинке ребенок получает возможность общаться с окружающим миром и развивать координацию движений.
• Поощряйте ребенка лежать (но не спать) на животике – многие дети недолюбливают эту позу, так как лишаются возможности обзора. Учтите это и предоставьте крохе рассматривать игрушки, мамино лицо и другие объекты, видные из положения «лежа на животике».
• Когда малыш лежит на спинке, позвольте ему свободно играть собственными ручками и разглядывать их. Очень важно дать ребенку возможность тянуть ручки в ротик. Развесьте на расстоянии вытянутой детской руки вертушки-мобайлы или яркие игрушки, можно ставить малышу детскую «гимназию» – раму с игрушками, зеркальцами, погремушками. Обратите внимание – ребенок этого возраста пока не умеет хватать игрушки, но может задевать их, размахивая руками. Так развивается координация движений и мелкая моторика.
Тактильные ощущения: ребенок учится пробовать предметы на ощупь и «на зубок» – гладкие и шершавые, мягкие и твердые.
• Предоставьте малышу безопасные и разнообразные игрушки – разных цветов, из разных материалов, издающие различные звуки.
• Позвольте ему тянуть игрушки в рот.
• Подвяжите всевозможные игрушки к ленте, протянутой между стенок кроватки или манежа – чтобы малыш мог достать их вытянутой рукой.
Речь: первые слоги
• Поощряйте «гуление» вашей крохи. Подражайте произносимым малышом звукам.
• Разговаривайте с ребенком (неважно, о чем), находясь с ним в зрительном контакте.
Игра: к 4-м месяцам малыш с удовольствием участвует в игре.
• Любые предметы, которые можно зажать в руке и трясти ими – приветствуются.
• Положите малыша на большой надувной мяч и перекатывайте его, придерживая. Прекрасно развивает чувство равновесия.
• «Ку-ку» – прячьте лицо за спинку кроватки или закрывайте его полотенцем, приговаривая: «Где мама? А вот она – ку-ку!».
• «Идет коза рогатая» и ей подобные «щекоталки».
• Шарики из пряжи (помпоны) и короткие (не более 10 см) ниточки доставят крохе много радости. Внимание! Игры с нитками требуют присмотра взрослого.
5-6 месяцев
Общение: ребенок становится общительным. Он не любит оставаться в одиночестве, радуется знакомым лицам, но недолюбливает незнакомцев.
• Зовите малыша как можно чаще по имени.
• Разговаривайте с ним из соседней комнаты.
• Протягивайте к малышу руки.
• Смотрите с ним телепередачи и видеокассеты для малышей (недолго).
• Поддерживайте «беседу», которую заводит малыш.
• Называйте окружающие предметы их именами (избегайте слишком сложных слов). Предварительно убедитесь, что ребенок рассматривает называемый предмет.
Двигательные навыки: ваш человечек уже кое-что умеет.
• Ребенок в состоянии дотянуться и схватить игрушку сознательно.
• Лежа на животе, малыш размахивает руками, отталкивается ногами, перекатывается с боку на бок.
• Освоена вся территории кроватки. Обеспечьте ребенку пространство для отработки двигательных навыков, разложите вокруг игрушки. В этом возрасте наиболее безопасно выкладывать малыша на ковер (или на одеяло).
• Лежа на животе, малыш полностью отжимается от поверхности, опираясь на руки.
• Если протянуть малышу пальцы, он ухватится за них и попытается сесть. К полугоду ребенок часто может просидеть без поддержки несколько минут – а значит, его можно ненадолго усаживать в детский стульчик.
• Осваивается переворот с живота на спину. Стимулируйте этот навык, привлекая внимание ребенка яркой игрушкой, положенной сбоку от лежащего на животе малыша. Немного позже большинство малышей осваивает переворот со спины на живот.
• И, наконец, к полугоду многие дети сидят самостоятельно.
• Часто в этом возрасте появляется первый зубик. А значит, нужно начинать гигиенический уход за ним – сначала просто при помощи влажной марлевой салфетки, намотанной на мамин или папин палец.
Игры: к полугоду игра обретает особое значение.
• «Тяни-толкай» – детишки обожают тянуть все, до чего дотянутся (в том числе и волосы родителей).
• Кубики – яркие, небольшие (по размеру детской ручки), лучше – деревянные.
• Безопасные предметы домашнего обихода – пластиковые коробочки, ложки, крышки от посуды.
• Очень хороши надувные мячи и валики, на которых можно катать малыша, а можно и предоставить ему самому толкать их.
Питание: переход к более твердой пище, жевательные навыки.
• Первым признаком готовности малыша к изменениям рациона служит его интерес к вашей еде.
• Помимо фруктовых пюре и кашек, желательно приучать малыша к твердой пище. Дайте ему в ручку детское печенье или сухарик (только под вашим присмотром!).
• Каждое новое блюдо вводите постепенно, ежедневно увеличивая его порцию. Не смешивайте два новых продукта, чтобы убедиться в отсутствии аллергии на них.
7-8 месяцев
Общение: круг знакомств расширяется. Нашему малышу интересно все!
• Как можно больше разговаривайте с ребенком, пойте ему песенки, называйте и обыгрывайте названия частей его тела.
• Ребенок начинает бояться чужих, но хорошо знает «своих» – причем к этой категории теперь относятся не только члены семьи, но и те, с кем ребенок видится время от времени.
Речь и слух: малыш постигает связь между предметом и названием.
• Развивайте слух своего крохи – пусть слышит как можно больше разнообразных звуков.
• Поощряйте его повторять за вами слоги и одно-двусложные слова.
• Это возраст, когда малыш обожает издавать очень громкие звуки и наслаждаться ими. Говорите с ним по-разному: громко и тихо, быстро и медленно.
• Увы! Слоги «п-па» и «м-ма» пока никак не связываются с вами.
Движение: великое нашествие начинается.
• Большинство детей к началу 9-го месяца овладевают сложным искусством передвижения на четвереньках. Перечислить все виды ползания невозможно, настолько изобретательны в них наши дети. Предоставьте малышу место и возможность оттачивать новый навык.
• Пусть забирается под столы, стулья и в горы подушек.
• Можно попробовать предложить малышу «ходунки».
• Некоторые дети только в этом возрасте учатся сидеть. Кстати – ползают тоже далеко не все младенцы. Некоторые сразу начинают ходить, а до тех пор ограничиваются умением сидеть. Это вполне нормально.
Боязнь посторонних и страх разлуки с родителями достигают пика.
• Не мешайте ребенку уползать в другую комнату, если он сам этого хочет.
• Не заставляйте его насильно общаться с чужими людьми, пусть строит отношения с ними самостоятельно.
• Не бойтесь того, что малыш растет слишком зависимым от вас. Своей близостью вы закладываете основу его будущей уверенности в себе и высокой самооценки.
Питание: малыш учится есть самостоятельно.
• Позвольте ребенку пытаться поднести пищу ко рту, даже если у него ничего не выходит.
• Чтобы приучить малыша к чашке, попробуйте для начала поить его из ложечки. Затем купите специальную детскую чашку-непроливайку или насадку на бутылочку.
• Дайте во время еды малышу в руки ложку.
• Называйте блюда, продукты, и их свойства: горячее, сладкое и т.д.
• В этом возрасте можно добавить к рациону малыша мясные продукты в виде тефтелей или протертых супов.
9-10 месяцев
Общение: любой знакомый взрослый, желающий поиграть или поговорить с нашей крохой – желанный гость.
• Усаживайте малыша за общий стол. Давайте ему пробовать еду с вашей тарелки. Берите ребенка с собой в гости – это поощряет его общительность.
• Играйте с ним в мячик – лучше всего выбрать тканевый, который легко держать. Катайте мяч к ребенку (сидя с ним на полу), но не переживайте, если он не ответит тем же.
• Посадите малыша перед зеркалом, пусть пытается «схватить» свое изображение. Сядьте с ним рядом – это потрясет и обрадует ребенка.
• Танцуйте вместе, держа кроху на руках.
Всепобеждающее любопытство: все на свете интересно.
• Играйте в прятки. Прячьте самого малыша, накрывая его полотенцем. Прячьте от него предметы под тканью или за непрозрачным предметом – пусть найдет и обрадуется.
• Учите малыша находить взглядом лампочку. Через некоторое время на вопрос: «Где лампочка?» он научится смотреть на нее. Покажите ребенку, как включается и выключается свет.
• Ключи – любимая игрушка. Соберите для ребенка связку старых ключей на большом и удобном для детской ручки кольце.
• Рассматривайте картинки в книгах, называя изображенные предметы вслух.
Движение: попытки встать.
• Ваш дом стал небезопасным – уберите вне зоны досягаемости стоящего малыша все опасные предметы. Вместе с тем не ограничивайте свободы передвижения, ребенку это необходимо.
• Помогайте ребенку стоять, держась за ваши пальцы.
• Если малыш уже способен, помогите ему сделать несколько шагов, держа его за ручки. Иногда в этом возрасте дети делают первые шаги, но это довольно редкое явление.
Проворные ручки: развитие кисти.
• Пришло время для первых пальчиковых игр.
• Позвольте малышу пользоваться обеими руками – в этом возрасте трудно определить доминирующую руку.
• Обеспечьте ребенку достаточное количество небольших предметов для развития мелкой моторики кисти рук. Внимание! Предметы диаметром менее 5 см опасны.
11-12 месяцев
Движение: быстро ползает, стоит, идет!
• Поощряйте попытки ребенка ходить, но не огорчайтесь, если снова ничего не вышло. Маните малыша к себе с близкого расстояния или протягивайте ему интересную игрушку.
• Прекрасное упражнение – ходьба вдоль диванов.
• Развивается координация движений, ребенок любит вкладывать один предмет в другой.
Игры этого возраста.
• Предложите малышу коробку, и он с радостью будет наполнять ее более мелкими предметами и опорожнять снова.
• Кастрюли, пластиковые кухонные контейнеры и прочая безопасная утварь – любимые игрушки годовалых детей.
• Набирать воду в чашку и снова выливать ее – великолепное развлечение не только во время купания.
• Стучать, бросать и шуметь.
• Посадите ребенка в большую корзину и набросайте туда полотенца, детскую одежонку, носки. Малыш с удовольствием будет выбрасывать имущество. Затем вытащите и его самого и покажите, как складывать предметы обратно.
• Пойте игровые песенки или предложите ребенку видеокассету с ними.
• Рассматривайте вместе книжки-малышки, позвольте ребенку листать их самостоятельно.
Общение: стремление к себе подобным.
• Пожалуй, ближайшие полгода – наилучший возраст для приучения к детскому саду.
• Дайте малышу возможность общаться со сверстниками и старшими детьми на прогулке или в гостях. Полюбуйтесь, как он старается подражать старшим во всем.
Развитие речи: первые слова, первые поручения, повседневная лексика.
• Просите малыша выполнить простые действия – принеси, дай, положи и т.д.
• Учите его подражать голосам животных: «мяу», «ав-ав», «и-го-го».
• Поощряйте попытки малыша назвать предметы, даже если ему удается произнести только первый слог названия.
• Видеокассеты и песенки становятся хорошим помощником мамы годовалого малыша.
• Говорите простым, ясным и доступным ребенку языком.
Источник