Развитие ребенка осень в карточках

Время года — Осень.
(картинки из серии Умные книжки «Что нас окружает»)
Рассказ об Осени:
Раннюю осень называют «золотой» — золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках.
Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета». Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.
В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.
Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы.
Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние — более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу. Осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые.
Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.
Стихи об Осени
***
Осень. Осыпается весь наш: бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне доли
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
***
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
***
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
***
Осень. (А.С. Пушкин)
Унылая пора!
Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
***
Осень
Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С кленов полетели,
Закружился листьев
Пестрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лед.
***
Стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
***
Ветки голые стучат,
Галки черные кричат,
В тучах редко просинь –
Наступила осень.
Льдинка хрустнет звонко,
Крикнет птица тонко,
Будто есть попросит –
Наступила осень.
Гнезда черные пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит:
Осень, осень, осень.
Закончи предложение об Осени
На смену лету пришла … (золотая осень).
Солнышко все реже и реже выглядывает … (из—за туч).
Деревья надели … (разноцветный наряд).
… (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем … (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.
Дождик … (моросит) и заставляет прятаться … (по домам).
Птицы собираются в стаи … (и улетают в теплые края).
Зверям некогда резвиться, они делают … (запасы на зиму).
Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
Пословицы Осени
Лето со снопами – осень с пирогами.
Холоден сентябрь, да сыт.
Весной дождь растит, а осенью – гноит.
В ноябре зима с осенью борется.
В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, веет, крутит, мутит, и ревет, и льет, и снизу метет.
Загадки Осени
***
Висят на ветке
Золотые монетки. (Осенние листья)
***
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…(листопад)
***
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
***
Несет она нам урожай,
Поля вновь засевает,
Птиц к югу отправляет,
Деревья укрывает,
Но не касается елей и сосен,
Потому что это..(Осень)
***
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и листы.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород.(Дождик)
Подбери действие
Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — убирают.
Птицы осенью — улетают.
Деревья осенью — роняют листья.
Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску); белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы).
Источник
Дидактическая игра «Запасы зверей»
Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.
Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)
Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзина, картинки фруктов
Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из этого фрукта. Например:
«Это яблоко — яблочный сок».
Дидактическая игра « С какого дерева лист? »
Задачи: совершенствоватьумение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание,наблюдательность,память,воображение.
Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев,осенние листья этих деревьев.
Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны
разложить листья на своё дерево
Примечание:игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.
Дидактическая игра « Какой лист?»
Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать
прилагательные,развивать устную речь,внимание,память.
Атрибуты: корзинка,осенние листья.
Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок,
говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с
берёзы- берёзовый лист.
Дидактическая игра « Парные картинки»
Задачи: учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную речь.
Атрибуты:набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на одной нарисовано целое изображение, а на другой его отдельная часть в виде отдельного предмета (например: птица на осенней ветке — осенняя ветка).
Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго-
картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку,
а другой должен подобрать ей парную,объясняя свой выбор. Потом второй
выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.
Примечание:игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»
Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,
находить их на картинках, развивать слуховое внимание,
Атрибуты: предметные картинки по теме
Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их
изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети
хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).
Дидактическая игра. ОСЕНЬ
1. «Что бывает осенью?»
Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д
«Осенние листья» (лото)
Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.
Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки.
Ход. Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую. Неговорящего ребенка просят найти и показать лист клена, березы и т. д.
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.
Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец — огурчик, репа — репка, морковь — морковочка, лук — лучок, картошка — картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».
«Какой овощ пропустили?»
Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.
Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.
Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.
«Поваренок»
Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.
Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).
«Загадки Зайца»
Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.
Ход: Взрослый объясняет ребенку что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.
Источник
Екатерина Оболешева
Интеллект-карта «Осень»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА “ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ”»
Е. А. Оболешева, воспитатель МБДОУ-детский сад №71 комбинированного вида, г. Орел
Программное содержание:
Цель:
Учить детей составлять рассказ о поздней осени, с помощью интеллект-карты. Совершенствовать умение детей в подборе прилагательных.
Интеграцияобразовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
1.Познавательное развитие: закрепление и расширение представлений детей о характерных признаках осени; уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе поздней осенью; учить детей работать с графическими символами.
2.Речевое развитие: формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец); активизировать словарный запас; уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени; совершенствовать связную речь, умение четко передавать свои мысли; совершенствовать грамматическую речь детей умение согласовывать прилагательные с существительными.
3.Социально-коммуникативное развитие: воспитывать у детей любовь к родной природе, интерес к сезонным изменениям в природе; развивать у детей слуховое внимание, логическое мышление и долговременную память.
4.Художественно-эстетическое развитие: повышение общей эмоциональности детей; становление и развитие в личности ребенка способности любить и ценить красоту окружающего мира, наслаждаться созерцанием прекрасного в обыденной жизни; достижение высокого уровня общей эрудированности.
5.Физическое развитие: сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Оборудование:
Интеллект-карта «Осень-ноябрь», карточки с изображением ранней, золотой и поздней осени; карточки с изображением диких животных (волк, лиса, заяц, медведь, белка, карточки с изображением перелетных и зимующих птиц, графические символы погоды.
Предварительная работа:
Беседы об осени;чтение художественных произведений: «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. И. Бунина, Ф. И. Тютчева, разучивание стихов об осени, составление интеллект-карт: «Осень-сентябрь», «Осень-октябрь».
Ход мероприятия:
Воспитатель обращается к детям: Сегодня в детский сад почтальон принёс письмо для вас, ребята. Давайте посмотрим, что в этом конверте.
Дети: Символы погоды и карточки про осень.
Воспитатель: Что на них изображено, для чего нам их прислали карточки?
Дети: Это карточки для составления интеллект-карты об осени.
Воспитатель: Правильно, они нам помогут заполнить интеллект-карту. Ребята, давайте вспомним какому времени года посвящена наша интеллект-карта?
Дети: Наша интеллект-карта посвящена осени.
Воспитатель: Частично интеллект-карту мы с вами заполнили, какой первый месяц осени?
Дети: Сентябрь — первый месяц осени или ранняя осень.
Воспитатель: Какой следующий месяц осени наступил за сентябрем?
Дети: Октябрь — второй месяц осени или золотая осень.
Воспитатель: Как называется последний месяц осени?
Дети: Ноябрь — третий месяц осени или поздняя осень.
Воспитатель: Давайте расскажем друг другу и нашим гостям, что же вы знаете о поздней осени и помогут нам в этом наши карточки. Рассмотрим сначала неживую природу. Каким становится поздней осенью световой день?
Дети: В ноябре день становится короче, ночь длиннее и темнее.
Воспитатель: Как греет солнце? Можно сказать про ноябрьское солнце, что оно жаркое, жгучее, яркое?
Дети: Солнце в ноябре светит, но не греет, яркое, но холодное.
Воспитатель: Молодец, приклей свою карточку под стрелочкой. Какие бывают дожди в ноябре?
Дети: Дожди в ноябре холодные, проливные, затяжные, со снегом, идут несколько дней.
Воспитатель: Кроме дождя какие ещё осадки в ноябре?
Дети: В ноябре часто идет снег, бывает туман, иней на траве.
Воспитатель: Что происходит в ноябре с реками и озерами?
Дети: В ноябре реки и озера покрываются льдом, лужи замерзают.
Воспитатель: Что происходит с живой природой. Как изменились деревья в ноябре?
Дети: Деревья в ноябре стоят голые, скучные, печальные, все листья облетели и только елка в красивой зеленой шубе.
Воспитатель: С наступлением холодов в города прилетают зимующие птицы. Каких зимующих птиц мы с вами наблюдали?
Дети: Мы наблюдали воробья, ворону, голубя, синицу — это зимующие птицы.
Воспитатель: А что дикие животные будут делать в ноябре? Кто из зверей будет менять шубы и на какие?
Дети: Заяц в ноябре меняет серую шубку на белую, белка рыжую шубку на серенькую, косолапый медведь заснул в своей берлоге.
Воспитатель: Как же одеваются люди в такую погоду?
Дети: Люди утепляются, одевают куртки, пальто, шапки, обувают сапоги, берут с собой зонты.
Воспитатель: Молодцы! У нас использованы все карточки.
Физкультминутка «Осень»
Воспитатель:В ноябре говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит». Предлагаю вам выйти в центр группы и поиграть.
Тучи ходят (топают ногами,
Ветер воет (изображают ветер,
И к земле деревья клонит (поднимают руки вверх и делают наклоны в стороны,
Дождь по капелькам идёт (хлопают в ладоши,
И снежинки нам несёт (кружатся и машут руками).
(Дети возвращаются на свои места)
Воспитатель: Все карты помогают людям — географическая помогает путешественникам, карта звездного неба помогает летчикам, морская карта помогает капитанам, карта сокровищ помогает в поисках сокровищ. А наша карта поможет сейчас рассказать о ноябре – поздней осени.
Ноябрь — третий месяц осени или поздняя осень. В ноябре день становится короче, ночь длиннее и темнее. Солнце в ноябре светит, но не греет, яркое, но холодное. Дожди в ноябре холодные, проливные, затяжные, со снегом. В ноябре часто идет снег, бывает туман, иней на траве. Реки и озера покрываются льдом, лужи замерзают. Деревья в ноябре стоят голые, скучные, печальные, все листья облетели и только елка в красивой зеленой шубке.Мы наблюдали зимующих птиц: воробья, ворону, голубя, снегиря, синицу. Заяц в ноябре меняет серую шубку на белую, белка — рыжую шубку на серенькую, косолапый же медведь заснул в своей берлоге. Люди утепляются (куртки, пальто, шапки, обувают сапоги, берут с собой зонты. Осень — замечательная пора! Многие писатели, поэты и художники посвятили ей свои произведения.
Ребята, мы составили интеллект-карту «Осень-ноябрь»! Вы готовы повторить весь рассказ?
Дети: Ноябрь — третий месяц осени или поздняя осень…
Воспитатель: Вам понравилось работать с интеллект-картой?
Дети: Да, очень интересно.
Воспитатель: Чей рассказ о ноябре вам понравился больше?
Дети: Максима, Алисы, Ярослава, Даниила и Сабины.
Дети высказывают свои впечатления, анализируя выступления друг друга.
Источник