Развитие ребенка на уроке труда

«Развитие трудовых  навыков у детей

 на уроках трудового обучения в начальных классах

коррекционной школы VIII вида»

Трудовое  обучение  в  специальной  (коррекционной)  школеVIII вида ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на производственных предприятиях.

Как и другие учебные дисциплины трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида, решает задачи всестороннего развития личности учащихся с нарушением интеллекта.Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие детей. Однако основная задача трудового обучения — дать школьникам с интеллектуальными проблемами профессиональное образование, то есть вооружить их достаточными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.

Первый этап трудового обучения осуществляется в 1—4 классах. На данном этапе у школьников формируется  первоначальный трудовой опыт.  К специфическим задачам этого этапа относятся:изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения.

В процессе обучения определяется динамика индивидуальных трудовых способностей, и на этой основе делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового  обучения  в  мастерской  того  или  иного  профиля.  Здесь  же происходит формирование ряда организационных умений и навыков, без которых невозможна успешная трудовая деятельность на следующем этапе обучения в учебной мастерской, оборудованной станками, техническими средствами, приспособлениями, представляющими определенную опасность при неумелом обращении.Материал, собранный учителем при изучении индивидуальных трудовых возможностей детей в 1—4 классах, позволяет с большей степенью вероятности прогнозировать успешность последующего обучения выбранной профессии.

Исходя из всего вышесказанного, трудовое обучение в младшихклассах необходимо рассматривать как пропедевтический (предварительно  обучающий)  период  подготовки  умственно  отсталых учащихся к овладению навыками профессионального труда. Умственно отсталые школьники на уроках трудового обучения должны освоить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений,  который  необходим  им  для  дальнейшей  социальной и трудовой адаптации.

Программой предусмотрены несколько видов труда.

  • работа с глиной и пластилином;
  • работа с природными материалами;
  • работа с бумагой и картоном;
  • работа с текстильными материалами;
  • работа с проволокой и металлоконструктором;
  • работа с древесиной.

Также представлен примерный перечень изделий, которые  предлагаются  для  изготовления  детьми  на уроках.  Однако и перечень изделий, и распределение учебного времени по труду—примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель может отобрать работы, наиболее доступные для выполнения. В 1—4 классах уроки трудового обучения проводятся два часа в неделю. Количество  часов  для работы с  тем или иным видом материала в каждой четверти учитель определяет самостоятельно.

Включение в программу трудового обучения разнообразных работ с различными видами материалов позволяет школьникам с нарушением интеллекта приобрести знания об их свойствах, значении, способах обработки, а также научиться выполнять красивые, полезные вещи. Кроме того, это способствует формированию и закреплению у детей общетрудовых умений и навыков.

С бумагой и картоном, природными и текстильными материалами, глиной и пластилином школьники должны работать на протяжении всего периода обучения с 1 по 4 класс.

При работе с глиной и пластилином программа предлагает лепку предметов различных геометрических форм по образцу (мячей,овощей и фруктов, кубиков, брусков, автобуса, грузовика, посуды),стилизованных фигур птиц и животных (утенка, цыпленка, кошки,белки), деталей макетов и свободных композиций по сюжетам сказок («Репка», «Колобок», «Маша и медведь» и др.). В процессе занятий лепкой ученики овладевают знаниями о  пластических свойствах глины и пластилина, об их применении, способах подготовки пластического материала к работе и т.д. На уроках труда осуществляется формирование  у  детей  таких  приемов  работы  с  глиной и пластилином, как раскатывание и скатывание пластического материала, вдавливание на поверхности шара, лепка из целого куска, соединение деталей промазыванием и др.

На данном этапе работы возможна лепка из соленого теста, можно знакомить детей с таким строительным материалом, как гипс (т.к. в дальнейшем обучении «штукатурному делу» у ребят происходит более глубокое изучение свойств строительных материалов). На уроках труда из гипса мы выполняем разные поделки – магниты на холодильник в форме овощей и фруктов (формы продаются в магазинах игрушек), сувениры и подарки.

При работе с природными материалами предусматриваются экскурсии на природу с целью сбора природного материала (цветов,листьев, семян, сучков и т. д.).Предлагаются следующие виды работ: изготовление (по образцам) птички из шишки ели, пластилина и веточек; кораблика из скорлупы грецкого ореха и сосновой коры,самостоятельное изготовление зайца, щенка из желудей, палочек,крылаток ясеня и проволоки; а также по образцу и представлению составление композиций к прочитанным сказкам и рассказам из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты;изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов. Учащиеся овладевают техническими сведениями о свойствах природных материалов, правилах сбора и хранения природного материала, об инструментах, применяемых при работе и т.д. Работая с природными материалами, ребята учатся приемам соединения отдельных деталей с помощью пластилина, клея,палочек, соблюдения пропорций изделия и др.

Читайте также:  Нормы развития ребенка от года до двух

На данном этапе мы выполняем коллективные работы, т.к. не все учащиеся могут работатьс хрупкими природными материалами, такими как солома, засушенные листья, колосья. Дети со сложными дефектами выполняют более легкую работу: например вырезают по шаблону и приклеивают картонные детали к основе.

При работе с бумагой и картоном школьники учатся (по образцу) создавать такие изделия, как шапочки-пилотки, стаканчики для семян; составлять композиции из геометрических фигур (снеговик,домик), орнамент в полосе, квадрате из геометрических фигур и растительных форм, делать закладки, плоские елочные игрушки и гирлянды простых форм, птиц, животных и т. д. Из картона и бархатной бумаги ребята изготовляют игольницы, учатся оклеивать картон цветной бумагой с одной и с двух сторон, делать его окантовку,  также обложки  для  проездного  билета,складные доски для игры в шашки, коробки из тонкого картона.Школьники усваивают технические сведения о свойствах  бумаги и картона, об их назначении, о клеящих составах,   аппликации и правилах безопасной работы с клеем, режущими инструментами и др. На уроках ученики овладевают такими приемами работы, как складывание и разглаживание бумаги,умение держать инструменты, пользоваться ножницами (резать бумагу по прямым и кривым линиям), смазывать поверхность бумаги кистью, размечать изделие по шаблону, трафарету, линейке и др.

На данном этапе с целью обеспечения преемственности «работы с бумагой»  и «переплётно-картонажным делом» учащимся можно предложить выполнение выпуклых аппликаций. Даже учащиеся со сложными дефектами могут справиться с данным заданием (при особо сложных случаях – можно предложить уже готовые детали в виде нарезанных полосок бумаги и форм листьев) Также детям очень нравится выполнять бумажную мозаику, путем обрывания и приклеивания бумаги на основу. Здесь же можно включить межпредметную связь: «окружающего мира» и ручного труда. Модели деревьев можно выполнить в разные времена года, особенно после экскурсий на природу. Определенный интерес у детей вызвала работа с мятой бумагой. При работе с картоном я также практикую выполнение комбинированных работ. Дети с удовольствием выполняют поделки из картона и цветных ленточек. Вдевание ленточки через отверстия, проделанные дыроколом, способствуют развитию мелкой моторики рук, да и поделки получаются нарядными, радуют глаз!

Особое место на данном этапе занимает техника «Оригами». Однако, изготовление поделок из бумаги техникой «Оригами» вызывают определенные трудности у моих учеников. Поэтому я выбираю изделия, не требующие многоэтапного выполнения.

При работе с текстильными материалами на уроках трудового обучения школьники изготавливают такие поделки, как игольница,кисточки из цветных ниток к шапочке, а также занимаются вышиванием по проколам геометрических фигур, контуров овощей и фруктов, вышиванием по рисунку, изготовлением стилизованных  фигур(мальчика, девочки) из связанных пучков нитей. Ребята пришиваютпуговицы, вышивают закладки и салфетки из ткани, делают по шаблонам прихватки. При работе с текстильными материалами школьники усваивают  технические сведения о свойствах ниток и тканей, об их применении, о видах пуговиц, инструментов, применяемых при работе с тканями; изучают виды ручных стежков (сметочный, «шнурок», обметочный). На уроках учащиеся овладевают  следующими  приемами  работы:  связывание  ниток,вдевание нитки в иголку, завязывание узелка на конце нити, пришивание пуговиц, выполнение

ручных швов и др.

На данном этапе с целью обеспечения преемственности «работы с текстильными материалами» и «швейного дела» учащимся предлагаю комбинированные виды работ:картона и пряжи, например выполнение аппликации «Подводный мир»(выполняется по контуру),«Улитка» (пряжа  приклеивается по контуру рисунка), поделок «Наши портреты», можно шить мягкие игрушки несложных форм по предложенным шаблонам, например Черепаху. Программой также предусмотрены экскурсии в швейную мастерскую, что вызывает большой интерес у учащихся.

При работе с древесиной программа предусматривает подготовительные упражнения, например, вбить гвоздь в древесину, извлечь гвоздь и распрямить, ввернуть и вывернуть шуруп и др. Эти виды работ мы стараемся выполнять в столярной мастерской под присмотром специалиста. Школьники усваивают технические сведения о назначении и применении древесины, о ее свойствах, знакомятся с инструментами для работы с деревом, правилами безопасности. Ученики овладевают умением держать инструменты, подбирать гвозди и шурупы в соответствии с размером деталей.

При работе с проволокой и металлоконструктором программой предусмотрена экскурсия в слесарную мастерскую. Дети учатся выполнять такие виды работ, как сгибание проволоки под прямым углом, отрезание ее кусочками по заданному размеру, изготавливают по образцу и контурному рисунку фигурки рыб, птиц, животных, выполняют сборку из деталей конструктора по образцу и техническому рисункустола, стула, лестницы, дорожных знаков, различных видов тележек.Школьники усваивают технические сведения о назначении применении проволоки, ее видах, свойствах, знакомятся с инструментамидля работы с проволокой, металлоконструктором и др.

Читайте также:  Восемь месяцев ребенку развитие и питание вес и рост

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, готовить их к общественно полезному труду, основы которого дети получают на базе школьных мастерских.Однако для более эффективной организации трудового обучения необходимо сочетать учебную и внеклассную работу. Она способствует развитию  познавательных  интересов, удовлетворениюи развитию духовных потребностей школьников, открывает дополнительные возможности для формирования ценных, социально значимых качеств, как общественная активность, инициативность, помогает выявлению и развитию творческих  способностей детей. В рамках трудового обучения внеклассные занятия содействуют развитию положительных устойчивых мотивов трудовой деятельности, воспитанию культуры труда, более глубокому и прочному формированиютрудовых навыков и  умений. Внеклассные занятия наиболее тесно связаны с практической общественно полезной деятельностью, что дает широкую возможность воспитания нравственных качеств умственно отсталых детей.

На  внеклассных  занятиях  в  первую  очередь  решается  задача

формирования правильного отношения к труду. Общественно  полезный  производительный  труд  в  младших классах специальной школы может проводиться по таким направлениям, как поддержание в порядке школьных зданий и территории школы, воспитание бережного отношения к школьному имуществу,работа по обеспечению сохранности книг и учебников.

В рамках благоустройства территории школы учащиеся младших

классов могут ухаживать за деревьями, кустарниками, цветами.

Уже с первого класса можно проводить специальные занятия, накоторых детей учат обращаться с книгой, правильно ее держать, хранить и т. д. Школьников следует учить приемам подклейки и переплета книг,  проводить  уборку  книжных  шкафов  и  стеллажей  в  классах. Параллельно с этим воспитывается уважительное отношение к труду людей, создающих книги.

Одной  из  основных  внеклассных  форм  трудового  обучения младших школьников являются разнообразные кружки. При организации кружков исходят из возможностей учащихся и школы, а также желаний и склонностей учащихся. В нашей школе работают  такие  кружки, как«Вышивка» , «Художественная аппликация», «Оригами». В кружках дети объединяются по интересам и желанию заниматься данным видом практической деятельности. Показателями эффективности работы кружка являются стабильные заметные коллективные достижения, признаваемые окружающими.

В начальной школе решается задача воспитания таких качеств личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе; уважение к людям труда; формируются трудовые навыки, прививается интерес к труду. Кроме того, у школьников младших классов с помощью активных средств профориентационной деятельности необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.

Наиболее эффективным является вариант, когда  вопросами профориентации занимается весь педагогический коллектив, включая обслуживающий персонал (повар, вахтёр, плотник, сторож и др.). Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей в школе, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней — привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения.Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.Необходимо донести до ребенка, что умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии.

Следует отметить, что для повышения интереса и активности умственного отсталых детей в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Необходимо поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности.

Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям.

Источник

ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА

Для умственно отсталых детей с отклонениями в нервно-психическом здоровье, с недостаточно сформированными психологическими и психофизиологическими функциями ручной труд имеет общеукрепляющее и развивающее значение. Образно говоря, наши руки являются вынесенным на периферию головным мозгом, а пальцы органически связаны не только с мозговыми центрами, но и с внутренними органами. Сторонники лечебного массажа через воздействие пальцами и на пальцы считают, что каждый палец руки связан с каким-либо внутренним органом. Поэтому физическая тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов тела, благотворно влияет на весь организм.

Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многосторонней развита координация движения рук, тем проще ребенку осваивать новые виды деятельности. Поэтому на уроках ручного труда мы придаем большое значение разнообразию материалов, с которыми дети работают, и разнообразию операций, с помощью которых эти материалы обрабатываются (вырезание, обрывание, сгибание, складывание, скручивание, плетение, скатывание, вытягивание пластилина, вязание, работа иглой). При возникновении затруднений в операционных умениях учитель может применять приемы, помогающие ученику овладеть этими умениями: повторный показ операции, сопровождаемый инструкцией; контроль за руками ученика при выполнении им операции; прием синхронных движений рук учителя и ученика; подготовительные упражнения, направленные на расчлененную обработку компонентов умения.

Читайте также:  Что значит физическое развитие ребенка среднее

Самостоятельная практическая деятельность невозможна без овладения общетрудовыми умениями. Самостоятельность выполнения задания означает, что ученик понял задание, мысленно построил образ того объекта, который должен быть изготовлен, подобрал орудие труда, материалы, определил способы обработки, спланировал последовательность действий, контролировал работу в процессе ее выполнения. Одна из типичных трудностей для детей в том, что до начала практических действий некоторые ученики не усваивают во всей полноте заданную цель, у них не формируется в сознании полный и точный образ конечного результата работы. Одна из причин неточного усвоения цели деятельности — затруднения в пространственной ориентировке.

Коррекция этапа ориентировки возможна в следующих направлениях.

Необходимо постепенно усложнять объекты как по количеству операций, требующихся для их изготовления, так и по доступности анализа (сначала плоский, затем объемный образец; сначала детали ясно видны, затем частично скрыты; сначала натуральный образец, затем рисунок, фотография, чертеж).

Важно учить детей технике восприятия:

— включать в процесс активного восприятия разные органы чувств (плоский образец ученики воспринимают не только зрительно, но и с помощью осязания; объемный образец берут в руки, поворачивают, заглядывают внутрь, переворачивают, заглядывают с разных сторон);

— систему вопросов учителя для наблюдения направлять на формирование расчлененного восприятия образца (Из каких частей состоит? Сколько их? Какой они формы? Как расположены? Как соединены между собой? Из какого материала сделаны?).

Значительное место в коррекционной работе занимает обучение планированию предстоящих действий, вычленению этапов работы, установлению последовательности осуществляемых действий.

Возможны следующие пути организации деятельности детей на этапе планирования: коллективное планирование после анализа образца, в котором принимает участие весь класс, ученики совместно вырабатывают план действий; послеоперационное планирование во время исполнительского этапа, когда внимание учеников направляется на выявление связи между отдельными частями объекта и способами их соединения, на выявление причинно-следственных зависимостей между отдельными операциями; использование дополнительной наглядности в виде инструкционных карт, в которых дается предметный план изготовления изделия, план изготовления изделия в рисунках или чертежах.

Коррекционная работа, направленная на развитие общетрудовых умений, способствует преодолению импульсивности, необдуманности действий, воспитывает произвольное внимание, стимулирует развитие речи, нормализует взаимодействие речи и деятельности. Некоторые дети испытывают затруднения из-за нарушенной работоспособности. У одних замедляется темп и ухудшается качество работы в конце учебного дня. Они могут жаловаться на усталость, головную боль. Таким детям приходится сокращать объем работы, например, давать для изготовления объект с меньшим числом деталей. Другие дети обладают низким уровнем мотивации. Они раздражительны, склонны к конфликтам. Работают неровно, показывают то высокие, то низкие результаты, вплоть до прекращения работы. Данная категория детей нуждается в постоянном стимулировании, формировании интереса к выполняемой работе.

       Недоразвитие мышления сильно препятствует успешному выполнению работы. К наиболее эффективным приемам  коррекции мышления школьников с нарушением интеллекта относятся задания на сравнение, обобщение, группировку материала. Их можно использовать на разных этапах овладения учебным материалом. Хорошо зарекомендовали себя:

  • упражнения на коррекцию аналитических способностей учащихся по типу «найди отличие», «найди общие признаки»;
  • упражнения на коррекцию логического мышления:

— узнавание предмета по описанию;

— сравнение предметов по ряду признаков;

— классификация предметов по заданному признаку;

— группировка предметов по их основным свойствам.

       Такие задания целесообразно выполнять на каждом уроке.

Рекомендации.

  • Для достижения наилучших результатов в трудовом обучении необходимо на каждом уроке создавать ситуацию успеха, не оставлять без внимания, без похвалы даже небольшие достижения детей.
  • Повышать у уч-ся интерес к занятиям путем применения занимательного материала, наглядности, создания интригующих ситуаций, вызывающих непроизвольный интерес, удивление, любопытство.
  • Создавать положительное эмоциональное отношение уч-ся к практической деятельности, учитывать их интересы, использовать приём «эмоционального заражения».
  • Показывать детям практическую значимость выполняемой работы.
  • Уделять внимание развитию мелкой моторики и речи обучающихся, учить комментировать свои действия.
  • Для повышения мотивации деятельности опираться на жизненный опыт,  потребности и интересы учащихся.

Источник