Развитие ребенка на уроках ппо

Развитие ребенка на уроках ппо thumbnail

Развитие разговорной речи на уроках ППО глухих учащихся

Формирование и развитие речи  неслышащего  ребенка – одна из основных задач деятельности специальной (коррекционной) образовательной школы 1 вида,  и решается она с использованием специальных средств, форм и методов на каждом предметном уроке.

Разговорная речь наиболее интенсивно развивается в связи с деятельностью. Методика же работы по развитию диалогической речи в связи с различными видами деятельности носит общий характер (Марциновская Е.Н., Нестерович Т.В., Зыкова Т.С., 1980г.). Поэтому, прежде всего остановимся на примере уроков предметно-практического обучения, которые имеют важное значение в развитии разговорной речи.

   Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы для глухих детей, выполняющий развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные функции одновременно. Уроки ППО проводятся в подготовительном, 1-4 классах и предполагают целенаправленное развитие (общее и речевое) глухих школьников.

Предметно-практическая  деятельность создает условия для реализации одного из принципов  коммуникационной системы обучения языку – это связь речевого развития с деятельностью. Без использования предметно-практической деятельности этот принцип не будет иметь  нужных условий для реализации.

Известно, что эффективность обучения разговорной речи зависит не только от методов, но и форм организации. Все принципы обучения языку требуют коллективной деятельности детей. Наиболее благоприятные условия для реализации этого положения предоставляют уроки предметно – практического обучения. В основе урока — организация ППД на коллективных началах. Как отмечал С.А.Зыков, способствует реализации одного из главных положений коммуникативной системы – школьники усваивают речь сначала для «других». В этих условиях происходит довольно быстрое запоминание слов и осознание их значения. В методических пособиях по предметно-практическому обучению для активизации речевого общения рекомендуется широко использовать различные формы организации коллективной деятельности детей: фронтальная работа учителя со всем классом, работа с «маленьким учителем», бригадами, парами, по конвейеру.

Современная система обучения языку неслышащих школьников предполагает, что развитие разговорной речи основывается на принципе коммуникации. В соответствии с данным принципом для обучения разговорной речи необходима связь с предметно- практической и другими видами деятельности, создание потребности в высказывании и в последующем его использовании. В качестве адресата для школьника могут выступать учитель, товарищ по совместной работе. В любом случае учитель задаёт ситуацию, сообщая ребёнку, что надо сделать, как и зачем.

Именно на этой базе в условиях педагогической организации деятельности формируется у младших школьников основы лексики, фонетики, грамматики.

Можно дать школьнику задание  построить домик, и он будет работать со строительным материалом. Но при этом учителю надо помнить, что на уроке ученик не просто играет с деталями конструктора, но и учится речи, общению. Тут и надо проявить творчество, педагогическое мастерство, чтобы создать потребность у ученика вступить в контакт с учителем. Средством реализации этой потребности является словесная речь.

Не сразу неслышащие дети понимают, что нужно делать в такой ситуации, приходится повторять задание ещё и ещё раз, внимательно следя за реакцией детей. И, как правило, у кого – либо из детей появляется попытка выразить своё отношению к заданию («трудно», «не знаю»). После этого я подсказываю детям нужную фразу, например: «Я не вижу», «Покажите домик».

    Тот ученик, который выразил в словесной форме своё желание, получает разрешение посмотреть образец, выполненный мной, и приступает к работе. По подражанию начинают  действовать и другие школьники. Естественно, что после одного употребления фраза детьми не усвоится. Это не страшно. Главное помнить, какой речевой образец на этом уроке я давала,  в какой ситуации. На следующий день  я вновь и вновь создаю условия, требующие произнесения тех же слов в нужной ситуации.

Наиболее типичными для коммуникативной системы обучения являются следующие приёмы знакомства детей с новым речевым материалом: сообщение речевого материала в условиях ППД, показ предмета, свои действия, действия детей, использование естественных ситуаций, возникающие в ходе выполнения задания.

 В основе усвоения речевого материала лежит не механическое заучивание, а многоразовое использование его в меняющихся условиях. Организуя практику общения, я сообщаю детям новые слова, словосочетания. Создаю адекватные ситуации для выражения ими мыслей, чувств, просьб. Сначала слово выступает для ученика в узкоограниченном значении, например, слово  «кусочек» . Стараюсь так построить педагогический процесс, чтобы это слово могло быть использовано в иной ситуации, в различных словосочетаниях: «кусочек  пластилина», «много кусочков», «оторви 6 кусочков пластилина».

 Благодаря многократной повторяемости усваивается состав слова, его значение расширяется, уточняется. Такая подача речевого материала в знакомой ситуации, но при разных формах организации способствует быстрому запоминанию его и введению в активную речь неслышащих детей.

Характер речи ученика на уроках предметно-практического обучения часто зависит от той роли, какую он выполняет на уроке – является ли он  организатором  («маленьким учителем», бригадиром) или  рядовым исполнителем. В первом случае его речь носит ярко выраженный побудительный характер, во втором случае – характер отчётности. Поскольку ученики, на уроках, меняются ролями, то постепенно все они овладевают навыком выражать свои мысли словесными средствами и понимать речь других .

Кроме того, на этих уроках постоянно возникают естественные ситуации для словесного общения учащихся с учителем и друг другом. Легко усваиваются обращения учителя с заданиями или вопросами к ученикам, а также учеников к учителю или товарищу.  Например,  «Вика, лепи»,  «Ребята, разделитесь на бригады», «Максим, помоги мне , пожалуйста».

Овладение разговорной речи на уроках ППО начинается  естественным способом – с использованием моего обращения к детям, в котором выражаются просьбы совершить определённые действия или выполнить задания. Например: « Наташа, положи конструктор справа, а рисунок слева», «Ребята, напишите, что вам нужно для работы».

С самого начала младшие школьники учатся  работать не молча, а постоянно сообщать мне, бригадиру, или «маленькому учителю» о каждой выполненной операции и спрашивать разрешения на выполнение следующей. По ходу деятельности они сообщают о своих затруднениях, обращаются за помощью. Например: «Я обвела по шаблону яблоко. Можно вырезать?», «Я не умею лепить», « У меня не получается»,  « Помогите мне, пожалуйста».  

Большую трудность для неслышащих детей представляют вопросительные предложения: они не умеют задавать вопросы и отвечать на них. На уроках предметно – практического обучения часто возникают   ситуации, когда у ребенка появляется потребность в вопросительном предложении. Например, при распределении работы по изготовлению макета. Серёжа отказывается от предложения бригадира лепить фигурки зверей. Бригадир сообщает мне: «Серёжа не хочет лепить зверей». Я:  «Спроси у него, почему он не хочет?». Бригадир обращается к Серёже: «Серёжа, почему ты не хочешь лепить?». Серёжа: «Потому что я не умею». Вместе с этим я постоянно побуждаю учеников задавать вопросы: «Спроси, как это называется», «Спроси, что он делает», «Спроси, у кого есть карандаш».

Как видите, в самом содержании вопроса уже содержится речевая опора, которая способствует формированию устного обращения к одноклассникам или учителю.

На уроках ППО наиболее естественно и мотивированно усваиваются вопросы: «Что ты будешь делать?  Что ты делаешь? Что ты сделал? Кто выполнил работы верно?  Кто выполнил работу неверно? Что ты нарисовал? Какого цвета  кнопка? Какой пластилин? Чья работа? С кем ты хочешь работать? Зачем тебе клей? Кому помочь? Почему ты так думаешь? Когда мы будем продолжать работу?»

На некоторых уроках я предлагаю детям изготовить на выбор одну поделку из двух, например, вылепить кисть смородины или винограда. В ситуации выбора  дети  легко понимают значение вопроса: «Что ты хочешь лепить смородину или виноград?» — а выбрав, усваивают выражение: «Я хочу лепить виноград».

На уроках ППО дети не только учатся правильно вести диалог, но и знакомятся с новыми словами и фразами. Существует несколько способов ознакомления с новыми словами и фразами на уроках ППО:

1. Сообщение речевого материала в условиях предметно-практической деятельности. Это ведущий и наиболее простой способ обучения. Учитель называет объект, его составные части, материалы и инструменты, нужные для его изготовления, действия с ними и другие новые слова в процессе самой работы, когда возникает в них необходимость.

2. Показ предмета изготовления.

3. Выполнение учителем необходимых действий. Учитель сначала дает задание, и только потом, если ученики не знают, как его выполнять, сам производит нужное действие.

4. Пояснение словесными средствами.

5. Использование логики мышления детей и развития ее.

«Ознакомление сопутствует речевой практике. И повторение, и закрепление происходит через овладение материалом в практике общения»– утверждал С.А. Зыков.

 Для активизации речевого общения на уроках ППО широко используются различные формы организации коллективной работы: фронтальная работа учителя с классом, работа с «маленьким учителем», бригадами, парами. Эти формы подробно описаны в литературе. Коллективную деятельность детей нужно организовывать так, чтобы труд имел общую цель, коллективный характер выполнения, но чтобы было разделение обязанностей между работающими, зависимость членов бригады друг от друга. Тогда в ходе совместной деятельности у ее участников возникают задачи, для решения которых требуется установление взаимоотношений, появляется потребность в общении. «Преднамеренное создание ситуаций, требующих определенных взаимоотношений, способствует обучению детей не только способом поведения в различных ситуациях коллективной деятельности, но и обогащает речь, активизирует общение глухих школьников», — Т.С. Зыкова.

Знакомство с новым речевым материалом лучше проводить в ходе работы класса под руководством учителя. Учитель вводит в свою речь новое слово или фразу в тот момент, когда в них появляется необходимость.

Характер речи ученика на уроках ППО часто зависит от той роли, которую он выполняет на уроке – является ли он организатором или рядовым исполнителем.

В первом случае его речь носит ярко выраженный побудительный характер, во втором – характер отчетности. Поскольку ученики на уроках меняются ролями, то постепенно все они овладевают навыком выражать свои мысли словесными средствами, хотя это порой и дается им с трудом, и понимать речь других.

Источник

Уроки предметно-практического обучения (уроки ППО) — одна из самых оригинальных и специфических организационных форм обучения языку в коммуникативно-деятельностной системе. Конечная метацель этих уроков — вызвать потребность в словесной речи, целенаправленно ставя ребенка в условия коллективно-совместной предметно-практической деятельности, которая организуется с помощью речевой регуляции либо учителем, либо самими учениками.

Именно уроки ППО создают глухим детям наиболее благоприятные условия для овладения словесной речью, обеспечивая реализацию ведущего принципа данной системы — связи речевого развития с деятельностью. Условием формирования речевых умений становятся речевые ситуации, возникающие в специально организованной коллективной предметно-практической деятельности учащихся и обеспечивающие мотивированное употребление речевых конструкций. Формирование и развитие речевых умений происходит в естественных, мотивированных условиях, в результате чего дети начинают ощущать и осознавать значимость речевых контактов.

Учащиеся выполняют различные виды работ: рисуют, делают аппликации, макеты, строят, лепят, составляют мозаику; составляют схемы, таблицы, диаграммы и т.п.; при этом все виды деятельности немедленно опосредуются словом. Практика совместной предметной деятельности на этих уроках неразрывно связана с практикой общения в таких организационных формах, как: в парах, тройках, по конвейеру, в бригадах, в роли маленького учителя, в роли бригадира, по инструкции учителя.

В результате обучения у школьников формируются практические знания и умения — речевые, интеллектуальные, ручные. В процессе ППО дети приобретают умения выполнять следующие действия:

· выделять объект деятельности по его основным признакам, строению, функциональному назначению;

· представлять и описывать среду обитания и образ жизни животных, место произрастания растений;

· понимать назначение инструментов и материалов, способы деятельности с ними;

· планировать порядок выполнения действий, отбирать необходимые материалы и инструменты в соответствии с целью и планом работы;

· координировать и корректировать в ходе выполнения свои действия с работой товарищей;

· давать и выполнять поручения;

· помогать другим и принимать их помощь;

· качественно, точно и в запланированное время выполнять каждый этап работы;

· критически оценивать результаты работы (своей и товарищей).

На этих уроках достигается определенная последовательность усвоения содержательной стороны речи, которая может быть соотнесена с процессом развития детской речи в норме. Так, глухие дети сначала овладевают речью по подражанию, затем словообразованием по аналогии и, наконец, самостоятельным конструированием словесных форм речи. Наряду с этим ППО оказывает влияние на развитие лексико-грамматической стороны речи, развитие диалогической речи. В возникающих и специально создаваемых ситуациях происходит мотивированное узнавание и усвоение детьми новых слов и их значений, которые объясняются и уточняются в процессе деятельности с последующим их самостоятельным употреблением.

На уроках ППО закладываются основы усвоения школьниками связной речи в ее основной коммуникативной функции, что содействует аналогичной работе, продолжающейся на уроках русского языка. Начинается такое обучение с систематического оформления отчетов о выполненной работе. Овладение диалогической речью также происходит на этих уроках: дети легко усваивают такие формы как обращение к собеседнику, понимание и выполнение разных поручений, выражение просьб и пожеланий, сообщение о своей работе, вопросы и ответы на них.

В процессе ППО глухие школьники овладевают основными грамматическими категориями языка в практике общения, а многократность употребления различных форм обеспечивает их усвоение. Вместе с тем они осваивают вариативные синтаксические конструкции и учатся видоизменению их структур.

Уроки ППО создают благоприятные условия и для развития познавательной деятельности детей. Так, на уроках у глухих формируется целенаправленное, уточняющее зрительное восприятие. Компенсации недостатков взаимодействия зрительного и кинестетического анализаторов содействует лепка, складывание узоров из мозаики, обводка контура по шаблону. На уроках развивается и осязание учеников, для этого используются игровые приемы — отгадывание предмета, спрятанного в мешочке, определение на ощупь особенностей материала и др.

Практические действия с предметами по словесным указаниям дают детям возможность наглядно осознать взаимосвязь между речью и деятельностью, побуждают их к выполнению сначала элементарных, затем более сложных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) с последующим их усвоением. Опора на словесную речь позволяет школьникам выделять части, свойства и качества предметов, разделять существенные и несущественные признаки, строить обобщения. Предметно-практическая деятельность помогает соблюдать стадийность развития мыслительных операций анализа и синтеза и овладевать такими сложными операциями, как обобщение и классификация.

Разнообразие видов деятельности на этих уроках создает условия для произвольного запоминания наглядного материала. Особое значение для развития образной памяти имеют виды работ, которые предусматривают переход от практических действий к мысленным, когда учащиеся должны по памяти оперировать образами отсутствующих предметов.

Этот коррекционный курс содействует развитию словесной памяти глухих детей, причем его особенность в том, что слова и фразы не заучиваются формально. Их непроизвольное запоминание обусловлено организацией уроков: новые слова и языковые конструкции запоминаются в результате многократного называния одних и тех же объектов и действий в процессе деятельности.

Развитие воссоздающего и творческого воображения в процессе ППО связано с созданием и видоизменением образов предметов и явлений на основе их творческой переработки. Начиная с I класса, дети изготавливают поделки из пластилина, аппликации и макеты по словесному описанию задуманных изделий. В дальнейшем они переходят к такой работе уже без опоры на словесное описание, а только по представлению. Процесс подобного воссоздания требует творческой переработки представлений памяти и свободного оперирования ими.

Специфическая структура уроков ППО включает в себя: этап подготовки к работе (план, заявки, раздача материала); этап изготовления предмета; подведение итогов (отчет о работе, оценка результатов), домашнее задание. Уроки ППО в школе для глухих проводятся согласно базисному учебному плану на начальной ступени обучения: в подготовительном — 6 часов в неделю; первом, втором классах — по 5 часов в неделю; в третьем классе — 4 часа; в четвертом — 3 часа в неделю. В школе для слабослышащих уроки ППО проводятся только во втором отделении (1 и 2 варианты) в первом классе — 2 часа в неделю. По 3 варианту в подготовительном классе уроки ППО даются по 3 часа в неделю.

Источник