Развитие ребенка на урока изо
Развитие личности ребенка на уроках ИЗО
Условия, необходимые для развития личности ребенка при соблюдении принципа преемственности:
1. общность понимания учителями начальных классов и воспитателями дошкольных учреждении теории и методики изобразительной деятельности;
2. единство целей и задач учебно-воспитательной работы, определяющее содержание и методы деятельности учителей и воспитателей;
3. единое понимание путей формирования художественных интересов, мышления и чувств детей;
4. общность понимания учителями и воспитателями индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей детей.
5. преемственность — по видам рисования (декоративное, предметное, сюжетно-тематическое).
Подготовка детей к школе осуществляется и тогда, когда в процессе художественно-творческих деятельностей формируются компоненты деятельности учебной.
1. Учебная задача, умение понять ее, принять и выполнить во всех видах художественной деятельности, в изобразительной — создать изображение, передав основные свойства, образ предмета, явления;
Овладение способами решения учебной задачи в художественных деятельностях — это усвоение средств и способов создания образа. Овладение способами деятельности происходит в процессе обучения под руководством взрослого.
Очень важным является формирование действий оценки у детей в процессе обучения той или иной художественной деятельности, при которой формируется потребность в оценке созданного ими образа. Сначала такую оценку ребенок слышит от педагога. Эта оценка определяется учебной задачей, индивидуальными особенностями ребенка (учащегося), спецификой художественной деятельности. Постепенно к оценке работы (его собственной и работ сверстников) следует привлекать и ученика. Так он будет овладевать действиями оценки. Овладение действиями оценки необходимо прежде всего для совершенствования самой художественной деятельности, через испытание ребенком удовольствия от созданного им «получившегося» изображения, формирования положительного эмоционального отношения к деятельности. Вместе с тем у детей формируется такой важный для успешного обучения в школе компонент учебной деятельности, как действия оценки.
Формирование действий контроля — cоздавая образ предмета или явления, например, в рисунке или лепке, ребенок контролирует свои действия и их результаты и оценивает их.
— контроль в процессе создания изображения (контроль за способами действия),
-контроль по результату
— контроль предвосхищающий (на основе создания образа будущего изображения).
Занятия по изобразительной деятельности, являющейся деятельностью орудийной, способствуют развитию ручной умелости, координации движений, руки и глаза, необходимых для успешного овладения в школе различными графическими деятельностями, и прежде всего письмом. Особая роль в этом принадлежит рисованию в детском саду.
Формирование художественной культуры школьников как части их духовной культуры — цель школьного художественного образования, определенная обязательным минимумом содержания предмета «Изобразительное искусство» для общеобразовательной школы. Она должна проявиться, прежде всего, в эмоционально-нравственном отклике на художественные произведения, в развитии творческих способностей и художественного вкуса.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
— Развитие художественно-творческих способностей уч-ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
— Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
— Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
— Овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Учитель ИЗО и технологии
ОГБОУ «ЦОДТ»
Рогозинникова Ксения Игоревна
Список литературы и интернет-ресурсов:
1-Художественное воспитание школьников. Цель, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах
https://studfiles.net/preview/5439826/page:7/
2-Изобразительное искусство в начальной школе
https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00235185_0.html
3-Виды занятий по изобразительному искусству в начальной школе.
https://cyberpedia.su/1×1139.html
4-Исследования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
https://dohcolonoc.ru/stati/7343-issledovaniya-v-izobrazitelnoj-deyatelnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
5-Организация исследовательской деятельности на уроках ИЗО
https://infourok.ru/organizaciya-issledovatelskoy-deyatelnosti-na-urokah-izo-1287234.html
Источник
Учитель ИЗО
Высшей категории
Белоусова Надежда Ивановна,
Гимназия «Мариинская»
Таганрог Ростовская область
«Гармоничное развитие личности ребёнка на уроках
ИЗО и во внеурочной деятельности»
В современном мире очень важно воспитывать в детях критическое отношение к произведениям искусства, учить отличать шедевр от безвкусной подделки, находить связующую нить между произведениями прошлого и настоящего, между формой и содержанием предмета, раскрывать связь с окружающей действительностью, поскольку всё ускоряющийся ритм жизни требует от школьника быстрого переключения внимания с одного вида деятельности на другой, умений анализировать ситуацию, устанавливать взаимосвязь явлений.
Таким образом, обучение в современной школе не может строиться без учёта процессов, происходящих в обществе, и новейших тенденций в искусстве: всё, что ребёнок видит и слышит, должно находить отражение на уроках и во внеурочной деятельности. Поэтому главным условием организации занятий является разностороннее развитие и полихудожественное воспитание детей. Ведь именно гармонически развитая, уважающая национальные корни, культовые традиции, знающая проблемы и потребности своих сограждан молодёжь, способна по-настоящему любить свою Родину и формировать в дальнейшем национальное самосознание потомков.
Так как же за большим количеством информативного материала не потерять целостности, а самое главное – образности урока?
Как сделать так, чтобы урок изобразительного искусства стал уроком подлинного искусства?
Изначально каждый ребёнок предрасположен к восприятию и деятельности в разных видах искусства: он видит, слышит, чувствует, осязает и обоняет одновременно. И задача учителя искусства в том, чтобы по возможности гармонично развивать у детей данные им природой задатки и формировать их способность воспринимать мир в художественных образах, готовить ребёнка к самостоятельной творческой деятельности в любой сфере.
С этой целью уместно использовать на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности интегрированный подход. Интегрированный подход предполагает использование на занятиях не только сведений из области искусства, но также из разных школьных предметов, которые помогут раскрыть явление таким образом, чтобы у ребёнка сложилось наиболее полное знание и представление о рассматриваемом (образе, понятии, художнике и т.д.). Предлагаемая детям информация должна опираться на психические особенности детей, их интересы, память, ранее полученные знания из различных источников. Это, с одной стороны, помогает детям создавать свои художественные образы на основе ассоциаций с разными видами искусства, ближайшим окружением, природой и миром вообще. С другой стороны, такой подход направлен на формирование общих представлений о гармонии мира и жизни как взаимосвязанном и закономерном процессе развития, в котором человек не противопоставлен этому миру, а является органичной его частью.
Цель интегрированного обучения – научить детей рассматривать, сопоставлять, анализировать одни и те же факты, явления; опираясь на динамику и логику рассуждений, составлять свою целостную картину мира.
Интеграция позволяет перестраивать, расширять и углублять содержание художественного образования, приводит к конструктивным изменениям в методике работы учителя и создаёт новые обучающие технологии. Она обеспечивает творческий климат на занятии.
Например, при анализе произведений какого-либо художника может быть востребован материал по истории того периода, когда этот художник творил. Важно дать ученикам представление об идеалах того времени, духовных ценностях и мировоззрении людей, познакомить с документальными данными, позволяющими детям понять художественный образ и язык произведения.
Используемая информация должна адаптироваться и быть ориентирована на осмысление происходящего, исследовательскую деятельность детей. Такой подход развивает самостоятельность мышления и стремление к самопознанию у школьника, а учителю предоставляет свободу творческого поиска, творческой инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, постановке задач, выстраивании учебного материала, выборе художественных средств и форм работы с детьми.
Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий по изобразительному искусству обладают большим педагогическим и воспитательным эффектом и прививают интерес к искусству, учат обобщать, связывать и анализировать увиденное, услышанное, прочитанное; позволяют разносторонне развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, его способность к сопереживанию, общению с искусством. С помощью разных видов искусства легче осваивать художественный язык (ритм, композицию, пространство, форму), всё это делает возможным сотворчество учителя и ученика.
Считаю, что в своей педагогической практике мне удалось осуществить вышеизложенные цели. Основной задачей своих занятий на уроках изобразительного искусства и в изостудии ставлю развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путём целенаправленного и организованного обучения, сочетаю элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей, стараюсь раскрыть и развить индивидуальные способности детей и подростков. Поэтому главный вид работы на уроках творческая деятельность детей.
Во внешкольной студийной деятельности в области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся. Способствуя развитию творческой мысли учеников, я ненавязчиво предлагаю тот или иной вид изобразительной деятельности.
В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике – образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.
В системе дополнительного образования изобразительное творчество также находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются учеником за несколько занятий.
Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами, можно предлагать другие, аналогичные, темы, которые органично входят в русло общеобразовательной программы. Поскольку считаю, что программа должна не только не ограничивать педагога в его творческих поисках и находках, но и являться определённым стимулом к собственному творчеству.
На своих занятиях стараюсь реализовать, познавать разнообразные педагогические и творческие задачи, что позволяет формировать у учащихся внимание, осознанность в действиях, целеустремлённость, аккуратность, художественный вкус, творческую инициативу; стимулирует поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путём соединения личного опыта с реализацией заданных действий, комбинирование знакомых приемов художественной деятельности самостоятельно найденными в результате экспериментирования с художественными материалами. Занятия, построенные по данной методике, позволяют учащимся приобрести опыт творческого сотрудничества не только со сверстниками, но и с детьми более старшего и младшего возраста, что, в свою очередь, способствует формированию таких качеств, как терпение, умение считаться с мнением другого, уважительное отношение к труду младших, необходимость прийти на помощь и т.д.
Уроки изобразительного искусства и кружковая работа приобретают для детей практическую ценность и вызывают особый интерес, если деятельность учащихся нацелена на оформление школьных праздников, стенгазет, классных уголков, стендов, а также на участие в выставках, творческих конкурсах и т.д. Дети разных возрастных групп с большим интересом принимают участие и в оформлении студии изобразительного искусства, а также других школьных кабинетов.
Мне посчастливилось работать в гимназии, богатой культурными традициями. В наше учебном заведении учились известные во всём мире деятели искусства, такие как: Ф.Раневская, С.Парнок, С.Блонская. Выпускница женской Мариинской гимназии С.Блонская, в последствии возглавила «рисовальную» школу города Таганрога, положив таким образом начало приобщению к искусству юных художников. В этой связи, считаю особенно важным своё участие в деле обучения и воспитания учащихся изобразительному искусству.
Искренне убеждена: чтобы помочь ребёнку реализовать творческое начало, необходимо аккуратно и ненавязчиво поддерживать его стремление к творчеству, находить нужные слова для новых начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Проявлять сочувствие к ранним неудачам, ни в коем случае не высказываться неодобрительно о творческих попытках ребёнка. Необходимо быть терпимым к «странным» идеям юного человека, надо попытаться увидеть в них «рациональное зерно», помочь оценить в себе творческую личность поверить в свои силы.
Ребёнка можно научить, если верить в него, не делать за него, а делать вместе с ним. И если ребёнка приучить трудиться с раннего возраста, то и в дальнейшей жизни он не только не испугается ни каких трудностей, но и сможет достичь мастерства в любой творческой деятельности. Просто надо, чтобы ребёнок поверил в свои силы, а для этого надо верить в него, любить детей и свою профессию.
Источник
Развивающие упражнения на уроках изобразительного искусства
Все дети любят рисовать – ведь это чудесная возможность языком красок выразить свой восторг перед окружающим миром или показать неприятие его. Детский рисунок — это своего рода связующее звено между детской душой и миром взрослых, доверительный разговор со старшими. Рассматривая детские рисунки, зачастую поражаешься выразительности образов, хотя как правило, в этих работах отсутствует грамотность изображения. Дети сами придумывают символы, рисуют их и остаются очень довольны своим творчеством.
И вот ребёнок стал школьником. Перед родителями сразу встаёт множество проблем, как помочь ребёнку в учёбе. Школьные предметы они негласно подразделяют на главные и второстепенные, которые не заслуживают пристального внимания. В раздел второстепенных автоматически попадает и «изобразительное искусство». «Мой ребёнок никогда не будет художником», — говорят многие родители. С этим нельзя не согласиться, не все должны быть художниками. Уроки рисования должны сформировывать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем. Иными словами предмет «изобразительное искусство» формирует индивидуальность ребёнка. Одна из важных задач- это развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного; воспитание интереса и любви к искусству.
Ученик начальной школы стремиться получить «пятёрку» по всем предметам и по рисованию тоже. А для этого он должен хорошо рисовать не только то, что ему нравится, но и то , что в данный момент требуется в классе. Это трудно для ученика как физически ( задания бывают сложные, рассчитанными на хорошо поставленную руку) , так и психологически ( не хочется подчиняться). Если же родители причисляют рисование к второстепенным предметам, то их настроение непременно передаётся ребёнку. Психологически он готов к тому, что не будет художником, ведь ему об этом постоянно твердят родители, а значит, можно не очень стараться.
Такая позиция родителей порой приводит к необратимым последствиям. Уметь рисовать — это уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. «Изобразительное искусство» позволяет стать неординарной, эстетически развитой личностью, позволяет проявлять творческие способности.
«Изобразительное искусство» развивает ребёнка физически и нравственно. Дело в том, что на кончиках пальцев, образно говоря, находится память, логика, речь и грамотность. К концу начальной школы кисть и пальцы ребёнка должны быть развиты, что поможет избежать дисграфии. Плохие отметки по русскому языку, нервное напряжение, необходимость посещения специалистов, помогающих бороться с дисграфией, — всего этого могло и не быть, если бы взрослые помогали ребёнку в рисовании.
Ученик начальной школы учится рисовать различными техниками и различными материалами. Необходимы не только акварельные краски, но и цветные мелки, и фломастеры, и цветные карандаши, и тушь, и гуашь.
« Декоративное рисование» — один из видов изобразительного искусства, оно знакомит с основными приёмами декоративной композиции, с традициями декоративно-прикладного искусства и с различными художественными промыслами. Декоративное рисование невозможно без знания разнообразных мазков, они применяются и при рисовании с натуры, по памяти и при создании тематических композиций. Во время изучения различных техник традиционной декоративной росписи, ученик быстро укрепляет кисть, что помогает ему точнее изобразить окружающий мир и даёт уверенность в своих силах и возможностях, а это очень важно для преодоления комплекса « неумения рисовать».
Игра-соревнование «Кто больше?».
На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше оттенков основного цвета. Игра на закрепление понятий о цвете.
« Тематическое рисование» — это творческая работа, в которой ученик пытается отобразить свою оригинальную трактовку мира. Тематическое рисование развивает фантазию ученика, формирует его индивидуальность. Тематическая композиция требует от маленького художника особой подготовки, и столько в технике рисования, сколько в способности мыслить образно и создавать художественные образы, используя весь багаж своих знаний и умений. Воображение художника во многом зависит от его наблюдательности и зрительной памяти. Поэтому работе над композицией предшествует работа по памяти и с натуры. Следует вспомнить упражнения на смешение цвета, приёмы работы с кистью: примакивание, заливка, мазок, линия.
Упражнение:
— Кисточку держим вертикально, запястье на столе.
— Вот листочки берёзы, они довольны просты по форме. Кладём мазок, к концу сходящийся на нет, и получается характерное « сердечко» берёзового листа.
Способ « примакивания» больше подходит для рисования сложных листьев рябины. Во время выполнения этого упражнения руки работают в разных положениях: то « в свободном полёте» при смешивании красок, то опираются на стол, то трудятся у верхней части листа, то у нижней.
Это упражнение сложное, но очень полезное для укрепления руки.
Многие ученики любят рисовать фломастерами и гелевыми ручками, т.к. линии не размазываются, цвета не затекают друг на друга. К тому же детям кажется, что фломастерами рисовать быстрее. На самом деле быстрота мнимая, поскольку большинство детей рисуют фломастерами только контур, не закрашивая его.
Упражнение:
Существует великое множество штриховок для изображения фактуры предмета. Можно выполнить задание в стиле « графического дизайна».
— украшение рамочки для фотографий
— дерево, гриб, осенний лес, яблоко и т.д., нарисованные в центре композиции
Выполняя это задание, надо следить, чтобы штрихи были чёткими и в каждом узоре располагались на одинаковом расстоянии друг от друга. Это упражнение развивает глазомер и укрепляет руку, воспитывает трудолюбие, аккуратность и творческую фантазию.
Главная задача изобразительного искусства — это создание образа. В художественный образ может перевоплотиться любой предмет мира- дом дерево, человек, или животное, если художник делает его « действующим лицом» своей композиции. Вот почему « изображаемое» надо изучить. Исторические сведения о предмете могут подсказать особенности деталей, форму, а литературные образы – характер.
Упражнение “ Погружение”.
— Попробуйте прожить жизнь, погрузиться в жизнь другого существа – растения, животного. Выберите себе объекты для погружения. Пусть, например, это будут ромашка и кошка. Сядьте поудобнее, закройте глаза, дышите спокойно и ровно, ничто окружающее пусть вам не мешает, постарайтесь его не замечать. Сейчас вы – полевая ромашка, вы растете на большом поле, у вас тоненький стебель и красивая белая головка. Вас греет солнышко, и вы поворачиваетесь к нему своими лепесточками. Рядом с вами такие же, как и вы, цветы, они качаются вместе с вами, вы понимаете, о чем они шепчутся друг с другом. А сейчас вы домашняя кошка, которая только что проснулась. Вы потянулись, прогнули спинку, осмотрелись вокруг – нет ли опасности. И сели умываться: вычистили лапки, мордочку, шерстку. Теперь можно и полакомиться молоком, оставленным хозяевами. Остальные движения пусть вам подскажет ваша фантазия. Вернувшись из погружения, опишите то, что почувствовали, что увидели, услышали. Какие новые для вас чувства вы испытали? Смело берите кисть, краски и творите!
— В сказках действующими лицами часто являются деревья, причём каждое из них имеет свой характер и по-своему взаимодействует с другими героями. О русской природе написано немало прекрасных стихов. Давайте переведём словесные образы в зрительные посредством мазка или штриха.
Могучий дуб – молодец, мужчина, мужественный, твёрдо стоящий, широкоплечий;
Дрожащая берёза – девушка, стройная, юная, беззащитная, нежная:
Плакучая ива – женщина, печальная, унылая, которая плачет.
Упражнения на нахождение изображения в пятнах.
- Гуашь накладывается на мокрую бумагу цветовыми пятнами, причем границы пятен должны затекать друг на друга. Среди пятен ребята отыскивают знакомый им образ и дописывают его, чтобы он стал понятен всем.
- Работа по мокрому листу тушью. Растекающаяся тушь дает интересные заплывы, фактуру. Можно создавать заданный образ или найти образ в получившихся пятнах и дописать его.
- Упражнение с ниткой, обмазанной краской. Нить произвольно набрасывается на лист бумаги, и один конец спускается вниз. Сверху накладывается другой лист. Прижимается рукой, затем нить вытягивают – получается динамически размазанное пятно. В полученном изображении находят образы и дописывают по воображению. Нитепечатанием учащиеся получают два одинаковых изображения.
- Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.
“Царство огня”.
С Земли все звезды кажутся одинаковыми, а на самом деле они все разные. Представьте, что вы попали на Огненную планету.
Задание: написать портрет Огненного Короля теплыми красками.
- Иллюстрации к сказкам или стихам с фантастическим сюжетом
Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий
- Продолжите цепочку слов.
Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка…
- Объясните значение слова.
Например: ритм — это…, дизайн — это…
- Сгруппируйте слова по жанрам (видам).
На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.
- Блиц-контроль (вопрос — ответ).
Для проведения блиц-контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету, грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.
- Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.
Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства
- Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).
Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.
- Сравните впечатления
Учащиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся.
- Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.
Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И. Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Февраль».
Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.
Большинство игр переводят ребёнка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.
Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен “увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский “в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”.
Источник