Развитие ребенка много и мало
Изучать арифметику с ребенком не так-то и просто. Прежде чем учить ребенка считать, он должен усвоить много понятий, таких как «много», «мало», «было», «стало» и т.д.
Начать осваивать эти понятия можно уже с двухлетнего возраста или даже ранее, в зависимости от того, что уже умеет ваш ребенок и насколько хорошо он говорит. О том, что должен знать и уметь ребенок в два года, я уже писала.
Для первых занятий особой подготовки не потребуется. В арсенале игрушек у ребенка наверняка есть кубики, мячики, несколько однотипных игрушек, например, машинок.
Все занятия можно легко проводить в форме игры и во время любой игры. Главное, что требуется от мамы или папы, это правильно говорить и выделять ключевые слова. В нашем случае ключевыми словами будут понятия: «много», «мало», «один», «было» и «стало».
Соберите вместе и разложите перед ребенком несколько цветных кубиков, кирпичиков Лего или небольших мячиков (не меньше 4х штук). Достаточно громко и четко скажите ребенку: «Смотри много кубиков (мячиков, кирпичиков)».
>Отложите один кубик или дайте в руки ребенку. Так же четко скажите: «Мало кубиков. У тебя один кубик«.
К слову, дети раннего возраста хоть и усваивают понятия «много/мало». Но чаще всего «мало» для них это «один». 2 кубика ребенок может назвать, как «много».
Повторять это упражнения нужно до тех пор, пока ребенок не усвоит понятия. То есть он должен сам называть и показывать, где мало кубиков, а где много. Если ребенок еще не говорит, то он должен уверенно показывать.
Если вы успешно освоили первые понятия, можно задачу несколько усложнить. Теперь в активную речь мы будем вводить понятия «было» и «стало». Для упражнения нам понадобятся те же кубики, мячики, кирпичики.
Разложите перед ребенком разноцветные кубики 3-4 шт. Следите, чтобы ребенок внимательно наблюдал за вашими действиями. Уберите 2-3 кубика. Озвучьте, что вы сделали: «Было много кубиков, осталось мало кубиков. Один кубик».
Убранные кубики не должны быть в поле зрения ребенка.
Далее повторяем наоборот. К одному кубику подкладываем убранные и комментируем: «Было мало кубиков, стало много кубиков».
Повторяйте эти упражнения в течение нескольких дней, меняя игрушки.
Упражнения для закрепления.
Перед ребенком выложите несколько игрушек или карточек так, чтобы чего-то было «много», а чего-то «один». Спросите у ребенка, чего много, а чего мало. Меняйте игрушки и карточки для закрепления.
Возьмите большую мягкую игрушку. Рядом с ней разложите кубики или мячики в количестве 4 шт. Прокомментируйте, что у игрушки много кубиков или мячиков. Далее уберите 3 кубика или мячика и сообщите ребенку: «Уберем несколько кубиков (мячиков). У мишки осталось мало кубиков (мячиков). У мишки остался один кубик (мячик)».
В следующий раз, прежде чем убирать кубики, спросите у ребенка, сколько (много или мало) останется кубиков у мишки, если забрать несколько. Повторяйте упражнение, пока ребенок не ответит, что останется мало или один.
Для следующего упражнения лучше использовать карточки, как например, из раздаточного материала по математике для детей от 3х лет.
В два ряда разложите карточки. В первом ряду 3 одинаковых картинки и 1 отличная. Например, 3 куклы и 1 рыбка. Во втором ряду расположите наоборот 3 рыбки и 1 куклу.
Сложность задания в том, что ребенку нужно одновременно в двух рядах найти кого где много, а кого мало.
То есть ребенок должен озвучить и показать пальчиком, что, здесь (в первом ряду) кукол много, а здесь (во втором) мало или одна.
Продолжение следует… Учимся считать в пределах 15.
Источник
Давайте сегодня попробуем научить малыша разбираться в понятиях «больше» и «меньше», правильно ими оперировать и применять в повседневной жизни. Постичь эту науку ему помогут специальные занятия.
Специально знакомить ребенка в возрасте от 1 до 3-х лет с понятиями «большой» и «маленький» иногда нет смысла, ведь эти слова ему знакомы, они то и дело мелькают в разговоре родителей. А то, что папа у нас большой, а кроха – маленький, знает каждый уважающий себя карапуз, ведь как иначе мотивировать родителей носить себя на руках?
Если такие занятия нужны ребенку, то сначала проводить их лучше сравнивая одинаковые знакомые малышу предметы, например, большой и маленький мячики или кубики, разных по размеру кукол или машинки. Хорошо запоминается то, что ребенок может потрогать, например большая кружка папы и маленькая детская чашечка, большая мамина кофта и маленькая кофточка малыша легко создадут в понимании малыша необходимую картину.
После объяснения обязательно в качестве закрепления понятий задавайте малышу наводящие вопросы: «Покажи, какая у нас тут коробочка самая маленькая?», а также просите его принести и дать вам, например, самый большой мячик или самую маленькую машинку из всех, которые есть у ребенка.
Читай также: Чем занять ребенка дома, когда на улице плохая погода
Изучив окружающие нас предметы дома можно приступать к занятиям на улице, рассказывая малышу о том, что вот это старое и развесистое зеленое дерево — большое, а юное деревцо возле него — маленькое. Сравнивать на прогулке можно все, что попадается под руку: большие и маленькие лужи, палочки, камушки, цветочки, подсказать, что игрушечная машинка в руках у малыша – маленькая, а такой же, но только настоящий автомобиль, который едет по дороге – большой. Оба понятия можно выделять голосом и специальными жестами: называя большие предметы можно говорить басом, как большой мишка, и поднимать руки высоко вверх, показывая их величину, а обозначая маленькие, наоборот, опускать руки к земле или показывать их небольшой размер пальчиками, и называть предмет «голосом мышки», пищать.
Когда ребёнок освоит разницу между большим и маленьким, можно вводить сравнения: «больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький». Отличным пособием в этом случае будет сказка «Три медведя», в ней как раз замечательно рассказывается об этих понятиях. А примером во время прогулок на улице могут служить воробьи и голуби, один из которых больше другого.
Доступным подспорьем для изучения понятий «больше» и «меньше» может служить простая пирамидка, на колечках которой легко объяснить малышу понятие размера. Не страшно если кроха не сразу самостоятельно определит, какое из колечек будет самым большим, даже если он будет делать это вместе с мамой – нужная информация у него в голове все равно отложится.
Наша мама-форумчанка Nila рассказывает: «Сыновья долго не могли понять, как правильно собирать пирамидку, каждый раз колечки у них были разбросаны по всей квартире или собраны, но основательно перепутаны, понятие «размер» или «больше» и «меньше» никак не воспринимался детьми. Я часто расстраивалась по этому поводу, но как оказалось, я рано записала своих малышей в непонимающих непосед. Все пришло с возрастом, с взрослением детей. И где-то в 2 годика и мои карапузы научились постепенно и пирамидку собирать, и еще и цвета колечек выучили. Теперь говорю: «Принесите маме красное колечко», и они несут именно красное! Так что рано расстраиваться, девочки, всему свое время».
Также для изучения понятий «большой» и «маленький» хорошо проводить занятия с пластилином. Сначала слепите с малышом две одинаковые фигурки, затем одну из них сделайте в два раза больше другой и спросите у ребенка, какая из фигурок большая, а какая маленькая. Малыш ответил правильно? Переделайте фигурки, сотворив из большой маленькую и наоборот. Еще раз спросите у малыша, где какая фигурка, какая больше, какая меньше, и если кроха все назвал правильно, значит, урок усвоен, если же он не показывает необходимые фигурки, назовите их сами. Нужно, чтобы эти понятия закрепились в пассивном словаре малыша, в дальнейшем он будет использовать их сам.
Читай также: Как сделать безопасный пластилин?
Ещё один вариант игры-помощницы – матрёшки или разноцветные пластиковые пасочки, вкладывающиеся одна в другую. Играть с матрешками очень увлекательно, ведь только что матрешка была большая, и раз – она уже маленькая! Пластиковые пасочки замечательно входят одна в другую, малыш может накрывать маленькую большой, и пытаться сделать наоборот, тем самым эмпирическим путем осознавая различия между предметами разного размера. Выставив в ряд, друг за другом все пасочки или всех матрешек, понять какая больше или меньше всех будет просто даже двухлетнему карапузу.
Магистр психологии Наталья Карабута советует: «Для закрепления понятий «больше» и «меньше» отличной находкой будет провести дома театральное представление по мотивам сказки «Три медведя». Для этого возьмите трех мягких игрушечных мишек разных размеров и постройте им три берлоги (большую, маленькую и среднюю). Во время представления кормите мишек из тарелок разной величины и поите из чашек разного размера, мишки могут играть с большой и маленькой машинками, «собирать» большую и маленькую пирамидки и кушать большие и маленькие печенюшки, тут нет ограничений для творчества и фантазии».
Параллельно с изучением понятий «больше» и «меньше» можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами. Наборы с деревянными формами разных цветов и размеров доступны в магазинах игрушек и на примерах таких кубиков, треугольников и прямоугольников малыш не только сможет показать размер фигурки, но и найти деревянный брусок необходимой формы.
Читай также: Детские деревянные конструкторы в развитии детей
Еще один доступный родителям прием – аппликация. Вырежьте из бумаги разноцветные фигурки разных размеров и вместе с ребенком наклеивайте их на лист картона, например с одной стороны все большие фигурки, а с другой – все маленькие. Во время работы с аппликацией малыша можно легко познакомить с понятием цвета, и выбирать не просто большие и маленькие фигурки, а еще и учитывать, что они должны быть именно красного или синего цвета.
В вопросе изучения понятий «больше» и «меньше» также поможет специальная детская литература, например большие иллюстрированные книги, где малыш впервые на картинке сможет увидеть большого слона и маленькую птичку колибри, высокую Эйфелеву башню и маленький домик гнома, высокого жирафа и его новорожденного малыша. В дальнейшем, по возможности, с большинством увиденных на картинках представителей флоры и фауны, стоит познакомить ребенка лично, во время посещения зоопарка или зоологического музея.
Понятия «больше» и «меньше» — отличный старт для обучения малыша, ведь впереди его ждет еще много интересных и полезных открытий.
Читай также: Развиваем ребенка с первых дней жизни: подсказки родителям
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции
Источник
Содержание
- Особенности развития детей третьего года жизни
- Внимание на третьем году жизни ребенка
- Представление и понятие об окружающем мире
- Сенсорное развитие
- Игры и занятия на третьем году жизни ребенка
В течение 3-го года жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно слышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис 3-х летнего возраста проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протеста против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности.
В результате таких личностных проявлений ребенка у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы от взрослых за свои успехи. Появляется чувство собственного достоинства. Эти качества лежат в формировании самосознания ребенка.
Большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи ребенка и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают формы слов, а также неправильно произносимые слова.
В своей речи он употребляет уже распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым». Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы развивают познавательную потребность. Употребление детьми придаточных предложений говорит о восприятии детьми предметов и явлений окружающей действительности не изолированно, а во взаимосвязи. Они улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают и сопоставляют.
Развитие речи и мыслительного процесса у детей третьего года жизни идут одновременно.
Особенности развития детей третьего года жизни
- Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов из того, что его повседневно окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
- Появляются более сложные обобщения касающихся сходных по функциям предметов, а также касающихся качества предметов, например на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
- Ребенок может понять рассказ взрослого о явлениях и событиях в которых сам не участвовал и непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома.
- На третьем году изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.
Но несмотря на эти достижения дети не владеют еще грамматическим строем языка. Ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и валенки» (2 года 6месяцев), или: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» (2 года 9 месяцев). Правильное произношение звуков на 3-м году еще не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие :«балабан» (барабан). В это время слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения. Что касается взрослых, то они не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования правильного произношения детьми слов.
Внимание на третьем году жизни ребенка
На третьем году жизни у детей появляются элементы произвольного внимания, он более длительное время может заниматься одним видом деятельности. У ребенка возрастает объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют в памяти пережитое, особенно если это было связано с положительными или отрицательными эмоциями.
Представление и понятие об окружающем мире
На протяжении 3 года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода, различает и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»).
У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).
Сенсорное развитие
Вид деятельности ребенка, которому следует уделять особое внимание, можно назвать наблюдение, так как оно является важным средством сенсорного развития. Здесь высока роль взрослого, который должен научить ребенка выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма. Если взрослый видит, что ребенок зам чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом предмете главное, существенное. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.
Игры и занятия на третьем году жизни ребенка
Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами:
- предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой);
- сюжетные игры (игра с куклой);
- наблюдения;
- рассматривание картинок, книг;
- элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием пищи, одевание, уборка игрушек);
- игры со строительным материалом; начала изобразительной (творческой деятельности) – лепка и рисование.
Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.
Особое место в развитии ребенка имеют «сюжетные игры», когда играя, он отображает многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он начинает отображать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Но это возможно только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Важным качеством в деятельности ребенка при этом могут быть элементы планирования, когда, начиная то или иное действие, он заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу».
Изобразительная творческая деятельность ребенка заключается в рисовании, лепке. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.
На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать взаимодействия со сверстниками, интерес к совместным играм и начинаются складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.
А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.
Источник