Развитие ребенка младшего школьного возраста в семье
Светлана Евсюткина
Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.
Евсюткина Светлана Викторовна
Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.
«Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого
они есть». Патрик О Рурк.
Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.
«Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей». Семья -колыбель духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности. Первая причина особой роли семьи в воспитании — устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Вторая — ее разносторонность.
Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. Условия правильного семейного воспитания -рационально организованный быт, режим жизни в семье!
Одним из распространенных недостатков семейного воспитания
становится в наше время культ вещей, приобретательство, внимание родителей только учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию.
который есть. Именно поэтому они неэффективны для нормального, гармоничного воспитания хорошего человека, достойной личности.
Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей.
Так же, важным условием воспитания детей в семье, является авторитет родителей. Влияние отца и матери на детей,основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Без авторитета нельзя воспитать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.
Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные требования семьи и школы — одно из условий правильного воспитания детей в семье. Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа — семья — ребенок. Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.
Воспитание-диалог становится одним из важнейших условий воспитания ребёнка в семье. У родителей, привыкших добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Взрослые сами нередко замечают, что чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в обращении с ним вызывают встречное расположение, стремление выполнять требования старших.
Педагоги выделяют три основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй — жесткая авторитарность, безапелляционность, диктат в отношениях с детьми. Третий — сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потребностей и интересов каждого из участников взаимоотношений.
Социальные потребности ребёнка.
Потребность в общении — общение взрослых и детей всегда происходит на эмоциональной основе, для него характерно сопереживание. Это обогащает личность ребенка, делает его более чутким к переживаниям других людей, более восприимчивым к влиянию взрослых. Чем длительнее по времени и богаче по содержанию общение ребенка с членами семьи, тем богаче его личность.
К сожалению, современный напряженный темп жизни, изменение условий быта повлияли на характер общения: оно становится редким, все более формальным не только между знакомыми и соседями, но и между родными внутри семьи.
Младший школьник не только стремится удовлетворить в общении свои эмоциональные и интеллектуальные потребности, но и хочет получить оценку своей личности, самоутвердиться, осознать себя. В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. Оценочные воздействия взрослых способствуют воспитанию чувства долга, уверенности в собственных силах, ответственности, организованности и многих других качеств, оказывают влияние на уровень притязаний школьников в учебе.
Родители, оценивая поведение ребенка, результаты его деятельности, нередко допускают крайности — злоупотребляют либо похвалой, либо порицанием. Многие ошибочно считают, что отрицательная оценка стимулирует ребенка. В действительности же, часто используемая, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, гасит инициативу. Сравнение неудач ребенка с успехами других детей может вызвать реакцию, обратную желаемой: вместо того чтобы побудить к достижению таких же успехов, поселит в нем неуверенность в себе, зависть, недоброжелательство. Злоупотребление положительной оценкой может сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность.
Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших поступков и качеств ребенка, чем постоянное подчеркивание и осуждение его недостатков. Оценка должна быть справедливой и ни в коем случае не унижать ребенка.
Главными условиями в воспитании ребёнка являются: эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что-то не нравится в ребенке, его нравственном облике, вспомните: ребенок в какой-то степени является вашим зеркальным отражением.
Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Конечно, у взрослых могут быть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.
Большую роль в воспитании играет дружба родителей и детей — это особые отношения, которые требуют, прежде всего, взаимного уважения, умения взрослого понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении с ним. Лучший путь — постараться встать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет. Родители должны строить дружеские отношения с ребенком, а именно стремиться чувствовать, понимать, принимать его душевный мир.
Трудности воспитания детей обусловлены тем, что многие источники влияния находятся вне поля зрения родителей, даже если они стараются следить за ребенком, его отношениями с другими людьми, сверстниками, знают его интересы, привязанности. Общение со сверстниками, улица могут оказывать на него отрицательное влияние: он усваивает язык улицы — сленг, нецензурные выражения, грубые манеры. Дома это, возможно, не проявляется до поры до времени. Семья как бы вступает в спор с улицей, и порой очень трудный спор. Если у ребенка нет доверительных отношений с родителями, побеждает улица.
Таким образом, подводя итоги, мы можем смело говорить о многообразии функций семьи, также здесь стоит заметить присутствие не одного, а широкого спектра ролей, которые выполняет семья в воспитании своего ребёнка. Семья является главной опорой для своего собственного «малыша», она направляет, регулирует, развивает, воспитывает в комплексе все сферы, включая психологическую, эмоционально-волевую и т. д. Семья — это первый учитель и незаменимый воспитатель для младшего школьника, спутник жизни ребёнка, выстраивающая линию воспитания в соответствии со своими желаниями и интересами. Она должна полностью обращать внимание на события, происходящие у ребёнка в этом возрасте, учитывать особенности их протекания, условия, в которых находится их малыш, какие эмоции, переживания он испытывает в данный период, что его волнует и что затрагивает, чем он живёт.
Семья формирует, воспитывает и развивает те качества и особенности личности в соответствии своим нуждам и потребностям. Ещё раз повторяясь, родители по воли своей определяют вектор воспитания и развития ребёнка. Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по — человечески. Таким образом, семья — это незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергии, в которой он живет.
Десять заповедей родительства
• Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или — как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
• Не вымещай на ребенке свои обиды; что посеешь, то и взойдет.
• Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь — как он может тебя отблагодарить? Он даст жизнь другому: это необратимый закон благодарности.
• Не думай, что ребенок твой — он Божий.
• Не относись к его проблемам свысока.
• Не унижай!
• Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.
• Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
• Умей любить чужого ребенка. Не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
• Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ОТ РЕБЕНКА.
• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
• Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
• Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.
• Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я не люблю вас». Я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком.
• Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете все спокойно с глазу на глаз.
• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позднее.
• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, поняв, насколько великолепно знаю я, «что такое хорошо и что такое плохо».
• Не заставляйте чувствовать, что мои поступки — смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
• Не подвергайте мою честность слишком большому воспитанию. Став запуганным, я превращусь в лжеца.
• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир. Пожалуйста, смиритесь с этим.
• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на своем опыте.
• Не зацикливайтесь на моих хворях. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если при этом получаю столь много внимания.
• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, то вы увидите, что я вообще перестану задавать их и стану искать информацию на стороне.
• Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
• Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
• Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения. Относитесь ко мне так же, как относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
Источник
Мощнейшие изменения в функционирование семьи вносит переход ребенка к школьному обучению – выход ребенка из семьи в более широкое социальное пространство. Приход ребенка в школу означает кардинальное изменение его социальной ситуации развития. Теперь ребенок осуществляет социально значимую деятельность – он учится, он ученик, в глазах самого ребенка его позиция в жизни становится столь же значимой, как и позиция родителей. Школа на много лет становится для ребенка главным социальным институтом. Семейные отношения в значительной степени начинают опосредствоваться тем, что происходит у ребенка в школе, его школьными успехами и неудачами, отношениями с учителем и одноклассниками.
Какова же роль семьи как социального института в этот период? Поступление ребенка в школу ставит перед семьей чрезвычайно сложные задачи. Прежде всего, это уважение к его новой социальной позиции – позиции ученика, значимости его деятельности, поддержание высокой самооценки. Это поддержка позитивного отношения к школе, познавательных мотивов и мотивов к учению, авторитета учителя и положительного отношения к нему. Кроме того, это создание в доме условий для успешного обучения: организация соответствующего режима дня, места для занятий, наличие необходимых книг и учебников и т.д.
К сожалению, приход в школу связан для ребенка и семьи со многими психологическими рисками, в первую очередь это риск удара по его самооценке и самооценке родителей. В школе ребенок занимает новую позицию – позицию ученика, и оценивается он уже по другим меркам, чем в дошкольном возрасте. Во-первых, в новом, школьном пространстве проявляются какие-то его неумения, недостатки, ошибки в поведении, которые уходили в тень в свете семейной любви, а возможно, и не воспринимались как недостатки. Во-вторых, в школе ребенок становится представителем своей семьи, и его успехи или неудачи оцениваются не только как его, но и как неудачи родителей и всей семьи. Если при подготовке к поступлению в школу у родителей лишь возникает тревога в ожидании оценки социумом их ребенка и качества их родительства, то с приходом ребенка в первый класс это ожидание сменяется актуальным состоянием получения оценки общества. Это и оценки учителей, и других детей и их родителей. Переход к школьному обучению является критическим не только для ребенка (Л. С. Выготский обозначал этот кризис как кризис потери непосредственности, расхождения внешнего и внутреннего плана действий), но и для всей семьи, требующим перестройки семейных отношений. Если ребенок не готов к школе интеллектуально или мотивационно, если он не готов к отделению от родителей, если ему с трудом дается освоение школьных предметов или не складываются отношения с одноклассниками, то все это может привести к снижению его самооценки, неуверенности в себе, непринятию себя. Конечно, очень многое здесь будет зависеть от учителя, его такта, эмпатии и поддержки. Но и роль семьи в такой ситуации не менее важна. Основной функцией и задачей семьи в условиях, когда ребенок сталкивается со школьными трудностями, является функция поддержки – эмоциональная поддержка ребенка, его принятие, снижение родительских ожиданий и смирение амбиций. Это одна из очень трудных задач для родителей – не возлагать на ребенка невыполнимых ожиданий и ответственности. Один из возможных вариантов поддержания самопринятия и положительного самоотношения – включение ребенка в какую-то другую деятельность, где он будет успешен. Главное – принимать ребенка таким, какой он есть, поощрять его не только за хорошие оценки, давать понять ребенку, что в семье его любят по-прежнему.
Очень сложная, двойственная задача семьи – поддерживать значимость школы в жизни ребенка, в то же время не давая заслонить ей ценность семьи, семейных отношений и другие ценности. Выполнение этой задачи требует от членов семьи деликатности, тонкости, гибкости, рефлексии своей родительской позиции и родительской компетентности. Социальное развитие родителей продолжается.
Конечно, наиболее трудным оказывается первый год обучения, период адаптации, но и на протяжении всего периода обучения ребенка в школе задачи родителей – контроль за успеваемостью и поведением в школе, эмоциональная поддержка, помощь в обучении – остаются.
Несомненно, переход ребенка к школьному обучению наиболее сложным окажется для неполной семьи, так как новые задачи лягут на плечи матери, которая и так является функционально перегруженной. К ее функциям добавляется и создание условий для успешного обучения ребенка, и контроль за его учебой, а также бытовые трудности: провожать и встречать ребенка из школы, следить за приготовлением уроков и т.д.
Говоря о роли семьи в жизни человека на разных возрастных этапах, необходимо помнить, что происходящие социокультурные трансформации коснулись и детства. Размываются и смещаются возрастные границы. Так, например, для современных родителей характерно стремление к раннему развитию ребенка, интенсификации развития. Уже с года ребенка начинают водить в различные группы развития и кружки. Исследования, проведенные Е. О. Смирновой и сотрудниками, показывают, что все чаще родители дошкольников предъявляют к детям завышенные требования, относятся к ним не с позиции принятия, а с оценочной позиции, ожидают от них достижений в овладении учебными навыками. Сокращается время на игру и сама игра редуцируется[1]. В конечном счете все это приводит к тому, что по содержанию дошкольный возраст трансформируется в младший школьный.
Изменения коснулись и школьного возраста. Главный социальный институт для ребенка школьного возраста также начинает постепенно ослаблять свои позиции. Все чаще родители отдают предпочтение не школе, а индивидуальному обучению, что коренным образом изменяет процесс социализации. Объяснением такого выбора родителей является высокая агрессивность школьной среды – отвержение сверстниками, школьная травля, психологическое выгорание школьных учителей. Часто в современной школе ребенок не чувствует себя в безопасности. В этом случае на помощь ребенку должна прийти семья.
Источник