Развитие ребенка как субъекта учебной деятельности

Развитие ребенка как субъекта учебной деятельности thumbnail

РЕБЕНОК КАК СУБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                             Детей надо любить всем сердцем

                                                          и, чтобы их любить так, нужно

                                                                    учиться у них, как следует проявлять

                                                                  эту любовь. Каждый школьный день,

                                                                    каждый урок должен быть осмыслен

                                                       педагогом как подарок детям.

                                                                                                                         Ш.А. Амонашвили

«Здравствуйте, дети»

В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Начальное звено школы должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

Одной из главных задач обучения является формирование учебной деятельности ребенка. Малыш переступает порог школы и становится…объектом обучения. Переход от ведущей ранее игровой деятельности к учебной – очень сложный период. Вот почему так важна роль учителя начальных классов. Можно ли представить сегодня педагога, который хотел бы плохо учить детей? Нельзя! Просто невозможно! К сожалению, остается еще обучение по принципу передачи знаний ребенку, передачи способов действий. В общепринятой методике ученики выполняют много самостоятельных заданий, которые часто носят репродуктивный характер. Дети в такой ситуации теряют интерес к обучению уже на начальном этапе.

Дидактическим стержнем урока должна быть деятельность самих ребят. Она побуждает к проявлению самостоятельной мысли, своих собственных суждений.

Понять, что при определенных условиях возможен иной ход усвоения знаний детьми, мне помогла дидактическая система обучения, разработанная под руководством академика Л.В. Занкова. Принципы, заложенные в ней, близки и понятны мне: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процессов учения, работа над развитием всех учащихся, деловые, доброжелательные отношения между детьми и учителем. Все это позволяет строить учебный процесс на уважении личности ребенка, на внимании к его внутреннему миру, к его переживаниям.

В обучении, направленном на развитие, человек формируется не в ходе получения готовых знаний, а в результате собственной деятельности. Ход познания идет от ученика. Например, закончено изучение таблицы умножения. На одном из уроков, решая примеры, ребята сталкиваются с таким выражением: 23∙4. Возникает проблема. Учитель предлагает подумать. Включается исследовательская деятельность. Высказываются несколько вариантов решения, которые записываются на доске. Разные мнения обсуждаются, и под руководством учителя выводится алгоритм решения.

Построение процесса обучения, ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально меняет позицию ученика. Он сам играет роль творца. На таких уроках ребята являются соавторами. Здесь включается не только умственная деятельность, но и эмоциональная сфера. Когда эмоции вызывают не только отметки, но и сам процесс познания, – это высокий уровень организации обучения.

Стараюсь вызывать на своих уроках удивление, зная, что удивление у малыша – шаг к новому, неизведанному, а значит, к мышлению. Интересно проходят уроки математики по программе развивающего обучения, созданной доктором физико-математических наук Людмилой Георгиевной Петерсон. Каждое занятие вызывает большой интерес у школьников, желание открывать новое. Считаю, что здесь полностью осуществляется проблемно-развивающая технология: формируются критическое мышление учащихся, навыки активного речевого общения, положительные эмоции. Надо сказать, что обучение идет на повышенном уровне трудности. Это правильно, так как ребенок должен прилагать определенные усилия, чтобы достичь какого-либо результата. Повышенный уровень – не значит недоступный. Преодоление доступных трудностей вызывает у ученика духовный подъем, укрепляет веру в свои силы, раскрывает его творческий потенциал. Мои ребята, решив сложное задание, радуются гораздо больше, чем при решении легкого.

Обучение по развивающим программам, применение новых педагогических технологий позволяют к концу начальной школы сформировать на высоком уровне основные компоненты учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль, самоконтроль, оценку и самооценку.

Уроки составляют основу школьного дня. Статус ученика как объекта или субъекта зависит от того, насколько учитель продумывает организацию занятий, деятельность ребенка. Если в процессе обучения ученик может рефлексивно реагировать, контролировать и объективно оценивать свои действия, то он становится свободным от создаваемых рамок, может генерировать учебную задачу, то есть поднимается до уровня целеполагающего субъекта.

Источник

Александра Вандаева
Становление дошкольника как субъекта деятельности

Развитие дошкольника представляет собой изначально творческий процесс, сущностью и смыслом которого является порождение в ребенке субъекта и овладение им собственной субъектностью. Исследования по развитию субъектности в онтогенезе показывают, что развитие человека происходит по пути наращивания субъективности с возрастом, и преодоления тотальной зависимости человека от внешних условий.

Процесс становления субъектности дошкольника в науке прдставлен линейно. Первая линия становления субъектности пролегает через осознание своего тела как объекта, с другой стороны, данного ему в непосредственных ощущениях, а с другой так же непосредственно подчиняющегося его воле. Ребенок осознает свое тело не просто как себя самого, но одновременно и как объекта своего управления. Это двойное осознание выступает в качестве функционального механизма психической саморегуляции, осуществляемой по принципу рефлексии и лежащей в основе превращения ребенка в субъекта деятельности. Вторая линия становления субъектности, развивающаяся параллельно с первой, реализуется в сфере социальных взаимоотношений, впервые возникающих в семье, а затем расширяющихся и обогащающихся по мере включения ребенка в различные детские сообщества. Переходя из одного сообщества в другое, участвуя в различных игровых и бытовых ситуациях, ребенок начинает осознавать себя не только как физическое тело, но и как общественное существо, способное и к физической, и к социальной активности различного рода. Попытки управлять своим поведением приводят к формированию второй стороны субъектности, но уже не биологической, а социальной, в основе которой лежит рефлексия на свое социальное поведение.

Субъектность ребенка приобретает специфические и уникальные для дошкольного возраста качества,этому способствуют психические и личностные новообразования: способность речи старшего дошкольника выполнять функцию планирования и регулирования деятельности и общения; возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли; развитие одного из основных компонентов субъета деятельности — целеполагания, обеспечивает способность старшего дошкольника представить цель и действовать в соответствии с нею; способность к произвольному поведению и деятельности, умение довести работу до необходимого результата; формирующаяся двусторонняя связь самостоятельности действий ребенка с активной работой мысли, чувств, воли; формирующаяся система мировоззрения и «Я-концепция». Субъективные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями. (А. Г. Гогоберидзе, М. В. Крулехт, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин).

В настоящее время проведено ряд исследований доказывающих возможность становления субъективности дошкольника в разных видах деятельности. В каждом возрастном периоде выделяется характерный тип деятельности,который обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности на данной стадии ее развития. Анализ исследований позволяет выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности: первый год жизни- ребенок как субъект эмоционального общения; 2 год- ребенок как субъект предметной деятельности; 3 год жизни — ребенок как субъект самотоятельной предметно-манипулятивной деятельности; 3-5 лет — ребенок субъект социальных отношений и игровой деятельности, одновременно он выступает и субъектом поисковой деятельности. 5 лет — ребенок субъект общественной и активной игровой деятельности; 6-7 лет — ребенок субъект переживания внутренней жизни и познания (обучения).

Исходя из анализа существующих в педагогической науке подходов, в нашем исследовании мы определили качества личности, характеризующие дошкольника как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности. Во-первых, воспитание и развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется с учетом индивидуальных особенностей проявления его собственной активности. Собственная активность ребенка определяется им самим, детерминируется его внутренним состоянием. Дошкольник в этом процесе выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Во-вторых,проявления ребенка как субъекта деятельностти связаны с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств, способов ее реализации. К основным показателям проявления творчества в двигательной деятельности мы отнесли умение поставить новую цель, умение открыть новые способы и средства деятельности, новмзну и оригинальность результата детской деятельности. Основными показателями самостоятельности дошкольника как субъкта двигательной деятельности выступают: осознанность действий и наличие элементарного планирования, умение давать адекватную оценку своей работе, умение переносить известные способы действий в новые условия.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту детской деятельности, как личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Воспитание и развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется в процессе накопления им социокультурного опыта,который включает: опыт эмоциональных отношений к миру и культуре; опыт знаний о мире, природе, обществе; опыт умения взаимодействовать с миром; опыт творческого включения в культуроосвоение и культуросозидание. Исходя из этого, технологическое обеспечение процесса становления ребенка дошкольного возраста как субъекта собственной деятельности в дошкольном учреждении должно включать систему педагогических средств, направленных (напервом этапе)на освоение детьми способности к целеполаганию, на втором — на формирование способов и поиска средств взаимодействия, на третьем этапе — на освоение ребенком способности к самореализации.

Таким образом, развитие ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности позволяет ему намечать и корректировать цели, осознавать мотивы своего поведения, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их в соответвии с поставленной целью.

Источник

Учебная деятельность

Определение 1

Учебная деятельность – это форма существования школьника как субъекта учения, в которой формируются и проявляются все качества личности.

С приходом в школу ребенок ещё не вступает в учебную деятельность, её нужно сформировать, научить его учиться. В этом вопросе важной проблемой является умение учиться самому. Задача начальной школы заключается в том, чтобы построить учебную деятельность. На этом пути встает первая трудность, суть которой состоит в том, что ребенок приходит в школу с мотивом, не связанным с содержанием той деятельности, которую ему нужно выполнять. Поскольку между мотивом и содержанием учебной деятельности нет соответствия, мотив постепенно свою силу начинает терять.

Мотив должен быть связан с внутренним содержанием предмета усвоения. Д. Б. Эльконин считал, что побуждать к учению должно содержание, которому ребенка учат в школе. Необходимо формировать познавательную мотивацию.Познавательная мотивация тесно связана с содержанием и способами обучения, а при традиционной форме обучения её можно и не сформировать.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Деятельность, не являющуюся ещё учебной, превратить в учебную можно, изменив мотив, но, к сожалению, в школе в качестве внешней побудительной силы выступает отметка – это своеобразная система принуждения. При настоящей мотивации ребенку хочется идти в школу, ему там интересно и содержательно, а для этого необходимы изменения в содержании обучения. Данный вопрос решался Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в 60-70-е годы в экспериментальных школах страны.

Учебная деятельность должна поворачивать ребенка на самого себя, она требует рефлексии и оценки собственного изменения. Любая учебная деятельность начинается с оценивания ребенка, а отметка – это определенная форма оценки.

Выдающийся педагог Ш.А. Амонашвили был организатором экспериментального безотметочного обучения, однако, обучение без отметок, не является обучением без оценок. Оценка всегда должна быть, только развернутая, потому что через оценку ребенок выделяет свои изменения в учебной деятельности.

Главная составляющая учения – это форма и содержание, природа которого объективно-субъективная.

Предмет деятельности – это действия, которые необходимо выполнять для достижения результата деятельности.

Учебная деятельность должна иметь в своей структуре учебную задачу – то, что ученик должен усвоить на уроке, учебное действие – то, что необходимо сделать, чтобы определить свойства изучаемого предмета, действие контроля – показывает правильность выполнения действия.

Внешний контроль в процессе учебной деятельности постепенно переходит в самоконтроль, который до начала работы является прогнозирующим, по ходу работы он становится пошаговым и после окончания работы – итоговым контролем. Структура учебной деятельности должна включать и действие оценки, показывающее, насколько достигнут результат.

Оценка может перейти на уровень самооценки, которая бывает адекватной и неадекватной, глобальной, дифференцированной, прогнозирующей, итоговой.

Ученик – субъект учебной деятельности

Насколько активен ребенок в усвоении знаний, настолько учебная деятельность будет успешной. Активность включает деятельность всех познавательных процессов, обеспечивая их развитие. Без собственной деятельности ребенка «внести» в него познание и нравственные нормы невозможно, потому что будет подрывать его умственное и нравственное развитие.

Знания способствуют развитию только тогда, когда есть мотив собственной познавательной активности. При отсутствии мотивации они будут восприниматься как насилие, ребенок теряет интерес к учению и, более того, не видит смысла в изучении того или иного предмета.

Собственную интеллектуальную активность ребенка обуславливают учебно-познавательные и социальные мотивы – это основные мотивы учения и они на каждом этапе имеют свое содержание. Познавательная потребность лежит в основе познавательного мотива – это необходимость в получении новых знаний, новый уровень понимания окружающих явлений и событий и самого себя.

Познавательная потребность имеет свои свойства:

  • ненасыщаемость, когда удовлетворение этой потребности ведет к поиску новых целей;
  • процессуальность – проявление интереса и к результату познания и к процессу и средствам его достижения;
  • эмоциональная окрашенность, переживание радости познания;
  • интеллектуальная часть познавательного интереса, связанного с осознанием, пониманием и работой воображения;
  • чувство удовольствия и радости от работы, что составляет эмоциональный аспект познавательной потребности;
  • стимул к действию и преодоление трудностей – волевой аспект познавательного интереса.

Познавательный интерес имеет тесную связь со вниманием, памятью, работоспособностью, он оказывает позитивное влияние на все психические процессы и функции. Познавательный интерес придает позитивную окраску изучаемому предмету, который становится более легким в субъективном восприятии ученика.

Для правильной организации учебной деятельности необходимы психолого-педагогические средства активизации обучения, которые должны быть разработаны и применяемы на уроке.К ним можно отнести целую систему вопросов и заданий, интересных для учащихся и стимулирующих активную умственную деятельность. На практике же 80% вопросов, задаваемых ученику, требуют просто механического воспроизведения материала.

Стимулируют мыслительную деятельность вопросы, где сталкиваются противоречия между старыми и новыми знаниями, вопросы на установление сходства и различия, на установление причинно-следственных связей и др.

Совершенно понятно, что одними вопросами нельзя развить активную учебно-познавательную деятельность, здесь требуются психолого-педагогические и хорошо продуманные условия ведения урока. Урок должен пробудить и развить интерес к предмету. Интерес вызывает разнообразный учебный труд, а однообразие вызывает скуку. Интерес вызывает и связь нового материала с ранее изученным.

Замечание 1

Обучение должно быть трудным, но посильным, а частая проверка и оценивание работы создают дополнительный интерес.

Виды учебной деятельности

К основным видам учебной деятельности на уроке относятся фронтальная, индивидуальная и групповая. Основное их отличие состоит в способах организации работы.

Фронтальная учебная деятельность охватывает весь коллектив класса, который выполняет общую задачу под непосредственным руководством учителя в едином для всех темпе. Данная форма чаще всего используется при первичном усвоении учебного материала, а при изложении проблемного, объяснительно-иллюстративного материала она привлекает всех учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Учитель, использующий фронтальную форму работы, должен держать класс в поле своего зрения, видеть каждого ученика, поддерживать творческую атмосферу.

Недостатком этой формы работы является ориентация на абстрактного среднего ученика, на которого рассчитан объем и сложность материала, темп выполнения работы. Учащиеся с низкими возможностями требуют большего внимания от учителя и в течение урока не способны получить знания, для них темп урока должен быть ниже. В этом случае страдают сильные учащиеся, потому что для них важно не количество выполненных заданий, а их творческий характер.

Для поддержания высокой эффективности учебной деятельности используются и другие формы организации урока. Это, например, индивидуальная форма организации работы. Суть работы состоит в том, что для всех учеников класса предусмотрено самостоятельное выполнение одинаковых задач без всякого контакта друг с другом. Индивидуальные задания могут быть в виде упражнений, задач, сочинений, рефератов, докладов, работы с учебником, справочником и др.

Замечание 2

Использовать индивидуальную форму работы можно на всех этапах урока – при усвоении новых знаний, их закреплении, повторении, обобщении пройденного материала.

Индивидуальная работа вырабатывает необходимые умения и навыки, дает опыт творческой работы. Недостатком этого вида является изолированность ученика, его усилия не согласуются с усилиями других учеников и данный недостаток компенсирует групповая форма работы, которая является альтернативой традиционным формам.

Групповая работа может быть парной, кооперативно-групповой, дифференцированно-групповой, цепочечной, индвидуально-групповой.

Группы могут быть стабильными, временными, однородными и разнородными.

Групповая работа позволяет довольно успешно формировать умения учиться, моделировать, планировать, осуществлять контроль, взаимоконтроль, рефлексию и др.

Кроме этого групповая работа воспитывает взаимопомощь, коллективность, ответственность, взаимопонимание, чувство долга.

Источник