Развитие ребенка как субъекта детских видов деятельности
Воспитание детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
Общие понятия. Воспитание – одно из основных понятий педагогики. Это процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса.
Результат воспитания – личность, развивающаяся в гармонии с собой, природой и социумом, личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире этих ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде.
Воспитание должно пробудить стремление личности к саморазвитию, культурному и личностному росту, развить духовные потребности и гуманные чувства.
Как общественное явление воспитание направлено на передачу накопленного человечеством исторического культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. В процессе воспитания происходит интериоризация (Л.С. Выготский), присвоение личностью культурно-исторического опыта, что приводит к повышению уровня культурного развития.
Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов, средств и достигнутых результатов. Центр воспитательного процесса образует развивающее взаимодействие педагога и детей, основанное на их сотрудничестве и взаимном уважении.
Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Процесс воспитания закономерно отвечает требованию природосообразности. В нем ребенок выступает в совокупности всех своих индивидуальных проявлений, включая возрастные особенности.
Большинство философских и психологических словарей определяют, что субъект – это источник познания и преобразования действительности, носитель активности.
Субъект – индивид или группа как источник познания и преобразования Действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. В категориальной системе психологии субъект имеет характер субстанциональной психологии. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо (В. А. Петровский).
В современных педагогических исследованиях традиционно ребенок дошкольного возраста рассматривается с позиций субъекта – носителя активности как потребности в деятельности.
И хотя обращение к интерпретации детских проявлений с точки зрения субъектности не вызывает споров и противоречий, зачастую декларативное применение этого подхода приводит к схоластическому «вымыванию» ценности и потенциальных возможностей реализации идей развития ребенка как субъекта и в научных исследованиях, и в практике дошкольного образования. Это свидетельствует о необходимости более глубокого, концептуального анализа и понимания сущности и смысла субъектного подхода в дошкольной педагогике.
Истоки понимания феномена детской субъектности, несомненно, имеют психологические основания.
С опорой на концепцию Л.С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения.
Переход от неосознанного поведения к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность.
Модель развития ребенка как субъекта поведения, по Л.С. Выготскому, осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту. Ведущие психические процессы – механизмы развития ребенка как субъекта поведения следующие:
— в раннем возрасте – восприятие;
— в дошкольном возрасте – память;
— к концу дошкольного детства (7 лет) – мышление.
Продолжатели идей Л.С. Выготского, его ученики А.Н. Леонтьев,
А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, определяют в качестве движущей силы развития дошкольника как субъекта стремление у ребенка познать действительность и овладеть ею. Акценты в исследовании ребенка как субъекта деятельности начинают приобретать личностные смыслы деятельности, ее мотивы, строение и формирование предметного действия (ориентировочная и исполнительная часть).
С позиции Д.Б. Эльконина развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется от освоения мотивационной стороны деятельности к операционально-технической; от совместной к самостоятельной деятельности. Конкретное содержание и конкретные структуры психической деятельности ребенка как субъекта практической деятельности формируются целиком в индивидуальном опыте – это важнейшая закономерность в развитии субъекта.
Исходя из концепции Д.Б. Эльконина, можно выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:
1-й год жизни: ребенок – субъект эмоционального общения;
2-й год жизни: ребенок – субъект предметной деятельности;
3-й год жизни: ребенок – субъект самостоятельной деятельности;
3-5 лет: ребенок — субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности — взрослый); ребенок — субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий;
5 лет: ребенок – субъект общественной деятельности;
6-7 лет: ребенок – субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).
.
Источник
Александра Вандаева
Становление дошкольника как субъекта деятельности
Развитие дошкольника представляет собой изначально творческий процесс, сущностью и смыслом которого является порождение в ребенке субъекта и овладение им собственной субъектностью. Исследования по развитию субъектности в онтогенезе показывают, что развитие человека происходит по пути наращивания субъективности с возрастом, и преодоления тотальной зависимости человека от внешних условий.
Процесс становления субъектности дошкольника в науке прдставлен линейно. Первая линия становления субъектности пролегает через осознание своего тела как объекта, с другой стороны, данного ему в непосредственных ощущениях, а с другой так же непосредственно подчиняющегося его воле. Ребенок осознает свое тело не просто как себя самого, но одновременно и как объекта своего управления. Это двойное осознание выступает в качестве функционального механизма психической саморегуляции, осуществляемой по принципу рефлексии и лежащей в основе превращения ребенка в субъекта деятельности. Вторая линия становления субъектности, развивающаяся параллельно с первой, реализуется в сфере социальных взаимоотношений, впервые возникающих в семье, а затем расширяющихся и обогащающихся по мере включения ребенка в различные детские сообщества. Переходя из одного сообщества в другое, участвуя в различных игровых и бытовых ситуациях, ребенок начинает осознавать себя не только как физическое тело, но и как общественное существо, способное и к физической, и к социальной активности различного рода. Попытки управлять своим поведением приводят к формированию второй стороны субъектности, но уже не биологической, а социальной, в основе которой лежит рефлексия на свое социальное поведение.
Субъектность ребенка приобретает специфические и уникальные для дошкольного возраста качества,этому способствуют психические и личностные новообразования: способность речи старшего дошкольника выполнять функцию планирования и регулирования деятельности и общения; возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли; развитие одного из основных компонентов субъета деятельности — целеполагания, обеспечивает способность старшего дошкольника представить цель и действовать в соответствии с нею; способность к произвольному поведению и деятельности, умение довести работу до необходимого результата; формирующаяся двусторонняя связь самостоятельности действий ребенка с активной работой мысли, чувств, воли; формирующаяся система мировоззрения и «Я-концепция». Субъективные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями. (А. Г. Гогоберидзе, М. В. Крулехт, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин).
В настоящее время проведено ряд исследований доказывающих возможность становления субъективности дошкольника в разных видах деятельности. В каждом возрастном периоде выделяется характерный тип деятельности,который обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности на данной стадии ее развития. Анализ исследований позволяет выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности: первый год жизни- ребенок как субъект эмоционального общения; 2 год- ребенок как субъект предметной деятельности; 3 год жизни — ребенок как субъект самотоятельной предметно-манипулятивной деятельности; 3-5 лет — ребенок субъект социальных отношений и игровой деятельности, одновременно он выступает и субъектом поисковой деятельности. 5 лет — ребенок субъект общественной и активной игровой деятельности; 6-7 лет — ребенок субъект переживания внутренней жизни и познания (обучения).
Исходя из анализа существующих в педагогической науке подходов, в нашем исследовании мы определили качества личности, характеризующие дошкольника как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности. Во-первых, воспитание и развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется с учетом индивидуальных особенностей проявления его собственной активности. Собственная активность ребенка определяется им самим, детерминируется его внутренним состоянием. Дошкольник в этом процесе выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Во-вторых,проявления ребенка как субъекта деятельностти связаны с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств, способов ее реализации. К основным показателям проявления творчества в двигательной деятельности мы отнесли умение поставить новую цель, умение открыть новые способы и средства деятельности, новмзну и оригинальность результата детской деятельности. Основными показателями самостоятельности дошкольника как субъкта двигательной деятельности выступают: осознанность действий и наличие элементарного планирования, умение давать адекватную оценку своей работе, умение переносить известные способы действий в новые условия.
Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту детской деятельности, как личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Воспитание и развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется в процессе накопления им социокультурного опыта,который включает: опыт эмоциональных отношений к миру и культуре; опыт знаний о мире, природе, обществе; опыт умения взаимодействовать с миром; опыт творческого включения в культуроосвоение и культуросозидание. Исходя из этого, технологическое обеспечение процесса становления ребенка дошкольного возраста как субъекта собственной деятельности в дошкольном учреждении должно включать систему педагогических средств, направленных (напервом этапе)на освоение детьми способности к целеполаганию, на втором — на формирование способов и поиска средств взаимодействия, на третьем этапе — на освоение ребенком способности к самореализации.
Таким образом, развитие ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности позволяет ему намечать и корректировать цели, осознавать мотивы своего поведения, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их в соответвии с поставленной целью.
Источник
Евгения Тончавина
Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
Ребенок дошкольного возраста наиболее полно развивается в детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.
В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность.
Субъект — это носитель активности.
Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту.
Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора. Таким образом, поведенческая цепочка проявлений человека как субъекта деятельностивыглядит следующим образом: •эмоциональный компонент — выражает отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности; эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании инициативы и инициирует собственно деятельность, деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.
Следовательно, позиция субъекта деятельности характеризуется отсутствием жёстких стереотипов осуществления деятельности, творческими проявлениями, обусловленными возможностью выбора путей и средств достижения цели.
Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно,становятся: ценностное отношение к деятельности (эта деятельность имеет для человека особое значение, избирательная направленность (что это такое); инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.
Как показывают исследования педагогов Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. Н. Сомковой О. В. Солнцевой и др., субъектная позиция ребенка в деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, включение (интеграцию) дошкольника в этот мир и возможность творить в нем. Такая возможность определяется психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста.
Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника. Важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка.
Это годы оформляющегося образа «Я», когда сравнение Своего Я и Другого Я занимает значительное место в складывающейся шкале ценностей ребенка. (как получился рисунок у меня и как у других, что нравится мне и что Оле, во что хочу поиграть я и во что другие дети). Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения.
Вместе с тем, мы уже говорили, что уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная.
Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем.
В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник —это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.
Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.
И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок. Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут:
• интерес к деятельности;
• избирательное отношение к разным видам деятельности;
• инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
• самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.
Т. о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.
С опорой на концепцию Л. С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения.
Переход от неосознанного поведения к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность
. Модель развития ребенка как субъекта поведения по Л. С. Выготскому осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту
. Ведущие психические процессы как механизмы развития ребенка как субъекта поведения:
в раннем возрасте – восприятие;
в дошкольном возрасте – память;
— к концу дошкольного детства (7 лет) – мышление
.Исходя из концепции Д. Б. Эльконина, можно выделить
основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:
1-ый год жизни – ребенок субъект эмоционального общения;
2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет);
3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности;
3-5 лет – ребенок — субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности – взрослый); ребенок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.
5 лет – ребенок субъект общественной деятельности;
6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания). Однако, проявления субъектности дошкольниками будут различны в разных видах деятельности.
Но всегда ли дошкольник может освоить (и соответственно, занять) СП (субъектную позицию) в деятельности?
С чем это связано?
Нет, для этого требуются определенные условия организации педагогического процесса.
Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует специальной педагогической технологии, реализации определенных педагогических условий и в первую очередь, «развертывании перед ребенком» палитры разнообразной детской деятельности».
Другое важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации.
Условием такой организации деятельности будет эмоционально-положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству.
Т. О. освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.
Современные исследователи отмечают, что воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника на основе следующих позиций его участников:
субъект-объектная модель — взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их разрешения;
объект-субъектная модель — взрослый создает окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно;
субъект-субъектная модель — позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.
Все представленные модели имеют место в реальном педагогическом процессе ДОУ, а их использование зависит от необходимости решения разнообразных воспитательно-образовательных задач. В связи с этим в современных работах рассматриваются различные формы организации процесса обучения, связанные с данными позиционнымимоделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:
1. Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.
2. Передача информации от детей взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.
3. Равноправный поиск взрослыми и детьми, как субъектами деятельности, решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, СанПиН для дошкольных учреждений в настоящее время в дошкольном образовании смещен акцент с учебных занятий на совместную деятельность ребенка и взрослого, отказ от жесткого регламентирования.
В организации и осуществлении образовательной деятельности необходимо обязательно применять методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с детьми в рамках третьей (субъект-субъектной) модели посредством создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций, привлечения детей к активному участию в совместной со взрослым работе, развития навыков самооценки и самоконтроля.
Эффективными приемами развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта деятельности являются:
• использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить его);
• использование дидактических игр, в которых решение дидактической задачи для взрослого — поиск видовых и родовых признаков сходства предметов (младший, средний дошкольный возраст, дифференциация родовых понятий (старший дошкольный возраст) — связано с игровой задачей для детей (поможем Пете положить одежду в шкаф, а обувь в обувницу и др.);
• использование интерактивных и компьютерных игр;
• придумывание новых игр и упражнений совместно с детьми и использование их в работе;
• привлечение детей к оценке результатов своей работы, достижений и затруднений;
развитие навыков самооценки и самоконтроля.
Овладение детьми позицией субъекта деятельности
Критерии овладения
позицией субъекта
Самостоятельно ставит цели, задачи
Самостоятельно находит пути решения задач и достижения цели
Самостоятельно планирует свою деятельность
Овладевает способом деятельности и переносит его в другую ситуацию
Достигает результата, владеет элементарными навыками самоконтроля и самооценки
Использование модели «субъект-субъектных» отношений с детьми позволит повысить качество результатов образовательной деятельности,а именно:
• субъектныйподход обеспечит развитие личностных качеств ребенка: самостоятельности, инициативности.
• Повысится уровень освоения детьми образовательной программы.
• Повысится уровень удовлетворенности родителей.
Источник