Развитие ребенка как предмет педагогической деятельности

Развитие ребенка как предмет педагогической деятельности thumbnail

людмила макарова
Сущность понятия «Педагогическая деятельность»

Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности — создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним — доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядности.

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Б. Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:

— знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;

— научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;

педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

— высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.

Педагогическая деятельность, направленная на всестороннее развитие личности ребенка будет более эффективной если будет строиться сообразно природе, культуре ребенка и педагога.

В ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и ребенком, в котором участники нащупывают свой собственный взгляд на мир. Задача педагогической деятельности в контексте диалога культур педагога и ребенка двояка: с одной стороны, укрепить, развить свойственные ребенку способы мышления, позицию, картину мира; с другой стороны, организовать взаимодействие с иной культурой (взрослого человека).

В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.

Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта — воспитанник (ребенок).

Педагога как субъекта педагогической деятельности характеризуют целеполагание, активность, педагогическое самосознание, адекватность самооценки и уровня притязаний и т. д. В этой ситуации ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом.При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий. Однако до тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, т. е. побуждение к деятельности будут постоянно исходить от педагога, познавательное развитие ребенка будет не эффективным. Ситуация, когда не требуется проявление инициативы, ограничение самостоятельности формирует чаще негативные стороны личности. Воспитатель «видит» своих воспитанников весьма односторонне, в основном с точки зрения соответствия/несоответствия нормам поведения и правилам организуемой деятельности.

Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. Активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, отбираются нужные способы, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Педагогическая деятельность при такого рода взаимодействии носит диалогический характер.

А. К. Маркова дифференцируют демократический, авторитарный и либеральный стили педагогической деятельности и описывает их следующим образом.

При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.

При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение

При либеральный стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

В педагогической литературы рассматриваются следующие функции педагогической деятельности.

Функция развивающая является ведущей в деятельности педагога.Она сама объединяет ряд функций:

— гностическую (познавательную, включающую умения накапливать необходимые знания, работать с литературой, осваивать средства воспитательного воздействия и т. д. ;

— исследовательскую, включающую умения определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, проблемно ставить вопросы и т. д. ;

— информационную, включающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала и т. д. ;

— побудительную, включающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т. д.

Конструктивно-организаторская функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность.Она включает в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы.

Диагностическая функция направлена на определение состояния воспитуемых и педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательно-образовательной работы. Она включает умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности.

Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания.Она предполагает умения: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе ДОУ и т. д.

Коммуникативная функция требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым.

Материнская функция проявляется в обеспечении положительного эмоционального состояния ребенка, в охране жизни и здоровья, доверенных педагогу детей, в обеспечении их нормального психического и физического развития.

Преобразовательная функция требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Профессиональные умения и личностные качества педагога

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С. А. Козлова, Т. А.Куликова выделяют:

-педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми,

-эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

-педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

-педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

-педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

-культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог — ребенок», «педагог — родитель», «педагог — коллеги»;

-педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных. И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).

Гностические — это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей;

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога — это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

Источник

Педагогическая деятельность – это
деятельность,
которая обеспечивает отношения,
возникающие между людьми при передаче
духовно-практического опыта от поколения
к поколению. Педагогическая деятельность
состоит из двух видов:научнойипрактической. Педагогическая
деятельность – это воспитывающее и
обучающее воздействие учителя на
ученика, направленное на личностное,
интеллектуальное, и деятельностное
развитие, что является основой его
саморазвития и самосовершенствования.

Взрослое
поколение граждан всегда стремится
передать младшему поколению накопленный
духовный и практический опыт человечества–культуру,
чтобы общество могло сохраняться и
развиваться. Поэтому человек, владеющий
культурой, является одной из главных
целейобщества.
Для достижения такой цели в обществе
организуется специальная деятельность
– педагогическая.

Но передать всю культуру посредством
педагогической деятельности невозможно.
Для этой деятельности отбирается
необходимая и обязательная для овладения
частькультуры, представляющая
некоторую совокупность духовного и
практического опыта в форме знаний и
умений пользоваться ими, в форме высших
нравственных качеств. Средства, при
помощи которых осуществляется
педагогическая деятельность, представляют
собой, прежде всего, природные свойства
и качества, принадлежащие человеку:
органы чувств и опорно-двигательный
аппарат; социальные качества (способность
осознавать, понимать, пользоваться
знанием и умением); а также вспомогательные
средства: различного рода инструменты,
в том числе книги, письменные принадлежности
и т. п.

Педагогическая
деятельность осуществляется совокупностью
действий
, приводящих к результату,
соответствующему цели. Эта совокупность
представляет собой два вида педагогической
деятельности:научнаяипрактическая.

Научная
педагогическая деятельность
– это
вид педагогической деятельности, целью
которой является получение новых знаний
о педагогических отношениях взрослых
и детей и формах их развития. Научная
педагогическая деятельность состоит
из двух видов:теоретическойиэкспериментальной.

Научная
деятельность изучает всю совокупность
отношений, возникающих в педагогической
сфере, и вырабатывает рекомендации,
нормы и формы научной организации
практической деятельности.

Практическая
педагогическая деятельность
– это
вид педагогической деятельности, целью
которой является передача необходимой
части культуры и опыта старшего поколения
младшему.

В
практической педагогической деятельности
происходит передача культуры (опыта)
младшему поколению.

Практическая
педагогическая деятельность состоит
из двух видов: учебнойивоспитательной.

Развитие ребенка как предмет педагогической деятельности

2. Структура педагогической
деятельности
включает
в себя:

-мотивацию педагогической деятельности,

-цель,

-предмет,

-средства,

-способы,

-результат.

Мотивы педагогической деятельностиявляются одним из важнейших компонентов.

Внешние мотивы: 1)-мотив достижения;
2)-престижности работы в определенном
образовательном учреждении.

Внутренние мотивы

— ориентация на процесс и
результат своей деятельности: личностный
и профессиональный рост, самоактуализация.
В специфической форме взаимодействия
взрослого и ребенка проявляется
доминирование или мотив
власти
(потребность
в доминировании). Признаками потребности
доминирования являются следующие
желания: -желание контролировать свое
социальное окружение;

-воздействовать на поведение других
людей и направлять его советом,
обольщением, убеждением, приказанием;

— побуждать других поступать в соответствии
со своими потребностями и чувствами;

— добиваться их сотрудничества; -убеждать
их в своей правоте.

Цель педагогической деятельности
–развитие обучающегося в целом,
становление его как личности и субъекта
учебной деятельности. Если она достигается,
то становится результатом.

Предметом педагогической деятельности
является организация учебной деятельности
обучающихся, направленной на освоение
ими социокультурного опыта как основы
и условия развития.

Средствами педагогической деятельности
являются научные знания. «Носителями»
знаний являются тексты учебников или
их представления воссоздаваемые учеником
при организации учителем наблюдений
(на лабораторных, практических занятиях
и пр.).

Способами передачи социокультурого
опыта в педагогической деятельности
являются: объяснения, показ, иллюстрация,
совместная работа с обучающимися по
решению учебных задач, лабораторные и
практические работы учащихся.

Продуктом
или результатом
педагогической
деятельности является формируемый
индивидуальный опыт ученика.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Педагогическая деятельность — это
целенаправленное, мотивированное
воздействие педагога, ориентированное
на всестороннее развитие личности
ребенка и подготовку его к жизни в
современных социокультурных условиях.

В основе педагогической деятельности
лежат закономерности практики воспитания.
Педагогическая деятельность реализуется
в образовательных учреждениях и
осуществляется специально подготовленными
и обученными людьми — педагогами.

Характер и содержание педагогической
деятельности определяется ее предметом,
мотивами, целью, средствами и результатом.

Цельпедагогической деятельности
— создание условий для осуществления
перспектив развития ребенка как объекта
и субъекта воспитания. Реализация данной
цели выступаетрезультатомпедагогической деятельности, который
диагностируется сопоставлением качеств
личности ребенка в начале педагогического
воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности
является организация взаимодействия
с воспитанниками, направленного на
освоение социокультурного опыта как
основы и условия развития.

Средствамипедагогической
деятельности выступают: теоретические
и практические знания, на основе которых
осуществляется обучение и воспитание
детей; учебная и методическая литература;
наглядность, ТСО.

Способами передачи опыта общественного
поведения и взаимодействия в педагогической
деятельности являются объяснение,
демонстрация, наблюдение, игра, совместный
труд.

Б. Т. Лихачев выделяет следующие
структурные компоненты педагогической
деятельности:

  • знание педагогом потребности, тенденций
    общественного развития, основных
    требований, предъявляемых к человеку;

  • научные знания, умения и навыки, основы
    опыта, накопленного человечеством в
    области производства, культуры,
    общественных отношений, которые в
    обобщенном виде передаются подрастающим
    поколениям;

  • педагогические знания, воспитательный
    опыт, мастерство, интуиция;

  • высочайшая нравственная, эстетическая
    культура ее носителя.

Специфической характеристикой
педагогической деятельности является
ее продуктивность. Н. В. Кузьмина, И. А.
Зимняя различают пять уровней
продуктивности педагогической
деятельности:

  • непродуктивный; педагог умеет пересказать
    другим то, что знает сам;

  • малопродуктивный; педагог умеет
    приспособить свое сообщение к особенностям
    аудитории;

  • среднепродуктивный; педагог владеет
    стратегиями вооружения учащихся
    знаниям, навыкам, умениям по отдельным
    разделам курса;

  • продуктивный; педагог владеет стратегиями
    формирования искомой системы знаний,
    навыков, умений учащихся по предмету
    и в целом;

высокопродуктивный; педагог владеет
стратегиями превращения своего предмета
в средство формирования личности
учащегося; его потребностей в
самовоспитании, самообразовании,
саморазвитии.

. Профессиональные умения и личностные качества педагога

Фундаментальная роль дошкольного
периода развития в процессе становления
человеческой личности предъявляет к
педагогу ряд специфических требований,
заставляющих развивать определенные
личностные качества как профессионально
значимые и обязательные. В качестве
таковых С. А. Козлова, Т. А. Куликова
выделяют:

  • педагогическую направленность, как
    комплекс психологических установок
    на работу с детьми, профессионально
    ориентированных мотивов и способностей,
    профессиональных интересов и личностных
    качеств, а также профессиональное
    самосознание;

  • эмпатию, выражающуюся в эмоциональной
    отзывчивости на переживания ребенка,
    в чуткости, доброжелательности,
    заботливости, верности своим обещаниям;

  • педагогический такт, проявляющийся в
    умении сохранять личное достоинство,
    не ущемляя самолюбие детей, их родителей,
    коллег по работе;

  • педагогическую зоркость, предполагающую
    умения фиксировать существенное в
    развитии ребенка, предвидеть перспективы,
    динамику становления личности каждого
    воспитанника и коллектива в целом;

  • педагогический оптимизм, основанный
    на глубокой вере педагога в силы,
    возможности каждого ребенка, в
    результативность образовательной
    работы;

  • культуру профессионального общения,
    предполагающую организацию правильных
    взаимоотношений в системах «педагог
    — ребенок», «педагог — родитель»,
    «педагог — коллеги»;

  • педагогическую рефлексию, как самоанализ
    проделанной работы, оценку полученных
    результатов, соотнесение их с поставленной
    целью.

Помимо перечисленных качеств, в
педагогической литературе называются
человечность, доброта, терпеливость,
порядочность, честность, ответственность,
справедливость, обязательность,
объективность, уважение к людям, высокая
нравственность, эмоциональная
уравновешенность, потребность к общению,
интерес к жизни воспитанников,
доброжелательность, самокритичность,
дружелюбие, сдержанность, достоинство,
патриотизм, религиозность, принципиальность,
отзывчивость, эмоциональная культура
и многие другие. В ряду этих трудолюбие,
работоспособность, дисциплинированность,
ответственность, умение поставить цель,
избрать пути ее достижения, организованность,
настойчивость, систематическое и
планомерное повышение своего
профессионального уровня, стремление
постоянно повышать качество своего
труда и т. д.

Личностные качества педагога неотделимы
от профессиональных (приобретенных в
процессе профессиональной подготовки
и связанных с получением специальных
знаний, умений, способов мышления,
методов деятельности). Среди них И. П.
Подласый выделяет научную увлеченность,
любовь к своему профессиональному
труду, эрудицию, владение предметом
преподавания, методикой преподавания
предмета, психологическую подготовку,
общую эрудицию, широкий культурный
кругозор, педагогическое мастерство,
владение технологиями педагогического
труда, организаторские умения и навыки,
педагогический такт, педагогическая
техника, владение технологиями общения,
ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных
качеств педагог должен обладать рядом
умений, свидетельствующих о его
предметно-профессиональной компетенции.
Условно эти умения делятся на гностические,
конструктивные, коммуникативные,
организаторские и специальные (Е. А.
Панько).

Гностическиеэто умения,
с помощью которых педагог изучает
ребенка, коллектив в целом, педагогический
опыт других воспитателей;

Конструктивные умениянеобходимы
педагогу для проектирования педагогического
процесса, воспитания детей с учетом
перспектив образовательной работы.
Конструктивные умения воплощаются в
планировании работы, в составлении
конспектов занятий, сценариев праздников
и т. п.

Коммуникативные уменияпроявляются при установлении
педагогически целесообразных
взаимоотношений с разными людьми в
различных ситуациях.

Организаторские уменияпедагога
распространяются как на его собственную
деятельность, так и на деятельность
воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога
это умения петь, танцевать,
выразительно рассказывать, читать
стихи, шить, вязать, выращивать растения,
мастерить игрушки из так называемого
бросового материала, показывать кукольный
театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного
образования характеризуется наиболее
развитыми профессионально-предметными,
личностными характеристиками и
коммуникативными качествами в их
совокупности. Это обусловлено, прежде
всего, ответственностью перед возрастными
особенностями детей, а также целью и
содержанием воспитывающего и развивающего
обучения.

Основные понятия дошкольной педагогики

Методологические основы дошкольной
педагогики отражают

современный уровень философии образования.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

ПОДХОД

Определяет особое место ведущих
деятельностей,

обеспечивающих возможность реализации

различных потребностей ребенка, осознание
себя

субъектом (С.Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский,

А. Н.Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин
и

др.). Большое значение в развитии ребенка
и имеет

игра как ведущая деятельность, творческая
по

характеру, самостоятельная по организации
и

эмоционально-привлекательная для
проявления себя

«здесь и теперь».

В ФГТ к ООП дошкольного образования

перечислены детские виды деятельности:

двигательная, коммуникативная,
продуктивная,

познавательно-исследовательская,
трудовая,

музыкально-художественная, чтение

художественной литературы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-

ТВОРЧЕСКИЙ

ПОДХОД

Раскрытие потенциала каждого ребенка,
его

способности к активности, творчеству,

инициативности.

ЛИЧНОСТНЫЙ

ПОДХОД

Развитие запросов, желаний, интересов,

склонностей ребенка. Предпочтение
отдается

гуманному, демократичному (помогающему)
стилю

воспитания.

Смысл педагогической позиции заключается
в

поддержке: взрослый помогает лишь тому,
что уже

имеется в наличии, но еще не достигло
должного

уровня, т.е. развитию самостоятельности
ребенка.

Современная подготовка специалистов
по дошкольн. воспитанию

В
соответствии с «Уставом ДОУ в РФ» педагог
имеет право:

·         
участвовать в работе совета педагогов;

·         
избирать и быть избранным председателем
совета педагогов ДОУ;

·         
выбирать, разрабатывать и применять
образовательные программы (в том числе
авторские), методики обучения и воспитания,
учебные пособия и материалы;

·         
защищать свою профессиональную честь
и достоинство;

·         
требовать от администрации ДОУ создания
условий, необходимых для выполнения
должностных обязанностей, повышения
квалификации;

·         
повышать квалификацию;

·         
профессиональное мастерство;

·         
аттестовываться на основе соискательства
на соответствующую квалификационную
категорию;

·         
участвовать в научно-экспериментальной
работе;

·         
распространять свой педагогический
опыт, получивший научное обоснование;

·         
получать социальные льготы и гарантии,
установленные законодательством
Российской Федерации; дополнительные
льготы, предоставляемые педагогическим
работникам местными органами власти и
управления, учредителем, администрацией
ДОУ.

В
соответствии с «Уставом ДОУ в РФ» педагог
обязан:

·         
выполнять Устав ДОУ;

·         
соблюдать должностные инструкции,
Правила внутреннего распорядка ДОУ;

·         
охранять жизнь и здоровье детей;

·         
защищать ребенка от всех форм физического
и психического насилия;

·         
сотрудничать с семьей по вопросам
воспитания и обучения ребенка; обладать
профессиональными умениями, постоянно
их совершенствовать

Концепции
воспитания дошкольников

Педагогическая концепция – это система
идей, выводов о

закономерностях и сущности педагогического
процесса, принципах его

организации и методах осуществления.

В качестве методологических ориентиров
в современной дошкольной

педагогике выделяют следующие концепции
детства.

Концепция

Д. Б.Эльконина

Природа детства рассматривается в
контексте

конкретно-исторических условий, которые
определяют

развитие, закономерности, своеобразие
и характер

изменения детства человека.

Детство рассматривается как социально-

психологическое явление в жизнедеятельности

человека, как необходимое условие для
приобретения

личностью человеческих способов
удовлетворения

органических, социальных, духовных
потребностей,

овладения человеческой культурой.

Роль взрослого – оказание помощи ребенку
в

овладении родным языком, практическими

действиями, культурой.11

Концепция

Д. И. Фельдштейна

Детство – особое явление социального
мира.

Функционально детство – необходимое
состояние в

системе развития общества, состояние
процесса

вызревания подрастающего поколения,
подготовки к

воспроизводству будущего общества.

Содержательно детство – это процесс
постоянного

физического роста, накопления психических

новообразований, определения себя в
окружающем

мире, собственная самоорганизация в
постоянно

расширяющихся и усложняющихся контактах
и

взаимодействиях со взрослыми и другими
детьми.

Сущностно детство – особое состояние
социального

развития, когда биологические
закономерности,

связанные с возрастными изменениями
ребенка,

значительно проявляют свое действие,
«подчиняясь»

во все большей степени регулирующему
и

определяющему действию социального.

Концепция

Ш. А. Амонашвили

Детство определяется как безграничность
и

неповторимость, как особая миссия для
себя и для

людей. Ребенок наделен от природы
неповторимым

индивидуальным сочетанием возможностей
и

способностей. Взрослый должен помочь
ему вырасти,

создать условия доброжелательности и
заботы, и тогда

ребенок, став взрослым, принесет
окружающим его

людям радость.

«Человек нужен человеку, и люди рождаются
друг

для друга. Сама жизнь, бурлящая по своим
законам,

вызывает к рождению нужного человека.
Вот он и

рождается со своей миссией».

Концепция

В. Т. Кудрявцева

Детство определяет бытие культурного
целого и

судьбу отдельного индивида. Ценность
детства во

взаимодетерминации культуры и детства
как сферы

самой культуры. Выделяются две ведущие

взаимодополняющие задачи, которые
решает ребенок

– культуроосвоение и культуросозидание.
Эти же

задачи решает и взрослый, который
поддерживает и

обогащает опыт взаимодействия ребенка
с культурой.

Результатом их решения для детей и для
педагога

будет субкультура детства.

Концепция детства

В. В. Зеньковского

Подчеркивается особая роль игры в
детстве. В игре

ребенок активен, он фантазирует,
воображает, творит,

переживает, создавая образы, которые
всплывают в

сознании и которые служат средством
выражения

эмоциональной сферы, а сама игра служит
целям

телесного и психического выражения
чувств ребенка.12

Педагогические теории подразделяются
на глобальные и частные,

порождаемые
запросами реальной образовательной
действительности

Концепции воспитания.

В период с 1917 по 1990-е гг. в нашей стране
активно развивалась

система общественного дошкольного
воспитания, что было связано с

социальными, общественно-политическими
изменениями. Происходила

коррекция реальной цели и концепций
воспитания подрастающего

поколения.

В 1920-х — начале 1930-х гг. ведущей была
концепция Н. К. Крупской.

Основные направления концепции:
воспитание идейной направленности;

коллективизма, учет индивидуальных и
возрастных особенностей ребенка.

В этот период появляются первые
программные документы – Проект

программы детского сада (1932 г.) и Программа
и внутренний распорядок

детского сада (1934). В конце 1930-х гг. в
концепцию вводится требование

патриотического и интернационального
воспитания.

1950-е гг. характеризуются вниманием к
умственному развитию детей,

в программу было введено обязательное
обучение детей (А. П. Усова).

Постановление 1959 г. об объединении яслей
и детского сада в единое

дошкольное учреждение вызвало к жизни
Программу воспитания и обучения

детей в детском саду (1962 г.). В дальнейшем
эта программа переиздавалась

и уточнялась вплоть до 1989 г. Все программы
были направлены на

подчинение одной идеальной цели –
воспитанию всесторонне развитой 15

гармоничной личности – и были едиными
и обязательными для всей системы

дошкольного воспитания.

В 1989 г. появляется новая концепция
личностно-ориентированной

модели построения педагогического
процесса и взаимодействия взрослого и

ребенка в детском саду. Ведущая идея –
развитие индивидуальности

личности. В новой концепции отсутствовали
требования воспитания

идейности, патриотизма, коллективизма.

Важным событием в этот период было
принятие народами мира

Декларации прав ребенка и Конвенции о
правах ребенка. В документах

говорится, что ребенок имеет право на
защиту, на социальное обеспечение,

получение образования, на любовь
родителей, на