Развитие ребенка как целостную личность возможно через организацию взрослым

Развитие ребенка как целостную личность возможно через организацию взрослым thumbnail

 Она полностью соотносится с проектом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, так как представленная в указанном проекте структура содержания дошкольного образования (инвариантная часть) предполагает в каждой образовательной области решение психолого-педагогических задач, в том числе формирование личностных, интеллектуальных и физических качеств ребенка в различном сочетании. Например, образовательная область «Физическая культура» наряду с решением задач по формированию у ребенка дошкольного возраста физических качеств (силы, ловкости, гибкости, скорости) предполагает формирование педагогами и ряда личностных качеств ребенка – настойчивости, внимательности (сосредоточенности). Это не исключает того, что в данной области будут формироваться и некоторые интеллектуальные качества, например, креативность. Разучивая с детьми последовательную серию движений, составляющую определенную физкультурную композицию для показа родителям к какому-либо празднику, педагог может стимулировать воспитанников к созданию ими нового фрагмента композиции, включению новых движений.

Некоторые образовательные области, например,  «Труд», предполагают формирование всех трех видов качеств  (физические – ловкость, личностные – активность, аккуратность, терпеливость, интеллектуальные – осведомленность, сообразительность, внимательность и др.).

В перечне психолого-педагогических задач работы педагога по реализации каждой образовательной области сочетание формируемых у ребенка личностных, интеллектуальных и физических качеств будет различным. В соответствии с теоретико-методологической базой концептуальных основ определения требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в частности личностным подходом, приоритет в дошкольном возрасте принадлежит личностным качествам ребенка – они должны формироваться в ходе реализации всех образовательных областей.

         Необходимо отметить, что часть качеств (в первую очередь, физические и интеллектуальные) может быть «измерена» и оценена, а часть качеств (в основном, личностные) является уникальным, невоспроизводимым и не всегда измеряемым результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

  Обозначение цели развития ребенка через формирование у него указанных качеств позволяет подойти к решению проблемы его развития как целостной личности, а не по отдельным составляющим (отдельно интеллект, отдельно социально-личностное развитие, отдельно физическое развитие). Предложенная «разбивка» качеств на физические, личностные и интеллектуальные – весьма условна, поскольку качество задается как системное образование. Для его возникновения требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное). Именно поэтому для формирования каждого качества требуется развитие ребенка во всех сферах (физической, личностной, интеллектуальной). Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования должно строиться таким образом, чтобы в результате ее освоения у ребенка возникли указанные качества. Описанный подход к развитию детей меняет цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). Значит ли это, что ЗУНы вообще выводятся из сферы интересов образовательной программы дошкольного возраста? Нет. Просто теперь им отводится совершенно другая роль.

Если сегодня ЗУНы рассматриваются как цель и одновременно как критерий развития ребенка, то в основной общеобразовательной программе дошкольного образования конкретные знания, умения и навыки, возникающие при освоении конкретных образовательных областей, будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т.е. способствующих развитию его новых качеств.

Ребенок, развиваясь и взрослея, все время стремится к эмансипации от взрослого (с этим связаны все кризисы развития), но в реальной жизнедеятельности и в своем самосознании он может ощущать свое взросление только через новые знания, умения и навыки, которые он приобретает. Таким образом, ребенок изначально замотивирован на получение новых ЗУНов. Задача взрослого — так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте (в нашем случае подпериоде дошкольного возраста) ребенку предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту (адекватные его интересам и направленности), что позволит соблюсти существующий в дошкольном детстве принцип обучения, а именно: дошкольник учится в меру того, в меру чего программа педагога становится его собственной программой (т.е. в меру того, что он в ней принимает, что ему интересно). В этом принципиальное отличие обучения в дошкольном возрасте от обучения в младшем школьном возрасте.  При этом ЗУНы в полном смысле слова становятся средством развития ребенка, поскольку знания и навыки, приобретенные ребенком в соответствии с его потребностями, являются для него осмысленными, и он их активноприменяет в своей жизнедеятельности. Владение новыми ЗУНами позволяет ребенку осваивать новые виды деятельностей и продвигаться вперед в той деятельности, которой он уже занимается. Таким образом, ЗУНы становятся средством развития ребенка. А в результате детской самодеятельности, на выходе из дошкольного возраста появляются новые качества, о которых идет речь. Проиллюстрируем это на примерах.

1. Интеллектуальное качество «осведомленный» — обладающий кругозором, адекватным своему возрасту — представлениями о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Совершенно очевидно, что без определенных знаний это качество возникнуть не может. Только знания будут приобретаться детьми в соответствии с закономерностями дошкольного возраста – в игре, в исследовательской деятельности, при чтении книг, в общении, но не на специальных занятиях по школьному типу.

2. Интеллектуальное качество «коммуникативный». Для того, чтобы это качество возникло, ребенок должен хорошо владеть пассивной и активной русской речью. Пассивную речь он может набирать при общении с людьми и при чтении ему хорошей детской художественной литературы. Пассивная речь переходит в активную при условии, что ребенок сам активно и много говорит, в результате чего у него возникают речевые навыки. Но эти навыки вырабатываются не на специальных занятиях по школьному типу, а во время общения ребенка со взрослыми и сверстниками, по ходу совместных игр детей и по ходу других специфически детских видов деятельностей (сюда же включаются инсценировки). В результате хорошая разговорная речь возникает как побочный продукт в других видах деятельности.

Читайте также:  Реферат на тему роль общения в психическом развитии ребенка

3. Интеллектуальное качество «книголюб». Может показаться, что это не столько интеллектуальное качество, сколько личностное, поскольку за этим качеством стоит определенная направленность ребенка на чтение книг (вначале слушание книг). Но  чтобы у ребенка это качество возникло, его надо приучать к слушанию книг, т.е. он должен научиться слушать книги (а потом читать). Читать и слушать книги – это не  простое интеллектуальное занятие, которому надо учиться. И только, когда ребенок научился воспринимать чтение так, что оно доставляет ему удовольствие, только тогда у него возникает потребность в чтении, которая становится его личностной характеристикой. В процессе чтения хорошей художественной литературы у ребенка появляется эстетическое чувство прекрасного, художественного. Этот пример наглядно показывает, что качества, характеризующие развитие ребенка являются системными образованиями, состоящими из разных (физических, личностных и интеллектуальных) компонентов.

4. Физическое качество «физически развитый» — у ребенка сформированы основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества)». Но, чтобы эти качества возникли, ребенок должен делать что-то такое, что приведет к развитию его ловкости, гибкости, поможет ему набрать силу и т.д. Лучше всего, если всему этому он будет учиться через игры и другие специфически детские деятельности, а не через упражнения.

5. Личностное качество «настойчивый» — проявляющий упорство в достижении результата своей деятельности. Если ребенок в реальных жизненных ситуациях не сталкивается с необходимостью проявлять настойчивость, то он может и не научиться этому качеству, если от природы оно у него не выражено. Правда, заставить ребенка быть настойчивым невозможно, поэтому определяющим фактором при формировании данного  качества будут те условия, в которых ребенку его нужно будет проявить. Например, детей попросили сделать елочные игрушки для младшей группы. У ребенка не сразу получается игрушка, которую ему надо сделать. Но если педагог создаст соответствующую мотивацию (расскажет, как малыши из соседней группы будут рады получить в подарок елочные игрушки, которые они пока сами сделать не могут), ребенок проявит настойчивость и сделает игрушку. Кроме того, взрослый должен выразить уверенность, что ребенок, сделает этот подарок для других, поскольку взрослый не сомневается в его доброте и отзывчивости. Когда ребенок, наконец, изготовит игрушку, пусть даже не очень красивую, взрослый похвалит его за терпение и старание и еще раз подчеркнет, как малыши будут  рады. Неплохо, если сделанные своими руками игрушки дети сами подарят воспитанникам младшей группы.    Этот пример показывает, что личностные качества формируются не на специальных занятиях, где об этих качествах говорят, они формируются и не во время чтения книг, а в реальных жизненных ситуациях, при возникновении у ребенка определенного отношения к тому, что происходит или при определенной мотивации ребенка.

6. Качество «чувствующий свою гендерную, семейную, гражданскую принадлежность» — чувство общности с особями того же пола, с членами своей семьи, с гражданами своей страны, способствующее пониманию своего места в жизни.  Это личностное качество, образование которого невозможно без определенного интеллектуального развития ребенка в виде определенных знаний. Но этих знаний, полученных ребенком из книг, разнообразных средств массовой информации, кинофильмов, бесед со взрослыми, абсолютно недостаточно для его формирования на действенном, а не просто знаниевом уровне. Почувствовать свою гендерную принадлежность ребенок прежде всего сможет, если к нему как к представителю определенного пола будут относиться несколько иначе, чем к представителям другого пола. Это другое отношение в детском саду прежде всего должно проявляться через существование раздельных туалетов для девочек и мальчиков, через воспитание у детей культурных привычек, в которых зафиксировано различное отношение к полу (например, в повседневной жизнедеятельности мальчики не должны обижать девочек, должны пропускать их вперед, выходя на прогулку и т.д.). Но это воспитание привычек должно быть встроено в детскую жизнь (по аналогии с описанием примера про «настойчивость»), а не просто декларироваться и назидательно повторяться. 

Особую сложность представляет формирование чувства гражданской принадлежности, которое в более старшем возрасте должно перерасти в патриотическое чувство. Одними словами, а тем более уроками и занятиями тут ничего не сделаешь, хотя интеллектуальные знания играют в формировании этого чувства серьезное значение. Так, дети должны знать о величине, красоте, природных богатствах, героях своей страны и т.д. Но приобщение к великому часто начинается с малого. Поэтому прежде всего ребенок должен научиться любить и уважать людей, рядом с которыми он живет, природу и культуру родного края и др. Воспитанию чувства гражданской принадлежности способствуют как чтение книг, просмотр кинофильмов, так и игры гражданско-патриотического содержания, по ходу которых дети переживают соответствующие чувства. 

  Итак, цель развития ребенка – развитие его как целостной личности. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования в разделе «Результаты освоения программы» это записывается через качества. Педагогические коллективы ДОУ должны идти к этой цели через организацию взрослым ведущей игровой и разнообразных видов детской деятельности с переходом этих видов деятельности в детскую самодеятельность. По ходу разнообразных деятельностей у ребенка формируются ЗУНы, которые начинают выступать как средство развития ребенка, что к концу возраста должно вылиться в появление нового качественного уровня развития, определяемого как результат освоения основной общеобразовательной программы.

Читайте также:  Развитие ребенка рост вес мальчиков

Источник

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Читайте также:  Игрушка как средство психического развития ребенка дошкольного возраста

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник