Развитие ребенка как цель образования

Основным понятием, которое описывает современное российское образование с точки зрения его миссии и целей, является развитие.

Образование понимается как процесс целенаправленного развития, результат которого — становление человеческого в человеке, обретение им культурно значимых качеств и способностей. Эти способности позволяют учащемуся стать носителем исключительно человеческих возможностей: рефлексии, самосознания, способности к диалогу и проектировочной деятельности и др.

Такой взгляд на образование в теоретических, экспериментальных, авторских вариантах разрабатывался в течение последних 50-70 лет и за эти годы приобрел не только сторонников в лице философов, исследователей, педагогов и родителей, но и конкретные практические отражения.

По своей сути, развивающее обучение — это социально-культурный механизм целенаправленного развития и формирования человеческого качества воспитания и обучения, а педагогическая деятельность — это деятельность по созданию условий саморазвития, самообразования людей, по обеспечению для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия.

Портрет выпускника школы, создаваемый ФГОС, несомненно привлекателен. Этот выпускник обладает не только запасом знаний, компетенциями, но и готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания.

Для любого педагога ценность и честь вырастить человека, обладающими такими качествами и способностями. Но вопрос состоит в том, как именно, на каких дидактических и технологических основах должна быть выстроена профессиональная деятельность учителя, реализующая новые цели и ценности образования? Каким должен стать он сам, для того, чтобы новые инструменты и средства его деятельности «сработали» на новый образовательный результат?

В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий (УУД). Они выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Но нам важно понимать, что УУД важны не сами по себе, не как самоцель, а как средство развития личности человека в образовательном процессе. На основании выше изложенного можно говорить о 4 группах новых профессиональных компетенциях педагога.

Первое: личностное принятие педагогом филасофски развивающего образования, развития как цели своей педагогической деятельности. Здесь уместно сделатьссылку на фразу В.И.Слободчикова: «Суть развивающего образования… можно определить, по крайней мере на словах, предельно просто — это возможность сказать себе и другим: в рамках своего профессионализма я сделал все, чтобы сохранить и обеспечить процессы развития, остальное выше моих сил». Возникают вопросы: что понимать под развитием? Что именно подлежит сохранению и развитию, как эти процессы и качества называются? Как выглядит деятельность, направленная на развитие?

Развитие можно определить как изменение через становление и вызревание, а также выращивание нового качества, новой способности или приращение в имеющихся способностях.

  1. Становление — естественная временная последовательность ступеней, периодов, стадий. Есть закономерные этапы физического, психофизиологического, умственного и эмоционально-волевого развития. Педагог не может не учитывать этих закономерностей, так как иначе он своими действиями рискует войти в конфликт с процессами становления.
  2. Формирование — процесс изменения деятельности, способов и средств развития, имеющихся в распоряжении человека. Это то содержание которое мы хотим с помощью педагогических средств «переложить» из внешнего культурного окружения ребенка в его внутренний мир.
  3. Преобразование — процесс саморазвития, движения человека к целям, ценностям и смыслам своего существования.
    То есть, это ответственность взрослых: помочь ребенку стать способным к саморазвитию,обрести внутренние
    психологические инструменты управления собой и своей жизнью, а затем — дать человеку возможность реализовывать
    свои жизненные планы и устремления (просто говоря, «отпустить».

Таким образом, развитие ребенка, подростка, юноши — сложный процесс, который в тех или иных пропорциях содержит в себе становление, формирование и саморазвитие. Развитие как формирование — основа образования, развитие как становление — условие образования, саморазвитие — один из итогов качественного обучения.

Второе: умение ставить задачи развития учащихся. Если развитие — это то, ради чего существует педагогическая деятельность, то умение вычленять, формулировать задачи развития ребенка — это показатель профессионализма педагога. Педагог знает и рассматривает как свою профессиональную обязанность участие в процессах, которые решают задачи развития ребенка. Или специально создает условия для осуществления таких процессов.

Третье: умение решать в процессе своей профессиональной деятельности задачи развития обучающихся. Педагог, анализируя ситуацию развития, возрастные и индивидуальные характеристики своих воспитанников, формулирует задачи развития и ставит на их основе перед собой собственные задачи деятельности. То, как он это делает, — важнейшее проявление его профессионализма. Сюда же можно отнести и знание логики формирования УУД.

Четвертое: умение занимать экспертную профессиональную позицию в отношении развивающих возможностей учебного предмета и средств обучения/воспитания, которые предлагают различные УМК. Педагогу необходимо научиться определять развивающий потенциал тех или иных методических комплектов, которые предлагает ему современный рынок методических услуг, грамотно подбирать дидактические и методические средства под стоящие перед его учениками задачи развития, при необходимости самостоятельно разрабатывать такие средства.

Таким образом, развивающее образование перестает быть уделом единиц и становится нормой профессиональной деятельности для сотен тысяч педагогов. Происходит это быстро, даже, наверное, слишком быстро для тех, кто никогда не был включен в инновационный процесс, никогда не смотрел на образование с точки зрения развития, преобразования, становления самого человека. У образования появляется надежда на обновление и, если будет позволено так выразиться, на «очеловечивание»: принятие человека и его развития в качестве главной ценности и цели. Хочется верить, мы поможем нашим надеждам осуществиться.

Информацию подготовила педагог-психолог РЦ Любашенко И.А. по материалам журнала «Школьный психолог», февраль, 2013

Источник

Дадакина Любовь Дмитриевна

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

город Березники

dadakinald@mail.ru

учитель начальных классов

Развитие личности ребёнка как основная цель образования в условиях внедрения ФГОС в начальной школе

1слайд. Обратимся к тексту ФГОС основного общего образования. Важность проблемы духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося подтверждается следующими аргументами.

2. слайд Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «портрет выпускника основной школы».

3слайд. Есть такая индийская пословица звучит так: «Можно привести коня к водопою, но нельзя заставить пить» Почему нельзя заставить его пить? Потому что он не хочет пить или потому что его привели принудительно?

4слайд . Введение ФГОС не может быть реализовано без чёткого ответа на вопрос «как обучать? Другими словами, учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.

Читайте также:  Мюнхенская функциональная диагностика развития ребенка

5слайд. Личность, характеризуюет такие качества: устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применение знаний на практике, исполнительность, инициативность, самоуважение, уверенность, чувствительность к добру, эстетическое восприятие природы и человека,  добросовестность, стыдливость, бодрость, привычка к режиму, навыки гигиены, естественность поведения, умение согласовывать личное и общественное, заботливость, аккуратность, старательность, искренность, правдивость. Все эти характеристики можно разделить.

6слайд 1.Самоопределение «Учусь успеху» внутренняя позиция школьника; самоуважение и самооценка;

2.Смыслообразование «Хочу учиться» мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»;

3.Нравственно-этическая ориентация
Личностные«Расту хорошим человеком»
«В здоровом теле здоровый дух!»
«Что такое хорошо и что такое плохо» : ориентацию на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

Децентрация т.е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы.

7 слайд Существуют разные формы и методы способствующие развитию личностных УУД.

8 слайд Педагогический проект «Шаг к успеху».

Цель: Повысить интерес учащихся к своим достижениям, к активной жизненной позиции в первый год обучения, через оформление портфолио.

Задачи:

Можно наблюдать за собственным успехом, повышается интерес к учёбе и внеурочной деятельности, дети сами контролируют свой успех, видят позитивную динамику развития успехов, родители первые помощники по оформлению портфолио ребёнка.

Проект длится один год с сентября по май 1класс.

9 слайд Актуальность проекта .Большинство родителей запечатлевают различные моменты из жизни ребёнка на фотографиях в семейных альбомах, видеосъёмках, отмечают антропометрические данные (рост, вес). Но порой не замечают внутренний мир детей их интересы, их успехи в первый безотметочный год обучения. Отличным направлением в данной ситуации может стать портфолио ученика, созданное совместно в сотворчестве педагог-ребёнок-родитель.

В процессе оформления портфолио ребёнок постоянно учится общаться, договариваться, творить, создавать. Собирая портфолио можно не только зафиксировать успехи, но и отследить динамику, увидеть положительные стороны ребёнка, наметить пути развития. Качественно оформленное портфолио , предоставит возможность учителю начальной школы ,а впоследствии учителям среднего и старшего звена получить всестороннюю информацию о ребёнке . В сотрудничестве детей, родителей и педагога родители получат наиболее полную информацию о развитии своего ребёнка, педагоги – об интересах и успехах его. Всё это даст толчок к развитию ребёнка,а значит к повышению качества образования.

  1. слайд Ожидаемый результат.

Активность в развитии ребёнка и в жизни первого года обучения. Готовое портфолио в конце первого года обучения.

  1. слайд 1этап подготовительный. На родительском собрании познакомить родителей со схемой оформления и функциях портфолио. Показать готовое портфолио.

  2. слайд 2 этап выполнение проекта.

Проявить творчество в оформлении, зафиксировать успехи детей. Подбор материала к оформлению. Активное участие детей на всех уроках, качественное выполнение работ в прописях, а потом в тетрадях, участие в школьных мероприятиях, городских, краевых, российских. Копилка официальных наград.

  1. Слайд 3 этап результаты.

Подведение итогов проекта.

Презентация портфолио родителям.

Выявление одарённых детей.

  1. Слайд В реализации ФГОС перед учителем стоит основная задача —
    способствовать развитию каждой личности.
    Поэтому важно установить уровень способностей и
    их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь
    правильно осуществлять их развитие.

  2. слайд .Что лучше «давать знания ученикам?» или
    «учить учеников открывать для себя нов

  3. Слайд «Мозг, хорошо устроенный,
    стоит больше, чем мозг,
    хорошо наполненный» М.Монтень

Библиографический список:

1. Цылева Т. В. Личностное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС [Текст] // 

Источник

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

Лекция 2

Задачи развития человека
как стратегическая цель образования

Начиная работу с педагогическим коллективом, мы часто просим наших коллег описать своих учеников, иногда – выпускников. Вопрос звучит примерно так: «Какие действия, поступки, слова, отношения характерны для учеников (выпускников) именно вашей школы? Вспомните ситуации, в которых вы могли бы гордо произнести: это наша школа!» Не припоминается случай, чтобы педагоги начали свой рассказ с описания знаний или учебных умений ребят. Говорят о порядочности и верности, активности и общительности, успешности и востребованности, дружелюбии и гражданской позиции. Именно это ценится, это рассматривается как достойный итог образования. Но где в ежедневной системе работы учителя с классом место той работе, которая формирует все эти качества? Почему в отчетах, контрольных, тестах уделяется место и роль совсем другому? Почему на методобъединениях мы обсуждаем вопрос, как еще можно поработать над формированием функциональной грамотности учащихся, и не говорим об их умении вести диалог, высказывать свою точку зрения, рефлексивную позицию по отношению к собственной деятельности и т.д.?

Вернемся к материалу прошлой лекции. Итак:

Образование – социально-культурный механизм целенаправленного развития и формирования человеческого качества на основе систематизированного в содержательном и процессуальном отношении воспитания и обучения (И.А. Колесникова, 2001).

Педагогическая деятельность – это деятельность по созданию условий саморазвития, самообразования людей, по обеспечению для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1995).

Примем эти определения за один из самых главных итогов наших размышлений об образовании, его роли в жизни общества и индивидуальной судьбе человека, различных подходах к определению этой роли, в том числе – антропологическом подходе. Цель этого этапа нашего разговора – выделение и обсуждение тех положений антропологического подхода, которые непосредственно связаны с задачами проектирования образовательной системы школы и практической деятельности каждого ее специалиста.

Из определений и всего предшествующего разговора мы видим, что центральным понятием, характеризующим антропологически ориентированное образование, является понятие развития.

Образование и заключается, по сути дела, в том, что идет процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти способности (они, а не сами по себе знания, обретаемые в процессе обучения!) позволяют ему стать субъектом культуры, человеческих отношений, носителем исключительно человеческих возможностей – рефлексии, самосознания, способности к диалогу и проектировочной деятельности и т.д. (об этом разговор ниже).

Как понимается сегодня в науке развитие вообще и развитие человека в частности?

Слово «развитие» – древнеримское по происхождению; первоначально оно означало развертывание свитка при чтении: все, что уже написано в книге, разворачивается затем в сознании читающего. Похожее толкование словосочетания «развитие мысли» мы находим у Цицерона: то, что было свернуто в сознании говорящего, разворачивается через его речь перед слушателями.

В настоящее время понятие «развитие» стало естественной и неотъемлемой частью мировоззрения человека. Оно применяется для характеристики самых разных процессов в живой и неживой природе: развитие земли, Вселенной, природы, языка, страны, подходов к пониманию чего-либо, наконец, самого Человека. Понятие, которому на самом деле чуть больше 200 лет, сегодня одно из ключевых в культуре.

По мнению В.И. Слободчикова, категория «развитие» в ее современном звучании объемлет три различных смысла. Первый: развитие как объективный факт, естественно осуществляющийся процесс качественных изменений объективной реальности, в том числе Человека. В процессе жизни и всего, что она в себя включает, Человек развивается. И это объективный факт. Второй смысл: развитие как объяснительный принцип. Те изменения, которые происходят с ребенком с течением времени или при воздействии определенных условий, мы называем для себя развитием. И, наконец, третий: развитие как цель и ценность европейской культуры: «В современном человекознании утвердилось положение о том, что развиваться – это хорошо».

Для нас важно развести три вида развития с точки зрения причин, его обусловливающих.

  1. Становление – естественная временная последовательность ступеней, периодов, стадий. Такое развитие есть движение от некоторой причины, запускающей (поддерживающей) изменения, и до закономерных следствий. Возрастное развитие, особенно в период от младенчества до юности, имеет довольно устойчивые и четкие характеристики становления. Есть закономерные этапы физического, психофизиологического, умственного и эмоционально-волевого развития. Для данного этапа цивилизации характерны и определенные закономерности становления собственно личности человека. Педагог, работающий в идеологии антропологического подхода, не может не учитывать этих закономерностей, так как иначе он со своими действиями и влиянием рискует войти в конфликт с процессами объективного становления.
  2. Формирование – процесс изменения деятельности, способов и средств развития, имеющихся в распоряжении человека. Это движение от осуществляющегося социокультурного образца к его внутреннему присвоению. Процессы и закономерности формирования – серд¬цевина всего образования. Это то содержание, которое мы хотим с помощью педагогических средств «переложить» из внешнего культурного окружения ребенка в его внутренний мир. В антропологическом подходе сложилось свое представление как о том, что же можно отнести к такому содержанию, «вкладываемому» в растущего, развивающегося человека, так и о том, какими средствами это позволительно и адекватно делать.
  3. Преобразование – процесс саморазвития, движения человека по целям, ценностям и смыслам своего существования. Преобразование присоединяется к процессам становления и формирования на определенных этапах развития, а к подростковому и юношескому возрасту становится (должно становиться!) доминирующим. Само по себе это не происходит, так как способность к саморазвитию должна быть выращена в человеке в том числе в процессе формирования. То есть в значительной мере это ответственность взрослых: помочь ребенку стать способным к саморазвитию, обрести внутренние психологические инструменты управления собой и своей жизню, а затем – дать человеку возможность реализовать свои жизненные планы и устремления (проще говоря – «отпустить»…).

Таким образом, развитие ребенка – сложный процесс, который в тех или иных пропорциях содержит в себе становление, формирование и саморазвитие.

Для антропологической педагогики, ориентированной на развитие ребенка в процессе обучения и воспитания, центральным понятием, определяющим и содержание и форму педагогической работы, является понятие «задачи развития». Для нас важны две различные, но взаимосвязанные составляющие этого понятия.

С одной стороны, задачи развития – это то, что имеет отношение к самому ребенку, процессам его становления и формирования на определенном возрастном этапе. Задачи развития, а затем и саморазвития связаны с самой логикой движения ребенка от одной социокультурной ситуации к другой, от одного физиологического возраста к другому, с ведущей деятельностью, системой отношений с другими людьми, а с определенного момента – собственными ценностями и смыслами.

С другой стороны, задачи развития – это то, что предлагается взрослыми (в нашем случае – педагогами, образовательной средой школы) для усвоения, переработки и превращения в то самое внутреннее содержание, о котором мы говорили ранее.

Р. Хавигхерст дает следующее определение понятию «задача развития»: это задача, которая лежит на полпути между требованиями общества и потребностями индивида. Успешное и своевременное решение такой задачи делает человека счастливым и облегчает решение задач развития последующих возрастов. Неуспех в решении задач развития ведет к ощущению несчастливости, к общественному осуждению и сложностям в решении будущих задач развития.

Задачи развития – это то образовательное содержание, которое предлагает антропологически ориентированная школа ребенку определенного возраста, обладающему теми и иными индивидуальными особенностями. Это содержание может «упаковываться» в урок и его предметное содержание, внеурочное мероприятие, оформление образовательной среды, формы общения взрослых с учащимися и учащихся между собой… Однако за каждой формой, за содержанием и методикой каждого урока учитель (и любой другой специалист школы) видит задачу развития. Удерживает ту развивающую цель, ради которой все это было придумано и воплощено.

Задачи развития рождаются при слиянии (или сложном переплетении) 3-х источников:

  • задач формирования тех важнейших человеческих качеств и способностей, ради которых и существует образование;
  • задач возрастного развития, вытекающих как из внутренней логики становления психики человека на данном этапе, так и требований социокультурной ситуации, в которой здесь и сейчас живет ребенок;
  • индивидуальных задач данного ребенка, связанных с его индивидуальными особенностями и возможностями.

Проектируя систему работы школы, принципиально важно учесть и заложить в основу деятельности различных специалистов задачи первого и второго типа. Условно назовем их «социокультурные» и «возрастные». Индивидуальные задачи развития могут появиться в этой системе чуть позже (мы еще вернемся к этому вопросу).

Социокультурные задачи развития ребенка в процессе образования – это те важнейшие человеческие способности и качества, умения и обретенные возможности, которые являются результатом образования. Обретение их делает индивида рода «человек» частью культуры, общества, субъектом развития человеческой цивилизации и саморазвития. На уровне метафоры мы назвали их «струнами» развития в процессе образования. Их семь, как у классической концертной гитары (как известно, такая гитара, если струны настроены и выполнены из благородного материала, необыкновенно гармонична в своем звучании).

В антропологическом подходе принято говорить о следующих «струнах», или социокультурных задачах, развития человека в процессе образования (см. схему).

Справа от «струн» – эталонный антропологический портрет человека, освоившего в процессе образования основное содержание социокультурного развития, ставшего носителем значимых для дальнейшей жизни и саморазвития человеческих способностей. Этот эталонный портрет, несомненно, должен входить важной составной частью в портрет выпускника школы, ориентированный на гуманистические принципы образования.

«Струны» – это социокультурное содержание образования на всех его этапах, от дошкольного до старшего школьного возраста. Естественно, что в каждый возрастной период они накладываются на особенности и специфические задачи возраста и обретают свои черты. Они не уходят, на растворяются в возрастных задачах, они обретают значимые для возраста черты. Удерживать в каждом возрасте ту или иную социокультурную задачу, облекая ее решение в адекватные формы, – очень важная составная часть профессионализма педагога.

Ниже, в таблице 1 на с. 46, представлены конкретные «воплощения» социокультурных задач образования в разных школьных возрастах.

Для того чтобы «настроить» работу школы на решение задач развития – социокультурных, возрастных, индивидуальных, – необходимо учесть при проектировании всей системы ее деятельности ряд очень важных антропологических положений. И первое из них – создание условий для целостного проживания ребенком всех образовательных ситуаций, предлагаемых взрослыми.

Человек – целостное телесное существо, субъект деятельности и общения с другими людьми, обладающий внутренним миром, даром познания самого себя и мира вокруг. В различных антропологических традициях можно увидеть разные подходы к определению этой целостности. Для христианской антропологии характерно выделение трех сторон целостности – телесной, душевной и духовной. В психологической антропологии В.И. Слободчиков выделяет три аспекта человеческого «Я»: индивид, личность и индивидуальность. Для решения задач проектирования целостной образовательной среды можно выделить следующие аспекты целостного «Я» человека:

Целостность ребенка в школе – это представленность его как Человека в основных ипостасях человеческого существования, в системе социальных отношений и разнообразных видах деятельности. В традиционном варианте построения образовательного процесса, несомненно, есть место ребенку. Однако он представлен в таком образовании преимущественно одной стороной своей целостности – «как субъект восприятия информации и нормативного общения». Другие стороны «Я» ребенка также проявляются в ситуациях школьного общения и взаимодействия, но в большинстве случаев они квалифицируются как нарушение течения образовательного процесса (дисциплины, норм учебного труда, норм общения со взрослыми и т.д.). По сути дела, школа нередко провоцирует фрагментарное включение ребенка в те или иные образовательные ситуации или отношения. Вследствие этого ученик ощущает себя в школе дискомфортно, школьная среда не предоставляет ему возможностей для развития значимых сторон его человеческой сущности.

Достижение целостности – это создание в рамках образовательной среды школы в целом или отдельных ее аспектах условий, позволяющих ребенку реализовать и развивать разнообразные стороны своего «Я», переживать состояние целостности на интеллектуальном, эмоциональном, физическом и духовном уровнях. По существу, этому должны быть подчинены все аспекты образовательного процесса: содержание учебных предметов, технологии и методы обучения, стиль общения учителя и ученика (содержание их общения), система дополнительного образования, воспитательная и психологическая работа, оформление школьного пространства и др.

Не менее важной является реализация принципа активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной позиции. Активность может возникать за счет разных источников:

  • интерес к информации (познавательная потребность);
  • интерес к способу действия;
  • интерес к людям, организующим или участвующим в процессе;
  • потребность в самовыражении и (или) самопрезентации;
  • потребность в самопознании и (или) самовоспитании;
  • актуализация творческой позиции;
  • осознание значимости происходящего для себя и других (в настоящем и будущем);
  • потребность в социальном признании;
  • получение материальных выгод и преимуществ.

Главное – что эта активность (даже если она умело создана извне) управляет ребенком изнутри, помогает ему преодолевать трудности, идти к цели, ставя перед собой и самостоятельно решая задачи собственного развития.

Обеспечение целостности существования ребенка в школе и поддержка активности – это задачи, требующие специальной – целенаправленной и продуманной – деятельности педагогического коллектива. Его работа с детьми должна происходить в определенных условиях и насыщаться возможностями для развития различных сторон человеческого «Я». Результатом такой деятельности станет развитие тех или иных качеств и способностей ребенка. Например, создание условий для развития такой стороны человеческой целостности, как «Я и мой внутренний мир», способствует формированию навыков самопознания, понимания себя, рефлексии, навыков целеполагания на основе самоанализа, готовности к совершению выбора, внутренней свободы, личной автономности, навыков саморегуляции поведения и др.

В целом развитие каждой стороны «Я» человека связано с присвоением и творческим освоением различных человеческих качеств и способностей. (Ниже, в таблице 2 на с. 47, вы можете познакомиться с их перечнем.)

Такого рода таблицы являются важным подспорьем в разработке эталонных портретов выпускника школы, ученика определенной ступени школьного обучения. Как работать с этим материалом в режиме анализа ситуации и проектирования, мы поговорим в следующей лекции.

Таблица 1

Для самопроверки

Познакомьтесь с приведенной ниже цитатой. Скажем сразу, это очень жестокое рассуждение.

«И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить – ему приказали молчать. Он стремится понять – ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания – они ему даются в готовом виде… И тогда дети научились тому, чему они никогда не научились бы в других условиях. Они научились лгать и притворяться». (А. Ферьер)

Как бы вы прокомментировали мысль автора с антропологической точки зрения?

Таблица 2

Грани целостной личности Человека и их качественное содержание

Татьяна БИТЯНОВА, Татьяна БЕГЛОВА

Литература

  1. Личностно ориентированное обучение: Хрестоматия: Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений / Сост. Е.И. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: СГУ, 2005.
  2. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997.
  3. Плигин А.А. Личностно ориентированное образование: история и практика. Монография. – М.: «КСП+», 2003.
  4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: «ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА», 2000.
  5. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – М., 1994.
  6. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  7. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М., 1994.

Источник