Развитие ребенка это психологический словарь

Психологический словарь

Анализ — расчленение целого на части и выделение этих частей.

Анализатор — нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.

Аффект — сильное, бурно протекающее эмоциональное переживание.

Адаптация — приспособление, привыкание организма к новым условиям.

Безусловный рефлекс — наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимое воздействие внешнего мира или изменение внутренней среды организма.

Вариация — изменение.

Ведущая деятельность — деятельность, определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства.

Внимание — направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на нем.

Возбуждение — свойство живых организмов, активный ответ возбуждаемой ткани на раздражение.

Воля — сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.

Воображение — психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти.

Восприятие — целостное отражение предметов, событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя на рецепторные поверхности органов чувств.

Воспитание — целенаправленное и систематическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения и умственных способностей.

Генетический — относящийся к происхождению.

Госпитализм — синдром патологии психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от матери.

Готовность к школьному обучению — желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка.

Деятельность — активное, отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Деятельность складывается из действий.

Дифференциация — разделение, расчленение целого на многообразные и различные формы и ступени.

Знак — элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности (язык, письмо, счет, рисование)

Знаковая функция — способность использовать знаки.

Идеомоторный — переход представлений о движении мышц в реальное выполнение этого движения.

Иерархия мотивов — система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.

Имплицитный — совокупность неосознаваемых предположений о мотивах поведения и структуре личности.

Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Иррадиация — способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы.

Каприз — негативная реакция, проявляющаяся в стремлении настоять на своем вопреки доводам разума.

Кинестезия — ощущение движения, положения частей собственного тела и проводимых мышечных усилий.

Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия.

Комплекс оживления — эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого.

Континиум — непрерывное, сплошное (мат. термин).

Личность — человек как продукт общественно-исторических отношений, имеющий определенные индивидуальные качества.

Лонгитюдный — длительное, систематическое изучение одних и тех же испытуемых.

Манипулирование — элементарное действие с предметом, производимое без учета его назначения.

Методика исследования — конкретное воплощение метода в соответствие с целью исследования.

Методы исследования — способы получения фактов о проявлении психики.

Моделирование — организация того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды.

Мышление — психический процесс обобщенного, опосредованного отражения объективной действительности.

Моральные (нравственные) чувства — высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.

Навык — автоматизированный способ выполнения действия.

Негативизм — сопротивление, стремление сделать наоборот.

Наглядно-действенное мышление — мышление, протекающее в наглядно-воспринимаемой ситуации, обусловленное внешними ориентировочными действиями с предметами.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включающей обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание другого человека.

Онтогенез — процесс развития индивидуального организма.

Ориентировочное действие — действие, направленное на обследование предметов с целью получения информации/

Ориентировочная деятельность — совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.

Орудийные действия — действия, в которых один предмет — орудие употребляется для воздействия на другие предметы.

Ощущение — психический познавательный процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств, признаков предмета, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Память — запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом собственного опыта.

Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

Понятие — основное средство человеческого мышления, отражение общих и существенных свойств предметов и явлений действительности.

Предметная деятельность — ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных способов употребления предмета.

Реальные отношения (в игре) — отношения между детьми как партнерами по общему делу, направленные на регулирование хода игры (распределение ролей, планирование сюжета, разрешение недоразумений и др.)

Речь внутренняя — вид использования языка вне процесса реальной коммуникации.

Рефлекс — закономерно возникающий ответ организма на раздражения; рефлексы делятся на безусловные и условные.

Рефлексия — способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций других.

Речевая деятельность — использование человеком языка в качестве средства общения и орудия мышления.

Рецептор — переферическая специализированная часть анализатора, которая воспринимает раздражение.

Роль статусная — соответствующий принятым нормам поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Ролевые отношения детей — отношения, разыгрываемые детьми в соответствии с сюжетами игры.

Самооценка — оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Сензитивность — повышенная чувствительность.

Семантика — смысловая сторона языка, отдельных слов и частей слова.

Самоутверждение — стремление реализации собственных притязаний на признание и вызванное этим стремлением поведение.

Сенсорные эталоны — сложившиеся представления об основных свойствах предметного мира (цвет, форма, величина предметов* высота звуков и т.д.).

Синдром — определенное сочетание признаков явления, объединенных единым механизмом возникновения.

Синектика — метод активизации коллективного творчества. Для обсуждения проблемы собираются специалисты разных областей и с разным жизненным опытом. Столкновение самых неожиданных мнений, невероятных аналогий приводит к рождению новых идей.

Синтез — процесс практического или мысленного воссоединение целого из частей.

Системный анализ — методический подход к анализу явлений, когда оно рассматривается как система, не сводимая лишь к сумме своих элементов, обладающая структурой.

Социометрический статус — положение субъекта в системе межличностных отношений.

Структура — совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его устойчивость и тождество самому себе.

Соотносящие действии — действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения.

Сознание — высший уровень психическою отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Самосознание — оценка человеком своих потребностей, мотивов, влечений, способностей и личностных качеств.

Торможение — активный, связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров пли рабочих органов.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия на основе приобретенных знаний и навыков.

Упрямство — частный случаи негативизма. 2/ Немотивированное противодействие всему тому, что исходит от других. 3/ Особенность поведения как дефект волевой сферы индивида, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.

Усвоение — основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта.

Условный рефлекс — приобретенный рефлекс, возникающий в течение жизни организма при определенных условиях действия раздражителя.

Филогенез — возникновение и эволюция форм сознания в ходе истории и человечества.

Характер — индивидуально-своеобразное сочетание существенных свойств личности, проявляющихся в поступках и выражающих отношение человека к действительности. Характер не является врожденным, а формируется в процессе обучения и воспитания.

Цель- объект, на который направлены действия.

Целостность ориентации — способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

Эгоцентризм — эхо — «Я» в центре. Отношение к себе самому, как к центру вселенной.

Эгоцентрическая речь — речь, обращенная к самому себе, регулирующая практическую деятельность ребенка.

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновения — вчуствование в переживание другого человека.

Источник

Словарь терминов по дисциплине «Возрастная психология»

Тема I. I. Предмет и задачи возрастной психологии

Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая специфику развития личности и психики человека от рождения до смерти.

Предмет возрастной психологии – особенности онтогенетического развития человека (формирование его когнитивной и личностной сферы).

Объект возрастной психологии – человек.

Онтогенез – процесс индивидуального развития человека.

Филогенез – процесс становления психологических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

Тема I. 2. Методы возрастной психологии

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации исследователя с испытуемым и установления между ними доверительных отношений.

Близнецовый метод – метод психологического исследования, заключающийся в исследовании особенностей развития монозиготных и дизиготных близнецов.

Изучение продуктов деятельности — метод психологического исследования, характеризующийся выявлением результатов деятельности с последующим их сопоставлением с нормативными показателями и установлением их соответствия (несоответствия).

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретического и практического знания.

Метод – научный способ организации и осуществления исследования.

Наблюдение – метод психологического исследования, характеризующийся фиксацией чувственно воспринимаемых данных.

Эксперимент – метод психологического исследования, характеризующийся созданием искусственной ситуации, посредством которой осуществляется актуализации интересующих исследователя индивидуальных особенностей испытуемых.

Тест – метод психологического исследования, система специальных стандартизированных заданий посредством которых выявляются психологические качества и свойства человека.

Тема I.3. История и современное состояние зарубежной психологии развития

Рекапитуляция – краткое, сжатое во времени повторение в онтогенезе признаков филогенетических форм.

Социогенез – развитие высших психических функций, личности обусловленное особенностями социализации.

Тема I.4. Теоретические концепции возрастного развития в отечественной психологии

Ведущая деятельность – это активность, с процессе которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются и перестраиваются психические процессы и личностные характеристики.

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей.

Деятельность – активность, направленная на реализацию значимых для человека потребностей и преобразование окружающей среды.

Ведущая деятельность – деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновении и развитие у человека основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К ним относятся речь, произвольное мышление, творческое воображение, произвольное внимание и пр.

Источником психического развития человека является среда.

Условиями психического развития являются обучение, воспитание, общение, деятельность.

Движущие силы – противоречия, определяющие ход психического и личностного развития человека в онтогенезе.

Закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Закономерности развития: неравномерность, гетерохронность, сенситивность, кумулятивность, дивиргентность-конвергентность, дифференциации и интеграции, неустойчивость развития, компенсаторный характер психики.

Зона ближайшего развития – область еще не созревших, но созревающих психических процессов.

Новообразования – это качественные преобразования личности и психики человека, возникающие в процессе реализации ведущей деятельности возрастного периода, являющиеся одновременно продуктом возрастного развития и предпосылкой дальнейшего развития. Возрастные новообразования (по ) – новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.

Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Низшие психические функции – психические процессы наличествующие как у человека, так и у животных.

Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.

Психическое развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Предпосылками психического развития человека являются наследственность и врожденность.

Сензитивный период – оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов, свойств.

Созревание – проявление в онтогенезе унаследованных особенностей.

Стабильный период характеризуется постепенным развитием.

Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.

Социальная ситуация развития ( по ) – совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной; социальная ситуация развития (по ) – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта с социальной действительностью, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Раздел II. Развитие психики на разных возрастных этапах

1.Психическое развитие в младенческом возрасте

Госпитализм – синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающих в следствии отдаления ребенка от матери и ранней институтуализации (помешения ребенка в ДОУ или иные учреждения).

Депривация – лишение, утрата человека чего-то значимого для него.

Комплекс «оживления» — эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка на близкого для него человека, выражающаяся в проявлении радости (улыбка), общей двигательной активности и звуковой активности.

Младенчество — период в развитии человека от момента возникновения комплекса «оживления» до конца 1 года жизни.

Новорожденность – период в развитии человека от момента рождения до возникновения комплекса «оживления».

Перцептивные действия – действия по восприятию объектов социальной действительности, приводящие к построению образа, адекватного предметному миру.

Рефлекс – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Сенсомоторная координация (зрительно-моторная координация) –осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.

Ситуативно-личностное общение– общение ребенка со взрослым, направленное на реализацию потребности ребенка в любви, ласке, внимании и заботе.

Ситуативно-деловое общение – общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие.

«Спонтанная» («гастическая») улыбка – улыбка новорожденного, проявляющаяся или спонтанно, или при реализации каких-либо потребностей.

Социальная улыбка – эмоциональная реакция ребенка в ответ на голос матери или ее появление в поле зрения ребенка, знаменует завершение периода новорожденности и наступление периода младенчества.

Эмоциональная депривация – продолжительное более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений.

Тема. П. 2. Психическое развитие в раннем детстве

Наглядно-действенное мышление- вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе практической преобразовательной деятельности с реальными предметами.

Орудийные действия — активность ребенка с предметами, предполагающая изменение одного предмета при помощи другого предмета (например, забивает гвоздики игрушечные молоточком)

Предметно-орудийная деятельность – целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.

Половая идентификация – отождествление человеком себя с представителем своего пола с последующим освоением гендерных моделей поведения, характерных для представителей своего пола.

Предметные действия – это действия, осуществляемые с теми или иными предметами в соответствии с их назначением (функцией)

Привязанность – избирательное отношение ребенка к матери или лицу ее заменяющему, обеспечивающее ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку.

Символическая функция сознания выражается в появлении действий с предметами-заместителями реальных предметов.

Ситуативно-деловое общение – общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие.

Соотносящие действия – активность ребенка с предметами, направленная на установление взаимнооднозначного соответствия между ними (например, собирает матрешку, пирамидку).

3. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе оперирования представлениями (образами) предметов и явлений окружающего мира.

Школьная зрелость (функциональная готовность) – это уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, интеллектуальные и физические нагрузки не влияют негативно на развитие ребенка.

Эгоцентризм мышления – скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий.

Тема II.4.Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Внутренний план действий – умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата.

Внутренняя позиция школьника – стремление приобщиться к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности через принятие и реализацию новой социальной роли – школьника.

Рефлексия – процесс самоанализа субъектом внутренних психических актов и состояний.

Тема II.5. Психическое развитие в подростковом возрасте

Акселерация – процесс ускоренного соматического развития и физиологического созревания организма человека.

Дивергентное мышление (творческое) – вид мышления, характеризующийся нахождением нескольких правильных ответов в ходе решения какой-то задачи или проблемной ситуации.

Конвергентное мышление — вид мышления, характеризующийся нахождением одного верного варианта решения задачи (проблемы).

Маскулинность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

Подростковый кризис – период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями.

Ретардация – процесс противоположный акселерации, характеризуется замедлением темпов соматического развития и физиологического созревания, темпов психического развития человека.

Референтная группа – общность людей, цели, мнения и ценности которой разделяет личность и стремиться им подражать.

Феминность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

Чувство взрослости – это потребность подростка быть и считаться взрослым человеком.

6. Психологические особенности в юношеском возрасте

Жизненный путь – история формирования и развития личности в определенном обществе, развитие человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.

Жизненный сценарий – постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и себя в этом мире, и обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции человека, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности.

Самосознание – осознание человеком себя и своих индивидуальных особенностей.

Самоопределение (профессиональное, нравственное) – сознательный акт выявления и утверждения собственных позиций (взглядов, точек зрения) в ходе выбора профессии, нравственных норм, которыми человек в дальнейшем руководствуется в своей жизни.

Я-концепция – целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.

7. Психология взрослости

Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических, гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости или при достижении им наиболее высокого уровня в развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические закономерности и механизмы достижения человеком вершин в развитии, деятельности.

Зрелость – период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития интеллектуальных и физических особенностей человека.

Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных, интеллектуальных возможностей.

Тема II.8. Психические особенности старения и старости

Болезнь Альцгеймера – заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, обуславливающее слабоумие.

Витаукт — система процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости.

Геронтопсихология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности лиц пожилого возраста и старости.

Инволюция – процесс угасания психических процессов и функций.

Ипохондрическая фиксация – болезненное состояние, характеризующееся чрезмерным вниманием к своему здоровью, страхом перед неизлечимыми болезнями, склонностью преувеличивать болезненные явления и приписывать себе несуществующие тяжелые недуги.

Источник