Развитие ребенка инвалида на компьютере

Учитель-дефектолог
Тарасова М.Н.
ГБОУ Школа 2127
Москва 2017 год
В последнее время компьютерные технологии стали активно использоваться в педагогике. Для детей с нарушениями в развитии компьютер может стать мощным средством для социальной адаптации, обучения, профессиональной деятельности. Ученики с грубыми нарушениями двигательной сферы могут выполнять письменные работы на компьютере, осуществлять коммуникацию через интернет, заполнять досуг и так далее.
В нашей школе ведется работа по обучению детей с тяжелыми формами ДЦП управлению компьютером с помощью специальных периферических устройств, таких как джойстик, трекбол, система «Шлемомышь» и программа «Специальные возможности».
Контингент нуждающихся в специальной периферии в основном составляют дошкольники и младшие школьники. У многих из них игровая деятельность является ведущей, что обуславливает применение развивающих компьютерных игр. В процессе овладения игрой ребенок учится принимать решения, доводить начатое дело до конца. Повышается мотивация за счет игровой стратегии, и обратной связи: ребенок получает одобрение, похвалу со стороны компьютера, видит результат своих действий на экране, что является важным моментом в занятии.
Таким образом, применение развивающих компьютерных игр оптимизирует коррекционный процесс, помогает осуществлять качественный индивидуальный подход в обучении детей, повышает мотивацию и заинтересованность детей.
Серия специальных компьютерных игр «Диджей»
Компьютерные игры серии «Диджей» используются на начальном этапе обучения управлению курсором. Они предназначены для формирования мотивации к работе. Также они могут использоваться как музыкальная пауза во время занятия.
Задачи:
- формирование движения руки для передвижения курсора по горизонтали
- установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной мышью, и передвижением курсора
- осуществление положительной обратной связи в виде включения звука, в качестве подтверждения о выполненном действии. Отрицательная обратная связь через звук происходит в том случае, когда ученик кликает вне прямоугольника: компьютер дает направляющие команды «левее», «выше» и т.п., что дает возможность самостоятельной работы обучающегося.
- формирование прослеживания взглядом за курсором.
Описание компьютерной игры:
Ребенок должен переместить курсор внутрь прямоугольника с картинкой или с названием песни и кликнуть, тогда зазвучит песня. В зависимости от имеющихся нарушений (зрения, движений: наличия спастики, гиперкинезов и позотонических рефлексов) есть варианты игр, в которых достаточно только наехать на картинку.
Используется крупный курсор для пользователей с нарушениями зрения. В соответствии с возрастом обучающегося и его индивидуальными музыкальными предпочтениями выбирается одна из программ.
Колыбельные
Новогодняя №1
Новогодняя №2
Песни Пинегина
Специальная компьютерная игра «Стиралочка»
Компьютерная Игра «Стиралочка» используется на начальном этапе обучения. Она предназначена для формирования первичных навыков управления курсором.
Задачи:
- формирование движений руки для передвижения курсора;
- установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной мышью, и передвижением курсора;
- активизация зрительного внимания;
- расширение полей зрения;
- формирование фокусировки и прослеживания взглядом за курсором;
- распознавание целого по его части;
- идентификация изображения
Описание игры:
Экран залит зеленым цветом, под ним находится изображение какого-либо предмета или фотография. Ученик должен перемещать курсор по экрану, тем самым, как бы стирая зеленый слой. Таким образом, он сможет открыть всю картинку.
Игра «Стиралочка»
Стиралочка
Стиралочка
Серия специальных компьютерных игр «Оживающие картинки»
Компьютерные игры серии «Оживающие картинки» используются на начальном этапе обучения для детей с сопутствующими нарушениями зрения. Они предназначены для формирования первичных навыков управления курсором. Также они могут использоваться для повышения мотивации к работе и как музыкальная пауза во время занятия.
Задачи:
- формирование движений руки, обеспечивающих передвижение экранного курсора
- установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной мышью, и передвижением курсора;
- активизация зрительного внимания;
- расширение полей зрения;
- формирование прослеживания взглядом за курсором;
- осуществление положительной обратной связи в виде включение звука, в качестве подтверждения о выполненном действии.
Принцип действия:
На экране прямоугольник, разделенный на 4, 6 или 12 частей, одна из частей мигает для привлечения внимания. Ученик должен переместить курсор внутрь мигающего прямоугольника и кликнуть, тогда он сменится на кусочек картинки. Следом начинает мигать другая часть. Когда ребенок откроет последний кусочек картинки, она «оживает»: демонстрируется фрагмент мультфильма.
Есть варианты, в которых последовательность открывания кусочков картинки определяется какой-либо известной закономерностью, например, последовательность цифр в числовом ряду и т.п.
Матроскин
Лягушки
Эхо
Поход
Контакт
Анаграмма
Чипполино
Шульте 9
Серия специальных компьютерных игр «Найди такой же»
Специальные игры серии «Найди такой же» используются на начальном этапе обучения для детей с сопутствующими нарушениями зрения. Они предназначены для формирования и развития зрительного восприятия, операций сличения и поисковых способов ориентировки на свойства предметов.
Задачи:
- формирование операции сличения;
- активизация зрительного внимания;
- формирование фокусировки взгляда на экране;
- установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной кнопкой мыши, и изменениями на экране.
Описание игры:
На экране демонстрируются два разных изображения, отличающихся одним свойством, например, цветом, формой, назначением и т.д. Ученик должен поместить курсор внутрь левого изображения и кликнуть, тогда правая картинка сменится на другую картинку.
Следует кликать до тех пор, пока не появится точно такое же изображение. Как только результат будет достигнут, нужно передвинуть курсор на правую картинку и кликнуть, начнет проигрываться видео с песенкой. Если ребенок не замечает появления двух одинаковых картинок, то изображения продолжают меняться по кругу.
Форма 1
Форма 2
Цвет 1
Цвет 2
Транспорт
Птицы
Игрушки
Овощи
Серия специальных компьютерных игр «Половинки»
Игры серии «Половинки» используются на начальном этапе обучения для детей с сопутствующими нарушениями зрения. Они предназначены для формирования и развития зрительного восприятия. Также они могут использоваться для повышения мотивации к работе и как музыкальная пауза во время занятия.
Задачи:
- активизация зрительного внимания;
- формирование фокусировки взгляда на экране;
- установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной кнопкой мыши, и изменениями на экране;
- распознавание целого по его части;
- идентификация изображения.
Описание игры:
На экране демонстрируются половинки разных изображений, соединенные вместе. Ученик должен поместить курсор внутрь левой половинки и кликнуть, тогда правая половинка сменится на другую картинку.
Следует кликать до тех пор, пока изображение не станет целым. Как только результат будет достигнут, нужно передвинуть курсор на правую половинку и кликнуть, начнет проигрываться видео с песенкой. Если ребенок не замечает образование целой картинки, то изображения продолжают меняться по кругу.
Половинки фруктов
Половинки ягод
Половинки круга
Половинки квадрата
Серия специальных компьютерных игр «Конструктор»
Компьютерные игровые программы серии «Конструктор» используются для учеников начальных классов с интеллектуальными нарушениями и сопутствующими нарушениями зрения. Игры предназначены для закрепления образов букв и цифр.
Задачи:
- развитие зрительного восприятия
- развитие пространственных отношений
- развитие конструктивной деятельности
- активизация зрительного внимания
Описание игры:
в левой части экрана есть поле, разделенное на 4 равные части и меню с кнопками для выбора образа, который надо будет собирать (цифры, буквы или геометрические фигуры). При нажатии на кнопку меню в правой части экрана появляются 4 части «разрезанной» картинки.
Ученик должен собрать из них целую картинку, перетаскивая на поле в левой стороне экрана. Если обучающийся расположил кусочек правильно, то звучит колокольчик. Когда картинка собрана, то компьютер хвалит его.
Собери геометрическую фигуру
Собери букву
Собери цифру
Компьютерная игра «Конструктор букв»
Описание игры:
на экране располагается меню с кнопками, с помощью которых можно вызвать одну из четырех игр. Во всех играх нужно построить, найти, распознать одну и ту же букву, например, П. В игре «Убери» надо убрать лишние палочки, чтобы получилась буква П.
При правильных ответах осуществляется звуковое подкрепление и похвала.
Конструктор букв
Найди
Убери
Серия специальных компьютерных игр «Тесты»
Компьютерные программы серии «Тесты» используются для учеников с интеллектуальными нарушениями и сопутствующими нарушениями зрения. Игры предназначены для закрепления и проверки знаний, полученных на уроках.
Задачи:
- активизация зрительного внимания
- закрепление представлений о числовом ряде
- закрепление счетных операций
- закрепление грамматических правил
- проверка понимания смысла прочитанного
Описание для математики:
в центре экрана задача или пример. Внизу по горизонтали расположены 4 ответа. При наезде курсором на ответ, он озвучивается и вокруг него возникает кольцо. Если обучающийся дал правильный ответ, то компьютер хвалит его. При неверном ответе идет неприятный звук.
В конце, после решения всех заданий подсчитывается количество верных и неверных ответов.
Выбери цифру
Исправь числовой ряд
До, после, между
Арифметика 1 кл.
Задачи 6 кл.
Дроби 6 кл.
Задачи 6 кл.
Результат игры.
Описание компьютерной игры для чтения:
На экране располагается текст для чтения, внизу меню с кнопками. Ученик должен нажать кнопку «Вопросы» после того, как прочитает рассказ. Затем ему надо отвечать на вопросы, выбирая кнопку с ответом. При правильных ответах осуществляется звуковое подкрепление и переход к следующему вопросу.
В конце подсчитывается количество верных и неверных ответов.
Тест по русскому 6 кл.
Рассказ
Вопросы к рассказу
Компьютерный тренажер «Зеленый круг»
Компьютерный тренажер «Зеленый круг» используются для тренировки зрения у учеников с атрофией зрительного нерва или амблиопией.
Задачи:
- формирование фокусировки взгляда на объекте
- развитие зрительного восприятия
- развитие пространственных отношений
- активизация зрительного внимания
Описание:
игра идет в несколько этапов. Сначала в центре экрана расположен один зеленый круг на белом фоне. Задание ученика состоит в том, чтобы каждый раз наводить курсор на зеленый круг и кликать на нем. Идет звуковое подкрепление, и игра переходит на следующий этап. При этом с каждым этапом фон вокруг круга начинает зашумляться другими геометрическими фигурами (одноцветными, разноцветными и одного цвета с кругом), затем начинает меняться сам фон до светло-зеленого.
Зеленый круг
Компьютерный тренажер «Футбол»
Компьютерный тренажер «Футбол» используется на этапе освоения навыков управления курсором через специальную периферию. Он предназначен для тренировки координации движений рук.
Задачи:
- развитие системы «рука-глаз»
- развитие пространственных отношений
- развитие концентрации и устойчивости внимания
- развитие пространственной ориентировки в плоскости экрана
Описание тренажера «Футбол»:
на экране дорожка, обозначенная двумя черными линиями. В одном конце ворота, а в другом – мяч. Ученик должен прикрепиться к мячу и вести его до ворот, не задевая границ дорожки. Если это удается, то звучит возглас «Гол!», и игра переходит на следующий этап. В случае касания линии раздается неприятный звук, и мяч возвращается в исходную точку. Этапы меняются, постепенно усложняясь: изменяется направление дорожки, затем она сужается и на последних этапах из прямой становится ломаной.
Тренажер «Футбол»
Компьютерная игра «Загадки»
Компьютерная игровая программа «Загадки» используется для учеников начальных классов с интеллектуальными нарушениями и сопутствующими нарушениями зрения.
Задачи:
- активизация знаний об окружающем мире
- развитие мышления (анализ, синтез)
- развитие зрительного и слухового восприятия
- активизация зрительного и слухового внимания
Описание:
В верхней части экрана крупным шрифтом написана загадка. Ниже по горизонтали расположены 3 ответа в виде картинок. При наезде курсором на картинку она озвучивается и увеличивается в размере. Чтобы дать ответ, надо кликнуть на нее.
Если ребенок отгадывает загадку, звучит похвала, и программа переходит к следующей загадке. Если ответ неправильный ребенок слышит неприятный звук.
Редакторы «Editor»
Компьютерные программы «Editor» это модификации программы Editor, созданной в МГУ (Кричевец А.Н.) Они предназначены для введения текста и действуют как виртуальная клавиатура.
Задачи:
- осуществление компьютерного письма
- развитие системы «рука-глаз»
- развитие пространственных отношений
- развитие концентрации и устойчивости внимания
- развитие пространственной ориентировки в плоскости экрана
Описание:
На экране расположены буквы и цифры, а также служебные кнопки. При наведении курсора на букву происходит инверсия цвета, тем самым выделяется буква. При клике на букве она записывается в текстовом поле и озвучивается. Для учеников с проблемами зрения подготовлен редактор Editor Big, в котором всего 3 крупных буквы, а остальные расположены внизу под текстовым полем. При необходимости их можно добавлять или менять.
Editor Big
Editor
Для получения компьютерных игр напишите нам, заполнив форму запроса ниже. Обязательно укажите действующий почтовый адрес.
Поделиться ссылкой:
Источник
Использование компьютерных технологий в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Применение ИТ является чрезвычайно эффективными, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому. Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.
В связи с этим особую актуальность приобретают разработка, создание и внедрение специализированных компьютерных программ, учитывающих общие закономерности и особенности развития детей с различными нарушениями.
Специализированные компьютерные средства обучения представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах, раскрывающие проблемные моменты в обучении детей и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения данного программного продукта в систему коррекционного обучения.
При этом одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья.
В этом направлении ведутся различные разработки.
Так, для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики.
Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.
Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – так называемый «Экранный чтец».
Одними из первых работ в области создания технических средств поддержки коррекционного процесса стали разработки вспомогательных средств, направленных на формирование и коррекцию произносительной стороны речи у детей с нарушенным слухом и тяжелыми речевыми патологиями. Задачами таких специфических средств обучения, разрабатываемых при сотрудничестве сурдопедагогов и инженеров, являлись восполнение дефицита информации о звучащей речи за счет других, более сохранных видов восприятия, дополнение структуры обратной связи за счет привлечения сохранных анализаторов (зрительного, тактильно-вибрационного).
В 1987 – 89 годах корпорация IBM представила вниманию профессиональных логопедов США настольную систему «Видимая речь» на базе персонального компьютера для формирования и коррекции фонетической стороны речи. В нашей стране освоение этой компьютерной программы началось в 90-х годах прошлого века. В 1991 году в Институте коррекционной педагогики РАО была русифицирована ее первая версия.
Данная программа предназначена для работы как с детьми, так и взрослыми пациентами с нарушенным слухом (глухие и слабослышащие), но может использоваться в работе с пациентами с сохранным физиологическим слухом. К этой категории можно отнести детей с первичной речевой патологией в рамках дизартрии, дислалии, алалии, ринолалии и заикания. Также программа эффективна при работе с детьми, имеющими вторичные нарушения речи, основной диагноз которых сочетается с речевой патологией.
Авторы программы предложили новый подход к визуализации основных акустических компонентов речи, создав достаточно информативные даже для маленьких детей графические образы с элементами мультипликации.
При этом впервые стало возможным визуализировать наиболее полный перечень базовых компонентов звучащей речи:
— речевое дыхание,
— голосообразование – наличие и отсутствие голоса,
— голосоведение – длительность фонации, интенсивность голоса и его частотный диапазон, фонетическое оформление речи.
В программе предусмотрена визуализация слоговой структуры слова. С ее помощью на экране компьютера в доступных для детей образах отображается процесс коррекции и формирования таких просодических компонентов речи, как голосовые модуляции, выделение словесного и логического ударения.
Одной из отечественных разработок в области технической поддержки процесса формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей является созданный в 1994 году программно-аппаратный комплекс «Дельфа-130» (г. Москва).
Данная программа представлена как сурдо-логопедический тренажер для речевой реабилитации инвалидов по слуху и предназначена для формирования речи у глухих и слабослышащих пациентов, а также для коррекции произношения у детей и взрослых. Он является программно-аппаратным комплексом, так как использует нестандартное устройство обработки звука в виде дополнительного преобразователя, заменяющего современные звуковые карты и работает в операционной системе DOS .
Технически визуализация звучащей речи в данном комплексе достигается при помощи улавливания звуков микрофоном, преобразовании их в дополнительном устройстве, передаче сигнала на процессор и дальнейшем отображении компонентов звучащей речи на экране компьютера в виде информативных образов с элементами анимации. Отображение сохраняется на экране монитора в течение любого времени, необходимого для анализа проведенной деятельности.
Данная программа позволяет визуализировать такие компоненты звучащей речи как:
— речевое дыхание,
— голосоведение,
— фонетическое оформление звучащей речи,
— темпо-ритмическая организация речи.
При этом на экране отображается:
— длительный, устойчивый плавный речевой выдох для слитного произнесения слов и фраз;
— активный, короткий выдох речевой выдох;
— наличие или отсутствие голоса;
— сила и высота голоса;
— громкость и длительность звука;
— слоговая структура слова;
— словесное и логическое ударение.
Компьютерные технологии обучения нашли свое применение и при коррекции произносительной стороны речи у детей с заиканием. С этой целью была создана специализированная компьютерная программа развития речи при заикании «Демосфен». Работа с системой «Демосфен» направлена на выработку визуально-кинестетических и визуально-аудиальных условно-рефлекторных связей в центральной нервной системе, позволяющих сознательно контролировать темп, ритм и эмоционально-интонационную окраску речи в ситуациях общения. Визуализация речевых компонентов в данной программе производится в виде открывающихся в процессе речи картинок, анимационног?