Развитие ребенка индивидуальный маршрут коррекционный
1.Формирование полноценной звуковой стороны речи.
3.Развитие и совершенствование лексико – грамматической стороны речи.
4.Развитие связной речи.
5.Развитие внимания, памяти, мышления.
1. Формирование полноценной звуковой стороны речи:
Направление (вид)
коррекционной работы
Содержание коррекционной работы
Медицинская коррекция (по назначению врача-невролога, психоневролога)
- Медикаментозное воздействие, физиотерапевтическое воздействие (электрофорез, УФО, шерстяные обертывания, электросон), массаж, ЛФК, витаминотерапия.
Развитие общей и мелкой моторики
Совершенствование статической и динамической организации движений.
Развитие артикуляционной моторики
Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.
Развитие мимической мускулатуры
Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.
Развитие просодической стороны речи.
Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи, и мелодико – интонационной окраски.
Коррекция звукопроизношения
Постановка звуков Ш, Ж,Ч, Щ; С,Сь,З,Зь,Ц; Л,Ль,; Р, Рь; Й. Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях; дифференциация поставленных звуков со сходными по артикуляционному и акустическому признакам.
Коррекция слоговой структуры слова
1.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных. 2.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных. 3.Четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов. 4.Четырехсложные слова со стечением согласных.
2.Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа.
Развитие фонематического слуха, восприятия и навыков звукового анализа
Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; выделению ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова.
3. Развитие и совершенствование лексико – грамматической стороны речи.
- Развитие и совершенствование лексико – грамматической стороны речи.
Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называнием времен года и профессий. Предметный словарь: называние детенышей, частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным, глаголы прошедшего времени, совершенный вид глагола. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно – ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно – падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, уменьшительно – ласкательных форм существительных, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа, употребление простых предлогов.
4. Развитие связной речи.
- Развитие связной речи.
- Обучение пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам.
5. Развитие внимание памяти и мышления.
Развитие внимание памяти и мышления.
Развитие свойств произвольного внимания: объёма, устойчивости, распределения, переключаемости. Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объёма и долговременности. Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно- образного, абстрактно-логического.
1.Формирование полноценной звуковой стороны речи.
3.Развитие и совершенствование лексико – грамматической стороны речи.
4.Развитие связной речи.
5.Развитие внимания, памяти, мышления.
1. Формирование полноценной звуковой стороны речи:
Направление (вид)
коррекционной работы
Содержание коррекционной работы
Медицинская коррекция (по назначению врача-невролога, психоневролога)
- Медикаментозное воздействие, физиотерапевтическое воздействие (электрофорез, УФО, шерстяные обертывания, электросон), массаж, ЛФК, витаминотерапия.
Развитие общей и мелкой моторики
Совершенствование статической и динамической организации движений.
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.
Развитие мимической мускулатуры
Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.
Развитие просодической стороны речи.
Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи, и мелодико – интонационной окраски.
Коррекция звукопроизношения
Постановка звуков Ш, Ж,Ч, Щ; С,Сь,З,Зь,Ц; Л,Ль,; Р, Рь; Й. Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях; дифференциация поставленных звуков со сходными по артикуляционному и акустическому признакам.
Коррекция слоговой структуры слова
1.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных. 2.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных. 3.Четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов. 4.Четырехсложные слова со стечением согласных.
2. Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа
Развитие фонематического слуха, восприятия и навыков звукового анализа
Обучение делению слов на слоги, предложений на слова;
звуковому анализу слов типа кот, кит, определению места гласных и согласных звуков в словах; составлению слов из заданных звуков.
3. Развитие и совершенствование лексико – грамматической стороны речи.
- Развитие и совершенствование лексико–грамматической стороны речи.
Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называнием времен года и подбором существительных по темам. Предметный словарь: называние малознакомых предметов, частей тела и предметов. Словарь прилагательных: обучение употреблению относительных прилагательных, притяжательных прилагательных, подбору синонимов. Глагольный словарь: обучение подбору глаголов к существительным, называнию действия с переносом на себя, образованию совершенного вида глаголов; подбору антонимов. Импрессивная речь. Обучение различению уменьшительно – ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно – падежных конструкций. Грамматический строй речи. Обучение образованию множественного числа существительных в родительном падеже, употреблению существительных в косвенных падежах, согласованию числительных 2 и 5 с существительными, согласованию прилагательных с существительными, существительных с числительными, образованию приставочных глаголов, употреблению сложных предлогов.
4. Развитие связной речи.
- Развитие связной речи.
- Обучение пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам.
5. Развитие внимание памяти и мышления.
Развитие внимание памяти и мышления.
Развитие свойств произвольного внимания: объёма, устойчивости, распределения, переключаемости. Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объёма и долговременности. Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно- образного, абстрактно-логического.
Источник
Анна Гулак
Индивидуальный коррекционный маршрут. Вариант для детей с ЗПР
Индивидуальный коррекционный маршрут
сопровождения дошкольника с ОВЗ. МБДОУ МО № 19. г. Краснодар
ФИО___
Заключение ПМПК___
Дата составления___
Цель : создание благоприятных условий для развития ребенка и достижения планируемых результатов.
Задачи воспитания и обучения Приемы реализации Примечания
(результаты)
Развивать усидчивость, умение сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца 1. Лепка из пластилина и глины, составление аппликаций, навыки вырезания фигурок из бумаги, искусство оригами.
2.Развивающие игрушки: мозаики, конструкторы, паззлы.
Восприятие
Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.
Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.
Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.
Формирование целостности зрительного восприятия: узнавание хорошо знакомых предметов, изображений в непривычном ракурсе.
Нахождение сходства и различия в предметах, изображениях.
Развитие способности концентрировать и распределять внимание)
1.Дидактические игры:
«Подбери предмет по цвету»,
«Подбери предмет по форме»,
«Обведи по шаблону»
«Равномерное чередование двух цветов при раскладывании.»
«Разложи, как я скажу»
«Что пропало?»
2. Аппликация, рисование, конструирование
3. Развитие речи, ознакомление с окружающим
4. Лабиринты, зрительные диктанты, воспроизведение элементов по образцу.
Внимание
Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).
Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).
Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).
Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий). 1.Игры:
«Что звучит?»
«Угадай кто ушел?»,
«Что ты слышишь?»,
«Что изменилось?»,
«Телефон»
2. Слушание стихов, песен.
3. Повторение действий за взрослым с последующим усложнением заданий.
Память
Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.
Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.
Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.
Развивать прочность запоминания.
Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.
Упражнения:
1. Повтори несколько движений
2. Запомни ритм и повтори
Запомни последовательность, найди ошибки
Игры:
«Кто ушел из круга?»
«Какой слышал звук?»
«Оркестр»
«Запомни и назови картинки»
Мышление
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.
Учить выделять главное, существенное.
Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.
1. Дидактические
игры:
«Назови одним ловом»,
«Чего не хватает?»,
«4й лишний»,
«Что сначала, что потом?»,
«Назови части?»,
«Что это?»
2. Использование загадок, логических задач
3. Чтение произведений
4. Работа в логических тетрадях
5. Экспериментальная деятельность
Формирование элементарных математических представлений
Упражнять в сравнении групп предметов: много, мало, несколько, больше, меньше, столько же, один, пара.
Развивать умение дифференцировать геометрические формы, основные цвета.
Учить составлять группы предметов по цвету, величине, форме.
Учить сравнивать предметы,используя слова: больше, меньше, длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже, толще, тоньше, одинаковые по длине, высоте, ширине, толщине;
Упражнять в соотнесении формы предметов с геометрическими фигурами.
Количество и счет. Учить количественному счету в пределах 5 в различном направлении и пространственном расположении; называть итоговое число
Учить порядковому счету в пределах 3;правильно отвечать на вопрос: какой по счету?.
Учить соотносить цифру, число и количество. Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. 1. Использование методического пособия Блоки Дьенеша (Игры: домино, подбери по форме, цвету, не повторись, сложение рисунка по образцу)
2.Дидактические игры:
«Подбери по форме»
«Подбери по цвету»
«Что лишнее?»
«Продолжи цепочку»
«Собери картинки в одну команду»
«Подбери полоску по образцу»
«Найди самую длинную змйку (короткую, узкую и т. п.)»
3.Работа в тетради:
«Графический диктант»
«Нарисуй по образцу по клеткам».
Обводим по шаблону.
Раскрашивание картинок.
4. Просмотр обучающих мультфильмов.
5. Разучивание считалочек.
6. Пальчиковые игры
Ознакомление с окружающим миром
Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения: игрушки, одежда, обувь и т. д.
Учить правильно использовать в речи сенсорные эталоны, сравнивать знакомые предметы.
Закреплять представления о себе, своей семье, членах семьи, их обязанностях.
Учить определять степень родства.
Продолжать знакомить с детским садом, трудом взрослых,его содержанием:воспитатель,повар медсестра и др.
Расширять представления о праздниках: Новый год, о зимних развлечениях.
Расширять представления о временах года, о природных явлениях.
Расширять представления о растительном мире: овощи, фрукты, деревья, грибы, ягоды.
Продолжать знакомить с животным миром: Отмечать их характерные признаки. Расширять представления об их особенностях.
Обогащать и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов, наречий по лексическим темам.
Развивать грамматический строй речи. Упражнять в употреблении существительных в форме единственного и множественного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
.Развивать связную речь. 1.Работа с наглядным материалом:
Рассматривание картинок, анализ изображения.
Устное описание наглядности
2.Дидактические игры:
«Чей дормик?»
«Чей детеныш?»
«Чего не хватает?»
«Угадай, какое время года?» ит. д.
3.Чтение художественной литературы:
Рассказы, сказки, басни, загадки, пословицы.
4. Просмотр мультимедийных презентаций (по лесическим темам).
5. Рисование, лепка, аппликации.
6. Пальчиковые игры.
7. Динамические паузы.
8. Беседы.
Графические навыки
1.Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:
2. Развитие зрительно-моторных координаций) 1. Упражнения для свободных движений руки
2. Работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином
3. Работа с конструктором
-шнуровки, мозаики, обведение по контуру
4. Работа по зрительно-двигательным траекториям
5. Игры с малым мячом
Дефектолог___
Рекомендации___
___
___
___
Источник
екатерина перова
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребёнка старшей группы
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ на ребёнка старшей группы
Дата составления: октябрь, 2017
1. Общие сведения о ребенке
Ребенок: Ф. И.,дата рождения: В, 09.11.2012
Домашний адрес,телефон:
Адаптация в группе удовлетворительная
2.Характеристика семьи:
Состав семьи:полная: брат 2001, лицей №8; сестра 2014,д. сад №
Тип семьи: благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания);
занимается воспитанием ребенка: мать, отец
Характер взаимоотношений родителей с ребенком: сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости и горя).
Мать:
Ф. И. О.,дата рождения: Д. Ю.
Образование, специальность, место работы,телефон: средне-техническое, медсестра
Отец:
Ф. И. О.,дата рождения: В. А.
Образование, специальность, место работы,телефон: высшее. АЭС
3. Соматическое здоровье II группа здоровья; часто болеет (ОРВИ, аппетит хороший, днем спит, хотя засыпает с трудом;
4. Особенности моторной сферы
Общая моторика: повышенная двигательная активность, моторно неловок.
Ручная моторика: объем движений полный, темп норма, переключаемость неточная, координация незначительно нарушена
Ведущая рука: правша.
5.Характеристика познавательной сферы ребенка:
Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается;
Характеристика памяти: память хорошая
Характеристика мышления: суть пространственных отношений понимает хорошо; знание обобщающих слов недостаточное- не знает насекомые, инструменты, головные уборы; умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи, понимает содержание сюжетных рядов и картин,
сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, времен года, их последовательности, явлений природы)
6. Состояние знаний ребенка по разделам программы
•Запас общих сведений об окружающем: называет свое имя, возраст, имена родителей, домашний адрес, времена года обозначает словом; признаки времен года называет; знания о животном и растительном мире соответствуют программным требованиям,
•Сформированность навыков рисования:слабо владеет навыком лепки: лучше рисует карандашом, красками получается хуже
•Сформированность элементарных математических представлений:
•Количество и счет: дифференцирует понятия «один-много», владеет количественным счетом в пределах 10, знает цифры от 1 до5, соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, сравнивает множества опосредованно (через счет,
•Восприятие цвета: узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.
•Восприятие формы: имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры, соотносит форму предмета с геометрической формой
•Временные представления: ориентируется во времени суток, последовательно называет определяет и называет время года.
•Пространственные представления: путается в положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади, не использует в речи слова, обозначающие положение предмета и себя в пространстве
7.Отношение к занятиям: способен контролировать свою деятельность, но быстро истощаем, темп деятельности быстрый, старается самостоятельно преодолеть затруднения, возникающие в процессе деятельности;
8.Характеристика речи ребенка:
Звуковая сторона речи:фонетический строй речи сформирован недостаточно: полиморфное нарушение свистящих, шипящих звуков, соноров.
особенности фонематического слуха: развит недостаточно, не дифференцирует звуки близкие по звучанию, не может выделить гласный звук в начале слова, не может назвать последовательность звуков в словах из трех букв.
Словарь: ограничен за счет прилагательных; слоговая структура слова не нарушена
Грамматический строй речи: особенности словоизменения,словообразования: в стадии формирования.
Связная речь: в стадии формирования, может составить рассказ по серии сюжетных картинок с небольшой помощью взрослых; с небольшими ошибками может описать предмет по картинке, рассказать стихотворение; вести диалог
9.Характеристика деятельности:
Навыки самообслуживания: может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет убирать свои вещи
Игровая деятельность: умеет поддержать игру, придумать новый сюжет, любимые игрушки – машинки и конструкторы; в конфликтной ситуации обращается за помощью взрослых ;
Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков
10. Основные трудности,отмечаемые в общении: трудностей нет;
11.Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность в различных видах деятельности, поведение беспокойное;нравственные качества: очень любит своих родных, особенно сестренку; адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.
12.Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение –жизнерадостность, двигательно — расторможен, двигательное оживление при выполнении задания, успокаивается по просьбе взрослого или при переключении на другой вид деятельности
Срок пребывания в группе: 1месяц
Вид программы обучения : общеобразовательная программа Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, под редакцией профессора Л. В. Лопатиной
Проблема №1 развитие звуковой культуры речи
Периодичность занятий: 2раза в неделю
Продолжительность: 10 минут
Ежедневно: работать над чёткостью, координированностью движений органов артикуляции (общий комплекс артикуляционной моторики)
Октябрь
— формировать правильное речевое дыхание (целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох носом «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки» «Тучки», «Шторм в стакане», «Подуй на карандаш»)
Ноябрь
-формировать интонационную выразительность речи (вырабатывать умение говорить громким голосом, повышать и понижать тон голоса, изменять силу голоса «Громко – тихо», «Шагаем по ступенькам», «Тише, жабы, ни гу – гу…», «Вот под ёлочкой зелёной», «Кто как кричит»
Декабрь
— развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие (умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»; умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит», «Барашек»; «Где звенит?», «Будь внимательным», «Поймай звук», «Назови слово с заданным звуком», «Найди место звуку», «Посчитай звуки»; умение определять темп звучания «Угадай, кто идёт»)
— упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения свистящих звуков
Проблема№2: недостаточно развиты пространственные представления.
Цель: развитие и закрепление пространственных представлений.
Задачи: учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, развивать умение определять направление относительно себя; отрабатывать навыки сравнения предметов.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю.
Длительность: 15 минут
Структура индивидуального занятия:
1.Организационный момент: минутка радости.
2.Сюрпризный момент: приход сказочного персонажа.
3.Основная работа: помоги, угадай,подскажи:
— работа у магнитной доски;
— упражнения с раздаточным материалом;
— работа в тетради.
4.Итог занятия: минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности, и было сложным.
Октябрь.
Упражнения на занятиях Рекомендации родителям.
1. «Ближе, дальше» — определить и назвать расстояние до определённого предмета.
2. «Выше, ниже» — сравнить предметы по высоте. Работа в тетради «Игралочка».
3.«На, над, под, за» — определить местонахождение предмета, используя предлоги.Работа в тетради: «Обведи по клеточкам».
4. Игра «Солдаты» — учить следовать в заданном направлении.
5. «Поставь машины в гараж» — определить направление движения.
6. «Десантники» — каждого «десантника» приземлить в заданное место. Игры дома на определение местонахождения предметов, которые окружают ребенка.
7. «Помоги Незнайке дойти к другу» — пройти по лабиринту, определяя направление.
8. «Поможем ежику собрать грибы» — закрепление местоположения предметов.
Ноябрь-декабрь
1. «Больше, меньше» — сравнение предметов по величине. Работа в тетради «Игралочка».
2. «Кто где» — определить и назвать при помощи предлогов местонахождение предметов.
3. «Дорисуй домики» — дорисовывание недостающих элементов. Игры со счетными палочками.
4. «Что получилось?» — графический диктант в тетради.
5. «Что изменилось?» — игра на развитие зрительного внимания.
6. «Считай не ошибись» — счёт предметов разной величины и формы.
7. «Веселый водитель» — закрепление направления движения. Сформировать представление о направлениях движения, научить правильно следовать в заданном направлении.
2. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
8. «Назови соседей» — закрепление пространственных представлений.
Оценка деятельности в коррекции речевого развития: в результате планомерной и систематической работы у ребенка сформировалось умение дифференцировать свистящие звуки, он может выделить гласный в начале слова, сформировалась способность к звуковому анализу слов из 3 букв; формируется правильное речевое дыхание, развивается слуховое внимание, слуховая память, речевой аппарат готов к постановке свистящих звуков.
Оценка деятельности в коррекциипространственных представлений: в результате планомерной и систематической работы с ребёнком у него формируются пространственные представления, навыки сравнения, ориентации в пространстве и на листе бумаги; В. стал использовать в речи слова, определяющие положение себя и предметов в пространстве; повысился познавательный интерес к математике; систематизируется мыслительная деятельность ребенка.
Источник